Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Автоматизация звука щ в словах и предложениях. Автоматизация звука «Щ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. II. Подготовительный этап

ЗВУК [ Щ ]

ВНИМАНИЕ !

К работе над звуком [Щ] можно приступать, когда отработан звук [Ш]. Звук [Щ] похож по артикуляции на звук [Ш], но произносится более мягко и удлинённо, при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним коренным зубам, а кончик поднят (не прижат) к альвеолам.

7. Вначале можно попробовать произнести звук [Щ] по подражанию.

2. Если не получается произнести звук [Щ] по подражанию, предложите ребёнку долго шипеть, как змея: Ш-Ш-Ш. Затем предложите сильно улыбнуться и, удерживая губы в улыбке, продолжать шипеть.

Жила-была щётка. Она обожала всё чистить. Когда она работала, слышался такой звук: Щ-Щ-Щ. (Изобрази, как пела щётка.)

У щётки были сестры: сапожная, зубная и посудная щётки. Все они любили петь. Одёжная щётка пела так: ЩА, ЩА-ЩА, ЩА, ЩА. Сапожная: ЩИ, ЩИ-ЩИ, ЩИ, ЩИ. Зубная: ЩУ, ЩУ-ЩУ, ЩУ, ЩУ. Посудная: ЩЁ, ЩЁ-ЩЁ, ЩЁ, ЩЁ. Повтори по два-три раза песню каждой щётки.

ЗВУК [ Щ ] В СЛОВАХ

Задания с картинками .

7. Повтори название каждой картинки, как чистоговорку. Например, ЩИ-ЩИ-ЩИ – ЩИТ; ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – ЩЁТКА и т. д.

Повторяй за мной слова в разном порядке. Например: щётка - щипцы - щавель или щенок - щепка - щука - щит.

Если картинка отмечена уЩ , представь себе, что таких предметов пять, и сосчитай их. Например: один щенок, два щенка и т. д.

ЗВУК [ Щ ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Выучи чистоговорки .

I ЩИ-ЩИ-ЩИ~вещи.2. ЩУ-ЩУ-ЩУ – тащу.ЩИ-ЩИ-ЩИ – тащи.ЩУ-ЩУ-ЩУ – угощу.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – ищи.ЩУ-ЩУ-ЩУ – пищу.

3. ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ-ищейка.4. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – ещё.ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – угощенье.ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – щёлкать.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – прощенье.ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – защёлка.

Изменяй предложения по образцу .

Я ищу щенка (ты, он, она, мы, вы, они).

Я угощаю хищника щами из овощей.

Я защищаю тщедушного щенка.

Я ищу ящик для клещей и щипцов.

Я тащу щуку.

Задания с картинками .

Придумай предложения по картинкам. Например:7. Мама надевает плащ.3. Овощи лежат в ящике.

2. Я поймал щуку.4. На столе щётка и щипцы.

ЗВУК [ Щ ] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Выучи скороговорки и стихи .

7. Щуку я тащу, тащу,4. Тощий, немощный Кощей

Щуку я не упущу.Тащит ящик овощей.

2. Волки рыщут, пищу ищут. 5. Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

3. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея.

Он не ест у нас ни щей,Вот наши вещи.

Ни борщей, ни овощей. Вот и тощий, как Кощей.

Образуй названия профессий. Чётко выговаривай последний слог.

1. Автоматизация звука [щ] в прямых слогах:

Ща - ща - ща щу - щу - щу

Ще - ще - ще щи - щи - щи

2. Автоматизация звука [щ] в обратных слогах:

Ащ - ащ - ащ ищ - ищ - ищ

Ущ - ущ - ущ ощ - ощ - ощ

3. Автоматизация звука [щ] в интервокальной позиции:

Аща - аща - аща ощё - ощё - ощё

Ищи - ищи - ищи ущу - ущу - ущу

4. Автоматизация звука [щ] в слогах со стечением:

Тще - тща - тщё тщи - тща - тщу

Тщё - тщу - тщи тщу - тщи - тще

5. Автоматизация звука [щ] в начале слова:

Щавель, щегол, щека, щекотка, щель, щенок, щепа, щетина, щётка, щёчка, щи, щипцы, щит, щука, щупальца.

6. Автоматизация звука [щ] в конце слова:

Клещ, лещ, мощь, овощ, плащ, плющ, помощь, прыщ, хвощ.

7. Автоматизация звука [щ] в середине слова:

Вещи, защита, клещи, пища, помещик, роща, товарищи, угощение, овощи, ущелье.

8. Автоматизация звука [щ] в словах со стечением согласных:

Борщ, морщины, общение, общество.

9. Автоматизация звука [щ] в словосочетаниях:

Щи со щавелем, горящие щепки, хитрющая щука, уплывающий лещ, помощь товарища, мощеная площадь, грызущий щенок.

10. Автоматизация звука [щ] в предложениях:

В роще - зеленеющий хвощ. В роще щебетали щеглы. На ящике лежали клещи. Овощи хранят в ящике. Щенок просил пищи. Хищная щука поймала леща. Хищник рыщет, пищу ищет. Щенок поймал ящерицу.

11. Автоматизация звука [щ] в чистоговорках:

Ща - ща - ща - поймали мы леща.

Щи - щи - щи - сварили щи.

Ще - ще - ще - пойду гулять в плаще.

Щу - щу - щу - монетку я ищу.

12. Автоматизация звука [щ] в скороговорках:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке,

Грызли щетку в уголке.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

13. Автоматизация звука [щ] в стихах:

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила.

Окуньков, бычков, лещей

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Щ].

Цель :

  • Создать условия для формирования умения четко произносить звук [щ].

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию звука [щ].
  • Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику.
  • Активизировать лексический материал по теме существительные.
  • Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Формируемые УУД:

Личностные :

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные :

  • умение задавать вопросы;
  • умение использовать язык для решения учебных задач;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Предметные :

  • умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
  • умение правильно произносить звуки речи;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
  • способность контролировать свои действия;
  • умение проводить звуковой анализ;
  • умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
  • умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные;
  • умение отвечать на вопросы.

Ход занятия

Организационный момент.

Чему учимся на занятиях?

Что помогает нам правильно и красиво говорить?

II. Подготовительный этап.

Мимические упражнения.

Ребята, посмотрите на доску, много снеговичков с разным настроением, давайте вместе с ними погрустим, повеселимся, удивимся.

Будем учиться говорить громко и тихо.

Поднимаясь на горку будем произносить А, спускаясь с горки произносим У.

Будем правильно дышать.

У вас на столах у всех лежать облако со снежинками. Нам нужно чтобы пошел слабый снежок. Делаем вдох через нос, чтобы наши плечики не поднимаем. Выдох через рот.

Пальчиковая гимнастика.

Ребята, вам необходимо взять ленточку и протянуть ее в дырочки.

5) Артикуляционная гимнастика.

Подготовим с вами органы артикуляции к занятию.

Возьмите зеркала.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения:

  • Маляр.
  • Блинчик.
  • Трубочка.
  • Улыбка.
  • Вкусное варенье.

III. Основная часть.

Ребята, сегодня на занятие к вам пришел Незнайка. И ему очень хочется посмотреть, как вы работаете на занятии. А еще Незнайка принес нам дежурный звук, а чтобы узнать какой необходимо отгадать загадку.

Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко.
Ей пришла на помощь … (Щетка).

На какой звук начинается это слово.

Вы догадались, какой звук у нас будет дежурным?

2) Работа с профилем.

Возьмите зеркала и произнесите звук Щ. Назовите что делают органы артикуляции при произношении звука щ.

Давайте дадим характеристику по профилю.

3) Характеристика звука.

Щ — мягкий — согласный — шипящий.

Какому звуку мы давали сейчас характеристику?

4) Развитие фонематического слуха.

Ребята, сейчас я буду называть звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук щ.

С, щ, ш, з, с, щ, м, ш, м, р, щ, с, ж, ш, Щ.

Среди чего выделяли звук?

Теперь будем выделять звук среди слогов.

Ша, ща, щу, се, со, що, щи, ша, щу, жо.

Среди чего выделяли звук?

Шкаф, овощ, роща, пожар, ящик, щавель.

Среди чего выделяли звук?

5) Чтение слогов.

Ща, ащ, ощ, що, щу, ущ, ящ, щи.

Что выполняли?

6) Работа над лексическим материалом.

роща, овощ, плащ, щенок, щеки, ящик, щавель, прищепки.

Назовите слова. Ребята, что общего у этих слов?

Давайте распределим картинки каждый в свой домик.

Отгадайте загадку:

Наш Емеля без забот.
Пусть хоть полный дом работ!
Для него всё это – скука.
Выручит Емелю … (ЩУКА).

Произнесите все слово «щука».

Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?

Выложим сигналами слово.

Что мы делали?

8) Физминутка.

Рано утром в парк ходили.
Там снеговика лепили.
А потом с горы катились.
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком.
В Вову кинули снежком.
В Мишку кинули снежком.
Получился снежный ком.
Холодно гулять зимой. (кивки головой)
Побежим скорей домой.

9) Будем составлять словосочетания.

Щенок какой?

10) Будем составлять предложения.

Щенок какой? Что делает?

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, какой у нас на занятии был дежурный звук?

Что было для вас трудно?

Незнайке очень понравилось, как вы работали.

Троянова Наталья Александровна,
студентка 4 курса педагогического
колледжа города Зернограда

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.

Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.

2. Чашечка

1. Лопаточка

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

3. Лошадка

4. Грибок

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.

5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем - неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .

Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.

Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...

Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.

Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?

Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).

МЕЛ - ... ВРАГ...

ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...

Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО - ... БАС - ...

ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.

Упражнение «Исправь предложение». Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.

Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?

Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.

Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.

Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ча - чайник, чашка, чайка. Придумай ещё слова на каждый слог.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.

Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.

Второй ход - три клетки вправо.

Третий ход - три клетка вниз.

Четвёртый ход - одна клетка вправо.

Пятый ход - три клетки вверх.

Шестой ход - три клетки влево.

Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - одна клетка вниз.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - две клетки вниз.

Пятый ход - одна клетка влево.

Шестой ход - четыре клетки вверх.

Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.

Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».

Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)

Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

ЩА – ЩУ – ЩЁ

ЩУ – ЩИ – ЩЕ

ЩЁ – ЩИ – ЩЕ

ЩА – ЩИ – ЩЕ

ЩА – ЩУ – ЩИ

ЩА – ЩЁ – ЩЕ

Ща - що - щу - щи - ще
Щи - ща - що - щу - ще
Що - ща - щу - щи - ще
Ще - ща - що - щи - щу
Щу - ща - що - щи – ще

АЩ – ОЩ – УЩ

ОЩ – ЕЩ – ОЩ

АЩ – ЯЩ – АЩ

ЮЩ – ЕЩ – АЩ

ЯЩ – ЮЩ – ИЩ

УЩ – ЮЩ – ОЩ

Слова

ЩА: Угощать, пищать, обещать, восхищать, прощать, трещать, вращать, помещать, дощатый, возвращать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

ЩУ: Щука, щуп, щупать, полощу, трещу, угощу, пищу, ищу.

ЩЁ: Щётка, щёлкать, щёки, ещё, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

ЩИ – ЩЕ: Щит, щи, пищит, лещи, плащи, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощенье, вращенье, прощенье, помещение, лещей, плащей.

Пуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, наощупь, овощи, вещи, ящики, клещи, тащит, общий, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щенок, щетина, щегол, хищник, хищный, мощный, изящный, овощной, гонщик, общий, лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

Чистоговорки

ща, ща, ща - дайте мне борща

щу, щу, щу - я тебя ищу

щи, щи, щи - у меня клещи

ще, ще, ще - он сидит в плаще

ащ, ащ, ащ - мы купили плащ

ощ, ощ, ощ - на лугу хвощ

Ща – ща – ща, ща – ща – ща

Дождь идет - я без плаща.

Ще – ще – ще, ще – ще – ще

Нет дождя, а я в плаще.

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Я тебя не отыщу.

Щи – щи – щи, щи – щи – щи

Ты иди, меня ищи!

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Вот теперь-то отыщу.

Ащ – ащ – ащ – у меня плащ. Ущ – ущ – ущ – вырос плющ.

Ощ – ощ – ощ – вырос хвощ. Ещ – ещ – ещ – в кастрюле лещ.

Предложения

Пищащий щенок.

Считанные вещи.

Мощеная площадь.

Мигающее освещение.

Ящик для овощей.

Сияющий щит.

Сменщик каменщика.

Сущие пустяки.

Сгущеное молоко.

Вощеная бумага.

Дощатые полы.

Важное сообщение.

Устный счет.

Сосновая щепка.

Зубная щетка.

Волейбольная площадка.

Щетка в дощатом ящике.

Защелку защелкивают.

Нащипали щепы.

Защитник защищает.

Дом из щитов – щитовой.

Ткань из плаща – плащевая.

Мешок для вещей – вещевой.

Суп из щавеля – щавелевый.

Все мои вещи – щипцы да клещи.

Щетки делают из щетины.

Площадь большая, а площадка маленькая.

Трещотка трещит.

При прощании прощаются.

Щенка посадили в ящик.

Петя поймал щуку и леща.

Щавелевые щи – полезная вещь.

Замок щелкнул, и щенок остался в комнате.

Щегол щелкал и щебетал.

Каменщик велел стекольщику вынести ящик со стеклом.

Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди.

Оля нащипала щавеля и сварила щи.

Солдаты надели плащи защитного цвета.

Сосчитай ящики с овощами.

Оля угощала щавелевыми щами и лещом.

Щетки в ящике, У кота усищи,

Щетки на ящике, У кота глазищи,

Щетки за ящиком, У кота хвостище -

Щетки под ящиком. Вот какой котище!

В роще щебечут щеглы.

Щука – хищная рыба.

Щенок пищит – просит пищи.

На ящике лежат щипцы.

Из гнезда выпал щегленок.

Связная речь

Щенок попал лапой в щель и пищал. Коля пожалел щенка. Он вытащил дрожащего щенка из щели и отнес домой. Дома щенок спал в ящике из-под овощей под плащом. Щенок любил возиться со щеткой. Он тявкал, щелкал зубами и пытался укусить щетку. Видимо, щетка казалась ему большущим щетинистым ежом.

ЩЕГЛЕНОК

Вова сидел на площадке на скамейке. Он услышал, кто-то пищит в кустах. Пищал маленький тощий щегленок. Он, видно, выпал из гнезда. Как его еще коты не съели? Вова отнес щегленка домой. В комнате щегленок осмелел. Он скакал с вещи на вещь: со стола – на диван, с дивана - на щетку в углу, со щетки – на плющ на окне. Так и остался щегленок у Вовы. По утрам щегленок будил Вову щелканьем и свистом. Вова давал щегленку пищу: насыпал щепоть семян, наливал воды. Щегленок с удовольствием съедал угощение, а потом садился на подоконник и таращился на площадь. Тщетно хищные коты подползали к окну. Стекло надежно защищало щегленка.

Щебетал щегол с щеглихой,

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Ощерив щербатый рот, щенок щетинил свое тощее туловище.

Щука щурёнку пищу не подыщет.

Щеглёнок щупленький у рощи нещадно плакал и пищал.

И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Чащи чаще в нашей пуще,

В нашей пуще чащи гуще.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут.

В ящике спящий щенок.

В дождь плащ – нужная вещь.

Тащу, не дотащу, боюсь, что не выпущу.

Волки рыщут, пищу ищут.

У гусыни усов не ищи - не сыщешь.

Всякого щёголя в щегольстве не перещеголяешь.

Щенок жалобно пищит - тащит он тяжёлый щит.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Тощая тёща зятя щадила.
Кучу овощей, щей да борщей,
Щучьих щечек и лещей
Немощному зятю тёща тащила,
Щедро пищей угощала,
Райски кущи предвещала.

Тех же щей не жалей, а погуще налей.

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Мой руки чище и чаще.

У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжелый щит.

Рыбак вытащил большущую щуку.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Во дворе пищит щенок.

Волки рыщут, пищу ищут.

Ты нас, мама, не ищи – щиплем мы щавель на щи.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Тёща угощала нас щами и лещами.

Овощи тащи - будут щи.

Щи да каша - пища наша.

Стихи

СЧИТАЛКА ЩЕНОК

Щуку тощую с реки Щенка кормили молоком,

Притащили рыбаки. Чтоб он здоровым рос.

Щука хищная страшней, Вставали ночью и тайком

Чем страшилище Кощей. К нему бежали босиком -

Мы ей дали овощей Ему пощупать нос.

И погуще жирных щей. Учили мальчики щенка,

Щука шлепнула хвостом, Возились с ним в саду.

Словно щелкнула хлыстом, А он, расстроенный слегка,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Щучка добрая была, На скамейку я встаю,

Дружбу с рыбами вела. Еле ящик достаю.

Из морской капусты щей Открываю ящик,

Щука наварила, Голубой, блестящий.

Окуньков, бычков, лещей Посыпались из ящика

Щами угостила. Письма настоящие.

ЩЕГЛЫ ЩЕТКИ

Пропищал щеглу щегол: Я вам быстро перечислю,

Ставлю вам за пенье – кол, Что я каждой щеткой чищу.

Потому, что вы поете Этой щеткой чищу зубы,

На одной и той же ноте! Этой щеткой башмаки,

Щебетал щегол и щелкал, Этой щеткой чищу брюки,

Раздувал, как шарик, щеки, Все три щетки мне нужны.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась: что за штука.

Щучка в речке жила, Щеголь щетку уважает,

Щеткой воду мела, Щеткой щеголь пыль счищает.

Щи варила для гостей, Если вещь не вычищать,

Угощала пескарей. Не в чем будет щеголять!

Щука проглотила щетку, Щеки красные у Саши?

Щетка ей щекочет глотку. Щей он много ел и каши!

Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Чищу овощи для щей. Да капустный кочешок.

Сколько нужно овощей? Потеснись-ка ты, капуста,

Три картошки, две морковки, От тебя в кастрюле густо!

Луку полторы головки, Раз-два-три, огонь зажжен -

Да петрушки корешок, Кочерыжка, выйди вон!

Похожие публикации