Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

История пиротехники. История фейерверка Что такое фейерверк

Да, фейерверк по праву может считаться самым ярким изобретением. Он не перевернул мир – он сделал его прекраснее. Небо взрывается яркими огнями, шарами, цветами, звезды падают и летят прямо на наблюдающих за этим потрясающим зрелищем… Расцвеченный огнями, играющий переливами небосвод в эти минуты показывает нам, как прекрасна Вселенная где-то там, в космосе, с ее звездами и взрывами, туманностями и астероидами. Поистине великолепная картина, созданная руками человека.

Слово «фейерверк» имеет немецкие корни: от “das Feuer” – «огонь», ”das Werk” – «дело», «огнедействие». Но пришел он в современный мир совсем не из Германии.

Огонь был «в почете» у многих древних народов и использовался на праздниках. Сначала украшение праздников огнем было примитивным: разводили костры, использовали маленькие огоньки, создавая подобие иллюминации. В Древней Греции и Риме был праздник Лампадарио, на котором чествовали богиню Минерву и бога Вулкана. А поблагодарить Прометея, по преданию, давшего человечеству огонь, было просто необходимо! Поэтому греки и римляне в этот праздник сжигали огромное количество светильников и надеялись на милость богов. Подобный праздник под названием «светильники» был и у египтян.

Древний Китай – родина фейерверков. Ученые считают, что именно китайцы времен династии Хань (206 – 220 гг. до н. э.) впервые заметили странное свойство бамбука: подожженный, он начинал потрескивать, а затем громко взрывался. Этот взрыв устрашающе воздействовал на суеверных китайцев, поэтому последние решили использовать его для защиты от темных сил: считалось, что злые духи тоже боятся громких звуков, значит, таким образом их можно отпугнуть… Так горящий бамбук стал обязательной частью важных событий в Китае: свадеб, похорон, религиозных обрядов.

Добавить порох

Горящий бамбук был только предтечей современного фейерверка, который смог полноценно «народиться» на свет только с изобретением пороха. Хотя есть в китайской культуре несколько легенд, связанных с фейерверком. Одна из них гласит, что он был изобретен случайно одним из поваров китайской армии, который смешал селитру, серу и древесный уголь, а затем случайно уронил смесь в огонь. Пламя окрасилось в яркие цвета, которые, как ни странно, повара не испугали, а подвигли на эксперименты: он решил начинить смесью бамбук и поджечь его. Взрыв был устрашающим. Смесь из трех ингредиентов назвали «Хо Яо» («химический пожар»), и именно она, по преданию, явилась основой первого фейерверка.

Предание преданием, а все-таки великое изобретение китайских алхимиков порох дало жизнь фейерверку. Принято считать, что порох был изобретен во времена династий Суи и Танг (581 – 907 годы). Новая смесь открыла перед экспериментаторами новые возможности. И новаторы не преминули ими воспользоваться: они начинили бамбук порохом и подожгли его. Мы можем только догадываться, какой огромной впечатляющей силой обладали экспериментальные взрывы! Рационализаторы оценили способности пороха по достоинству и решили, что бамбук – не совсем подходящий материал для устройства шоу, поэтому заменили его трубками из бумаги и дополнили тканевыми фитилями.

Для войны и развлечений

Пытливые умом китайцы к ХIII веку разработали новый вариант светового представления. «Земляная крыса» - такое непоэтическое название носила модификация. И немудрено: ее предполагалось использовать в военных целях.

Конструкция была проста: один конец трубки фейерверка поджигался, а второй оставался открытым. В результате нововведения взрыва не получалось, зато выходящий из открытого конца газ толкал конструкцию, заставляя ее двигаться по земле с безумными маневрами. Армия противника приходила в замешательство; лошади пугались, сбрасывали всадников, поворачивали назад, а китайцы шли в атаку.

«Земляная крыса» стала не только достоянием военных, но и простого люда. В «крысу» поместили заряд взрывчатого вещества, направили вверх, добавили огня и… о, чудо! Фейерверк покорил небо!

Итальянская роскошь

Долгое время фейерверк радовал своим великолепием только жителей Азии. Но в 1292 году из путешествия по Востоку вернулся в Италию небезызвестный Марко Поло. Помимо ярких впечатлений и наблюдений, итальянец привез на родину секрет фейерверка. Можно сказать, что именно с его почина фейерверк начал свое триумфальное шествие по миру.

Горячие итальянцы проявили интерес к новинке. Они не только заимствовали у китайцев технологию запуска фейерверка в воздух, но и привнесли новые технологии. В частности, в результате экспериментов с взрывчатыми смесями итальянцы получили множество новых видов фейерверочного взрыва – «фонтан», «вертушка», «конус», «колесо», «римская свеча» и такой привычный для нас «бенгальский огонь». Искусство фейерверка стало для Италии настолько значимым, что «повелители огня» даже устраивали соревнования на самое красочное шоу. В XIV – XV веках итальянские мастера считались лучшими среди устроителей огненного зрелища.

Особенно красивой фигурой фейерверочного искусства периода 1500 – 1700 годов был «дракон». Он представлял собой каркас из дерева, покрытый папье-маше и набитый зарядами. Когда заряды поджигали, создавалась иллюзия огненного дыхания чудовища. Часто двух драконов ставили друг пред другом и веселили народ своеобразной «битвой» мифических существ.

Конечно, производство фейерверков не было дешевым, поэтому баловали народ подобными развлечениями нечасто. Фейерверки запускали в воздух только по особым случаям: коронация царствующих особ, их дни рождения и большие религиозные праздники.

Короли и шутихи

От Италии потянулись огненные нити по всей Европе. Фейерверк быстро завоевал популярность среди знатных особ, которые показывали свое богатство и власть, устраивая на праздники грандиозные шоу. В Англии достижения пиротехнического искусства были впервые продемонстрированы в 1486 году в честь женитьбы короля Генриха VII. А Елизавета I была настолько очарована разлетающимися огнями, что во времена своего правления ввела новый титул – «Повелитель Огня Англии», которым награждали отличившихся пиротехников.

В Россию огненное искусство пришло раньше, вместе с использованием пороха для артиллерийских орудий – в конце XIV века. При Иване Грозном существовала должность «порохового заведующего», который отвечал и за фейерверки. Позже царь Михаил Федорович (1596 – 1645 гг.) учредил Потешную палату, заседатели которой отвечали и за организацию «огненных потех». Расцвет искусства фейерверка в России пришелся на время правления Петра I. Вернее, не столько пришелся, сколько пришел вместе с царем.

При Петре I огненные потехи стали делом государственной важности. Есть мнение, что ни до, ни после Петра фейерверочное искусство в России не переживало подобного взлета. Например, известно, что именно Петр I «закатил» самый яркий фейерверк, который продолжался целую неделю (поводом стало наступление нового века). В 1680 году в Москве было учреждено специальное ракетное заведение, а для устройства красочного зрелища при российском дворе не единожды привлекались иностранные мастера.

Работа специального ракетного заведения позволила усовершенствовать качество и состав фейерверочных зарядов. Теперь при изготовлении праздничных изделий стали использовать искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. Производство фейерверков в России в петровское время было значительным по своим масштабам, и такую потеху могли позволить себе не только царские особы, но и просто зажиточные люди – знать, купцы, дворяне, служилые.

Искусство химии

Фейерверк стал неотъемлемой частью любого торжества. В начале XIX века при запуске фейерверков стали использовать ракеты с парашютом и боевые ракеты. Оба новшества сыграли на усиление зрелищности взрывов: во-первых, теперь огни дольше находились в воздухе, во-вторых, боевые ракеты дали возможность сделать огни мощнее за счет увеличения начинки.
Между прочим, вплоть до 1830 года огни фейерверка не могли похвастать цветовой гаммой – они были только белыми и оранжевыми. Открытие бертолетовой соли в корне поменяло ситуацию.

Итальянские мастера фейерверков выяснили, что ее соединение с солями металлов окрашивают пламя в разные цвета: селен – в голубой, натрий – в желтый, калий дает фиолетовый цвет, а магний горит в чистом виде, и его используют при запуске фейерверочных ракет.

Вчера и сегодня

Во второй половине XIX века количество фабрик, занимавшихся производством фейерверков, резко возросло. Это было связано с тем, что красочные снопы огня в небе завоевали популярность, спрос на фейерверки был массовым, и его нужно было удовлетворить. Уже в начале ХХ века небольшие огненные представления не были редкостью и устраивались как организациями, так и частным лицами.

Первый военный салют в СССР был дан 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения Красной Армией Орла и Белгорода. Потом это стало традицией – отмечать победы салютами. И, конечно, самый большой из них был дан 9 мая 1945 года.

Самым крупным изготовителем пиротехники на сегодняшний день является Китай. Производители постоянно работают над улучшением составов, разработкой новых конструкций и улучшениями зрелищного эффекта и обмениваются опытом. Что ж, скажем им «спасибо» за маленькое чудо в небе и… ждем новогоднего представления!

Обыкновенная История - Фейерверк

История

Фейерверки были изобретены в Китае в 12 веке н. э. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] В Европе фейерверк впервые появился в Италии . В России мастера фейерверков появились в 1545 году при Стрелецком полку , а первый масштабный фейерверк сделан в 1674 году в Устюге .

Основными составными частями фейерверков являются:

  • корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
  • заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
  • пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
  • средства воспламенения - огнепроводный шнур, электровоспламенители

При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).

Ещё в древние времена придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России - это Масленица , праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.

Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.

Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.

Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.

В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Так, фейерверк по случаю 18-летия Петра I 26 февраля 1690 года [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ] состоял из 3 серий по 56 залпов, в результате в небе был изображён Геркулес, раздирающий пасть льва , согласно другому источнику, этот фейерверк был устроен в дни масленицы 1693 года в подмосковном селе Воскресенском , а упомянутое изображение Геркулеса было на транспаранте, который осветил этот фейерверк . Сохранилась гравюра А. Шхонебека , ныне хранящаяся в Амстердамском музее , где изображён фейерверк, состоявшийся 12 февраля 1697 года в Красном Селе и посвящённый взятию Азова . Современник так описывал этот фейерверк: «...на льду представлен был прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружен всякого рода и всяких величин ракетами, которые занимали на льду великое пространство.»

До него рекордсменом был фейерверк 2012 года в Кувейте .

Не путать с салютом

Не следует смешивать понятия «салют» и «фейерверк». Салют - это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий и/или стрелкового оружия, традиция военных парадов. Например, известна традиция «салюта наций» при прибытии военного корабля с мирными намерениями в иностранный порт или во время официального визита высокопоставленных иностранных гостей. Отличительная особенность салюта - однообразие пиротехнических эффектов[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Артиллерийские орудия, из которых производится салют, как правило, оборудуются специальными глушителями.

Техника безопасности

  1. Приобретение . При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
  2. Транспортировка и хранение . При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30°С), недоступных для детей.
  3. Эксплуатация . На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест для массового запуска фейерверков.
  4. Если не сработало . Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.

Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .


Принято считать, что самый первый фейерверк был изготовлен из фрагментов зеленого бамбука, которые кидали в огонь, где они благополучно и взрывались. Таким взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали всех злых духов во время различных торжеств до того времени, пока не придумали способ получения пороха. Благодаря этому, сейчас существует огромное количество всевозможных наземных и летающих фейерверков, петарды, бенгальские и римские свечи, дневные фейерверки и даже фейерверки для помещений!

О религиозных истоках праздника с фейерверком

В понимании современного человека, фейерверк предстает в виде особых декоративных огней, имеющих различные формы и цвета, которые получаются путем сжигания пиротехнических составов. Само же слово «фейерверк» имеет немецкое происхождение и расшифровывается, как «работающий огонь». Точно известно, что много лет тому назад древние люди использовали огонь не только как средство предупреждения об опасности, но и для оформления всевозможных ритуалов. В истории практически всех религий есть традиции, связанные с разжиганием костров, свечей, лампад на алтарях и даже с иллюминационными феериями, которые, по сути, являлись самыми первыми прообразами теперешней пиротехники. Буквально каждому такому празднику люди придавали поистине особенное значение, именно поэтому они и старались продумывать каждый нюанс использования пиротехники. В настоящее время, конечно же, люди перестали придавать фейерверкам такой особый смысл, какой был раньше. Теперь залпы салюта, хлопушки и свечи ассоциируются у нас исключительно с каким-нибудь торжеством, а не с таинством, как было ранее.

Фейерверк на Новый Год

Конечно же, из года в год люди стараются отмечать этот праздник фейерверками и салютами. В подавляющем большинстве случаев пиротехника используется самостоятельно, поэтому каждый человек волен сам выбирать не только продолжительность всего действа, но и его размах. Ведь вы можете устроить целый праздник с использованием хлопушек, бенгальских свечей и даже очень сложных фигур и пиротехнических декораций. Мы же предлагаем вам уникальную возможность на самом высшем уровне организовать по-настоящему не забываемое торжество с помощью высококвалифицированных специалистов.

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Древние славяне многие праздники связывали с огнём — это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога Солнца Ярилы и многих других. А вот настоящие фейерверки, в современном смысле этого слова, России привил Пётр I, который лично занимался изготовлением «потешных огней» и целых фейерверочных композиций. Пётр I и его последователи сделали огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук.

Справедливости ради, стоит отметить что «потешные огни» значительно обмельчали ещё в царской России на рубеже 19 и 20-х столетий. Они перешли в область просто дачных удовольствий и наиболее видную роль играли в программе содержателей загородных кафе, ресторанов, домов отдыха и увеселительных садов.

В Центральном государственном архиве древних актов я нашел собственноручные записи Петра I, как снаряжать «бураки», «светящиеся ядра», делать составы «белого и синего огней» и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка «Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять». Историк И. Голиков в своей книге «Дополнения к деяниям Петра Великого» (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была «книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок». В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу — полумесяцем, порох — вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями.

Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр «на масленице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года… с пушечною пальбой., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масленицу». В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был «пущен для увеселения потешный огонь серного состава… Иностранные представители… могли любоваться зрелищем искусственного огня».-Страсть к потешным огням привела Петра I к организации специальной лаборатории, о которой мы знаем немного. Вот, например, посланник Юль сообщает, что в. Петербурге в 1709 году в лаборатории возник пожар. Вечером того же дня, когда возник пожар, должен был быть сожжен большой фейерверк. Юль пишет, что если бы пожар продлился «еще несколько минут, лабораторию взорвало бы на воздух».

Как уже говорилось, поводом для фейерверков чаще всего служила какая-нибудь баталия. В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен «фейерверк и огни разные, и изрядные символы» И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов я нашел следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: «Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Лев, выходящий из оной горы, являл армию шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армию российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом». Подобные аллегории часто можно встретить в описаниях фейерверков, где присутствуют Марс, Меркурий, Нептун и другие персонажи римской и греческой мифологии. Нередко фейерверки устраивали русские посланники или находящиеся за рубежом русские вельможи. В 1709 году граф Матвеев устроил фейерверки в Амстердаме по случаю полтавской победы, а русский посланник в Пруссии организовал грандиозный фейерверк на Шпрее. В 1721 году заключение мирного договора между Швецией и Россией князь Долгорукий отметил фейерверком в Дрездене. Все эти фейерверки были весьма красочным зрелищем и нередко продолжались по нескольку часов, сопровождаемые гуляньями и пушечными салютами. И до сих пор в архивах можно найти восхищенные отзывы иностранцев, наблюдавших русские фейерверки. Устраиваемые по случаю военных празднеств потешные огни с самого начала были делом военных. И потому, что порох — дело военного приказа, и потому, что о риске менее всего думали, когда делом занимались солдаты. И они погибали от взрывов и ожогов, которые были в то время нередки.

После Петра I царствующий дом продолжал устраивать грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам деньги. В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) к созданию фейерверков был привлечен Ломоносов. которому поручали организацию фейерверков и иллюминации. Так, под новый, 1754 год был показан фейерверк с иллюминацией Есть в архиве и запись: «Сочинил фейерверк оберфейерверкер Мартынов, по изобретению господина советника профессора Ломоносова». В устройстве фейерверков принимал участие ученик Ломоносова В. Клементьев. В отчете Ломоносова о работах 1756 года он писал: «Ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые звезды». На изготовление фейерверков и на сопровождавшие их при этом салюты расходовалось значительное количество пороха, а еще больше труда, причем труда весьма опасного… Грандиозный фейерверк был показан в первый день 1756 года. Был показан храм: «по обе стороны храма четыре части света взирают с удивлением и почтением на оный храм и на стоящую перед ним Россию, а именно… Европа, на белом тельце сидящая, в веселом образе, изъявляющем желание ея к снисканию у России дружества. Азия… подносит восточные свои сокровища; по другую сторону Америка с открытым до половины лицом, стоящая на одном колене. Африка, показывающая на себе вид превеликого удивления». В 1758 году только в Петербурге было представлено три фейерверка. Екатерина II, как и ее предшественница Елизавета Петровна, очень любила развлечения, и в частности фейерверки, которые в ее царствование (1762-1796) устраивались довольно часто. О фейерверках, показанных во второй половине восемнадцатого века, английский турист Рэксоль сообщал, что иллюминация и фейерверки в Петергофе «превосходили все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». В 1762 году во время коронации Екатерины II большой фейерверк в Москве являл «тихие искусством сделанные потешные огни… два удивлению достойные сильные кашкады (каскады), которые огненную реку на подобие воды столбом в верьх поднимают и… огненный ручей составляют». Были представлены «вымышленные машины… в огненных колесах», пущено более тысячи ракет. Фейерверки устраивались не только в столицах. Их наблюдали жители Казани, Полтавы, в приморском городке Левенталь и в других местах. То там, то здесь находим мы упоминания о редкостных зрелищах. В 1772 году в Царском селе явилась вдруг «страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою». А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление — в его первом действии была представлена «Спокойная Россия», во втором — «Обеспокоенная Россия», в третьем — «Торжествующая Россия» и, наконец, в четвертом — «Утешная Россия». Затем был выстроен «великолепный и разновидный павильон», составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов.

В начале девятнадцатого века появляются новые имена мастеров фейерверочного искусства. Прежде всего следует отметить Ф. Челеева, который в 1824 году опубликовал интересную книгу под названием «Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней». В этой книге Челеев писал: «Хотя упражнение фейерверочное не есть столь полезное для отечества, как другие художества (то есть ремесла), на коих все ваше благо основывается; но коль скоро находим мы в нем приятное удовольствие, то не можем оное не назвать хотя частным благом, ежели не всеобщим… По всему всякая забава в свободное время облегчает труды… успокаивает и ободряет силы». Еще раньше, в 1820 году, появилась книга А. Демидова «О происхождении увеселительных огней», которую можно считать первой историей русских фейерверков. Кроме Челеева и Демидова, библиография по организации фейерверков насчитывает много других имен. Талантливый русский изобретатель Иван Кулибин изобрел так называемый «оптический бездымный несгораемый фейерверк». Он же автор работ «О ракетах верховых», «О двойном фонтанном колесе», «О зеленом огне» и других. Любил фейерверки известный композитор и химик А. Бородин, который в свободное время сам занимался их составлением и запуском. Во второй половине XIX столетия появился ряд руководств по изготовлению и запуску фейерверков, лучшими из которых считаются обширные труды П. С. Цытовича и Ф. В. Степанова. В них показано, что фейерверки всегда служат лучшим украшением общественных праздников. «А общественные празднества поднимают дух народа, — писал П. С. Цытович, — и развивают патриотические чувства. Фейерверки нужны для оживления праздников. Ожидание фейерверка возбуждает любопытство; кажущаяся опасность от взлетающих ракет, бомб, шипение, треск, пальба — все это волнует зрителя и придает интерес зрелищу».

Фейерверк — декоративные огни разнообразных цветов и форм, получаемые при сжигании пиротехнических составов.

История
Китайцы изобрели в свое время порох отнюдь не для военных целей. Они изобрели его для фейерверков. Многие народы с глубокой древности украшали свои праздники огненно-световыми эффектами. Сначала были большие ярко горящие костры или множество мелких огоньков - иллюминация. Постепенно огненно-световые представления совершенствовались и, в конце концов, стали тем, что мы сейчас называем фейерверками. Письменные источники прошлого сохранили мало сведений об огненно-световых зрелищах и культурной жизни народов.
Греки и римляне к празднику Лампадарио устраивали иллюминации со сжиганием множества светильников в честь богини Минервы и в знак благодарности богу Вулкану. Прометея чествовали за то, что дал огонь людям. А у древних египтян был даже праздник под названием "светильники". Известно, что во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников огненно-световыми эффектами. У древних славян многие обряды были связаны с огнем, особенно поклонение богу-громовержцу Перуну. Определенный скачок в развитии пиротехники в целом, и фейерверочного искусства в частности, произошел после изобретения Калиником Гелиопольским в 668 г. так называемого "греческого огня". Огонь этот был двух типов: метательный и палящий. Первый имел свойство пороха и выбрасывал каменные ядра из металлических труб. Второй, способный сильно гореть, греки выдували из длинных труб, под напором воздуха вылетали огненные шары, которые опаляли пехоту и кавалерию. Состав "греческого огня" хранился греками около 400 лет в секрете, и постоянно употреблялся ими в военном деле и фейерверках. Коренной переворот в пиротехнике и фейерверочном искусстве произошел после открытия и широкого применения пороха, благодаря которому стало возможным регулировать скорость и силу горения составов посредством изменения их дозировки. Предполагают, что порох существовал в Индии и Китае задолго до того, как появился в Европе. Китайцы еще до 9 века использовали бамбуковые хлопушки для изгнания злых духов. О применении пороха в военном деле достоверно известно, что широкое распространение артиллерии в Китае относится к началу XIII века. В Италии артиллерия была уже известна в 1326 году. В России первые артиллерийские орудия появились в 1389 году, во время княжения Дмитрия Донского. Практически одновременно с применением пороха в артиллерии он стал применяться и для устройства фейерверков.
Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV - XV веках считались итальянцы. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем. Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В России систематическое проведение "огненных потех" началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии. Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность "порохового заведующего", в чьи обязанности входило также изготовление и запуск фейерверков. В некоторых источника указывается, что Лжедмитрий I в ознаменование своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на Москве-реке против царских палат.
При дворе царя Михаила Федоровича была учреждена особая "потешная палата", имевшая штат "потешников", организовывавших разные развлечения, в том числе и "огненные потехи". К концу XVII века со стороны наиболее культурной части феодальной знати и дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочным развлечениям. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский, лично занимавшийся изготовлением и испытанием фейерверочных изделий, князь В.В.Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие.

С конца XVIII века фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя фейерверочные фигуры, и с участием окружавших его лиц сжигал их. Эффектные фейерверочные представления устраивались молодым царем на рождество, масленицу и т.п. Расширению производства различных фейерверочных изделий способствовало создание в 1680 году в Москве специального ракетного заведения, которым были определены точные величины наружных диаметров фейерверочных гильз - калибры по весу свинцовых шаров заданных размеров. Петр I постоянно интересовался зарубежными достижениями в области пиротехники и фейерверочного искусства, выписывал из-за границы книги на эту тему. Для устройства фейерверочных представлений он иногда привлекал иностранных специалистов, проживавших в "немецкой слободе". Однако следует отметить, что русские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иноземных коллег изготовлять фейерверочные изделия и устраивать фейерверки. Деятельность основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить качество и разнообразие фейерверочных составов. При изготовлении фейерверочных изделий стали применяться: искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные с добавлением окрашивающих солей составы, позволившие качественно улучшить зрелищный эффект фейерверочных изделий и увеличить их производство. К началу XVIII века русские мастера-пиротехники изготовляли в больших количествах практически все виды фейерверочных изделий, известных в Европе.

При Петре I
огненно-световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: чтобы все знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить "несколько ракетов, сколько у кого случится", свидетельствует о значительном производстве фейерверочных изделий. Также проводились специальные фейерверочные представления с использованием декораций. Процедура подготовки и проведения фейерверочных представлений в первой половине XVIII века была следующей. Сначала поступало официальное поручение Академии наук составить программу. Эту обязанность нередко выполняли видные ученые того времени М.В.Ломоносов, И.П.Кулибин и др. Они использовали свои знания в области геральдики, мифологии, истории, химии и, сообразуясь с поводом торжества, составляли подробную программу. Если программа писалась на немецком языке, то ее переводили на русский, в зтом принимали участие такие известные литераторы, как В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов и др. После программу отсылали в канцелярию Артиллерии и фортификации, где давали указания на изготовление пиротехнических изделий, необходимых для фейерверка. Затем строился "фейерверочный театр" - огромный помост, на котором размещались все перечисленные в программе фигуры, стеллажи, декорации и т.д. Иногда в фейерверочных представлениях принимали участие войска местных гарнизонов, которые производили пушечный салют. В местах, где была опасность возгорания, дежурили сторожа, публика получала программу фейерверка. На протяжении всего XVIII века фейерверочные представления занимали первостепенное место в программах различных праздников. В Петербурге, на стрелке Васильевского острова, а 1730 году соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.

В начале XIX века
фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема. Как и прежде, в основном фейерверочные изделия изготавливались на основе искристых составов. Для цветных огней употреблялись селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. В первой половине XIX века фейерверочное искусство обогатилось двумя новшествами: ракетами с парашютом и боевыми ракетами. Первые позволяли увеличить время горения в воздухе цветных огней за счет медленного спускания их на парашюте. Вторые дали возможность увеличить вес начинки ракет. Это значительно усилило зрелищный эффект фейерверка. Открытие французским химиком К.Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее "бертолетовой солью", послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие хлорноватых кислот, бариевой и стронциевой, позволило еще более повысить насыщенность и яркость цветного пламени. Создание цветных огней с использованием бертолетовой соли и хлорноватых кислот произвело переворот в фейерверочном искусстве. Новые фейерверочные составы, дающие чистое, насыщенное, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные свечи позже с успехом заменили дорогие и громоздкие фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей. Проведение фейерверков становилось доступным частным лицам и небольшим общественным организациям. В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.
После октябрьского переворота, в период с 1917-го по 1943 год изготовлением фейерверочных изделий и проведением фейерверков в основном занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях. Фейерверочные представления были такими же, как и в начале века, небольшими по масштабу, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов. Первый
военный салют был дан 5 августа 1943 года в ознаменование победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла и Белгорода
. Салют был произведен из 96 орудий войск противовоздушной обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля. В дальнейшем стало традицией отмечать салютными залпами победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве. После войны эта традиция укоренилась в культурной жизни советского общества, и салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. В 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Грандиозные фейерверочные представления были устроены к 50-летию Советской власти, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, к 50-летию образования СССР, для этих праздников также разрабатывались новые фейерверочные составы и изделия.
Новый скачок в развитии отечественного фейерверочного искусства произошел в 90-е годы, когда в сложившихся экономических условиях предприятия-изготовители фейерверочных изделий были вынуждены расширить ассортимент и также стал возможен легальный импорт разнообразной пиротехники из КНР. Сегодня Китай является крупнейшим мировым производителем всех видов развлекательной пиротехники, китайские мастера ежегодно придумывают и воплощают новые эффекты, регулярное международное общение позволяет обмениваться опытом в сфере фейерверочного искусства.
Кто придумал фейерверк

Фейерверк представляет собой красочные и яркие огни, разлетающиеся в воздухе при сжигании специальных пороховых составов. Чаще всего фейерверк используют во время праздников или торжеств. В древнем Китае, во времена правления знаменитой династии Хань, несколько тысяч лет назад, примерно в 210 году до нашей эры, были впервые изобретены фейерверки. Китайцы обратили внимание на то, как потрескивают и громко взрываются зажженные палочки бамбука. Этот громкий звук сильно пугал людей, и тогда они решили использовать горящий бамбук в ритуалах, отпугивающих злые духи. Позднее, в 400-500 годах до н.э., Южные и Северные правящие династии стали применять фейерверки в религиозных церемониях.
Начало первых современных фейерверков зародилось во времена правления династии Суи и Танг в 500-900 года до н.э., после открытия китайцами пороха. Великие изобретатели тех времен наполнили стебли бамбука изобретенными летучими смесями и стали поджигать их на костре. Первооткрыватели пришли в ужасный шок от увиденного зрелища и мощных оглушающих взрывов. Осознав весь потенциал своего изобретения, древние алхимики, те, кто придумал фейерверк, стали подбирать альтернативные бамбуку корпуса. Вскоре на замену бамбуку пришли бумажные трубки наполненные порохом и фитили из ткани. К началу тринадцатого века военные Китая изобрели новый вид фейерверка «земляная крыса». Открытый конец этого изобретения, после зажигания, выпускал горящий газ и толкал все изобретение по земле. Использовались такие «крысы» для отпугивания вражеских коней.
В 1292 году путешественник Марко Поло впервые привез фейерверки в Италию. Вскоре итальянцы начали проявлять интерес к искусству пиротехники, и в эпоху Европейского Резонанса, у них появились новые изобретения в виде снарядов, разрывающихся высоко в небе. Это открытие привело к изобретению современных фейерверков. Кроме этого, итальянцам удалось сконструировать такие виды фейерверков, как «фонтан», «конус», «бенгальские огни», «римские свечи».

Похожие публикации