Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Поурочный план проблемы развивающихся стран. Презентация на тему "проблема преодоления отсталости развивающихся стран". Проследить тенденции в социально-экономическом развитии стран «третьего мира»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

по дисциплине: «Мировая экономика»

Введение

В современную эпоху, когда значительно уменьшается конфронтация между Востоком и Западом, всё более актуальной для человечества становится проблема преодоления бедности и отсталости развивающихся стран, которая носит глобальный характер. Многие ученые считают, что в проблемах стран «третьего мира» заложен взрывной потенциал, не уступающий по своей силе ядерному.

Под «Третьим миром» принимается группа развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, которые в прошлом являлись колониальной и полуколониальной периферией развитых капиталистических стран. Сегодня термин «третий мир» ассоциируется в первую очередь с комплексом нерешенных проблем в социальной, культурной и демографической сфере, которые нельзя оставлять без должного внимания.

Особенности развития их культуры и экономики во многом объясняют причины возникновения глобальных проблем, имеющих свою специфику. На первом месте стоит проблема социально-экономической отсталости, заимствованная из колониального прошлого.

Благодаря распаду колониальной системы в мире образовалось 120 новых государств, где проживает свыше половины населения всей планеты.Хотя эти страны и получили политическую независимость, они всё же продолжают страдать от последствий своего колониального прошлого, и в настоящее время подвержены негативному воздействию политики неоколониализма. Целью данной работы является комплексный анализ проблемы бедности и отсталости развивающихся стран, как глобальной проблемы человечества.

Исходя из целей работы, ветекают задачи:

1) Выявить характерные черты и проблемы развивающихся стран.

2) Проследить тенденции в социально-экономическом развитии стран «третьего мира».

3) Комплексно проанализировать проблему бедности, безработицы. Оценить роль теневого сектора экономики.

4) Обозначить пути выхода из социально-экономического кризиса.

Объектом исследования являются развивающиеся страны. Предмет исследования - глобальная проблема бедности и отсталости развивающихся стран.

ГЛАВА 1. Характерные черты и проблемы развивающихся стран

1.1 Сущность, причины и последствия отсталости

Отсталость страны (точнее, её социально-экономическая отсталость) подразумевает, что эта страна по сравнению с другими, развитыми странами находится на более низком уровне социально-экономического развития. Основные показатели уровня развития, такие как отраслевая структура ВВП и индекс человеческого развития, производство ВВП и ВНД на душу населения, как правило, в развитых странах существенно выше, чем в развивающихся.

Для начала нужно выявить причины отсталости огромной части стран. Следует отметить, что по сравнению с развитыми государствами, переход к рыночной экономике (капитализму), а затем и к современной рыночной экономике (современному капитализму), в этой группе стран произошел намного позже. Главную роль здесь сыграла отсталость их институтов, в особенности права и формы собственности, права организации и индивида, обычаи. Так, в условиях распространения общинной собственности слаба конкуренция, а значит и тяга к инновациям; не одобряется индивидуализм, а значит, и предпринимательство; в обычае скептическое отношение к зарабатыванию прибыли за счет предпринимательских способностей. Таким образом, именно отсталые социальные отношения порождают отсталую экономику, поэтому прежде чем решать проблему отсталости только экономическими и технологическими методами, следует уделить должное внимание ликвидации изъянов в социальных отношениях Максаковский В.П. Географическая картина мира. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа,Кн.2 - 2009, 480с-121..

Отсталым странам пришлось встать на путь догоняющего развития, чтобы хоть как то уменьшить огромный разрыв в уровне развития, на фоне развитых стран. Однако при догоняющем развитии модернизация экономики невольно происходит не столько под влиянием внутренних, сколько внешних факторов. Ведь значительная часть капитала, предпринимательского опыта и основная масса знаний поступает в развивающиеся государства именно из развитых. Таким образом, возникает феномен зависимого развития, т.е. такого развития национальной экономики, ход которого сильно зависит от ситуации в нескольких зарубежных странах или даже одной. Бывшие колонии, большинство которых попали в зависимость к другим развитым странам или зависят от бывших метрополий, наиболее ярко демонстрируют феномен зависимого развития.

В итоге мировое хозяйство невольно разделилось на так называемый центр, представленный группой развитых стран, откуда идут политические, экономические и культурные импульсы, и периферию, которая вынуждена развиваться под мощным влиянием этих внешних импульсов. Можно выделить крупные отсталые страны, имеющие большой внутренний рынок и сильное воздействие на соседние страны (Индия, Бразилия), которые менее подвержены зависимости, однако и их можно считать если не периферией, то полупериферией мирового хозяйства. Максаковский В.П. Географическая картина мира. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа,Кн.2 - 2009, 480с-254

Отличительной чертой экономики развивающихся стран является многоукладность. Она представлена двумя содействующими секторами - современным и традиционным. Капиталистические предприятия, куда входят отечественные и иностранные общества и товарищества, индивидуальные и фермерские хозяйства, образуют современный сектор, а традиционный сектор представлен предприятиями докапиталистического типа (кустарные промыслы, помещичьи и общинные хозяйства). По мере повышения уровня развития страны доля в экономике первого сектора растет, второго - уменьшается. Чего на данный момент мы не можем наблюдать в развивающихся государствах.

1.2 Проблема накопления

развивающийся страна экономика кризис

Важность проблемы накопления была отмечена Ростоу в его теории стадий экономического роста, где он обращал внимание на то, что на третьей стадии (активной индустриализации) необходимо резкое увеличение нормы валового накопления. Но в индустриализирующихся странах, которые обычно небогаты капиталом на данной стадии, это происходит с большим трудом из-за невысокой нормы валового сбережения.

Таблица 1. Норма валового сбережения в мире, % к ВВП

(прогноз)

Развитые страны

В том числе:

(12 стран еврозоны)

Новые индустриальные азиатские страны

Отсталые страны

В том числе:

Азия (кроме Среднего Востока)

Средний Восток

Латинская Америка

Источник World Economic Outlook. Septemper 2006/ IMF. Washington D.C., 2006. p.199, 205

*1978-1985 гг.

**1989-1996 гг.

***1992-1999 гг.

Данная таблица демонстрирует, что ряд регионов «третьего мира» добился высокой нормы валового сбережения (например, в Азии она превысила 30%), что произошло благодаря повышению мировых цен на их экспорт (что характерно для Ближнего и Среднего востока), форсированию этими странами физических объемов экспорта товаров (наиболее характерно для Юго-Восточной Азии) и даже кредитной экспансии (здесь фигурирует Китай, который относится к развивающимся странам в международной статистике).

Однако в отсталых регионах «третьего мира» норма валового сбережения намного ниже - лишь немногим более 20%, что недостаточно для высокой нормы валового накопления и, соответственно, быстрого экономического роста. Правда, и там она сильно колеблется по странам. Если в нефтеэкспортирующей республике Конго норма валового сбережения составила 27%, то в соседней Демократической Республике Конго- всего 7%, а в результате обе страны имели разные нормы валового накопления и противоположные темпы экономического роста в расчете на душу населения - в Республике Конго они были положительными в целом за 1995-2005 гг., а в Демократической Республике Конго - отрицательными.

Мобилизация средств для инвестиций идет в развивающихся странах всеми возможными способами и во многом за счет максимального привлечения средств извне - не только через форсирование экспорта и даже кредитную экспансию, но также через привлечение иностранного частного ссудного и предпринимательского капитала и официальной помощи развитию. Подобная сильная ориентация развивающихся стран на внешние источники финансирования их развития является разумной, так как в современных условиях капитал перестал быть дефицитным ресурсом в развитых государствах, однако это ещё больше усиливает зависимость отсталых стран.

1.3 Роль государства в экономике

Государственное вмешательство в экономику развивающихся стран на протяжении большей части 20века нарастало. По данным Всемирного банка, в странах с низкими доходами на душу населения государственные расходы по отношению к ВВП составили 17,1% в 2000 г. и 20.1% в 2008г., в том числе в Южной Азии они выросли с 16.4 до 18.3%, в Африке южнее Сахары - с 5,3 до 25,9%. В этих странах многие ведущие отрасли находятся в руках государства, потому что оно их и создало. Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.-С. 139, 860

Хотя государственные расходы в развивающихся странах ниже, чем в развитых, это происходит, прежде всего, из-за разницы в размахе госрасходов на социальную сферу, в то время как в финансировании инвестиций государство в «третьем мире» обычно весит больше, чем в развитых странах.

Большой вес государства в инвестициях и большой государственный сектор порождены догоняющим развитием. Если в развитых странах переход к системе современного капитализма происходил в условиях социальных и экономических потрясений, ликвидировать которые рынок не мог, и для смягчения которых понадобилось активное государственное вмешательство в виде большого госсектора и активной социальной политики, которая оказалась необходимой и для постиндустриализации, то в развивающихся странах причины были во многом другие. Здесь создание большого современного сектора часто оказывалось не под силу отечественному частному капиталу, и именно в этом выразились в развивающихся странах провалы рынка, известные в экономической теории как базовая причина государственного вмешательства в рыночную экономику. Поэтому индустриализация, тем более форсированная, могла проводиться здесь только при прямом участии государства (можно провести аналогию с Россией 19 века, где железнодорожная сеть создавалась за счет государственных расходов на железнодорожное строительство, а военно-промышленный комплекс создавался на базе казенных военных заводов). Егоров А.М. Мировая экономика. М.:Ифнра-М, 2007. - С.74

Однако активное государственное вмешательство в экономику обернулось не только успехами в догоняющем развитии.

Государственный сектор и государственный аппарат часто неэффективны, плодят коррупцию и даже нередко мешают развитию частного бизнеса, а не только ликвидируют провалы рынка. Так, по данным Всемирного банка на начало 2005 г., предпринимателю для регистрации своего дела в развитых странах (точнее, в странах с высокими доходами на душу населения) требуется в среднем 7 разрешений и согласований, которые занимают 24 дня и обходятся в 9% ВВП на душу населения, а в странах с низкими доходами - 10 процедур, 60 дней и 168%. Имаров К.А. Положение развивающихся стран в начале 21 века. // Вопросы экономики, №4, 2010.- С.45

Второй базовой причиной государственного вмешательства в экономику является оформление и соблюдение «правил игры» в хозяйственной жизни, или, говоря по-другому - обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов, Но государственные институты развивающихся стран обычно плохо справляются с соблюдением «правил игры», потому что намного слабее аналогичных институтов развитых стран. По данным Всемирного банка, если предпринимателю в странах с высокими доходами на душу населения в случае нарушения его контрагентом контракта требуется в среднем 19 процедур, которые занимают 267 ней и обходятся в 8% ВВП на душу населения, то в странах с низкими доходами - 28 процедур, 304 дня и 65%.

Подобные, как говорят в экономической теории, провалы государственного регулирования экономики вынудили немалое число развивающихся стран начать с конца 20 века процесс либерализации. К этому их также подталкивали импульсы, идущие из развитых стран (которые начали этот процесс ещё раньше) и оформленные в виде вашингтонского и поствашингтонского консенсуса.

Либерализация в «третьем мире» идет, прежде всего, по двум направлениям - либерализация внешнеэкономических связей и приватизация части госсектора. Если либерализация внешнеэкономических связей идет во всех регионах «третьего мира», то приватизация больше характерна для Латинской Америки.

ГЛАВА 2. Тенденции социально - экономического развития

2.1 Рост дифференциации «третьего мира»

Следует отметить, что разные развивающиеся страны, их регионы и подгруппы имеют разную экономическую динамику, особенно если рассчитывать рост ВВП на душу населения (потому что только при более высоких, чем в развитых станах, подушевных темпах ВВП отсталые страны реализуют главную задачу догоняющего развития).

В развивающихся странах в 50-60-е гг. (вплоть до нефтяного кризиса 1973г.) по темпам экономического роста в расчете на душу населения лидировали страны Юго-Восточной Азии и Ближнего и Среднего Востока (они составляли основу так называемых остальных стран Азии), а также Латинской Америки.

В последующие два десятилетия картина изменилась. Темпы экономического роста указанных регионов снизились особенно у стран Латинской Америки, но ещё больше они упали у стран Африки, которые и в предыдущие десятилетия не отличались высокой экономической динамикой. Одновременно темпы экономического роста повысились у Индии (не говоря уже о Китае, и раньше отличавшемся высокими темпами). Эльянов А. Структурные реформы и дифференциация развивающихся стран. - М., 2005. - С. 245

На рубеже веков картина вновь меняется. Восстанавливается экономический рост в Африке и на Ближнем Востоке, хотя он недостаточен для догоняющего развития, так как в расчете на душу населения уступает росту в развитых странах (Африка) или почти не превышает его (Ближний Восток). В остальной Азии сохраняются высокие темпы догоняющего развития, в то время как в Латинской Америке они остаются недостаточными.

Таблица 2. Среднегодовые темпы роста ВВП в мире на душу населения

Источник: World Economic Outlook. Septemper 2006/ IMF. Washington D.C., 2006. p.123, 205.

По прогнозу ИМЭМО РАН (Института мировой экономики и международных отношений) на 2015г., более высокая по сравнению с развитыми странами динамика третьего мира сохранится, однако за счет ограниченной группы государств, прежде всего новых индустриальных стран, в то время как группа наименее развитых стран будет отставать всё дальше.

Разная экономическая динамика обусловливает растущую дифференциацию развивающихся стран, даже если судить лишь по одному показателю уровня социально-экономического развития - ВВП/ВНД на душу населения (табл.3).

Таблица 3. ВВП на душу населения (тыс. долл., в ценах и по ППС 1995г.)

Развитые экономики*

Западная Европа

Переходные экономики

ЦБЕ (включая ЕС)

Из них Россия

Развивающиеся экономики

Ближний и Средний Восток

Остальная Азия**

В том числе Китай

В том числе Индия

Латинская Америка

В том числе Бразилия

Африка южнее Сахары

В том числе ЮАР

Источник: Мир на рубеже тысячелетий. М., 2007. С.561-565.

* Исключая новые индустриальные азиатские экономики

** Включаются новые индустриальные азиатские экономики и КНР, но исключая Ближний и Средний Восток.

Можно проследить тенденцию к увеличению разницы ВВП на душу населения между регионами. Так, например в 1950 г. он разнился между регионами «третьего мира» в 4-5 раз, а в 1980г. разница уже стала достигать 7 раз (во многом из-за скачка в нефтяных доходах стран Ближнего и Среднего Востока). Зато следующие два десятилетия разница восстановилась из-за падения ВВП на душу населения на Ближнем и Среднем Востоке и ускорения подушевного экономического роста в остальной Азии. По прогнозу ИМЭМО РАН в 2015г разница в уровне начнет нарастать - до 5-6 раз, в основном из-за продолжающегося быстрого подушевного роста в остальной Азии и очень медленного - в Африке южнее Сахары (следует обратить внимание, что ВВП на душу населения в этом регионе мира за последние полстолетия мало изменился). Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.-С. 420, 860

2.2 Отраслевые сдвиги в ходе индустриализации

Отсталая отраслевая структура ВВП является одним из главных признаков социально-экономической отсталости. Если в развитых странах (точнее, в странах с высоким доходом на душу населения) на первичный сектор приходится около 2% их ВВП, на вторичный - 27% и третичный - 71%, то в Индии это соотношение выглядит по-другому - 23:26:51, Африке южнее Сахары - 14:29:57 (в связи с большим размахом добывающей промышленности по сравнению с Индией). Если в структуре обрабатывающей промышленности развитых стран преобладает машиностроение (39% обрабатывающей промышленности Японии в 2000 г.), то в обрабатывающей промышленности развивающихся стран - легкая и пищевая промышленность (25% обрабатывающей промышленности Индии и 41% - Нигерии).

С другой стороны в отраслевой структуре развивающихся стран, особенно новых индустриальных, можно отметить быстрые и прогрессивные сдвиги. По прогнозу ИМЭМО РАН, в 2015 г. соотношение первичного, вторичного и третичного секторов составят в их ВВП 10:36:54, в том числе в Индии - 14:33:53. Даренцев А.М. Развивающиеся страны в соверменном мировом хозяйстве. М.:Экономика, 2009. - С. 64

Несмотря на ощутимый и в бедующем рост сельского хозяйства и добывающей промышленности, основным двигателем экономического роста в третьем мире будет по-прежнему обрабатывающая промышленность, особенно тяжелая, что характерно для стадии активной индустриализации. Если в 2000-2015 гг. среднегодовой рост промышленности в развивающихся странах прогнозируется в размере 5,1%, то обрабатывающей - 5,6%, в том числе тяжелой - 6,2%.

Отраслевые сдвиги стимулируются не только растущими потребностями внутреннего рынка развивающихся стран, но и растущей конкурентоспособностью их готовых изделий на мировом рынке, что характерно для модели экспортоориентированного развития. Повысившийся технологический уровень в сочетании с недорогой рабочей силой позволяет Бразилии теснить развитые страны с рынка ближнемагистральных самолетов, Индии - с рынка инструментов, десяткам других развивающихся стран - с рынка одежды. ТНК развитых стран также участвуют в этом процессе, налаживания в соответствии с моделью жизненного цикла продукта выпуск многих товаров в странах «третьего мира» как для экспорта, так и для сбыта на их внутренних рынках.

2.3 Внешние факторы развития

Участие в мировой торговле - одно из необходимых условий получения финансовых и технологических ресурсов для обеспечения экономического роста. Внешние факторы имеют огромное значение для стран зависимого развития.

Если соотносить экспорт товаров с объёмом ВВП/ВНД по объемному курсу, то подсчитанная таким образом экспортная квота у развитых стран (точнее, у стран с высоким уровнем дохода на душу населения) в 2003 г. составила 19%, у остальных стран - 28%. Однако при более реалистическом подсчете, т.е. соотнося экспорт товаров с ВВП/ВНД по паритету покупательной способности, экспортная квота у развитых стран составит по-прежнему 19%, а у остальных стран - всего 9%, что позволяет сделать вывод о меньшей ориентации реального сектора развивающихся стран на внешний рынок. Подобный вывод подтверждается и сопоставлением экспортных квот у стран с примерно одинаковыми размерами ВВП/ВНД по ППС: 3% у Индии и 13% у Японии, 18% у Мексики и 29% у ее партнера по североамериканской интеграции - Канады, 17% у Нигерии и 25% у Израиля. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М., 2005. - С.287 Тем не менее, делать вывод о слабом значении внешней торговли развивающихся стран было бы неправильно. Экспортоориентированное развитие приводит к тому, что экспорт, на который работает лишь небольшая часть экономики, часто становится главным двигателем экономического роста. Так экономика Нигерии, где в нефтяной промышленности производится лишь около 1/10 ВВП, сильно зависит от экспорта нефти, который обеспечивает основной вклад в экономический рост страны, потому что нефтяная промышленность обеспечивает основную массу прибыли в стране с остальными менее конкурентоспособными отраслями и почти все средства для оплаты импорта в условиях отсутствия полной конвертируемости национальной валюты. Можно провести параллель с Россией, где в экспортоориентированных отраслях работает всего 2 млн. человек из 65 млн. занятых, но они обеспечивают от 1/3 до 1/2 экономического роста страны.

Проблема сильной зависимости экономического роста от экспорта часто усугубляется монотоварностью экспорта. Небольшая, в отличие от развитых стран, номенклатура экспорта из развивающихся стран приводит к сильной зависимости всей национальной экономики от мировой конъектуры на один-три товара. Можно опять же провести параллель с Россией, экономическое развитие которой сильно зависит от мировых цен на энергоносители и металлы.

Таким образом, сильная зависимость от монотоварного экспорта является следствием отсталости, в результате которой лишь небольшой круг отраслей опирающихся в основном на природные ресурсы или дешевый труд, конкурентоспособен на мировом рынке, а также зависимости, которая в условиях неконвертируемости национальной валюты диктует острую потребность в экспортной выручке для покрытия потребностей в импорте столь необходимых для зависимого развития импортных товаров и услуг.

Зависимый характер развивающихся стран в социально-экономическом развития можно проследить через участие в международном движении капитала. Хотя в последние десятилетия эти страны все больше втягиваются в экспорт капитала (экспорт ссудного капитала и портфельных инвестиций из стран-нефтеэкспортеров и прямых инвестиций из новых индустриальных стран достиг сотен миллиардов долларов), однако большинство из них всё же продолжает оставаться по преимуществу импортерами капитала, который поступает к ним из международных организаций и развитых стран.

Поступление ссудного капитала из-за рубежа в виде кредитов и займов играет важную роль, прежде всего для правительств «третьего мира», которые используют эти средства в основном для погашения дефицита госбюджета. Что же касается частных компаний, то лишь наиболее развитые или богатые страны третьего мира могут позволить своим фирмам рассчитывать на кредиты и займы на мировом рынке капитала.

Иностранные инвесторы по мере укрепления национальной экономики и в рамках компаний по приватизации проявляют большой интерес к портфельному инвестированию в развивающиеся экономики. Однако иностранных инвесторов больше прельщают прямые инвестиции в экономику стран «третьего мира». Хотя основные потоки прямых инвестиций направляются в Латинскую Америку, Южную и особенно Юго-Восточную Азию, наиболее зависима от прямых иностранных инвестиций Африка южнее Сахары, где в отдельные годы эти инвестиции составляют до 30% всех капиталовложений. Этот регион мира имеет огромную зависимость и от притока финансовой помощи извне: так в 2006 г. официальная помощь развитию составила более 6% по отношению к их ВНД.

ГЛАВА 3. Глобальная проблема бедности

3.1 Безработица как глобальная проблема слаборазвитых стран

Развивающиеся страны сталкиваются с серьёзными социальными проблемами. Помимо демографической проблемы, бедности и сильной социальной дифференциации, это также проблемы отсталой социальной инфраструктуры, большой безработицы и теневого сектора.

Социальная инфраструктура в большинстве развивающихся странах слаба и отстала, прежде всего, из-за недостатка средств на нее в бюджетах государства и граждан. У них просто не хватает средств на содержание современной системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. В результате в развивающихся странах велика неграмотность (в Бразилии неграмотны 11% населения в возрасте 15 лет и старше, Нигерии - 33, Индии - 39, Египте - 44%), низкая ожидаемая продолжительность жизни (46 лет в Африке южнее Сахары и 72 года в Латинской Америке против 78 лет в странах с высоким уровнем доходов в 2008 г.), невысок охват населения канализацией и водопроводом (менее 60% в Африке южнее Сахары, около 80% в Латинской Америке). Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.-С. 498, 860

Безработица в «третьем мире» распространена шире, чем в развитых странах, если учитывать скрытую безработицу. Здесь основная масса населения обычно живет в сельской местности, где часто наблюдается не регистрируемый никем избыток рабочих рук. Но и в городах службы занятости регистрируют лишь часть ищущих работу. Можно провести параллель с Россией, где в 2005 г. число зарегистрированных безработных составляло 1,8 млн. человек, хотя их общая численность оценивалась с Росстатом в 5,7 млн. человек.

Безработица сильно колеблется по регионам. В 2002-2007 гг. зарегистрированная безработица составляла около 9% в латинской Америке и 4% в Восточной и Юго-Восточной Азии (считается заниженной из-за недоучета сельских безработных). В то время, даже по официальным данным, она приближалась к 30% на Северном и Юге Африки (в Алжире и ЮАР). Разница в уровнях безработицы - огромна ли она или просто велика - во многом объясняется сильной дифференциацией «третьего мира» по темпам роста экономики и населения. В Африке южнее Сахары с ее среднегодовыми темпами роста ВВП в 2002-2007 гг., равными 2,7%, и среднегодовыми темпами роста населения в 2,5% реальную безработицу можно оценить более чем в треть населения, в то время как в Латинской Америке с такими же темпами экономического роста в тот период, но более низкими темпами прироста населения (1,6%) реальная безработица редко превышала одну пятую (18%, по официальным данным, в Аргентине в кризисные 2000-2002 гг.). Population, resources and the environment, (N, Y., UN Population Fund, 2010), p.56

Большие темпы роста населения в сельской местности (приводящие к так называемому аграрному перенаселению) толкают население к переезду в города, где больше шансов найти работу (создавая и там из не нашедших постоянную работу заметный слой горожан), или к эмиграции в другие страны.

3.2 Роль теневого сектора экономики

Размеры теневого сектора в развивающихся странах обычно больше, чем в развитых. По данным 90-х гг., масштабы теневой экономики составляли не менее 70% в Нигерии, Египте и Таиланде и около 60% - в Мексике и на Филиппинах по сравнению с 8-30% в развитых странах (в России - около 40%). В развитых странах сложилась дуалистическая экономическая и социальная структура: современный «официальный сектор» индустриальных предприятий и «неофициальный сектор» в услугах, мелком ремесленном и сельскохозяйственном производстве. В неофициальном секторе развивающихся стран занято 35-65% рабочей силы и производится 30-60% ВВП. Калесников А.М. Мировая экономика. М.:Инфра-М, 2007. - С.154 В этот сектор входят очень мелкие предприятия, а также индивидуальные торговцы и ремесленники. В неофициальном секторе развивающихся стран занято около 300 млн. человек, в том числе 75 млн. - на мельчайших промышленных предприятиях. Темпы роста занятости в неофициальном секторе нередко выше, чем в легальном производстве. Это связано во многих развивающихся странах с притоком в крупные города разорившихся крестьян, многие из них согласны работать на любых условиях и без всякой регистрации. Так же этика (в этом числе предпринимательская) во многом развивающихся стран невысока, и поэтому отношение общества к теневой экономике (нередко даже к такой ее части, как криминальная экономика) снисходительно.

Занятие пресс-конференция на тему: «Глобальные проблемы человечества»

Конспект подготовлен для учеников 10-х классов

преподавателем географии

ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Чухаревой В. И.

Цели урока:

    Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.

    Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

    Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи :

Познавательные :

    изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;

    отработка навыка анализа проблем;

    отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками;

    выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).

Эмоционально-ценностные:

    развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

    осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные :

    развитие навыков работы в группе;

    отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция (обобщения и систематизации знаний)

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», — то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. ( Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем , которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели — сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

10 класс

Урок «Преодоление отсталости слаборазвитых стран мира –

глобальная проблема человечества»

Цели урока:

Учиться работать в группах, распределяя обязанности, организовывая совместную деятельность; учиться бесконфликтному общению, готовности вести диалог; формировать коммуникативные компетентности в общении с одноклассниками; формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку и народам мира

Развивать критическое мышление; развивать умения работать с текстом, формулировать и обосновывать свою позицию, защищать ее;

Определить особенности слаборазвитых стран, место данной проблемы среди глобальных проблем человечества, наметить возможные пути решения данной проблемы.

Оборудование: раздаточный материал со статьей, политическая карта мира, средства для оформления проекта

Тип урока: урок изучения нового

Место урока: урок предлагается учителем к изучению в теме «Африка», т. к. большинство слаборазвитых стран находятся в этом регионе, а количество часов на изучение глобальных проблем слишком мало.

Ход урока

1 этап

На данном этапе целесообразно пользоваться презентацией «Глобальные проблемы человечества. Проблема преодоления отсталости стран, ее место среди глобальных проблем»

Сегодня, когда глобализация – это состоявшийся факт, все больше мы говорим о глобальных проблемах человечества. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:

Носят общемировой характер, т.е. затрагивают судьбы и интересы всего человечества;

Угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);

Нуждаются в срочном и неотложном решении;

Взаимосвязаны между собой;

Требуют для решения совместных действий всего мирового сообщества.

Вопрос: Какие вы можете выделить глобальные проблемы?

К глобальным стали относить:

проблему сохранения мира, предотвращения ядерной войны, разоружения;

продовольственную;

природных ресурсов (рассматриваемую часто как две разные проблемы – энерге-

тическую и сырьевую);

экологическую;

демографическую;

преодоления отсталости и бедности и др.

По мере развития человеческой цивилизации могут возникнуть и уже возникают новые проблемы. Так, к разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, проблему мирного освоения космоса, терроризма, урбанизации и т.д.

Вопрос: Назовите регионы мира, которые мы уже изучали?

Какой регион нам предстоит изучить? (Африка)

Почему же начался урок с глобальных проблем человечества? Какая связь между регионом Африка и глобальными проблемами?

О какой из проблем мы сегодня поговорим более подробно?

2 этап

Итак, тема урока – «Преодоление отсталости стран мира»

Изменения, произошедшие в 90-ые гг позволяют говорить о смене приоритетов в глобальных проблемах. Если в 70-е – 80-е гг главной считалась проблема предотвращения ядерной войны, то сейчас на первое место одни специалисты ставят экологическую проблему, другие – демографическую, а третьи – проблему бедности и отсталости. Вопрос приоритетности проблем имеет не только научное значение, но и практическое. По разным оценкам, ежегодные затраты на решение должны составлять не менее 1 трлн. долларов, или 2,5% мирового ВВП.

Вопрос: Правомерно ли говорить, что проблема бедности и отсталости стран влечет за собой многие другие, свой ответ обоснуйте.

Вопрос: Сформулируйте, какие же цели мы поставим сегодня на урок.

(Рассмотреть особенности бедных и беднейших стран мира, пути преодо-

Ления отсталости)

3 этап

Группам необходимо определить, по каким направлениям они будут работать:

«Особенности слаборазвитых стран»

1. Рассмотрев текст, определите особенности слаборазвитых стран, сгруппируйте их по общим признакам

2. Приведите аргументы, которые доказывают, что данные особенности характерны для этих районов.

«Пути преодоления отсталости стран»

1. Рассмотрите текст, опишите возможные пути преодоления отсталости.

2. укажите, какие из этих путей реализуются уже сейчас. Какие пути можите предложить Вы.

Группы работают по раздаточному материалу, после предоставляют проект

4 этап

Проект групп по проблеме «Особенности слаборазвитых стран», где указываются особенности стран и приводятся доказательства (аргументы) по пунктам

задание: сопоставить список особенностей со списком Лакоста «Особенности развивающихся районов», который был составлен в 80-ые годы XX века.

Что из этого списка не соответствует сегодняшней действительности?

Какие особенности мы можем добавить к уже имеющимся, в начале XXI века.

Особенности слаборазвитых стран

(возможные особенности, которые можно выделить по тексту)

1. низкая доля в пр-ве общемирового национального продукта

Полное или почти полное отсутствие обрабатывающей промышленности

Крайне низкий уровень развития производительных сил

Узость отраслевого состава хозяйства

Ведущее значение минерально-сырьевых отраслей

Доиндустриальная структура энергобаланса и слабость электроэнергетики

Слабое развитие инфраструктуры

2. голод, недоедание

3. высокая детская смертность, недостаток медицинской помощи

4. большое число неграмотных

Низкий образовательный уровень

5. малое потребление энергоресурсов

6. огромная внешняя финансовая задолженность, которая продолжает расти

7. кризисное состояние с/х

Высокая доля экономически активного населения, занятого в с/х

Низкий уровень оснащения с/х, недостаточное использование минеральных ре-

Сурсов

8. неконтролируемый рост населения, отсутствие жилья

9. гиперурбанизация

10. низкий доход на душу населения

11. возрастание экологических проблем

12. милитаризация экономики

13. ограниченное участие этих стран в создании и использовании мирового научно-

Технического потенциала

14. несоблюдение прав человека

15. негативное отношение стран «третьего мира» к развитым странам, требо-

Вание пересмотра существующего миропорядка

Особенности развивающихся районов (список Лакоста)

5 этап

Проект группы по проблеме «Преодоление отсталости слаборазвитых стран» и характеристика каждого из направлений.

Возможные направления решения проблемы отсталости по тексту

1. Экономическая помощь развитых стран

внешний долг растет, проценты по кредитам постоянно возрастают

Предоставление адресных инвестиций, частные инвестиции – прямые и портфельные, банковские займы

Коррумпированность и просто воровство, неэффективность исполь-

Зования получаемых стредств

Списание долга у особенно слаборазвитых стран, который растет постоянно

2. Ошибки экономической политики самих стран

Которые не умеют правильно использовать эти кредиты

3. Увеличить долю промышленного потенциала большинства стран, развивать обрабатывающую промышленность – индустриализация, постиндустриализация

4. Ввести современные средства ведения с/х, в том числе и достижения «зеленой революции», преобразование аргарных отношений

не стоит так уж полагаться на «зеленую революцию», т.к. растения и

Животные, производство и урожайность которых увеличиваются, не

Рассчитаны на страны Африки, Лат Америки и Азии, а являются тради-

Цинными для Европы и Сев Америки и не пользуются спросом в выше

Названных регионах. Так Индия провела «зеленую революцию» и теперь

Является экспортером зерна, тк это не традиционная пища Азии.

5. Разработка эффективных национальных стратегий, опирающихся на внутренние ресурсы

6. Реформа образования, здравоохранения

Подготовка педагогических и научно-технических кадров

7. Проведение рациональной демографической политики, стимулирование проблем занятости.

8. Замена традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, различного рода органики), которые ввиду низкой их эффективности не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в с/х.


Слайд 2

Проблемы развивающегося мира:
1. Частые войны
2. Нищета
3. Голод
5. Низкий уровень образования
4. Слабо развитая медицина

Слайд 3

Войны в развивающихся странах

За постколониальный период в Африке было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) - гражданское население. В Африке насчитывается почти 50 % от общемирового количества беженцев (более 7 млн чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн человек).

Слайд 4

Нищета в слаборазвитых странах

За годы, прошедшие после Конференции в Рио-де-Жанейро (1992 год), увеличилось число людей, живущих в условиях абсолютной нищеты, в частности в развивающихся странах. Весьма серьезная и сложная проблема нищеты может послужить причиной социальной напряженности, подорвать экономическое развитие, нанести ущерб окружающей среде и создать угрозу для политической стабильности во многих странах.

Слайд 5

Голод

Голод в Восточной Африке 2011 года - гуманитарная катастрофа, которая по данным международных организаций угрожает около 11,5 миллионам человек, прежде всего в Сомали (3,7 миллионов), Эфиопии(4,8 миллионов), Кении(2,9 миллионов) и Джибути (164 тысяч).

Слайд 6

Здравоохранение

В странах третьего мира слабо развита медицина. Из-за этого ежегодно гибнет огромное количество людей.

Слайд 7

Низкий уровень образования

Сейчас в отношении образования слабо развитые страны всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г. в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели в мире. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

Слайд 8

Способы решения проблем:
1. Прекращение войн, введение конституции, наличие постоянной армии
2.Экономический подъем, путем налаживания и расширения предприятий, импорта и экспорта с другими странами, инвестирования в страну из-за рубежа, налаживанием отношений с соседними странами и высокоразвитыми
3. Улучшение медицины, обмен опытом с высокоразвитыми странами, закупка оборудования и строительство госпиталей

Слайд 9

4. Строительство учебных завидений, налаживание книгопечатания, широкое использование интернет ресурсов
5. Улучшение экологии, прекращение загрязнения водоемов, рек
6. Разведение домашнего скота, налаживание сельского хозяйства, импорт и экспорт с развитыми странами

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Проблема преодаления отсталости развивающихся стран.

Работу выполнили: Варбанский Илья, Мамедов О. Учитель Шиженская Н.Н. ГБОУ школа№104 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Проблемы развивающегося мира:

1. Частые войны 2. Нищета 3. Голод

5. Низкий уровень образования

4. Слабо развитая медицина

Слайд 3

Войны в развивающихся странах

За постколониальный период в Африке было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) - гражданское население. В Африке насчитывается почти 50 % от общемирового количества беженцев (более 7 млн чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн человек).

Слайд 4

Нищета в слаборазвитых странах

За годы, прошедшие после Конференции в Рио-де-Жанейро (1992 год), увеличилось число людей, живущих в условиях абсолютной нищеты, в частности в развивающихся странах. Весьма серьезная и сложная проблема нищеты может послужить причиной социальной напряженности, подорвать экономическое развитие, нанести ущерб окружающей среде и создать угрозу для политической стабильности во многих странах.

Слайд 5

Голод в Восточной Африке 2011 года - гуманитарная катастрофа, которая по данным международных организаций угрожает около 11,5 миллионам человек, прежде всего в Сомали (3,7 миллионов), Эфиопии(4,8 миллионов), Кении(2,9 миллионов) и Джибути (164 тысяч).

Слайд 6

Здравоохранение

В странах третьего мира слабо развита медицина. Из-за этого ежегодно гибнет огромное количество людей.

Слайд 7

Низкий уровень образования

Сейчас в отношении образования слабо развитые страны всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г. в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели в мире. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

Слайд 8

Способы решения проблем:

1. Прекращение войн, введение конституции, наличие постоянной армии

2.Экономический подъем, путем налаживания и расширения предприятий, импорта и экспорта с другими странами, инвестирования в страну из-за рубежа, налаживанием отношений с соседними странами и высокоразвитыми

3. Улучшение медицины, обмен опытом с высокоразвитыми странами, закупка оборудования и строительство госпиталей

Слайд 9

4. Строительство учебных завидений, налаживание книгопечатания, широкое использование интернет ресурсов

5. Улучшение экологии, прекращение загрязнения водоемов, рек

6. Разведение домашнего скота, налаживание сельского хозяйства, импорт и экспорт с развитыми странами

Похожие публикации