Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Методист в детском саду. Секреты успешной работы. Должностная инструкция методиста по дошкольному образованию с Требования к методисту в детском саду

Общие положения
    Методист по дошкольному образованию назначается и освобождается от должности заведующей отделом образования администрации Судогодского района по представлению заведующей РМК. На период отпуска и временной нетрудоспособности методиста его обязанности могут быть возложены на другого методиста. Методист по дошкольному образованию должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогической и руководящей должности. Методист подчиняется непосредственно заведующей РМК. В своей деятельности методист руководствуется Конституцией, законами РФ, Конвенцией о правах ребенка, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образования по вопросам образования и воспитания обучающихся, приказами и распоряжениями заведующей методкабинетом, настоящей должностной инструкцией .
Функции

Основными направлениями деятельности методиста по дошкольному образованию РМК являются:

§ Организация методической и информационной работы в РМК и с ДОУ.

§ Организация и координация методической работы районных методических объединений.

§ Организация работы по научно-методическому обеспечению содержания образования и воспитания в ДОУ.

§ Организация и разработка необходимой документации по вопросам диагностики, прогнозирования, планирования методической работы в ДОУ.

Должностные обязанности

Методист по дошкольному образованию выполняет следующие обязанности:


§ в определении содержания, форм, методов и средств обучения;

§ в подготовке аналитических материалов для аттестации ДОУ, руководителей и педагогических работников.

3.5.Организует и координирует деятельность районных МО заведующих ДОУ, педагогов, музыкального руководителей, инструкторов по физической культуре.

3.6.Обеспечение педагогических работников необходимой информацией по вопросам:

    современно направления развития образования; программно-методическому обеспечению ДОУ.

3.7.Выявляет, изучает и обобщает педагогический опыт:

    собирает, систематизирует, обрабатывает материалы по обобщению опыта; знакомит с адресами педагогического опыта; распространяет опыт через разнообразные формы (совещания, семинары, выставки).

3.8.Проводит индивидуальную групповую методическую работу с педагогами (консультации, семинары, практикумы).

3.9.Готовит информационно-аналитические материалы, методические рекомендации в пределах своей компетенции.

3.10. Готовит предложения в план работы методического кабинета.


3.11. Обобщает аналитические материалы по содержанию методической работы, которые используются для эффективной работы с ДОУ.

3.12. Повышает квалификацию и мастерство.

Права

Методист по дошкольному образованию имеет право в пределах своей компетенции:

§ Принимать участие в работе Совета кабинета.

§ Разрабатывать и создавать методические документы, касающиеся вопросов образования, воспитания и развития и не противоречащих действующему законодательству.

§ Вносить предложения по совершенствованию структуры методической службы.

§ Повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 5 лет.

§ Аттестовываться на добровольной основе на 1 или высшую квалификационную категорию.

§ От имени РМК запрашивать для составления отчетов рабочую документацию МОУ (РИК-83, карточки повышения квалификации и т. п.).

Ответственность
    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин законных распоряжений заведующей РМК и иных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, методист по начальным классам несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. За совершение аморального проступка методист по начальным классам может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности. За нарушение правил пожарной безопасности , охраны труда , санитарно-гигиенических правил работы в РМК методист привлекается к дисциплинарной ответственности и случаях, предусмотренных административным законодательством.

Заведующая РМК.

С инструкцией ознакомлена.

Значение термина методист в переводе с греческого обозначает следование чему-нибудь, в системе образования методистом выступает педагог, основная деятельность которого изучение и разработка методов преподавания, оптимизация обучения. Первые специалисты по методике изучения какого-либо предмета появились в России в 19 веке, а к середине столетия обмен опытом, педагогическим мастерством и методами работы стал носить системный характер. Таким образом, к 20 веку сформировался отдельный подвид профессии педагога – педагог-методист.

Работа методиста затребована во всех учреждениях системы образования, начиная от детских садов, переходя в школы, лицеи, техникумы, ВУЗы и завершая педагогическими центрами. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию важных социальных задач: обучение, воспитание и подготовка нового поколения, чей образ жизни в дальнейшем определит будущее государства в социально-экономическом и научно-техническом аспекте. По этой причине недопустимо наличие ошибок и недочетов в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений.

Знания и опыт методиста влияют на качество образовательно-воспитательного процесса в детском саду. Совершенствовать свои профессиональные компетенции методист может, в том числе, с помощью курсов повышения квалификации. Например в Школе Менеджера образования , где собраны онлайн-курсы для педагогов по самой разной тематике. Зайдите сюда , чтобы подобрать подходящий курс, записаться и начать обучение.

Какие функции выполняет методист в детском саду

Область ответственности методиста в дошкольном учреждении – управление учебно-воспитательной работой, распространение передового опыта, оптимизация действий педагогического коллектива. Сфера деятельности методиста распространяется абсолютно на все, что позволяет сделать пребывание ребенка в детском саду максимально комфортным и интересным. Стимуляция познавательной деятельности, подбор игрушек для детей согласно возрасту и методический пособий для учителей и воспитателей, контроль выполнения программы по обучению и воспитанию в детском саду – это все заслуги педагога – методиста.

В перечень основных должностных обязанностей и функций методиста в детском саду входит:

  1. Организация деятельности педагогического коллектива на базе обработки и анализа результатов, повышение эффективности.
  2. Обучение воспитателей, участие в переподготовке специалистов, повышении уровня квалификации, консультирование и практическая помощь при разработке материалов, учебно-перспективных планов и программ работы с дошкольниками.
  3. Распространение передового опыта среди воспитателей всех возрастных групп детского сада, распространение педагогических знаний среди родителей воспитанников дошкольного учреждения.

Среди педагогических аспектов, координирующих характер деятельности методиста, присутствует принцип профессионального соответствия занимаемой должности.

Непрерывное обучение педагога – залог соответствия занимаемой должности. Чтобы обеспечить постоянный профессиональный рост, методистам ДОО важно регулярно повышать квалификацию. Например, в Школе Менеджера образования . На этом портале собраны онлайн-курсы повышения квалификации на любую интересующую тему. Материалы курсов постоянно обновляются, что позволяет методистам всегда быть в курсе изменений и новых подходов к воспитанию и образованию дошкольников. Выбрать подходящий курс и записаться на обучение можно .

Профессиональные качества методиста ДОУ

В характеристике методиста ДОУ раскрывается степень владения характеристиками профессии. Педагоги-методисты решают вопросы верной организации учебного процесса, умение вести грамотный диалог, становиться ориентиром для коллег в системе образования, ступать в ногу со временем, ориентируясь на показатели сегодняшнего дня – вот суть работы.

Для реализации поставленных задач необходимо в обязательном порядке обладать следующими компетенциями:

Качества для аналитической работы. Решение задач с наличием закономерностей, положительный подход к получению знаний, умение перспективно мыслить, анализировать вероятный результат.

Социальная компетентность включает в себя толерантное отношение к окружающим и проявление интереса, внимание к обширному кругу вопросов, желание сотрудничества и терпимое отношение к наличию ошибок, пунктуальность и обязательность.

Умение решать проблемы не только в теории, а и на практике характеризуют методиста как опытного педагога- практика. Принятие выверенных решений, умение создавать новые идеи, принимая во внимание все детали вопроса и умелое использование источников информации обеспечивает профессиональный рост и накопление бесценного педагогического опыта.

Методическая компетенция. Объединение таких профессиональных навыков как верная постановка целей, проведение диагностики, умение выявлять необходимую информацию с последующим хранением и использованием, создание проектов и программ повышения опыта педагогов.

Наряду с перечисленными профессиональными качествами методиста ДОУ и компетенциями для успешной профессиональной деятельности педагогу-методисту необходимо обладать аналитическими и диагностическими умениями для диагностики и проведения анализа проблемно-ориентированного воспитательно-образовательного процесса. Обладая навыками прогнозирования не составит труда составить вероятные сценарии событий. Работа с документацией и разработкой нормативных программ и проектов управляется навыком проектирования и программирования.

Профессионализм методиста отображает совокупность всех компетенций, умений и навыков на выработанном практикой уровне, что в свою очередь закладывается в характеристику для методиста ДОУ.

Характеристика методиста детского сада

Каждый сотрудник образовательного учреждения периодически проходит обязательную аттестацию для повышения или подтверждения квалификации и на соответствие занимаемой должности. Характеристика на педагога ДОУ в детском саду составляется заведующей дошкольного образовательного учреждения и отображает проделанную сотрудником работу за период занятости на данной должности.

Помимо периодического прохождения аттестаций характеристика требуется также и представлении к награде или награждении почетной грамотой. Правильное и грамотное составление обеспечивает рассмотрение на уровне муниципалитета и поощрение методиста ДОУ за усердную и плодотворную работу, исполнение всех должностных инструкций на высшем уровне.

В характеристике в обязательном порядке отмечается уровень качества выполнения должностных обязанностей, профессиональная подготовка сотрудника, оценка организаторских способностей, что для методиста крайне важный пункт в работе, описание личностных качеств, подробный перечень проведенной методической работы, активность на объединениях и педагогических советах, рекомендации от прошлой аттестации и степень их выполнения.

Составление плана характеристики на методиста дошкольного учреждения

План характеристики на методиста по работе с детьми включает следующие подпункты:

Официальная информация и персональные данные. Фамилия, имя и отчество, дата рождения, образование (название учебного заведения, факультет обучения, полученная специальность и год выпуска), длительность работы по занимаемой должности.

Профессиональные качества, которыми обладает сотрудник (для написания характеристики на методиста ДОУ для награждения основной момент документа). Детальное описание профессиональных умений, опираясь на задачи, установленные Министерством образования РФ и ФГОС. Указываются все результаты методической деятельности, разработанные методики, которыми успешно пользуются коллеги, наличие публикаций.

Работа в сфере образования, разработка новых технологий и передовых методов обучения ответственный труд, которым занимаются исключительно профессионалы данной области. Для каждого из сотрудников имеет место заслуженное награждение в виде награды или грамоты. Чтобы поощрение нашло своего адресата, руководство дошкольного учреждения обязуется в установленные сроки подать пакет документов в Управление образованием, где особое место отводится характеристике, от правильного составления которой напрямую зависит конечный результат по рассмотрению кандидатуры.

За время работы в дошкольном учреждении методисты развивают профессиональные и творческие качества, нарабатывают опыт. Педагогическая грамотность и ответственное отношение к работе обеспечивает возможность получить высокий уровень профессиональных компетенций, реализовать требования ФГОС к дошкольным учреждениям.

Накопленный за несколько лет работы опыт в области методики и профессиональная заинтересованность переходят в основу для реализации инновационных разработок, идей и методов грамотного построения учебно-воспитательной работы. Эффективность данных инноваций в действии отражается в дальнейшем в результатах диагностических исследований по степени овладения подопечными задач ФГОС в дошкольном учреждении.

Вклад в развитие образовательной деятельности учреждения достигается благодаря наличию у педагога добросовестного отношения к занимаемой должности, ответственности за возложенные обязанности, трудолюбия и целеустремленности. Методист в детском саду может периодически принимать роль старшего воспитателя, подготавливая и направляя в деятельности студентов и младших специалистов, молодых педагогов, знакомя с инновационными техниками и передовым опытом методики.

Институты образования, будь то коммерческие или государственные, нуждаются в систематизировании процесса образовательной деятельности. За это отвечает отдельный сотрудник - методист. Это человек, от работы которого напрямую зависит качество обучения. Рассмотрим данную специальность более подробно в разных направлениях.

Кто такой методист?

Методист- это специалист, который выполняет ряд функций по организации педагогической и культурной деятельности. Методисты есть в каждой образовательной и воспитательной организации. Должность методиста не предполагает лишь одну теорию, работники не оставляют практику.

Обычно берут на эту должность педагогов со стажем работы не менее трёх лет. Поскольку человек, который знает работу изнутри, более полноценно понимает специфику этой деятельности.

Первейшая задача методиста - выработать план обучения таким образом, чтобы преподаватель мог ясно и грамотно преподнести информацию своим ученикам. Материал должен по смыслу подходить конкретной возрастной группе и максимально способствовать эффективности усвоения.

Образование методиста

При принятии на работу требуется наличие высшего педагогического образования. Но существуют возможность трудоустройства и со среднем специальным образованием по специальности «Педагогика». При этом кандидат должен отлично ориентироваться в делопроизводстве, знать принципы разработки методических материалов и иметь большой стаж преподавательства.

Из личных качеств приветствуется обязательность, грамотность, внимательность и усидчивость. От работы методиста зависит организация учебного процесса в целом, усвоение слушателями учебного материала.

Востребованность методиста

На бирже труда работа методистом достаточно востребована. Это объясняется тем, что в любой образовательной системе, такой как детский сад, школа, вуз, дом культуры, развивающий центр, требуется человек этой профессии. Подобную вакансию можно встретить и в медицинских организациях, крупных туристических компаниях и центрах переквалификации. Один словом, специалист в своём деле без работы не останется.

Методист в начальных образовательных учреждениях

Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе. Но главная задача такого сотрудника в дошкольном учреждении - контролировать работу педагогов. Он разрабатывает расписание занятий, обучающие программы, контролирует их исполнение.

Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.

При этом методист консультирует своих коллег, предоставляет им всю необходимую учебную литературу. Особенно это касается молодых педагогов, только закончивших университет. Достаточно часто проводятся беседы с воспитателями по новым направлениям в образовании. Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.

К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.

Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист. Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.

Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы. Бесценный груз знаний используется для улучшения и развития практической деятельности.

Методист в школе и вузе

Деятельность специалиста в школе и вузе ещё более обширна. Методист, образование которого высшее, способен анализировать весь учебный процесс. На каждый год составляется план работы методиста, он обязан строго его придерживаться, а в конце года подготовить отчёт по своей работе. Кроме составления учебных планов, программ и расписаний, методист выполняет следующие обязанности:

  • ведение документации;
  • определение нагрузки для каждого преподавателя;
  • контакт со сторонними организациями;
  • внедрение материалов для повышения квалификационного уровня сотрудников;
  • организация олимпиад, конкурсов, выставок;
  • разработка пособий для образовательного процесса;
  • организация воспитательной работы, в том числе с трудными подростками;
  • выпуск стенгазет и наполнение сайта школы;
  • организация общешкольных родительских собраний;
  • посещение открытых уроков с последующим обсуждением;
  • организация семинаров по психологии и педагогике для преподавателей.

И это далеко не полный список деятельности методиста, всё зависит от направленности образовательного учреждения.

Методист в домах культуры и развивающих центрах

Современные родители заботятся тщательно о всестороннем развитии своего ребенка. От этого напрямую зависит реализации его как личности и достижение успеха в будущем. Именно поэтому так востребованы всевозможные развивающие учреждения, как государственные - дома культуры, так и частные - развивающие центры.

Для организации процесса работы таких учреждений обязательно должен присутствовать в штате методист. Здесь он может в полной мере проявить свой творческий потенциал.

Методист - это тот человек, который определяет количество человек в группе, разрабатывает для каждого рода занятий методические пособия, составляет учебные планы, предусматривает и разрабатывает дидактические материалы. Также принимает активное участие в подготовке сценариев для спектакля и концертов. Его роль в подобных учреждениях очень важна, от неё зависит, будет ли интересна детям тематика кружков и возникнет ли у них желание посещать данные занятия.

Зарплата

Зарплата методиста зависит от того, в каком учреждении он работает. Если это государственное учреждение, то она лишь немного превышает заработную плату рядового педагога и является средней по региону. Если это коммерческие учреждения, то здесь, как правило, зарплата выше среднего и зависит от опыта и дополнительных профессиональных знаний.

Права и ответственность

Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:

  • он должен знать все новшества, которые собирается внедрить руководство учреждения;
  • методист - это тот человек, который имеет право выносить спорные вопросы на обсуждение;
  • также он может повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет;
  • имеет право разрабатывать и внедрять методические документы по образованию, соответствующие действующим законам;
  • может вносить свои предложения по улучшению структуры методической службы.

Должностная инструкция методиста прописывает большую ответственность за весь образовательный процесс. Устав организации и инструкция - основные документы его работы.

Если образовательный процесс не показывает эффективности, то в первую очередь ответственность будет нести методист. Кроме того, он обязан поддерживать в порядке всю необходимую документацию, заполняя все формы и таблицы, и по первому требованию предоставлять их руководству. В противном случае может лишиться премии или получить выговор. Как и любой сотрудник, он несёт ответственность за причинённый материальный ущерб в результате своей деятельности.

Карьерный рост. Плюсы и минусы специальности

Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист - человек, у которого может быть хороший карьерный рост.

Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:

  • востребованность на рынке труда;
  • возможность творческого подхода к деятельности;
  • постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
  • социальное служение людям, воспитание молодого поколения.

Основным недостатком работы методиста является небольшой заработок. Но тем, кто хочет полностью реализовать свой творческий и профессиональный потенциал, научиться находить подход к каждому человеку, она обязательно подойдет.

Методист в учреждении дополнительного образования является ключевой фигурой, обеспечивающей качество образовательного процесса. Функции методиста широки и многогранны. Для того чтобы их реализовать сам специалист должен обладать огромным багажом знаний в области педагогики, психологии, методики обучения и воспитания, обладать навыками организаторской работы, коммуникативными навыками. И, в первую очередь, должен четко знать, какие требования предъявляются к нему. Немаловажное место в этом занимают требования к ведению методистом его собственной документации. Документация методиста - это его лицо, отражающее систему и содержание работы, его профессиональный уровень, деловые и личностные качества. Аккуратное ведение рабочей документации методистом усиливает его профессиональную успешность. Во многих источниках литературы предлагается различные варианты перечня документации, которую должен вести методист. Отсутствие единых требований дают возможность устанавливать данный перечень учреждениям самостоятельно, исходя из тарифно-квалификационных требований, должностных обязанностей, специфики учреждения, целесообразности, направления деятельности методиста. Данный перечень может утверждаться локальным актом учреждения, на педагогическом, методическом советах и быть обязательным для методиста данного учреждения.

Примерный перечень рабочей документации методиста:

Перечень документов регламентирующих и фиксирующих работу методиста учреждения внешкольного воспитания и обучения определяется, в первую очередь исходя из функций, которые выполняет методист, его должностных обязанностей, его направления деятельности, специфики учреждения, требований администрации. Все авторы статей и разработок в области организации работы методических служб, не едины в своем мнении. Поэтому можно определить минимальный перечень рабочей документации, который необходимо иметь методисту учреждения внешкольного воспитания и обучения.

1. Анализ работы за предыдущий учебный год.

2. План работы на год.

3. План - сетка на каждый месяц.

3. Журнал учета консультаций.

4. Журнал учета посещения учебных занятий.

5. Документация творческих объединений педагогов:

Положение;

Программы (планы работы на год).

Протоколы заседаний; материалы заседаний.

6. Положения о конкурсах, смотрах и др.

7. Банк данных о педагогических кадрах.

8. График проведения открытых занятий педагогов.

9. Аналитические материалы текущего и итогового характера (анализы семинаров, конкурсов и т.д.)

10. Тематические папки.

Некоторые образцы рабочей документации

Примерные должностные обязанности методиста

Согласовано Утверждаю

Председатель профкома Директор Учреждения

Ф.И.О. __________________ Ф.И.О. (подпись) (подпись)

«_____»____________200__г. «_____»_______________200__г.

Должностные обязанности

методиста учреждения дополнительного образования

  • 1. Планирует методическую работу в соответствии с целями учреждения и направлением работы.
  • 2. Проводит диагностику педагогических затруднений.
  • 3. Организует информационное сопровождение образовательного процесса.
  • 4. Помогает педагогу прогнозировать ближайшую перспективу профессионального развития.
  • 5. Осуществляет издательскую деятельность.
  • 6. Осуществляет экспертизу образовательных программ и контроль за их выполнение.
  • 7. Выявляет, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт.
  • 8. Разрабатывает в помощь педагогам различного рода методическую продукцию.
  • 9. Координирует деятельность педагогического коллектива по выполнению методического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
  • 10. Создает банк данных об инновационных формах и методах в области образования.
  • 11. Обеспечивает своевременной информацией о возможности курсовой переподготовки педагогов за пределами региона.
  • 12. Создает условия по повышению квалификации педагогов учреждения.
  • 13. Осуществляет подготовку педагогов в межаттестационный период.
  • 14. Обеспечивает формы творческого самовыражения педагогов посредством организации работы различного рода творческих объединений
  • 15. Осуществляет подготовку и проведение образовательных мероприятий по своему направлению.
  • 16. Занимается созданием методического фонда па различным направлениям.
  • 17. Следит за соблюдением сохранности оборудования, правил санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности.
  • 18. Разрабатывает программу мотивации и стимулирования педагогов.
  • 19. Обеспечивает выполнение правил внутреннего трудового распорядка.

Должен знать: Законы РФ, решения по вопросам образования и воспитания, нормативные документы УО в пределах компетенции учреждения, основы управления и трудового законодательства, основы педагогики и педагогической психологии, возрастные и физиологические особенности детей и подростков; содержание деятельности ВУ, современные достижения науки, техники, культуры и искусства; правила и нормы по охране труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностные обязанности методиста по взаимодействию с детскими и молодежными

общественными организациями, объединениями

  • 1. Формирует банк данных о детских и молодежных общественных организациях и объединениях области.
  • 2. Проводит анализ состояния и развития детских и молодежных общественных организаций и объединений.
  • 3. Разрабатывает положения, методические рекомендации, способствующие активизации деятельности детских и молодежных организаций и объединений.
  • 4. Оказывает организационно-методическую помощь лидерам детских и молодежных общественных организаций и объединений в реализации их программ деятельности.
  • 5. Выявляет, обобщает и распространяет формы работы детских и молодежных организаций и объединении.
  • 6. Организует взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями, школами, общественностью.
  • 7. Организует и проводит различные образовательные мероприятия для педагогов области по данному направлению.
  • Способствует развитию социальной деятельности детей и молодежи через организацию деятельных проектов, конкурсов и т.д.
  • Совершенствует свой профессиональный и методический уровень, повышает свою квалификацию.

Должен знать: методы научно-исследовательской работы и целевого планирования, составление целевых комплексных программ, основные закономерности развития личности ребенка, специфику его потребностей, интересов, теорию и методику воспитания, педагогику и психологию, методику обучения педагогических работников основам методики воспитания и развития детей; современные достижения науки, техники, культуры, искусства; содержание деятельности внешкольных учреждений и нормативные документы, которые регламентируют их работу; правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Историю отечественного и зарубежного детского движения. Знать историю, теорию и методику работы скаутской организации, национальных объединений, экологических движениях.

Владеть методикой воспитательной работы в детском объединениии, методикой организации деятельности детской организации, владеть техникой разработки проектов, программ деятельности общественных организаций.

Примерная схема анализа деятельности методиста

Анализ работы составляется методистом ежегодно по окончанию учебного года. Схема анализа может быть произвольной. Но она обязательно должна отражать все аспекты и особенности работы методиста. Анализ работы - это непросто констатация фактов проделанной работы, а анализ с позиции

Что было сделано? Как было сделано? Что удалось? Что не удалось? Причины.

Анализ деятельность методиста направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств воздействия на достижения целей, на объективную оценку полученных результатов.

Примерная схема анализа методиста

1. Характеристика потенциала педагогов

всего педагогов (из них основных, совместителей);

по стажу работы

по образованию

Статистические данные приводятся в сравнении с прошлым учебным годом. Можно в сравнении с областными, республиканскими показателями. Анализ статистических данных делается с указанием причин увеличения или снижения данных.

2. Структура, направление методической работы (по каким блокам, направления). Расшифровка по этим направлениям.

3. Цели и задачи, которые ставились в прошедшем учебном году:

обоснованность их выбора, их направленность на достижение целей и задач учреждения.

Решают ли они проблемы, выявленные в результате диагностики, анализа;

соблюдается ли преемственность в постановке задач;

реалистичность;

4. Диагностика и ее анализ

какие диагностические процедуры были проведены, их результаты, вывод

какие статистические показатели собраны, их анализ, вывод.

5. Организационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

организация работы МО (по каким профилям, кто руководитель, темы МО, сколько педагогов посещало, краткий анализ, вывод)

работа творческих групп (количество участников, проблема (тема), над которой суть содержания работы, принцип, результат работы

образовательные семинары (темы, периодичность, методика организации, итог, вывод)

изучение и обобщение опыта (чей, когда, в какой форме результат, где печатался, распространялся, внедрялся, представлялся)

организация методических или индивидуальных выставок педагогов

характеристика образовательных программ (сколько, каких, достоинства, недостатки, вывод)

посещение занятия педагогов (сколько, цель, результаты, выводы)

анализ уровня преподавания

анализ дидактического и методического материала педагогов

консультации (сколько, какие категории чаще всего обращались, какие чаще всего темы обсуждались, вывод)

разработка положений, памяток (сколько, каких, для кого, для чего, содержание)

6. Повышение квалификации педагогических кадров в текущем учебном году

общая оценка методического уровня педагогов

проведение открытых занятий (какие формы, качество, цель)

работа педагогов по самообразованию

аттестация педагогов (сколько, что было сделано в рамках аттестации компании, какие проблемы выявились, сколько на следующий год);

оценка работы методиста педагогами;

применение новых форм, методов;

проведение различного рода конкурсов: профессионального мастерства, дидактических материалов, другое

курсовая переподготовка (где, тема, когда, сколько человек)

разработаны карты личностного роста (у кого, суть, вывод, результат)

7. Информационное обеспечение.

анализ и состояние методического фонда, картотек (количество единиц, направление, разделы);

организация информационных выставок, обзоров (темы, сколько);

работа постоянно действующего информационного стенда (содержание, тематика);

отражение работы в СМИ (сколько раз, где, когда);

8. Издательская деятельность.

разработка и издание методической продукции (сколько, название, виды продукции, все перечислить)

выпуск листовок, буклетов, газеты (цель, суть, периодичность)

печатание в республиканских СМИ;

результативность участия в методических выставках методической продукции различного уровня;

9. Опытно-экспериментальная работа: тема, руководитель, этапы, результаты; инновационная работа: виды, формы, результаты;

10. Состояние материально-технической базы.

название и количество оборудованных кабинетов

техническая оснащенность

11. Общие выводы и предложения

достигли ли целей и задач;

какую работу и в каком русле продолжить

что не удалось в работе и почему

какие формы были неэффективны

на что необходимо обратить внимание в следующем учебном году

над какими проблемами необходимо работать дальше.

Виды и формы планов

Перспективный, проблемно-тематический план

Составляется на 3-5 лет. Представляет собой поименное распределение тем и заданий между членами педагогического коллектива, отражает последовательность их выполнения по годам, определение формы и способа представления результата. Это план соответствует общей программе развития учреждения и обеспечивает преемственность, системность в работе.

Оперативный план

Календарный, месячный, недельный, планы конкретных мероприятий. Этот план имеет более конкретные цели, узкие сроки.

цели, задачи

мероприятие

сроки

ответственный

Календарно-тематический . Составляется на год на основании либо перспективного плана и оформляется по разделам по следующей форме:

Направления деятельности

Формы, методы

Сроки

Ответственный

Примечание

. Диагностико-аналитическая работа

Работа с кадрами

Работа в социуме

Издательская деятельность

Примерное содержание методической работы по направлениям деятельности методиста.

1. Диагностико-аналитическая деятельность

  • Сбор статистических показателей по учреждению
  • по кадрам
  • по воспитанникам
  • по программам.
  • диагностика мотивационных потребностей воспитанников.
  • диагностика педагогов (мотивация, проф.уровня, затруднения и т.д.)
  • диагностика качеств воспитанников

2. Организационно-методическая работа

  • МО, творческие группы, МС, школа молодого специалиста
  • разработка положения
  • разработка тем консультаций, выступлений (каких, когда)
  • обобщение опыта работы (тема, кого, срок)
  • семинары (темы)
  • разработка рекомендаций, методик (темы, какие)
  • рецензирование и корректировка программ
  • создание банка данных
  • консультирование (темы прилагаются)
  • информационная деятельность
  • конкурсы методических материалов, программ

3. Работа с кадрами

  • организация наставничества
  • организация взаимопосещений, посещение занятий
  • открытые занятия (темы, Ф.И.О. руководителя)
  • организация конкурса «Лучший руководитель объединения»

Положение программы подбор содержания конкурсов

4.Организация аттестации

Разработка требований к аттестуемым

Подготовка педагогов к открытым занятиям

Оформление документации

5. Работа в социуме

Работа с родителями (форма, тема, сроки, ответственные)

Сотрудничество со школами (форма, тема, сроки, ответственные)

Взаимодействие с другими структурами, организациями, учреждениями

4. Издательская деятельность

Издание буклетов (название, сроки)

Издание газеты (название, периодичность)

Издание из опыта работы (тема, кого, когда)

Примерные формы ежемесячных планов

Примерная форма журнала учета консультаций

№ п\п

Тема консультации

Ф.И.О. консультируемого

Подпись консультируемого

Подпись консультанта

Примечение

Примерная форма журнала учета посещения учебных занятий

Титульный лист: Журналучета посещения занятий методиста ФИО

Форма ведения журнала.

Дата посещения ____________

Название объединения ______________

Ф.И.О. руководителя____________________________________________

Цель посещения________________________________________________

Главные функции методиста — изучение и разработка методов преподавания. Методист планирует работу преподавательского коллектива, координирует его деятельность, занимается повышением квалификации преподавателей, организует семинары, конференции, учебные курсы и т.д. При этом школьные методисты тесно контактируют с социальными педагогами и выстраивают единый, качественный подход к образованию.

Как стать методистом

Чтобы стать методистом, в первую очередь нужны опыт работы и соответствующее высшее образование. Для получения диплома подойдет любой педагогический университет.

Опыт работы получать придется на практике. Для старта подойдет любая должность учителя, преподавателя или воспитателя. Только выбирая работу преподавателя, учтите, что в каждой сфере есть своя специфика. Если поработаете 3 года в детском саду, устроиться методистом в ВУЗ будет сложно. Работодателей часто интересует опыт работы именно в их сфере.

Зарплата методиста

В вузах заработная плата методиста составляет 15 — 20 тыс. рублей в месяц. Издательства готовы платить специалистам в районе 30-50 тыс. рублей в месяц Если специалист знанет иностранный язык и использует его в работе, то он может получать до 100 тыс. рублей в месяц (естественно в крупных городах и серьезных компаниях).

Вычислить среднюю зарплату методиста сложно, поскольку вакансий немного на рынке труда. Плюс в разных сферах разные требования к специалистам.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия (СНТА) и ряд её курсов по направлению « ».

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению « » (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

Похожие публикации