Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Урок на тему «Тропа здоровья на участке детского сада. Тропинка здоровья для босых ножек Организация работы на тропе здоровья в доу

Подготовительная группа

Воспитатель Трофимова А.А.



«Забота о здоровье – это величайший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное и физическое развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский


  • Создание оптимальной двигательной среды с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников ДОУ в летний период

Задачи проекта

  • Обеспечить двигательную активность дошкольников.
  • Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
  • Выявить уровень культуры здоровья детей, их потребности, функциональные возможности с учетом возрастных особенностей.

4. Спроектировать двигательную среду с целью воспитания культуры

здоровья у детей. Разработать план – схему площадки, смоделировать эскизы оборудования.

5. Осуществить комплексный подход к вопросу охраны и укрепления здоровья детей в летний период через формирование у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.

6. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.

7. Разносторонне и гармонично развивать детей в летний период.

8. Формировать у воспитанников, родителей, педагогов ответственность

за сохранение собственного здоровья.

9. Обобщить и распространить опыт работы по созданию и реализации

проекта «Тропа здоровья».


Этапы проекта «Тропа здоровья»

1. Постановка цели и задач.

2. Планирование работы, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3. Выполнение проекта.

4. Обобщение результатов работы, их анализ, выводы, составление рекомендаций, обобщение опыта работы для педагогов других учреждений.

В работе по данному проекту будут задействованы все участники образовательного процесса.


Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (аналитический) – поиск информационно-методических источников, создание творческой группы и проведение оргсовещаний по реализации долгосрочного проекта "Тропа здоровья".

май2017год

2. Организационный (информационно - методологический)– анализ психолого - педагогической литературы, поиск и приобретение различных материалов для «Тропы здоровья» и непосредственное ее строительство, в котором принимают участие сотрудники ДОУ, родители.

июнь 2017год

3. Практический (реализация намеченных планов)– апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.


«Тропа здоровья» делится на тематические блоки

1 . «Двигательная зона».

2. «Экологическая зона».

3. «Зона отдыха».


Блок «Двигательная зона»

Основные цели :

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально – психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни








Блок «Экологическая зона»

Цель:

  • воспитание осознанного отношения к своему здоровью через общение с природой;
  • воспитание навыков экологически грамотного и безопасного поведения.



Блок «Зона отдыха»

Цель

Формирование основ:

- личной безопасности и профилактики травматизма в летний период;

- гигиены труда и отдыха; питания и здоровья;

- эмоционально-положительного настроя;

- развитие познавательной сферы.












  • 1. Введение оптимального двигательного режима детей в летний период.
  • 2. 100%-ный охват летним отдыхом воспитанников детского сада.
  • 3. Снижение уровня заболеваемости детей в летний период.
  • 4. Положительная динамики ростовесовых показателей.
  • 5. Формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорно - двигательного аппарата.
  • 6. Улучшение эмоционально - ­психического состояния дошкольников.
  • 7. Повышение компетентности педагогов и родителей в области
  • организации летнего отдыха детей.
  • 8. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья; овладение навыками самооздоровления.
  • 9. Разработка перспективных планов по проведению двигательной деятельности дошкольников на «Тропе здоровья» по всем возрастным группам.

В этой статье мы расскажем, как дорожка в вашем саду может превратиться в «тропу здоровья» .

Дорожка в саду - очень важный элемент окружающего ваш дом ландшафта. И даже совсем на небольших участках этот элемент должен быть продуман. Ну что тут, казалось бы, можно изобрести?

Задача дорожки в саду очень проста - связать объекты в саду так, чтобы было удобно. Но важно, чтобы она стала и настоящим украшением Вашего сада.

Для того, чтобы дорожка украсила Ваш сад и привела туда, куда вы захотите необходимо учесть:

  • В каких направлениях Вы будете гулять по саду (это лучше сделать на бумаге);
  • какое назначение дорожек, от этого будет зависеть и ширина дорожки, и ее конфигурация (например, к бассейну, к детской или спортивной площадке, к барбекю или к хозяйственной зоне нужно предусмотреть ширину от 1 м до 1,3 м, т то время как, дорожки к уединенным участкам сада могут быть 50 см-70 см);
  • в зависимости от функции выбирается и материал мощения: камень, гравий, галька, деревянные настилы, измельченная кора, кирпич, брусчатка, даже мозаика.

Еще несколько советов: если запроетировать дорожки с изгибами, чередование пространств открытых и закрытых, то можно зрительно увеличить размер сада. Но тут главное не перегнуть палку: слишком извилистые дорожки могут "искусить" гуляющего сократить путь по газону)))

Нужно учесть, что множественные изгибы дорожек маленький участок сделают еще меньше.

Теперь о том...

Как превратить дорожку в саду в "тропу здоровья"?

С каждым годом ландшафтные дизайнеры все больше и больше обращает взоры на экологическую составляющую своего творчества, сегодня ландшафт - не только украшение города, но и его спасение. Умиротворяющее, расслабляющее воздействие ландшафтных парков ощутил на себе каждый, кто прогуливался по ним, например в Крыму, или в Софиевке, или в Краснокутском ботаническом саду и т.д.

Пейзажетерапия (лечение пейзажами), маринотерапия (лечебное "созерцанием" моря), специотерапия (лечение пространством), фитотерапия и др. - терапевтический эффект этих направлений в доказательствах не нуждается и используется повсеместно на лечебных курортах.

А теперь попробуем создать «маленький курорт» в своем собственном саду с помощью еще одного элемента ландшафтотерапии - это «тропа здоровья». В основу этого метода терапии положена древняя наука рефлексотерапия, которая использует для лечения наиболее активные зоны человеческого тела - кисти рук, ушные раковины и стопы. Не трудно догадаться, что использует рефлекторную возможность стопы.

Древняя медицина с помощью массажа определенных точек на ступнях ног проводила серьезное лечение. Ведь на кожных покровах ног есть проекции всех внутренних органов. Воздействуя на стопы можно регулировать работу внутренних органов, снимать боль, восстанавливать кровообращение. Поэтому очень полезно ходить босиком.

Справка: механизм действия системы оздоровления через стопы заключается в том, что при воздействии на зону проекцию больного органа, в ней генерируется электромагнитная волна, которая несет лечебный эффект к больному органу. Стопа человека стоит на втором месте после кисти по сходству со строением тела человека. Большой палец - соответствует голове, а продолжение ниже по стопе - туловищу, 2 и 5 пальцы - это руки, 3 и4 - это ноги, а продолжение между ними - органы малого таза. Левая стопа - это левая сторона тела, а правая стопа, соответственно - правая сторона тела.

Перечень рефлексогенных зон можно увидеть на рисунке.

Проектирование тропы здоровья сводится к тому, что на участке, где предусмотрены дорожки, нужно чередовать различные типы покрытия определенной длины. Дорожку лучше спроектировать кольцевого очертания или в виде восьмерки. Каждый вид мощения производит выборочное рефлекторное воздействие:

  • песок, мелкая галька, мощение из досок разных пород дерева - оказывают успокаивающее действие на организм
  • крупная галька, деревянные срезы - оказывают тонизирующее действие
  • щебень, мраморная крошка - оказывают возбуждающее действие.

Задача - ходить по тропе босиком определенное время. Для оздоровления время воздействия таково: сначала на крупном мощении, затем на мелком гравии, следом по доске и по песку:

  • 1-2 мин всей стопой
  • 1-2 мин на пятках
  • 1-2 мин на пальцах
  • 1-2 мин на внешней боковой поверхности стопы
  • 1-2 мин на внутренней поверхности стопы

Если Вы захотите воздействовать целенаправленно на какой-то орган, то оздоравливающую прогулку нужно проводить в соответствии с биоритмами человека, учитывая максимальные ритмы работы того или иного органа .

  • с 3 до 5 часов утра - легкие
  • с 5 до 7 часов утра - толстый кишечник
  • с 7 до 9 часов - желудок
  • с 9 до 11 часов и с15 до17 часов - мочевой пузырь
  • с 17 до 19 часов - почки
  • с 19 до 21 часов -перикард (околосердечная сумка)
  • с 21-до 23 часов - система трех обогревателей
  • с 23 до 1 часа - желчный пузырь
  • с 1 до 3 часов - печень

Итак подведем итоги. Дорожка в саду, кроме своих обычных утилитарных функций - связь между объектами на участке, и эстетических - доставлять удовольствие при созерцании сада, может нести еще и оздоравливающий эффект. Опираясь на исследования ученых, на вашу креативность и на вышеперечисленные советы вы смело можете превращать свою дорожку в саду в "тропу здоровья".

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

Принято Заведующий МКДОУ

На педагогическом совете

№____от____________2014 г. _______________ Путрина М.Н.

«__»____________2014 г.

Проект

«Тропа здоровья на участке детского сада».

Инструктор по физвоспитанию

С. Новая Усмань

Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний. Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование у дошкольников навыков и умений здорового образа жизни, знаний о собственном организме и здоровье, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. А также, развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма, ответственность за свое здоровье.

Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Где основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья в летний период, особенно для профилактики и коррекции плоскостопия, нарушений осанки, функций опорно-двигательного аппарата, закаливание с использованием естественных, природных, целительных факторов и была организована в нашем детском саду «Тропа здоровья».

Цель проекта: «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме в естественных условиях окружающей среды.

Основные задачи:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
  • повышение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям и закаливание детей;
  • улучшение эмоционально-психологического состояния детей;
  • положительная динамика росто–весовых показателей;
  • приобщение к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

*укрепление здоровья детей;

*снижение уровня заболеваемости;

*поддержание здорового образа жизни в семье;

*повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок, вода, дерево, камень и т.д.).

Тип проекта: практико-оздоровительный.

Длительность проекта: летний период.

Участники проекта: руководитель по физической культуре, воспитатели, родители, дети.

Алгоритм организации «Тропы здоровья».

I этап: создание творческой группы, проведение информационных совещаний по реализации проекта.

Состав группы: заведующий МКДОУ, руководитель по физическому воспитанию, старший воспитатель, педагог по изодеятельности, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели групп, педагог-психолог.

На обсуждение были вынесены вопросы:

Методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

Охрана жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн (схема «Тропы здоровья» приложение 1)

Режим функционирования(схема «Тропы здоровья» приложение 2)

II этап: проведение работы с родителями, воспитателями групп по оказанию посильной помощи (приобретение материалов), привлечение к самому процессу реализации проекта.

III этап: практическая работа.

Администрацией МКДОУ были разработаны следующие документы:

Приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 3)

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья»

График работы специалистов в летний период (приложение 5)

План закаливающих мероприятий (приложение 6)

Расположение «Тропы здоровья»:

Длина 10м, ширина 50-60 см; участки от 1м – до 2 м (10 отрезков) имеют разное покрытие :

* деревянные спилы и песок;

* морской песок с мелкими камешками;

* керамзит;

* бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки забетонированные в песок);

* природный материал (каштаны);

* морская галька;

* ребристый «мостик», массажные коврики;

* емкость с водой и галькой.

Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров, но есть песчаные участки.

«Тропа здоровья» расположена по периметру спортивной площадки, где есть тенистая и одновременно хорошо освященная солнцем местность.Здесь же расположен ребристый мостик, гимнастическое бревно, вкопанные в землю покрышки, резиновые массажные коврики, ребристые дорожки,гимнастические скамейки, расставленные по периметру искусственного травеного покрытия.Дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны и закаливающие процедуры (хождение босиком по различной поверхности, обливание стоп водой). Необходимо при этом соблюдать температурный режим воздуха и воды, а также питьевой режим.

Оборудование «Тропы здоровья»:

  1. спортивное (бревна, скамейки, ребристые бревнышки, мостики различные, канат, кегли, тоннели для лазания, массажные мячи, обручи, фитболы и т.д.);
  2. игровое (наглядные материалы: картины с изображением животных, шапочки и маски для театрализации, мягкие модули, игрушки);
  3. нетрадиционные атрибуты (изготовленные руками родителей и педагогов: "корабль" - для морского путешествия; дорожка со следами человеческими и звериными - "путешествие в сказочный лес"; деревянные домики - где живут сказочные персонажи и т.д.

Этапы реализации проекта.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течении всего дня.

1 этап: мониторинг; анкетирование родителей; определение проблемы; обсуждение с родителями и педагогами предстоящих задач и мероприятий на лето; изучение литературы и подготовка оборудования (май – апрель).

2 этап: консультирование родителей по использованию «тропы здоровья» в вечернее время самостоятельно, составление плана работы и графика посещения «Тропы здоровья» групп ДОУ (май – июнь).

3 этап: проведение физкультурных занятий с использованием «Тропы здоровья», развлечений, «Дней здоровья» и собственно упражнений на коррекцию и профилактику плоскостопия у детей; укрепление здоровья часто болеющих детей; закаливание; дыхательных упражнений, элементов массажа и самомассажа стоп, кистей рук.

Основное содержание проекта.

Главное заключается в формировании правильного отношения к своему здоровью, гармоничному развитию ребенка, воспитанию культуры здоровья и особенно укрепление в летний период.

Методы реализации проекта:

- Информационно-аналитические. Анкеты, опросы, беседы, консультации. Темы: «Как закаливать ребенка в летний период», «Если у ребенка плоскостопие», «Поговорим о правильной осанке», «Ровная спина».

- Просвитительско-профилактические и практические. Различные формы совместной деятельности детей и взрослых (родителей), совместная спортивная деятельность ("Дни здоровья", физкультурные развлечения, профилактические и коррекционные упражнения с детьми.

План реализации проекта.

  1. Совместные мероприятия:

«День здоровья» (июнь)

«Летний праздник», «Здравствуй лето» (июль);

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (август).

  1. Упражнения на «Тропе здоровья»:

Упражнения б/п (ходьба,бег по траве, песку; корригирующая ходьба: пятки, носки, внешняя и внутренняя стороны стоп; с высоким подниманием бедра; бег с захлестыванием голени;со скользящим движением ног; лазание по ребристому мостику, гимнастическому бревну на четвереньках, "паучком");

- упражнения с предметами, оборудованием и различными приспособлениями (ходьба по гимнастической скамье, по ребристой доске, мостику, массажным коврикам, по "следам", канату, узкой рейке, гимнастическому бревну, с гимнастическими палками или обручем, с мячами за головой, спиной, по различным поверхностям (песку, траве, гальке, "спилам"и т.д.); перешагивание через кубики, палки, веревку и т.д.;

- упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала: каштанов, желудей, мелких шариков, "грибочков" и т.д. и т.п.);

Подвижные игры : «Мы идем в поход», «Волшебная тропа», «Пятнашки», «Зоопарк», "Веселые ножки"и др.

Нетрадиционные формы проведения физкульно - оздоровительных упражнений

1.Дыхательные упражнения по Стрельниковой : вдох – 1 счет, на - 4 счета выдох; (Н-р:«Ветерок», «Часы», «Маятник», «Насос», «Лыжник», «Петушок»).

2.Мимическая гимнастика : «Барабан», «Язычок», «Удивленное лицо», «Какие мы разные», «Скучно, скучно так сидеть».

3. Психогимнастика : «Сотвори в себе солнце», «Ты дрозд и я дрозд».

4. Упражнения для горла и для глаз : «Дождик», «Ворона», «Лошадка», «Самолет», «Шарики воздушные».

5. Закаливающие упражнения : ходьба босиком, по различным поверхностям, обливание ног водой, контрастный душ, солнечные ванны, полоскание горла.

6. Элементы релаксации : «Золотой песок», «Берег моря», «Я на солнышке лежу».

7. Массаж стоп, кистей (с использованием мелкого природного материала: палочек, шишек, желудей, каштанов и т.д.); самомассаж крыльев носа, ушной раковины; массаж спины с использование фитболов и массажных мячиков, валиков.

8. Подвижные игры с водой : брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание.?

9. Эстафеты, соревнования с элементами коррекции и закаливания : «Кто быстрей», «Кто ловчее», «Медвежата», Самый меткий глаз», "Дядя Степа", и др.

Самостоятельное использование «Тропы здоровья» родителями. Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием, провести вместе с ними время на «Тропе здоровья» и восстановить силы после рабочего дня:

* посидеть на скамье 2-3 минуты с закрытыми глазами;

* вытянуть ноги, расправить спину, отвести руки назад;

* сделать несколько дыхательных упражнений;

* походить босиком по различному покрытию;

* выполнить коррекционные упражнения для стоп (покатать желуди, каштаны, палки ступнями ног и т.д.);

Литература:

  1. Интегрированная методика коррекции нарушений функции опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья часто болеющих детей. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н.
  2. Корректирующие занятия «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ» Моргунова О.Н.
  3. Нетрадиционная методика оздоровления детей «Познаю себя» Давыдова Г.П., Корепанова М.В.
  4. «Я и мое здоровье» Т.А. Тарасова, Л.С. Власова.
  5. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  6. Психогимнастика Чистякова М.И.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  8. «Как воспитать здорового ребенка» Алямовская В.Г.
  9. «Еще раз о пользе ходьбы босиком» Апарин В.Е. – М.: физкультура и спорт, 1984г.- 40с.

Приложения:

  1. Схема «Тропы здоровья»
  2. Режим функционирования (график посещений)
  3. Приказ об организации
  4. Инструкция по охране здоровья и жизни детей на «Тропе здоровья»
  5. Нетрадиционные формы проведение физкультурно-оздоровительных упражнений на «Тропе здоровья» (дополнение)
  6. Консультации для родителей

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятия

Группы

Ответственный

8.00- 8.30

Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, коррекционная гимнастика, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

Медицинская сестра

9.00- 12.00

Физическое воспитание (занятия по физкультуре различные типы: - с элементами соревнований, ритмической гимнастики, театрализованных представлений и по сказкам);

Закаливающие процедуры (хождение босиком, воздушные и солнечные ванны, обливание стоп водой)

Нетрадиционные формы физкульно - оздоровительных упражнений (различные виды гимнастик, массажей, коррекционные упражнения на укрепление осанки и стопы)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию,

Медицинская сестра,

Музыкальный руководитель,

Педагог дополнительного образования

15.30-16.30

Гимнастика после сна и дыхательная гимнастика, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

16.30- 17.30

Развлечения, досуг, праздники, встречи с родителями (индивидуальные и групповые консультации)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию

Условные обозначения

1. Деревянные спилы и песок

2. Речной песок с мелкими камушками

3. Керамзит

4. Бросовый материал:

А) донышки пластиковых бутылок

б) крышки из пластмассы (забетонированные), выложенные в виде мозаики

5. Природный материал (каштаны и желуди) и морская галька

6. Массажные коврики

7. Ёмкость с водой и галькой

8. Ребристый мостик

9. Деревянные спилы и песок

10. Деревянный подвесной мостик

11. Гимнастическое бревно

12. Вкопанные в землю покрышки

13. Дорожка из резиновых массажных ковриков

14. Ребристая дорожка

15. Дорожка со «следами»

16. Искусственное травяное покрытие

17. Гимнастические скамейки

Тема: "Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы ДОО"

Проект "Тропа здоровья" на участке детского сада.

Мокшина Ирина Владимировна, МКДОУ "ЦРР-д/с √3", Новоусманского Муниципального района Воронежской области.

Актуальность и обоснование проекта.

Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохраннение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова:"Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значтельные. Заменить их нельзя ничем".

Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей должно быть направлено на формирование у дошкольников физических навыков и умений, знаний о собственном организме,а также развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма и ответственность за свое здоровье. Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все учасники образовательного процессса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети.

Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы природы: солнце, воздух и вода. Проектирование здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды происходит с использованием нестандартного оборудования.

Цель: укрепление здоровья детей в летний период.

Задачи:

Приобщение детей к здоровому образу жизни;

Закаливание, повышение сопротивляемости организма ребенка к инфекцонным заболеваниям;

Улучшение работы функции сердечно-сосудистой,дыхательной систем организма ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, а также его улучшение эмоционально-психичесского состояния и положительной динамики росто-весовых показателей;

Профилактика и коррекция нарушений осанки и стопы.

Планируемые результаты.

Укрепление здоровья детей и поддержание здорового образа жизни в семье; повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок вода, дерево, камень и т.д.) и настандарного оборудования.

Тип проекта : практико-оздоровительный.

Участники проекта: инструктор по физкультуре, педагоги, медперсонал, родители и дети.

Алгоритм организации проекта:

Создание творческой группы, проведение информационных совещаний;

Работа с родителями по оказанию посильной помощи;

Подобраны методики оздоровления и закаливания;

Приказ об организации и функционировании "Тропы здоровья", разработана инструкция по охране жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн;

Режим функцианирования, график работы специалистов.

"Тропа здоровья" расположена по периметру спортплощадки, где есть тенистая и солнечная местность,большая часть поверхности представляет собой травяной покров, но есть и песчаные участки. Длина-10 м, ширина 50-60 см, разделена на 10 отсеков по 1-2 м, с различным наполнением и покрытием:

Песок, галька, керамзит, деревянные спилы, морской песок, шишки, желуди, бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки, забетанрованные в песок), ребристый мостик, емкость с водой.

Дети приходят в одних плавках и головных уборах, получают световоздушные ванны, закаливающие процедуры, выполняют профилактические и коррекционные упражнения, при этом необходимо соблюдать температурный режим воздуха, воды, а так же питьевой режим.

Этапы реализации проекта.

1Этап.

Мониоринг, анкетрование родителей, определение проблемы, изучение литературы и подготовка оборудования (май-апрель).

2 Этап.

Консультирование родителей (в вечернее время), составление плана работы и графика посещений "Тропы здоровья" (май-июнь).

3.Этап.

Проведение физкультурных занятий, развлечений, "Дней здоровья", работа по профилактике и коррекции плоскостопия, нарушений осанки, закаливанию, оздоровительных гимнастик, массажа и самомассажа. (июнь-август).

Методы реализации проекта:

Информационно-аналитические (анкеты, опросы, беседы, консультации);

Просветительско-профилактические и практические (разные формы совместной деятельности детей и взрослых: оздоровительная,спортивная,коррекционная,профилактическая, консультативная).

План реализации проекта.

C овместные мероприятия: "День здоровья"(июнь),

"Здравствуй лето!" (июль), "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"(август).

Упражнения на "Тропе здоровья":

Ходьба по разным поверхностям, бег по траве, песку, корригирующая ходьба, лазание по ребристому мостику "паучком", по гимнастическому бревну различными способами и т.д.;

Упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала:крышек, пробок; природного материала: желудей, каштанов, шишек);

Подвижные игры: "Мы идем в поход", "Волшебная тропа", "Пятнашки", "Зоопарк", "Веселые ножки" и др.;

Физкультурные занятия с использованием "Тропы здоровья";

Нетрадиционные формы проведения физкультурно-оздоровитьных упражнений на "Тропе здоровья":

Дыхательные упражнения по Стрельниковой ("Ветерок", "Часы", "Насос"," Петушок" и др.);

Мимическая гимнастика ("Барабан"," Язычок", "Удивленное лицо", "Какие мы разные" и др.);

Психогимнастика ("Сотвори в себе солнце", "Ты дрозд, и я дрозд" и др.);

Упражнения для глаз ("Шарики воздушные", "Дождик", "Самолет" и др.);

- упражнения для горла ("Ворона", "Лошадка"идр.);

- закаливающие процедуры (ходьба босиком по различным поверхностям, обливание стоп водой и контрастные ванны для ног, солнечные и воздушные ванны, полоскание горла морской солью);

Элементы релаксации ("Золотой песок","Берег моря", "Я на солнышке лежу" и др.);

Массаж крыльев носа, ушной раковины, спины, самомассаж стоп, кистей (использованием различного мелкого материала, массажных мячей, валиков и т.д.);

Подвижные игры с водой (брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание ит.д.);

Эстафеты с элементами коррекции и закаливания ("Кто ловчее", "Самый меткий глаз", "Медвежата" и др.).

Самостоятельное использование "Тропы здоровья" детьми совместно с родителями.

Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием посидеть на гимнастической скамье 2-3мин. с закрытыми глазами, вытянуть ноги, рассправить спину, отвести руки назад, босыми ногами зарыться в песок, пройтись по различным поверхностям "Тропы здоровья", покатать каштаны, желуди, захватить пальцами ног шишки и т.д., и т.п., выполнить дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, а так же просмотреть и прочитать памятки, буклеты, получить консультации (индивидуальные и групповые) по профилактике и коррекции нарушений у детей осанки и стопы, по закаливанию ребенка в летний период.


Наталья Верхоломова

Лето, лето к нам пришло,

Стало сухо и тепло,

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком.

Особое внимание наш детский сад уделяет здоровьесбережению воспитанников в летней период. «Тропа здоровья » - это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье , а основными средствами оздоровления выступают естественные факторы : солнце, воздух, вода. «Тропа здоровья » предупреждает возникновение плоскостопия, улучшает координацию движений, укрепляет организм физически и эмоционально и приобщает дошколят к здоровому образу жизни . Кроме того, она способствует улучшению настроения детей и является веселым видом времяпрепровождения на свежем воздухе. Чтобы создать задуманную тропу здоровья , мы пригласили к сотрудничеству родителей детей.

На нашей летней площадке был выбран участок земли , который не был нами задействован. На нём мы и решили соорудить «тропу здоровья » .

Родители сняли замеры и соорудили деревянный каркас.


Затем мы его покрасили разноцветной краской, чтобы он эффектно смотрелся на участке .


И установили на выбранное место. Следующим этапом по воплощению «тропы здоровья » было наполнение ячеек различными природными и бросовыми материалами (песок, мелкие камешки, шишки, пластиковые бутылки и крышки, спилы дерева). Родители очень быстро собрали нужные компоненты и заполнили ячейки. Для красочного оформления и кругового использования «тропы здоровья » был придуман улей и машина с цветами. Вот наша «Тропа здоровья » и готова!


Дети с удовольствием проходят полосу испытаний босиком, которая способствует улучшению настроения детей и является веселым видом времяпрепровождения на свежем воздухе.

Публикации по теме:

Оформление участка: "Озеро" Детский сад – место, где ребенок развивается, учится и играет. Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка.

Пришла долгожданная зима. Закружила, завьюжила. Одела всё в снег и лёд. Снег белый-белый, искристый, деревья - все покрыты толстым слоем.

«Снежные постройки на участке детского сада» Воспитатель МДОУ црр – д/с № 19 Г. о. Подольск Открываем календарь -Начинается январь. В январе,.

Когда, как не в летний период приобщать ребенка к природе, заниматься экологическим воспитанием. Поэтому одной из главных задач, стоящих.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического здоровья детей. «Дорожка Здоровья» это хороший помощник в оздоровительной.

Дорожка здоровья очень популярна в летний период на площадке. Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия дорожка здоровья подходят.

Описание: Мы живем в очень красивом городе Апрелевка. Вокруг нас растут разные деревья, растения. Дети, как правило, не задумываются о пользе,.

Наталия Ненашева
Тропа здоровья в детском саду

Тропа здоровья в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть - Лабинский район

Тропа здоровья

Составила

Ненашева Наталия Васильевна инструктор по физкультуре

МБДОУ №35

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей . Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось : снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%) .

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья , это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Приоритетными направлениями в деятельности МБОУ №35 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей , приобщение их к ценностям здорового образа жизни , развивающее обучение и воспитание.

В ОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей . В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, спортивная площадка, групповые площадки.

Деятельность ОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно - правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами : Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании , в которую вовлечены все участники образовательного процесса : педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы : солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2016–2017г. в МДОУ№35 была организована "Тропа здоровья ".

"Тропа здоровья " позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Тропы здоровья » является : организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья " являются :

Профилактика плоскостопия;

Улучшить координацию движений;

Улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

Улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

Приобщить детей к здоровому образу жизни .

Администрацией МБДОУ были разработаны следующие документы : приказ об организации функционирования "Тропы здоровья " в летний период (приложение 1, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья " (приложение 2) .

Организация "Тропы здоровья ".

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений . Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья , мною была создана на участке детского сада «Тропа здоровья » . Создание "Тропы здоровья " позволило проводить с детьми оздоровительную работу , а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье .

«Тропа здоровья » начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже 20С-22 С, и заканчивает свою работу во второй половине сентября. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе .

"Тропа здоровья " длиной 28м и шириной от 1,5м делится на участки от 1м до 1,5м, которые имеют разное покрытие : большая часть поверхности «Тропы здоровья » представляет собой : травяной покров; песчаную поверхность; короба с галькой, бутовым камнем, еловыми шишками; вкопанными деревянными пеньками

"Тропа здоровья " расположена в юго-западной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Тропы здоровья » дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма , лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные :

Ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

Хождение босиком по траве;

Принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;

Принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

Выполнение упражнений на осанку;

СХЕМА «ТРОПЫ ЗДОРОВЬЯ »

Приложение 3

На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей , как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

На "Тропе здоровья " используется различное оборудование : балансир для равновесия, скамейки, дуги для подлезания, рукоход, турники для разного возраста, лестница для лазанья, мишени для метания, подвесная лестница - это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы) . Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья " задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения :

упражнения без предметов : ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде) ; "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра) ; "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног) ;

Упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями : ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки) ; захват предметов стопами ног.

Планируется "Тропу здоровья " использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещаются полезные материалы для взрослых : "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья ", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня :

Посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

Вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

Сделать несколько дыхательных упражнений;

Походить босиком по песку, траве;

Покатать шишки ступнями ног;

Полюбоваться красотой цветущих растений;

Просмотреть памятки и листовки.

Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь . Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения , а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни .

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования

Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья ” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада . Старшая медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья " в летне-оздоровительный период , ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья” , делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья” . Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “ Тропе здоровья ” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в нашем ОУ сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “ Тропе здоровья” в летний период , включающая в себя следующие факторы :

Эколого-гигиенические и закаливающие факторы

Психологические факторы

Средства физического и музыкального воспитания

Лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов :

Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

Положительной динамики росто-весовых показателей;

Формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

Улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “ Тропе здоровья ” продолжается и в холодный период года : ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры.

Похожие публикации