Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Уплата косвенных налогов: импортные операции, сроки уплаты. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде

НК РФ предусматривает наличие 2-ух косвенных налогов – НДС и акцизы. С данными видами налогов компании сталкиваются при сбыте или приобретении ценностей, а также при ввозе товарных ценностей на российскую таможенную территорию (импортные операции).

Косвенный налог добавляется к стоимости реализуемых или ввозимых ценностей и предъявляется продавцом покупателю. Добавленный налог подлежит уплате продавцом в бюджет с учетом положенных вычетов по данному виду налогового обязательства. Понятие «косвенный» означает, что на самом деле обязанность по уплате налога ложится на покупателя, но не напрямую, а через посредника, в роли которого выступает продавец.

Процедура вычисления, уплаты и возмещения добавленного налога регулируется гл.21, а акцизов – гл.22 НК РФ.

Косвенные налоги при импортных операциях

Ввоз ценностей на территорию таможенного союза РФ выступает поводом для вычисления и уплаты косвенных налогов. Платить нужно той стране, чей таможенный орган выпускает ТМЦ:

  • При импорте товарных ценностей из стран, не входящих в список участников таможенного союза, добавляемый налог надлежит платить в РФ, так как выпуск будет выполнен российским таможенным органом, в этот орган и перечисляется налог;
  • При импорте ценностей из государств ЕАЭС налог должен перечисляться в налоговую, где стоит на учете собственник ценностей (покупатель). В ЕАЭС входят Белоруссия, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения. Налоговые обязательства в отношении уплаты НДС предусмотрены для всех лиц, независимо от применяемого ими режима налогообложения и наличия освобождения от уплаты (исключения перечислены в 6-м пункте ст.72 Договора о ЕАЭС).

Порядок уплаты

Обязанность по перечислению добавленного налога ложится на декларанта товаров, то есть покупателя.

Для принятия правильного решения относительно необходимости перечисления налога с ввозимых ценностей, его величины и места уплаты, нужно определиться со следующими моментами:

  • Есть ли освобождение от НДС у импортируемых товаров;
  • Какая таможенная процедура используется в отношении ввозимых ценностей;
  • Какую ставку НДС нужно применить;
  • По какой формуле рассчитать налог к перечислению.

Освобождение от налоговых обязательств

В п.3ст.80 ТК ТС определены случаи, когда не нужно платить НДС с импортируемых ценностей. В ст.150 НК РФ представлен список тех товарных ценностей, при ввозе которых не нужно добавлять налог к стоимости. При несоответствии условиям из указанной статьи ТК ТС и при импорте товарных ценностей, не включенных в список, следует посчитать добавленный налог по ставке, актуальной на день представления таможенной декларации.

Таможенная процедура

На порядок уплаты косвенных налогов по ввозным операциям влияет таможенная процедура, под которую помещаются импортируемые ценности. В зависимости от этой процедуры НДС нужно будет уплатить в полном, ограниченном объеме или же не платить вовсе.

На таможенную процедуру влияют цели выпуска ТМЦ в РФ таможенным органом:

Таможенная процедура Особенности уплаты налога
Транзит, переработка, хранение или уничтожение на таможне, реэкспорт, свободная таможенная зона или склад, беспошлинная торговля, движение припасов и их декларирование, отказ в пользу гос-ва. Не платится
Временный ввоз, импорт продуктов переработки при их помещении за пределами территории таможни Не платится или платится в ограниченной величине
Ввоз или переработка ценностей для потребления в РФ Платится в полном размере

Ставка НДС

На величину ставки влияет характер ввозимых ценностей – 10 или 18%.

Для определения величины подходящей ставки для ввозимых товаров нужно установить коды по ТН ВЭД ТС, после чего сопоставить их с кодами товаров, для которых предусмотрена ставка 10% (они перечислены в специальных перечнях российского правительства). Если среди ввозимых ТМЦ имеются товары из данных перечней, то нужно использовать ставку 10%, в противном случае – 18%.

Пример определения подходящей ставки

Компания ввозит в РФ каперсы из Германии. Какую ставку нужно применить?

В ТН ВЭД ТС каперсы входят в категорию 0709 «Овощи..» и имеют код 0709 99 400 0. Данный код включен в перечень товаров с применением ставки 10%, утвержденный Постановлением №908 от 31.12.04, поэтому при ввозе каперсов компании нужно посчитать добавленный налог в размере 10%.

Расчет НДС

Если установлена необходимость добавление налога и определена величина актуальной ставки, то НДС можно вычислить таким образом:

НДС = (таможенная стоимость импортируемых ценностей + пошлина + акциз) * налоговая ставка

Размеры пошлин определяются Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Акцизные ставки определены 193 ст. НК РФ.

Если от пошлины товар освобожден, и ввозимые ценности не являются подакцизными, то достаточно умножить стоимость ТМЦ на налоговую ставку.

НДС определяется в отношении каждого наименования ввозимых ценностей, после чего производится суммирование величин добавочного налога по всем позициям. Полученную сумму нужно перевести в российские рубли.

Посчитать добавленный налог нужно самостоятельно, после чего отразить его величину в декларации ДТС-1 или ДТС-2. При несогласии таможенного органа с проведенными расчетами, будет проведена корректировка, с которой декларант может либо согласиться, либо пытаться отстоять свое мнение (в том числе и в суде).

Сроки уплаты косвенных налогов (НДС)

Конкретные даты для перечисления зависят от таможенной процедуры, под которую помещены ввозимые ценности. Если ввоз товаров производится для потребления внутри российского рынка, то обязанность по уплате возникает до выпуска ценностей с таможенной территории.

Если выпуск ввозимых товаров осуществлен до момента подачи таможенной декларации (это возможно в ряде случаев по ст.197 ТК ТС), то перечислить добавочный налог надлежит в течение 10-ти дней, которые отсчитываются с начала месяца, идущего за месяцем выпуска.

При временном ввозе товарных ценностей добавленный налог надлежит перечислить до выпуска согласно указанной процедуре вместе с ввозными пошлинами и налогами за период временного ввоза.

Уплаченный налог можно направить к вычету на основании таможенной декларации, если товары будут использованы в операциях, облагаемых добавочным налогом, в противном случае придется учесть его в стоимости ввезенных ценностей. Неплательщики НДС обязаны также уплатить налог с ввозимых товаров, но зачесть к вычету его не получится.

Лишние перечисленные средства по добавленному налогу позволено зачесть в виде уплаты пошлин таможенного характера, пеней и %-ов.

Импорт из стран таможенного союза

При ввозе товарных ценностей из стран таможенного союза (Казахстана и Белоруссии, а с 29.05.2014 Армении с Кыргызстаном) платить косвенные налоги должен покупатель импортных товаров в местную налоговую, где он стоит на учете. Данная обязанность имеется как у плательщиков рассматриваемых видов налогов, так и у лиц, освобожденных от этого в силу применения спецрежимов или положений ст.145 НК РФ.

Для вычисления добавочного налога следует применять одну из ставок, определенных 2-м и 3-м пунктами 164 ст. НК РФ. Также нужно учитывать положения из 17-го пункта Протокола, сопровождающего Договор о ЕАЭС в качестве 18-го приложения.

Считать НДС нужно в день принятия ценностей к учету от стоимости, подлежащей перечислению поставщику за приобретенные ценности согласно приложенной документации. Суммы из документов, обозначенные в иностранной валюте надлежит перевести в рубли по курсу ЦБ на день оприходования товаров.

Срок перечисления добавленного налога – до 20-того числа включительно месяца, идущего за месяцем оприходования ввозных товаров. Вместе с оплатой надлежит предоставить пакет документов, в составе которого:

  • Налоговая декларация;
  • Выписка из банка в подтверждения оплату налогов;
  • Счета-фактуры;
  • Транспортная документация;
  • Договор, заключенный с поставщиком;
  • Иные документы из п.20 Приложения №18 к Договору о ЕАЭС.

Перечисленный добавленный налог плательщики могут направить к возмещению, все прочие лица обязаны его списать в расходы или включить в стоимость ввозных ценностей.

Документальным основанием для приемки к вычету выступает счет-фактура, платежная документация о перечислении налога, заявление, поэтому возместить такой НДС можно только после представления данной документации в налоговую.

Предоставить данное заявление нужно в налоговую по месту регистрации вместе с прочей необходимой документацией, в том числе налоговой декларацией в период до 20-го числа месяца, идущего за месяцем приема импортных товаров к учету. Формат подачи – в электронном виде с заверением УКЭП плательщика или в бумажном виде в 4 экземплярах.

Новый порядок представления рассматриваемого документа в электронном виде действуют с начала января 2015г.

Бланк заявления содержится в приложении 1 к Протоколу от 11.12.09 (в ред. от 31.12.14). Этот же протокол определяет и порядок заполнения данного бланка.

Копии заполненного заявления направляются экспортеру в электронном или бумажном виде.

Пример заполнения

14.05.2015

О новых документах при экспорте товаров с территории ЕАЭС

Приказом ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@ утверждена форма документа, который называется «Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов». Вместе с формой документа утверждены также Порядок заполнения и формат представления этого перечня в электронном виде.

Указанные выше документы приняты в рамках правоотношений Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014, в котором сторонами являются следующие государства: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика.

О взимании косвенных налогов

Напомним, порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (выполнении работ, оказании услуг) в отношении государств — членов ЕАЭС регламентируется соответствующим Протоколом — Приложение № 18 к Договору ЕАЭС. В частности, в Разделе II данного Протокола закреплены правила при экспорте товаров. Установлено, что налогоплательщик государства — члена ЕАЭС при экспорте товаров на территорию другого государства — члена применяет нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик, с территории которого вывезены товары, обязан представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства — члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет налогоплательщика-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы.

Под пунктом 3 вместе с самими заявлениями о ввозе товаров предусмотрен также документ, именуемый «перечень заявлений», форма которого и утверждена опубликованным приказом ФНС.


Обратите внимание

Рассматриваемый Перечень заявлений подается в налоговые органы Российской Федерации, и заполняется он налогоплательщиком, осуществившим операции по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза (т. е. экспорт с территории РФ).


Важно помнить: сведения, включенные налогоплательщиком в Перечень заявлений, будут проверяться в налоговом органе на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией, предусмотренного Протоколом от 11.12.2009 (в редакции от 31.12.2014) «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Если сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют данным налогового органа, налоговики вправе будут взыскать сумму косвенных налогов с пенями.

Основные требования по заполнению Перечня заявлений

Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов включает в себя титульный лист и раздел 1 «Реквизиты заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов».

Налогоплательщик может заполнить Перечень заявлений как в бумажном, так и в электронном виде.

При любом способе формирования документа необходимо учесть некие общие правила. Например, использование сквозной нумерации страниц, запрет на исправление ошибок корректирующим средством и на применение двусторонней печати.

Если используется электронная форма документа, то тут бухгалтеру немного легче — он освобожден от части рутинной работы по заполнению документа или проверке правильности его оформления, за него это сделает программа.

При ручном оформлении документа необходимо помнить, что заполнение полей Перечня заявлений любых показателей (текстовых, числовых, кодовых) необходимо производить слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

В незаполненных полях (знакоместах, «клеточках») ставится прочерк. Это относится как к полностью, так и к частично заполненным показателям.

Например, показатель «ИНН» для юридического лица следует отражать по следующей схеме: «7700123456——». Правда, есть и исключение, номера страниц заполняются без прочерков по примеру: «001», «002», «003» и т. д.

Большинство показателей Титульного листа рассматриваемого документа давно знакомы российскому налогоплательщику. Это ИНН и КПП налогоплательщика, код налогового периода и отчетный год, номер корректировки и пр. Все они заполняются как обычно.


Обратите внимание

Перечень заявлений может представить как сам налогоплательщик, так и его законный или уполномоченный представитель.


При этом в специальном разделе Титульного листа, в котором подтверждается достоверность и полнота представленных сведений, под кодом «1» может значиться следующее лицо:

  • налогоплательщик;
  • законный представитель (включая участника товарищества, доверительного управляющего, концессионера, участника договора инвестиционного товарищества, ответственного за ведение налогового учета).

Значение «2» указывается, только если документ представлен уполномоченным представителем налогоплательщика.

В этом же разделе отражаются сведения о представителе налогоплательщика (ФИО физического лица или наименование юридического лица), а также данные о документе, подтверждающем его полномочия. Ранее таким документом, как правило, являлась доверенность. Теперь список уполномоченных лиц расширен, поэтому и документы могут быть разные. В поле для указания приложений к Перечню заявлений (подтверждающих документов или их копий) надо будет в этом случае указать количество листов документа, подтверждающего полномочия любого представителя организации

Особенности заполнения в связи с реорганизацией

Приведем дополнительные правила для тех случаев, когда рассматриваемый документ заполняется организацией-правопреемником.

Правопреемник представляет Перечень заявлений (а также соответствующие декларации и иные необходимые документы) в налоговый орган по месту своего учета.

В Титульном листе факт реорганизации в первую очередь отразится в специальном поле «Форма реорганизации (ликвидации) (код)». В нем могут быть указаны следующие коды:

  • 0 — ликвидация организации;
  • 1 — преобразование одного юридического лица в другое;
  • 2 — слияние нескольких юридических лиц;
  • 3 — разделение юридического лица;
  • 5 — присоединение к другому юридическому лицу;
  • 6 — разделение с одновременным присоеди- нением.

Такие коды закреплены в Приложении 1 к Порядку заполнения Перечня заявлений.

Правопреемник должен отразить прежние данные об ИНН и КПП до реорганизации в поле «ИНН и КПП реорганизованной организации». А вот в верхней части Титульного листа и Раздела 1 необходимо указывать свои данные, то есть ИНН и КПП правопреемника.

Правила взаимосвязи

При заполнении Перечня заявлений важно учесть тот момент, что часть показателей в Перечне должна отражаться аналогично тем значениям, данные которых используются непосредственно в самих заявлениях или налоговых декларациях по НДС и акцизам, на основании сведений из которых и формируется Перечень заявлений.

Например, в Перечне заявлений и в декларации по НДС должны совпадать ИНН и КПП налогоплательщика, налоговый период, код налогового органа и пр.

Обратите внимание на показатель «Налоговая декларация (код)». В нем необходимо указывать значение кода формы по классификатору налоговой документации (код КНД) из налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений. Чуть выше мы отметили, что Перечень заявлений подается в налоговый орган не сам по себе, он входит в комплект обязательных документов, подаваемых с налоговой декларацией. Это может быть декларация по НДС (код по КНД 1151001) или по акцизам (код по КНД 1151084 или 1151074).

Действующая налоговая декларация по НДС утверждена . Декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена приказом ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/369@, по табачным изделиям — от 14.11.2006 № 146н.

Напомним о самих заявлениях, сведения из которых должны отражаться в Разделе 1 Перечня. Форма заявления закреплена в Приложении № 1 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Итак, из заявлений в Перечень заносятся такие данные:

  • номер отметки о регистрации заявления;
  • дата отметки о регистрации заявления.

Оба показателя берутся из раздела 2 заявления. Номер отметки и дата проставляются в заявлении налоговым органом импортера при подтверждении уплаты косвенных налогов.

Далее отражается показатель «Идентификационный код (номер) покупателя», в котором указывается код или номер покупателя, которым выступает налогоплательщик-импортер, заполнивший заявление, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения).

В поле «Раздел заявления, в котором располагаются реквизиты продавца» указывается номер раздела заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения). Этим разделом заявления может быть только первый или третий, именно в них содержатся сведения о реквизитах (ИНН) налогоплательщика-экспортера, то есть продавца.

При этом в Разделе 3 заявления отражаются сведения о сделках налогоплательщика — налогового агента. Продавцом в этом случае выступает комитент, доверитель или принципал. В Разделе 1 заявления указываются сведения по сделкам обычного налогоплательщика косвенных налогов, которые были осуществлены по контрактам на поставку товаров, по договорам лизинга, переработки давальческого сырья, а также в случае заключения договора о приобретении товара у физического лица, не являющегося предпринимателем.

Все указанные выше показатели являются обязательными к заполнению.

Дополнительно напомним коды стран, участвующие в Евразийском экономическом союзе, которые тоже придется отражать в Разделе 1 Перечня заявлений:

  • 051 — код Республики Армении;
  • 112 — код Республики Беларусь;
  • 398 — код Республики Казахстан;
  • 417 — код Кыргызской Республики;
  • 643 — код Российской Федерации.

В заключении приведем пример заполнения рассматриваемого документа. Примем, что Перечень заявлений сформирован по данным российского юридического лица по операциям экспорта, произведенным в апреле текущего года. Товары реализованы в Республику Казахстан. Документ заполнялся в электронном виде (прочерки в незаполненных знакоместах не проставлялись.

Консультант по налогам И.М. Акиньшина , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Подтверждение обоснованности применения ставки НДС 0% при экспорте. Отказ в предоставление Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов покупателем из Казахстана в бумажном виде.

Вопрос: Российская организация продает товары на экспорт в рамках таможенного союза. Покупатель с Казахстана отказывается высылать Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, мотивируя,что можно увидеть или проверить его в едином электронном реестре (перечне). Обязан ли покупатель высылать нам Заявление для подтверждения нами 0% НДС или мы можем где-то самостоятельно проверить это Заявление? Где существует такой сервис с реестром (перечнем) Заявлений или программа?

Ответ: Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС одновременно с налоговой декларацией российский экспортер может представить в налоговую инспекцию:

Либо Заявление с отметкой налогового органа государств - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) на бумажном носителе (при его наличии);

Либо Перечень заявлений на бумажном носителе или в электронном виде, содержащий реквизиты Заявления, информация о котором поступила в налоговые органы РФ.

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны - участницы ЕАЭС, российская организация должна собрать пакет обязательных документов.

Вместо заявления покупателя о ввозе товаров на бумажном носителе экспортер вправе подать в налоговую инспекцию перечень заявлений. Однако, сделать это можно, только если данные о заявлении поступили от импортера в налоговую службу.

Проверить факт поступления сведений по Заявлению можно на сайте ФНС http\\:www.nalog.ru. Если данных еще нет, заполнять перечень заявлений нет смысла, так как его не примут.

По общему правилу перечень заявлений можно составить на бумаге или в электронном виде. Форма, электронный формат, а также порядок заполнения перечня утверждены приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139. Однако в отношениях с импортерами из Казахстана применяются только электронные перечни, так как оформление заявлений на бумажных носителях законодательством Казахстана не предусмотрено.

Обоснование

Как платить НДС при экспорте в страны - участницы ЕАЭС

Как обосновать нулевую ставку

Как обосновать нулевую ставку НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны - участницы ЕАЭС, российская организация должна:

3. сдать пакет подтверждающих документов и декларацию в налоговую инспекцию.

Какие документы собрать

В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны - участницы ЕАЭС, входят:

1. договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);

3. копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада). В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров не представляется;

Когда и как сдать перечень заявлений

Пример заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

ООО «Альфа» в августе и сентябре отгрузило товары двум покупателям из Казахстана.

«Альфа» запросила у покупателей данные заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и проверила на сайте ФНС , что они поступили в налоговую службу.

Вместе с декларацией по НДС за третий квартал «Альфа» подает перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. В перечне указаны следующие данные:

1. код налогового периода - 23;

2. номера отметок о регистрации заявлений - 4002082015 и 13315092015;

3. БИН покупателей из Казахстана - 50440026126 и 50441357890;

4. даты отметок о регистрации заявлений - 02.08.2015 и 15.09.2015;

5. код стран покупателей - 398;

6. раздел заявления, в котором располагаются реквизиты продавца, - 1.

Как составить и сдать заявление о ввозе товаров из стран ЕАЭС

Импортеры и экспортеры на территории стран ЕАЭС работают с заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заполняют этот документ импортеры.

Российские импортеры передают заявления в свои инспекции, чтобы подтвердить вычет по ввозному НДС. ИФНС проставляют в заявлении специальные отметки.

Если российская организация экспортирует товар, то она получит заявление, заполненное иностранным покупателем с отметками его налоговой инспекции. Этот документ экспортер предъявит в свою ИФНС, чтобы обосновать нулевую ставку НДС .

Как заполнить

На бумаге импортеры составляют заявление по форме и правилам , утвержденным протоколом от 11.12.2009 . Электронный формат документа утвержден приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590 .

Экспортеры вместо отдельных заявлений, полученных от покупателей, могут составить и сдать их перечень . Его форма, порядок заполнения и формат утверждены приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139 (подп. 3 пункта 4 приложения 18 к договору о ЕАЭС , письма Минфина от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758 , ФНС от 17.06.2016 № ЕД-4-15/10839).

Когда и как сдавать

Заявление нужно сдать:

Импортеры и экспортеры сдают заявление в налоговую инспекцию по местонахождению организации, а крупнейшие налогоплательщики - по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 3 ст. 80 НК).

Экспортеры могут представить:

1. заявление на бумаге - оригинал или заверенную копию;

2. перечень заявлений на бумаге или в электронном виде по ТКС .

Сдать заявления можно через уполномоченного представителя организации или по почте .

Такой порядок предусмотрен Правил, утвержденных протоколом от 11.12.2009 , подпунктом 8.1.1 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС от 08.04.2015 № ММВ-7-15/140 , письмом ФНС от 11.01.2017 № АС-4-15/201 .

Письмо Минфина России от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758

«О документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан»

На основании пункта 4 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость налогоплательщиком государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме , предусмотренной Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года , с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, освобождении от налогообложения или ином порядке исполнения налоговых обязательств (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание приказ ФНС России от 6 апреля 2015 года № ММВ-7-15/139 , в настоящее время для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан в пакете документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола, вместо заявления на бумажном носителе с отметкой налогового органа Республики Казахстан может представляться перечень заявлений на бумажном носителе, составленный по форме, утвержденной указанным приказом. При этом проверку поступления сведений по заявлению возможно осуществить с помощью интернет-сервиса ФНС России, размещенного на официальном сайте: http\\:www.nalog.ru.

Письмо ФНС России от 17.06.2016 № ЕД-4-15/10839

«О повышении качества налогового администрирования НДС и акцизов при экспорте товаров российскими налогоплательщиками в государства - члены Евразийского экономического союза»

Согласно подпункту 3 пункта 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Протокол), российский налогоплательщик - экспортер для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов при экспорте товаров на территорию государства - члена ЕАЭС одновременно с налоговой декларацией представляет пакет документов, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) или перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Перечень заявлений).
В соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 4 Протокола утвержден приказ ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@ "Об утверждении формы Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, порядка ее заполнения и формата представления в электронном виде" (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2015 № 36943; далее - Приказ).
Учитывая изложенное, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов российским налогоплательщиком - экспортером товаров в государства - члены ЕАЭС одновременно с налоговой декларацией может представить в налоговые органы:
либо Заявление с отметкой налогового органа государств - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) на бумажном носителе (при его наличии);
либо Перечень заявлений на бумажном носителе или в электронном виде по форме согласно приложению № 1 к Приказу , содержащему реквизиты Заявления (Заявлений), информация о котором (которых) поступила в налоговые органы Российской Федерации.
Проверку поступления сведений по Заявлению (Заявлениям) налогоплательщику следует осуществлять с помощью интернет-сервиса ФНС России, размещенного на официальном сайте:http\\:www.nalog.ru.
Проверка налоговыми органами сведений, содержащихся в вышеназванных документах, осуществляется в соответствии с разделом 13 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" , утвержденных приказом ФНС России от 08.04.2015 № ММВ-7-15/140@ (далее - Методические рекомендации).
Следует отметить, что в случае отрицательного результата автоматизированной налоговой проверки сведений, содержащихся в Перечне заявлений, налоговому органу, поводящему камеральную налоговую проверку, следует руководствоваться положениями подпункта 5 пункта 13.1 Методических рекомендаций .
В этой связи, у налогового органа, проводящего камеральную налоговую проверку отсутствуют основания для истребования Заявлений, реквизиты которых включены в Перечень заявлений.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

  • Скачайте формы

Заявление об уплате косвенных налогов направляют в ФНС импортеры товаров из стран ЕАЭС в числе прочих документов, дополняющих декларацию по НДС по соответствующей разновидности импорта. Изучим подробнее, каким образом используется и заполняется данное заявление.

Кто должен уплачивать косвенные налоги при импорте товаров из стран ЕАЭС

Все импортеры товаров из стран ЕАЭС, вне зависимости от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения, обязаны уплачивать в бюджет своего государства косвенные налоги.

Косвенные налоги включают в себя акцизный сбор или налог, а также налог на добавленную стоимость (НДС).

Тот факт, что российская фирма в общем случае освобождена от уплаты НДС — например, если работает на упрощенке, — в данном случае не играет роли. При импорте товаров из ЕАЭС налог уплачивается всеми хозяйствующими субъектами, если законом не установлено иное.

Алгоритм взимания косвенных налогов регламентирован одноименным Протоколом, который является приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для исчисления и уплаты импортного НДС по товарам, ввезенным из ЕАЭС, налогоплательщики обязаны отчитаться в ФНС по месту учета, подав следующий пакет документов:

  1. Декларацию о косвенных налогах.
  2. Оригинал заявления об уплате косвенных налогов.
  3. Банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты импортного НДС.
  4. Договоры (контракты) поставки ценностей.
  5. Всю сопроводительную документацию на товар: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т. д.

Срок предоставления вышеперечисленных документов — не позже 20 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет ввезенных материальных ценностей или даты платежа по договору лизинга.

При этом форма должна заполняться, даже если импортный НДС не платится по тому или иному основанию, например, исходя из того факта, что осуществляется его передача между двумя иностранными филиалами одной и той же организации.

ВНИМАНИЕ!Если местом реализации не является территория РФ — например, при продаже товаров представительством российской компании в другом государстве, — то декларация не подается и налоги не оплачиваются (письмо Минфина от 01.10.2014 № 03-07-08/49200).

Таким образом, декларация об импорте товаров из ЕАЭС необязательна только для тех хозяйствующих субъектов, которые не ввозят на территорию РФ продукцию из государств соответствующего экономического объединения.

Не знаете свои права?

За несвоевременную подачу декларации инспекторы взыщут штраф в 5-процентном размере от исчисленной величины налога за каждый просроченный месяц, но не более 30% от общей суммы налога и не меньше 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).

Изучим специфику оформления и предоставления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Кто и для чего подает заявление о косвенных налогах

В соответствии с подп. 1 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов, ИП и юридические лица, импортирующие товары в Россию из других стран ЕАЭС, как уже было сказано выше, должны составлять заявление, удостоверяющее факт:

  • ввоза товаров из ЕАЭС;
  • уплаты косвенных налогов.

Документ составляется по форме, утвержденной приложением № 1 к Протоколу об обмене информацией в ЕАЭС от 11.12.2009.

Заявление, о котором идет речь, направляется в ФНС в нескольких экземплярах: в бумажном варианте — 4 копии, а в дополнение к бумажным копиям — в электронном виде; или же в только в электронном — при условии подписания ЭЦП.

  1. На практике российской фирме может быть предпочтительнее предоставление именно бумажной версии заявления об уплате косвенных налогов, поскольку:Одну из его копий необходимо передать партнеру из страны ЕАЭС, у которого ввезенный товар куплен.
    Соответствующую копию фирма из ЕАЭС использует для подтверждения права на применение нулевой экспортной ставки по НДС.
    То же самое может потребоваться сделать и российскому налогоплательщику, если он выступит в роли экспортера товаров.
  2. ЭЦП, используемые для подписания заявления для ФНС и для заверения прочих документов, во-первых, разные, а во-вторых, они не будут действительны на территории другого государства. Поэтому зарубежный партнер попросту не сможет получить законный для своей страны вариант электронного документа.

Хотя в скором времени ситуация может измениться: на заседании Коллегии ЕАЭС в апреле 2017 года было решено ввести единую для всего объединения ЭЦП к концу года.

Составление заявления об уплате косвенных налогов: нюансы

При заполнении заявления об уплате косвенных налогов нужно иметь в виду, что:

  1. Отдельный экземпляр документа составляется для каждого договора на поставку товаров.
  2. Сведения об однотипных товарах, ввезенных по разным накладным документам, фиксируются в разных строках таблицы, присутствующей в разделе 1.
  3. Код в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД фиксируется в графе 3 таблицы раздела 1, только если ввозится подакцизный товар (или если за него платится НДС по ставке 10%). При этом графы 14 и 19 заполняются только для подакцизных товаров, а в графах 16, 17 и 18 указываются налоговые ставки НДС и акцизов, утвержденные государством-экспортером.
  4. Стоимость импортированного товара в графе 8 указывается по курсу ЦБ на момент принятия продукции к учету (если стоимость поставки в иностранной валюте, в том числе валюте государства, входящего в ЕАЭС).
  5. При отсутствии счета-фактуры от поставщика товара из ЕАЭС в таблице указываются в соответствующих графах — 11 и 12 — данные по накладным и транспортным документам.
  6. Раздел 2 документа налогоплательщик не заполняет (это должны делать налоговики), но обязательно включает в состав подаваемого в ФНС заявления об уплате косвенных налогов.

Налоговики, получив заявление, в установленном порядке уведомляют налогоплательщика о получении документа. Изучим подробнее данную процедуру.

Аналогичные действия осуществляют и налоговые органы стран ЕАЭС — при получении заявлений об уплате косвенных налогов за импортированные из России (или других стран объединения) товары от национальных хозяйствующих субъектов.

Если ФНС обнаружит в документах, предоставленных налогоплательщиком, недочеты, то может проставить отказ в подтверждении факта уплаты данным хозяйствующим субъектом импортного НДС.

В числе возможных причин отказа:

  • непредоставление документов по полному перечню, который приведен в п. 20 Протокола;
  • несоответствие сведений в заявлении тем, что отражены в декларации;
  • несоответствие сведений в бумажной версии заявления тем, что отражены в электронной копии документа;
  • обнаружение факта необоснованного занижения налоговой базы.

Оспорить немотивированный, по мнению плательщика, отказ можно в установленном порядке, написав жалобу в вышестоящий орган ФНС, а затем, если потребуется, — в суд.

Хозяйствующий субъект, который ввозит на территорию РФ товар из страны ЕАЭС, направляет в ФНС заявление об уплате НДС за соответствующий товар. Прилагается данное заявление к налоговой декларации — наряду с другими документами, предусмотренными п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов по Договору об учреждении ЕАЭС.

Похожие публикации