Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

= Главные подвиги Александра Невского. Главные подвиги александра невского Духовный подвиг александра невского кратко

Побеждал любого неприятеля на поле брани, но при этом мог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв.

Были в русской истории такие моменты, когда не хватало военной силы для лихих побед. И мудрые правители и полководцы, чувствуя это, не бросались сломя голову на врага - они терпели, копили силы народные, чтобы разбить неприятеля наверняка, при этом сохранив большую часть своих войск.

Жизнь и подвиги Александра Невского

Великий новгородский князь относится к числу людей, которые не просто оказали влияние на судьбы нашего народа и Отечества, но и во многом изменили их, а также предопределили дальнейший ход истории, на столетия вперед.

Князь Александр появился на свет в 1220 году (некоторые источники указывают 1221 год) в Переяславле Залесском. Его отец - переяславский князь Ярослав. Мать - Феодосия, младшая дочь князя Мстислава.

С юного возраста Александр оказался вовлечен в политические события, которые в тот период развернулись вокруг княжения в Новгороде Великом. С этим городом связана большая часть жизни великого полководца, мыслителя, философа.

Новгородское Княжение

В начале января 1231 года Александр становится формальным новгородским князем наравне со своим братом. На самом деле вся власть находилась в руках его отца. В 1233 году брат Федор умер. В 1236-м князь Ярослав занял освободившийся к тому времени киевский престол. С этого момента 16-летний Александр становится полноправным правителем Новгорода.

Часто можно слышать вопрос: «Какие подвиги совершил Александр Невский?» Сегодня мы расскажем вам об этом. Но вначале хотелось бы заметить, что начало его княжения в Новгороде пришлось на страшное время - татарское нашествие.

До Новгорода полчища Батыя не дошли, но в это время были разрушены крупнейшие русские города, погибли самые смелые князья.

Кроме того, огромную опасность для Новгорода представляли немецкие рыцари, продвигавшиеся с запада. И беспокоила Александра Швеция, которая в начале XIII века стала посягать на территории Руси.

Битва на Неве

Описывать ратные подвиги Александра Невского необходимо именно с этого сражения, потому что это было первое серьезное испытание для молодого князя. Надо сказать, что выдержал он его с честью, при этом проявив качества не только блестящего полководца, но и мудрого политического деятеля.

С маленькой дружиной, не дожидаясь помощи от отца и других князей, Александр отправился в поход. По пути он объединился с ладожанами и внезапно (15 июля) напал на шведский лагерь. Как известно, русское войско разбило шведов. При огромных потерях неприятеля русичи потеряли 20 человек. Есть мнение, что потери в войске Александра несколько занижены, но вместе с тем значение битвы на Неве очевидно - несмотря на монгольское иго, Русь была способна защищать свои границы.

Безоговорочная победа была очень важной для двадцатилетнего князя. Она принесла ему громкую славу и почетное имя - Невский.

После этого события Александр поссорился с новгородцами и вместе с семьей, матерью и «своим двором» покинул город. Вероятно, причиной конфликта стало его властное (по примеру отца) княжение. Оно и вызвало сопротивление боярства. Александр переехал в Переяславль, где стал князем.

Без сильного правителя Новгород не смог противостоять еще одному врагу - крестоносцам. Рыцари в союзе с эстонцами («чудью») захватили Изборск, а позднее и Псков. Через год в их руках оказался город Тесов на реке Луге. Новгородцы стали просить Ярослава прислать на помощь своего сына. Вначале великий князь отправил в Новгород младшего отпрыска - Андрея, но после повторной просьбы горожан согласился отправить Александра. Подвиги Александра Невского были у всех на слуху, поэтому на него возлагались особые надежды. И надо сказать, что он их полностью оправдал. В 1241 году новгородцы с ликованием встречали молодого князя.

Битва с немцами

Все подвиги Александра Невского имеют огромное значение в развитии русской государственности. Победа над немцами - не исключение.

Князь Александр, прибыв в Новгород, начал действовать решительно. В тот же год он захватил Крепость Копотье, которую возвели немцы. Часть противников он пленил, часть отпустил домой, а предателей (вожан и эстонцев) повесил.

Через год Александр с новгородцами и дружиной брата Андрея двинулся на Псков. Город был освобожден от захватчиков довольно просто. Часть немцем была перебита, часть отправлена в Новгород как военная добыча.

Развивая успех, русские дружины двинулись в Эстонию, но в первом же столкновении передовой отряд Александра был разбит. Русские воины отступили.

5 апреля 1242 года произошла битва на которая в истории получила название Эстонцы и немцы, движущиеся «свиньей» (клином), пробили передовой отряд русских, но вскоре были окружены и уничтожены.

Последний подвиг Александра Невского

В 1245 году на города Торжок и Бежецк двинулось литовское войско под предводительством Миндовга. Когда люди, интересующиеся жизнью великого полководца, спрашивают: «Каков последний подвиг Александра Невского?», исследователи отвечают, что это, бесспорно, разгром литовцев.

Освободив Торопец, князь Александр убил десять князей-литовцев. После этого он распустил новгородцев по домам и силами своей дружины догнал и полностью разбил литовское войско у озера Жизца. Возвращаясь в Новгород, княжеская дружина одолела еще один отряд литовцев.

Дружина Александра являлась грозной силой. Даже упоминание о ней приводило недругов в ужас. 3 подвига Александра Невского, которые он совершил со своими доблестными воинами, не могли не дойти до Батыя. После разгрома литовцев Александра «вызвали» в Орду.

Отношения с татаро-монголами

В 1247 году Андрей, а вслед за братом и Александр Невский, отправились к Батыю, в Орду. Вернулись братья лишь в 1249 году. Андрей получил от хана ярлык на престол во Владимире, а Александр - в Киеве. Формально статус, предоставленный Александру, был выше. Но разоренный татарами Киев практически утратил свое значение в жизни государства. Поэтому Александр не был удовлетворен этим решением. Не заезжая в Киев, он отправился в Новгород.

Политика Александра Невского на долгие годы определила отношения между Русью и Ордой, Западом и Востоком. Позднее политику умиротворения Орды продолжили московские князья - правнуки и внуки Александра Невского. Именно они сумели в итоге возродить могущество Руси и, наконец, сбросить ненавистное иго.

Дипломат князь Александр

Перечисляя подвиги Александра Невского, нельзя ограничиваться лишь его военными достижениями. Он был успешным дипломатом, способным заключать очень важные для государства договоры. В 1251 году ему удалось подписать соглашение между Норвегией и Новгородом по разграничению пограничных споров и сборов дани на огромной территории, которую населяли саамы и карелы. В 1260 году был заключен торговый договор с Любеком, Готландом и немецкими городами. Он оказался весьма долговечным. Ссылались на него даже в 1420 году.

Последние дни Александра

Возвращаясь в 1263 году из своей четвертой по счету поездки в Орду, Александр заболел. В Городце, который расположен на Волге, чувствуя, что его дни сочтены, князь принял монашеский постриг, а 14 ноября его не стало.

Мы рассказали вам о жизни великого человека, вклад которого в историю Государства Российского трудно переоценить. Подвиги Александра Невского, его жизнь, победы на поле брани и заслуги на дипломатическом поприще заслуживают восхищения и уважения.

«Повесть о житии …Александра Невского» была написана в 80-х гг. ΧІІІ в. Цель данного «Жития…» - п рославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли.

Александр Невский - бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской.

Битва на Неве - это было первое серьезное испытание для молодого князя, которое он выдержал с честью, при этом проявив качества не только блестящего полководца, но и мудрого политического деятеля. С маленькой дружиной, не дожидаясь помощи от отца и других князей, Александр отправился в поход. По пути он объединился с ладожанами и внезапно напал на шведский лагерь. Русское войско разбило шведов. При огромных потерях неприятеля русичи потеряли 20 человек. Есть мнение, что потери в войске Александра несколько занижены, но вместе с тем значение битвы на Неве очевидно – несмотря на монгольское иго, Русь была способна защищать свои границы. Безоговорочная победа была очень важной для двадцатилетнего князя. Она принесла ему громкую славу и почетное имя – Невский.

Битва на Чудском озере в истории получила название Ледового побоища. Эстонцы и немцы, движущиеся «свиньей» (клином), пробили передовой отряд русских, но вскоре были окружены и уничтожены.

Два первых подвига отличаются от третьего тем, что первый и второй - «бранные», т.е. военные. 3-й подвиг - это подвиг самопожертвования. Александр Невский поехал к хану отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу. Александр Невский рисковал собственной жизнью, но не побоялся лично поехать к хану. Новгородский князь побеждал любого неприятеля на поле брани, но при этом мог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв.

Духовный подвиг: Возвращаясь в 1263 году из своей четвертой по счету поездки в Орду, Александр заболел. В Городце, который расположен на Волге, чувствуя, что его дни сочтены, князь принял монашеский постриг, а 14 ноября его не стало.

«Житие Александра Невского» рассказывает нам о жизни великого человека, вклад которого в историю Государства Российского трудно переоценить. Подвиги Александра Невского, его жизнь, победы на поле брани и заслуги на дипломатическом поприще заслуживают восхищения и уважения.

Определить роль эпиграфа к главе V «Любовь» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Первый эпиграф - фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176).

Второй эпиграф - отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135). Эпиграфы намекают на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.

18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России. В этот день войска святого благоверного князя Александра Невского одержали в 1242 г. победу над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).

Не в силе Бог, а в правде!

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, мать – Феодосия – рязанская княжна, дочь Мстислава Удалого.

С малых лет Александра воспитывали как будущего князя – не только воина, но и политика: знакомили с летописями, переводами византийских хроник. Отрок читал знаменитую «Александрию» – повествование о походах Александра Македонского, но главной его книгой была Библия – Александр хорошо ее знал и нередко цитировал.

«От юного возраста и от младых ногтей всякому делу благо научен быстро»,

Семилетним мальчиком будущий великий князь впервые приехал в вольный Новгород, так непохожий на его родной Переславль. На Торговой стороне огромного города вели шумный торг заморские и русские купцы. У пяти пристаней Волхова стояли русские ладьи, шведские и норвежские шнеки, немецкие и датские суда. У купцов был свой торговый суд, без совета которого Новгород не заключал ни одного внешнеторгового договора. Внутри городских укреплений проживало более 20 тыс. горожан. В самом городе и вокруг него действовали 21 мужской и женский монастырь – втрое больше, чем в столице русских земель Владимире.

По обширности своих владений Новгород превосходил такие вольные города, как Любек, Бремен, Венеция и Генуя. От Финского залива до Уральских гор стекалась в Новгород богатая дань – меха, мед, воск, моржовый клык, рыба.

В центре этой торговой державы Александр обучался государственным делам – присутствовал на вече, слушал беседы отца, постигая искусство политики и защиты своих княжеских прав от внутренних и внешних посягательств. В 16 лет он стал князем-наместником Новгорода. То было трудное время.

К нападению на Псков и Новгород готовились Ливонский и Тевтонский духовно-рыцарские ордены. С начала XII в. на Эстонию упорно посягала Дания. Подписанный в июне 1238 г. немецко-датский договор о союзе предусматривал совместное нападение датских крестоносцев на Новгород. Папа призывал шведских рыцарей выступить с оружием в руках против Финляндии, где Новгород укрепил свое влияние после походов Ярослава.

В 1237–1238 гг. Русь постигла настоящая катастрофа – вторжение в ее пределы татаро-монголов: гибель Рязани, Коломны, Владимира, Торжка, что в свою очередь усилило натиск католического Запада.

Летом 1240 г. шведские феодалы вторглись в пределы Новгородской земли. По Неве на множестве кораблей они достигли устья речки Ижоры. Здесь остановились на отдых. Разведка донесла Александру Святославичу о вторжении иноземцев и месте расположения их лагеря.

Юный князь действовал смело и решительно. Во главе своей дружины и небольшого отряда новгородцев он выступил в поход на врага. Перед этим он вошел в храм Святой Софии и со слезами молился о даровании победы. Окончив молитву, вышел из храма, осушил слезы и, обращаясь к дружине, сказал:

«Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!»

С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Ободренный Александр повел с молитвой войско на шведов.

15 июля 1240 г., в День святого Владимира, новгородцы неожиданно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятеля и стали их рубить топорами и мечами. Сам князь Александр Ярославич копьем «возложил печать» на лицо шведского предводителя Биргера (зятя шведского короля).

В этой битве шведы потерпели сокрушительное поражение, а Александр за мужество был назван Невским. Победа Александра сохранила для Руси берега Финского залива, ее торговые пути в страны Запада, остановила шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси.

Но уже осенью к Новгороду подступила новая опасность: немецкие рыцари из Ливонского ордена и их союзники датчане взяли крепость Изборск, пал Псков. Александр потребовал от новгородского боярства расходов для срочной подготовки к войне. Те воспротивились властному князю. Тогда Александр со всем своим «двором» ушел в Переславль-Залесский.

Но немцы с датчанами уже разбойничали на Русском Севере и даже построили свой замок на Копорском погосте. Испуганные натиском врага, новгородцы умолили Александра вернуться. Князь не стал чиниться и уже весной 1241 г. со вновь сформированными суздальскими полками вошел в город.

Набрав новгородское ополчение, Александр взял штурмом Копорье.

Зимой 1242 г. Александр Ярославич вместе с братом Андреем, приведшим владимирские полки, захватили Псков. Ливонцы, собрав все свои силы, выступили им навстречу. Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера – это было Ледовое побоище, вошедшее во все учебники военного искусства.

Боевой строй рыцарей русские называли «свиньей» – тупой клин и острие, стороны которого составляла закованная в броню конница. Клин разбивал строй противника, а находившиеся внутри него пешие воины завершали разгром.

Александр Невский встретил рыцарей на Узмени, неширокой протоке между Чудским и Псковским озерами, близ обрывистого Вороньего камня. Нарушив традиционное построение войска, князь Александр разместил пешее ополчение против острия клина, а основные силы сосредоточил на флангах. Ополченцы мужественно вступили в бой и, как и ожидалось, не выдержали удара. В это время с флангов ударила конница, а с тыла – отборная дружина Александра.

Летописец дает такую картину сражения:

«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью… И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство…»

Ливонский орден поспешил заключить мир. Приехавшие в Новгород послы-крестоносцы клялись:

«Что зашли мы с мечом… от того от всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите».

За русский город Юрьев, который был завоеван рыцарями в 1214 г. и переименован в Дерпт, ливонцы обещали «юрьевскую дань» (ее платили и в XVI в.).

Наши историки, как правило, высоко оценивают военные достижения Александра Невского. Сергей Михайлович Соловьев писал:

«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

«Мы знаем истинное учение Церкви»

После своих великих битв Александр Ярославич жил и трудился на благо Руси еще два десятилетия: управлял Великим Новгородом, много сил отдал укреплению северо-западных рубежей Руси. В частности, в 1253 г. он отразил немецкое нападение на Псков, в 1256 г. в суровых условиях зимы совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю.

Между тем Ярослав Всеволодович был вызван в Караком и отравлен там 30 сентября 1246 г. После смерти отца, Александр с братом Андреем впервые (в 1247 г.) поехали в Орду на поклонение к Батыю, а отсюда по воде Ярославичам пришлось совершить далекое путешествие в Монголию к великому хану. Два года употребили они на эту поездку и возвратились в 1250 г. с ярлыками на княжения: Андрей, хотя и младший брат, получил по воле хана первый по значению Владимирский стол, Александр же – Киев и Новгород. Александр не поехал в разоренный татарами Киев, а жил то в Новгороде, то в Переславле-Залесском, Андрей обосновался во Владимире.

Желая сыграть на чувствах сына, в 1248 г. Папа Римский прислал к Александру Нев¬скому послов – кардиналов со своей буллой. Они уверяли, что еще отец Александра хотел подчиниться римскому престолу, но смерть помешала этому. Поэтому сыну следует выполнить волю отца. Взамен Папа предлагал союз для борьбы с Ордой. Александр Невский не поддался на уловку:

«Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не принимаем и знать не хотим».

Тем временем между братьями нарастали серьезные разногласия. Андрей склонялся к мысли об освобождении от Ордынской зависимости силой оружия. Александр полагал, что у Руси нет сил бороться за независимость, и поэтому поддерживал добрые отношения с Ордой (даже побратался с сыном Батыя Сартаком). Когда во Владимире и еще нескольких городах вспыхнули восстания, Андрей возглавил повстанцев.

Решающая битва произошла в июле 1252 г. Силы были слишком неравны, дружины Андрея и его брата Ярослава разгромлены, а сам он чудом спасся и убежал с семьей в Швецию. Для наказания восставших на Русь была направлена карательная экспедиция под началом царевича Неврюя («Неврюева рать»). Северо-Восточные земли Руси были разграблены и разорены, множество людей убито или увезено в плен, сожжен Переславль-Залесский, уничтожено много сел и деревень.

После этого сражения Батый передал ярлык на великое княжение Владимирское Александру Ярославичу Невскому. В том 1252 г. князь с триумфом вернулся во Владимир. Его встретил «у Золотых ворот митрополит и вси игумени, и граждане и посадили на столе отца его Ярослава… И бысть радость велика в граде Володимери и во всей земли Суздальской» («Лаврентьевская летопись»).

Власть князя распространялась не только на Владимир и Новгород, он оказывал свое влияние на политику Полоцкого, Витебского и Смоленского княжеств.

Великий князь Владимирский

Великокняжеский стол Александр Невский занимал 10 лет. Что сделал князь за это время? Прежде всего, продолжая дело своего отца, восстанавливал разрушенные города, собирал в них жителей, строил церкви. Более того, в 1261 г. стараниями святого Александра и митрополита Кирилла епархия Русской Православной Церкви была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды. Характеризуя благочестие своего героя, автор «Жития» пишет:

«И умножились дни жизни его в великой славе. Ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу».

Эти 10 лет были временем тишины, спасительной для истерзанной страны. В многочисленных княжеских делах Александр Невский не забывал дел христианской любви: немало золота и серебра передавал он в Орду на выкуп русских полоненных, многих вывел из татарской неволи…

Беспокойства причинял лишь вольный Новгород. В 1257 г. началась перепись населения с целью упорядочить сбор дани и Новгород восстал. Александр сурово расправился с восставшими, а от Орды добился отсрочки от проведения переписи, откупившись богатыми дарами. Через год переписчики снова явились в Новгород, и под угрозой применения силы жители согласились дать «число». Князь лично участвовал в организации переписи, а его дружина обеспечивала безопасность переписчиков. С тех пор Новгород не видел у себя татарских чиновников, хотя и выплачивал дань…

В 1262 г. в городах Ростове, Ярославле, Владимире, Суздали, Устюге начались стихийные восстания. Они были вызваны бесчинствами бесермен-купцов, которым хан отдал на откуп сбор дани и от коих была «великая пагуба». Восставшие повсюду убивали или изгоняли откупщиков… В Орде объявили сбор полков, чтобы наказать мятежников.

Александр Невский незамедлительно отправился в Сарай, чтобы умолить хана Менгу-Тимура не посылать на Русь карательную экспедицию. И ему удалось это сделать! Кроме этого, князь добился освобождения от дани Православной Церкви, передачи сбора дани в руки самих русских князей, а также отмены такой тяжелой повинности, как предоставление русскими полков для участия в татарских военных походах.

Последние переговоры в Сарай-Бату шли трудно, хан удерживал Александра Невского почти год. И отпустил его на родину поздней осенью 1263 г., когда князь тяжело заболел (существует версия, что он был отравлен, как и отец). Добравшись до Нижнего Новгорода, он совсем занемог. В Городце-на-Волге, чувствуя приближение смерти, князь принял схиму с именем Алексия. 14 ноября 1263 г. Александр Ярославич скончался. Митрополит Кирилл, получив известие о смерти князя, сказал: «Солнце наше закатилось!»

В «Житии» рассказывается, как провожали его в последний путь: «Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия».

Уже в XIII в. Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых. Тогда же была создана первая редакция его «Жития». Общероссийское празднование святому было установлено на церковном соборе 1547 г., который провел митрополит Макарий.

Русская Православная Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября.

А.Г. Глухов, заслуженный работник культуры
И.В. Воробьева, историк

В связи с этим хотелось бы представить вниманию участников сообщества небольшой очерк, посвященный Св. Александру Невскому и смыслу его христианского подвига. Собственно - тому, за что мы почитаем его не только как политика и воина, но и как святого.

ПОДВИГ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО


Святой благоверный великий князь Александр Невский занимает совершенно особое место в ряду русских святых князей и в самосознании русского народа и Русской Церкви. Это первый в русской истории государь, смысл святости которого был усмотрен Церковью не в обращении язычников, не в мученической христианской кончине, и не в иноческих подвигах благочестия, а в военно-политической деятельности, причем деятельности, имевшей общенациональный масштаб.
Именно такая оценка смысла христианского подвига св. Александра преобладала и при его жизни и с самой его кончины, постепенно занимая все большее место в национальном сознании, - императором Петром Великим, совершившим символический акт переноса мощей св. князя из Владимира в Санкт-Петербург. Был установлен национально-религиозный культ Александра, ставший одной из агиополитических основ Российской Империи.
Даже в советский период именно почитание св. Александра, после периода раннебольшевистского нигилизма, возродилось первым, хотя и в чисто светском, атеистическом ключе, не как святого князя, но как защитника Земли Русской. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна даже представляет Александра как носителя «языческого» русского начала в противоположность христианству, представленному немцами, что, разумеется, исторической действительности не соответствует. Показательно, что орден Александра Невского был единственной наградой, которую, независимо друг от друга, ввели Российская Империя и Советский Союз. Сейчас национальному почитанию Св. Александра возвращается его церковный, религиозный смысл.
Жизнь и подвиги св. Александра достаточно хорошо известны, поэтому имеет смысл не пересказывать их в хронологическом порядке, а указать на те смыслы, которые и послужили основой для церковного культа князя.
Первостепенное значение в почитании св. Александра имела героическая составляющая его подвига. Вопреки распространенному заблуждению, православная оценка героизма очень высока - культ святых воинов-мучеников органически дополнялся преданиями об их подвигах, - победах над врагами, змеями и драконами. В героизме видится духовная добродетель, которая и приводит воинов-мучеников к их последнему подвигу и последней победе, смерти за имя Христово. Невская битва и Ледовое побоище, составившие воинскую славу Александра, были примером именно героической победы, требующей дерзости, воинского хитроумия и личного мужества. Эти победы понимались как проявление особой добродетели князя и знак Божия благоволения к нему, и не случайно в Житии св. Александра рассказывается о прямо небесной помощи свв. князей Бориса и Глеба в ходе Невской битвы и о воинстве Божием, помогающем русским полкам на Чудском озере. В Житии воинские подвиги Александра последовательно сопоставляются с подвигами воинов ветхозаветных времен – Иисуса Навина, Самсона, Давида.
Однако авторы житий сопоставляют Александра и с античными героями – Александром Македонским, Ахиллесом, Веспасианом Флавием (хорошо известным русским книжникам по славянскому переводу «Иудейской войны» Иосифа Флавия). Особенно значимо первое сопоставление, - в лице Александра Невского Русь обрела своего Александра Македонского, непобедимого юного героя, «затворившего врата» от варваров. Здесь мы видим второй аспект подвига св. Александра - стояние за Русскую Землю. Формула что князь Александр «потрудися за всю Русскую Землю» уникальна в летописной оценке князей этого периода, бывших, обычно, правителями с удельными интересами. Военно-политическая деятельность Александра отразила опасность для всех русских земель на основных угрожающих направлениях, - шведском, немецком-прибалтийском, литовском, - где вторжения были отражены лично князем, и, наконец, татарском, где за все время княжения Александра не было ни одного набега.
Именно св. Александр признавался потомками создателем Русской Земли как целостного хотя бы в теории государственного образования (точнее, - воссоздателем после Батыева разорения). Александр закрепил за своими потомками Владимирское великое княжение, а за князьями Владимирскими исключительное право на княжение в Новгороде. Тем самым были очерчены границы той государственной территории, которая позднее была объединена и укреплена под властью Москвы. Именно очерченные Александром границы стали первоначальными границами новой Руси. Эта Русь постепенно осознала себя как Святая, как царство благочестия и как ковчег спасения для православных христиан после разорения латинянами Царьграда, запустения Киева и постепенного ослабления иных православных земель. Соответственно и сопоставление подвигов Александра с подвигами ветхозаветных героев приобрело и более глубокий смысл, - он предстает как защитник Святой Земли, подобный Самсону, Гедеону или Давиду, а не просто как политик и государственный деятель.
Эта трактовка, безусловно, не имела бы места, если бы современники считали справедливыми возводимые последующими историками клеветы на Александра как на мнимого виновника нашествия «Неврюевой рати», разорившей Владимир и заставившей бежать его брата Андрея. Александр не наводил на Русь татарской рати, но уже после нашествия был назначен Ордой великим князем на место Андрея, дабы восстановить Русь. Церковное сознание вообще не видело проблемы в отношениях Александра с татарами той проблемы, которую преувеличивают современные историки. По представлению автора Жития Александр своей личностью внушил Батыю глубокое уважение и добился установления для Руси достаточно привилегированных отношений с Ордой, а после разорения «Неврюевой ратью» земли Суздальской восстановил её: «воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их». При этом не следует излишне драматизировать политику св. князя, - он не делал «глобального геополитического выбора против Запада в сторону Евразии и Орды». Св. Александр был охранителем и попечителем святой Русской Земли и готов был к союзу и с римским папой (с которым вел переписку, закончившуюся, впрочем, решительным отвержением всех папских предложений), и с Ордой, но главное – не в ущерб интересам Русской Земли и безопасности ее людей. Заботу о людях и о земле, кротость, смирение и приветливость церковное Предание считает еще одной характерной чертой христианского подвига Александра.
Наконец, закат жизни св. Александра освящен жертвенным подвигом, последним путешествием в Орду с целью «отмолить» русских людей от татарского «налога кровью», участия в ордынских войнах. Кончина Александра, с принятием перед смертью монашества и схимы, как высшей формы отречения от мира, представляется автору жития наградой Божией за труды князя. Св. митрополит Кирилл – верный помощник св. Александра во всех церковных делах, характеризует его кончину в своем надгробном слове образом заката солнца: «Чада моя, разумейте, яко уже заиде солнце земли Суздальской!». Перед погребением Александра его святость обозначается знамением, очевидцами которого были церковные служители – рука князя сама раскрылась, принимая вкладываемую в нее разрешительную грамоту, а затем сжалась вновь.
Почитание св. Александра складывается на Руси сразу же по его кончине, - на его гробнице во Владимире служатся по важным случаям молебны и панихиды, велкий князь Московский Иоанн Иоаннович оставляет в завещании своему сыну Димитрию икону св. Александра. Однако церковное прославление св. князя совершается после Куликовской битвы. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение - свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку Димитрию Ивановичу, одолеваемому иноплеменниками. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке, князю составлена служба и установлено местное почитание во Владимире, подтверждаемое происходящими у мощей многими чудесами. В 1547 году Стоглавый собор утверждает общецерковное почитание св. Александра и устанавливает днем его памяти 23 октября.
С этого участия св. Александра в Куликовской битве укрепляется его агиополитическая роль в качестве военного покровителя Русской Земли. В 1552 году перед походом на Казань Иван Грозный совершает молебен перед мощами св. Александра, один из спутников великого князя исцеляется и в этом очевиден Божий знак успеха похода. В 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея повторяется видение подобное Куликовскому, - свв. Борис и Глеб призывают св. Александра поспешить на помощь Москве. Интересно, при этом, что вслед за св. Александром свв. Борис и Глеб направляются к его предкам свв. страстотерпцам Андрею Боголюбскому и Георгию Всеволодовичу (павшему в бою с татарами на реке Сити) и Всеволоду Большое Гнездо и Ярославу Всеволодовичу, официальное почитание которых Церковью не было установлено, а также к св. Петру – царевичу Ордынскому. Знаменательно то, что в посмертных своих трудах как защитника Руси св. Александр берет своеобразный «реванш» за то, что невозможно было ему при жизни, подействует победе над восточными врагами Руси.
Петр Великий существенно реформирует церковный культ св. Александра, сведя его прежде всего к военному аспекту и ранним подвигам, совершенным на Северо-Западных рубежах Руси. Мощи святого в 1723-1724 гг. переносятся сперва в Шлиссельбург, а затем в Санкт-Петербург, основанный на месте Невской Битвы, в специально построенную для этой цели Александро-Невскую Лавру, становящуюся северным сакральным центром России. День перенесения мощей – 30 августа, одновременно – день заключения Ништадтского мира со Швецией, устанавливается в качестве дня празднования святому князю. Петр издает специальное распоряжение, запрещающее изображать св. Александра в одеянии схимника, отныне иконография св. Александра – это обязательно иконография святого воина, причем воина-монарха. В обычай входит изображение св. Александра по образу Всероссийских императоров – в горностаевой мантии, доспехе и с мечом в руках. Святой князь становится покровителем созданной Петром русской армии и того своеобразного «сакрального милитаризма» одушевлявшего военную идеологию императорской России. Однако за счет усиления этих черт в восприятии духовного облика св. князя, политическое и духовное значение его подвига было оттеснено на второй план и современной России имеет смысл возвратиться к более цельному видению деяний св. Александра, как одного из основателей Русского государства и защитника Русской Земли как земли святой.

Основные даты жизни и деятельности св. Александра Невского
1219, 30 мая - Рождение в Переяславле Залесском – уделе отца, князя Ярослава Всеволодовича.
1231 - Ярослав Всеволодович оставляет Александра с братом на Новгородском княжении.
1236 - Ярослав Всеволдович становится великим князем Киевским, а Александр Ярославич – самостоятельным князем Новгородским.
1237-38 - Батыево нашествие на Русь. Татарская рать не доходит до Новгорода
1239 - Брак Александра с полоцкой княжной Александрой
Лето 1240 - Шведский десант в устье Невы. Князь Александр с дружиной совершает стремительный рейд к месту высадки неприятеля и наносит неожиданный удар. 15 июля в ходе Невской битвы Александр наносит шведам сокрушительный удар, сам лично побеждает в поединке шведского предводителя и ранит его копьем в лицо.
Зима 1240 - Поссорившись с новгородцами Александр с женой и двором покидает Новгород. Тем временем немецкие рыцари из Ордена Меченосцев захватывают русские города Изборск и разбивают псковскую рать.
1241 - Возвращение Александра в Новгород, захват орденской крепости Копорье. Немцы захватывают Псков.
1242 - Поход Александра на земли Ордена, освобождение Пскова, битва на Чудском озере 5 апреля. Полный разгром войск Ордена. Меченосцы просят о мире и отказываются от любых претензий на русские земли.
1245 - Набег литовцев. Битва под Торопцом и разгром Александром литовского войска. Ссора с новгородцами, не желавшими продолжать поход на Литву. Александр с одной дружиной совершает поход в Литовские земли и наносит противнику несколько поражений. Прекращение на долгий срок литовских набегов.
1246 - в Монголии отравлен отец Александра вел. князь Ярослав.
1247 - Александр после перераспределения «столов» получает Тверь и вместе с братом Андреем едет в Золотую Орду, а затем в Монголию, к Великому Хану в Карокорум.
1249 - Великий Хан признает Александра старейшим из русских князей и поручает ему Киев, младшему брату Андрею передан Владимир.
1250 - Александр возвращается на Русь и селится в Новгороде. Первая болезнь Александра.
1252 - Нашествие на Владимирскую землю «Неврюевой рати» в наказание за неповиновение и антитатарский союз с Даниилом Галицким. Бегство Андрея. Разорение Переяславля. Александр получает ярлык на Владимирское княжение. Торжественный въезд Александра во Владимир.
1252-1263 - Княжение Александра во Владимире, восстановление разоренных русских земель. Сотрудничество со св. митрополитом Кириллом в деле укрепления Русской Церкви.
1255 - Приведение к покорности новгородцев, изгнавших старшего сына Александра – Василия.
1256 - Отражение попытки шведов построить город на реке Нарове и поход в Финляндию.
1258 - Поездка в Орду с неудачной попыткой отклонить проведение переписи населения.
1259 - Перепись в Новгороде. Татарский отряд под охраной дружины Александра входит в город. Александр не допускает столкновений.
1262 - Истребление сборщиков дани от Великого Хана во многих русских городах. В некоторых источниках сообщается, что это сделано по тайному повелению князя Александра. Поездка Александра в Орду с попыткой предотвратить посылку русских войск на подмогу хану Берке.
1263, 14 ноября - На обратном пути из Орды Александр умирает в Городце на Волге.

«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися»
Тропарь св. Александру Невскому

«Слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».
Житие Александра Невского XIII века

6 декабря Церковь чтит память святого благоверного великого князя Александра Невского. Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра – для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг ратной славы предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: рыцари католических орденов стремились поработить Русь, осквернить святыни русского Православия. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая судьбоносное значение этой Истины Христовой в русской жизни, святой князь Александр принял на себя тяжкий крест державного защитника чистоты веры, хранителя и оберегателя духовной полноты русской государственности.

Подвиг смирения ожидал его в отношениях с надменной и пресыщенной победами монгольской Ордой. Хан Батый послал сказать князю: Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей? Видя в случившемся попущение Божие и наказание за грехи междоусобной княжеской вражды, святой Александр решил признать старшинство хана, не желая терзать Отчизну ужасами еще одной войны.

– Не бойтесь убивающих тело, провозглашает Слово Божие. Бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне (Мф.10. 28). Душа России всегда жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Зато смертельным повреждением угрожало русской жизни еретическое латинство.

Сделав опору на истины Закона Божия и Заповеди Христовы, святой Александр первым вывел Русь на тот путь, следуя по которому, она росла и крепла год от года, превратившись в результате из сообщества маленьких враждующих княжеств в великое Православное Царство, защитницу и хранительницу Вселенского Православия.

– Не в силе Бог, а в правде. Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Российская Церковь празднует 6 декабря (день его отпевания). И вторично – 12 сентября (день перенесения его святых мощей из города Владимира в царствующий град святого Петра).

Княжение Александра Невского (1236-1263) совпало с одним из самых тяжелых и трагических периодов русской истории: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища «крестоносцев» (шведы и немецкие рыцари Ливонского ордена).

Ужас такого положения выражался в том, что с одной стороны над русскими землями нависла угроза нашествия степных кочевников – монгол, что непременно вело к порабощению, в лучшем случае, и к уничтожению в худшем. С другой, балтийской стороны наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение колен перед знаменами западного католицизма.

Русь была ослаблена захлестнувшими её междоусобными войнами. Каждое княжество пыталось существовать на свой манер. Брат шел на брата. В ход пускалось все: убийство, вступление в родственные связи с авторитетными чужеземными родами, кровосмешение, интриги, заигрывание и одновременная жестокость с горожанами. Исторические условия того периода, в которые были поставлены князья, толкали их на те или иные действия.

Благоверный князь Александр Невский стал центральной фигурой новой, возрождавшейся из развалин мелкокняжеских уделов Руси, и именно к нему были обращены взоры как к защитнику и объединителю земель перед лицом золотоордынской угрозы и католических захватчиков.

В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с братом Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники.

Александр освободил Псков и отсюда, не теряя времени, двинулся к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру.

Похожие публикации