Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

К какому сословию относился н успенский. Биография. Смотреть что такое "Успенский, Николай Васильевич" в других словарях

Успенский (Николай Васильевич) - известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико-хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1 московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать, под гармонику, перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе Успенский дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах Успенский изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, на удачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя Успенского в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н.Г. Чернышевского: "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - не подкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая Успенского стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба Успенского, Решетникова, публика, а тем более критика, стали охладевать к Успенскому, который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя Успенского исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений Успенского, написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого Успенский стал печатать свои рассказы в "Отечественных Записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большей частью в незначительных изданиях. "Рассказы Николая Васильевича Успенского" вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки", в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом Вестнике", 1889, декабрь. П. Быков.

В России не найдешь человека, которому не было бы знакомо творчество Эдуарда Успенского. Всю свою жизнь этот человек посвятил детям и способам сделать их счастливыми. Рассказы литератора вырастили много поколений малышей, которые верят в доброту и дружбу, отвагу и честность, и поэтому способны помочь близким и родным в трудную минуту.

И, наверняка, нет в России людей, которые бы не видели мультфильмы, созданные по мотивам книг Эдуарда Николаевича. Народное признание и любовь он заслужил благодаря прекрасным произведениям, которые показывают правильные ценности в понятной и доступной форме.

Детство и юность

Биография Эдуарда Николаевича началась 22 декабря 1937 года в Егорьевске. Родители будущего автора не имели отношения к писательской стезе. Отец Николай Михайлович работал кинологом в охотничьем отделе ЦК КПСС, поэтому в доме водилось много животных. Мама по образованию была инженером-машиностроителем. Кроме Эдика, в семействе воспитывались еще два сына: старший брат Игорь и младший Юрий. По национальности отец Успенского был евреем, а мать - русской.


Когда Эдуарду исполнилось 10 лет, из жизни ушел любимый папа, дети остались с матерью. Семья жила в квартире на Кутузовском проспекте.

В раннем возрасте Эдик рос озорным мальчишкой. Ребенок неважно учился, поэтому «навострился» срезать двойки из дневника лезвием. Сказывалась плохая финансовая поддержка: после смерти отца семья жила бедно. Но при всем при этом будущий писатель мечтал о карьере министра или академика.

Однажды Эдуард сломал ногу и попал в больницу. Тогда мальчик попросил маму принести учебники и начал заниматься. Вскоре успеваемость Эдуарда Успенского улучшилась, а школу молодой человек заканчивал с грамотами за победы в олимпиадах. Особенно хорошо юноше давалась математика.


Образование получил высшее в Московском авиационном институте. После учебы пошел работать инженером, а в свободное время стал сочинять сценарии и рассказы для детей. Интерес к творчеству у Успенского возник еще в юности – в школе парень был постоянным вожатым для отрядов с маленькими учащимися, для которых придумывал забавные детские стихи и песенки. Университетское образование молодой человек совмещал с созданием и проведением студенческих капустников и выступлений местного .

Недолго проработав по специальности, Успенский стал заниматься развитием карьеры литератора. Сочинял рассказы и стихи для детей, но публиковали творчество нечасто. Гораздо более востребованными оказались юмористические зарисовки и рассказы Эдуарда для блока сатиры. Однако автору не хотелось развиваться в этом направлении.


Эдуард Успенский придумал героев любимых мультфильмов

Неизвестно, как бы сложилась судьба лучших произведений, если бы на них не обратили внимание создатели мультфильмов. Благодаря наглядной иллюстрации сочинения Успенского получили распространение и мировую славу.

Литература

Произведения Эдуарда Николаевича пользуются популярностью среди читателей по всему миру. Рассказы Успенского переведены более чем на 20 языков мира, активно издаются и переиздаются спустя много лет после появления. Внимание автору уделили в Швеции – там сочинения мужчины обрели такую популярность, что герои появлялись и на телевидении, и в журналах, а сам Эдуард Успенский был приглашен в Союз писателей Швеции. Произведения автора ценили такие европейские мастера детской литературы, как , и Анна Шмидт.


"Папа" Чебурашки - Эдуард Успенский

Наиболее известными для широкого круга читателей книгами этого великого автора являются истории про Простоквашино, в которых есть , и . Еще популярными стали рассказы, в которых участвуют и . Большое распространение получило одно из первых сочинений автора «Вниз по волшебной реке».

История публикации многих произведений оказалась непростой. Автора критиковали за отсутствие черт настоящего пионера в образе и поведении Чебурашки, цензура запрещала другие стихи и зарисовки автора.


Экранизация детских историй происходила под чутким контролем автора – Эдуард Успенский самостоятельно писал сценарии к мультипликациям. По мотивам рассказов и повестей писателя создали два художественных фильма, а позже был снят один сериал.

С приходом популярности в конце 1970-х годов Эдуард Успенский начинает выступать в радиопередачах - читать стихи и рассказы. Он пишет пьесы, рассказывающие о любимых персонажах. В 1980-х годах выходит первый сборник с историями о , Матроскине, Колобке.

Мультфильм "Трое из Простоквашино"

Еще из-под пера Эдуарда Успенского вышли сказки «Гарантийные человечки» и «Следствие ведут колобки». Популярностью пользуется стихотворение «Страшная история».

Эдуард Николаевич поработал и на телевидении. Он стал идейным вдохновителем и автором цикла передач для детей разного возраста.


Советский и российский писатель неоднократно получал премии. В 1997 году ему вручили орден «За заслуги перед отечеством». В 2010 году Эдуард Николаевич стал лауреатом премии имени , которая вручается выдающимся детским писателям.

В ноябре 2017 года Эдуард Николаевич написал открытое письмо Президенту РФ , в котором обвинил киностудию «Союзмультфильм» в нарушении авторских прав. По словам литератора, новые серии «Простоквашино» вышли без ведома Успенского. Автор утверждал, что не давал согласия на производство продолжения.

"Возвращение в Простоквашино"

В озвучивании любимых героев участвовали , и . Антон и Юлия высказали сожаление, что Эдуард Николаевич так резко высказался о новых сериях мультипликационного фильма. Первый выпуск продолжения, вышедший в апреле 2018 года, собрал в Сети несколько миллионов просмотров.

В мае вышел второй эпизод мультфильма. Серию посвятили памяти Олега Табакова. В первый же день выпуск посмотрели 25 миллионов человек.

Личная жизнь

Семья всегда вдохновляла писателя, особенно в создании самых неожиданных персонажей. Яркую и незабываемую Шапокляк автор придумал, вспоминая о своей бывшей жене Римме. По словам знаменитого автора, супруга отличалась вредностью. Хотя в образе, продолжает он, есть и некоторые собственные неприглядные черты самого литератора.


А детский выкрик дочери послужил сначала источником имени Чебурашки, а впоследствии – и всей истории этого персонажа. Этот герой стал легендарным – сначала он полюбился жителями страны восходящего солнца, а затем стал символом России на спортивных соревнованиях.

Эдуард Успенский был трижды женат. От первого брака, продлившегося 18 лет, у него осталась дочь Татьяна, у которой уже есть своя семья и которая подарила папе внука и внучку. От второго брака у писателя тоже остались дети: две дочери-близняшки, которых пара удочерила.


Третий раз Эдуард Николаевич женился на популярной телеведущей – избранницей автора стала Элеонора Филина. Вместе с возлюбленной писатель вел радиопередачу «В нашу гавань заходили корабли». В итоге служебные отношения переросли в реальный роман.

Бракоразводный процесс с последней супругой оказался громким – жена выступала на телевидении и в прессе с громкими заявлениями, публично обсуждала жизнь с писателем.

После десятилетий совместной жизни, когда вся страна считала эту пару образцовой, Элеонора обиделась на подавшего на развод мужа и стала рассказывать, что на самом деле представлял собой союз с писателем. Было сказано много неприятных слов в адрес теперь уже бывшего мужа, нелицеприятно характеризующих характер мужчины и поведение в быту.


Однако мало кто знает, что, пока бывшая жена выступала на телевидении, сам писатель боролся с тяжелой болезнью – раком. Мужчина уехал в Германию, где проходил курс химиотерапии. Сначала Элеонора была рядом с супругом, заботилась о литераторе, но терпения женщины хватило на несколько месяцев, после чего Филина просто уехала обратно в Россию и оставила Эдуарда одного в чужой стране.

Успенский долгое время никак не комментировал действия Элеоноры, но однажды выступил с заявлением, что причина такого поведения женщины – огромные денежные долги, которые, по словам писателя, бывшая жена хочет закрыть за счет средств Эдуарда Николаевича.

Скандальный "Прямой эфир" с Элеонорой Филиной

Тем не менее, характер у Эдуарда и правда был непростой, это подтверждают родственники и коллеги. Совладать с ним и продуктивно поддерживать личные и рабочие отношения могли далеко не все. Некоторые отдельные черты характера Эдуарда Николаевича в какой-то момент даже поставили крест на тогда еще неизвестной истории о – сочинение отказывались брать в печать, боясь внезапных скандалов и претензий со стороны писателя.


Писатель редко писал на заказ, так как не считал нужным вносить коррективы в истории по велению сторонних людей. Эта неуступчивость часто портила рабочие и личные отношения писателя. С другой стороны, может, без нее не увидели бы свет любимые публикой персонажи Успенского в том неповторимом виде, который придал им автор.

Что касается самого писателя, то мужчина обожал животных и птиц, у него дома постоянно жили попугаи и собаки, за которыми литератор с удовольствием ухаживал. Эдуард работал каждый день, сочинял в загородном доме и в Москве. В свободное время любил смотреть зарубежные сериалы, особенно на медицинскую тематику. Любимым многосерийным фильмом Успенского являлся « ».


Известно, что Эдуард Николаевич уважал творчество . Именно поэтому харизматичному актеру доверили дубляж кота из Простоквашино.

В апреле 2018 года писатель дал интервью, в котором рассказал, что рядом с ним находится вторая супруга – Елена Успенская. Женщина простила бывшего мужа и вернулась. Последнее время Эдуард с женой жили в мире и согласии, поддерживали друг друга и не вспоминали о прошлом. Пара надеялась, что писатель справится с недугом.


А Элеонора Филина, оказывается, ушла к молодому любовнику, который младше нее на 30 лет. Телеведущая взяла кредит на 6 млн рублей, чтобы парень открыл бизнес, но дело прогорело.

Сама Филина в этом не признается. Женщина только говорит, что не смогла больше быть рядом с деспотичным мужем. По словам Элеоноры, с Успенским Филина хотела развестись давно, но ее останавливали состояние здоровья мужа и диагноз.

Смерть

14 августа 2018 года в своем московском доме. Причиной смерти писателя стал рак, с которым он боролся на протяжении нескольких лет. Он проходил лечение в Германии, после операции болезнь ненадолго отступила.

Дома накануне трагедии, по словам дочери Ирины, Эдуард Николаевич , ему потребовалась медицинская помощь.

Библиография

  • 1966 – «Крокодил Гена и его друзья»
  • 1972 – «Вниз по волшебной реке»
  • 1974 – «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  • 1975 – «Гарантийные человечки»
  • 1976 – «Удивительное дело»
  • 1983 – «Каникулы в Простоквашино»
  • 1985 – «Вера и Анфиса в поликлинике»
  • 1987 – «Колобок идёт по следу»
  • 1990 – «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы»
  • 1997 – «Зима в Простоквашино»
  • 2001 – «Грибы для Чебурашки»
  • 2007 – «Новая жизнь в Простоквашино»
  • 2011 – «Гарантийные человечки возвращаются»
  • 2011 – «Привидение из Простоквашино»

Успенский (Николай Васильевич) - известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико-хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса не окончил.


Успенский (Николай Васильевич) - известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико-хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных уч

илищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1 московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых ост

авались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать, под гармонику, перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в

одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе Успенский дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), поя

вившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах Успенский изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, н

а удачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя Успенского в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, кот

орому способствовала и статья Н.Г. Чернышевского: "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - не подкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая Успенского стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба Успенского, Р

ешетникова, публика, а тем более критика, стали охладевать к Успенскому, который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя Успенского исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появля

ется в этом журнале разбор нового издания произведений Успенского, написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого Успенский стал печатать свои рассказы в "Отечественных Записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петро

в. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большей частью в незначительных изданиях. "Рассказы Николая Васильевича Успенского" вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки", в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "

Русский писатель Н.В. Успенский родился в 1837 году в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии. Николаю Успенскому было всего пять лет отроду, когда его отца - сельского священника, обремененного большой семьей, - перевели в приход села Шипово (ныне Становлянского района Липецкой области). С Шиповым связаны детские и юношеские годы будущего писателя-демократа. Здесь он узнал тяжелую деревенскую жизнь: пахал, сеял, убирал хлеб вместе с крестьянами, юношей ездил с парнями в ночное. В Шипове он увидел разницу между нищенской жизнью крепостных крестьян и сытой, богатой, утопающей в роскоши и праздности жизнью в помещичьем имении, научился презирать пресмыкающуюся, тунеядствующую дворню. Отсюда же отец отвозил его на лошади в Тульское духовное училище, где Успенский впервые познал «на своей шкуре» удушающий и тупой бурсацкий быт, который скрашивался только наступающими каникулами, когда Николай возвращался в деревню.

Обо всем этом Николай Успенский поведает позже в автобиографическом рассказе «Декалов»:

«Часов в семь утра во всех классах училища дрожали стены от крика, беганья по скамьям и чтения уроков. Среди третьего класса ученик дневальный с необыкновенной ловкостью вертел в воздухе лозой, желая познакомить товарищей с методой, которой он держался при сечении: товарищи, удивляясь его искусству, совали ему кто кусок хлеба, кто пирог или черепенник» 1 .

Эпизоды раннего периода жизни Николая Успенского, его деревенские впечатления, семинария, студенческий быт нашли отражение также в автобиографических произведениях «Ночь под светлый день», «При своем деле», «Брусилов» и др.

В 1850 году Николай Успенский поступает в Тульскую духовную семинарию, но, не окончив курса в ней, поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию.

Уже будучи студентом, Н. В. Успенский писал рассказы и очерки из жизни деревни, которую он превосходно знал. Изданные в журнале «Современник» под общим названием «Очерки народного быта», они принесли ему успех и признание. В статье Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» подчеркивалось новаторское значение произведений Успенского в литературе о народной жизни.

Знакомство писателя с Некрасовым и Чернышевским, сотрудничество в «Современнике» свидетельствует о близости Николая Успенского к революционно-демократическому лагерю. Но его идейная убежденность была недостаточно глубокой, а жизненный и творческий путь необыкновенно запутанными и тягостными.

Ни в учебных заведениях, ни на службе он подолгу не задерживался, часто переезжал с места на место, занимался преподаванием в уездных училищах.

Личная неустроенность, идейный и творческий кризис привели к трагической развязке. Николай Успенский покончил жизнь самоубийством 21 октября (2 ноября) 1889 года.

Ценнейшей частью литературного наследия Успенского являются очерки и рассказы, созданные в первый период его творчества. Не заигрывание с народом, а суровая правда о нем - вот основная особенность произведений писателя.

Творчество Успенского было предметом острых споров в литературной критике XIX века. Со статьями о нем выступали Чернышевский, Достоевский, Михайловский. Среди многочисленных рецензентов - имена выдающихся уроженцев липецкого края - И. А. Бунина и Г. В. Плеханова. Георгий Валентинович наиболее точно определил место Успенского в Истории русской литературы: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта... Он сочувствовал народу именно по-своему, то есть как «просветитель», то есть как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы» 2 .

1 Успенский Н. Повести, рассказы и очерки. - М., ГИХЛ, 1957. - С. 220.
2 Плеханов Г. В. Литература и эстетика. - М., 1958. - Т. 1. - С. 510.

Произведения Н. В. Успенского, связанные с Липецким краем

  • Рассказы. Ч. 1-2. - СПб., 1861.
  • Сочинения: повести, рассказы и очерки: в 3-х т. - М. 1876.
  • Собрание сочинений / ред., вступ. ст. и коммент. К. И. Чуковского. - М.-Л., 1931. - 551 с.
  • Повести, рассказы, очерки / вступ. ст. Е. Покусаева. - М., 1957. - 655 с.
  • Очерки народной жизни / [сост., авт. вступ. ст. и примеч. М. Л. Семанова]. - М. : Советская Россия, 1986. - 506 с. - (Б-ка русской художественной публицистики др.). - Содерж.: Из цикла «Очерки народного быта»: Заграничные письма / Н. В. Успенский.

Литература о связях Н. В. Успенского с Липецким краем

  • Успенский Д. И. Николай Васильевич Успенский // Исторический вестник. - 1905. - № 11. - С. 482.
  • Чернышевский Н. Г. Не начало ли перемены? // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. - М., 1957. - Т. 7. - С. 855-889.
  • Бунин И. А. К будущей биографии Н. В. Успенского // Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9-ти т. - М., 1967. -Т. 9. - С. 495-501.
  • Дудина Т. П. «Страшные загадки русской души…» Н. В. Успенский (1937-1889) // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. - 2-е изд., доработ. и доп. - Елец, 1999. - С. 114-119.
  • Печальная участь «Мефистофеля» // Добрый вечер. - 2007. - 23-29 мая (№ 20). - С. 6.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 411-412.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. - Липецк, 2010. - С. 770.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. - Липецк, 2007. - С. 207-208.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. - М., 1990. - Т. 2. - С. 337-340.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указатель. - Воронеж, 1986. - Вып. 1. - С. 27-28.

Успенский Николай Васильевич родился в 1837 г. в селе Ступино, Ефремовского уезда, Тульской губернии - писатель - демократ.

Отец его - деревенский священник, обремененный большой семьей и постоянно нуждавшийся. Еще в ранние годы Николай Васильевич близко узнал тяжелую жизнь крепостных крестьян, помещичьей дворни.

С 1848-56 учился в Тульской духовной семинарии, бурсацкий быт которой, мертвящая система обучения, невежество учителей, своеволие бурсаков неблагоприятно сказались на воспитании будущего писателя, хотя уже тогда проявились его литературные интересы.

Успенский решает уйти из семинарии и едет в Петербург, где поступает, по примеру многих разночинцев того времени, в Медико-хирургическую академию. Попав в атмосферу оживленной студенческой жизни, он приобщается и к литературной жизни столицы.

В 1857 на страницах «Сына Отечества» появляются его рассказы «Старуха» и «Крестины». Вскоре произведениями Николая Васильевича заинтересовался Некрасов , он привлек писателя к сотрудничеству в «Современнике». Успенский переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, но здесь он учится всего лишь год, целиком отдавшись литературной работе.

Эпизоды раннего периода жизни писателя (деревенские впечатления, семинария, студенческий быт) нашли отражение в ряде его автобиографических произведений

«При своем деле»,

«Брусилов»,

«Декалов» и другие.

Рассказы и очерки Николая Васильевича, печатавшиеся в «Современнике» под общим названием «Очерки народного быта», принесли успех писателю.

В 1861 вышла первая книга его рассказов. В статье Чернышевского «Не начало ли перемены?» («Современник», 1861, № 11) был раскрыт глубокий смысл произведений писателя-демократа, их новаторское значение в литературе о народной жизни. В том же году Успенский побывал за границей, познакомился с Тургеневым. Зарубежная буржуазная действительность вызвала резкие критические суждения радикально настроенного разночинца. Он иронически относится и к русским либералам, восхвалявшим только что проведенную крестьянскую реформу. В близости революционно - демократическому лагерю «Современника» состояла сила суждений писателя.

Однако идейная его убежденность была недостаточно прочной. Вскоре по личным мотивам он порывает с Некрасовым и «Современником».

Дальнейший жизненный и писательский путь Успенского Николая Васильевича был запутанным, противоречивым, приведшим, в конце концов, к трагической развязке. Некоторое время он учительствует в Яснополянской школе Л. Толстого, потом работает учителем в разных городах. Продолжая литературное творчество, писатель сотрудничает в различных печатных органах, вплоть до реакционных. Вышедшие незадолго до смерти его мемуары «Из прошлого» получили скандальную известность, так как в них, наряду с некоторыми ценными биографическими материалами, содержалось немало тенденциозных и прямо клеветнических выдумок по отношению к виднейшим деятелям русской литературы. Личная неустроенность, идейный и творческий кризис привели писателя к самоубийству.

Ценнейшая часть литературного наследия Успенского Н.В. - его очерки и рассказы о народной жизни, созданные в первый период творчества. По определению Чернышевского, заслуга писателя-демократа состояла в том, что «он пишет о народе правду без всяких прикрас». В своих рассказах Успенский со всей смелостью и прямотой заговорил о таких чертах народной жизни, народного характера, которые сложились в тягостных условиях крепостнических порядков, безысходной бедности и бесправия. В рассказах «Обоз», «Проезжий», «Змей» и других он рисует деревенскую темноту, невежество, беззащитность перед силой и наглостью богатых и привилегированных сословий.

Достоевский отмечал рассказ «Поросенок», в котором писатель, описывая злоключения бедной женщины, сумел показать в ней «простодушие, добродушие и вместе с тем извращение самых обыкновенных, самых естественных понятий». Большого драматизма при полной безыскусственности повествования преисполнен рассказ старой крестьянки о крепостной деревенской действительности («Старуха»), Устами преуспевающего кабатчика повествуется о горьком пьянстве нищих мужиков («Хорошее житье»). Суровая правда о народе нужна была для самого народа, для роста его самосознания. Именно в этом видели Чернышевский и Добролюбов одну из насущных задач передовой русской литературы. В рассказах Николая Васильевича Успенского, столь емких по жизненному, идейному содержанию, проявилось большое дарование и художественное мастерство писателя-реалиста - его превосходное знание народного языка, речевая индивидуализация героев, лаконизм повествования, умение за отрывочными картинами представить целый уклад жизни, за скупыми портретными деталями раскрыть существенные черты духовного облика простых людей.

Авторское отношение в рассказах Успенский не декларируется, оно проявляется в построении, образах, картинах произведения. Рассказы и очерки его периода общественного подъема 60-х гг. способствовали развитию всей демократической литературы той поры и последующего времени.

Дальнейшее творчество писателя посвящено в основном изображению пореформенной жизни России, преимущественно деревенской, которую писатель лучше всего знал. В своих произведениях он говорит о губительности для народа пережитков крепостного права, росте буржуазных отношений, бесплодности либерально-земских «забот» о народном благе, рассказывает о повсеместном разорении крестьянства

«Федор Павлович»,

«Производительные силы»,

«Деревенский театр»,

«Издалека и вблизи»,

«Егорка-пастух»,

«В земской управе» и др.

Произведения этого периода не получили у современников столь широкого признания, как первая книга рассказов писателя, но и они многое дают для познания русской пореформенной действительности, говорят о меткости наблюдений художника.

Творчество Успенского Николая Васильевича было предметом споров, разных оценок в критике.

Со статьями и рецензиями о его произведениях выступали Чернышевский, Достоевский , Михайловский , Бунин , М. Горький.

Плеханов в статье «Литературные взгляды Н. Г. Чернышевского», отвергая либерально-народнические суждения об Успенском, писал: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта. Он отнюдь не задавался целью издеваться в своих произведениях над русским крестьянином... он по-своему сильно сочувствовал ему... как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы». Лучшие произведения У. способствовали дальнейшему углублению реализма русской литературы, ее развитию по пути демократизма и народности.

Похожие публикации