Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Что такое джигитовка в конном спорте. Кавалерийская езда: Казачья езда и Джигитовка. Казак без коня – что воин без ружья

Кемалиев Р.

ученик специализированной школы-гимназии № 30 для одаренных детей с обучением на трех языках, г.Атырау (Гурьев).

Научный руководитель: м.и.н. Пересыпкин И.С.

История казачьей джигитовки.

История джигитовки насчитывает не одну тысячу лет. Многие кочевые племена и народы веками совершенствовали это искусство, передавали свои навыки потомкам, преумножали приемы. Но наибольшее развитие и распространение джигитовка получит среди казачества – субъэтноса русского народа, который всю свою жизнь посвящал военному искусству и служению Отчизне.

Актуальность данной темы обусловлена значительной ролью джигитовки в жизни казаков в прошлом. Однако, перепитии истории привели к тому, что на определенном этапе о ней стали забывать и искусство это, чуть было не кануло в прошлое.

Прежде чем проследить историю джигитовки, стоит объяснить обывателю, что именно понимается под этим словом, и почему мы назвали его «искусством».

Джигитовка – скачка на лошади, во время который ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта .

Название «джигитовка» происходит от тюркского слова «джигит» – лихой и квалифицированный всадник. Джигитовка практиковалось как боевое искусство казаками, народами Кавказа и Центрально Азии. Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение слова «джигитовка», практическое его наполнение сугубо казачье. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали. Джигитовка это чисто российское явление в конном деле, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи. .

Согласно Византийским хроникам 6-го столетия, джигитовку практиковали славянские племена, которые жили на границе между степью и лесом и должны были защищаться от частных набегов степных кочевников. Стойкие славяне сражались двумя саблями, это так изумило византийцев, что те сравнивали славянских воинов с кентаврами. Для того чтобы сделать это возможным, мальчиков начинали тренировать с детства. Для этого использовали тяжелые камни, покрытые кожей быка, которые часами держали между коленями. Это укрепляло ноги и приспосабливало их, чтобы в бою управлять конем только ногами .

Развивалась с древности она и у кочевых народов. Кочевые народы Евразии, начиная с ариев и туров практиковали умелое владение конем. Именно с этого времени, на наш взгляд, и вырисовывается основная направленность такой «конной» подготовки – это война и военные действия. Не секрет, чем профессиональнее твои войны, чем они дисциплинированны, сильны, умелы, тем большеего успеха они смогут добиться на поле брани. И они добивались. Достаточно было проследить вехи истории и посмотреть, что кочевники создавали величайшие империи – гунны, сако-скифы, сарматы, тюрки, кыпчаки, монголы и т.д. Залогом успеха завоеваний этих народов была конница, конные войска. Но не только сами войска в целом, а та система подготовки войнов, тактика их взаимодействия на поле боя. Мальчиков с детства приучали к верховой езде. У многих народов, в том числе и у казаков, до сих пор есть обычай - по достижении одного года сажать мальчиков на коня. Со временем их уже обучали приемам верховой езды. Так создавалось искусство, которому в будущем будет дано название – «джигитовка».

Само слово «джигитовка» – название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское . Именно в казачьей среде и стали проводиться первые смотры и соревнования по джигитовке. Она то и прославила казаков в истории.

Большим поклонником казачьего искусства верховой езды был Наполеон Бонапарт. В своих воспоминаниях о войне 1812 году Россией он писал:

«Казаки имели свою собственную систему подготовки и тренировки боевых коней, но еще одним секретом их сокрушительных атак была джигитовка» .

В императорской России джигитовка разделялась на два вида. Это можно установить прочитав скажем «Устав строевой казачьей службы»:

Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка .

Деревянный конь – как сказали бы сегодня – специальный тренажер, на котором отрабатывали приемы джигитовки (из Устава строевой казачьей службы 1899 г.)

К обязательной джигитовке относились: «стрельба с коня и рубка чучел», «поднимание предметов с земли», «подъем на коня пешего товарища», «увоз раненого одним или двумя всадниками», «соскакивание и вскакивание на коня на карьере»

К упражнениям вольной джигитовки относились: «джигитовка с пикой», «умение положить коня на карьере», «скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую», «скачка группами», «скачка стоя», «скачка вниз головою», «переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед», «расседлывание коня на скаку».

Почему же джигитовка со временем начала утрачивать свои позиции, почему это искусство, постепенно становится не востребаванным, почему чуть было она не канула в прошлое? Ответы на эти вопросы сразу дать, конечно же сложно, но мы попытаемся. Причины тут разные – это и человеческий фактор и веление времени.

Перво-наперво стоит сказать, что первый удар по джигитовке нанесла Октябрьская революция и Гражданская война. Тогда же начался и знаменитый геноцид казачества, развязанный большевистским руководством. Смерть миллионов казаков и казачек, их детей, существенно подорвали традиции джигитовки. Но все же не смогли похоронить её. Джигитовка была принята на «вооружение» Красной Армии, в качестве программы подготовки кавалерийских частей. Здесь же последовал второй удар - с развитием военного дела, это видно уже в 30-40-е годы ХХ века, всё большее значение для боеспособности кавалерии приобретает не индивидуальное мастерство всадника, а действия в составе подразделений и частей, умение взаимодействовать с моторизованными, артиллерийскими, танковыми соединениями. Главным и определяющим требованием к коннице в период Второй Мировой войны было требование мобильности, возможности перебросить боевые силы и средства при выполнении тактических и оперативных задач . Джигитовка на наш взгляд начинает утрачивать свои многие особенности, принципы. Происходит ее трансформация.

Третий удар был нанесен самим временем – кавалерийские части все меньше вписывались в реалии современной войны. Поэтому после окончания Второй Мировой войны, начинается их постепенное расформирование. К середине 1950-х гг. кавалерия как род войск исчезает во многих странах мира.

Но даже эти причины не смогли полностью искоренить это великое искусство. По разным данным, соревнования по джигитовке проводились вплоть до конца 70-х годов. Хотя больше походили на «вольтижировку» - выполнение акробатических и гимнастических приемов на лошади. Что конечно же не сравниться с настоящей джигитовкой, где добавлялись еще и приемы работы с оружием, парные элементы и многое другое.

С началом распада Советского Союза и последующей волне возрождения казачества и казачьей культуры, вопрос о сохранении джигитовки, как одного из главного элемента казачьей национальной идентичности, стал очень остро. Во многих регионах России, его начали возрождать. Стали проводиться различные мероприятия, где казаки, да и не только могли продемонстрировать свои умения и навыки – такие же какие демонстрировали их далекие предки.

Список использованной литературы:

1. .

2. .

4. «Уставъ строевой казачьей службы». 1899 г. С.-Петербургъ.

История казачьей джигитовки.

История джигитовки насчитывает не одну тысячу лет. Многие кочевые племена и народы веками совершенствовали это искусство, передавали свои навыки потомкам, преумножали приемы. Но наибольшее развитие и распространение джигитовка получит среди казачества - субъэтноса русского народа, который всю свою жизнь посвящал военному искусству и служению Отчизне.

Актуальность данной темы обусловлена значительной ролью джигитовки в жизни казаков в прошлом. Однако, перепитии истории привели к тому, что на определенном этапе о ней стали забывать и искусство это, чуть было не кануло в прошлое.

Прежде чем проследить историю джигитовки, стоит объяснить обывателю, что именно понимается под этим словом, и почему мы назвали его «искусством».

Джигитовка - скачка на лошади, во время который ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта .

Название «джигитовка» происходит от тюркского слова «джигит» - лихой и квалифицированный всадник. Джигитовка практиковалось как боевое искусство казаками, народами Кавказа и Центрально Азии. Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение слова «джигитовка», практическое его наполнение сугубо казачье. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали. Джигитовка это чисто российское явление в конном деле, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи. .

Согласно Византийским хроникам 6-го столетия, джигитовку практиковали славянские племена, которые жили на границе между степью и лесом и должны были защищаться от частных набегов степных кочевников. Стойкие славяне сражались двумя саблями, это так изумило византийцев, что те сравнивали славянских воинов с кентаврами. Для того чтобы сделать это возможным, мальчиков начинали тренировать с детства. Для этого использовали тяжелые камни, покрытые кожей быка, которые часами держали между коленями. Это укрепляло ноги и приспосабливало их, чтобы в бою управлять конем только ногами .

Развивалась с древности она и у кочевых народов. Кочевые народы Евразии, начиная с ариев и туров практиковали умелое владение конем. Именно с этого времени, на наш взгляд, и вырисовывается основная направленность такой «конной» подготовки - это война и военные действия. Не секрет, чем профессиональнее твои войны, чем они дисциплинированны, сильны, умелы, тем большеего успеха они смогут добиться на поле брани. И они добивались. Достаточно было проследить вехи истории и посмотреть, что кочевники создавали величайшие империи - гунны, сако-скифы, сарматы, тюрки, кыпчаки, монголы и т.д. Залогом успеха завоеваний этих народов была конница, конные войска. Но не только сами войска в целом, а та система подготовки войнов, тактика их взаимодействия на поле боя. Мальчиков с детства приучали к верховой езде. У многих народов, в том числе и у казаков, до сих пор есть обычай - по достижении одного года сажать мальчиков на коня. Со временем их уже обучали приемам верховой езды. Так создавалось искусство, которому в будущем будет дано название - «джигитовка».

Само слово «джигитовка» - название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское . Именно в казачьей среде и стали проводиться первые смотры и соревнования по джигитовке. Она то и прославила казаков в истории.

Большим поклонником казачьего искусства верховой езды был Наполеон Бонапарт. В своих воспоминаниях о войне 1812 году Россией он писал:

«Казаки имели свою собственную систему подготовки и тренировки боевых коней, но еще одним секретом их сокрушительных атак была джигитовка».


Деревянный конь - как сказали бы сегодня -

специальный тренажер, на котором отрабатывали

приемы джигитовки (из Устава строевой казачьей службы 1899 г.)

В императорской России джигитовка разделялась на два вида. Это можно установить прочитав скажем «Устав строевой казачьей службы »:

Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка .

К обязательной джигитовке относились: «стрельба с коня и рубка чучел», «поднимание предметов с земли», «подъем на коня пешего товарища», «увоз раненого одним или двумя всадниками», «соскакивание и вскакивание на коня на карьере»

К упражнениям вольной джигитовки относились: «джигитовка с пикой», «умение положить коня на карьере», «скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую», «скачка группами», «скачка стоя», «скачка вниз головою», «переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед», «расседлывание коня на скаку».

Почему же джигитовка со временем начала утрачивать свои позиции, почему это искусство, постепенно становится не востребаванным, почему чуть было она не канула в прошлое? Ответы на эти вопросы сразу дать, конечно же сложно, но мы попытаемся. Причины тут разные - это и человеческий фактор и веление времени.

Перво-наперво стоит сказать, что первый удар по джигитовке нанесла Октябрьская революция и Гражданская война. Тогда же начался и знаменитый геноцид казачества, развязанный большевистским руководством. Смерть миллионов казаков и казачек, их детей, существенно подорвали традиции джигитовки. Но все же не смогли похоронить её. Джигитовка была принята на «вооружение» Красной Армии, в качестве программы подготовки кавалерийских частей. Здесь же последовал второй удар - с развитием военного дела, это видно уже в 30-40-е годы ХХ века, всё большее значение для боеспособности кавалерии приобретает не индивидуальное мастерство всадника, а действия в составе подразделений и частей, умение взаимодействовать с моторизованными, артиллерийскими, танковыми соединениями. Главным и определяющим требованием к коннице в период Второй Мировой войны было требование мобильности, возможности перебросить боевые силы и средства при выполнении тактических и оперативных задач . Джигитовка на наш взгляд начинает утрачивать свои многие особенности, принципы. Происходит ее трансформация.

Третий удар был нанесен самим временем - кавалерийские части все меньше вписывались в реалии современной войны. Поэтому после окончания Второй Мировой войны, начинается их постепенное расформирование. К середине 1950-х гг. кавалерия как род войск исчезает во многих странах мира.

Но даже эти причины не смогли полностью искоренить это великое искусство. По разным данным, соревнования по джигитовке проводились вплоть до конца 70-х годов. Хотя больше походили на «вольтижировку» - выполнение акробатических и гимнастических приемов на лошади. Что конечно же не сравниться с настоящей джигитовкой, где добавлялись еще и приемы работы с оружием, парные элементы и многое другое.

С началом распада Советского Союза и последующей волне возрождения казачества и казачьей культуры, вопрос о сохранении джигитовки, как одного из главного элемента казачьей национальной идентичности, стал очень остро. Во многих регионах России, его начали возрождать. Стали проводиться различные мероприятия, где казаки, да и не только могли продемонстрировать свои умения и навыки - такие же какие демонстрировали их далекие предки.

Список использованной литературы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Джигитовка.

2. http://dzhigitovka.info/?page_id=2.

3. http://slavyane.org/traditions/cossack-dzhigitovka.html

4. «Уставъ строевой казачьей службы». 1899 г. С.-Петербургъ.

По всем вопросам можете обращаться

по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович

Реальные примеры выступлений размещены на Ютубе Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/channel/UChTNAiwCNWabwvfERbQSg0A/videos

О Джигитовке

(от тюрк. джигит - искусный и отважный всадник), упражнения на скачущей лошади у казаков, народов Кавказа, Ср. Азии и Казахстана (Большой Российский энциклопедический словарь).

Разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади (первонач. у казаков и кавказских горцев) (Толковый словарь Ожегова).


История возникновения

Джигитовка зародилась, выросла и просуществовала в природных кавалериях степных народов как вполне естественный вид верховой езды, подготовки лошади и верхового. Выезженность лошади умение действовать верхом так же комфортно как на земле, дополнительные возможности одного перед группой соперников это тот перечень, в котором джигитовка продержалась в кавалерии до середины XX века и продолжает жить в других схожих направлениях сейчас. Ещё Ксенофонт описывал некоторые составляющие джигитовки: умение лошади присесть для быстрой посадки в седло, другие быстрые посадки в седло, нестандартное поведение верхового и лошади во время схватки. Наиболее известное упоминание о уже сложившейся джигитовке известно из истории Рима. По свидетельству Диона Кассия во II-м веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита продемонстрировали римскому императору Адриану нестандартную езду на лошадях. Императора настолько впечатлила джигитовка, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся по сей день.
«Цивилизованная» Европа очень мало видела и знала джигитовку. Единственным источником для этого были племена кочевников, которых часто принимали за мифических существ – кентавров, человеко-лошадей. Отсутствие тяжёлых сковывающих доспехов, естественное содержание лошадей и легкость езды дали джигитовке то развитие которое она никогда бы не получила в закованной в тяжёлую сталь рыцарской Европе.

Движения

Первыми движениями направления впоследствии названного джигитовка, несомненно, была та же быстрая посадка в седло – заскок. Затем преобразовавшийся в современную темповку – соскок, заскок, перескок. Для «расширенного» визуального наблюдения – езда стоя. Поскольку небольшой рост был характерен для степных лошадей, это же движение помогало в работе с пикой коей нельзя с успехом действовать, находясь намного ниже соперника. Позже, для того чтобы с успехом противостоять сопернику на крупной лошади, не вставая, пику удлинили.
Первичный перечень можно ещё пополнить ездой задом наперёд - для стрельбы по догоняющим, поднятия с земли предметов и обманных вводящих в заблуждение движений, таких как, например «обрыв» - имитация смерти.
Другие составляющие движений джигитовки уже напрямую были связаны с лошадьми. Способность лошади лечь по первой просьбе, посадка лошади, повал на галопе, вариации песад, отбивы ногами, работа верхом холодным оружием, работа от корпуса (без повода), работы в руках, езде без амуниции, координации движений лошади и верхового в сложнейших пирамидах и прыжках через препятствия, стоя на двух и более лошадях. Строевой устав кавалерийской службы 1899 года в качестве примера защиты кавалерии наставляет способ обороны по линии или кругу за поваленными лошадьми.
Многие зарубежные военные были шокированы такими способами верховой езды думая, что лошади мертвы. Удивление возрастало ещё и с тем что «мёртвые» в нужный момент оживали и лавой начинали атаку. Другие наставлений приводят пример преодоления водных преград стоя на лошади. Езда, стоя отлично практиковалась и в боевых условиях вспомнить хотя бы знаменитую массовую «Дикую атаку» стоя, на опешивших австрийских солдат во время Великой Войны называемой в то время Отечественной.

Цирк

С первой половины XIX века Русская джигитовка отдельными фрагментами начинает демонстрироваться в цирке. Там она, обогатилась зрелищными элементами в виде различных переворотов и всех составляющих к этому – различных ручек, развязок и петель помогающим держатся за лошадь и не упасть. Первые номера джигитовки исполнялись наездниками-солистами, затем небольшими труппами. С 20-х годов XX века в Красной России и Европе появились уже целые коллективы конных театров. За границей участниками выступали русские белоэмигранты. В конечном итоге это западное направление пошло своим путём развития, воссоздав как сам американский стиль верховой езды western, так и обогатив его новыми направлениями ныне известными как natural horsemanship, reining и др.

Каскадёры

Осенью 1896 года пионер Русской кинематографии А.К. Федерецкий (встречается написание Федорецкий) снимает кинофильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка». В 20-х годах уже запад подхватил и поднял эту волну.
С выходом в 1950 году отечественного кинофильма с использованием конных трюков – «Смелые люди» конные каскадёры появились и в СССР. Готовил трюки для этого и последующих фильмов цирковой артист Алибек Кантемиров и его прославленная в Союзе цирковая конная труппа. Практически все верховые прокручиваемых в то время американских вестернов были русскими, недавними соперниками по Гражданской войне.
«Смелые люди» первый каскадёрский фильм, начавший традиции ввода собственных довольно болезненных трюков. О создании одного из них была легенда, что Алибеку Кантемирову отдали 10 лошадей с наказом «научить их падать». Из 10 лошадей можно было убить 8, но чтобы 2 «падали». Кантемиров не убил не одной, создав простую, но очень жестокую «кавалерийскую подсечку». Суть её в подвязывании на верёвки передних ног лошади и дёрганье на галопе вверх. Недавние западные соотечественники делали менее болезненные повалы – на галопе через посадку и через песаду повал на бок.
После «Смелых людей» на экраны страны выходят: «Иван Франко», «Атаман Корд», «Лично известен» и др. В цирке также усложняются номера, часть из которых переходит в цирк уже из кино. Именно цирк и кино вызвали популяризацию джигитовки. Каждый уважающий себя цирк выпускал джигитов на свою арену. Был даже такой замечательный номер - «Амазонки», где на светло-серых лошадях джигитовали девушки.

Информация подготовлена по материалам сайта www.scarb.ru

Джигитовка – вид верхового искусства применяемой для выездки лошади и правильной сбалансированной работы верхового. На протяжении всей истории человечества в той или иной степени зарождалась в лёгкой природной иррегулярной кавалерии. Используется в качестве подготовки лошади и всадника. Имела боевое значение. Сложнейшие элементы и наибольшее распространение получила в России и у Русского казачества. В качестве самостоятельной дисциплины преподавалась в Русских кавалерийских частях до 50-х годов XX века. В XIX веке некоторые показушные движения джигитовки были позаимствованы цирком. Затем это цирковое течение уже в XX веке дало рождение каскадёрству разработавшему серию специфических и порой жестоких трюковых элементов направленных на зрелищность. С XIX века в Русской армии джигитовка включена как отдельный спортивный вид, просуществовавший в стране до 70-х годов XX века. В 2005 году спортивный вид джигитовки был возрождён. Так же как и в начале своего пути, сейчас в программу джигитовки включены лишь несколько элементов. Для всего остального выделена так называемая «произвольная программа». Джигитовка является родоначальницей вольтижировки. В 20-х годах XX века Русскую джигитовку в широком её виде благодаря белоэмигрантам увидели в Европе и Америке. Системы подготовки лошадей белоэмигрантами стали основополагающими американского стиля western, и комплекса упражнений под названием kozak voltig.
Джигитовка есть не что иное, как способность верхового и лошади правильно думать, и выходить из различных неблагоприятных ситуаций, используя мастерство.

Валерий Шабля

Для всех желающих заниматься казачьей джигитовкой и другими видами казачьего искусства на Тверском областном ипподроме под руководством КСК "Станица" появилась новая услуга.
Абонемент суммой 5 000 рублей/месяц и количество занятий не ограниченно!
По всем вопросам можете обращаться по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович

Развитие спортивной дисциплины в Российской Федерации и в мире.

Джигитовка – как воинское искусство ковалась на протяжении многих веков в сражениях и походах. После упразднения казачьих войск джигитовка сохранилась в России как цирковое искусство и в виде казачьих показательных программ в эмиграции. Сегодня с уверенностью можно сказать, что джигитовка переживает своё третье рождение уже как вид спорта.

Возрождение джигитовки в России началось с 2005 года. В 2006 году были проведены первые Всероссийские соревнования. С этого времени всероссийские соревнования в статусе чемпионата России проводятся ежегодно. В 2016 году был проведен ХI чемпионат России. В рамках чемпионата России состоялся и первый в истории чемпионат Мира, организованный Международной федерацией конноспортивной джигитовки (IEDF).

В чемпионате России 2016 года приняли участие 118 спортсменов из 17 субъектов Российской Федерации.

В чемпионате Мира приняли участие 32 спортсмена из 7 стран - сборные команды Англии, Белоруссии, Германии, Иордании, Казахстана, России, Украины.

Краткое описание.

Соревнования по джигитовке всероссийского уровня проводятся по подготовленным Федерацией конноспортивной джигитовки правилам, которые утверждаются Федерацией конного спорта России.

Международные соревнования проводятся по правилам, утвержденным Международной федерацией джигитовки (IEDF).

Соревнования проводятся на поле, предназначенном для основных конноспортивных дисциплин - конкура или выездки. Допускаются и иные поля, имеющие, грунтовое покрытие пригодное для конноспортивных состязаний. Вдоль периметра боевого поля размечается соревновательная дорожка, двигаясь по которой, всадник выполняет упражнения с оружием или упражнения вольной джигитовки.

Мужчины и женщины соревнуются в разделах "Владение оружием" и "Вольная джигитовка".

В разделе "Владение оружием" спортсмен должен поразить мишени с помощью различных видов спортивного оружия, являющимися современными безопасными прототипами кавалерийского вооружения. Двигаясь резвым галопом, с установленной скоростью, преодолевая установленные на дистанции препятствия, всадник последовательно поражает мишени, с помощью следующих видов оружия: пика, пневматический пистолет, метательный нож, шашка (сабля). Отдельно выполняется упражнение "стрельба из лука". За каждое поражение мишени спортсмену начисляются определенное количество положительных баллов. Количество начисляемых баллов за каждую мишень зависит от сложности ее поражения, и варьируется от 3 до 10. Данный раздел соревнований требует от спортсмена отработанных приемов во владении как всеми видами спортивного оружия, так и развитых навыков в управлении конем. Этот раздел соревнований по джигитовке является одним из самых сложных видов конных состязаний с оружием среди всех видов подобных соревнований, проводимых в мире.

Второй раздел соревнований - "Вольная джигитовка". По действующим национальным и международным правилам, женщины могут участвовать в соревнованиях как вместе с мужчинами, так и в облегченном женском зачете. Движение происходит по периметру боевого поля по огражденной дорожке. Каждый участник должен выполнить 6 различных упражнений. Все упражнения, выполняемые в данном разделе прописаны в правилах соревнований по джигитовке. Упражнения вольной джигитовки разделяются на 4 категории сложности. Выполнение каждого упражнения оценивается по 10-балльной шкале, после чего, оценка умножается на коэффициент сложности от 1 до 4. Установлена скорость движения лошади на маршруте и соответственно ей норма времени прохождения дистанции. За превышение установленной нормы времени к результату всадника начисляются штрафные баллы, а за сокращение - дополнительные положительные баллы.

При проведении международных соревнований предусматривается выступление спортсменов на специально подготовленных лошадях, предоставленных организаторами соревнований. Основное отличие состоит в том, каждое упражнение в обоих разделах "Владение оружием" и "Вольная джигитовка" выполняется по отдельности, по принципу: один старт - одно упражнение. Такое отличие обуславливается, тем, что всадник выступает на лошади, для ознакомления, и тренировки на которой ему накануне предоставляется не более двух часов.

Первенство при выполнении упражнений определяется по максимальному количеству набранных баллов, а общий результат по минимальной сумме мест занятых участником соревнований по итогам двух разделов.

Время и место возникновения

Слово джигитовка вошло в русский язык с 18 века, когда казачьи земли окончательно вошли в состав Российской империи, а казаки были введены в служилое сословие. Казачьи полки стали активно привлекаться ко всем войнам, которые вела Росси. Именно казаки познакомили весь мир с этим уникальным искусством, сочетающим в себе лихость и отвагу всадника, владение холодным и огнестрельным оружием и виртуозное управление конём.

Слово джигит дошло до нас из глубокой древности и сохранилось во многих языках тюркской группы, у народов Кавказа и средней Азии и имеет значение - отважный наездник на лихом коне. Самое раннее описание принадлежит древнегреческому историку Ксенофонту , жившему в 4 веке до нашей эры.

Как часть военного искусства джигитовка сформировалась в юго-восточной части Европы, и в Азии. Великая степь, протянувшаяся от Дикого поля до Монголии, была заселена кочевыми народами, вся жизнь которых проходила верхом на коне. На протяжении тысячелетий киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, половцы, печенеги, монголы, киргизы, казаки,… сменяя друг друга на исторической арене и проводя всю свою жизнь в боях и походах, ковали и совершенствовали конное боевое искусство. Сегодня благодаря археологии можно проследить эволюцию оружия, снаряжения и амуниции конного воина за последние тысячелетия, а так же узнать о приёмах обращения с лошадью из различных сюжетов, запечатлённых древними мастерами на предметах домашней утвари.

Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение наибольшее развитие джигитовка получила у казаков. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали, развивали и дополняли джигитовку самыми лихими и эффективными элементами.

В 1899 году выходит «Устав строевой казачьей службы», в котором говорится: Ст.205. Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака. Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка. К обязательной джигитовке относились: стрельба с коня и рубка чучел, поднимание предметов с земли, подъем на коня пешего товарища, увоз раненого одним или двумя всадниками, «соскакивание и вскакивание на коня на карьере. К упражнениям вольной джигитовки относились: джигитовка с пикой, умение положить коня на карьере, скачка "о дву-конь и три-конь", с пересадкою с одной лошади на другую, скачка группами, скачка стоя, скачка вниз головою, переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед, расседлывание коня на скаку.

Количество занимающихся в Российской Федерации

По итогам соревнований проведенных в 2014-2016г.г. и числу членов "Всероссийской федерации конноспортивной джигитовки и тентпеггинга", географически охвачена большая часть Российской Федерации от Архангельска и Калининграда до Якутии и Забайкалья.

Наибольшее количество спортсменов, занимающихся джигитовкой имеется в следующих регионах - Москва и Московская область, Волгоградская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Южный федеральный округ.

Перспективы развития спортивной дисциплины в Российской Федерации

Джигитовка как развиваемая национальная дисциплина конного спорта признана Уставом Федерации конного спорта России. Всероссийские соревнования в неофициальном статусе чемпионата России проводятся с 2006 года. Развитие джигитовки началось в 3-4-х регионах России, в настоящее время количество клубов и секций, развивающих джигитовку составляет более 60-ти, на территории более 20-ти субъектов Российской Федерации.

Создана Всероссийская федерация конноспортивной джигитовки и тентпеггинга (ВФКДТ), которая вошла коллективным членом в Федерацию конного спорта России. ВФКДТ проводит планомерную, систематическую работу по организации и проведению соревнований, совершенствованию правил, организации судейства. Только в 2016 году проведено 18 обучающих судейских и тренерских семинаров в 9-ти регионах России.

Во всех регионах идет активное привлечение детей к занятиям джигитовкой. Количество детей, младше 14-ти лет, занимающихся джигитовкой составляет около 150-ти чел.

Активную заинтересованность проявляют зарубежные спортсмены и специалисты как из стран бывшего СССР, так и дальнего зарубежья, Европы, Азии, Америки. Особый интерес проявляют представители стран Ближнего Востока. Так, на чемпионате Мира, команда Иордании состояла из офицеров королевской конной полиции.

На первом чемпионате Мира 2016 года российские спортсмены показали свой высокий уровень подготовки, одержав безоговорочную победу как в личном, таки в командном зачете.

По мнению Федерации конного спорта России, возрожденная джигитовка имеет вполне реальные перспективы международного признания и развития в качестве неолимпийской дисциплины конного спорта.

22 сентября 2016 Комиссией Министерства спорта Российской Федерации единогласным решением джигитовка признана официальной дисциплиной конного спорта и после процедуры утверждения в Министерстве юстиции РФ будет внесена во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС).

После внесения в ВРВС, джигитовка войдет в Единую Всероссийскую классификацию (ЕВСК), что позволит всем спортсменам выполнять и получать установленные государственные спортивные разряды и звания вплоть до "мастера спорта России международного класса".

В то время как регулярная кавалерия переживала ряд переформирований и изменений в своем воспитании и обучении, казаки жили, обучались и действовали в бою и вообще на войне по старине, так, как обучали их отцы и деды, на рассказах и примерах которых вырастали молодые казаки, преемственно приобретая и хорошие и дурные черты, приемы и привычки в езде.

Для поднятия уровня обучения большую часть казачьих полков включили в кавалерийские дивизии, и обучение казаков с 1878 г. подчинили обязательному для них строевому уставу казачьей службы. Обучение казаков согласно этому уставу велось применительно к общей службе в кавалерии и к присущим казакам особенностям по их способу езды.

Само устройство кaзaчьих сёдел вызывает необходимость некоторых особенностей в посадке; в самой середине подушки казачьего седла проходит чересседельный трок; это место и является самой низкой частью сидения, тогда как в кавалерийском седле самая низкая часть находится ближе к задней луке.

Большое влияние на казачью посадку имеет то, как набита седельная подушка, ибо от этого зависит положение колен и самого седалища; необходимо, чтобы колено б. подано неск. назад, дабы на рыси иметь возм-сть немного больше, чем на шагу и на месте, передать груз свой на стремена. Если чрезмерно набита передняя часть подушки, то всадник садится на заднюю луку, и колено его уйдет вперед; при излишне набитой задней части подушки всадник будет сидеть на разрезе, корпус его будет валиться вперед, и такая посадка не будет крепкой; и то и другое положение вызывает напряженность посадки, a между тем только полное отсутствие напряжённости и может дать казаку желательную гибкость и свободу посадки, при коих он своевременным уклонением корпуса при неожиданных и порывистых движениях лошади сохраняет прочность в седле.

Посадка казака на месте и на шагу несколько отличаются от таковой же на рыси. На месте и на шагу казак должен иметь лишь слабый упор на стремена, сидением своим должен более прилегать к задней луке и сидеть на ягодицах, a не стоять на стременах. На рыси же для смягчения ударов седалищем по седлу всадник сильнее упирается на стремена, причем, дабы ноги его не ушли вперед и корпус не отваливался назад, всадник немного подается вперед грудью, сгибает ноги в коленах и при этом седалищем немного удаляется от задней луки; вследствие этого удары седалищем по седлу еще более смягчаются.

На обыкновенном намёте (галопе), когда лошадь идет плавными прыжками, надобности приподыматься на стременах не встречается, а, напротив, всадник на этом аллюре глубже садится в седло. Вследствие более приподнятого над спиной лошади положения и левая рука всадника будет высоко, a потому и напряжение поводьев таково, что удила действуют неизбежно на углы рта и почти только на них.

Особое устройство казачьего седла и посадки влекут и особенности в управлении лошадью, a также и то, что для управления конем казаки ничего, кроме уздечки, не признают.

Вследствие приподнятого положения всадника значение уклона корпуса увеличивается, а значение и сила шенкелей уменьшаются; кроме того:

  • низко поставленные путлища ограничивают свободу движения шенкелей,
  • они же делают то, что шенкеля постоянно лежат на боках лошадей, уменьшая этим их чувствительность.

Вследствие этого y казаков главным средствами управления лошадью являются уклоны корпуса и уздечки; шенкеля же в незначительной степени. Шенкель y казаков отчасти заменяется нагайкой, которая служит средством понуждения и наказания.

Уздечка, будучи проста по устройству и менее повелительна, чем другие приборы управления, вкладываемые в рот лошади, требует и большего искусства, ибо уздечке лошадь легче сопротивляется.

Главное искусство управления казака лошадью в том и заключается, чтобы, действуя поводом, заставить лошадь себе повиноваться, не причиняя ей боли давлением удил на челюсть, ибо это вызвало бы раздражение и сопротивление.

Вследствие этого, чтобы давление руки всадника на рот лошади было мягким и ровным и чтоб укорачивание повода производилось плавно без передергивания, казачьий повод должен быть такой длины, чтобы, не сдвигая кулака с места, всадник чувствовал легкий упор десны на удило. Для укорачивания повода казак поворачивает кисть мизинцем от себя. Если же этого недостаточно, то следует, сверх того, плавно подавать кисть руки или на себя, или от себя.

Производство манежной езды y казаков отличалось от таковой же в остальной кавалерии лишь тем, что казаки не делали неестественных боковых движений и не должны были добиваться того, чтобы намётом лошадьдь подымалась непременно с внутренней ноги; не полагалось им также ездить облегченной рысью.

Выездка казачьих лошадей, если приходилось пользоваться манежем, производилась подобно тому, как и других, но, конечно, с отступлениями, вызываемыми особенностями их езды. Для развития смелости и ловкости казаки обучались джигитовке Для одиночного обучения казаков служил уст. строев. казач. службы, ч. I, 1889 г.

Джигитовка

Джигитовка - лихая скачка, во время которой всадники выказывают свою ловкость в упражнении конем со всевозможными, зачастую весьма опасными, приемами на лошади.

Джигитовка перенята кавказскими казаками y горцев, откуда вскоре перешла и в другие казачьи войска.

Состязания в джигитовке y казаков раньше происходили обыкновенно при довольно торжественной обстановке: участников собиралось до 200 и более человек; съезжались они на конях, разукрашенных серебряным набором, одетые в щегольские наряды, с оружием в дорогой оправе, на площадь к церкви, где слушали молебен и окроплялись святой водой, после чего стройной колонной по три с песнями и бубнами двигались к месту состязаний.

К джигитовке относится:

  • стрельба с коня на карьере в чучела из соломы, пропитанные нефтью. Затем стрельба вниз в кусок белой бумаги на земле. Бывали и такие случаи, когда стрелки на полном карьере разбивали пулей из винтовки брошенное вверх яйцо; a папахи, платки и т. п. пробивались пулей почти всеми без промаха;
  • нагибание направо и налево и поднимание с земли предметов; находились такие ловкачи, которые поднимали на карьере разбросанные по земле серебряные монеты или подхватывали рюмку, наполненную до краев вином, и, подхватив, выпивали; это считалось верхом искусства;
  • соскакивание на обе стороны несколько раз подряд;
  • скачка стоя на седле и нагибание, чтобы поднять с земли какой-либо предмет, - весьма трудный и опасный номер;
  • соскакивание перед барьером и вскакивание на лошадь в тот момент, когда она преодолевает барьер;
  • нагибание во время прыжка лошади через барьер и выхватывание папахи или иного предмета из-под барьера;
  • расседлывание и вновь оседлывание лошади на полном карьере не слезая, а только пересев на круп лошади;
  • на полном ходу сползание с крупа лошади назад и в тот же момент вскакивание опять на лошадь сзади же, притянувшись за хвост;
  • "отвага", т. е. держа в стременах ноги, броситься навзничь направо или налево назад всем корпусом, головой вниз, и держаться на весу;
  • перелезание на полном карьере впереди груди лошади или под брюхом с одной стороны, чтобы сесть в седло с другой;
  • скачка одного всадника на двух лошадях с прыжками через лошадь (т. е. оттолкнувшись от земли y одной лошади, перелететь через нее и сесть на другую и т. д.).

По окончании состязаний наилучшим наездникам выдавались призы:

  • седло с полным снаряжением;
  • конский убор, украшенный серебром;
  • шашка, отделанная серебром,
  • другие принадлежности вооружения, снаряжения и обмундирования казака; многих одаривали и деньгами.

Джигитовка несомненно имела громадное воспитательное значение и польза ее вне сомнения.

Она основана на развитии сметки, смелости и лихости до высшей степени, необычайной ловкости, гибкости и силы мускулов. Казак, проделывающий на коне головоломные и опасные для жизни приемы джигитовки, не только не задумается карьером пронестись по самой пересечёной местности, с целью схватиться на смертный бой с противником, но и броситься в самое опасное место боя. Подготавливая к этим состязаниям своего коня и себя самого, казак и лошадь все время в работе и, таким образом, незаметно тренируются и втягиваются в работу, которая делает их неутомимыми и выносливыми.

В начале прошлого века казаки занимались почти только на службе в первоочередных полках. Для руководства в уставе строевой казачьей службы джигитовке был уделён отд. ІV, дававший лишь основные правила для нее (правила эти годились, конечно, для "новичков", которых, с каждым годом находилось все больше и больше).

Цель джигитовки, как и прежде, состояла в развитии смелости и ловкости, почему уставом рекомендовалось обучать джигитовке каждого казака.

Но уже имеелся громадный % таких казаков, которые до службы не джигитовали, почему и было указано заниматься сначала "приготовительными упражнениями к джигитовке" на деревяной оседланной лошади. После усвоения приемов рекомендуовалось переходить к простейшим упражнениям на живой лошади и для ускорения обучения разделять казаков на смены по числу учителей, тоже казаков.

Уставная (Уст. строев. казач. сл., ч. І, 1899 г.) джигитовка разделялась на:

  • обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком,
  • вольную, которая могла быть производима без оружия и вьюка, на оседланной или неоседланной лошади.

Обязательная джигитовка состояла из следующих упражнений:

  • стрельба с коня и рубка (уколы) чучел;
  • поднимание предметов с земли;
  • подъем на коня пешего товарища;
  • увоз раненного одним или двумя всадниками
  • соскакивание и вскакивание (прыжки) на коня на карьере.

Для вольной джигитовки правила не устанавливались.

Способствуя казачьей удали, вольная джигитовка была поощряема всеми возможными средствами.

К упражнениям вольной джигитовки, между прочими номерами, указанными выше, относились:

  • уменье положить коня на карьере,
  • скачка ногами вверх,
  • "рыбка", - переворачивание на карьере лицом назад,
  • упражнения в метании дротика (род короткой пики) на карьере в расставленные цели, т. наз. "джирид", и пр.

Джигитовка входила в репертуар Каруселей, устраиваемых полками, иногда благотворительными обществами и частными лицами в Спб., в Михайловском манеже и привлекающих многочисленную публику. Участниками каруселей являлись как офицеры, казаки и нижние чины, так и джентльмены и дамы общества.

Славились джигитовкой не только казаки, но и “нижегородцы” (16 –й др. Нижегородский полк - кавалерийская удаль была ими унаследована ещё со времён Кавказской войны) и кавалеристы других славных Русских полков.

Похожие публикации