Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Маркировка моторных масел. Классификация моторных масел Классификация автомобильных масел по sae и api

Замена моторного масла – процедура, которую водитель может выполнить самостоятельно. Для этого достаточно найти эстакаду, после чего выполнение работ потребует максимум полчаса. Но перед тем как выполнять работу по замене масла, его необходимо приобрести. При выборе расходных жидкостей всегда нужно придерживаться рекомендаций производителей. Но если имеются специфические требования к маслу, либо найти нужный состав не удается в магазине, можно самостоятельно разобраться в маркировке масла, чтобы подобрать оптимальный вариант.

Оглавление:

Какие бывают типы моторных масел

Как известно, главная задача моторного масла - минимизировать трение движущихся деталей в моторе автомобиля. Чем меньше детали трутся, тем меньше вероятность поломки, а значит, двигатель прослужит дольше.

В зависимости от того, какой мотор используется на автомобиле, существует 3 типа моторных масел: бензиновое, дизельное и универсальное. Как можно понять из их названий, первые два предназначены для конкретных типов двигателей, а универсальный вариант подойдет, как для дизеля, так и для бензинового мотора.

Помимо деления масел по типу двигателя, также их можно классифицировать по сезонности, когда рекомендуется такие составы использовать. Масло может быть летним, зимним или всесезонным. Стоит отметить, что сезонность масла зависит от его вязкости, а также от показателя изменения консистенции при повышении или понижении температуры.

В зимний период лучше использовать менее вязкие масла, чтобы мотору было проще стартовать после стоянки на холоде. Летом же такие масла применять не рекомендуется, поскольку они недостаточно качественном смазывают компоненты двигателя. Для лета подойдут более вязкие варианты, но если их использовать зимой, они могут препятствовать быстрому пуску мотора при отрицательной температуре окружающей среды.

Обратите внимание: Наиболее распространены сейчас всесезонные моторные масла, вязкость которых практически не меняется от температуры окружающей среды.

Из чего состоят моторные масла

Каждый производитель моторного масла имеет свою уникальную рецептуру, которая, по его мнению и испытаниям, является идеальным сочетанием между стоимостью и исполняемыми защитными функциями. Тем не менее, основа у всех моторных масел одна - это масляные фракции, которые были получены во время переработки нефти.

Обратите внимание: В последнее время некоторые производители начали использовать масляные фракции, полученные искусственным путем.

Моторные масла можно разделить на 3 типа по составу: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Производители современных автомобилей рекомендуют использовать для повышения срока службы мотора синтетические или полусинтетические масла. Минеральные составы в настоящее время применяются, в большинстве своем, для грузовых автомобилей или старых моделей легковых машин.

Важно: Если на канистре с моторным маслом не указано, что оно является синтетическим или полусинтетическим, вероятнее всего, данный состав минеральный.

При выборе типа масла для автомобиля обязательно нужно ознакомиться с рекомендацией производителя. Далеко не всегда синтетическое масло подходит моторам, для которых изначально установлено использование минерального состава.

Основные свойства и параметры моторных масел

Как отмечалось выше, каждый производитель хранит в секрете точный состав своих моторных масел, поскольку использует свои собственные уникальные наборы присадок. Но основной параметр вязкости должен быть указан при маркировке моторного масла.

Вязкость моторного масла

При выборе подходящего состава нужно обращать внимание, в первую очередь, на показатель вязкости масла. От него непосредственно зависит, насколько сильно будут повреждаться детали в процессе работы:

  • Высокая вязкость. Излишне высокая вязкость ведет к тому, что мотору сложно стартовать при низкой температуре окружающей среды. Кроме того, при высокой вязкости может возникнуть “масляное голодание”, поскольку не сразу после пуска двигателя до трущихся деталей дойдет масляный состав;
  • Низкая вязкость. Также может приводить к повреждению трущихся деталей из-за недостаточного давления в системе смазки.

Дополнительные присадки

Каждое моторное масло, которое можно встретить в продаже, имеет свой уникальный набор присадок, дополняющих его эксплуатационные свойства. В зависимости от состояния мотора, его склонности к износу, а также других параметров владелец автомобиля может подобрать необходимое ему масло. Некоторые из свойств, которые добавляются с наборами присадок:

  • Дополнительная защита от износа;
  • Минимизация вероятности отложения стружки и различных посторонних веществ в моторе;
  • Устойчивость к возникновению коррозии;
  • Наличие дополнительных антиокислительных свойств;
  • Дополнительные “чистящие” присадки.

Этот список далеко не полный. На канистре каждого моторного масла можно увидеть основные преимущества, которые выделяет его производительно.

Маркировка моторных масел

В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.

Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:

  • Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 - это летние показатели масла. Зимник - это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
  • Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
  • Тип двигателя. Если установлен индекс 1 - это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 - оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.

Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.

Расшифровка маркировки SAE

Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.

По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.

Читается маркировка по стандарту SAE просто:

  • Если в маркировке присутствует буква W - это говорит о том, что масло является зимним;
  • Если в маркировке содержится только число - это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число - тем выше вязкость. Вариация числа - от 0 до 50;
  • Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.

Расшифровка маркировки API

Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:

  • Если после указания API имеется приписка EC - это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
  • Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
  • Если присутствует буква S - она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
  • Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой - от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
  • Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.

Расшифровка классификации масел ACEA

Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.

Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:

  • A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
  • С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими - соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
  • E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.

Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.

Расшифровка классификации масел ILSAC

Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.

Двигатели внутреннего сгорания разных лет выпуска обладают конструктивными особенностями, требующими применения определенных сортов смазок. Для классификации моторных масел используется несколько стандартов, имеющих разные требования и основу, что сказывается на смазывающих характеристиках.

[ Скрыть ]

Виды моторных масел

Моторные масла подразделяются на несколько категорий по основе, которая определяет вязкость жидкости. Этот показатель оказывает непосредственное влияние на смазывающие характеристики вещества. Вязкость должна оставаться в определенных пределах при нагреве, поскольку излишне текучая жидкость окажется неспособной создавать защитную пленку.

Синтетические моторные масла

Основа масла получается путем синтеза различных химических соединений. Синтетическая основа обеспечивает многие характеристики смазки, поэтому количество присадок незначительно.

Синтетика предоставляет автовладельцам ряд преимуществ:

  1. Увеличенный срок эксплуатации, который может доходить до 30 тыс. км пробега. В процессе работы масло не теряет своих характеристик из-за парафинизации и окисления.
  2. Низкая вязкость, что способствует улучшению смазывающих характеристик.
  3. Пригодно для эксплуатации при низких температурах воздуха (минус 30 ºС и ниже). Холодное масло хорошо прокачивается насосом через магистрали, обеспечивая смазку в момент пуска двигателя.
  4. Выдерживает перегревы без заметного ухудшения характеристик. При нагреве испаряется только малая часть масла.
  5. Низкая зольность, из-за чего на деталях двигателя остается малое количество нагара и отложений.

Единственным недостатком синтетических моторных масел является цена, составляющая в среднем около 600 руб. за литр.

Полусинтетические моторные масла

Компромиссным вариантом между ценой и характеристиками является масло на полусинтетической основе. Смазка состоит из минерального масла и синтетических компонентов. За счет такого состава удается получать жидкость, обладающую невысокой ценой и параметрами, приближенными к синтетике.

Минеральные моторные масла

Относятся к категории масел нижнего ценового диапазона. В основе находятся углеводороды, получаемые путем гидрокрекинга нефти. Недостатком минерального вещества является низкий ресурс и неспособность работать при высоких температурах.

Промывочные моторные масла

Еще одним типом моторных масел является промывочное, которое может иметь минеральную или синтетическую основу. В состав жидкости вводятся дополнительные компоненты, позволяющие смывать смолистые отложения, образующиеся на деталях двигателя. применяются также при переходе на другой тип смазки или на жидкость с иной классификацией. Данное вещество заливается на короткое время, после чего сливается и подлежит утилизации.

Классификация моторных масел

Единого стандарта классификации моторных масел не существует. Различные производители могут использовать международные спецификации, которые соотносятся друг с другом, или собственные.

Наиболее распространенные классификации:

  • ACEA.

Особенности классификации моторных масел

В зависимости от классификации масла разделяются по различным параметрам:

  • вязкости;
  • году выпуска двигателя;
  • эксплуатационным условиям.

Помимо этого, многие автопроизводители разрабатывают собственные требования. Производители масел адаптируют свою продукцию под эти стандарты, что отражается в обозначении. При использовании смазки необходимо убедиться в соответствии характеристик жидкости требованиям производителя автомобиля.

Классификация по SAE

Стандарт создан Обществом автомобильных инженеров, разделяет масла на категории в зависимости от вязкостных и температурных характеристик:

  • зимнее, обозначаемое одной или двумя цифрами и буквой W (вид **W);
  • летнее, обозначаемое двумя цифрами;
  • всесезонное, обозначаемое двойным номером (вид **W-**).

Таблица соответствия температур воздуха и класса моторного масла.

Классификация по API

Стандарт API состоит из двух латинских букв. В зависимости от сочетания букв масло применимо для двигателей, разработанных до определенной даты. Классификация зависит от типа зажигания, а также условий эксплуатации автомобиля. Качество масла идет по нарастающей в зависимости от второй буквы в обозначении.

Согласно стандарту масла разделены на две категории по назначению:

  • масло с символом S (от Service) для 4-тактных двигателей с искровым зажиганием;
  • масло с буквой C (от Commercial), предназначенное для дизелей (в том числе и сельскохозяйственной техники).

Таблица расшифровки обозначений.

Показатель Примечание
SA Не используется
SB Двигатели разработки 1930-1964 года, которые применяются на олдтаймерах
SC Моторы до 1964 года
SD Агрегаты, созданные в период с 1964 до 1968 года
SE Моторы 1979-1972 года
SF Для установок, запущенных в производство в 1973-1988 годах
SG Моторы образца 1989-1994 года, эксплуатирующиеся в тяжелых условиях
SH Аналогично для моторов 1995-1996 года
SJ Моторы разработки 1997-2000 года, обладающие повышенной топливной эффективностью
SL Моторы 2001-2003 года, имеющие увеличенный межсервисный интервал (улучшение моющих и антиокислительных характеристик)
SL+ Повышенные характеристики окисляемости
SM Двигатели, разработки после 2004 года
SN Современные двигатели, разработки после 2010 года. Масло обеспечивает увеличенный интервал замены, снижает расход топлива, допускает работу двигателя на биотопливе

Для масла, предназначенного с целью заливки в дизельные двигатели, используется 14 классов. Жидкость отличается по рабочему циклу мотора — существуют отдельные смазки для 2-тактного или 4-тактного двигателя. Тактность агрегата отражается цифрой, добавляемой после обозначения класса.

Таблица расшифровки обозначений масел для дизельных двигателей.

Показатель Примечание
CA Ранние дизели образца 1940 года
CB Моторы, созданные после 1949 года
CC Для двигателей, выпущенных позднее 1961 года
CD Моторы после 1965 года. В 1972 году появился стандарт для 2-тактных моторов
CE Моторы образца 1983 года
CF Двигатели с 1994 года, при этом для 2-тактных моторов стандарт принят с 1990 года
CG Принят одновременно с CF
CH С 1998 года
CI Моторы разработки после 2004 года. Агрегаты с рециркуляцией газов, топливо не должно иметь в составе более 0,5% серы
CJ Современные дизельные двигатели с наддувом, созданные после 2010 года. Топливо не должно иметь примеси серы более 0,05%, масло подходит для и системой впрыска мочевины

Согласно классификации API, возможно создание моторных масел, пригодных с целью заливки в дизельные и бензиновые двигатели. Вначале пишется тип агрегата, для которого масло было разработано, а затем — для какого двигателя допускается применение. Пример обозначения — API SL/CF.

Классификация по ACEA

Международный класс ACEA был создан Ассоциацией европейских производителей в 1995 году. Стандарт постоянно дорабатывается, последний релиз делит моторные масла на три категории и 12 классов. При обозначении смазки по ACEA указывается год введения стандарта и номер релиза (если он изменялся с момента первого принятия).

Типы масла по ACEA:

  • категория А/В, предназначенная для применения в бензиновых или дизельных моторах, установленных в легковых автомобилях или микроавтобусах;
  • класс С, специально созданный для моторов с системами дожигания выхлопных газов (нейтрализаторами);
  • категория Е для масла, используемого в нагруженных дизельных двигателях грузового транспорта.
Классификация ACEA

Общее описание классов категории А/В.

Общее описание классов категории С.

Моторное масло классов Е4 и Е6, а также Е7 и Е9 предназначено для работы в дизельных двигателях грузового транспорта, соответствующих нормам токсичности вплоть до Евро-5. Возможно использование смазки на агрегатах с системой рециркуляции газов, а также сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами типа SCR.

При использовании моторных масел стандарта ACEA необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Стандарты моторного масла по ГОСТ

Принятый в 1985 году государственный стандарт ГОСТ 17479-1-85 предусматривает разделение масел на две группы:

  • классы, отличающиеся кинематической вязкостью;
  • группы, которые имеют отличия по эксплуатационным характеристикам.

В зависимости от вязкости моторные масла разделены на категории:

  • летние, имеющее индексы в интервале 6-24;
  • зимние, с индексами 2-6;
  • всесезонные, обозначаемые двойным индексом зима/лето (например, 3/8).

Стандарт оговаривает вязкость при следующих условиях:

  • при температуре 100 ºС;
  • при температуре -18 ºС.

Группы применения обозначаются буквами, при этом классы Б-Е разделяются на две подкатегории (бензин или дизель).

Группа Основные характеристики двигателя, предназначенного для применения масла
А Нефорсированные силовые агрегаты с искровым зажиганием и воспламенением от сжатия
Б1 Бензиновые моторы с малой степенью форсировки, применяемые в условиях, вызывающих коррозию подшипников скольжения и формирующих отложения
Б2 Моторы малой степени форсировки с воспламенением от сжатия
В1 Бензиновые агрегаты со средней форсировкой, применяемые в условиях, приводящих к быстрому окислению масла и формированию отложений
В2 Среднефорсированные дизельные двигатели, требующие масла, снижающего коррозию и износ
Г1 Моторы с искровым зажиганием, высокой степени форсировки. Эксплуатируются в условиях, способствующих разрушению масла и формированию отложений, а также коррозии
Г2 Атмосферные и наддувные дизели высокой форсировки, применяемые в условиях, способствующих возникновению отложений
Д1 Для бензиновых моторов, работающих в более тяжелых условиях, чем Г1
Д2 Наддувные моторы с воспламенением от сжатия, работающие на топливе, предъявляющем повышенные требования к маслу
Е1 Для очень тяжелых условий работы высокофорсированных бензиновых моторов
Е2 Аналогично для дизелей (турбо и атмосферных)

Стандарты моторного масла по ISLAC

Стандарт ILSAC появился сравнительно недавно благодаря совместной работе ассоциаций производителей автомобилей США и Японии (AAMA и JAMA соответственно). Классификация преследует цель ужесточения требований, предъявляемых к изготовителям смазывающих жидкостей.

Фактически ILSAC является частным случаем стандарта API, который выделен в отдельную самостоятельную категорию. Существует несколько градаций ILSAC, соответствующих классификации API.

Характеристики стандарта.

Обозначение стандарта ILSAC наносится на этикетке, наклеенной на канистре с моторным маслом совместно с требованиями API и SAE.

Основные свойства масла, на которые распространяются требования ILSAC:

  • вязкость, стандарт требует снижения значения, что позволяет применять масло в высокофорсированных двигателях;
  • устойчивость масляной пленки при высоком давлении (в сочетании с низкой вязкостью);
  • снижение затрат энергии на трение, что положительно сказывается на расходе топлива;
  • сокращение содержания фосфора, для увеличения срока службы каталитических нейтрализаторов;
  • повышенная текучесть при низкой температуре, которая обеспечивает улучшенную фильтрацию;
  • снижение расхода масла на угар (на исправных двигателях) и испарение;
  • стойкость к вспениванию при работе двигателя.

Пример маркировки стандарта ILSAC на канистре

Стандарты моторного масла по DEXOS

Стандарт разработан корпорацией General Motors и состоит из двух ступеней:

  • Dexos1 для двигателей, работающих по циклу Отто (бензин);
  • Dexos2 для двигателей, работающих по циклу Дизеля.

Стандарт начал вводиться с 2007 года. Для заправки на заводе применяются масла, соответствующие классу 5W-30. Допускается использование смазки на синтетической или полусинтетической основе.


Диаграмма характеристик масел ILSAC и Dexos1

Самые распространенные ошибки при выборе моторного масла

Несколько наиболее распространенных ошибок, совершаемых автовладельцами при покупке масла:

  1. Применение масла с вязкостью, не соответствующей рекомендациям производителя автомобиля. Превышение показателя приводит к износу деталей при пуске и прогреве двигателя. Низкая вязкость не обеспечивает нормальных условий работы на прогретом моторе.
  2. Применение зимой масла, предназначенного для теплого времени года. Ошибка встречается редко, поскольку современные жидкости пригодны к использованию в любое время года.
  3. Использование масла с вязкостью, несоответствующей температуре воздуха. Автопроизводители советуют применять различную жидкость в зависимости от среднего значения температуры. Рекомендации имеются в инструкциях по обслуживанию автомобиля.
  4. Применение масла, не соответствующего типу двигателя. Моторные смазки могут быть универсальными, а также подходить только для бензиновых или дизельных двигателей. Если агрегат оснащен турбокомпрессором, то масло должно иметь соответствующий допуск. Применение жидкости, не предназначенной для работы в двигателях с турбонаддувом, приводит к повреждению подшипников компрессора. Если агрегат эксплуатируется на газовом топливе, то требуется применять соответствующее масло.
  5. Использование масла, не соответствующего интервалам замены. Из-за этого происходит износ деталей, закоксовывание внутренних частей двигателя состарившимся веществом.
  6. Применение поддельной жидкости. Приобретать масло рекомендуется в официальных точках продаж. Это связано с тем, что на рынке смазочных материалов имеется значительное число подделок. Применение поддельной жидкости приведет к серьезным повреждениям двигателя и капитальному ремонту.

На что влияет неправильный выбор моторного масла?

Неверный выбор масла может стать причиной:

  • снижения мощности двигателя автомобиля;
  • увеличения расхода топлива;
  • затрудненного запуска агрегата при низкой температуре воздуха;
  • повышенного износа деталей двигателя, поскольку не соответствующее требованиям масло не создает стабильной защитной пленки на деталях.

Фотогалерея

На фото представлены примеры моторных масел разных видов.

Видео «Классификация масел по стандартам SAE и API»

Ролик, предоставленный каналом Lty D, посвящен тонкостям классификации масел по стандартам SAE и API.

Насколько долго и эффективно, то есть экономично, будет работать автомобильный двигатель, во многом зависит от применяемого моторного масла, его классификации по SAE, API или ACEA. Особенно это актуально зимой, когда мотор запускается в мороз, а на прогрев агрегата требуется значительно больше времени.

Как помочь двигателю любимой машины прослужить подольше? Каждый автомобилист втайне надеется на то, что кто-то очень умный изобретет сказочный эликсир вечной молодости. Несколько капель которого гарантируют, что внутри двигателя все сверкает чистотой, а выхлоп пахнет фиалками. В реальной жизни роль такого эликсира отведена моторному маслу.

Но срок его службы до обидного мал, так как работать моторному маслу приходится в очень трудных условиях, принимая на себя основную долю механических, температурных и агрессивных химических воздействий. Без преувеличения можно утверждать, что масло спасает двигатель ценой своей жизни.

Особенно достается ему от высоких температур. Достаточно отметить, что температура газов в камере сгорания может достигать 2500 градусов. В районе первой поршневой канавки тоже жарко, около 300 градусов. Температура газов, прорывающихся в картер двигателя на такте рабочего хода, составляет 150-450 градусов в бензиновых двигателях и 500-700 градусов в дизелях.

Сведения о моторном масле, о чем расскажет этикетка на канистре.

Первые и зачастую решающие судьбу покупки, сведения о масле покупатель получает из этикетки, наклеенной на канистру. Разобравшись в надписях и обозначениях, можно вполне уверенно выбрать нужное масло. И для суперсовременного, нашпигованного электроникой впрыскового двигателя, и для давно выработавшего положенный ресурс советского автопрома. Год выпуска которого затерялся где-то в прошлом столетии.

Итак, рассмотрим конкретную этикетку, по возможности абстрагируясь от фирмы-производителя и торговой марки продукта. Первое нужное сведение: надпись Fully Synthetic Motor Oil означает, что в канистре содержится полностью синтетическое моторное масло.

Здесь уместно будет напомнить, что по происхождению, или в зависимости от типа основы, смазочные масла подразделяются на минеральные. В качестве основы используются минеральные, то есть нефтяные рафинаты, полученные из тяжелых фракций продуктов перегонки нефти. И синтетические — их основы приготовлены на основе синтетических углеводородов или продуктов гидрокрекинга нефти.

Синтетические масла, в отличие от минеральных, обладают лучшей способностью сохранять текучесть при низких температурах, минус 40-50 градусов и ниже, и в то же время выдерживать без заметного разложения и испарения высокие рабочие температуры. Промежуточную группу составляют так называемые полусинтетические масла, в состав которых могут входить и минеральные, и синтетические вещества.

Второе нужное сведение: обозначение 5W-40 свидетельствует о том, что SAE — Общество инженеров автомобильной промышленности США — классифицировало это масло как всесезонное в диапазоне рабочих температур от минус 30 градусов до +35 градусов. Классификацией масел по вязкости SAE занимается на протяжении десятилетий, и выводы этого международного эксперта никто не ставит под сомнение.

Наиболее распространенные классы SAE таковы: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (зимние) и 20, 30,40, 50, 60 (летние). Комбинированные, или всесезонные, масла имеют двойное обозначение. Например 0W-40 или 15W-40. Они должны соответствовать по низкотемпературным свойствам зимнему классу W, а по высокотемпературным — летнему.

Третье нужное сведение содержится в надписи API SG/CD. Она информирует о том, что API — Американский институт нефти разделяет моторные масла на две основные группы: S (Service) для бензиновых двигателей и C (Commercial) для дизельных двигателей автомобильного транспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

В свою очередь, эти группы масел делятся на классы качества, которые, по сути, составляют определенный набор эксплуатационных свойств для автомасел каждого класса. Эти классы обозначаются буквами латинского алфавита. Причем чем буква дальше от его начала, то есть от A, тем выше качественные показатели масла — например, SF, SG, SJ, SM, CC, CE, CF и т. д. Дополнительные цифры в обозначениях классов, например, CF-2, CF-4, CG-4,. информируют о применимости данного масла для 2-тактных или 4-тактных дизельных двигателей.

Масла, которые могут использоваться для смазывания как бензиновых, так и дизельных двигателей, называют универсальными. Их обозначают двойной маркировкой, например, SJ/CF, SH/CF и тому подобное. На этикетке эти классы разделены косой линией (API SJ/CF-4). Первым ставится тот класс масла, который для данного продукта более предпочтителен. То есть, в приведенном выше случае основное предназначение автомасла — для бензиновых двигателей, но при этом производитель допускает его полноценное применение и в дизельных моторах.

На этикетках канистр многих моторных масел известных производителей (и не только) можно также увидеть аббревиатуру ACEA и код, например: A3/B4-04. Этим кодом ACEA — Ассоциация европейских производителей автомобилей — обозначает моторные масла для двигателей современных европейских автомобилей. В приведенном примере — для моторов с непосредственным впрыском топлива.

ACEA также делит масла по классам: A — для бензиновых двигателей, B — для дизелей легковых авто, C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов. E — для дизелей грузовых машин. По уровню эксплуатационных свойств масла самого нового класса C эквивалентны универсальным маслам категории A3/B5-04. Масла категории C1-04 и C2-04 имеют малую вязкость и повышенные энергосберегающие свойства.

Сертификация масел на соответствие требованиям ACEA проводится по результатам лабораторных и моторных испытаний. Преимущественно в двигателях европейского производства. Методы испытаний топлива и масел стандартизованы CEC (Coordinating European Council) — Европейским координационным советом. За точным соблюдением правил сертификации масел установлен строгий контроль.

Различие европейской и американской систем оценки эксплуатационных свойств моторных масел сложилось исторически. Связано это с некоторой разницей в конструкции двигателей и условиях их эксплуатации.

На этикетке канистры с маслом может также содержаться надпись, подтверждающая допуск данного масла к использованию в автомобилях соответствующих типов и производителей. Например MB 229.1. Этот допуск позволяет меньше вникать в классификации API и ACEA, а требует лишь внимания автовладельца, чтобы тот не забыл заглянуть в руководство по эксплуатации своего транспортного средства.

По материалам автомобильного еженедельника «Автоцентр» . № 44.2012 года.
Владимир Ярошенко.

Выбор моторного масла, как и любого другого вида масел, зависит от двух основных параметров – класса вязкости и эксплуатационного класса.

Класс вязкости для моторных масел определяется требованиями стандарта SAE J300 . Для двигателя, равно как и для любого другого механизма, необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы, возраста и температуры окружающей среды.

Эксплуатационный класс определяет качество моторного масла. Развитие двигателестроения требует от смазочных материалов выполнения новых, все более жестких требований. Для облегчения выбора масла требуемого уровня качества для бензинового или дизельного двигателя и условий их эксплуатаций были созданы различные системы классификации. В каждой системе моторные масла подразделяются на ряды и категории, основанные на назначении и уровне качества.

Наиболее широкое распространение нашли следующие классификации:

API – Американский Институт Нефти (American Petroleum Institute)

ILSAC – Международный комитет стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standardization and Approval Committee).

ACEA – Ассоциация Производителей Автомобилей Европы (Association des Cunstructeurs Europeens d’Automobiles)

SAE - классы вязкости моторных масел

В настоящее время единственной признанной в мире системой классификации моторных масел является спецификация SAE J 300 . SAE – Society of AutomotiveEngineers (Общество Автомобильных инженеров). В данной классификации указаны классы (грейды) вязкости.

В таблице указаны два ряда классов вязкости:

Зимние – с буквой W (Winter). Масла, удовлетворяющие этим категориям – маловязкие и применяются зимой – SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W

Летние – без буквенного обозначения. Масла, удовлетворяющие этим категориям – высоковязкие и применяются летом – SAE 20, 30, 40, 50, 60.

По спецификации SAE J300, вязкости масел определяются при условиях, близких к реальным. Летнее масло отличается высокой вязкостью, а соответственно, и высокой несущей способностью, что обеспечивает надежное смазывание при рабочих температурах, но оно слишком вязкое при отрицательных температурах, в результате чего у потребителя возникают проблемы с запуском двигателя. Маловязкое зимнее масло облегчает холодный пуск двигателя при отрицательных температурах, но не обеспечивает надежное смазывание летом. Именно поэтому в настоящий момент наибольшее распространение получили всесезонные масла, которые применяются и зимой и летом.

Обозначаются такие масла комбинацией зимнего и летнего ряда:

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно двух критериям:

Не превышать значения низкотемпературных характеристик динамической вязкости (CCS и MRV)

Удовлетворять требованиям по рабочей кинематической вязкости при 100 о С

Класс вязкости

Динамическая вязкость, мПа-с,
не выше, при температуре, °С

Кинематическая вязкость
при 100 °С, мм 2

Вязкость HTHS при 150°С и скорости сдвига 106 с-1, мПа-с, не ниже

проворачиваемость (CСS)

прокачиваемость

не ниже

не выше

6200 при - 35°С

60000 при -40°С

6600 при - 30°С

60000 при -35°С

7000 при - 25°С

60000 при - 30°С

7000 при - 20°С

60000 при -25°С

9500 при - 15°С

60000 при -20°С

13000 при -10°С

60000 при -15°С

* - для классов вязкости 0W-40, 5W-40, 10W-40

** - для классов вязкости 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40

Показатели низкотемпературных свойств

Проворачиваемость (определяется на имитаторе холодного пуска CCS) – критерий низкотемпературной текучести. Представляет собой максимальную допустимую динамическую вязкость моторного масла при запуске холодного двигателя, которая обеспечивает проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя.

Прокачиваемость (определяется на миниротационном визкозиметре MRV) – определяется на 5 о С ниже для гарантии того, что масляный насос не будет засасывать воздух. Выражается значением динамической вязкости при температуре конкретного класса. Не должна превышать величину в размере 60 000 мПа*с, обеспечивающей прокачивание по масляной системе

Показатели высокотемпературной вязкости

Кинематическая вязкость при температуре 100 о С. Для всесезонных масел данная величина должна находится в определенных диапазонах. Уменьшение вязкости ведет к преждевременному износу трущихся поверхностей – подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма. Увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и как следствие также преждевременному износу и выходу двигателя из строя.

Динамическая вязкость HTHS (High Temperature High Shear) - с помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Является одним из критериев определения энергосберегающих свойств моторного масла

Перед выбором моторного масла внимательно ознакомитесь с инструкцией по эксплуатации и рекомендациями производителя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя – степень нагрузок на масло,гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса.

Производитель может допускать применение различных классов вязкости моторного масла в зависимости от температуры, характерной для Вашего региона. Выбор оптимальной вязкости моторного масла обеспечит стабильно надежную работу Вашего двигателя.

Каждый автовладелец должен уметь расшифровать маркировку моторного масла, нанесённую на упаковку продукта, ведь залогом долговечной и стабильной работы двигателя является применение качественного которого соответствуют всем требованиям завода-производителя. Такие серьезные требования предъявляются ими из-за того, что маслам приходится работать в широком температурном диапазоне и под большим давлением.

Из этой статьи вы узнает:

Маркировка моторного масла содержит всю необходимую информацию для правильного выбора, просто её нужно уметь расшифровать

Чтобы упорядочить и упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя по требуемым характеристикам и возложенным на него задачам, разработан ряд международных стандартов. Мировые производители масел используют такие общепризнанные классификации:

  • ACEA;
  • ILSAC;
  • ГОСТ.

Каждый из видов маркировки масел имеет свою историю и долю на рынке, расшифровка значения которой, позволяет ориентироваться в выборе необходимой смазывающей жидкости.В основном у нас используется три вида классификации – это API и ACEA, а также, естественно, ГОСТ.

Выделяют 2 основных класса моторных масел, в зависимости от типа двигателя: бензиновый или дизельный, хотя также существует и универсальное масло. Данные по назначению всегда указываются на этикетке. Любое масло для двигателя состоит из базового состава (), являющегося его основой, и определённых присадок. Основа смазывающей жидкости представляет собой масляные фракции, которые получают при переработке нефти или искусственно. Поэтому по химическому составу разделяются на:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

На канистре, наряду с другой маркировкой, всегда указывается и хим. состав.

Что может быть на этикетке канистры с маслом:
  1. Класс вязкости SAE .
  2. Спецификации API и ACEA .
  3. Допуски автопроизводителей.
  4. Штрих-код.
  5. Номер партии и дата производства.
  6. Псевдомаркировка (не является общепризнанной стандартной маркировкой, а применяется как маркетинговый ход, например fully syntetic, HC, с добавлением умных молекул и т.п.).
  7. Специальные категории моторных масел.

Чтобы помочь купить именно то , которое будет подходить двигателю вашего авто лучше всего, мы расшифруем наиболее важную маркировку моторного масла.

Маркировка моторных масел по SAE

Важнейшая характеристика, которая указана в маркировке на канистре – коэффициент вязкости по классификации SAE – это международный стандарт, регламентирующей при плюсовых и минусовых температурах (граничное значение).

В соответствии со стандартом SAE масла обозначаются в формате ХW-Y, где X и Y - это некие числа. Первое число - это условное обозначение минимальной температуры, при которой масло нормально прокачивается через каналы, а двигатель без затруднений прокручивается. Буква W означает английской слово Winter - зима.

Второе число условно означает минимальное и максимальное значение границы высокотемпературной вязкости масла при его нагреве до рабочей температуры (+100…+150°С). Чем значение числа выше, тем оно более густое при нагреве, и наоборот.

Поэтому масла обязательно делятся на три вида в зависимости от величины вязкости:

  • зимние масла , они более текучие и обеспечивают беспроблемный запуск двигателя в холодное время года. В обозначении показателя SAE такого масла будет присутствовать буква «W» (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.). Чтобы понять граничное значение нужно отнять число 35. В жаркое время такое масло не способно обеспечивать смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе из-за того, что при высокой температуре его текучесть чрезмерна;
  • летние масла применяются когда среднесуточная температура не ниже 0°C, поскольку его кинематическая вязкость достаточно высокая, чтобы в жаркое время текучесть не превышала нужного значения для хорошего смазывания деталей двигателя. При минусовых температурах запуск двигателя с такой большой вязкостью невозможен. Обозначаются летние марки масел числовым значением без букв (например: 20, 30, 40, и далее; чем больше число, тем выше вязкость). Густота состава измеряется в сантистоксах при 100 градусах (например, значение 20 говорит о граничной густоте в 8-9 сантистокс при температуре двигателя 100 °С);
  • всесезонные масла наиболее популярны, поскольку они способны работать как при минусовых, так и плюсовых температурах, граничное значение которых указывается в расшифровке показателя SAE. Такое масло имеет двойное обозначение (пример: SAE 15W-40).

При выборе вязкости масла (из допущенных к применению в двигателе вашего авто) нужно руководствоваться таким правилом: чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла.

Вязкостные характеристики, являются самым первыми и важными элементом классификации и маркировки моторных масел, но не единственным - выбирать масло сугубо по вязкости не правильно . Всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.

Каждое масло кроме вязкости обладает различным набором эксплуатационных свойств (моющие, антиокислительные свойства, противоизносные, склонность к возникновению различных отложений, коррозионная активность и другие). Они позволяют определить возможную область их применения.

В классификации по API главными показателями являются: тип двигателя, режим работы мотора, эксплуатационные свойства масла, условия применения и год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» – показывает предназначенные для бензиновых двигателей;
  • Категория «C» – говорит о предназначении для дизельного автотранспорта.

Как расшифровать маркировку API?

Как уже выяснили, обозначение API может начинаться с буквы S или C, которая будет говорить о типе двигателя в который можно заливать, и еще одной буквы обозначения класса масла, показывающей уровень эксплуатационных свойств.

Согласно этой классификации, расшифровка маркировки моторных масел проводится следующим образом:

  • аббревиатурой EC , которая находится сразу после API, обозначают энергосберегающие масла ;
  • римские цифры после этой аббревиатуры говорят об уровне экономии топлива ;
  • буква S (Service) обозначает применения масла для бензиновых двигателей ;
  • буквой C (Commercial) обозначаются ;
  • после одной из этих букв следует уровень эксплуатационных свойств, указываемый буквами от A (самый низкий уровень) до N и далее (чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла);
  • универсальное масло имеет буквы обеих категорий через косую линию (например: API SL/CF);
  • маркировку API для дизельных разделяют на двухтактные (цифра 2 в конце) и 4-тактных (цифра 4).

Те моторные масла , которые прошли испытание API/SAE и соответствуют требованиям действующих категорий качества, обозначаются на этикетках круглым графическим знаком . Вверху имеется надпись - «API» (API Service), в середине степень вязкости по SAE, а так же возможная степень энергосбережения.

При использовании масла по «своей» спецификации снижается износ и риск поломки двигателя, уменьшается «угар» масла, потребление топлива, уменьшается шум, улучшаются ходовые характеристики двигателя (особенно при низких температурах), а также увеличивается срок службы катализатора и системы очистки выхлопа.

Классификации ACEA, ГОСТ, ILSAC и как расшифровать обозначение

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. В ней указаны эксплуатационные свойства, назначения и категория моторного масла. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.

Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на 3 категории и 12 классов:

  • A/B бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E дизельные двигатели грузовых авто (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (когда были обновления технических требований). Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости масла делятся на такие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Во всех перечисленных классах, чем больше числовое значение, тем больше вязкость.

По области применения все моторные масла делятся на 6 групп – обозначаются от буквы «A» до «E».

Индексом “1” обозначаются масла предназначенные для бензиновых двигателей, индексом “2” – для дизельных, а масла без индекса указывают на его универсальность.

Классификация моторных масел по ILSAC

ILSAC – совместное изобретение Японии и Америки, международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, разница только в том, что масла соответствующие классификации по ILSAC – энергосберегающие и всесезонные. Данная классификация лучше всего подходит для японских авто .

Соответствие категорий ILSAC относительно API:
  • GF-1 (устарела) - требования по качеству масла аналогичны категории API SH ; по вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
  • GF-2 - соответствует требованию по качеству масла API SJ , а по вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
  • GF-3 - является аналогом категории API SL и введен в действие с 2001 года.
  • ILSAC GF-4 и GF-5 - соответственно аналоги SM и SN .

Кроме этого, в рамках стандарта ISLAC для японских автомобилей с турбированными дизельными моторами , отдельно используется класс JASO DX-1 . Данная маркировка автомобильных масел предусматривает двигатели современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел и присадок и изготовителями автомобилей. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Некоторые основные производители двигателей разработали свою собственную систему классификации моторных масел, так называемые допуски , которая дополняет систему классификации ACEA , со своими собственными испытательными двигателями и испытаниями в полевых условиях. Такие производители двигателей как: VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat, преимущественно пользуются собственными одобрениями при выборе масла для заливки в двигатель. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номера наносятся на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Рассмотрим и расшифруем самые популярные и часто используемые допуски присутствующие в обозначениях на канистрах с моторными маслами.

Допуски концерна VAG для легковых автомобилей

VW 500.00 - энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 - всесезонное, предназначенное для применения в обычных бензиновых двигателях, произведенных до 2000 года, а VW 502.00 - для турбированных.

Допуск VW 503.00 предусматривает, что данное масло для бензиновых двигателей с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в двигатель такого авто заливают масло с допуском VW 504.00.

Для автомобилей Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными двигателями, предусмотрена группа масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI , выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 рекомендовано для двигателей PDE с насос-форсункой.

Энергосберегающее моторное масло классом вязкости 0W-30 с допуском VW 506.00 имеет увеличенный интервал замены (для моторов V6 TDI до 30 тыс. км, 4-х цилиндровых TDI до 50 тыс.). Рекомендовано к применению для дизельных двигателей нового поколения (после 2002 года выпуска). Для турбированых моторов и насос-форсункой PD-TDI рекомендуется заливать масло с допуском VW 506.01 имеющее такой же продленный интервал замены.

Допуски для легковых автомобилей Mercedes

Автоконцерн Mercedes-Benz так же имеет свои допуски. К примеру, моторное масло с обозначением MB 229.1 предназначается для дизельных и бензиновых двигателей Мерседес выпущенных с 1997 года. Допуск MB 229.31 введен в действия попозже и соответствует спецификации SAE 0W-, SAE 5W- с дополнительными требованиями, которые ограничивают содержание серы и фосфора. MB 229.5 – это энергосберегающее масло с продленным сроком службы, как для дизельных, так и бензиновых моторов.

Допуски моторного масла BMW

BMW Longlife-98 такой допуск имеют автомасла предназначенные для заливки в двигатель машин выпускаемых с 1998 года. Предусмотрен увеличенный сервисный интервал замены. Соответствует базовым требованиям ACEA A3/B3. Для двигателей выпущенных в конце 2001 г. рекомендуется применение масла с допуском BMW Longlife-01 . Спецификация BMW Longlife-01 FE предусматривает применение автомасла при эксплуатации в тяжелых условиях. BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах БМВ.

Допуски моторных масел для Renault

Допуск Renault RN0700 был введен в 2007 г. и соответствует основным требованиям: ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4, а Renault RN 0720 по ACEA C3 плюс дополнительные Renault. Допуск RN0720 разработан для использования в дизельных двигателях последнего поколения с сажевыми фильтрами.

Допуск для автомобилей Ford

Моторное масло SAE 5W-30, имеющее допуск Ford WSS-M2C913-A , предназначается для первичной и сервисной замены. Данное масло отвечает классификации по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и дополнительным требованиям Ford.

Масло с допуском Ford M2C913-B предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях. Также соответствует всем требованиям ILSAC GF-2 и GF-3, ACEA A1-98 и B1-98.

Допуск Ford WSS-M2C913-D был введен в 2012 году, масла с таким допуском рекомендованы для всех дизельных двигателей Ford за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Предусматривает возможность увеличенного интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.

Масло имеющее допуск Ford WSS-M2C934-A предусматривает увеличение интервала замены и предназначается для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B , основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и пониженным сажеобразованием.

При выборе масла нужно помнить несколько основных моментов – это правильный выбор необходимого химического состава (минералка, синтетика, полусинтетика), параметр классификации по вязкости, и знать необходимые требования относительно набора присадок (определяется в классификациях API и АСЕА). Также на этикетке должна содержаться информация, для каких марок машин подходит данный продукт. Не менее важно обращать внимание на дополнительные обозначения моторного масла. Например, маркировка Long Life свидетельствует о том, что масло подходит для машин с увеличенным сервисным интервалом замены. Также среди особенностей некоторых составов можно выделить совместимость с двигателями, имеющими турбонаддув, интеркулер, охлаждение газов рециркуляции, управление фазами ГРМ и высотой подъема клапанов.

Похожие публикации