Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Главный маршал авиации константин вершинин. Наш герой Великая Отечественная война

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2000, стр. 76-79

Герой Советского Союза главный маршал авиации К. А. Вершинин (К 100-летию со дня рождения)

Генерал-лейтенант авиации в отставке Н.Н.ОСТРОУМОВ ∗,

кандидат военных наук, доцент

Жизненный путь Константина Андреевича Вершинина, путь крупного военачальника, отдавшего жизнь служению государству и внесшему значительный вклад в развитие Военно-воздушных сил, характерен для своей эпохи, он имел взлеты и падения, успехи и неудачи.

К.А.Вершинин родился 3 июня 1900 года в бедной крестьянской семье. С ранних лет он начал трудиться, зарабатывая на жизнь. Становление его как личности пришлось на переломный момент в истории нашей страны.

В 1919 году став красноармейцем, Константин Андреевич посвятил 54 года военной службе, из них 44 - авиации. Проявив командирские способности уже на первом году службы, он к 1921 году достигает должности командира батальона. Затем учеба на курсах «Выстрел» и в Академии имени М.В.Фрунзе.

В 1929 году К.А.Вершинина, как перспективного командира, направляют в Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. Так начался его путь в авиацию. Здесь он стал летчиком-наблюдателем, освоил аэродинамику, технику, тактику и оперативное искусство ВВС. Успешно окончив академию, Константин Вершинин работает в испытательном институте ВВС, но свое место видит в авиационных частях. Прошло немного времени - и он начальник оперативного отдела штаба авиабригады, затем командир эскадрильи. Но для исполнения должности ему требуется получить летное образование, и К.А.Вершинин оканчивает краткосрочный курс Качинской летной школы, становится полноценным авиационным командиром, осваивает почти все имевшиеся типы боевых самолетов.

Великая Отечественная война застает его в должности начальника Высшей летно-тактической школы, а затем Высших авиационных курсов усовершенствования, которые готовили для фронта каждый месяц по четыре авиаполка. В сентябре 1941 года К.А.Вершинин получает новое назначение - становится командующим ВВС Южного фронта. К этому времени он полковник, обладающий высокой тактической и оперативной подготовкой, имеющий опыт руководства авиачастями.

Несовершенство существовавшей в то время оргструктуры фронтовой авиации заключалось в том, что большая часть ее находилась в общевойсковых армиях, была распылена по всему фронту, что затрудняло ее массированное применение. Несмотря на это, К.А.Вершинину удается сосредоточивать силы авиации для решения главных задач фронта. Так, в ноябре 1941 года в первой крупной наступательной операции под Ростовом 95% ВВС фронта было направлено на борьбу с танками противника. Особенно эффективной оказалась поддержка войск при преследовании немцев от Ростова на Таганрог.

В мае 1942 года произошла ожидаемая реорганизация ВВС. Приказом народного комиссара обороны «в целях наращивания сил авиации и успешного применения массированных ударов» все силы авиации Южного фронта были объединены во вновь созданную 4-ю воздушную армию, командующим которой назначают К.А.Вершинина. Одновременно он становится членом военного совета и заместителем командующего войсками Южного фронта.

Реорганизация проходила в ходе непрерывных оборонительных действий войск (противник в полосе фронта имел почти тройное превосходство). В этот период К.А.Вершинин искусно применял ограниченные силы воздушной армии для поддержки контратак и контрударов войск. Так, сосредоточивая силы истребителей на подступах к полю боя, он тем самым создавал условия для уничтожения вражеских бомбардировщиков до их удара. Кроме того, им был введен новый боевой порядок штурмовиков - «круг самолетов», что позволяло повысить точность атаки каждого летчика и усилить защиту всей группы от вражеских истребителей. Для пополнения крайне ограниченного парка бомбардировщиков К.А.Вершинин организовал переоборудование всех имевшихся учебных самолетов У-2 в ночные бомбардировщики, которые с успехом действовали в темное время суток в прифронтовой полосе. И это лишь неполный перечень творческих находок К.А.Вершинина того периода.

В сентябре 1942 года генерал-майор авиации К.А.Вершинин был назначен командующим ВВС Закавказского фронта с подчинением ему 4-й и 5-й воздушных армий, а также ВВС Черноморского флота. Этими же силами он руководил, но уже в роли командующего ВВС созданного в январе 1943 года Северо-Кавказского фронта. Первый опыт управления тремя оперативными объединениями, в том числе двумя воздушными армиями, в полосе одного фронта явился новым вкладом в оперативное искусство Военно-воздушных сил того времени.

В апреле и мае 1943 года немецкое командование, стремясь удержать в своих руках территорию Кубани, включая Таманский полуостров, сосредоточило там крупные силы войск и авиации, предприняло активные действия против Северо-Кавказского фронта. И здесь К.А.Вершинин показал высокое искусство управления авиацией. Он расчетливо использовал резервы, своевременно наращивал силы в ходе воздушных боев. Организовал широкую сеть пунктов обнаружения и наведения, что способствовало своевременному вводу в сражение сил авиации. Новые тактические приемы (эшелонирование истребителей по высоте и в глубину - «этажерка», боевые порядки, в основе которых - свободный маневр пар истребителей, формула боя Покрышкина - «высота, скорость, маневр, огонь») родились в ходе воздушного сражения на Кубани и были взяты на вооружение авиацией фронта, а в последующем всеми ВВС.

В Крымской наступательной операции (1943-1944) К.А.Вершинин организует маневр воздушной армии через Керченский пролив, руководит авиационной поддержкой войск, действиями по железнодорожным и морским перевозкам противника, оказанием помощи крымским партизанам.

В ходе стратегических наступательных операций 1944-1945 годов генерал-полковник авиации К.А.Вершинин успешно управлял оперативным маневром авиасоединений, искусно организовывал их массированное применение в наступательных операциях 2-го Белорусского фронта. Не менее успешно он готовил взаимодействие авиации с общевойсковыми армиями при прорыве обороны противника, а также с подвижными группами фронта при вводе их в прорыв и последующих действиях в оперативной глубине. Постоянной заботой командующего было непрерывное удержание господства в воздухе на протяжении всей операции, а также ведение эффективной воздушной разведки.

Во время Могилевской наступательной операции К.А.Вершинин сосредоточил силы авиации на поражении спешно отходивших немецко-фашистских войск. Старая Смоленская дорога у Березино второй раз в истории нашей Родины стала местом разгрома иноземных захватчиков. 19 августа 1944 года Константину Андреевичу Вершинину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Завершающей операцией войны для К.А.Вершинина стала Западно-Померанская - составная часть Берлинской операции (апрель 1945 г.). За 12 суток ему удалось подготовить и за 4 суток до начала операции организовать маневр воздушной армии на штеттинское направление. Боевые действия закончились 5 мая 1945 года, когда части и соединения 2-го Белорусского фронта вышли на демаркационную линию и произошла встреча с английскими войсками.

За время войны К.А.Вершинин был награжден многими орденами и медалями, в том числе четырьмя орденами Суворова.

Новый этап в военной карьере К.А. Вершинина начинается в апреле 1946 года, когда он назначается главнокомандующим ВВС -заместителем министра обороны. Перед ним стояла сложнейшая задача - организовать работу по созданию реактивных самолетов, тем самым осуществив качественный скачок в развитии авиации, открывая путь к околозвуковым, сверхзвуковым, а в будущем и гиперзвуковым скоростям. Напряженный труд увенчался успехом. Конструкторскими бюро А.И.Микояна и А.С.Яковлева были созданы и изготовлены первые самолеты с реактивным двигателем. В июне того же года К.А.Вершинину присваивается звание маршала авиации. В сентябре 1946-го он создает первый специальный центр обучения летного состава полетам на реактивных самолетах.

Под его руководством организуется подготовка к проведению 1 мая 1947 года первого в истории мировой авиации воздушного парада реактивных самолетов, явившегося полной неожиданностью для стран Запада. Летом того же года на авиационном празднике в Тушино летчики демонстрируют блестящее исполнение высшего группового пилотажа на реактивных истребителях. В 1947-1948 годах идет освоение новых самолетов - истребителя Ми Г-15 и реактивного бомбардировщика Ил-28. И вдруг неожиданность. В небе Забайкалья в конце 1948 года в сложных метеоусловиях терпит катастрофу пассажирский самолет с китайской делегацией. И.В.Сталин обрушивает гнев на главнокомандующего и начальника Главного штаба ВВС, которые лишаются своих постов. Для Константина Андреевича начинается тяжелый период опалы. Следует ряд должностей командующего воздушными армиями в Прикарпатье и Германии (1949-1951), воздушной обороной приграничной линии (1951 -1953), ПВО страны (1953-1954), Бакинским округом ПВО (1954-1957).

Только в январе 1957 года К.А.Вершинин вновь назначается главнокомандующим ВВС и в течение 13 лет руководит Военно-воздушными силами страны. За это время в ВВС были приняты на вооружение реактивные сверхзвуковые истрсбители3бомбардировщики, военно-транспортные самолеты и вертолеты второго и третьего поколения, заложены основы возрождения незаслуженно расформированной Н.С.Хрущевым в 1955 году штурмовой авиации.

При К.А.Вершинине фронтовая и дальняя авиация стала ракетоносной, вооруженной не только обычными, но и ядерными средствами поражения, а истребительная авиация оснащена новой системой автоматизированного управления. В 1959 году ему присвоено звание главного маршала авиации.

Многое было сделано К.А.Вершининым для развития тактики и оперативного искусства ВВС. Практически ежегодно проводились крупные авиационные учения, на которых отрабатывались вопросы взаимодействия всех родов авиации с войсками, фронтом и ПВО страны в ходе фронтовых и воздушных операций. Так, в 1965 году на учении ВВС было проведено воздушное десантирование дивизии полного состава в ночных условиях с одновременной воздушной операцией по разгрому ВВС и ПВО условного противника.

Константина Андреевича Вершинина всегда отличал требовательный подход к планированию и проведению учений. При подготовке полетов детально рассматривается их график, большое внимание уделялось обеспечению безопасности, особенно когда на полигонах одновременно действовала авиация двух сторон. Как следствие, ни на одном учении шестидесятых годов, проводимом министром обороны и главнокомандующим ВВС, не произошло ни одного летного происшествия.

В этот период К.А.Вершининым проводилась большая работа по повышению живучести авиации на аэродромах, усилению противовоздушной обороны районов ее базирования. При этом главнокомандующий ВВС учитывал опыт локальных войн того времени - арабо-израильской и вьетнамской, ход которых им тщательно анализировался.

Серьезное внимание Константин Андреевич уделял вопросам оснащения ВВС новой техникой. Когда в 1969 году встал вопрос о принятии на вооружение одного из трех штурмовиков, разработанных конструкторскими бюро А.И.Микояна, А.С.Яковлева, П.О.Сухого, он, всесторонне проанализировав характеристики самолетов и учтя выводы специалистов, отдал предпочтение самолету ОКБ П.О.Сухого, что явилось, как показало будущее, правильным решением. И поныне штурмовики Су-25 успешно выполняют боевые задачи.

Необходимо отметить еще один важный аспект деятельности К.А.Вершинина на посту главнокомандующего ВВС. Именно он стал одним из организаторов освоения космоса. Много сил и энергии отдал делу подготовки космонавтов, руководил созданием специального центра обучения (будущего Центра подготовки космонавтов), лично подбирал лучших летчиков для предстоящих космических полетов.

Важнейшей чертой военной деятельности главного маршала авиации К.А.Вершинина было умение быстро ориентироваться в любой обстановке, находить правильное решение и создавать все условия для его быстрейшей реализации на практике. Жизнь Константина Андреевича является ярким примером патриотизма и честного служения Родине.

∗ Начальник оперативного управления - заместитель начальника Главного штаба ВВС в 1961 - 1971 гг., когда К.А.Вершинин возглавлял Военно-воздушные силы.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

В Советской Армии с 1919 года. Окончил пехотные командные курсы (1920), курсы «Выстрел» (1923), Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского (1932). Участник Гражданской войны. Сражался против формирований Булак-Балаховича, участвовал в подавлении восстания в Воронежской губернии и кронштадтского мятежа 1921 года.

После Гражданской войны командовал ротой, батальоном. С 1930 года – в ВВС. По окончании академии с января 1933 года – начальник оперативного отделения штаба авиационной бригады, затем работал в научно-исследовательском институте ВВС РККА. В 1934 году назначен командиром эскадрильи Высших лётно-тактических курсов. В 1935 году сдал экстерном экзамены на звание военного лётчика. С августа 1938 года – помощник начальника, с мая 1941 года – начальник Высших авиационных курсов усовершенствования лётного состава.

В годы Великой Отечественной войны К.А. Вершинин командовал (с сентября 1941 года) ВВС Южного фронта, с мая 1942 года – 4-й воздушной армией. В сентябре 1942 года – апреле 1943 года командовал ВВС Закавказского фронта. Во время наступления советских войск на Кавказе по инициативе К.А. Вершинина были применены малоскоростные, но высокоманёвренные истребители И-153 («Чайка»), которые эффективно атаковали противника на малых высотах.

В мае 1943 года К.А. Вершинин вновь назначен командующим 4-й воздушной армией, руководил ею в воздушных сражениях на Кубани, где было завоёвано господство в воздухе. После освобождения Крыма 4-я воздушная армия была передана в состав 2-го Белорусского фронта, участвовала в Белорусской операции 1944 года, сыграла важную роль в разгроме противника. В ходе Восточно-Прусской операции, несмотря на исключительно неблагоприятные метеорологические условия, К.А. Вершинин обеспечил успешные действия соединений воздушной армии при разгроме пшаснышско-млавской и других группировок противника.

К.А. Вершинин отличался глубокими знаниями в области оперативного искусства, постоянными поисками нового, творческим подходом к решению поставленных задач. Это позволяло ему умело организовывать взаимодействие соединений ВВС с сухопутными войсками, оказывать действенную помощь общевойсковым и танковым армиям.

В 1946–1949 годах К.А. Вершинин – главком ВВС – заместитель мин истра обороны СССР. В период перевооружения ВВС реактивной техникой по его инициативе осенью 1946 года был создан 1-й специальный учебный центр для обучения лётного состава полётам на реактивных самолётах. В августе 1947 года под руководством К.А. Вершинина на воздушном параде в Тушино советские лётчики впервые продемонстрировали групповой высший пилотаж на реактивных истребителях.

С сентября 1949 года – в войсках ПВО и ВВС. В 1953–1954 годах командовал войсками ПВО страны. В январе 1957 года он вновь назначен главкомом ВВС – заместителем министра обороны СССР. С марта 1969 года – в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Депутат Верховного Совета СССР II, IV-VII созывов.

Награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова I степени, орденом Суворова II степени, Отечественной войны I степени, медалями, иностранными орденами.

Вершинин Константин Андреевич

(03.06.1900-30.12.1973) – Главный маршал авиации (1959)

Константин Андреевич Вершинин родился в крестьянской семье.

В 1919 году вступил в ряды Красной Армии. В гражданскую войну Вершинин командовал ротой и батальоном.

В 1920 году окончил пехотные командные курсы, в 1923-м – курсы «Выстрел».

В 1932 году поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского и с этого времени находился на различных штабных и командных должностях в ВВС.

В 1935 году Вершинин окончил курсы летчиков.

Во время Великой Отечественной войны Константин Андреевич командовал крупными летными соединениями. С сентября 1941-го по май 1942 года он возглавлял ВВС Южного фронта. С мая 1942 года находился на должности командующего 4-й воздушной армией.

После войны, в 1946 году, Вершинин был назначен главкомом ВВС и заместителем министра Вооруженных сил СССР. На этом посту оставался до 1949 года.

С 1949 по 1951 год – заместитель главкома ВВС.

С 1951 года Вершинин находился на командных постах в войсках ПВО, а в 1953-1954 годах – командующий войсками ПВО страны.

С января 1957-го по март 1969 года – Главнокомандующий ВВС и заместитель министра обороны СССР.

Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова I степени, орденами Суворова II степени и Отечественной войны I степени, а также несколькими иностранными орденами и медалями.

Из книги Полководцы и военачальники Великой Отечественной-3 автора Макеев В

Главный маршал авиации Константин ВЕРШИНИН О телеграмме из Москвы полковнику Вершинину, начальнику Высших авиационных курсов усовершенствования летного состава, сообщили в разгар очередного летного дня. Было это в двадцатых числах сентября 1941 года. Собственно, назвать

Из книги Извлечения о жизни и нравах римских императоров автора Аврелий Виктор Секст

Глава XLI Константин, Лициний, Крисп, Константин , Лициниан, Мартиниан, Констанций , Констант, Делмаций, Анибалиан, Магненций, Ветранион Когда все эти лица похитила смерть, все права и власть перешли к Константину и Лицинию. (2) Константин, сын императора Констанция и

Из книги Тайны дома Романовых автора Балязин Вольдемар Николаевич

Алексей Андреевич Аракчеев Павел осознанно противопоставил новых сановников вельможам екатерининского времени, особо выделив одного из своих гатчинских любимцев – Алексея Андреевича Аракчеева. В день коронации Павел пожаловал ему титул барона с девизом «Без лести

автора

Юрий Андреевич Чингисхан Кто такие чжурчжени? Имя «чжурчженей» не известно массовому читателю. Однако роль этого народа в истории Азии весьма значительна. Чжурчжени считаются злейшими и главными врагами монголов и самого Чингисхана, который, будучи уже в зрелом

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Юрий Андреевич Чингисхан Потерпев поражение от Тамары, Юрий бежит из Грузии. Вопрос: куда? На Русь не пускают владимиро-суздальские князья. Обратно в северокавказские степи тоже нельзя: карательные отряды из Грузии и Ширвана приведут к одному - к казни на деревянном осле.

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Станиславский Константин Сергеевич Настоящее имя – Константин Сергеевич Алексеев (род. в 1863 г. – ум. в 1938 г.) Русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор современного театра. Основатель и первый руководитель Московского художественного театра. Народный

автора

Федосеев Михаил Андреевич Родился в Казани 20 сентября 1912 г. В 15 лет Миша Федосеев стал учеником слесаря на «Красном Сормово» в Нижнем, позднее работал на лесозаготовках, на строительстве Пермского химкомбината. В 1933 г. как передового рабочего и активиста райком комсомола

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Федотов Андрей Андреевич Родился 16 октября 1914 г. в поселке Нижние Серги Пермской губернии. Окончил 10 классов, в 1935 г. - Свердловский строительный техникум. Работал на металлургическом заводе. В 1938 г. Фетодов по первому разряду был выпущен Оренбургской военной школой

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

63. ГЛЕБ АНДРЕЕВИЧ, князь сын св. Андрея Юрьевича (Георгиевича) Боголюбского, великого князя владимирского и всей Руси, от которого из двух браков - не известно, причтенный православною церковью к лику святых.Родился, как полагают, в 1155 г.; умер 20 июня 1175 г. Других сведений о

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Владимир Андреевич Храбрый Владимир Андреевич Храбрый (1353–1410) - удельный князь серпуховской и боровский, внук Ивана Калиты и двоюродный брат великого князя московского Дмитрия Ивановича, признавший себя по договору его «младшим братом». В 1372 г. женился на Елене, дочери

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Михаил Андреевич Молчанов

Из книги Дивизия имени Дзержинского автора Артюхов Евгений

Леонид Андреевич ГРИГОРОВИЧ В войсках НКВД Л.А. Григорович с 1937 г. Был рядовым, курсантом, заместителем политрука, политруком роты дивизии им. Ф.Э. Дзержинского, где перед самой войной стал коммунистом.С 1943 г. он в действующей армии. За мужество и доблесть в боях под Орлом

Из книги Святые заступники Руси. Александр Невский, Довмонт Псковский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской автора Копылов Н. А.

Серпуховской Владимир Андреевич Эпоха Куликова поля дала истории целую плеяду ярких государственных деятелей, блестящих воевод, которые стали лучшим доказательством постепенного подъема русского северо-востока. Если Великое княжество Литовское и Русское в XIV в.

Из книги Екатерина II без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Александр Андреевич Безбородко Из книги «Русские избранники» Георга Адольфа Вильгельма фон Гельбига:Он получил дома обыкновенное школьное образование, но был еще в юных летах привезен в Петербург, в дом генерал-фельдмаршала графа Разумовского. Здесь он встретил

Из книги Алексей Андреевич Аракчеев автора Ячменихин Константин Михайлович

Константин Михайлович Ячменихин Алексей Андреевич Аракчеев Всем знакомы хрестоматийные строки: «Всей России притеснитель…» Эту эпиграмму А. С. Пушкин написал в 1820 г., когда А. А. Аракчеев находился в зените могущества. Но есть и иные оценки. «Это лицо, - писал

Из книги Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: сборник статей автора Коллектив авторов

Ксения Сак. ОТЕЦ И СЫН: РЕФОРМАТОР И ПОЭТ (вел. кн. Константин Николаевич и вел. кн. Константин Константинович) Время жизни великого князя Константина Николаевича и великого князя Константина Константиновича охватывает колоссальный по своему значению отрезок истории

(3. 6. 1900 - 30. 12. 1973)

В ершинин Константин Андреевич - командующий 4-й воздушной армией. Родился 3 июня 1900 года в деревне Боркино ныне Санчурского района Кировской области в семье крестьянина. Русский. Учился в сельской церковно-приходской школе. С началом Первой мировой войны устроился на судоремонтный завод, учился в вечерней школе для рабочих. На судоремонтном заводе в 1919 г. вступил в PКП(б).

В армии с 1919. Участник гражданской войны; участвовал в боях против банд в Белоруссии, в подавлении восстания в Воронежской губернии. В 1920 окончил пехотные командные курсы, в 1923 ? курсы?Выстрел?. Командовал ротой, батальоном. В 1932 окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. Служил в строевых частях ВВС, работал в НИИ ВВС. В 1935 экстерном сдал экзамены на звание военного летчика. С 1938 ? помощник начальника, с 1941 ? начальник Высших авиационных курсов усовершенствования.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 в должности командующего ВВС Южного фронта. В мае-сентябре 1942 ? командующий 4-й воздушной армией; с сентября 1942 ? командующий ВВС Закавказского фронта. С мая 1943 вновь командовал 4-й воздушной армией.

Под его руководством летчики в тесном взаимодействии с наземными войсками в 1942 вели воздушные сражения в небе Донбасса и на Дону, сдерживая наступление превосходящих сил противника, защищали Северный Кавказ, в 1943 сражались на Кубани и Таманском полуострове. В 1944 4-я воздушная армия участвовала в освобождении Крыма, а затем в составе 2-го Белорусского фронта, обеспечила стратегическое превосходство советских Военно-воздушных Сил и успех наземных войск в ходе наступательной операции?Багратион? и Восточно-Прусской операции.

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Константину Андреевичу Вершинину присвоено 19 августа 1944 года За успешное руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм.

В 1946-1949 ? главнокомандующий ВВС? заместитель министра обороны СССР. В 1946 году избран депутатом Верховного Совета СССР. В 1949 попал в опалу и переведен на должность командующего войсками Бакинского округа ПВО, в 1950 его кандидатура уже не была включена в список кандидатов в депутаты Верховного Совета. Тем не менее в 1953 он вернул себе расположение И.В. Сталина и стал командующим войсками ПВО. В 1952-56 кандидат в члены, в 1961-71 член ЦК КПСС. В 1953-1954 ? командующий Войсками ПВО страны. В 1954-56 вновь понижен до командующего округом ПВО. С 1956 заместитель главнокомандующего, с мая 1957 - главнокомандующий ВВС и заместитель министра обороны СССР. С 1969 ? в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1954-70 депутат Верховного Совета СССР.

Жил в Москве. Умер 30 декабря 1973 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. На могиле воздвигнут памятник-бюст.

Г лавный маршал авиации (1959). Награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, иностранными наградами.

Его имя носит улица в Москве; на одном из зданий Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Четвертая воздушная. М., 1979.

Биография

Вершинин Константин Андреевич , советский военачальник, Главный маршал авиации (1959). Герой Советского Союза (19.08.1944).

Происходил из крестьянской семьи. Окончил сельскую церковно-приходскую школу. С 1911 г. работал плотником, лесорубом. С началом Первой мировой войны устроился на судоремонтный завод, учился в вечерней школе для рабочих. В Красной Армии с июня 1919 г., зачислен красноармейцем в Симбирский запасной пехотный полк Восточного фронта. После окончания в июле 1920 г. Симбирских пехотных командных курсов назначен командиром маршевой роты 14-го запасного полка Западного фронта. Командуя ротой и батальоном в 49-м стрелковом полку 6-й стрелковой дивизии Западного фронта, участвовал в боях с вооружёнными формированиями генерала С.Н. Булак-Балаховича и в ликвидации банд И.С. Колесникова в Воронежской губернии. После войны Вершинин был командирован на учёбу в Высшую тактико-стрелковую школу комсостава РККА им. ΙΙΙ Коминтерна, по её окончании в августе 1923 г. назначен командиром роты 12-й Краснознамённой пехотной школы Приволжского военного округа.

С ноября 1928 г. командовал батальоном во 2-м стрелковом полку 1-й Казанской дивизии этого же округа. В октябре 1930 г. зачислен слушателем в Военно-воздушную академию РККА им. профессора Н.Е. Жуковского, с этого времени проходил службу в ВВС. По окончании академии в июне 1932 г. назначен начальником оперативного отдела штаба 20-й авиационной бригады ВВС Украинского военного округа. С января 1933 г. - помощник начальника тактического отдела Научно-испытательного института ВВС РККА, с февраля 1934 г. - командир эскадрильи Высшей лётно-тактической школы ВВС РККА. В 1935 г. окончил курсы при 1-й военной школе лётчиков им. А.Ф. Мясникова. С августа 1938 г. - помощник начальника, а с мая 1941 г. - начальник Высших авиационных курсов усовершенствования лётного состава РККА.

В начале Великой Отечественной войны в сентябре 1941 г. полковник К.А. Вершинин был назначен командующим ВВС Южного фронта, с мая 1942 г. - генерал-майор Вершинин командовал 4-й воздушной армией. Под его руководством войска армии принимали активное участие в Ростовской и Барвенково-Лозовской наступательных операциях. В сентябре 1942-го - апреле 1943 гг. он исполнял должность командующего ВВС Закавказского фронта. В марте 1943 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. Во время наступления советских войск на Кавказе по его инициативе были применены малоскоростные, но высокоманевренные истребители И-153 «Чайка», которые эффективно атаковали противника на малых высотах. В мае 1943 г. Вершинин вновь был назначен командующим 4-й воздушной армией, руководил ею в воздушных сражениях на Кубани. ВВС армии участвовали в прорыве оборонительного рубежа «Голубая линия», и Крыма от противника. Затем армия участвовала в Белорусской наступательной операции. В октябре 1943 г. ему присвоили звание генерал-полковника авиации. За умелое руководство соединениями армии и проявленные при этом мужество и героизм генералу К.А. Вершинину было присвоено звание Героя Советского Союза. В ходе Восточно-Прусской операции, несмотря на исключительно неблагоприятные метеорологические условия, соединения 4-й воздушной армии под командованием генерал-полковника авиации К.А. Вершинина обеспечили успешные действия сухопутных соединений при разгроме группировки противника.

После войны генерал-полковник авиации К.А. Вершинин занимал должность главкома ВВС - заместителя министра обороны СССР. Звание маршала авиации ему было присвоено в июне 1946 г. В период перевооружения ВВС реактивной техникой по его инициативе осенью 1946 г. был создан 1-й специальный учебный центр для обучения лётного состава полётам на реактивных самолётах. В августе 1947 г. под его руководством на воздушном параде в Тушино советские лётчики впервые продемонстрировали групповой высший пилотаж на реактивных истребителях. В феврале 1950 г. маршал авиации К.А. Вершинин назначен командующим 57-й воздушной армией. В сентябре того же года вступил в командование 24-й воздушной армией. С сентября 1951 г. - командующий войсками Воздушной обороны пограничной линии и заместитель главнокомандующего ВВС; с апреля 1953 г. - 1-й заместитель главнокомандующего ВВС, с июня - командующий Войсками ПВО страны. С мая 1954 г. - командующий войсками Бакинского района ПВО. С апреля 1956 г. - заместитель главнокомандующего ВВС по вузам. В январе 1957 г. вновь назначен главнокомандующим ВВС, он же заместитель министра обороны СССР и член Коллегии Министерства обороны СССР, член Главного Военного совета Вооружённых Сил СССР. В мае 1959 г. ему было присвоено звание Главного маршала авиации. С марта 1969 г. - генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов МО СССР. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Награждён: 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й ст., орденами Суворова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., медалями, а также иностранными орденами.

Похожие публикации