Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Понятия «территория» и «туристско-рекреационный комплекс» в географии. Туристский район: определение, структура, классификация. Управление развитием туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Ростовской области) Туристско рекреационная инфраст

рекреационный полуостров крым туристский

Развитие туризма является одной из отраслей, развитие которой характеризует экономику постиндустриального типа. Туризм позволяет решать широкий круг важных социально-экономических задач: увеличение занятости населения, улучшение качества жизни населения и т.п. Помимо этого, в современном мире туризм является одним из самых прибыльных в мире видов бизнеса. Поэтому туристско-рекреационная сфера становится одной из приоритетных сфер.

Освоение ресурсов любых видов, в том числе и туристско-рекреационных - это важнейший приоритет региональной экономики. Посредством использования всех видов туристско-рекреационных ресурсов ведется туристско-рекреационная деятельность. Одной из форм организации туристско-рекреационной деятельности является туристско-рекреационный комплекс.

Туристско-рекреационный комплекс - это целенаправленно формируемая совокупность предприятий (туристских и поставщиков услуг и товаров), функционирующих для удовлетворения потребностей туристов, сконцентрированных на ограниченной территории, обладающей определенными туристско-рекреационными ресурсами и обеспеченной туристской и обеспечивающей инфраструктурой. Структура туристско-рекреационного комплекса имеет сложный характер, так как он представляет собой интеграцию предприятий туристской индустрии, поставщиков туристских услуг и продуктов, то есть объектов производственной и непроизводственной сферы территории.

Особенностью структуры туристско-рекреационного комплекса является высокая зависимость эффективности интеграции объектов туристской индустрии (поставщиков услуг и предприятий туристской индустрии) и ресурсной базы, инфраструктуры территории и факторов развития туристско-рекреационной деятельности.

Туристские ресурсы характеризуются тем, что они статичны, то есть их нельзя перевезти из одного места в другое для того, чтобы использовать для производства туристского продукта. Помимо этого, «привязка» к территории имеет важное значение с точки зрения регионального туризма, так как региональные ресурсы отражают состояние конкретной территории региона и чаще всего ограничены; а способность региона удовлетворять потребности туристов определяется именно составом и состоянием ресурсов и факторов для развития туризма на данной территории региона.

Для формирования туристского комплекса необходима инфраструктура. Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в т.ч. телекоммуникационные связи, дороги, смежные туриндустрии предприятия (перерабатывающие, бытовые, энергетические), обеспечивающий нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а так же обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Инфраструктура туристского комплекса - это подсистема, обеспечивающая оказание услуг, способствующих возможности использования и реализации туристских мотивов, достижению цели поездки потребителем с учетом требований последнего к составу и качеству этих услуг.

Всю туристскую инфраструктуру можно условно разделить на обеспечивающую и туристскую инфраструктуру. Предложенное выше определение позволяет выделить элементы обеспечивающей инфраструктуры туристского комплекса:

Транспортная инфраструктура;

Инженерные сети (электро, водоснабже ние и т. п.);

Средства и системы связи;

Здания и сооружения.

Помимо обеспечивающей инфраструктуры также выделяется туристская инфраструктура, к которой относятся поставщики туристских услуг и товаров и сферы производства товаров и услуг, опосредованно относящихся к туристской индустрии:

Транспортное обслуживание;

Гостиничное обслуживание;

Сфера общественного питания;

Сфера развлечения и отдыха;

Спортивнооздоровительный сервис;

Экскурсионное обслуживание;

Сфера бытовых услуг;

Производство сувенирной продукции и изделий народного промысла;

Финансовое обслуживание;

Производство туристской и спортивной продукции;

Розничная торговля.

Звеном, объединяющим представленные выше элементы туристско-рекреационного комплекса, являются предприятия туристкой индустрии: туроператоры, турагенты и экскурсионные бюро, которые осуществляют формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, создаваемого на территории туристско-рекреационного комплекса .

Туристический бизнес является одной из самых перспективных и привлекательных для инвестиций отраслей экономики области. Поэтому программа развития области должна предполагать проведение системной политики развития в сфере туризма.

Иркутская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом и базовой инфраструктурой, что позволяет развивать самые различные виды туризма: культурно-познавательный, экологический, экстремальный, спортивный, этнический, лечебный, катерно-яхтенный, рыболовство и охоту. Наибольшее количество объектов, представляющих интерес для туристов, сосредоточено на территории Иркутского (Листвянка), Ольхонского, Большого и Малого Голоустного, Слюдянского, Качугского и Казачинско-Ленского районов.

К числу факторов, определяющих перспективы развития туристско-рекреационного комплекса в Иркутской области, относятся следующие.

1. Природно-климатические ресурсы области. На территории Иркутской области расположены Прибайкальский национальный парк, два заповедника (Байкало-Ленский и Витимский), 13 заказников регионального значения, 78 памятников природы, из которых 4 являются федеральными, 30 областными и 44 местными. На территории Байкальского региона находится озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире, уникальная естественная экосистема. В Иркутской области расположена система горных хребтов (Хамар-Дабан, Приморский, Байкальский), подходящих для строительства горнолыжных трасc и курортов.

2. Культурно-исторический потенциал. Иркутск - это старейший город Восточной Сибири, обладающий уникальным историческим и культурным наследием. В городе с более чем трехсотлетней историей насчитывается около 1200 памятников российской истории и культуры. В регионе сохранены традиции народных художественных промыслов и ремесел. Кроме этого, в области соседствуют русская, бурятская буддийская и бурятская шаманистская культуры.

3. Бальнеологические ресурсы. На территории Иркутской области расположен самый крупный в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, запасы которого оцениваются в 2700 куб. км. В области разведано около 300 минеральных источников из скважин, 6 грязевых озер с самыми лучшими генетическими типами грязи.

Наличие в регионе богатейших рекреационных ресурсов потенциально позволяет ежегодно привлекать около 350 тыс. туристов в год. Однако туристско-рекреационный комплекс Иркутской области отличает ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать данный потенциал территории в полном объеме и сделать туризм высокодоходным сектором региональной экономики.

Основная проблема туристической индустрии области заключается в том, что материально-техническая база отрасли существенно устарела и не соответствует международным и даже общероссийским стандартам. Для решения этой проблемы необходимо:

Модифицировать гостиничный комплекс региона в соответствии с современными условиями развития сервисного обслуживания;

Обеспечить наличие достаточного количества предприятий общественного питания, игровых и развлекательных учреждений (в том числе для детей) в местах пребывания туристов;

Увеличить количество квалифицированных кадров в сфере туристского бизнеса и гостиничного хозяйства;

Создать современную инфраструктуру горнолыжного курорта "Гора Соболиная", который вполне может составить конкуренцию алтайской "Белокурихе";

Создать условия для обновления и модификации парка плавучих средств для и водных причалов для интенсификации перспективного катерно-яхтенного туризма;

Повысить транспортную доступность туристических объектов.

Существует еще одна проблема, решение которой позволит существенно повысить доходы региона от туристической деятельности - это необходимость выравнивания сезонности туризма в Иркутской области. Туристический сезон в настоящее время составляет всего 2-3 месяца (летние месяцы) в год, что крайне снижает рентабельность туристической индустрии и обостряет проблему занятости работников отрасли в остальное время года. В качестве наиболее перспективных путей выхода из положения можно выделить следующие:

Развитие зимнего спортивного туризма: строительство современного горнолыжного курорта (на базе "Горы Соболиной") с гостиничной и сервисной инфраструктурой, использование летних баз и кэмпингов в зимнее время для организации активного отдыха (катание на снегоходах, беговых лыжах);

Развитие особых (зимних) программ санаторно-курортного лечения, которое не имеет ярко выраженной сезонной привязки;

Развитие конгрессного (делового и научного) туризма: проведение конференций, конгрессов, симпозиумов и других мероприятий, подобных Байкальскому экономическому форуму, именно в период "несезона";

Развитие событийного туризма за счет увеличения количества спортивных или культурных массовых мероприятий по типу "Зимниады".

И, наконец, еще один блок проблем представлен вопросами имиджевого характера. В предельно общем виде можно говорить о том, что руководство региона должно вплотную заняться созданием и продвижением интегрального брэнда Иркутской области в целом или какого-то наиболее крупного туристического объекта (к примеру, бренда "Байкал" или "Забайкалье") на региональном, федеральном и международном уровнях. Позиционирование должно основываться на обосновании уникальности, доступности, достойном уровне сервиса туристического продукта. В качестве конкретных мероприятий можно выделить следующие:

Создание узнаваемого бренда территории: разработка регионального имиджа в целом и фирменного стиля туризма в регионе;

Создание и распространение в России и за границей рекламных и пропагандистских материалов о туристских и санаторно-курортных возможностях области; продажа карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видео и CD и т.д;

Проведение специальных мероприятий всероссийского и международного уровня по формированию общественного мнения об Иркутской области как туристском регионе; продвижение новых туристических и санаторно-курортных ресурсов; организация презентаций новых турпродуктов и рекламных туров с приглашением туроператоров и турагентств;

Работа на международных выставках и ярмарках, сопровождаемая рекламными и промоушн-кампаниями;

Организация специализированных конференций по различной тематике, связанной с туризмом, участие в подобных мероприятиях, проходящих в других регионах;

Сотрудничество с национальными турпредставительствами других стран и национальными курортными ассоциациями с целью включения регионального турпродукта в списки их предложений;

Активизация Интернет-промоушена туристического бренда региона.

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс является проблемным не только в Иркутской области, но в масштабах всей страны. В аграрной политике в Иркутской области могут сочетаться разные подходы к ее реализации, в той или иной степени апробированные и дающие определенные результаты.

1. Бюджетная поддержка крупных и средних предприятий. Масштабная поддержка крупных и средних предприятий, безусловно, не идет на пользу сельскому хозяйству. Тем не менее, частичная поддержка необходима, причем как не только для слабых, но и для сильных предприятий. Частичное субсидирование энергоносителей и вновь покупаемой техники из бюджетов разных уровней предприятиям необходимо, иначе предприятия не могут выбраться из патовой ситуации постоянного дефицита оборотных средств.

2. Дотации к закупочным ценам и развитие снабженческо-сбытовой инфраструктуры. Этот механизм поддержки аграрного сектора является одним из экономически наиболее перспективных, так как нацелен на поддержку производителей независимо от их институциональных форм. Субсидирование затрат обычно менее эффективно, чем субсидирование продукции. Государству лучше поддерживать не хозяйства, а закупочные цены, чтобы их колебания не погубили основную массу середняков и не подорвали ресурсы лидеров. При скудной части бюджетов дотации к ценам не могут быть большими. Но если гарантировать закупочные цены на основные продукты хотя бы чуть выше средней местной себестоимости, то это уже поддержит средних (причем и предприятия, и фермеров, и даже товарные хозяйства населения) и даст выигрыш сильным.

3. Создание агропромышленных холдингов. Создание агропромышленных холдингов связано с ростом интереса к агросектору со стороны несельскохозяйственных предприятий и организаций, прежде всего, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Им нужна надежная и качественная сырьевая база, и они инвестируют в сельское хозяйство, приобретая перспективные предприятия или привязывая их к себе как партнеров. Предприятия получают кредиты, оборудование, технику, а расплачиваются поставками продукции. Развитие региональных интеграционных связей перерабатывающих предприятий с сельхозпредприятиями - часто единственный путь спасения и тех и других.

Неразвитость инфраструктуры сбыта приводит к тому, что, с одной стороны, пищевики спорят за сырьевые рынки, особенно в пригородах, ощущая явный дефицит стабильных поставщиков качественного сырья. С другой - масса хозяйств не знает, как сбыть молоко, мясо, овощи. Не хватает некого среднего звена, осуществляющего связи непосредственных агропроизводителей, оставшихся вне внимания и влияния сложившихся вертикальных структур, с городскими перерабатывающими предприятиями или с магазинами. Вот здесь особенно велика роль региональных и районных администраций. Необходимо создание нормальной инфраструктуры сбыта, в том числе оптовых и розничных рынков, доступных самым разным производителям.

Заключение

В настоящее время большинство отечественных предприятий испытывают финансовые затруднения, связанные как с внешними общегосударственными проблемами (нестабильность политической ситуации, несовершенство законодательной базы, неплатежи, спад производства), так и с внутренними проблемами – неэффективный маркетинг, неэффективное использование средств, неэффективный производственный менеджмент, несбалансированность финансовых потоков. Совокупность перечисленных факторов вызывает необходимость постоянной диагностики финансового положения предприятия с целью ранней диагностики кризисного развития предприятия и выработки защитных механизмов антикризисного управления зависимости от выявленных факторов и силы их воздействия.

Антикризисное управление – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению, т.е. сущность антикризисного управления заключается в комплексе мероприятий по прогнозированию, выявлению, предупреждению и устранению кризисных явлений на предприятии.

Антикризисное управление базируется на принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного: принцип ранней диагностики кризисов на предприятии; срочности реагирования на кризисные явления, адекватности реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию, полной реализации внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В антикризисном управлении выделяют следующие функции: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Системный кризис в нашей стране поставил производственные предприятия в крайне тяжелое положение: неуклонное повышение цен на энергоносители, высокие налоги, дорогие кредиты (а зачастую и невозможность взять кредит) и недостаток финансовых ресурсов парализовали деятельность большинства из них. В курсовой работе был проведен анализ деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса. По результатам анализа было выявлено, что на сегодняшний день в России более 67 % промышленных предприятий убыточны.

А также выявлено, что в условиях экономической нестабильности и быстро меняющейся конъюнктуры рынка у каждого предприятия потенциально существуют альтернативные стратегии, среди которых обычно выделяют: стратегию совершенствования деятельности, товарную экспансию – разработку новых или улучшение выпускаемых товаров, инновационную стратегию, а также стратегию, направленную на диверсификацию деятельности, и др.

Для значительной части человечества ещё сложнее становится обеспечить комфортное жилье, образование, качественное медицинское обслуживание и даже продовольствие. Из-за кризиса мировой подъём последних лет практически не сказался на улучшении ситуации для наименее обеспеченных слоев населения.

Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.

Новая международная архитектура финансовых отношений, по мнению российского президента, должна строиться на принципах:

1) совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования;

2) демократичности и равномерной ответственности за принятие решений;

3) достижения эффективности на основе легитимности механизмов

международной координации;

4) прозрачности деятельности всех участников;

5) справедливого распределения рисков.

Список использованных источников и литературы

Литература:

Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2007.

Орехов В.И., Балдин К.В., Гапоненко Н.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.

Периодическая печать:

Екатерина М. Экономическая политика российского правительства во время кризиса: принципы, приоритеты и шаги // Рынок ценных бумаг. 2008. № 22 (373).

Ершов М. Мировой финансовый кризис: причины и последствия // Вопросы экономики. 2008. № 12.

Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. № 3.

Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления // Экономист. 2009. №3.

Локтева Ж. Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса // Справочник экономиста. 2009. № 3.

Мау В. Россия и мировой кризис. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. 2009. № 2.

Суэтин Л. О причинах современного финансового кризиса // Вопросы экономики. 2009. №1.

Фетисов Г. О мерах преодоления мирового кризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы // Вопросы экономики. 2009. № 4.

Ю. Пахомов, С. Пахомов Корни кризиса. Мировой финансовый кризис: цивилизационные истоки // Экономист. 2009. № 4.

Интернет - источники.

Богатство, разнообразие и привлекательность рекреационных ресурсов, значительные природно-климатические, исторические и социокультурные активы обусловливают в перспективе опережающий рост туристско-рекреационного бизнеса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. Хотя в настоящее время вклад туриндустрии в экономику округа не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается целым рядом общесистемных проблем.

Текущее состояние дорожных и коммунальный сетей, неразвитость системы коммуникаций и информационных технологий, энергодефицитность большинства регионов, частые перебои в водоснабжении в период пиковой нагрузки обусловливают инфраструктурные ограничения устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа. При этом Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ряд масштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры.

Катализатором начатых процессов выступает подготовка и проведение в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, а также создание сети особых экономических зон туристско-рекреационного типа (в частности, на территориях Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Адыгея). Кроме того, в Южном федеральном округе недостаточно развита собственно туристско-рекреационная инфраструктура, в связи с чем регионы округа малопривлекательны для туристов. Наиболее значимыми ограничениями для устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса выступают дефицит качественных мест размещения, соответствующих международным стандартам, и неразвитость сектора развлечений. Оставляет желать лучшего и качество сервиса. Существенным ограничением устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа является низкая маркетинговая активность, а также отсутствие выстроенной системы дистрибуции.

Регионы-лидеры туристско-рекреационной активности в округе, как правило, специализируются исключительно на пляжном отдыхе. К тому же в качестве основной целевой группы потребителей предлагаемых туристических услуг традиционно рассматриваются преимущественно российские туристы. В совокупности эти факторы свидетельствуют о высокой структурной неустойчивости туристско-рекреационного комплекса, производительность труда в котором со значительным отрывом отстает от среднестатистических отраслевых показателей по России. Еще больший разрыв фиксируется при сравнении с развитыми странами. Во многом это связано с низкими расходами туристов, отдыхающих в Южном федеральном округе.

Отмечается и наличие растущих диспропорций в туристско-рекреационном секторе экономики Южного федерального округа, к числу которых относятся:

увеличение пространственной асимметрии в развитии туризма между отдельными территориями и регионами (в частности, в Краснодарском крае сконцентрировано около 50 процентов всех гостиничных номеров и более 65 процентов номеров в санаторно-курортных организациях);

усугубляющийся структурный дисбаланс между видами туристско-рекреационного бизнеса (в части, касающейся степени и приоритетов их развития), а также между туризмом и другими видами экономической деятельности. Обеспечивая занятость 2,2 - 2,5 процента населения округа, туристско-рекреационный комплекс предлагает заработную плату на уровне, существенно уступающем прочим секторам экономики, что в совокупности с отсутствием стабильных условий труда приводит к оттоку высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики округа, в иные субъекты Российской Федерации и за рубеж;

сегментная несбалансированность присутствия в туристско-рекреационных комплексах крупного бизнеса, с одной стороны, среднего и малого - с другой. В сфере услуг, наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса, зачастую доминируют крупные компании, а там, где требуется высокая капитализация (морские, речные круизы и т.д.), наоборот, происходит распыление потенциала, ресурсов, флота между значительным числом малых и средних собственников.

В совокупности перечисленные проблемы обусловливают невысокую конкурентоспособность туристско-рекреационного комплекса и производимых им продукции и услуг на мировом рынке, нивелируя объективные конкурентные преимущества, присущие Южному федеральному округу. Одновременно происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных туристско-рекреационных комплексов. Нарастание дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы фиксируется и в территориальном, и в профессиональном разрезе. Отмечается также неполное соответствие содержания образования и технологий обучения потребностям туристских сегментов региональных рынков труда.

Не в полной мере реализуется в настоящее время потенциал трансграничного взаимодействия в сфере туризма регионов Южного федерального округа с прилежащими странами. Так, например, возможности подключения портов Азово-Черноморского бассейна к средиземноморским круизным маршрутам, а также развития каспийской круизной линии (по прикаспийским странам - Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан) практически не используются.

Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные средства на следующих приоритетных стратегических направлениях:

развитие институциональной среды и институциональной инфраструктуры, включая механизмы стимулирования и согласования интересов, что предполагает совершенствование нормативной правовой базы, налоговой системы, кредитной политики, а также межведомственную и межрегиональную координацию туристического бизнеса;

обновление инфраструктуры и обеспечение ее эффективной загрузки после проведения в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, то есть в период после 2014 года;

подготовка высококвалифицированных кадров;

диверсификация туристического бизнеса, включая разработку новых эксклюзивных маршрутов и турпродуктов под узнаваемыми в мире брендами (например, территория исторической реконструкции «Сарай-Бату - столица Золотой Орды», территория экологического и культурно-познавательного туризма «Парк рыбного периода» и зона лечебно-оздоровительного туризма на территории озера Баскунчак в Астраханской области и пр.), а также адресных персональных туров, ориентированных на высокодоходные сегменты потенциального рынка Западной Европы, Китая и др.;

организация продвижения региональных турпродуктов и туруслуг на внутренний и международный рынки;

развитие межрегионального и международного сотрудничества в области морского туризма и рекреации;

создание туристско-рекреационных кластеров, поскольку привлекательные туристические зоны различных категорий встречаются в округе повсеместно.

После проведения в г. Сочи XXIIОлимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года Южный федеральный округ унаследует значительное количество спортивных объектов и сооружений, что обеспечит его соответствие мировым стандартам горноклиматических курортов. После 2014 года в г. Сочи наряду с горнолыжными спортивно-туристическими комплексами, находящимися в собственности различных инвесторов, будут созданы федеральные центры по подготовке спортсменов как по летним, так и по зимним видам спорта.

Южный федеральный округ обладает также значительными ресурсами для развития бальнеологии. В настоящее время этот ресурс используется недостаточно. Создаваемый гостиничный фонд в сочетании с природными зонами может дать возможность для круглогодичного лечения и будет служить одним из факторов выравнивания сезонного колебания потока туристов.

В целях устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса в Южном федеральном округе необходимо обеспечить активное развитие как минимум 5 туристических кластеров:

пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий);

горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки);

оздоровительный туризм (Горячий ключ, озеро Эльтон);

экологический туризм (дельта р. Волги, г. Майкоп);

культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия и др.).

Кроме того, значительные перспективы устойчивого развития туризма в Ростовской области открываются с созданием 2 туристско-рекреационных кластеров: «Всплеск» и «Донской».

Как показывает правоприменительная практика, многие положения нормативных правовых актов, регулирующие вопросы развития туристической инфраструктуры, в настоящее время не реализуются в Южном федеральном округе в полной мере. Вместе с тем на региональном уровне необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы международного и трансграничного сотрудничества в области туризма и рекреации, а также стимулирования развития государственно-частного партнерства, кластерной политики и др.

Задачей первостепенной важности в современных условиях становится разработка системы мер по привлечению инвесторов к развитию туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа, что предполагает разработку перечня приоритетных комплексных инвестиционных проектов, обладающих значительным мультипликативным эффектом, их увязывание с общегосударственными, отраслевыми и корпоративными стратегиями, программами и планами, а также объединение в стратегические направления, агрегированные до уровня компетенции федеральных органов исполнительной власти (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и др.).

Для обеспечения реализации перспективных направлений развития туризма и рекреации, а также приоритетных комплексных туристско-рекреационных проектов в Южном федеральном округе необходима разработка конкретных механизмов и схем привлечения дополнительных инвестиций за счет интенсификации межрегионального и международного сотрудничества, использования ресурсов государственных, федеральных и региональных целевых программ, действие которых может быть распространено на туристско-рекреационный комплекс округа, а также расширение возможностей тех федеральных и региональных целевых программ, в рамках которых уже в настоящее время реализуются мероприятия и проекты по развитию туризма и рекреации в Южном федеральном округе, среди которых Программа строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта, федеральная целевая программа «Юг России (2008 - 2013 годы)», региональная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» на 2007 - 2011 годы и др. Помимо средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации целесообразно активно использовать различные механизмы государственно-частного партнерства (концессии, аренда или лизинг, контракты на обслуживание, управление, строительство, инвестиционные и риск-сервисные контракты и т.д.), предполагающие задействование потенциала государственных институтов развития, различных финансовых и нефинансовых институтов, а также иностранных инвестиций.

Реализация предлагаемых мер в указанных приоритетных направлениях позволит достичь к 2020 году (по отношению к 2009 году) следующих общественно значимых конечных результатов: туристические услуги вырастут в 3,5 раза и составят в ценах соответствующего года 15,9 млрд. рублей, услуги гостиниц вырастут в 2,9 раза и составят в ценах соответствующего года 50,3 млрд. рублей. При этом по отношению к 2009 году количество рабочих мест должно увеличиться в 4,5 раза. Средняя заработная плата в отрасли (с учетом роста производительности труда в 6,5 - 7,5 раза) возрастет к 2020 году в 8 раз и составит около 30 тыс. рублей в месяц. Загрузка туристической инфраструктуры в среднем превысит 67 процентов, а доля изношенных основных фондов снизится до 4,5 - 5 процентов. Вклад туриндустрии в экономику Южного федерального округа может превысить 5 процентов.

В основу классификации типов территориально-рекреационных комплексов могут быть положены 2 признака:

В зависимости от функционального назначения, уровня специализации и преимущественного развития тех или иных рекреационных отраслей, - в национальной экономике выделяют различные типы территориально-рекреационных комплексов.

Типы территориально-рекреационных комплексов:

Санаторно-курортный.

Туристско-оздоровительный.

Санаторно-туристско-оздоровительный.

Охотничье-рыболовный.

Туристско-оздоровительно-охотничье-рыболовный.

Всеобъемлющий.

Санаторно-курортные комплексы по функциональным особенностям предназначаются для санаторно-курортного лечения и включают в себя специализированные санаторно-лечебные однопрофильные и многопрофильные учреждения.

Туристско-оздоровительные комплексы предназначаются для различных видов туризма и отдыха. Основными предприятиями этих комплексов являются дома отдыха, туристские гостиницы, городки отдыха, базы, лагеря, мотели.

Санаторно-туристско-оздоровительные комплексы по функциональному назначению служат как для санаторно-курортного лечения, так и для туристско-оздоровительного обслуживания. Такие совмещенные комплексы включают в себя группы взаимосвязанных лечебно-оздоровительных и туристских учреждений.

Охотничье-рыболовные комплексы по функциональному назначению служат для организации спортивной охоты и рыбной ловли, их основные учреждения - приюты рыбаков и "зимовки" охотников, лодочные станции.

Туристско-оздоровительно-охотничье-рыболовные комплексы предназначаются для различных видов туризма и отдыха, охоты и рыбалки, т.е. здесь культивируется вид рекреационной деятельности, соответствующей наименованию.

Всеобщий тип территориально-рекреационного комплекса включает в себя все перечисленные виды рекреационной деятельности и соответствующих ей учреждений обслуживания.

При всей важности социально-экономических составляющих ресурсов, для формирования и развития рекреационного комплекса, главное место занимают благоприятные природные условия. Именно они являются одной из основных материальных предпосылок рекреации.

Наличие этих условий приводит к появлению рекреационных комплексов в новых, ранее экономически не развитых районах страны. Показательны в этом смысле экономическое развитие отдельных горных районов Кавказа, побережья озера Севан, рекреационных территорий Закарпатья, Черноморского побережья Болгарии, прибрежных территорий озера Балатон в Венгрии, которые благодаря важным курортологическим и бальнеологическим факторам получили интенсивное развитие.

Вовлечение в рекреационное использование ранее не тронутых благоприятных сочетаний природных ресурсов может стать не только исходной базой экономического развития новых территорий, но и существенно повлиять на специализацию давно сложившихся территорий.

Рекреационная система весьма требовательна к состоянию окружающей среды , поскольку это основной компонент рекреационных ресурсов.

Наряду со своеобразной, неповторимой природой большой интерес для рекреации представляют памятники истории, культуры и архитектуры.

В качестве рекреационных ресурсов целесообразно рассматривать и этнографические особенности населения, обладающего самобытной духовной культурой населяющих ее народов.

УЧРЕЖДЕНИЯ ОТДЫХА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для организации отдыха трудящихся и их семей предприятия строят базы отдыха. Кроме основного назначения базы отдыха служат местом для проведения общественных, культурных и спортивно-оздоровительных мероприятий. Большое внимание уделяется строительству лагерей отдыха для молодежи, в том числе приезжающей из-за рубежа. Основное назначение молодежных лагерей-организация активного отдыха, сочетающего физкультурно-спортивные, туристические, познавательные и развлекательные формы отдыха.

Все большее значение в организации оздоровления населения приобретают активные формы отдыха, в том числе экскурсионный туризм, позволяющий познакомиться с памятниками культуры и истории страны. В связи с этим особое внимание уделяется развитию сети туристических и экскурсионных маршрутов и строительству туристических учреждений. Для организации отдыха туристов на маршруте, их обслуживания, размещения и питания строятся туристические гостиницы и ту ристические базы. Туристические гостиницы, как и гостиницы общего типа, по уровню комфорта подразделяются на 5 разрядов и размещаются на туристических маршрутах всех видов (кроме специализированных автомобильных и водных; см. гл. 26).

Туристические базы допускают возможность самообслуживания туристов. При размещении в туристических базах родителей с детьми предусматривается группа детских спальных помещений и организация детских игровых площадок на территории.

Для кратковременного отдыха туристов на туристических маршрутах всех видов строятся туристические приюты.

Для автотуристов создается сеть мотелей и кемпингов.

Мотель обеспечивает отдых автотуристов с высоким уровнем гостиничного обслуживания и полным комплексом технического обслуживания автотранспорта.

Кемпинг учреждение чаще всего сезонной эксплуатации, обеспечивающее организацию отдыха автотуристов с упрощенным комплексом всех видов обслуживания (спальные места-в домиках облегченного типа или палатках, питание-на принципах самообслуживания).

УЧАСТКИ САНАТОРИЕВ, УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА И ИХ КОМПЛЕКСОВ

Санатории, дома отдыха, курортные гостиницы и другие учреждения отдыха должны размещаться в строгом соответствии с генеральными планами и проектами детальной планировки курортов, зон отдыха и туризма. Этим определяется функциональное зонирование территории с выделением зон курортно-рекреационной, жилой, лечебной, коммунально-хозяйственной и лесопарковой.

Архитектурно-планировочная организация курортно-рекреационных территорий регламентируется нормативными требованиями «Инструкции по планировке и застройке курортов и зон отдыха». Для строительства курортно-оздоровительных учреждений и их комплексов выделяются живописные лесные массивы, прибрежные территории акваторий, долины и склоны гор, местности с уникальными ландшафтными характеристиками.

Для различных типов учреждений, входящих в состав курортов, зон отдыха и туризма, выделяются участки, площадь которых зависит от типа учреждения (или комплекса) и вместимости их. Площади участка санаториев вместимостью 500 или 1000 мест рассчитываются, в соответствии с нормативными показателями, 150 и 125 м2 на 1 место. Для комплекса санаториев на 2-5 тыс. мест величина этого показателя принимается 120 м2 на 1 место. В домах отдыха вместимостью 500 и 1000 мест расчетный показатель составляет соответственно 130 и 120 м2 на 1 место (для курортных гостиниц он равен 75 м2 на 1 место).

Участки санаториев, учреждений отдыха и туризма должны органично входить в общую систему зеленых насаждений курорта с территориями сохраняемого природного ландшафта; озелененные массивы участков должны составлять не менее 50% их площади. Площадь зеленых насаждений общего пользования в курортно-рекреационных зонах принимается не менее 100 м2 на отдыхающего.

В соответствии с конкретным назначением каждого учреждения отдыха возникает необходимость в формировании при нем той или иной специальной зоны, определяемой его непосредственной функцией: например, зоны лечебного пляжа в санаториях на климатологических приморских курортах, пионерской зоны в пионерских лагерях и т.п. Более сложная система зонирования предусматривается в комплексах курортно-оздоровительных учреждений, которые по своей структуре различаются на однопрофильные (включающие однородные по составу учреждения) и многопрофильные, или полифункциональные.

В состав комплексов входят спальные корпуса, столовые, центры лечебного, курортно-зрелищного и других видов обслуживания. Для рационального размещения этих объектов целесообразно проводить функциональное зонирование территории комплексов с выделением зон: спальных корпусов и столовых, лечебных, культурно-зрелищных, административных, торговых учреждений, парка комплекса и спортивных устройств. В зоне спальных корпусов, как правило, предусматриваются площадки для утренней гимнастики, тихих спортивных игр, а на курортах также отдельные клима- толечебные сооружения и устройства. Блокировка спальных помещений с основными предприятиями питания (столовыми, ресторанами) более характерна для северных районов, в то время, как в южных условиях наряду с таким приемом может быть также использован прием изолированного размещения таких зданий.

Лечебная зона организуется в комплексах санаториев/санаторных гостиниц в многофункциональных комплексах, представляющих собой сочетание этих учреждений. При этом в состав зоны обычно включаются водо- и грязелечебницы, курортная поликлиника, лечебные бассейны. Размещение зоны лечебных учреждений должно учитывать удобство сообщения с зоной спальных корпусов. Для водо- и грязелечебниц выделяется особый участок с подсобным двором, на котором создаются устройства для регенерации лечебной грязи и емкости для хранения минеральной воды.

Зона культурно-зрелищных учреждений располагается в значительном удалении от зоны спальных корпусов, чаще всего в наиболее посещаемой парковой части комплекса. Она включает, как правило, курзал, летний кинотеатр, танцевальную площадку.

Спортивная зона объединяет площадки для шумных игр (баскетбол, волейбол и др.). Ее состав определяется типом комплекса.

Административно-приемная зона в большинстве случаев находится при въезде в комплекс. Она включает административные помещения и помещения приемного блока. В зависимости от вместимости и типа комплекса предприятий торгово-бытового обслуживания (отделение связи, сберкасса, служба сервиса, ремонтные мастерские, комбинат бытового обслуживания, торговые помещения и пр.) могут быть обособлены в независимую зону или присоединены к административной.

Хозяйственная зона и жилой поселок персонала, как правило, размещаются за пределами курортных и рекреационных зон, на специальных территориях, выделяемых в генеральных планах курортов и мест отдыха. Между курортно-оздоровительными учреждениями, жилой и хозяйственной застройкой должны создаваться санаторно-защитные разрывы, размер которых устанавливается с учетом обеспечения оптимальных условий для лечащихся и отдыхающих.

Территория комплекса должна представлять собой благоустроенный парк, в котором расположены здания и сооружения. Целесообразна такая организация территории, при которой компактное размещение застройки позволило бы создать значительные по площади массивы зелени тихого отдыха.

Большое значение имеет разделение транспортного и пешеходного движения при максимальном ограничении доступа транспорта на территорию курортов и мест отдыха. При необходимости для удобства обслуживания отдыхающих может быть организовано движение малогабаритного автотранспорта.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ

Условия организации отдыха и лечения в зданиях курортно-оздоровительных учреждений и их комплексов обусловливают функциональную необходимость и наличие в них следующих групп помещений: приемно-вестибюльной; спальных; предприятий общественного питания; культурно-массового и спортивно-оздоровительного обслуживания; лечебных (для санаториев); административно-приемных; хозяйственно-бытовых.

Приемно-вестибюльная группа помещений санаториев по своему составу и взаимосвязям очень близка к аналогичной группе в гостиницах, Однако площадь ее на 1 место принимается 0,47 м2 вместо 0,74 м2 в гостиницах. Уменьшение площади этой группы в санаториях находит свое «Объяснение в эксплуатационных особенностях санаториев, где вестибюли несут меньшую функциональную нагрузку и заезд в которые осуществляется в определенные сроки, а процесс оформления прибытия проще процесса получения номера в гостинице. При вестибюльной группе в санаториях предусматривается кабинет дежурного врача.

Группа спальных помещений, являясь основной, составляет в санаториях около половины объема зданий. Нормативная площадь спальной комнаты в санаториях установлена: на одного человека- 9 м2; на двух-12 м2. В связи с необходимостью организации лечения при спальных комнатах (палатах) в санаториях следует предусматривать специальные медицинские помещения: кабинет врача и процедурные.

Каждая жилая комната должна иметь лоджию или балкон, что позволяет обеспечить более длительное пребывание проживающих в санатории среди природного окружения, на свежем воздухе. Кроме того, предусматриваются галереи и балконы общего пользования, а также веранды для климатолечения. Часто для этой цели используется плоская кровля.

В спальных корпусах санаториев выше двух этажей должен быть предусмотрен лифт. Высота этажа спального корпуса санатория принимается повышенной, равной 3,3 м.

Ориентация спальных комнат в санаториях должна строго соответствовать требованиям норм. Оптимальной ориентацией признается южная и юго-восточная. Западная и юго-западная ориентация создает в летние месяцы перегрев, а в зимний период не обеспечивает достаточной инсоляции. Диапазон благоприятной ориентации в целом зависит от географической широты местности.

Группа предприятий общественного питания. Столовая - одно из важнейших функциональных подразделений санатория, дома отдыха и пансионата. За каждым отдыхающим закрепляется постоянное место в столовой с обслуживанием официантами. Площадь обеденного зала определяется из расчета 1,4-1,5 м2 на одного отдыхающего.

В учреждениях, где отдыхающие обслуживаются официантами, предполагается единовременная посадка всех 100% отдыхающих в обеденных залах (вместимость каждого зала не должна превышать 250 мест). Такая система носит название «односменной» посадки. В учреждениях отдыха, а также на туристических базах, допускающих самообслуживание, вместимость обеденных залов рассчитывается на 50% численности отдыхающих (так называемая двухсменная посадка).

Все предприятия общественного питания, характерные для учреждений отдыха, туризма и санаториев, следует проектировать согласно нормативным требованиям главы ДБН по проектированию предприятий общественного питания.

Для туристических, курортных гостиниц и мотелей характерен развитый состав предприятий общественного питания, который для каждого учреждения определяется в зависимости от его разряда.

Потребность в организации развлечений, спокойных и динамичных игр, зрелищных мероприятий заложена в самой функции отдыха. Этим и обусловливается необходимость размещения в санаториях, учреждениях отдыха и туризма специальной группы помещений культурно-массового обслуживания.

Конкретный состав этой группы помещений определяется в зависимости от типа учреждения и от его вместимости, а также от местоположения данного учреждения. Так, например, расположение курортной гостиницы в крупном центре, имеющем развитую открытую сеть общественного обслуживания с кинотеатрами, эстрадами и пр., исключает функциональную необходимость в организации зрительного зала и т.п. помещений в гостинице. Поэтому на туристических базах и пансионатах круглогодичного действия, проект ируемых для строительства в зонах отдыха и на курортах предусматривается снижение норматива суммарного показателя площади, отводимой для организации помещений культурно- массового обслуживания.

Помещения данной группы во избежание создания помех для покоя отдыхающих обычно размещаются в значительном удалении от жилых комнат и зачастую выделяются в изолированный блок, связанный с основным зданием или полностью автономный и включенный в здание общественного корпуса.

В комплексах учреждений отдыха состав помещений культурно-массового обслуживания примерно такой же, как и в отдельном учреждении. Однако большая вместимость комплексов позволяет создавать крупные, хорошо оборудованные курзалы, в состав которых входят два-три зрительных зала, просторные фойе, специальный. танцевальный зал, большая библиотека, многочисленные аудитории, крупные плавательные бассейны и спортивные залы.

Обеспечение оптимального режима отдыха предполагает организацию не только культурного досуга отдыхающих, но также создание условий для их физического оздоровления. Для этой цели в учреждениях отдыха, туризма и санаториях могут предусматриваться спортивно-оздоровительные помещения, сооружения и площадки. К ним относятся открытые и закрытые плавательные бассейны, сауны или русские бани, в ряде случаёв спортивные залы и, как правило, различные площадки и сооружения спортивно-оздоровительного назначения, размещаемые на территории учреждения (площадки для волейбола, тенниса, бадминтона, пляжи и т.п.). Как правило, бассейны предусматриваются в комплексах учреждений, например в комплексах домов отдыха, пансионатов и гостиниц, где становится целесообразной организация специальных спортивных залов.

В отдельных учреждениях отдыха бассейны проектируются при вместимости учреждения не менее 1000 мест, а в туристических гостиницах-лишь при наличии в них высшего разряда и в случае размещения на морских побережьях.

В соответствии с нормами в туристических, курортных гостиницах и мотелях высшего-III разрядов проектируются сауны; в учреждениях высшего и I разрядов при саунах размещается бассейн с баром.

При формировании комплексов учреждений в них создаются спортивные центры с развитым составом помещений, сооружений и спортивных площадок для различных видов спортивных занятий.

АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ САНАТОРИЕВ, УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА И ТУРИЗМА

Композиция крупных комплексов, равно как и отдельных учреждений отдыха и туризма, а также санаториев, создается в результате всестороннего и максимального изучения особенностей местной природной среды; выбор композиционного решения отдельного учреждения или комплекса их должен быть определен в рамках общего архитектурного замысла курортной или рекреационной зоны в целом. Рациональная взаимосвязь помещений с учетом благоприятной ориентации спальных комнат и требований современной технологии служит функциональной основой для окончательного выбора композиционного решения здания.

В практике проектирования и строительства санаториев, домов отдыха, курортных гостиниц, а также других учреждений, как правило, используются следующие приемы композиции:

централизованный прием, когда все группы помещений располагаются в пределах единого корпуса;

блочный прием, при котором отдельные группы помещений, размещенные в обособленных зданиях, примыкают друг к другу или образуют сложную пространственную композицию, будучи связаны друг с другом теплыми переходами;

павильонный прием, характерный расположением отдельных групп помещений в несвязанных между собой автономных зданиях.

Централизованный прием композиции обусловливает возможность получения наиболее экономичного решения, максимального сохранения ценной территории благодаря компактности застройки. Однако он вынуждает приблизить спальные комнаты к помещениям общественного назначения, в том числе к пищеблоку, а" также лечебным помещениям, ввиду чего нарушается возможность достаточной изоляции их от шума и запахов кухни.

Прием централизованной композиции уместен в случаях, когда территория, отведенная под строительство учреждения отдыха или санатория, имеет ограниченные размеры. Централизованный прием композиции исторически сложился в санаториях, домах отдыха и пансионатах небольшой вместимости, где объем помещений общественного назначения не настолько велик, чтобы выделять эти помещения в самостоятельные блоки.

Блочный прием композиции получил достаточно широкое распространение в последнее время вследствие укрупнения санаторно-оздоровительных учреждений. Благодаря этому возникли предпосылки для выделения в отдельные блоки спальных, лечебных, клубных групп помещений, а также предприятий общественного питания; соединение блоков переходами создает удобную связь, сохраняя должную изоляцию этих групп помещений.

Павильонный прием композиции в строительстве санаториев, курортных гостиниц, домов отдыха, пансионатов и мотелей применяется редко; он наиболее характерен для летних учреждений отдыха (баз отдыха, кемпингов, молодежных и пионерских лагерей). Преимуществом павильонного приема композиции является максимальное приближение отдыхающих, проживающих в отдельных домиках, к природному окружению. Однако этот прием требует значительного удлинения коммуникационных связей и инженерных сетей.

Большое влияние на выбор композиционного приема оказывают природно-климатические условия. Необходимость сквозного проветривания наряду с потребностью в оптимальной ориентации в районах с жарким влажным климатом обусловливает применение в спальных корпусах односторонней застройки, а также больших лоджий и широких проемов. В жарких сухих районах важную роль приобретают затененные пространства: жилые помещения целесообразно раскрыть на затененные внутренние дворики, отгородив их от внешней среды глухими стенами с небольшими проемами и создав пластичные фасады, затеняющие друг друга своими объемами.

В северных районах страны оправданы компактные решения зданий, позволяющие уменьшить теплопотери.

Существенное влияние на выбор композиции в современных условиях дефицита рекреационных территорий может оказывать рельеф застраиваемого участка.

Увеличение доходов и свободного времени у людей стимулирует развитие рекреации. Рекреа́ция - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.

Понятие охватывает санаторно-курортное лечение и туризм.

Сейчас некоторые страны мира уже получают значительную часть своего ВВП за счёт организации отдыха. В России в целом рекреационная сфера развита недостаточно и одним из главных препятствий является неразвитая инфраструктура. С этим столкнулись все регионы России, возлагавшие надежды на приток к себе туристов.

Развитие инфраструктуры сопровождают противоречия. Туризм ориентируется на культурно-исторические или природные ресурсы. Туристов интересует историческая и культурная подлинность и чистая природа, но и жить они хотят с удобствами. Стоит же начать создавать эти удобства как поток отдыхающих растёт и от первозданности мало что остаётся. Если говорить специально о природном туризме, то возникает проблема определения допустимой нагрузки на территорию, которая не приводила бы к деградации среды. В этом отношении дикий туризм, развивающийся в условиях отсутствия инфраструктуры, гораздо губительнее для природы, чем упорядоченный, в т.ч. и инфраструктурными мерами.

Рекреационную инфраструктуру можно подразделить на две части.

Во-первых, инфраструктура, создающая общие условия развития как и для других отраслей. Это транспорт, связь, коммунальные системы, торговля и бытовое обслуживание.

Во-вторых, рекреационная сеть, включающая места размещения и питания и специальное оборудование для проведения туров, экскурсий и принятия процедур. Подробнее остановимся именно на этой части.

Места размещения туристов, относящиеся к туристской инфраструктуре, включают гостиницы, частные пансионы, постоялые дворы, гостевые дома. При их оценке учитывается общее число мест с дифференцированной оценкой по классам, а также размещение по территории региона, расположение их вблизи туристских объектов и маршрутов;

Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха - санатории, санатории-профилактории и пансионаты с лечением, а также отдельно функционирующие курортные поликлиники, водо- и грязелечебницы.

Базы отдыха - материально наименее оснащенные учреждения отдыха, как правило, принадлежащие различным предприятиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. По данным Росстата их количество из года в год сокращается.

Туристские учреждения представлены турбазами, приютами, туристскими стоянками, обслуживающими туристские маршруты, альпинистскими лагерями и предприятиями гостеприимства (туристскими гостиницами и кемпингами, предназначенными в основном для размещения путешествующих экскурсантов, круизными теплоходами). Особое место среди предприятий спортивного туризма занимают дома рыбаков и охотников, создававшиеся обществами рыбаков и охотников на территории охотохозяйств.

Перечисленные выше учреждения могут содержать и обслуживать сеть оборудованных туристско-экскурсионных маршрутов, в т.ч. экологических троп.

Основными показателем развития рекреационной сети является плотность рекреационных учреждений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. км2 территории или обеспеченность сетью в расчёте на тысячу жителей.

К сожалению данные о развитии туристской инфраструктуры по регионам России Росстат не даёт, а информация региональных органов статистики отрывочна и несопоставима: некоторые вообще не публикуют соответствующих данных, а у других используются разные показатели. Имеются публикации по районированию туризма, но больше опирающиеся на сведения о природном и культурно-историческом потенциале туризма, который не факт, что используется.

Похожие публикации