Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Фигуры кариатид. Кариатиды- памятник древнегреческой архитектуры. Отрывок, характеризующий Кариатида

Кариатида — (от греч. karyаtides, буквально – жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору).

Кариатида - статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Впервые упоминается Витрувием в его трактате посвященном Октавиану Августу.

“Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями - персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам.

И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.”

Витрувий “10 книг об архитектуре” кн.1, гл.1., 5

Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы Пандросы, в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах.

Ордер кариатид

Коринфский ордер представляет собой ионийский и отличается от него лишь капителью с листвой. Ордер же кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, мы приведем южный портик Эрехфейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью.

Стоят они, навеки, уперши лбы в беду,
Не боги - человеки, привычные к труду.
И жить ещё надежде до той поры, пока
Атланты небо держат на каменных руках.

А.Городницкий, «Атланты», 1963.

Кариатида - скульптурное изображение женской фигуры, заменяющее колонну или пилястру, предназначенное для поддержки антаблемента или свода крыши. Происхождение термина связывают с мифом о греко-персидских войнах, который гласит о том, что вся мужская часть населения пелопонесского города Карий была перебита, а женская - увезена в рабство. Поэтому мраморная кариатида, несущая на своих плечах непосильную тяжесть, стала символом рабства и напоминанием о наказании карийцев.

Принято считать термин «кариатида» собирательным названием, однако в архитектуре в то же время используется название канефора - женская скульптура с корзиной плодов или цветов на голове. Она изображает древнегреческую деву с жертвенными дарами, принимавшую участие в празднествах в честь богини Артемиды, Деметры-Цереры, Диониса-Вакха.

В античном зодчестве также использовались скульптурные изображения мужчин - атлантов (Древняя Греция) и теламонов (Древний Рим). Статуи олицетворяли мифологических титанов, поддерживающих небесный свод и в наказание за борьбу с олимпийскими богами обращенных в камень.

Первые, дошедшие до нашего времени, кариатиды украшали шести колонный портик Эрехтейона в афинском Акрополе, также известные как античные кариатиды часовни нимфы Пандросы.

В разные века интерес к использованию атлантов в декоративной отделке зданий то угасал, то вновь возрождался. Изготовление скульптуры можно неизменно встретить практически во всех архитектурных стилях и течениях, что отчетливо прослеживается на примере памятников зодчества Санкт-Петербурга.

Барокко

Одним из наиболее ярких примеров этого периода можно считать использование кариатид и атлантов в оформлении внешнего убранства Екатерининского дворца, построенного в 1751 – 1756 годах по проекту архитектора Ф.-Б.Растрелли. Скульптурные композиции украшают центральную часть главного фасада. Первый этаж декорирован фигурами атлантов, а окна второго - обрамлены изваяниями кариатид, что подчеркивает парадность и пышность барочных форм.

Классицизм

Фигуры атлантов встречаются на северном фасаде Инженерного (Михайловского) замка, построенного в 1797-1801 годах по проекту архитектора В.И.Баженова. Традиционно их называют теламонами. Фасад венчается высоким аттиком с балюстрадой, который поддерживают шесть фигур атлантов.

Ампир

Необычное решение найдено архитектором А.Д.Захаровым при постройке Главного Адмиралтейства (1806-1823 гг.). Кариатиды предстали перед зрителем в образе «нимф, несущих небесную сферу». Две группы скульптур симметрично обрамляют въездную арку центральной башни Адмиралтейства.

Неоренессанс

Дом штаб-ротмистра И.В. Пашкова (Литейный пр., 39), построенный в 1841-1844 годах по проекту архитектора Г.А.Боссе, знаменит четырьмя кариатидами у парадного подъезда. Женские фигуры установлены на прямоугольных колонах и поддерживают открытый балкон второго этажа.

Необарокко

В оформлении фасадов дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного в 1846-1848 годах по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера, поясные изваяния атлантов играют доминирующую роль. Шестнадцать фигур довершают портики колонн и пилястр коринфского ордера, при этом на набережную Фонтанки выходит фасад с шестью атлантами, на Невский проспект - с восьмью, а на Аничков мост смотрят еще два изваяния.

Эклектика

Дом Ратькова-Рожнова (1884 год, арх. М.Ф.Петерсон, П.Ю.Сюзор), выходящий на набережную канала Грибоедова, был перестроен для создания «Пассажа». Благодаря этому его фасад получил пышное декоративное убранство. Внимание привлекают сдвоенные кариатиды, поддерживающие эркер, симметрично установленные над боковыми балконами. Полуобнаженные женские фигуры, смотрящие друг на друга, являются лаконичным продолжением лепных кронштейнов.

Модерн

При постройке собственного доходного дома (1908-1909 гг.) техник В.С.Шорохов остановился на достаточно скромном, но оригинальном наборе декоративных элементов на фасаде. Главный вход украшен небольшим барельефом и двумя изображениями вазы. Весь остальной декор представлен четырьмя крылатыми кариатидами на уровне пятого этажа.

Неоклассицизм

Кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир, расположенный на Каменноостровском проспекте 73-75, был построен в 1913-1914 гг. под руководством двух архитекторов: И.И. Яковлева и А.И. Зазерского. Здание выделяется своими неоклассическими формами, а также парадным двором-курдонёром. Углы фасадов довершают установленные друг напротив друга две пары кариатид - задрапированные женские статуи, подпирающие головами балконные выступы.

Сталинский ампир

В эпоху сталинского ампира (сталинского неоклассицизма) кариатиды использовались редко и подчас принимали необычную форму. Одним из ярких примеров могут служить жилые дома Сталепрокатного и проволочно-канатного завода на Большом проспекте Васильевского острова 87-89, построенные в 1950 году по проекту архитектора И.М.Чайко. Въезд во двор обрамляют два портика пилонов, увенчанных фигурами мифических животных. Скульптуры представляют собой гибрид пегаса и морского коня гиппокампуса.

Вне зависимости от стиля кариатиды и атланты являются выразительным средством художественного оформления экстерьеров зданий, колонн, арок , оказывая влияние на восприятие целостности архитектурного ансамбля.

Кариатида - статуя,
заменявшая собой колонну.

Портик Кареатид. Афинский акрополь

Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу
орнаментировки.

Венера Милосская

Аппалон Бельведерский


Богиня охоты - Артемида

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

АТЛАНТЫ И КАРИАТИДЫ ПЕТЕРБУРГА
Кариатида - скульптурное изображение женской фигуры, заменяющее колонну или пилястру, предназначенное для поддержки антаблемента или свода крыши. Происхождение термина связывают с мифом о греко-персидских войнах, который гласит о том, что вся мужская часть населения пелопонесского города Карий была перебита, а женская - увезена в рабство. Поэтому мраморная кариатида, несущая на своих плечах непосильную тяжесть, стала символом рабства и напоминанием о наказании карийцев.
Принято считать термин «кариатида» собирательным названием, однако в архитектуре в то же время используется название канефора - женская скульптура с корзиной плодов или цветов на голове. Она изображает древнегреческую деву с жертвенными дарами, принимавшую участие в празднествах в честь богини Артемиды, Деметры-Цереры, Диониса-Вакха.

В античном зодчестве также использовались скульптурные изображения мужчин - атлантов (Древняя Греция) и теламонов (Древний Рим). Статуи олицетворяли мифологических титанов, поддерживающих небесный свод и в наказание за борьбу с олимпийскими богами обращенных в камень.
Первые, дошедшие до нашего времени, кариатиды украшали шести колонный портик Эрехтейона в афинском Акрополе, также известные как античные кариатиды часовни нимфы Пандросы.
В разные века интерес к использованию атлантов в декоративной отделке зданий то угасал, то вновь возрождался. Однако скульптурные изображения можно неизменно встретить практически во всех архитектурных стилях и течениях, что отчетливо прослеживается на примере памятников зодчества Санкт-Петербурга.

Барокко
Одним из наиболее ярких примеров этого периода можно считать использование кариатид и атлантов в оформлении внешнего убранства Екатерининского дворца, построенного в 1751 - 1756 годах по проекту архитектора Ф.-Б.Растрелли. Скульптурные композиции украшают центральную часть главного фасада. Первый этаж декорирован фигурами атлантов, а окна второго - обрамлены изваяниями кариатид, что подчеркивает парадность и пышность барочных форм.

Классицизм
Фигуры атлантов встречаются на северном фасаде Инженерного (Михайловского) замка, построенного в 1797-1801 годах по проекту архитектора В.И.Баженова. Традиционно их называют теламонами. Фасад венчается высоким аттиком с балюстрадой, который поддерживают шесть фигур атлантов.

Ампир
Необычное решение найдено архитектором А.Д.Захаровым при постройке Главного Адмиралтейства (1806-1823 гг.). Кариатиды предстали перед зрителем в образе «нимф, несущих небесную сферу». Две группы скульптур симметрично обрамляют въездную арку центральной башни Адмиралтейства.

Неоренессанс
Дом штаб-ротмистра И.В. Пашкова (Литейный пр., 39), построенный в 1841-1844 годах по проекту архитектора Г.А.Боссе, знаменит четырьмя кариатидами у парадного подъезда. Женские фигуры установлены на прямоугольных колонах и поддерживают открытый балкон второго этажа.

Необарокко
В оформлении фасадов дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного в 1846-1848 годах по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера, поясные изваяния атлантов играют доминирующую роль. Шестнадцать фигур довершают портики колонн и пилястр коринфского ордера, при этом на набережную Фонтанки выходит фасад с шестью атлантами, на Невский проспект - с восьмью, а на Аничков мост смотрят еще два изваяния.

Эклектика
Дом Ратькова-Рожнова (1884 год, арх. М.Ф.Петерсон, П.Ю.Сюзор), выходящий на набережную канала Грибоедова, был перестроен для создания «Пассажа». Благодаря этому его фасад получил пышное декоративное убранство. Внимание привлекают сдвоенные кариатиды, поддерживающие эркер, симметрично установленные над боковыми балконами. Полуобнаженные женские фигуры, смотрящие друг на друга, являются лаконичным продолжением лепных кронштейнов.

Модерн
При постройке собственного доходного дома (1908-1909 гг.) техник В.С.Шорохов остановился на достаточно скромном, но оригинальном наборе декоративных элементов на фасаде. Главный вход украшен небольшим барельефом и двумя изображениями вазы. Весь остальной декор представлен четырьмя крылатыми кариатидами на уровне пятого этажа.

Неоклассицизм
Кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир, расположенный на Каменноостровском проспекте 73-75, был построен в 1913-1914 гг. под руководством двух архитекторов: И.И. Яковлева и А.И. Зазерского. Здание выделяется своими неоклассическими формами, а также парадным двором-курдонёром. Углы фасадов довершают установленные друг напротив друга две пары кариатид - задрапированные женские статуи, подпирающие головами балконные выступы.

Сталинский ампир
В эпоху сталинского ампира (сталинского неоклассицизма) кариатиды использовались редко и подчас принимали необычную форму. Одним из ярких примеров могут служить жилые дома Сталепрокатного и проволочно-канатного завода на Большом проспекте Васильевского острова 87-89, построенные в 1950 году по проекту архитектора И.М.Чайко. Въезд во двор обрамляют два портика пилонов, увенчанных фигурами мифических животных. Скульптуры представляют собой гибрид пегаса и морского коня гиппокампуса.

Вне зависимости от стиля кариатиды и атланты являются выразительным средством художественного оформления экстерьеров зданий, колонн, арок, оказывая влияние на восприятие целостности архитектурного ансамбля.

В эллинистической культуре «кариатида» - это дева Карии, знаменитого храма Пелопоннеса. Карий был посвящен богине Артемиде. Как Кариатиды, она радовалась, танцуя среди ореховых деревьев в городе Карии. В это время девы в восторженном хороводе несли на головах корзины со свежесрезанными камышами. Они изображали танец растений.

Римский архитектор Витрувий предпологал, что кариатида - это рабыня. Витрувий видел, как они используются в виде столбцов в ионической архитектуре. Но сама кариатида - это эволюционировавшая персидская колонна. У персов, правда, использовались для поддержки зданий животные.

Эрехтейон

Шесть самых известных кариатид поддерживают крышу ложного южного крыльца Эрехтейон на Это здание было построено Периклом предположительно между 421-406 годами до н. э. для размещения древней деревянной культовой скульптуры Афины. Он также служил центром почитания Эрехтея (мифического царя Афин) и его братьев, в том числе и Посейдона.

У этих кариатид одежда имеет мокрый вид и прилипает к телам. Положения ног и бедер смелы и динамичны. Три из них стоят, опираясь телом на правую ногу, а другие - на левую. Прически также важны. Они, тяжелые и громоздкие, призваны укрепить самое ненадежное место - шею фигур, на которую падает большая нагрузка. Руки скульптур, к сожалению, были утрачены. По сохранившимся римским копиям можно увидеть, что правая рука держала мелкие сосуды для возлияний, а левая поддерживала и слегка приподнимала их одежду. Предполагается, что они вырезаны разными скульпторами в мастерской Алкамена, ученика Фидия. Интересно, что это крыльцо стоит над мифической могилой царя Кекропа. Возведение кариатид, возможно, были данью его памяти. Сейчас на крыльце стоят их копии. Пять оригиналов кариатид находятся в музеях Акрополя, где их можно осмотреть со всех сторон, а шестая - в Британском музее в Лондоне. Подводя итог экскурсу в историю, можно сказать, что кариатида - это в архитектуре декоративный элемент колонны, который может иметь также несущую функцию.

Ренессанс и после него

В это время их стали применять в интерьерах при строительстве каминов. В период барокко они появляются в Шотландии как резное украшение над камином в большом зале замка Мичеллс.

В позднем немецком барокко кариатиды находятся в замке Сан-Суси Фридриха Великого в Шлоссе. Статуя одетой женщины также стала использоваться в качестве ножек для столов, полочек и подсвечников.

Стиль ампир не обошел вниманием этот декоративный элемент. Воображение художника продолжала занимать мысль о прекрасной женщине, которая несет свод неба.

В 1881 году Огюст Роден изваял из камня упавшую под тяжестью фигурку кариатиды. Он единственный увидел, как тяжела для девушки ноша, которая все-таки пытается встать.

Мужской двойник кариатиды

У него два наименования: теламон и атлант. Первое название, точнее имя, означало «опору» или «поддержку». Это был мифический сын Эака и Энеиды. Он был царем Саламин. Этот силач сидел на веслах, когда аргонавты шли за руном, он участвовал в Калидонской охоте на дикого вепря, не дававшего покоя всей округе, которого победил Тезей.

Атлант же - это могучий титан, который держит на плечах небесный свод. Посильна ли такая ноша ему? Как бы она ни была тяжела, мужество и терпение позволяют ему ее удержать. В греческой мифологии его обратили в камень или скалу.

Парные скульптуры

Атланты и кариатиды украшают фасады зданий, поддерживают балконы, выполняя эстетическую функцию. Особенно хороши атланты, поддерживающие портик Нового Эрмитажа в Петербурге. Первоначально, по замыслу архитектора Л. Кленце, его должны были поддерживать кариатиды. Но этот проект был отвергнут, и через восемь лет, в 1848 году, А. И. Теребенев создал десять скульптур атлантов из темного гранита, добытого в месторождении на Ладожском озере.

Они стоят на постаменте из карельского крупнозернистого гранита. Работа над скульптурами шла в течение двух лет. У скульптора первичной обработкой камня занималось примерно сто пятьдесят каменотесов. Законченная работа вызвала всеобщее восхищение. Атланты и кариатиды характерны для стиля классицизм. Частым отличием является то, что атланты поддерживают антаблемент руками, а кариатиды несут его на голове. Уточним понятие "антаблемент".

Архитектура: элементы зданий

Французское слово «антаблемент» означает перекрытие, сделанное из балок. Оно состоит из архитрава, фриза и карниза. В архитектуре архитрав имеет два значения:

  • перекладина, которая укладывается между колоннами или проемами окон, она находится сверху;
  • та же перекладина, которая уложена на украшенные различными ордерами, то есть каноническими рисунками.

Современное использование кариатид

Эллины вдохновлялись при создании кариатид девушками из Кария. Одетые в одежды, их скульптурные изображения поддерживали здания. Эта традиция продолжается.

Но зачастую в стоящей на уровне своего века архитектуре вместо мрамора или камня используется бетон, стеклокомпозит. Во внутренних помещениях применяется дерево или гипс.

На нынешний день и атланты, и кариатиды востребованы в современной архитектуре. Эклектика, модерн, неоренессанс - они возможны везде. Рамки стиля их не стесняют. Мысль художника, который их использует, не замыкается, а черпает вдохновение в традиции, идущей через тысячелетия.

Похожие публикации