Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Заучивание скороговорки цель. Роль скороговорок в развитии речи детей. Выбираем скороговорку для ребёнка

Цель. Совершенствование звуковой стороны речи.

  • Развитие интереса к правильной речи.
  • Улучшение дикции у дошкольников.
  • Формирование интонационной выразительности речи.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, фишки, две корзины, мяч, магнитная доска с буквами, две пиктограммы-смайлики (грусть и веселье).

Подготовительный этап.

В процессе подготовки к конкурсу скороговорок родителям совместно с детьми предлагается выполнить домашнее задание – выучить наизусть по одной скороговорке, выбранной самостоятельно по желанию, сделать иллюстрацию или поделку к данной скороговорке.

Организационный момент.

Дети заходят и рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга. Презентация . Слайд 1.

Логопед. Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Сегодня мы проводим конкурс скороговорок. Участвовать в конкурсе будут две команды “Болтунишки” и “Говорунишки”. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Представляются члены жюри.) Всего в конкурсе пять заданий. За каждое правильно выполненное задание участники или команда получают фишки, в зависимости от оценки жюри. Для каждой команды приготовлено две корзины, в которые жюри будет складывать фишки. В конце конкурса подсчитывается количество фишек, заработанных каждой командой, и выявляется победитель.

Разминка для язычка. Артикуляционное упражнение “Лошадка”. Цокать 3 раза улыбаясь, 3 раза – с вытянутыми слегка губами. Сначала одна команда, затем другая.

1. Задание. “Игра с мячом”.

Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Каждый из участников должен внимательно послушать маленькую скороговорку, взять мяч в руки, повторить ее громко и четко и передать мяч следующему участнику.

Жюри оценивает команды. Лучшая команда получает фишку.

2. Задание. “Домашнее задание”

Логопед. К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку, нарисовать к ней рисунок или подготовить поделку.

На экране последовательно появляются иллюстрации к скороговоркам, приготовленные родителями совместно с детьми в домашних условиях. Дети узнают свои заготовки, выходят и рассказывают выученные скороговорки. Сначала медленно, четко проговаривая все слова, чтобы смысл был понятен окружающим, затем в быстром темпе. Слайд 2–7.

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды. Слайд 8 (Заставка).

3. Задание “Отгадай скороговорку по картине”.

Логопед. Сейчас вы увидите картину, рассмотрите ее внимательно. Кто отгадает скороговорку, выходит и рассказывает ее четко и правильно.

Жюри оценивает каждого участника. За каждую правильно рассказанную скороговорку команда участника получает фишку.

На экране иллюстрации к скороговоркам. Слайд 9–12.

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. На дворе – трава, на траве – дрова

3. Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека цап.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слайд 13.

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

4. Задание “Отгадай звук”.

Логопед. Для выполнения данного задания нужно внимательно послушать скороговорку и определить, какой звук в ней встречается чаще всего, затем найти соответствующую букву и прикрепить ее на магнитную доску. Слайд 14 (Заставка).

Жюри оценивает каждую команду.

Дети выставляют буквы на магнитную доску, на которой уже имеются гласные буквы.

Логопед. Внимательно посмотрите на эти буквы и составьте из них слова.

Динамическая пауза “Говори и делай”.

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. Слайд 15.

У зайки Бубы (руки над головой)
Заболели зубы
Заболели зубы (руки перед собой, слабое сжимание и разжимание пальцев рук)
У зайки Бубы (руки над головой, прыжки на месте)

5. “Выразительные скороговорки”.

Детям предлагается послушать два музыкальных отрывка и сказать, что они чувствуют, какие испытывают эмоции, когда слышат эту музыку (грусть , веселье ). Слайд 16.

Логопед. Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно.

На экране иллюстрация скороговорки. Слайд 17.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Логопед. Нужно произнести скороговорку дважды: один раз весело, второй раз грустно. При этом, не забывая о быстром темпе произнесения. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды.

Участникам выдаются две пиктограммы-смайлики: грусть и веселье.

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды.

Итог. Наш конкурс подошел к концу. Сейчас мы узнаем, какая команда победила. Слайд 18.

Подсчитывается количество заработанных фишек у обеих команд и объявляется команда-победитель.

Логопед. Ребята, вы все сегодня очень старались. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.

Литература

  1. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие. – М.: Астрель, 2012.
  2. Косинова Е.М. Говорим правильно и красиво. – М.: Эксмо. 2003.
  3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. СД № 1, трек № 1, № 31.– М.: 2009.

Республика Татарстан

Тукаевский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнесуыксинкая СОШ»

Методический материал по русскому языку.

«Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.»

УМК «Школа России»

подготовила

учитель начальных классов

Ахметзянова Минзиля Насимовна.

2011 год

Методический материал

Цель: творчества.

Задачи:

    развитие речи учащихся;

    воспитание любви к чтению.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения.

Для этого я на своих уроках широко использую скороговорки.

Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.

Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи.

У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Всё это определяет восстребованность скороговорок на уроках русского языка. Особенно актуальны они на уроках в начальных классах.

Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.

В скороговорках нет чепухи, небылицы. Скороговорки представляют картину знакомого ребёнку реального мира.

Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию.

Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно.

Работу со скороговорками начинаю ещё в букварный период при изучении букв и звуков. Например, при изучении темы «Звуки [п] [п , ], буквы Пп» использую скороговорку

Пётр Петров Пошёл погулять, Поймал перепёлку, Пошёл продавать. Просил полтинник, Получил подзатыльник.

Или при изучении темы «Звук [щ , ], буквы Щщ»использую скороговорку

Ты нас, мама, не ищи – щиплем мы щавель на щи. В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Работа продолжается на уроках литературного чтения. Например, во втором классе.

Фрагменты уроков

Урок № 3 Тема: Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы Цель: продолжить знакомить детей с малыми жанрами фольклора. Задачи:
    научить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать внимание, память, логическое мышление.
    Организационный момент Проверка домашнего задания Постановка цели урока
Учитель: - Прочитайте эти слова снизу вверх

Учащиеся: Добры бобры идут в боры

Учитель:

НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

Догадались что это такое?

Учащиеся:

Скороговорки

Учитель:

Ну, конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением. (Используются любые скороговорки на усмотрение учителя)

4.Работа по теме урока

Учитель:

Какие ещё скороговорки вы знаете? (Дети называют скороговорки, а учитель записывает их на доске)

Учащиеся:

Медленно по слогам, медленно словами, а потом всё быстрее и быстрее, но правильно.

Чтение скороговорок с доски.

Учитель:

Для чего нужны скороговорки?

Учащиеся:

Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.

Урок № 84

Тема: Скороговорки

Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.

Задачи:

    развитие речи учащихся;

    формирование техники беглого чтения;

    воспитание умения работать в группе.

Урок проводится в виде игры. Класс делится на три команды (по количеству рядов)

Конкурсы:

    Закончи скороговорку;

    За определённое время разучить и рассказать скороговорку;

    Кто больше прочтет скороговорок за 1 минуту;

    Чья команда назовёт больше скороговорок, не повторяясь;

    Узнать скороговорку по рисунку.

Кроме этого, использую почти на каждом уроке литературного чтения скороговорки для речевой разминки.

Также использую скороговорки на уроках русского языка. Например, во 2 классе при изучении темы «Имена собственные».

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, но щенок породы колли убежал от Поли в поле.

Здесь дети наблюдают, почему слова «Поли в поле» в предложении пишутся то с прописной, то со строчной буквы.

Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".

И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать.

Используемая литература:

    Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях, часть 2. М.: Просвещение, 2007 г., 223 с.

    Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с.

В этой статье:

В период дошкольного возраста каждый малыш осваивает азы родного языка. Успех его языкового развития зависит от того, насколько часто с ним общаются носители родного языка: родители, друзья, педагоги младших дошкольных учреждений. Первые успехи ребёнка в освоении им родного языка базируются на его подражании разговорной речи, которую он слышит от окружающих его людей.

Нельзя не сказать и о том, что русский язык – один из богатейших в мире языков и представлен не только в живой разговорной речи, но и в блестящей литературной русской классике, в устном народном творчестве. К жанрам русского устного народного творчества относятся, среди прочих, загадка , потешка , пословица , сказка и скороговорка . Синтез разговорного языка и произведений народного творчества оказывает огромное влияние на восприятие, понимание, усвоение и воспроизведение ребёнком русского языка. Сочетание живого разговорного языка с жемчужинами русского фольклора – это уникальный инструмент для приобретения им необходимых навыков и познаний русского языка.

Развиваем речь: значение фольклора

Для русского фольклора характерно сочетание слова, музыкального ритма и напевности, что имеет огромное значение в развитии речевых навыков у детей. Его культурно-историческая ценность входит в основу воспитательных процессов. В русской педагогике фольклор и народное творчество издавна и активно используется в системе
образования дошкольников. Знакомство с ними с ранних лет открывает перед ребёнком мир, базирующийся на общечеловеческих нравственных и культурных ценностях.

Дошкольный период – это важный этап развития, на котором дети активно осваивают разговорную речь, изучают в устной форме все стороны родного языка. Это вызвано необходимостью общения человека с другими людьми и его желанием открыть миру собственное мировоззрение. Для того чтобы ребёнок качественно овладел азами родного языка, необходимо играть с ним в разнообразные игры, используя методики, с помощью которых игровой и познавательный процесс будет вызывать у него интерес. Наряду с загадками и поговорками, малыши очень любят произносить скороговорки.

Скороговорка

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.

Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

Происхождение и особенности скороговорок

Зародившись на этапе развития Старой Руси, ещё во времена глубокой древности, скороговорки принадлежали к группе
фольклорных произведений для взрослых. Они несли в себе отпечаток мировоззрения, культуры и истории народа.

Изучая сборники произведений устного фольклора, можно заметить, что общее число скороговорок заметно уступает сборникам произведений других жанров устного народного творчества. В этих источниках сложно найти саму трактовку понятия «скороговорка». Если говорить о времени их возникновения, то, изучая имеющиеся материалы, сохранившиеся до наших дней, можно лишь сделать вывод, что первые скороговорки появились очень и очень давно.

Первые собрания скороговорок

Владимир Даль – русский лексикограф, этнограф, писатель, военврач и любитель русского фольклора, автор Толкового словаря, над которым он трудился на протяжении 53 лет, впервые опубликовал сборник скороговорок в своём хрестоматийном труде, выделив этой теме целый раздел. Он не только попытался систематизировать весь собранный по этой теме материал, но и обозначил его конкретным научным термином.

Примечательно, что
из всех произведений народного фольклора, собранного Далем, 30 тысяч составили пословицы и загадки, а скороговорок насчитывалось всего 49. Из них лишь 5 можно отнести к «детской» тематике, остальные, согласно их смысловому значению, были ориентированы на взрослую категорию людей.

Владимир Даль дал первое определение скороговорке, вложив в него особый смысл. Он был убеждён, что такие произведения фольклора должны обязательно использоваться в процессе обучения детей. Свою точку зрения ученый обосновал тем, что скороговорке присущи особые сочетания букв и звуков, затрудняющие произношение и играющие важную роль в коррекции детского речевого аппарата. Обучая малышей, следует не только добиваться быстрого темпа произношения скороговорок, но и следить за чистотой произношения всех звуков и букв, которые их составляют.

Классификация скороговорок

Анализируя разновидности скороговорок, можно заметить, что все они отличаются своей длиной, сложностью буквосочетаний, повторов букв и
произношением звуков, несут разную смысловую нагрузку.

В наше время качественно развить речь у детей и взрослых можно посредством скороговорок, построенных с акцентом на один или несколько сложных звуков. Подобные тексты нашли своё применение в практике логопедов и в обучающих программах методистов/воспитателей, работающих в детских дошкольных учреждениях. Занимаясь с детьми, огромное значение они придают дикции, отработке и постановке правильного произношения звуков. В этом случае комплекс скороговорок разделяют на две категории:

  • Сложные (рассчитанные на взрослую аудиторию);
  • Простые (используемые в детских обучающих программах).

Это интересно!

По своему строению и содержанию некоторые скороговорки очень схожи с другими произведениями фольклорного творчества. Между пословицами, прибаутками, поговорками и скороговорками есть много перекликающихся общих признаков, но хватает и характерных особенностей, отличающих их между собой.

Правильная речь: функции скороговорок

Проговаривание скороговорок не только способствует развитию чувства родного языка, но и содействуют правильной постановке дикции, чистому произнесению звуков в словах и буквосочетаниях. С их помощью можно устранить косноязычие и некоторые виды заикания у людей с проблемами логопедического профиля. В программах обучения применение скороговорок как одной из многих форм, принадлежащих к русскому потешному фольклору, вызывает у детей неподдельный интерес.

Наиболее тяготеют к скороговоркам дети 2-6 лет. Им нравится использовать языковые формы, которые хорошо звучат и поддаются быстрому произношению. Осваивая родной язык, они не только изучают новые слова, но и отрабатывают навык произношения различных буквосочетаний.

Следует отметить, что занятия по артикуляции необходимы не каждому малышу.
К примеру, дети, владеющие отлично функционирующим и гибким речевым аппаратом, не нуждаются в таких занятиях, но именно они проявляют большой интерес к произношению сложных скороговорок.

Малыши, которые имеют логопедические проблемы, нуждаются в занятиях и упражнениях, развивающих речь, но не любят произносить скороговорок. Самое главное в работе с ними – это не переусердствовать, чтобы не вызвать
разочарование или отвращение к подобным занятиям.
Такие детки нуждаются в словесном поощрении, поскольку произношение сложных звуков им даётся с большим трудом. Их артикуляционный аппарат недостаточно или неправильно развит, поэтому плохо функционирует, у них чаще наблюдаются различные дефекты дикции. Вследствие этого такие дети обладают маленьким словарным запасом, часто не понимают смысла произносимых ими текстов.

В любом случае, запоминание и произнесение скороговорок рекомендуется и детям с хорошо развитым речевым аппаратом, и малышам, у которых есть проблемы с речью. Практика со скороговорками позитивно влияет на ход общего развития малыша и решает важные проблемы коррекционно-образовательного и воспитательного процессов:


Особенно эффективным использование скороговорок является в тех случаях, когда у детей выявляется ряд артикуляционных расстройств с первичной моторной природой. К таковым чаще относят следующие виды речевой патологии:

Проговаривание простых и сложных скороговорок также позитивно сказывается на лечении детей с другими формами речевой патологии. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы ребёнок произносил скороговорку технически правильно.

  • Скороговорка должна произноситься спокойно и плавно, в течение одного медленного и длительного выдоха;
  • Быстрый темп произношения скороговорок в этом случае должен быть исключен;
  • Техника произношения должна быть направлена на чёткое и чистое проговаривание всех букв и звуков, составляющих предложение.

Сложности проговаривания скороговорок у детей являются важным диагностическим критерием в практике детской логопедии. При обследовании малыша специалисты обычно используют скороговорки двух типов.

В процессе работы с ребёнком специалист выявляет, скороговорка какого типа вызывает у него затруднения в произношении и какие из церебральных систем при этом у него наиболее страдают:

  • Кинестетические (вызывающие дефекты в произношении сложных звуков);
  • Премоторные (нарушающие процессы быстрого переключения между звуками).

Учитывая, что скороговорка является сложным речевым материалом для проговаривания, перед тем как их использовать, ребёнка необходимо подготовить к этому. Всем малышам нравится повторять смешные предложения, которые также помогут им совершенствовать свою речь и развивать речевой аппарат:


Эти упражнения помогут сформировать у ребёнка выразительную, понятную окружающим и осмысленную речь. Они закрепят у него навык правильного понимания смысла и запоминания произносимых слов.

В случае, когда малыш не справляется с поставленной задачей, не следует ругать его или жестко требовать чистоты произношения скороговорок. Посмейтесь с ним над тем, какие смешные предложения он произносит. Доверительные и дружеские отношения между вами – залог позитивного результата в будущем. Ребёнок обязательно справится с произношением даже самых сложных скороговорок при регулярных тренировках и вашей поддержке.

Как правильно работать со скороговорками

Регулярной тренировки требуют не только наши конечности, мозг и другие части тела, но и губы, язык, органы дыхания – нос, гортань и лёгкие. Язык – особенная мышца в организме человека, помогающая ему не только справляться с пережевыванием пищи во рту, но и чётко и быстро произносить звуки, формирующие речь, посредством которой люди общаются между собой.

Чтобы речь малыша была
размеренной и членораздельной, не отягощённой «проглоченными» и плохо произносимыми звуками, разучивайте с ним разные скороговорки. Так, посредством многократного повтора проблемных звукосочетаний ваш малыш сможет:

  • выработать правильное произношение;
  • научиться управлять собственным голосом;
  • улучшить дикцию;
  • обогатить словарный запас;
  • развить память;
  • красиво и чётко доносить свои мысли окружающим его людям.

Выбираем скороговорку для ребёнка

Этот процесс требует тщательной подготовки, поскольку необходим только тот материал, который разрешит конкретную речевую проблему малыша. С этой целью вам необходимо:

  1. Выбрать несколько скороговорок с теми буквосочетаниями, которые ребенок не умеет произносить правильно и чётко.
  2. Если малышу непонятен смысл некоторых слов или всего предложения, обязательно объясните ему, иначе непонятные слова не закрепятся в его памяти и будут мешать разучиванию. В
    данном случае необходимо попытаться объяснить ему смысл скороговорки или показать его в виде рисунка:
  3. Следите не за скоростью, а за точностью произношения ребёнком скороговорок. Медленное произношение с чётким проговариванием всех букв и их сочетаний будет способствовать лучшему запоминанию порядка слов в предложении.Не позволяйте ребёнку специально искажать произносимые слова, чтобы посмешить окружающих. В любом деле важна психологическая разрядка, поэтому можно немного посмеяться над тем, какие смешные слова получаются, если быстро проговаривать трудную скороговорку. Однако не забывайте, что у вас есть совсем иная цель.

    Игры для развития дикции

    Обучающий процесс будет иметь лучший результат, если его проводят в игровом порядке. Существует несколько видов игр, которые не только понравятся вашему ребёнку, но и помогут ему быстрее освоить технику проговаривания скороговорок.

    • Игра в суфлёра

    Суть этой игры заключается в том, чтобы малыш шепотом смог произнести скороговорку, не «потеряв» ни одной её буквы или звука. Следите за силой звуков, которые
    произносит малыш: они должны быть разборчивыми для вас на расстоянии 2-3 метров от него.

    • Читаем по губам

    В этой игре один человек беззвучно произносит скороговорку, а другой по движению его губ должен определить, какую именно скороговорку он прочитал. Меняйтесь с ребёнком местами: пусть он и угадывает, и сам произносит слова.

    • Актёрское мастерство

    Выбрав одну скороговорку, предложите ребёнку по-разному произнести её несколько раз. Пусть он сначала прочитает её тихо, затем громко, нараспев, с усилением темпа и с замедлением. Предложите ему менять речевую интонацию и темп, прочитав скороговорку от имени «мышки», «волка», «комарика» или «медведя». Это игровое упражнение способствует не только лучшему запоминанию и проговариванию скороговорок, но и учит малыша владеть своим голосом, это правильный путь для развития его индивидуальности.

    • Игра в мяч

    Это методика разучивания скороговорок базируется на игре с мячиком, когда малыши хором и по слогам проговаривают скороговорку и перебрасывают друг другу мяч на каждом слоге. Можно разнообразить этот игровой процесс, снабдив мячиком каждого малыша, чтобы он подбрасывал мяч вверх, произнося каждое слово в скороговорке.

    • Игра на результат

    Условием такой игры является, например, чёткое и правильное проговаривание одной скороговорки 3-5 раз подряд. Поощрение ребёнку при выполнении условий игры вы можете продумать самостоятельно.

    • Игра в «дразнилки»

    Мы часто ругаем детей за то, что они дразнятся и кривляются. Наши замечания оправданы с воспитательной точки зрения, но не совсем правильны, если у ребёнка есть проблемы с речью.

    Передразнивая кого-либо, малыш совершает движения губами и языком, которые можно отнести к элементам артикуляционной гимнастики. К примеру, детям, у которых при рождении была установлена такая патология, как короткая уздечка языка , рекомендуется обычно специфическая гимнастика языка.

    Она заключается в высовывании языка и вращении им во все стороны. Ребёнку предлагают дотянуться кончиком языка до своего подбородка или кончика своего носа. Банальная «дразнилка» может быть полезной и нужной. Правда, родители должны попытаться объяснить ребёнку, что это не закономерность, а вынужденная мера, что в обществе кривляться не принято.

    • Гимнастика губ и языка

    Для улучшения дикции у детей и быстрого осваивания ими техники правильного проговаривания скороговорок разработаны методики артикуляционной гимнастики. В них входит комплекс специальных упражнений, направленный на устранение тех или иных дефектов дикции.

    Если ваш ребёнок нуждается в помощи специалиста, обратитесь к логопеду. Врач не только точно установит причину нарушений речевого аппарата или некачественной дикции у вашего малыша, но и подберёт для него необходимую методику артикуляционной гимнастики. Это особенно важно, если у малыша есть признаки развития дефектов дикции.

    Принцип разучивания скороговорок – от простого к сложному. Систематичность занятий гарантированно даст положительный результат, в результате чего у ребёнка будет правильно формироваться речевой аппарат, улучшится качество его речи и дикции. Это сложный и долгий процесс, к которому ребёнка следует подготовить, а затем поддерживать его интерес, чтобы добиться поставленной цели.

Пояснительная записка

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.

Картотека «чистоговорок и скороговорок», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.

Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки «чистоговорок и скороговорок» является развитие фонематического слуха и лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно - речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Цель:

Задания по произношению чистоговорок и скороговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок и скороговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

Произносить чистоговорки и скороговорки желательно хотя бы 2 - 3 раза в течение дня, по 3 - 4 минуты.

Чистоговорки и скороговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико - грамматических категорий, усвоение чуства рифмы. При произношении чистоговорок и скороговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса - это значит, что у лисы длинный хвост.

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок и скороговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

Просмотр содержимого документа
«Картотека чистоговорок и скороговорок на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в игровой форме.»

ЧИСТОГОВОРКИ и СКОРОГОВОРКИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Абакана

«Центр развития ребёнка - д/с «Сказка»

Картотека чистоговорок и скороговорок на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в игровой форме.

Выполнила воспитатель Ильина Н.А. I КК.

Пояснительная записка

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка

постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.

Картотека «чистоговорок», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.

Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки «чистоговорок» является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу

и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Цель: создание условий для развития речевых способностей детей.

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря

ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чуства

рифмы. При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это

значит, что у лисы длинный хвост.

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость

дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

ЧИСТОГОВОРКИ

Звук Б

1. Бредёт бобёр С бревном устало - Бревно бобру бока намяло.

2. Все бобры для своих бобрят добры.

3. Боровик растет в бору, боровик беру в бору.

4. В бидоне не бетон, в бидоне не батон, в бидоне не бутон.

5. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала.

6. Идут бобры во сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.

7. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок.

8. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела. Белой даже не была.

9. Шёл по улице бычок.

Смотрит: мусорный бачок!

Куда бычку податься?

Перевернул бычок бачок:

Потом улёгся на бочок:

Лежит бычок на бочке -

Лежит бачок на бычке.

Звук В

1. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел.

2.Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

3.Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.

4.Из окошка видит Вова:

Подошла к пруду корова.

И нахмурил брови Вова,

Глаз не сводит он с пруда:

Выпьет воду всю корова-

Где купаться мне тогда?

5.У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.

Помогали две Валюшки искать Варе варежки.

6. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.

7. Водовоз вез воду из-под водопровода.

8. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

9. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.

10.Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Звук Г

1. Шел гуськом гусак с гусаком.

Смотрит свысока гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

2. В огороде рос горох, а за речкой - гречка.

Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку рвал за речкой.

3. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.

4. Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.

5. На иве галка, на берегу – галька.

6. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап.

7. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

8. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок!

9. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!»

10. Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке.

11. В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.

12. Галка села на палку, палка ударила галку.

13. Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь.

14. Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка.

15.Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги.

Га-га-га,га-га-га у меня болит нога.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу.

Га-га-га,га-га-га не болит уже нога.

Звук Д

1. Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине.

2. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

3. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дёму, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.

4. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

5. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима.

6. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.

7. Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова.

8. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три двора. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова.

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

9. Дятел, дятел - наш приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги нам, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

Звук Ж

1. Хорош пирожок, внутри творожок

2. Мужа жена обожать должна

3. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы.

4. В живом уголке жили ежи да ужи.

5. Слишком много ножек у сороконожек.

6. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

7. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.

8. Жук жуку жужжал: « Жжжу - жжжу. Я с ежом давно дружу…»

9.Над Жорой жук, кружа, жужжит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит?

Совсем нестрашно жук жужжит.

10. Жу-жу-жу, жу-жу-жу

В зоопарк пришли к моржу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Испугались мы моржа.

Же-же-же, же-же-же

Сидят птички на морже.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Ближе подошли к моржу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Повернулись к нам моржи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Рыбку бросили моржу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Очень мирные моржи.

11. Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа.

Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу.

Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа.

12. Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и с трижонком.

Звук З

1. Лиза купила Зине корзину в магазине.

2. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

3. У Зины много забот, заболел у зайки живот.

4. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

5. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

6. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

7. Зеленая береза стоит в лесу, оя под березой поймала стрекозу.

8. Соня Зине принесла бузину в корзине.

9. Зря Захар козла дразнил – козел задиру не забыл

10. Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

11.Знать бы, зачем залилась спозаранку в зарослях зелени крошка-зарянка

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея? Знать бы, зачем зеленеет земля?

Знать бы...

12. В звезде найдёшь ты букву «з»,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

Звук К

1. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

3. Клала Клава лук на полку,Кликнула к себе Николку.

4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!

5. Клубок упал на пол, кот катал клубок.

6. У Кондрата куртка коротковата.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,

Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.

Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки!

Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку.

Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко.

Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака.

Звук Л

1. На мели мы налима ловили.

2. Палку толкал лапой Полкан.

3. Коля колья колет, Поля поле полет.

4. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

5. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле.

6. Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: "Не дразни Кирилла!»

7. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры.

8. Есть у Ляли кукла Леля. Леля сделана из льна – Ляле нравится она.

9.Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

Но не ныла Мила.

Мила - молодчина!

10. На лугу под лопухом у лягушки летний дом,

А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

11. Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

12.Валя на проталинке намочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Звук М

1. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

2. Кот молоко лакал, а Миша мыло искал.

3. Вы малину мыли ли? - Мыли, но не мылили.

4. Маша - малышка, у Маши пустышка

5. Мёд медведь в лесу нашел, мало мёду много пчел.

6. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

7. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

8. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

9. Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

10. Макар макал макароны в молоко, а макака макала Макара в реку.

11. Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила.

12. Козел-мукомол, кому муку молол? А кому не молол?

От того, кому молол, получал пироги; от того, кому не молол, получал тумаки.

Звук Н

1. Няня нянчит Надю с Ниной.

2. Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит.

3. Борона боронила неборонованное поле.

4. Ан-ан-ан - шел домой баран.

5. Но-но-но – у нас темно.

6. На-на-на – стоит стена.

7. Ну-ну-ну - саночки тяну.

8.Горюет норка у горы –

Не добраться до норы.

На горе у норки норка –

Не доступна норке норка.

Звук П

1. Пекарь пек калачи в печи.

2. У Потапа не пяток пяток - пяток опяток; а у питона – ни опяток, ни пяток.

3. Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.

4. Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух.

5.Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!»

6.П, П, П! – пускает пар

Полный чая самовар.

Каша на плите пыхтит,

Из-под крышки пар летит.

Паровоз пары пускает,

Путь по рельсам пробегая.

Плавно по реке плывет,

Паром пышет пароход…

7. У Любашки- шляпка,

У Полюшки- плюшка,

У Павлушки- шлюпка,

У Илюшки- клюшка.

8. Наша острая пила –

Не пила, а пела.

Не пила, не ела,

Ни разу не присела.

Звонко пела, как могла,

Развеселая пила.

9. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря,

Три Прокопьевича; говорили про пекаря,

Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.

Звук Р

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.

2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.

3. Проворонила ворона вороненка.

4. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

5. Марина малину перебирала, Арина грибы мариновала.

6. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

7. Ромка ранил рогаткой рябчика.

8.Кран обходится без рук,

Вместо рук у крана крюк.

9.У Вари на бульваре варежки пропали,

Воротилась Варя вечером с бульвара,

И нашла в кармане варежки Варвара.

10.Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек, не ссорясь строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок -

Сразу поссорились,

Сразу поссорились,

Сразу поссорились сорок сорок.

Звук С

1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

2. Сидели, свистели семь свиристелей.

3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

5. Села Олеся, с печи ноги свеся, не смейся, Олеся, а на печи грейся.

6. У Саньки новенькие санки.

7.Ах, вы, сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

8. Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть.

9.Соня, погляди в окно,

Сколько снегу нанесло!

И в лесу, и в саду

Сосны, ели - всё в снегу.

10.Сосать сосульку-вот беда!- нам строго запрещается.

Но почему она тогда сосулькой называется?

11.Пёс лису учуять смог -

Унеслась лиса в лесок -

Сала дали псу кусок.

Звук T

1. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.

2, Ткёт ткач ткани на платье Тане.

3. Где растяпа да тетеря – там не прибыль, а потеря.

4. В печурке – три чурки, три гуся, три утки.

5. У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну.

6. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине.

7. Токарь в коротайке окоротал таратайку.

8. Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

9.Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять! – Таня любит танцевать.

Звук Ф

1. Наш Филат не бывает виноват.

2. Филипп к печке прилип.

3. У Фани – фуфайка, у Феди – туфли.

4. Михаил играл в Футбол, он забил в ворота гол.

5. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.

6. У Фадея дафнии.

7. Филя в фильме – фельдфебель.

8. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

9. На фотографии у Федора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор.

10. В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке, около.

Жалко Фёкле свёклу. Жаловалась Фёкла: "Заблудилась свёкла!"

11. Жил в горах волшебник Феликс

С буквой Ф и птицей Феникс.

Зажигал фонарик Феликс,

Загоралась птица Феникс.

Звук Х

1. Вкусная халва мастеру хвала.

2. Прохор и Пахом ехали верхом.

3. Муха-горюха села на ухо.

4. Хороша будет уха.

5. На Тихоне хитон.

6. Хорь мохнатый, а Михей лохматый.

7. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!»

8. Был саду переполох – там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох.

9. Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях, тапирах,

Леопардах, львах, верблюдах, мулах и волнах.

10. Хлопотун-хлопотун и хлопотунья-хлопотунья хлопотали и хохотали.

11.Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

12.Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Звук Ц

1. Не велика птица синица, да умница.

2. Бегают две курицы прямо на улице.

3. В цветнике цветут цветы.

4. В теплице у цветовода цвели гиацинты, купальницы, цикломены, ценарарии и циннии.

5. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии.

6. Летит скворец: зиме конец.

7. Цыпленок пьет из блюдца воду.

8. Ученица-озорница получила единицу.

9. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень.

10. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

11. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы.

12. Лекции доцента – о локации.

13. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.

14. На оконце у бойца-македонца копьецо.

15. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда.

Звук Ч

1. У четырех черепашек по четыре черепашенка

2. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.

3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.

4. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

5. Течет речка, печет печка.

6. В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

7. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

А куда спешить тому, кто всегда в своем дому.

8.Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,

В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!

Звук Ш

1. Шерсть в кудряшках у барашка.

2. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа.

3. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

4. Саша шапкой шишки сшиб.

5. Сшила Саша Сашке шапку.

6. Шапка да шубка – вот весь Мишутка.

7. Шишки на сосне, шашки на столе.

8. В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки.

9. Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать братишке.

10. Сшили штанишки плюшевому мишке

На штанах - кармашки, на кармашках - пряжки

Звук Щ

1. Волки рыщут, пищу ищут.

2. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

3. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

4. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

5. Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки.

Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

6. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.

Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки на звук [Г]

На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.

Скороговорки на звук [Ч и Щ]

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты - тетке.
Четки, счеты, щетки - дядьке,
Счеты, щетки, четки - няньке.
Лишь чечетка - для себя.
Пляшет четкая семья.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.

Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.

Скороговорки на звук [Р и Л]

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Краб крабу продал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!

В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.

Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…
ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

Как на горке, на пригорке
стоят тридцать три Егорки.

Скороговорки на звук [К и Л]

В Луку Клим луком кинул.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
У ёлки иголки колки.

Скороговорки на звук [К и Г]

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.

Скороговорки на звук [К и П]

Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Наш Полкан попал в капкан.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

Стоит поп на копне, колпак на попе.
Копна под попом, поп под колпаком.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Говорил попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, испугаю".
Отвечает ему попугай:
"Испугай, попугай, испугай!"

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Скороговорки на звук [Б и П]

Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

Скороговорки на звук [Б и Л]

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [М]

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На меду медовик, а мне не до медовика.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Козы в грозу грызут лозу.
Лиза везла на возу козла и козу.
На возу лоза, у воза коза.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Воспитатель Ильина Н.А. 23

Консультация для родителей ДОУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"

Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке, то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.
Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.
Начинайте с самых простых и легких скороговорок . При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Развиваем речь с помощью скороговорок.
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и родителям.
Что такое скороговорки?
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека - в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом из-pыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным!

Похожие публикации