Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу. Классный час «Афганистан болит в моей душе» (9 класс) Классный час по войнам афганистан

Дмитрий Николаев
Классный час «Афганская война»

Классный час «Афганская война »

Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен . Ушла в историю Афганская война . Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война .

Афганистан – ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось : ложь и правда вместе.

СТИХ ученика про Афганистан «в»

РОЛИК «Слезы и боль России»

Афган – как долго длятся ночи,

Для поседевших матерей,

Все в черном, выцветшие очи,

Все ждут они своих детей.

Родине служат солдаты России, провожают и ждут их матеря.

СТИХ ученика о матери 6 «в»

Ролик «Я служу России»

Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну , стал частью этой войны , а война частью солдата .

СТИХ 6 «а»

Ролик «Честь имею!»

Поклянемся друзья,

Не забудем парней,

Тех, кто жизни отдал

На афганской земле .

Память в сердце о них

Сохраним навсегда,

Если только самим

Жизнь подарит судьба.

СТИХ 6 «а»

Через Афганскую войну прошло - 620 .000 солдат и офицеров, 14 453 - погибло, 53.753 - ранено.

Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

И не только им, а всем солдатам, защищавших нашу Родину.

Русский солдат – это тот, кто себя не жалея

Защитит ценой жизни друзей.

Пусть в груди у него заалеет,

Но он сердцем других горячей!

Он из тех, кто людей благородно

Из-под пули спасет без наград.

Он из тех, кто душою свободно

Предан родине. Русский солдат!

Ролик «Россия великая страна!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Классный час Чем богат человек Классный час «Чем богат человек» Цель: показать духовные ценности человека. .Оборудование: АРМ учителя, бумага, фломастеры, магнитная.

Классный час «Дети войны» Цель классного часа: способствовать расширению представлений об истории Великой Отечественной войны, о подвиге нашего народа. Задачи:.

Классный час «Дружба начинается с улыбки» ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Открытый классный час «Дружба начинается с улыбки!» 2.

Классный час «Милосердие» Ярошинская Светлана Эдмундовна учитель начальных классов КОУ «Адаптивная школа № 12» Классный час: «Милосердие» Цель: Знакомство детей с.

Классный час «Я маленький гражданин России» Классный час. «Я – маленький гражданин России». (2 класс) Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные.

Классный час «Разговор о вредных привычках» "Разговор о вредных привычках" Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью. Задачи: Выработать у учащихся.

Классный час в 1 классе «Я уже школьник» Классный час. 1 класс. Тема: Я уже школьник. Цели: помочь первокласснику осознать свою новую социальную роль, ознакомить с некоторыми правилами.

Классный час «Афганистан - болит в моей душе»

Цели:

Воспитательные:

воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжать формировать у подростков активную гражданскую позицию;

Образовательные:

познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.; помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения;

Развивающие:

продолжать развивать патриотические и гражданские чувства, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.

Задачи:

формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

формирование опыта нравственного поведения личности;

эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям.

Оборудование:

Презентация «Афганистан болит в моей душе»

Ход классного часа:

Время неумолимо отсчитывает свои бег: 5, 10,15, 20…Двадцать три года минуло с той поры как завершилась война в Афганистане. Восемнадцатилетние парни, одев панамы с красной звездочкой, не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернуться домой с перевалов черных гор Афганистана, сложат свои юные головы на чужбине.

Нет больше рядом тополей

И тех цветов, что ты нам подарила.

Нет больше рядом матерей

И той земли, которая взрастила.

О, русские цветы и тополя!

О, русские рассветы и закаты!

Родимая, далёкая земля,

Мы шлём тебе поклон,

Твои солдаты.

Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда –то это называлось «выполнением интернационального долга». Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних парней прервалась не одна славянская фамилия…

Немного расскажу об Афганистане.

До середины 70-х годов Афганистан оставался из наиболее отсталых государств мира. 86% населения проживали в деревне, почти 3 млн вели полукочевой образ. Больше половины земли оставалась необработанной, крестьян жестоко эксплуатировали. В Афганистане не было ни современной промышленности, ни железных дорог.

В стране были межнациональные противоречия. Страну населяли пуштуны, узбеки, таджики, белуджи, хазарейцы и др. Одни хотели чтоб страна стала развитой, другие наоборот чтоб страна оставалась отсталой.

Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и .

(песня Синева)

12 декабря 1979 года на очередном заседании Политбюро было принято решение о вводе советских войск для оказания интернациональной помощи афганскому народу.

Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Сказали нам: летим в Афганистан,

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем не строки.

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески

И сапогами скалы будем мерить.

В горах у нас один закон, один завет:

Коли – руби душманского бродягу.

И если не поймаешь в грудь свинец,

Медаль на грудь получишь за отвагу.

25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан.

На аэродромы в Кабуле и Баграме с трехминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские части.

Основные задачи перед бойцами Советской Армии.

1.Ликвидация бандитских формирований.

2.Провод колонн с горючим и продуктами для местных жителей, помощь им.

3.Охрана специалистов.

4.Прочёска кишлаков, операция по изъятию оружия.

Прежде всего русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии. Но не все страны хотели этого укрепления позиций России.

Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская армия не была готова к такой войне. Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны появились спальные мешки, а и то их на всех не хватало и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередных боем. Наших солдат называли афганцы Шурави.

Подготовленные в лагерях моджахеды (бандиты) проникали горными тропами на территорию Афганистана, вели беспощадную войну с местными властями, поджигали школы и больницы, разрушали линии электропередач, убивали учителей, врачей.

Отряды моджахедов пытались действовать открыто, но вынуждены были быстро перестроиться и перейти к тактике «из-за угла», потому, что открытые столкновения оказались им не под силу.

Настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики

Су-25, боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.

Но в конце 1986 года США начали поставлять повстанцам ракеты «Стрингер» класса «земля-воздух». В итоге, советские войска лишились своего самого эффективного оружия в условиях горной страны – боевого вертолета Ми-24, который теперь являлся легкой добычей любого афганца, вооруженного «Стрингером».

Но, несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненные, которых надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом.

(песня «Афганский ветер»)

Сколько жизней было потеряно на этой жестокой беспощадной войне.

Сколько слёз было пролито поседевшим от горя матерями.

15 февраля 1989 года в результате политики М.С.Горбачёва войска генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.

Десятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день. Но самыми невосполнимыми потерями были люди.

9 лет и полтора месяца длилась афганская война.

Сотни тысяч людей могут сказать: «Афганистан болит в моей душе».

Афганистан болит в душе тех, кто шагал горными тропами Афганистана.

Афганистан болит в душе тех, кто терял друзей в той далекой стране.

Нестерпимой болью и горечью Афганистан болит и будет болеть в душе тех, кто потерял в этой войне сыновей, мужей, братьев, отцов.

5.462.555 человек прошли через Афганистан;

13.836 человека убиты или умерли от ран и болезней

49.985 человек получили различные ранения

6.669 человек стали инвалидами

312 пропали без вести

На горных заставах, в воздухе и на земле, выполняли свой воинский долг мальчишки. Это они попадали в засады и заживо горели в БТРах. Это они глотали пыль дорог под перекрестным огнём пулемётов, это они, рискуя собственной жизнью, вытаскивали с поля боя раненых, это они, оставаясь один на один с врагами, прикрывали отход своих боевых товарищей.

Чем он стал для нас? Расплатой за легкомыслие политиков, Божьей карой или способом прозренья-истории предстоит ещё ответить, но Родина посылала своих солдат на защиту своих южных рубежей, а не подчиниться приказу они не могли. Это потом развязывание этой колониальной войны было признано трагической ошибкой, авантюрой. Во имя чего мы воевали в Афганистане? Чем оправдать гибель тысяч и тысяч людей?..

Афганистан… Высоких слов не надо

Его и так - не спрятать, не забыть.

Тому, кто выжил, будет жизнь наградой,

А кто погиб, тот в песнях будет жить.

Афганистан… Кровавые закаты,

Песок и горечь. Все ни как у нас.

И шли на смерть российские солдаты

Не обсуждая Родины приказ.

Не берите, парни, не берите

На себя за прошлое вину…

Лучше руку дружбы протяните

Всем, прошедшим через ту войну.

Разработка классного часа по теме «Солдат войны не выбирает»

Цель: воспитание гражданско - патриотических чувств подрастающего поколения

Задачи:

    В день вывода советских войск из Афганистана вспомнить события, предшествовавшие ему

    Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде.

Оформление:

    выставка книг об Афганистане

    презентация «Солдат войны не выбирает (Афганская война 1979-1989 г.г.)»

Оборудование:

Компьютер.

Музыкальное оформление:

А.Розенбаум - «Монолог пилота «Черного тюльпана»;

А.Сухов и ансамбль «Каскад»- «Мы уходим»;

Ансамбль «Голубые береты» - «Расплескала синева, расплескала…»

Ход классного часа

Ведущий 1

Мальчишкой был убит в Афгане.

За что? Кого он защищал?

И, закрывая рукой раны,

Ты перед смертью “мама” прошептал.

Она, безумная от горя,

Прижавшись к цинку головой,

Шептала, дав слезам всю волю:

Я так ждала тебя домой”.

Ведущий 2. Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война. Никем и никому не объявленная

Ведущий 3. Что же это за страна – Афганистан?

Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР. Столица – Кабул. Площадь – 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия – ислам.

    Территория 647,5 тысяч кв. километров.

    Население 15,5 млн. человек.

    Более 20 народностей

    Официальный язык – пушту и дари

    Столица – Кабул

    Господствующая религия – ислам

    Долгое время – колония Англии

    В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость

    27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция.

Много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток… (из книги С.Алексиевич «Цинковые мальчики»).

Ведущий 2: 1979 год. Декабрь-начало трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Еще никто не догадывается, что продлится она долгие многие молодые жизни. В конце декабря в Афганистан по договоренности с руководством введены советские войска. Поводом стала просьба президента Афганистана Хафизуллы Амина об оказании ему военной помощи для борьбы с антиправительственными силами. 25 декабря 1979 г. дворец Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Советское руководство приводит к власти в Афганистане нового президента Бабрака Кармаля.

Ведущий 1. Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин. Одним словом, официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг.

Вооруженная борьба со стороны советских войск вначале ограничивалась отдельными ударами и рейдами, в дальнейшем вылилась в систему специальных наземных, воздушно-десантных и воздушных операций.

Со стороны моджахедов велась вначале в форме партизанских действий, затем стала приобретать все более организованный и масштабный характер. Настоящая партизанская война. Несмотря на абсолютное техническое превосходство «Ограниченного контингента советских войск» (ОКСВ- «40-я армия») война стала затяжной. А тем временем в Советский Союз, на Родину шли цинковые гробы.

Слово учителя

«Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны…

Ведущий 3.

Так продолжалось 10 лет, 2238 дней.

14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана. Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г. Термез.

Ну, вот и кончилась война,

Которая была не наша…

Ведущий 1.

Каждое время рождает свои песни. Эта война породила немало одаренных поэтов, бардов. В песнях появились мужество и стойкость, чувства и переживания молодых людей, с оружием в руках исполнявшие свой воинский долг. Эти песни писали ребята, прошедшие ад афганской войны. Они знали ее не со стороны, поэтому простыми словами этой песни говорит сама правда. Такое нельзя придумать, это надо пережить самому.

На советские, позже - российские экраны вышли фильмы об Афганской войне: «Афганский излом», «Девятая рота» и другие. В них так же сделана серьёзная попытка показать весь трагизм и героизм тех событий, желание понять и объяснить, что поднимает людей в атаку, ведет навстречу пулям и какие чувства испытывает человек на войне, находясь на зыбкой границе, отделяющей жизнь от смерти

Ведущий 2.

Мы два года шагали с тобой

По горячим дорогам войны,

Нам знакомы и зной, и бой

И тюльпан афганской вины.

Ах, тюльпан прожженной земли,

Вы как память тех огненных дней

Алым пламенем вы проросли,

Словно кровь наших русских парней.

Слово учителя:

Время и история всё расставит по своим местам. Афганистан не должен уходить из памяти. Более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести – 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом. (слайд №15).

Такие воины-афганцы есть и в нашем селе.

Ведущий 3.

Родители, мой брат, друзья, невеста!

Простите, что вот здесь себе я выбрал место.

Я вас любил, я жизнь любил,

И не моя вина, что мало жил.

В чужой стране я вас берег

И честно выполнил свой долг.

Ведущий 1. Афганистан – это боль, скорбь, память. Это война, в которой наши ребята были просто солдатами…

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках они держали автоматы.
Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны.

Внеклассное мероприятие «Ты в памяти и сердце моем, Афганистан»

Цель:
способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.
привить интерес к истории родного поселка,
познакомить с героическими подвигами односельчан,
способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».
Материально-техническое обеспечение:
- проектор, компьютер, экран (для демонстрации презентации, фотографий),
- аудиозаписи.

Ход урока

Слайд 1 (Звучит песня «Синева» громко)
Учитель : Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли люди. Много людей. Есть такие, которые жили в Донецке, в нашем районе, и не вернулись. Есть и такие, которые воевали там, живут и работают рядом с нами.
2 слайд
Учитель: Из директивы № 312/12/001 от 24 декабря 1979 года:
«С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных анти афганских акций со стороны сопредельных государств…»
Министр обороны СССР
Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов
Начальник Генерального штаба
Маршал Советского союза Н.В.Огарков

25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолеты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознаменного военного округа.
3 слайд (Звучит песня: начало только «Кукушка»)- тихо
Учитель: Из-за высоких Гиндукуш не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «черные тюльпаны», так называли вертолёты, доставлявшие гробы, напоминали, что там идет настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из легких…
Чтец: Снится часто мне мой дом родной –
Лес о чем-то, о своем мечтает,
Серая кукушка за рекой,
Сколько жить осталось мне, считает.
Ты прижался ласково к цветку,
Стебелек багульника примятый,
И звучит далекое «ку-ку»,
Отмеряя жизни моей даты.
Снится мне опушка из цветов,
Вся в рябине тихая опушка,
Восемьдесят, девяносто, сто…
Что ты расщедрилась, кукушка?
Я тоскую по родной стране,
По ее рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
Они тратят силы, не скупясь,
Им знакомы голод и усталость,
Дни свои не копят про запас.
Кто им скажет: сколько их осталось?
Так что ты, кукушка, погоди
Мне дарить чужую долю чью-то.
У солдата вечность впереди,
Ты ее со старостью не путай.
(В.Кочетков, Ю.Кирсанов «Кукушка»)
Учитель : Наш праздник, посвящённый дню вывода войск из Афганистана, считается открытым.
4 слайд
Учитель: Тогда, до декабря 1979 года все было как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.
Чтец : Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
По страницам времен
Под победные марши шагали.
Много славных российских имен
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас.
5 слайд
(Звучит «Лунная соната»)
Ведущий 1 : Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов.
Ведущий 2: Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела души молодых ребят.
6 слайд ВИДЕО
Слайд 7
Чтец : И как же мне не вспоминать

Друзей моих погибших лица
Да, это страшно – умирать,
Когда так надо возвратиться.
И ты ушел, приказ ведь дан
Ты верен долгу и присяге
И целиком Афганистан
Застыл в твоем последнем шаге
Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!
Память лица поставила в ряд
Это парни, которым будет вечно по двадцать
Это те, кто прославил десант.
Слайд 8
Ведущий 1 : Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:
Ведущий 2: Декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
Ведущий 1: Март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Демократической Республики Афганистан.
Ведущий 2: Май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения переназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил Демократической Республики Афганистан. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.
Ведущий 1: Январь 1987 года - февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.
Слайд9
(«Лунная соната продолжается»)- тихо
Учитель: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.
Чтец: Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я…
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают
А нас и знать не будут никогда…
Горит звезда декабрьская, чужая,
А под звездой дымится кровью снег.
И я слезой последней провожаю,
Все, с чем впервые расстаюсь навек.
Ведущий 2: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
Учитель:Рядом с нами живут и работают люди, которые были там, видели этот ад.
Ведущий 1 : Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.
Слайд 10
Чтец : Стихов написано про горы
Число такое, что не счесть,
Но только эти горы – горе
Хотя и в горе что-то есть.
Вокруг такая тишина,
Что слышен дальний лай шакала,
У нас же снова ночь без сна,
И ждем короткого привала
Мы в горы делаем бросок,
В желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом.
Песок скрипит, тропы не видно,
И каждый шаг – нелегкий шаг.
И вдруг становится обидно,
Что ускользает снова враг.
Вокруг такая тишина,
Что слышен шепот за три метра,
Да, эта странная война
Нас опалила знойным ветром.
Не верю этой тишине,
Горам безмолвно я кричу:
«Вы что-то гасите во мне,
Как догоревшую свечу»
Но зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине,
Мне надо!
(Н.Кирженко «Стихов написано про горы!»)
Слайд 11
Ведущий 1 : Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии – 525,2 тысячи человек. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тысяча человек.
Ведущий 2: Общие людские потери Советских Вооруженных Сил составили 13тысяч человек.
Ведущий 1: За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 человек.
12 слайд
Ведущий 1 : 15 февраля 1989 года последний бронетранспортер с нашими воинами пересек мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
13 слайд Песня вступление «Журавли» - тихо
Чтец: Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнем,
У судьбы не спросишь что – кому,
Девять лет вы жили этим днем,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
(Б.Громов)
Учитель: 15 февраля 1989 года для многих стал днем, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжелый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не услышали «Я вернулся, мама…»
Эту песню исполнял Марк Бернес, отдавая дань памяти тем, кто не вернулся с кровавых полей. И это не только участники Великой Отечественной войны, но и те, кто 10 лет выполнял свой интернациональный долг в Афганистане и Чечне.
Слайд 14
Ведущий 1: Саднящая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна славянская фамилия…
Слайд 15
И сегодня стоит корзина цветов у мемориальной доски воина-афганца Виктора Николаева как дань памяти о всех воинах отдавших свой гражданский долг в этой войне.
Чтец: Николаев Виктор Васильевич – водитель бронетранспортера, рядовой.
Родился 9 сентября 1964 года в городе Донецк в рабочей семье. В 1979 году окончил восьмилетнюю школу №72 города Донецка, в 1981 году – 10 классов средней школы №60 города Донецка, в 1982 году – специальное профессионально-техническое училище №23 города Донецка по специальности «электросварщик ручной сварки», в июле 1982 года – Донецкую техническую школу ДОСААФ по программе подготовки водителей транспортных средств. Работал водителем в институте «Южниигипрогаз».
В Вооруженные Силы СССР призван 1 октября 1982 года Куйбышевским районным военным комиссариатом города Донецка. Прошел курс военной подготовки по технике ведения боя в горной и пустынной местности, освоил специальность водителя бронетранспортера.
В Республике Афганистан с декабря 1982 года. Служил водителем бронетранспортера противотанковой батареи 191-го отдельного мотострелкового полка (войсковая часть полевая почта 39676; город Газни).
Трагически погиб в результате происшествия 29 января 1983 года.
Похоронен на кладбище посёлка Красный Пахарь (участок 3) в Донецке.
Награжден орденом Красной Звезды (1989; посмертно).
В Донецке на здании бывшей восьмилетней школы №72 (ныне – школе №72; улица Васнецова, 2), в которой учился Виктор Николаев, установлена мемориальная доска. В мемориальном музее Героя Советского Союза В.В.Арсенова, который находится в специальном профессионально-техническом училище №23 города Донецка (ныне строительный лицей №23 города Донецка; улица Лермонтова, 1а) оборудован уголок памяти воина-интернационалиста.
Учитель : Это люди, которые воевали и погибли в то время, когда всем остальным светило мирное солнце. Но пока о них помнят родные, друзья и просто знакомые, они живы.
Слайд 16
Звучит песня: «Память»- громко
В честь таких людей возвели памятник погибшим воинам-афганцам (памятник воинам-интернационалистам) .
На территории Донецкой области похоронено 302 человека, убитых на афганской войне (1979-1989) и более 300 человек вернулись инвалидами с этой войны.
Памятник был открыт 7 мая 1996 года в парке имени Ленинского комсомола.
Памятник находится рядом с монументом «Освободителям Донбасса» что символизирует связь поколений воинов Великой Отечественной войны и афганской войне (1979-1989).
В память о воинах, погибших во время боевых действий в Афганистане, объявляется минута молчания.
Слайд17
Слайд18
Ведущий 2 : Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отечества.
Слайд18 (Звучит тихо: «Лунная соната»)
Чтец: Лишь миг один,
И был бы я живой.
Лишь миг один,-
Но он уже не мой.-
Кого-то выстрелом окликнул автомат,
Но этот клич был послан наугад.
Лишь миг один успеть бы оттянуть,
Я оглянулся и откликнулся на зов,
Вставая – был бы жив,
Еще вставал – уже был мертв.
Лишь миг один –
Решает, кому быть и с кем,
Лишь миг один сомненья,
А затем
Шагнул к бессмертью безжизненному я,
Но кто-то жить остался,
Значит смерть моя не зря…
(И.Медведев «Лишь миг один»)
Чтец: Туманы над рекою, словно дым,
Кровавые закаты над горами.
Я навсегда останусь молодым
И буду жить коротким словом «память». –
Я буду жить в ромашках придорожных,
В листве берез, в журчащем ручейке.
В молчанье обелисков осторожном,
В жемчужинах росинок на листве.
И в небесах, промчавшись яркой черточкой,
За дальним полем, в темноте ночной
В траву упала голубая звездочка
И загорелась золотой звездой.
Объята вечность тишиною звонкой,
Тяжелой, напряженной тишиной.
Склоняют низко головы потомки
В молчании суровом надо мной.
И надо мной склоняются березы
В торжественной и скорбной тишине.
Сияют в небе голубые звезды
Над каждым из живущих на земле.
(Л.Молчанов «Туманы над рекою»)
Слайд 19
Ведущий 1 : Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Нов памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Ведущий 2 : Еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны. Эта война всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности войны, о ее трагизме и мужестве советского солдата.
Учитель : Время справедливый судья, искусный лекарь. Чем дольше уходит от нас то или иное событие, тем взвешеннее и объективнее должны быть его оценки.
Эти ребята не виноваты в том, что попали в Афганистан. Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, - жизнью за чужие ошибки. Чтобы сегодня не говорилось об Ограниченном контингенте, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, защищают южную границу СССР. Выполняют приказ своей Родины.
36 года минуло с того момента, как советские войска пришли в Афганистан, и уже 27 лет прошло после вывода Ограниченного контингента советских войск с территории южной, некогда соседней нам страны. По человеческим меркам отделяют нас не годы – эпоха. Другая была страна, другая ситуация в мире. Многие по-прежнему говорят: Болит в моей душе Афганистан». Потому что все также «иголками» дает о себе знать незаживающая душевная рана, память о потерянных родных и друзьях. И, наконец, все также осознание от беспокойных и горьких вопросов, суть которых в одном: почему так случилось?

Димова Наталья Петровна
учитель математики и информатики
КГКСКОУ СКОШ 5 вида № 2
г. Комсомольск-на-Амуре

Данный материал предназначен для учащихся и рассчитан на 8-10 классы. Используется на внеклассных мероприятиях и классных часах. Класный час посвящен, памяти погибших войнов-интернационалистов. Мероприятие развивает интерес у учащихся к историческим событиям, уважение к России, расширяет кругозор.

Цели:

1. Наполнить благородством и уважением отношение к России.
2. Развитие интереса к историческим событиям.
3. Расширение кругозора.
4. Воспитание чувства любви к Родине.

Оборудование: проектор, слов слова, видеофильм о войне, аудио песни про Афган, презентация, минута молчания.

Ход классного часа:

Я не знаю, кому и зачем (Читает стих – под минус песни)
Это нужно,
Кто послал их на смерть
Недрожащей рукой,
Только так бесполезно,
Так зло и ненужно
Отпускали их в вечный покой. А. Вертинский.

Видео ролик - Афган (просмотр)

Сегодня ребята, мы с вами поговорим о знаменательной дате, которая вошла в историю России как Афганистанская война.
В течение этого времени хотелось, чтобы вы провели грань между трагической войной и миром, чтобы задумались над теми фактами, которые будут затронуты. Чтобы наполнились у вас сердца благородством и уважительным отношением к России, также хочется, чтобы вы гордились за своих земляков. Но при этом будем развивать умение слушать, анализировать, делать выводы при этом грамотно выражать свои мысли.
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Война-какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Ушла в историю еще одна война, которая не пожалела молодые души ребят. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Слайд (карта): Афганистан – государство на юго-западе Азии. Дипломатические отношения Афганистана с Советской Россией установлены в 1919 году.
27 апреля 1978г- В Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. К власти пришли коммунисты, которые запрещали совершать утренние мотивы, посещать храмы, запрещали совершать мусульманские обряды. Никто не хотел соглашаться с этим. Так началась гражданская война в Афганистане против коммунистов. Афганистан попросил помощи у Советских войск. Наша страна откликнулась (Брежнев). Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер
? Как вы думаете, для чего были введены советские войска В Афганистан? (оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Задача русских войск-защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.).
Итак, началась война-25 декабря 1979
Слайд: Война в Афганистане продлилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней – 2238дней. Единого мнения о случившемся нет до сих пор, но сомнению не подвергаются мужество и честь, с которыми советские солдаты выполняли свой воинский долг, как тогда именовали - интернациональной.
Каждый из наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества».
15 февраля 1989г был осуществлен выход наших войск из Афганистана. Этот день 15 февраля – считают Днем памяти о россиянах, исполнявших долг за пределами Отечества.
Слайд: По официальным данным, за годы в Афганистане мы потеряли более 15 тыс, 36 тыс было ранено, пропало без вести более 300 военнослужащих. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц
? Сколько лет в этом году исполняется со дня вывода советских войск из Афганистана. (24 года)
Ни за что погибали молодые солдаты, отправленные в ад на землю песков и ветров. И вот об этих молодых солдатах пойдет сейчас речь:
(Я) Попов и Васянин - слайды
Выступление учащихся: войны - интернационалисты
Вы все наверняка, смотрели фильм «9 рота» - о событиях этой войны.
Слайд: В Хабаровске, ребята, установлен мемориал на площади Славы. «Черный тюльпан» - так назывался самолет, который вывозил умерших солдат с поле боя. На подиуме из гранита возвышаются три черных пилона в форме лепестков тюльпана, на которых расположены фамилий жителей Хабаровского края, погибших в «горячих точках». В центре, у основания лепестков, - полусфера диаметром около 2 м, на которой, как на глобусе, огоньками отмечены зоны конфликтов, где воевали дальневосточники. Вокруг полусферы надпись: «Землякам, павшим в локальных войнах и военных конфликтах». Перед тюльпаном высечена надпись: «Погибшим при выполнение интернационального и воинского долга в мирное время»
Редким выдается день, когда к этому обелиску не приходят люди. Одни останавливаются, чтобы прочесть, кем и когда отлит этот памятник, другие приходят с печалью в глазах и, тихо положив к мраморному подножию обелиска букетик живых цветов, молчат, бросая взор на черные лепестки тюльпана, пробитые осколками снарядов.

Слайд:
Минута молчания (памятник)
Помяни нас, Россия,
И злых, и усталых,
Одуревших от зноя,
Без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь
От привала к привалу,
От звезды до звезды,
От беды до беды.

Давайте почтим память не только войнов - афганцев, но и тех, кто не вернулся из горячих точек.
Итог мероприятия: Когда началась афганская война? Сколько она продолжалась?
Сколько лет в этом году исполняется, когда завершился выход советских войск из Афганистана?
Какие герои, воевавшие в Афганистане запомнились?

Дополнительно: архив, объемом 20,1 Мб, содержит

  1. Презентация в формате.ppt (15 слайдов)
  2. Видеоролик (.avi)
  3. Музыкальное сопровождение (.mp3)
  4. Конспект урока (.doc)

***********************
Классный час «Афганистан болит в моей душе…»

Слайд1. Афганистан болит в моей душе… .

Дорогие ребята!

Слайд 2. 15 февраля 1989 года в истории России появилась новая знаменательная дата. Ею стал вывод советских войск из Афганистана . Этот день стал Днём памяти воинов-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в разное время. Этот день стал дорог всем, кого опалило дыхание войны в мирное для нашей страны время.

Слайд 3. Ученик :

9 лет твоих, Афганистан ,

В чутком сердце моего народа,

Будто 9 незаживших ран,

Что саднит больнее год от года.

Были лицемерие, обман,

И до правды мы дошли непросто :

9 лет, как будто 90,

9 лет твоих, Афганистан .

Вновь и вновь бредут по тем местам

Мальчики, не зная сна-покоя,

Проклиная времена застоя,

9 лет твоих, Афганистан !

Слайд 4 Афганская война стала уже историей. Её заслонили : война в Чечне, боевые действия в Таджикистане, террористические акты, захлестнувшие страну. И тем не менее, в этот день мы склоняем головы перед памятью павших соотечественников.

Афганская война стала частью нашей истории. Афганистан – это наша незатихающая боль, это наша незаживающая рана.

Слайд 5. Около 15 тысяч погибших, 37 тысяч искалеченных физически, а сколько раненых морально, психически – таков итог 9-ти летней войны, никому не нужной, бессмысленной войны. Афганская тема ещё долго будет оставаться злободневной.

Слайд. 6 Родился в селе Обухово Притобольного района Курганской области в семье колхозников. Русский. После 8 классов окончил ГПТУ-30 в городе Кургане, получив специальность слесаря-ремонтника.

Слайд 7 30 сентября 1982 года был призван в ряды Вооружённых Сил СССР. - разведчик разведывательной роты 181-го мотострелкового полка - рядовой.

Слайд 8. В тот день 12 сентября 1983 года подразделению разведчиков была поставлена задача : срочно выдвинуться в горы, рассредоточиться группами вдоль ущелья и обеспечить безопасность движения автомашин с грузами для дальних горных кишлаков. Путь в намеченный район оказался сложным. Группа, в которой шёл Анфиногенов, попала в засаду. Завязался горячий бой. Силы были слишком неравными. Чтобы спасти группу, нужно было отойти. И Николай Анфиногенов вызвался своим огнём обеспечить прикрытие отхода. Израсходовав все боеприпасы, был окружён противником. Убедившись, что его товарищи вне опасности, подорвал себя вместе с мятежниками последней гранатой.

Слайд 10 За воинский подвиг и мужество, проявленные в бою во время нападения душманов на разведгруппу, рядовому Анфиногенову Николаю Яковлевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1983 года присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Слайд11 Ушёл мальчишка из села скромным, безвестным новобранцем, а теперь в его родном полку воины борются за право выполнять боевые задания за своего, теперь уже легендарного, сослуживца.

Как мало лет он прожил. Только двадцать!

Но миг победы – больше, чем года.

Как трудно умереть, чтобы остаться,

Остаться в наших душах навсегда.

Нет, мужество случайным не бывает.

Оно в душе солдата родилось ,

Когда он о друзьях не забывает

И с Родиной себя не мыслит врозь.

Смотрю, смотрю в его лицо простое.

Печальное тире между двух дат.

И верю я, что только так и стоит

Жить на земле, как жил на ней солдат.

(Андрей Дементьев)

Слайд12 Похоронен на кладбище села Обухово. Его имя носит Обуховская восьмилетняя школа.

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,

В своих руках они держали автоматы.

Не для войны рождаются солдаты,

А для того, чтоб не было войны.

Слайд 13 В Обуховской школе открыт музей его имени, а в селе установлен памятник Герою.

Слайд 14 1 сентября 2006 года на здании Курганского технологического колледжа, в котором учился Герой, открыта мемориальная доска, а колледжу (после преобразования его из ПТУ) вновь присвоено имя Героя Советского Союза Николая Анфиногенова.

Слайд 15. Уже давно закончилась война,

Летит неумолимо время быстро,

Но до сих пор героев имена

Чеканят на гранитных обелисках…

Слово учителя. Слайд. На долю защитников Родины всегда выпадали тяжёлые испытания.

Так было в далёкие годы первой мировой войны, революции, гражданской и Великой Отечественной войн, так было в годы необъявленных войн. Кто знает, какие испытания ждут вас впереди, будущих солдат, защитников Родины. Поэтому память о подвигах наших старших товарищей – афганцев нужна нам всем , чтобы правильно понимать события, происходящие в стране, чтобы суметь найти своё место в жизни. Нельзя уходить от трудных проблем и прятаться за чужие спины ни на войне, ни на гражданке. А учиться мы этому будем у афганцев .

Похожие публикации