Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке. Нужны ли посредники в электронных продажах осаго Как не купить электронный полис осаго оформленный по не достоверным данным

Запущенная в январе система онлайн-продаж ОСАГО может измениться - участники экспертного совета ЦБ по страхованию на заседании в пятницу обсудили допуск посредников к продажам электронных полисов. Сейчас агентам и брокерам заниматься этим запрещено.

Ранее страховое лобби убедило ЦБ в том, что запрет на посредников сдержит риски мошенничества. Но теперь регулятор настаивает на том, что сайты-агрегаторы существенно повысят доступность обязательных полисов и снизят издержки страховщиков.

Как сообщил Банк России, участники экспертного совета по страхованию «отметили актуальность снятия ограничений в деятельности страховых агентов и страховых брокеров» при электронных продажах страховых продуктов. Напомним, с 1 января 2017 года закон об ОСАГО обязал страховщиков продавать на своих сайтах полисы «автогражданки». При этом закон запрещает участие любых посредников — брокеров, агентов в процессе продаж. Основанием запрета стали аргументы страховщиков о рисках мошенничества.

«Запрет на осуществление электронных продаж через страховых посредников серьезно сокращает возможности развития онлайн-страхования,— говорится в сообщении ЦБ по итогам мероприятия.— Предоставление им возможности работы в интернете, в первую очередь в качестве сайтов-агрегаторов, существенно повысит уровень доступности страховых услуг для потребителей, повысит конкуренцию и сократит издержки страховщиков». Собеседник «Ъ», знакомый с позицией ЦБ по этому вопросу, рассуждает: «При покупке авиабилетов или пребывании в гостиницах потребитель пользуется сайтами-агрегаторами, почему у него нет такой возможности в ОСАГО? Потребители должны получить максимально технологичный вариант».

Впрочем, представители страхового сообщества к быстрому допуску посредников в ОСАГО пока не готовы. «Для допуска агентов и брокеров в электронные продажи продуктов добровольного страхования следует разработать стандарты для таких посредников,— считает замглавы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.— В части ОСАГО до конца следующего года запрет на допуск посредников стоит сохранить. Норме об обязательных продажах е-ОСАГО всего несколько месяцев, существует ряд технологических трудностей, которые надо устранить, кроме того, риски мошенничества по-прежнему высоки».

По данным РСА, с 1 января по 21 марта 2017 года заключено 627 тыс. договоров е-ОСАГО. В 2016 году, когда такие продажи были добровольными для страховщиков, число проданных таким образом полисов составило 331 тыс. В среднем за сутки автовладельцы заключают со страховщиками 7,7 тыс. договоров в электронном виде, в отдельные дни этот показатель достигает 15 тыс. Наибольшее количество договоров в электронном виде заключается в регионах, которые страховщики называют токсичными из-за большого объема убытков,— Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области, Ставропольский край.

Страховщики уверены, что посредники уже обходят запрет на участие в электронных продажах. Утверждается, что в марте 2017 года порядка 30% электронных полисов «Росгосстраха» было куплено при помощи посредников. «Полисы либо покупаются с одного и того же IP, либо оплачиваются с одной и той же банковской карты,— цитировало ТАСС выступление вице-президента «Росгосстраха» Рената Конурбаева на мероприятии по е-коммерции в ОСАГО.— Используются одинаковые телефонные номера или создаются фиктивные электронные адреса, которые используются для входа в личный кабинет. Комбинация всех этих параметров позволяет сделать предположение, что это не прямой клиент и страховая компания, а кто-то стоит между нами». По его словам, услуга оформления электронного полиса посредником стоит от 500 до 1 тыс. руб. Опасность посредников в том, что они могут отменять транзакцию по оплате — полис станет недействительным, о чем страхователь не узнает.

Отметим, что в ЦБ и на рынке уверены, что изменения в части допуска посредников к электронным страховым продажам быстро не произойдут и будут реализованы не ранее 2018 года.

Татьяна ГРИШИНА



Смотрите другие материалы по этой тематике: ,

На днях появилась информация о том, что в России набирает обороты новый вид мошенничества в сфере обязательного страхования гражданской ответственности при оформлении полиса ОСАГО. Смысл страхового мошенничества заключается в предоставлении страховой компании недостоверных сведений о транспортном средстве, о владельце, о лицах, допущенных к управлению ТС и регионе использования автомобиля.

Это позволяет злоумышленникам занижать страховой тариф при оформлении электронного полиса. Как же обычным автолюбителям не стать жертвой мошенников и ?

По данным страховых компаний доля неправильно оформленных электронных полисов ОСАГО за 2017 год составляет в среднем около 10 процентов от всех оформленных электронных страховых полисов. Это означает, что около 10% автовладельцев рискуют не получить возмещение ущерба не по своей вине.


Дело в том, что действующим законодательством предусмотренно следующее. а именно, если, при оформлении страховая компания получает или получит недостоверные данные о страхователе, а также о предмете страхования, то юридически выданный ими страховой полис будет считаться не действующим.

То есть, если вы приобретете такой полис с оформленными недостоверными данными, то вы ни каким образом не можете и не сможете рассчитывать на его действие. а значит соответственно и на само покрытие ущерба. Также, подобный полис не покроет убытки и в ДТП, которые были причинены по вашей вине. В том числе, вы не сможете воспользоваться подобным полисом при прямом урегулировании убытков причинных и вашему автомобилю третьими лицами в результате той же аварии.

Схема страхового мошенничества на рынке электронных полисов ОСАГО

Напомним, (электронные полисы ОСАГО) через специальные разделы официальных сайтов страховых компаний. Эта схема оформления ОСАГО призвана была упростить процедуру страхования автомобилей на территории всей страны, а также была запущена для того, чтобы исключить злоупотребление страховых компаний в некоторых регионах России, которое заключалось в навязывании различных сторонних страховых услуг.

В итоге, популярность существенно выросла. В настоящий момент эта услуга пришлась по вкусу многим автолюбителям. Но к сожалению, не все в нашей стране знают, как через сеть Интернет приобрести полис е-Осаго. Поэтому по-прежнему продолжают обращаются к различным посредникам работающим на страховом рынке автомобилей.

Опасность такого приобретения полиса по не знанию и не умению заключается в том, что не все посредники являются добросовестными агентами или брокерами представляющими страховые компании. Естественно существуют и злоумышленники, которые раньше занимались продажей , а сегодня решили переквалифицироваться на продажу официальных электронных полисов оформленных по заведомо недостоверным данным.

В чем же тогда выгода страховых мошенников? Схема мошенничества довольно проста. Мошенники для оформления е-ОСАГО подают через Интернет в страховые компании недостоверные данные, для максимального снижения стоимости полиса ОСАГО.

Напомним, что при расчете итоговой стоимости полиса ОСАГО страховыми компаниями учитывается следующее, и , период владения транспортным средством, а также еще и региональный коэффициент. В конечном итоге все эти данные существенно могут влиять на конечную стоимость самого полиса ОСАГО.


Например, в Москве и в Санкт-Петербурге региональный коэффициент сегодня составляет -"2". В других регионах коэффициенты соответственно существенно ниже. Например, в Чеченской республике региональный страховой коэффициент при оформлении полиса ОСАГО составляет - "0,6".

Сами понимаете, что при такой разнице стоимость полиса ОСАГО на один и тот-же автомобиль на одного и того-же водителя между регионами, может отличаться существенно.

В итоге получается следуюшее. Мошенники, при оформлении полиса автовладельцу, несмотря на такой факт, что указывают в электронной форме на сайте страховой компании все достоверные сведения об автомобиле (например, и госзнак), заведомо подают страховщику недостоверные сведения о страхователе и о регионе использования данного транспортного средства, и таким образом занижают страховой тариф почти до минимума.

А в результате эти недобросовестные посредники при оформлении полиса фактически платят за него по факту, всего несколько тысяч рублей, а с владельца машины естественно берут уже в несколько раз больше. Есть случаи, когда разница между тем, что заплатили мошенники и тем, что они получили от водителя составляла 1000% прибыли.

Еще мошенники используют различные программы на компьютере, которые позволяют видоизменять данные, когорые указаны в распечатанном электронном полисе ОСАГО. Это делается для того, чтобы автовладелец видел в распечатанной форме полиса е-ОСАГО его достоверные данные и ни в чем не сомневался.

В итоге такой бурной деятельности мошейников-посредников, на рынке страхования в настоящий момент по данным РСА, по России, на руках у водителей в настоящий момент находится около 250 - 500 тысяч электронных полисов ОСАГО оформленных по заведомо недостоверным данным.

Что грозит владельцам автомобилей, которые оформили такие полисы ОСАГО у недобросовестных посредников?


В соответствии с законодательством, если полис ОСАГО был оформлен по недостоверным данным, то он не может считаться действительным и не может покрывать ответственность водителя оформившего подобную страховку. Максимум на что годен такой полис ОСАГО, так это для защиты , которые при проверке полиса ОСАГО через единую базу данных РСА, найдут его в данной системе.

Естественно, что притензий к водителю по полису у сотрудников ДПС не возникнет. Но надо помнить, что полис ОСАГО создан для того, чтобы страховать ответственность водителей по чьей вине может произойти авария. А значит, если вы купите подобный поддельный полис ОСАГО и не дай бог, по вашей вине произойдет ДТП, то вы не сможете рассчитывать на страховую компанию, что она покроет вам все убытки причиненные с вашей стороны другим автомобилям или участникам дорожного движения, таков уж закон.

Как не купить электронный полис ОСАГО оформленный по не достоверным данным?


С момента появления возможности оформления полиса ОСАГО через Интернет большинство агентов, брокеров и других страховых посредников также перешли на электронное оформление страховых полисов ОСАГО. Им даже так удобнее, поскольку не нужно заботиться о наличии самих бланков ОСАГО, которых, как обычно не хватает.

Именно поэтому у многих автолюбителей на руках в настоящий момент . Так что на сегодня у автолюбителей не возникает ни каких вопросов по поводу таких чёрно-белых копий е-ОСАГО. Тем более, что теперь сотрудники ГИБДД не вправе потребовать от водителей полис ОСАГО оформленный строго только на бланках Госзнака.


Но есть одно -Но-... К сожалению подобные чёрно-белые копии бланков е-ОСАГО легко подделываются мошенниками. Поэтому, вы заведомо должны понимать у кого приобретаете данный полис ОСАГО, а также и осознавать, что полис ОСАГО не мог еще и подешеветь за год, в два раза. Ведь именно дешевизной стоимости страхования и заманивают мошенники в свои сети доверчивых автолюбителей. Поэтому лучше не верить страховым посредникам, которые обещают вам оформить ОСАГО в два раза дешевле. Помните, что в этом обязательно скрыт какой-то подвох.

В том числе, после покупки полиса ОСАГО вы должны проверить достоверные ли данные были поданы посредником в страховую компанию . Для этого вам придется либо посетить официальное представительство компании в вашем регионе проживания (филиал страховой компании) либо проверить свой полис ОСАГО через сеть Интернет .


В том числе, кроме всего прочего советуем вам проверить стоимость полиса ОСАГО за который вы заплатили определенную сумму. Сделать это можно на официальном сайте страховой компании зайдя в специальный раздел, оформления электронных полисов. Также желательно проверить стоимость своего полиса ОСАГО на сайтах других страховых компаний , которые осуществляют оформление электронных полисов е-ОСАГО через Интернет.

Если в нескольких страховых компаниях онлайн расчет стоимости е-ОСАГО существенно превысит сумму, ранее отданную вами посредникам, то есть такая вероятность, что тот, кто оформлял вам страховку при отправке данных в страховую организацию, указал заведомо недостоверные сведения и о вас, и о вашем автомобиле, и о вашем регионе проживания.

В таком случае немедленно потребуйте возврата денег за полис. А затем обратитесь к добросовестному страховщику.

Электронные полисы ОСАГО задумывались в том числе ради борьбы с мошенничеством. Однако сами могут стать новой площадкой для мошенников и настоящей головной болью как для страховщиков, так и для страхователей. Об этом представители рынка говорили в ходе бизнес-завтрака KPMG 26 июля. Страховщики уже сообщили о появлении нового вида посредников, часть из которых с помощью электронного ОСАГО умудряются «обуть» как компанию, так и автовладельца.

Посредники плохие и «хорошие»

Мошенничество в сфере электронного ОСАГО - явление пока не вполне очевидное и для самих страховщиков, признали в ходе дискуссии участники рынка. Рынок электронного ОСАГО в России существует только чуть больше года - первый полис был продан 1 июля 2015-го. С 1 января 2017 года продажа электронных полисов станет обязательной для всех страховщиков, имеющих лицензию на ОСАГО (сейчас это для компании дело добровольное). Проект электронного полиса, в частности, призван снять проблему фальшивок, так как подделать электронную страховку невозможно. Тем не менее всеобщая электронизация ОСАГО связана с рядом рисков, отметили участники обсуждения. Например, на этом рынке уже появились посредники, хотя посредничество в электронном ОСАГО прямо запрещено законом.

Так, 53% электронных полисов ОСАГО, проданных «Росгосстрахом», могли быть куплены не самими клиентами, а при помощи посредников. Индустрия «помощников» заработала на этом ориентировочно 100 млн рублей. Такую оценку озвучил на бизнес-завтраке вице-президент «Росгосстраха» Ренат Конурбаев.

Основной мотив приобретения электронных полисов ОСАГО - вовсе не «продвинутость» автовладельцев, а невозможность в ряде регионов купить полис другим способом, признал Конурбаев. Как известно, в отдельных регионах из-за убыточности бизнеса ОСАГО страховщики тем или иным способом ограничивают продажи «автогражданки».

Клиентов, которые не могут купить полис в офисе страховой компании из-за очередей, встречают возле офисов «молодые люди или девушки», которые предлагают помощь в оформлении электронного полиса на сайте компании, рассказал представитель «Росгосстраха». Стоит такая услуга, по его словам, от 500 до 3 тыс. рублей.

Всего, по его оценкам, такие «помощники» заработали на оформлении электронных полисов «Росгосстраха» порядка 100 млн рублей. Посредничество было выявлено с помощью анализа IP-адресов, с которых заводились личные кабинеты клиентов и оформлялись страховки: с одного IP-адреса могло за неделю оформляться 30-50 полисов, рассказал Конурбаев.

Основной мотив приобретения электронных полисов ОСАГО - не «продвинутость» автовладельцев, а невозможность в ряде регионов купить полис другим способом.

Ренат Конурбаев, вице-президент компании «Росгосстрах»

«За время работы электронного ОСАГО было заключено более 200 тысяч полисов в стране. По нашим данным, половина заключена при помощи посредников. Индустрия сколько заработала? По ощущениям - 100 миллионов рублей», - сообщил Конурбаев (если брать стоимость услуги посредника в 1 тыс. рублей). Он при этом отметил, что индустрия посредников пока не является организованной. Часть из них для заведения личного кабинета используют реальный электронный адрес клиента, а часть заводят новый, рассказал он.

Основной риск в работе таких посредников - участившиеся случаи отмены трансакций, отметил Конурбаев. Клиент чаще всего рассчитывается с «помощником» наличными, а тот оплачивает полис на сайте компании со своей карты, объяснил он механику процесса. Страхователь получает распечатку полиса и уходит, после чего посредник может отменить трансакцию по оплате, из-за чего полис становится недействительным. «Связаться с клиентом в таких случаях чаще всего не получается», - уточнил Конурбаев. Самое неприятное - автовладелец в такой ситуации не знает, что его полис уже недействителен, добавил он.

Сервис электронного ОСАГО был доступен на сайте «Росгосстраха» с 1 июля 2015 года (с момента старта проекта е-ОСАГО) до 26 марта 2016-го. За это время компания продала 109 547 электронных полисов ОСАГО, что к настоящему моменту составляет чуть менее половины всех электронных полисов «автогражданки».

«Это (подозрение о посредничестве. - Прим. ред.) фактически было ключевым поводом, почему мы отключили сервис», - сказал вице-президент «Росгосстраха».

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо закрепить норму о том, что оплата электронного полиса должна производиться только с той карты, которая принадлежит страхователю, считает директор дирекции информационного мониторинга департамента противодействия мошенничеству компании «ВСК» Владимир Клеев. В налоговом законодательстве четко прописано, что платеж считается принятым, если он оплачен только тем лицом, на кого выставлен счет, и никак иначе, подтвердил в ходе дискуссии один из участников рынка.

Кроме того, часть рисков при продаже электронного полиса ОСАГО подпадает под действие закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рассказал Владимир Клеев. В частности, по этому закону организация должна сообщать в Росфинмониторинг о расчетах между сторонами сделки, которые проводились с использованием расчетных счетов третьих лиц. «Если клиент платит не со своего счета, мы должны сообщить о том, что такой-то полис ОСАГО - подозрительная сделка, так как оплачен третьим лицом. И давать данные этого лица», - пояснил Владимир Клеев, отметив, что большинство страховщиков эти требования не выполняют.

Ничего страшного?

Тенденцию покупки е-ОСАГО через посредников, с карты которых оплачивался полис, наблюдали и в страховой компании «ЭРГО», рассказали Банки.ру в компании. «Однако говорить о мошенничестве в этом случае мы не можем, поскольку отмены трансакций выявлено не было», - подчеркнули в компании.

В «АльфаСтраховании» и «Либерти Страховании» с подобными проблемами не сталкивались, сообщили Банки.ру представители компаний. Сейчас электронные полисы ОСАГО официально продают 15 компаний из 79 членов РСА. По данным союза на вечер 26 июля, с момента старта проекта е-ОСАГО (то есть более чем за год) было реализовано 249 189 электронных полисов. Для сравнения: бумажных полисов за год оформляется около 40 млн.

В самой деятельности «помощников», которые за определенную сумму оказывают услугу по оформлению электронного полиса, ничего страшного нет, заметил в ходе бизнес-завтрака директор департамента расследований «Зетта Страхования» Тимур Ахметзянов. С точки зрения мошенничества нет большой разницы между электронной продажей и обычной агентской, считает он, так как основное мошенничество в ОСАГО находится в сфере убытков.

По данным РСА, большая часть проданных электронных полисов ОСАГО приходится как раз на самые убыточные для страховщиков регионы - Краснодарский край (60 362 полиса), Волгоградскую (28 312) и Ростовскую области (17 863). Однако пока нет такой статистики, которая бы свидетельствовала о том, что электронные полисы ОСАГО сами по себе более убыточны, говорят участники рынка. С другой стороны, нельзя сказать, что е-ОСАГО менее убыточно, отметил представитель «АльфаСтрахования». «Оно чуть менее затратно именно в эксплуатации, и за счет его внедрения компании получат новый инструмент небольшого сокращения расходов, что благоприятно скажется на расходах на ведение дела, которые заложены внутри тарифа на ОСАГО», - считает он.

Владелец автомобиля будет пользоваться транспортным средством с недействующим полисом, а посредник обогатится на сумму возврата премии.

Александр Потитов, заместитель генерального директора Либерти Страхование

Однако и при электронной продаже есть возможные «лазейки» для жуликов, пояснил Банки.ру заместитель генерального директора «Либерти Страхования» Александр Потитов. «Первый вариант - оформление е-полиса после ДТП, в сведениях о котором время ДТП будет указано позднее фактического. Это возможно при участии сотрудников ДПС или при оформлении ДТП по европротоколу, - рассказал он. - Второй вариант - возврат чужих денег на свой счет методом расторжения договора. Дело в том, что закон не ограничивает возможность заключать договоры ОСАГО в отношении не принадлежащих страхователю транспортных средств. И посредник, оформляя е-полис, может указать себя в качестве страхователя, а через какое-то время обратиться к страховщику с законным требованием о расторжении полиса ОСАГО и возвратом части премии. Компания обязана произвести предусмотренные законом вычеты и вернуть оставшуюся часть премии страхователю. Полис прекратит свое действие. Владелец автомобиля, ничего об этом не зная, будет пользоваться транспортным средством с недействующим полисом, а посредник обогатится на сумму возврата премии».

Не видят, кого страхую т

Другой риск при оформлении электронного ОСАГО - отсутствие проверки паспорта страхователя по базам МВД и ФМС, указывает Владимир Клеев из ВСК. По его словам, этим активно пользуются жулики, указывая «нужный» регион (с пониженным территориальным коэффициентом ОСАГО), и уплачивают, соответственно, пониженную страховую премию. Недавно принятый позволяет страховщикам взыскать регресс (право требования, которое переходит к СК после возмещения вреда пострадавшему) с виновника ДТП в размере выплаты, если при оформлении е-полиса он указал неверные данные. Однако на практике с помощью регресса получается взыскать не более 10% суммы, констатировал Владимир Клеев.

К тому же при электронной продаже невозможно провести верификацию диагностической карты, добавил он. Данные РСА, с которыми сверяется страховщик, позволяют лишь посмотреть, имеет ли аккредитацию конкретный оператор техосмотра. «Но нас интересует, а проходила ли эта машина техосмотр вообще», - сказал эксперт. Напомним, ранее РСА для «продающих» сотрудников СК памятку о том, как проверить на подлинность диагностическую карту (при заключении полиса ОСАГО является обязательным документом).

Проблемой также может стать непрозрачность в вопросе проверки полиса сотрудником ГИБДД, отметили в своей презентации сотрудники компании «Ренессанс страхование». Пока не все гаишники знают о проекте е-полиса и проверяют на подлинность такие страховки, жалуются страховщики. Кроме того, у граждан могут возникнуть сложности из-за непростой процедуры обнаружения подделки во время ДТП, предупреждают в «Ренессанс страховании».

Банк России неоднократно заявлял о том, что с 1 января 2017 года особое внимание будет уделять бесперебойности и доступности сервиса электронного ОСАГО на сайтах компаний, и грозил лицензионными санкциями нарушителям этого требования. При этом страховщики жалуются, что если в каско они могут отказать подозрительному клиенту в заключении договора, то в ОСАГО, тем более в электронном, такой возможности нет, поскольку договор является публичным.

Кроме того, недавно был принят закон о штрафах в 300 тыс. рублей для страховых компаний за необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО. «Все незаключенные договоры и падения сайтов будут «прилетать» не только в виде запросов от ЦБ и клиента, но еще и в виде штрафов, которые закреплены в законодательстве», - опасаются страховщики. При этом, по словам участников рынка, на практике основной причиной невозможности заключить договор ОСАГО в электронном виде является отсутствие подтверждения данных страхователя от базы РСА.

15 / 05 / 2017 1 824

Стоит ли обращаться к посредникам для оформления е-ОСАГО через сайт страховой компании?

ОСАГО

Покупка полиса и выбор компании

Хочу оформить полис ОСАГО в электронном виде, но не очень хорошо владею компьютером. Боюсь что-нибудь сделать не так. В Интернете несколько раз видел объявления посредников, которые обещают за плату 500-700 рублей купить е-ОСАГО вместо автовладельца. Как считаете, стоит доверять таким посредникам? Можно их будет привлечь к ответственности, если что-то пойдёт не так?

    Отвечает Загородский Александр эксперт

    Таким гражданам однозначно не стоит доверять. Законами Российской Федерации не определён правовой статус подобных посредников, поэтому не приходится говорить о каких-либо обязательствах с их стороны. На практике это означает, что после получения от Вас денег посредник может исчезнуть. При этом доказать факт мошенничества будет практически невозможно. Но это далеко не самый печальный итог сотрудничества с посредниками при оформлении электронного ОСАГО через сайт страховой компании.
    Нередко посредники в погоне за дополнительной прибылью идут на умышленное мошенничество, действуя по следующей схеме.
    1. Автовладелец обращается к посреднику с просьбой оформить полис е-ОСАГО на год. Допустим, что такая страховка стоит 10 000 рублей.
    2. Посредник регистрирует личный кабинет на сайте страховой компании, выступая в роли страхователя.
    3. Посредник оформляет полис ОСАГО с шестимесячным периодом использования автомобиля. Такая страховка стоит на 30 процентов дешевле, то есть 7 000 рублей.
    4. После получения электронного полиса посредник вносит в документ правки, указывая годовой период использования автомобиля. С этим не возникает проблем, ведь изображение в электронном виде может подделать любой опытный пользователь компьютера.
    5. Посредник пересылает автовладельцу исправленный электронный документ, получая за «урезанный» полис полную стоимость страхования и свою комиссию.
    В дальнейшем будут проблемы с возмещением ущерба по такой страховке, ведь экземпляр клиента и экземпляр страховщика будут отличаться. Опять же, доказать факт мошенничества в такой ситуации крайне затруднительно.

Похожие публикации