Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Иван прокофьев. Прокофьева Т. Н. Психологические типы и способности к профессии Экстраверты и интроверты

Дата рождения: 2.12.1956

По образованию – математик. Теоретик и практик, ведёт консультации и соционическую школу, два раза в год проводит соционические конференции. Автор концепции "геометрии отношений", сравнительного анализа соционики с теорией Эриксона, исследований по признакам Рейнина и др.

  • Полная биография Т.Н.Прокофьевой на её собственном сайте .

Соционический тип : Искатель (Дон Кихот)

Книги

  1. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: "Гном-Пресс", 1999, 108 с.

Прим. авторов сайта: в данной книге допущена неточность: описание признака "рациональность – иррациональность" во многом совпадает с описанием совсем иного признака "статика – динамика" ("индуктивность – дедуктивность") в работах А.Аугустинавичюте.

Статьи

  1. (Интервью журналу "Наш малыш") И. Суховей. Почему я не похож на папу? //Наш малыш, N 7, 1999.
  2. Прокофьева Т.Н. Знаком он вам? – И да, и нет. А. С. Пушкин в зеркале соционики . // Служба кадров, N 1, 2000.
  3. Прокофьева Т.Н. Методика диагностики типов информационного метаболизма. // Соционика. Сборник докладов V московской научной конференции, 2001.
  4. Прокофьева Т.Н. Нужно ли нашим женщинам равноправие? (1999).
  5. Прокофьева Т.Н. Об аспектах и функциях в соционике . // Соционика. Сборник докладов IV московской научной конференции, 2001.
  6. Прокофьева Т.Н. Пойди туда-не знаю-куда, принеси то-не знаю-что … Или к философскому осмыслению значения колец и блоков модели А – май 2006.
  7. Прокофьева Т.Н. Психологические типы и способности к профессии .// Абитуриент, №11, 2003.
  8. Прокофьева Т.Н. Равноправие? Естественно. Проблема феминизма в зеркале соционики . (1999) // Психология и соционика межличностных отношений, N2, 2003.
  9. Прокофьева Т.Н. Развитие идей Юнга в Западной Европе и США – Типоведение . // Из книги Т. Н. Прокофьевой. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений.
  10. Прокофьева Т.Н. Развитие личности и соционические функции. (Из готовящейся книги: «Алгебра и геометрия человеческих отношений»), 2004 г. // "Журнал Научного соционического общества", 2006, № 1, с. 11.
  11. Прокофьева Т.Н. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А . – 1999 // Соционика, ментология и психология личности, N 1, 2002.
  12. Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов. // Соционика. Сборник докладов VII московской научной конференции, 2002.
  13. Прокофьева Т.Н. Соционическая диагностика стадий развития личности. // Соционика. Сборник докладов VI московской научной конференции, 2002.
  14. Прокофьева Т.Н.. Улучшение психологического климата семьи методами соционики. // Социология и психология. Сборник лучших выпускных работ. Гос. Академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников инвестиционной сферы, 1999.
  15. Прокофьева Т.Н. Что такое соционика. // Здесь и сейчас, N 1, 1999.
  16. Прокофьева Т.Н. Школа соционики в Москве . // Соционика, ментология и психология личности, 2003, № 5.
  17. Прокофьева Т.Н., Князев А.Е. Управленческое консультирование и соционический анализ коллективов (декабрь 2005).
  18. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М. Введение, история соционики //1 сентября, 2001, №21
  19. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М. Разделимся на шестнадцать. //1 сентября,2001, №22
  20. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М.Соционические дихотомии №1. //1 сентября, 2001,№25
  21. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М.Соционические дихотомии №2. //1 сентября, 2001, №26
  22. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М. Среди профессий и среди людей. //1 сентября, 2001, №27
  23. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М.

Татьяна Николаевна Прокофьева,
доктор философии в области соционики,
генеральный директор НИИ Соционики

АБИТУРИЕНТ, №11, 2003г

Каждый из нас встречал в жизни людей, которые достигли в чем-то немалых успехов, причем удалось им это без видимых усилий, как бы играючи. Это не значит, что они не прикладывали труда. Прикладывали и прикладывают. И не мало. Но труд этот доставляет такое удовольствие, что люди часто не могут поверить, что именно эту сферу деятельности и надо связывать с профессией. «За такое приятное занятие еще и деньги получать?» – говорят они.

А есть и другие, которые честно трудятся, работают от зари до зари. Вроде бы и работа достойная, и зарабатывают на жизнь, но взгляд у них потухший; не любят они свое дело. В чем причина? Просто эти люди не на своем месте.

Очень важно с самого начала, найти жизненную дорогу и дело по душе. Лучше всего выбрать профессию, подходящую по психологическому типу личности. Постараемся в этой статье рассказать об особенностях психологических типов и показать, какие профессии им соответствуют.

Особенности психологических типов

Наука, изучающая психологические типы личности с точки зрения информационного обмена человека с миром, называется соционикой. Соционика основана на теории психологических типов К.Г. Юнга и имеет большое значение для применения в определении профессиональных склонностей людей. В США при поступлении на работу люди указывают свой психологический тип в резюме. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Помогает это и самим людям определить для себя наилучшую сферу приложения сил.

Соционика выделяет у каждого человека такие признаки: экстраверсия – интроверсия; рациональность – иррациональность; логика – этика; интуиция – сенсорика. Что кроется за этими названиями? Кратко остановимся на описании каждого признака.

1. Экстраверты и интроверты

Внимание экстравертов направлено преимущественно во внешний мир. Они воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Замечать новые объекты для экстраверта естественнее, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним.

Интроверты обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Письменная речь дается им легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства.

Экстраверты и интроверты имеют ряд внешних отличий. Например, экстраверты отличаются широкой жестикуляцией, интроверты обычно не жестикулируют или жестикулируют мало. Лица экстравертов более подвижные, на них чаще отражаются эмоции. У интровертов, наоборот, лица малоподвижны. С первого впечатления их обычно характеризуют как скромных. Но это не внутренняя скромность, а просто свой способ выражения активности.

2. Рационалы и иррационалы

Рационалы, ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое умение и суждение по главным жизненным вопросам. Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные поговорки, фразы: «Капля камень точит», «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца», «Ну, подведем итоги».

Иррационалы ориентированны на непосредственное восприятие, стремятся построить свой взгляд на мир, увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. В отличие от рационалов, иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила – впечатление. Они чаще доверяют внутренним ощущениям. Характерные фразы, поговорки: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет».

Рационалы и иррационалы по-разному распределяют время, отпущенное на подготовку к экзамену. Для рационала естественно распределять материал по дням и методично учит тему за темой. Иррационал будет учить все в последние день-два, и все равно «ночи не хватит».

Отличить рационала от иррационала можно по осанке и движениям. Рационалы чаще имеют прямую спину, «военную выправку». В их движениях ощущается отсутствие гибкости. Они бывают сухопары. Если сутулы, то сутулость у них «угловатая». Иррационалов отличает мягкость и закругленность линий. Их движения менее скованны, но эмоции более импульсивны. Рационалы говорят ритмично, словно по полочкам раскладывают, мысли излагают последовательно. Иррационалы говорят слитно, плавно, могут менять ритм и часто перескакивают с одной мысли на другую.

3. Логики и этики

Функция логики сравнивает содержание суждения с объективными законами, истинными утверждениями. Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «Внесем ясность», «Эффективное доказательство», «Проанализируем детали», «Обдумаем решение», «Нужно (ненужно) для дела», «Заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д.

Этика сравнивает содержание суждения с принятыми в обществе моральными нормами и ценностями. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто используют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный.

Если у человека этика – сильная функция, то, соответственно, логика – слабая. Хотя это вовсе не означает, что у него ее нет вообще, просто она у него менее выражена. В нашей практике было много примеров, когда люди со слабой функцией логики становились высококлассными программистами, бухгалтерами и бизнесменами. Но во всех случаях эти люди опирались на знакомое, заранее известное. Ни новых правил, ни новых методов они в своей профессии не открыли. Было также замечено, что обещаниям логических типов можно верить больше, чем обещаниям этических. Логик старается сдержать данное слово, а если не может, заранее предупреждает, чтобы «не обмануть человека». Этику не так важно не обмануть, сколько не испортить отношений. Он часто обещает то, что от него ожидают другие как «от хорошего человека». При этом этик не чувствует себя лгуном, скорее осторожным дипломатом.

В процессе общения логики проявляют некоторую «эмоциональную закрытость», хорошо заметную даже на фотографиях. Их одежда, прически, манеры скорее правильны и просты, чем искусны. Этики проявляют заинтересованность в общении, при этом используют эмоциональную подстройку к партнеру. Этики ценят впечатление, производимое их внешностью.

4. Интуиты и сенсорики

Интуиция сортирует информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее, дает предсказание еще не случившихся событий. Сенсорика сортирует информацию в пространстве, это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости.

Люди сенсорного типа живут ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно.

Из-за неразвитого абстрактного мышления он не имеет чувства предвидения и надеется лишь на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».

Ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, они часто рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Уверенности в своей материальности им хватает лишь до тех пор, пока они смотрят в зеркало. Жизненная позиция: «Поживем – увидим».

Интуиты всю жизнь пытаются разобраться в себе, а сенсорики менее озабочены вопросами самокопания.

Кстати, о математических способностях. Представители каких типов лучше справляются с задачами? Обычно о выраженных способностях к физике и математике говорят как о логических. Это так. Однако нами было подмечено еще одно, более тонкое деление. Например, сенсорики больше проявляют интерес к занятиям физикой, где необходимо во всей полноте и многообразии представлять окружающий мир. Поскольку сенсорики лучше ориентируются в пространстве, то они нередко увлечены геометрией. Интуиты же увлекаются чаще математикой, чем физикой. В связи с гибкостью мышления они особенно предпочитают алгебру и тригонометрию.

Как выбрать профессию

Знание своего психологического типа позволяет успешно выбирать дело по душе, избегать излишних трудностей. Рассмотрим, в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных психологических типов.

В производственно-управленческой сфере (такие профессии, как администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, рабочий, техник, мастер, хозяйственник) несомненными лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики. Этим типам свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Другие психологические типы не обладают таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и успешно завершить дело. В работе они опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Им можно поручать все виды работ, связанных с составлением графиков, всевозможных логических схем. Они способны решить очень сложные технические вопросы.

В социальной сфере (воспитатели, учителя, психотерапевты, врачи, повара, массажисты, менеджеры по туризму, социальные работники) смогут найти себя люди с сильными функциями этики и сенсорики. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Они способны сопереживать, убеждать и чувствовать скрытые потребности людей.

Коммуникативную сферу (журналисты, психологи, PR-менеджеры, менеджеры по рекламе, артисты, религиозные или идеологические деятели, секретари) украсят представители тех типов, у которых сильны функции этики и интуиции. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием возьмут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах.

В научно-исследовательской сфере (все виды научной работы, а также маркетинг, консалтинг, диспетчерская служба) несомненных успехов добьются люди с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция помогает им осуществлять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, изменить направление деятельности, проанализировать не только сложные научные теории, но и мотивы поведения людей.

Какой работой нам хочется заниматься

А разве есть такая работа, чтобы никто не заставлял? И чтобы выполнять ее не только по приказу начальника, но и потому что самому интересно? Зная особенности восприятия разных психологических типов, мы можем и здесь говорить о некоторых закономерностях.

Интровертированные люди с преобладанием функции сенсорики, ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни. Значит, стимулом к деятельности для представителей этих типов может стать создание комфортных условий и хороший заработок. Для таких людей очень важно, чтобы работа приносила надежный кусок хлеба, давала возможность кормить семью.

Экстравертированные люди с преобладанием функций сенсорики предпочитают повышение по службе. В противоположность комфорту они ценят престиж. Такого работника следует стимулировать различными отличиями за хорошую работу, подчеркивать его высокий статус. Такой человек может быть руководителем, организатором.

Представители интровертных типов с преобладанием функции интуиции превыше всего ставят личный интерес к работе или учебе. Наилучших результатов можно добиться, если поощрять такого человека интересной для него работой. Будьте уверены, он расскажет о ней много занимательных подробностей, которые вам были неизвестны.

В отличие от интровертных, экстравертные типы с преобладанием интуиции настроены на уникальность. Их заинтересованность в деятельности растет пропорционально чувству исключительности того дела, которым они занимаются: «Никто такого еще не делал!», или собственной исключительности: «Никто больше так не умеет, как я!». «Заниматься необычным, быть непохожим на других» – главный девиз их деятельности. Представители этих типов переполнены всевозможными идеями. Они могут дать разумный совет о нововведениях. Лучшим стимулом к деятельности для них является похвала за нестандартное принятое решение.

Определение психологических типов

Для того чтобы правильно определить свой тип личности, нужно обратиться за консультацией к психологу-соционику или пройти специальный диагностический тренинг. Необходимо подчеркнуть, что в поведении человека часто сочетаются противоположные качества. В одной ситуации человек может вести себя, например, как экстраверт и иррационал, а в другой как интроверт и рационал. Поэтому по поступкам человека его психологический тип определить бывает очень трудно. Профессиональный подход к диагностике психологического типа, применяемый в Научно-исследовательском институте соционики, включает многократные проверки диагноза, основанные на применении различных, взаимно дополняющих подходов. Психолог-консультант даст вам обоснование диагноза и ответит на все вопросы, связанные с ним.

В основе диагностики психологических типов на тренингах лежит метод наблюдения. Участникам предлагаются различные игровые ситуации на разные виды деятельности. Сессия включает задания, в которых нужно проявить логическое мышление, эмоциональность, общительность, деловые качества, лидерские способности, гибкость, эстетическое чутье или фантазию. Кроме того, включены задания на легкость переключения с одного вида деятельности на другой, на умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, на внимание к другим людям, а также на уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.

По ходу выполнения тренинговых заданий группа экспертов наблюдает и определяет отличительные признаки типов личности. Наряду с игровыми заданиями участникам предлагаются психологические тесты и проводится диагностическое интервью для уточнения типа личности.

После обработки собранной информации формируется психологический портрет личности, по которому можно сделать заключение о наиболее благоприятных сферах деятельности для каждого человека.

Обычная продолжительность тренингов в Центре профориентации НИИ соционики – два академических часа. Она включает ролевые и деловые игры, тренинги общения, публичных выступлений, интеллектуальное тестирование, творческие задания. После этого участники и родители подростков получают описание психологического типа, тренеры подробно рассказывают о психологических особенностях, способах наиболее успешной реализации в профессии, предпочтительном способе общения с данным подростком. Также они могут подсказать, как

  • ставить четкие цели, принимать решения и планировать шаги к достижению, в частности, выбор будущего учебного заведения,
  • опираться на свои сильные стороны, умело подчёркивать их на собеседовании и на экзамене,
  • мотивировать себя к учёбе и работе.

IX в. - «золотой век» мирового инженерного искусства. Мы черпаем наше наследие из того, что зародилось в это время. К концу XIX столетия металлические конструкции мостов, башен, перекрытий стали символом наступающей эры - эры прогресса. Железные дороги, мосты, локомотивы вызывали в то время такое же удивление и восхищение, как позднее - космические корабли, межпланетные станции или ядерный синтез. С точки зрения истории цивилизации шаг от паровоза до космического корабля оказался крохотным по сравнению с путешествием от телеги до паровоза.

Железнодорожное строительство конца XIX - нач. XX в. до сих пор поражает воображение своими масштабами. Железные дороги буквально на глазах сокращали необъятные просторы Российской империи. Там, где раньше была нетронутая веками природа, за несколько лет менялось все - горы прорезали тоннели, берега бурных рек соединялись величественными мостами, на равнинах блестели серебряные нитки рельс, строились паровозные и вагонные депо, вокзалы, а следом - поселки и города.

Россия всегда была богата самобытными талантами: мастеровыми, самоучками-изобретателями, оригинальными инженерами. Один из них Иван Петрович Прокофьев - профессор строительной механики, генеральный директор пути и строительства, заслуженный деятель науки и техники. Он прожил долгую жизнь, трудясь на благо Отечества.

Вся жизнь И.П. Прокофьева связана с железной дорогой - его научная жизнь, военная и педагогическая служба. Даже родиться ему было суждено в доме при станции Рязань Рязанско-Козловской железной дороги - 7 января 1877 г. в семье путейского служащего. В 1888 г., когда отец Прокофьева умер, мать с четырьмя детьми переехала в Москву к родственникам. С этого момента жизнь И.П. Прокофьева неотделима от Москвы. После окончания в 1897 г. московской классической гимназии он поступил в недавно открытое императорское училище Министерства путей сообщения, впоследствии Московский институт путей сообщения им. императора Николая II (ныне Московский государственный университет путей сообщения). Так он реализовал свою мечту учиться «на инженера».

В то время в училище работали многие известные в стране ученые-профессора: Ф.Е. Максименко (первый директор училища), Н.Е. Жуковский, И.А. Каблуков, С.А. Чаплыгин, С.М. Соловьев, Н.П. Лебедев, Л.Д. Проскуряков и др. Именно Л.Д. Проскуряков - патриарх отечественной строительной механики - стал главным наставником и учителем Ивана Петровича. Прокофьев буквально «заболел» строительной механикой, именно она в дальнейшем стала основной темой его научной и преподавательской работы.

По окончании трехлетнего теоретического курса в 1900 г. Л.Д. Проскуряков рекомендовал его на строительство моста через Аму-Дарью на Закаспийской железной дороге в качестве техника-производителя работ на правом берегу реки. Это был уникальный мост через Аму-Дарью, возводимый по проекту Н.А. Белелюбского вместо временного, который за 13 лет эксплуатации паводком разрушался шесть раз. 27 мая 1901 г., через три года после начала строительства, состоялось официальное открытие движения поездов по новому 27-пролетному мосту (в то время это был самый длинный мост в стране). Газета «Туркестанские ведомости» от 3 июня 1901 г. сообщала: «Мост, который мы все открывали 27 мая - бесспорно чудо строительного искусства как по замыслу так и по исполнению». Прокофьев, принимавший непосредственное участие в монтаже пролетных строений и сооружении струенаправляющих дамб, получил высокую оценку своего труда от начальника работ.

Л.Д. Проскуряков по достоинству оценил талант Прокофьева, называл его своим учеником, постоянно опекал его и приглашал работать над большинством своих проектов. Самые значительные из них - арочные мосты через Днепр у Волчьего горла (так и не реализованный) и через Москву-реку на Московской окружной железной дороге.

После обязательной двухлетней практики на заводе и строительстве мостов, успешной защиты отчета о производственной практике Ивану Петровичу присваивается звание инженера-строителя. Начало самостоятельной инженерной деятельности Ивана Петровича связано с проектированием моста по поручению Московской окружной железной дороги в 1903 г. Проект моста пролетом в 12 саженей (25,7 м) получил заслуженное одобрение. Через некоторое время он был утвержден МПС как типовой для строительства на всех подходящих участках Московской окружной железной дороги. В том же, 1903 г., Прокофьев едет на строительство и сборку мостов через реки Вятку, Ветлугу, Нею на Вологдо-Вятской железной дороге, где зарекомендовал себя талантливым инженером-новатором. Впервые в практике отечественного мостостроения при сооружении самого сложного и большого моста через Вятку (5×128 м) он применил пригонку, рассверловку и клепку конструкций ферм на месте.

Инженерная деятельность Ивана Петровича в период с 1908 по 1916 г. отмечена оригинальными проектами металлических перекрытий железнодорожных мастерских в Перове (арочные перекрытия большого пролета), в Муроме (впервые в России - рамные трехпролетные металлические конструкции), перекрытия дебаркадера Казанского вокзала в Москве, разработка проекта железнодорожного моста через Казанку (Московско-Казанской ж/д), а также типовые проекты подпорных стен переменной высоты и других транспортных объектов.

Наиболее значительный с конструкторской и эстетических точек зрения - проект металлического покрытия над дебаркадером Казанского вокзала в Москве. Работа над проектом проходила в тесном сотрудничестве с известным архитектором А.В. Щусевым, который хотел в архитектуре Казанского вокзала выразить нечто неповторимое, интересное и необычное. Прокофьев предложил перекрыть средний дебаркадер тремя арочными фермами: две - пролетом 34 м и одна - 56 м. Но выполнению этой инженерной части помешала война 1914 г. Сам Прокофьев считал этот проект несовершенным, но он вошел в учебник профессора Н.С. Стрелецкого «Стальные конструкции» (1952 г.) как образец оригинального инженерного решения.

Война 1914 г. нарушила привычную, размеренную жизнь, за ней последовала революция, потом - гражданская война. Новые власти призвали старых «спецов» на службу новому государству. В 1918 г. Прокофьева вызвали в Наркомат путей сообщения, где он дал согласие работать в комиссии по восстановлению взорванных во время гражданской войны мостов. Выезжая на важнейшие направления железной дороги Воронеж-Ростов, Поворино-Царицын, Поворино-Валуйки-Елец и др., он консультирует работы по восстановлению жизненно важных внеклассных мостов через Волгу, Донец, Каму, Белую. С мандатом за подписью Ульянова-Ленина Прокофьев был прикомандирован к комиссару железных дорог Южного фронта М.К. Владимирову и сопровождал его по фронтовым железным дорогам, являясь главным военным экспертом по восстановлению ж/д фронта, оказывая необходимую техническую помощь.

В мандате было записано: «Предъявителю сего, профессору Ивану Петровичу Прокофьеву, руководящему работой по восстановлению мостов, предоставляются Советом рабоче-крестьянской обороны чрезвычайные полномочия как в отношении требований на рабочую силу, подводы, так и на экстренные перевозки по всем дорогам республики… Железным дорогам вменяется в обязанность срочное выполнение требований проф. Прокофьева на перевозки грузов и личного состава экстренными поездами, когда того потребует И.П. Прокофьев, с продвижением их с максимальной скоростью вне очереди. Исключительная серьезность момента в связи с проходом весенних вод требует неукоснительного выполнения властями всех ведомств, не исключая военного, всех законных требований И.П. Прокофьева».

Иван Петрович гордился возложенной на него обязанностью, заявляя, что «мандат за подписью Ленина составляет мою гордость, и я позволяю себе считать его оценкой моей работы при НКПС в 1918 - 1919 гг. »

Для оказания практической помощи в восстановлении железнодорожного транспорта в конце 1918 г. был образован научно-технический комитет (НТК), в который вошли крупные ученые и инженеры П.А. Велихов, Н.С. Завриев, С.А. Ильясевич, И.М. Рабинович, Н.С. Стрелецкий и другие. По возвращении в Москву Прокофьев работает в составе этого Комитета в мостовой комиссии и комиссии Главного комитета государственных сооружений.

Инженерная деятельность Ивана Петровича этого времени отмечена созданием ряда интересных проектов, отличавшихся новизной и экономичностью: типовые деревянные пролетные строения для восстановления мостов, перекрытия дизельного цеха Коломенского машиностроительного завода.

В 1925 г. Прокофьев разрабатывает проект металлического моста для двух железнодорожных путей через Северный Донец пролетом 108 м, в 1927 г. - типовое пролетное строение для мостов длиной 158 м. Это были последние авторские проекты Ивана Петровича Прокофьева, т.к. в 1930 г. было создано специальное Управление по проектированию при НКПС (Мостранспроект). Практика индивидуальных заказов специалистам на проектирование сооружений прекратилась.

В течение всей жизни Прокофьев был тесно связан с производством, как член научно-технического комитета НКПС и его мостовой комиссии. Он дает заключения по многим проектам новых мостов: имени Володарского в Ленинграде, через Северную Двину в Архангельске, через Дон у Ростова, через Оку в Горьком; выезжает на испытания моста имени Е.О. Патона через Днепр, на постройку железнодорожного моста через Волгу в Саратов.

Практическая инженерная деятельность Ивана Петровича Прокофьева неразрывно связана с его научными исследованиями. Еще в процессе строительства моста через Вятку Иван Петрович остро ощутил недостаток технической литературы по сборке и установке пролетных строений. Этот пробел был восполнен им в 1911 г., когда в свет вышел его первый капитальный труд «Железные мосты. Обработка, сборка и установка металлических мостов». В этом издании впервые в России были обстоятельно рассмотрены технологические процессы заводского изготовления и монтажа на строительной площадке мостовых металлических строений. Успеху этого издания способствовало также и то, что в нем был изложен и зарубежный опыт, с которым Прокофьев лично познакомился во время участия в Международном железнодорожном конгрессе в Берне в 1910 г. Тогда же время он смог ознакомиться с мостостроительной индустрией Англии, Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии.

В Брюсселе он знакомится с новинкой - металлическими конструкциями из легированной стали. Вернувшись на родину, Прокофьев в 1912 г. в докладе на объединенном заседании Политехнического общества и Общества по испытанию материалов выдвигает идею по их применению и в нашем мостостроении. Однако в то время эта идея не нашла поддержки со стороны специалистов. Но развитие и совершенствование отечественного мостостроения доказали позднее правильность этих предложений.

Широкую известность у нас в стране и за рубежом получили исследования Прокофьева в области сыпучих тел, опубликованные под названиями «Давление сыпучих тел и расчет подпорных стенок», «Теория сыпучих тел» и «Статика сыпучего тела». Все труды выдержали не одно издание. Работа над учебником по строительной механике началась еще до революции, к 1930 г. она была окончена. Учебник под названием «Теория сооружений» выдержал 4 издания, и на протяжении всей своей жизни Прокофьев редактировал и дорабатывал его, чтобы сделать более понятным для студентов. До сих пор этот учебник пользуется большой популярностью, оставаясь основным руководством по строительной механике для инженеров всех специальностей.

Заслуженную славу принесла Прокофьеву созданная им в Тимирязевской сельскохозяйственной академии лаборатория испытания материалов - первая в стране лаборатория, которая активно занималась испытаниями материалов для изготовления деталей сельскохозяйственных машин, автомобилей и тракторов. В короткие сроки вокруг Прокофьева сплотился коллектив высококвалифицированных специалистов - технологов, конструкторов, и начались исследования напряжений в деталях и агрегатах машин (рамах, колесах, пружинах). Полученные результаты широко использовались научно-исследовательскими и проектными институтами, промышленными предприятиями, заводами: Московским и Горьковским автозаводами, Сталинградским тракторным и др. Впоследствии на Московском и Горьковском автозаводах появились собственные испытательные лаборатории. Окончательно лаборатория сформировалась в 1926 г. Полученные в ней результаты впоследствии вошли во многие труды по металловедению, а часть - в отраслевой стандарт.

Лаборатория стала общепризнанным научным центром. Е.О. Патон в 1927 г. в своем письме пишет Прокофьеву: «То, что я увидел в лаборатории, намного превзошло мои ожидания. Характерной особенностью Вашей лаборатории, которая ставит ее на первое место среди остальных наших механических лабораторий, является то, что она не имеет устаревшего оборудования, в ней собраны лишь самые новые и наиболее совершенные машины и приборы».

Прокофьев занимается исследованиями устойчивости мостовых опор, которые впоследствии легли в основу технических норм проектирования глубоких опор мостов, изучением распространения деформаций.

В сентябре 1934 г. Ивану Петровичу за большие научные заслуги, создание научных трудов, первому в МИИТе была присвоена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации.

В 1937 г. присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники.

Во время Великой отечественной войны профессор Прокофьев возглавил исследования и испытания сварки рельсов, что имело большое значение для восстановления разрушенных железных дорог. За эту работу в 1942 г. он был награжден орденом «Знак Почета».

Однако главной заслугой, содержанием жизни, творческим наследием Прокофьева является создание отечественной научной школы в области строительной механики - основы основ любой инженерной работы в области строительства.

А началась его педагогическая деятельность в 1906 г., когда он стал преподавать в Московском инженерном училище МПС и Императорском Московском техническом училище (впоследствии МВТУ). В сентябре 1913 г. его по конкурсу из шести кандидатов тайным голо­сованием избирают на должность адъюнкт-профессора кафедры строительной механики в Московском сельскохозяйственном институте, бывшей Петровской академии. Так он стал первым профессором из числа выпускников Московского училища.

В 1914 г. Прокофьев - заведующий кафедрой строительной механики инженерного отделения Московского сельскохозяйственного института, а в 1915 г. переизбирается на должность профессора на следующий срок. В это же время по просьбе Л.Д. Проскурякова он читает лекции в МИИТе. После разделения в 1930 г. сельскохозяйственной академии на три института Иван Петрович стал проректором выделенного Гидромелиоративного института, которому позднее было присвоено имя академика В.Р. Вильямса (ныне Московский государственный университет природообустройства).

И.П. Прокофьев постоянно совершенствовал методику преподавания строительной механики, занимался повышением квалификации преподавателей кафедры, проводил еженедельные методические совещания. Темы расчетно-графических и лабораторных работ его кафедры получили одобрение Комитета по высшей школе и были включены в программу курса для строительных специальностей.

За время своей многолетней профессорской деятельности И.П. Прокофьев воспитал тысячи инженеров для транспорта, строительства и тяжелой промышленности. Его ученики - академики А.Ф. Смирнов, А.А. Гвоздев, В.И. Руднев, И.М. Рабинович, доктора наук М.М. Филоненко-Бородич, Б.Н. Жемочкин, Н.К. Снитко, Н.П. Щапов, Я.А. Пратусевич, Н.А. Митропольский, В.А. Киселев, Н.И. Безухов, А.А. Попов. Он подготовил более 20 докторов наук. Практически вся российская строительная механика опирается на их работы.

В 1947 г. отмечалось 70-летие ученого. Приказом министра высшего образования СССР лаборатории строительной механики Московского гидромелиоративного института им. В.Р. Вильямса было присвоено имя профессора И.П. Прокофьева. Юбиляр получил много поздравлений. Свыше двадцати его учеников - доктора наук в своем коллективном приветствии отмечали: «Многогранна Ваша деятельность и славен пройденный Вами путь. Широко известны Ваши работы по теории стержневых систем и статике сыпучих тел. Ваши проекты мостов, перекрытий и других инженерных сооружений всегда выделялись новизной, смелостью и продуманностью… Ваш душевный облик, Ваша принципиальность, прямолинейность, энергия и трудоспособность всегда были для нас завидным, но недостижимым примером». Только в Москве в то время ученики Прокофьева возглавляли 16 кафедр в вузах.

Профессор П.Я. Каменцев, бывший сокурсник Прокофьева, на юбилее подчеркнул: «Я счастлив отметить, что из нашей стаи вышел достойный и блестящий заместитель незабвенного учителя Лавра Проскурякова».

Профессор Г.К. Евграфов в своем выступлении сказал: «Ваши многообразные исследования в области теории сооружений в большой мере облегчают нашу работу по совершенствованию мостовых конструкций».

Генерал П.А. Кабанов, Герой Социалистического Труда, начальник железнодорожных войск отметил: «Не одно поколение инженеров-мостовиков было воспитано Вами в духе строгой требовательности к себе и к своей работе… Мы, восстановители железных дорог и мостов, как и в дни боевой страды в Великую Отечественную войну, так и теперь при капитальном восстановлении мостов, находили и находим в ваших трудах ценные указания и помощь в разрешении сложных технических вопросов».

Выдающиеся заслуги И.П. Прокофьева отмечены высокими правительственными наградами - двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и другими.

Таков жизненный путь талантливого инженера, ученого и педагога - Ивана Петровича Прокофьева. Начатое им дело успешно продолжают его ученики, растет «школа Прокофьева».

Подготовлено по:

Аверина, В.С. Блестящий заместитель незабвенного учителя. Краткий обзор инженерного, научного и исследовательского наследия Прокофьева И.П. (1877−1958) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: сб. ст. – Вып.3. – М., 2002. – С. 80−89. – Библиогр.: с.89.

Похожие публикации