Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Возрастной возраст. Возрастные классификации. Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

Время наступления старости чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются.

В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор - 60 лет, китайские ученые - 70 лет, английские физиологи XX в. - свыше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер считал 50-летний возраст старостью, 70-летний - почтенной старостью.

Как известно, на практике пожилыми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины - с 60 лет. К тому же Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. 03.05.2011) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «старые старые» люди, вышедшие на пенсию давно, существенно отличаются от «новых старых», т.е. тех, кто вышел на пенсию недавно. Для социальных работников важна, в первую очередь, исчерпывающая информация о контингенте пожилых и старых людей, которых они обслуживают. В гериатрии и геронтопсихиатрии стало аксиомой, что физические и психологические характеристики людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т.д. Поэтому для получения социальной информации и создания банка данных о пожилых и старых людях важно знать не только демографические особенности того или иного района, но и картину демографических изменений в этой группе населения.

Обычно выраженные признаки старения появляются у человека с 60 лет (возраст от 60 до 75 лет условно считают пожилым). Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчивается рост и развитие организма.

Согласно классификации ВОЗ, возраст

  • до 44 лет считается молодым ;
  • 45-59 - средним ;
  • 60-74 - пожилым ;
  • 75-89 - старческим ;
  • люди от 90-100 лет и старше - долгожители.

Конечно, все эти деления условны, точных границ разных периодов человеческой жизни установить нельзя, так как она представляет собой непрерывное развитие, а совершающиеся в организме возрастные изменения многочисленны и разнообразны.

Таким образом, условно человек считается старым с 75 лет, т.е. через 15-20 лет после того, как выходит на пенсию.

В ювенологии (практической геронтологии) своя градация:

  • до 30 лет - юность ;
  • 30-60 лет - первая молодость ;
  • 60-90 лет - вторая молодость ;
  • после 90 лет - третья молодость.

Так что долгожителей, сохранивших физическую и творческую активность, с позиции ювенологии можно назвать молодыми. Они в определенном смысле - модель будущего.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определении границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с момента наступления старости процесс старения не заканчивается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

По словам американского психолога Э. Эриксона считается, что старость является стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния потому, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения, который знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Э. Эриксона, основная задача старости - достижение целостности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, как внутренне необходимой и единственно возможной.

Целостность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать ее сначала.

Английский геронтолог Д.Б. Бромлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Цикл старения включает три стадии:

  • 1) удаление отдел, «отставки», по выражению автора - 65-70 лет;
  • 2) старости - 70 и более лет;
  • 3) дряхлости, болезненной старости и смерти - максимум около 110 лет (в условиях Англии и Западной Европы).

Старость, по мнению Д.Б. Бромлей, характеризуется весьма лаконично: полная незанятость, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Однако важно осознать, что пожилые люди - это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации:

  • пожилой возраст - 60-74 года (мужчины), 55-74 года (женщины);
  • старческий возраст - 75-90 лет;
  • долгожители - 90 лет и старше.

Границы пенсионного возраста устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического - количества прожитых лет.

Выделяют также функциональный возраст , который отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью; психологический возраст - группа показателей, характеризующих возрастные измерения психики; биологический возраст - показатель уровня износа структуры и функций организма.

Отмечается, что разграничения на периоды являются условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.

Различают также нормальное, или физиологическое, и преждевременное старение. При физиологическом старении изменение основных физиологических систем организма происходит относительно плавно: человек до глубокой старости сохраняет физическую и умственную активность, интерес к окружающему миру. Старость как общебиологический процесс не следует отождествлять с болезнью. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными ранее заболеваниями, неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды, вредными привычками, а также нагрузками на регуляторные системы организма.

Причины нормальной и преждевременной старости различны. Естественная, физиологическая старость развивается постепенно и характеризуется гармоничным снижением всех жизненных функций, равномерно развивающимися атрофическими изменениями с почти полным сохранением работоспособности, жизнерадостности и интереса к окружающему миру. Такие люди подчас выглядят моложе своих лет.

Старость патологическая, или, как ее еще называют, преждевременная, характеризуется ранним наступлением старческих изменений, приводящих к преждевременному ослаблению физических сил и умственной деятельности. Как правило, возрастные изменения отягощаются различными хроническими заболеваниями, ускоряющими одряхление. Поэтому мы порой и отмечаем несоответствие биологического и паспортного возраста: иногда молодой человек в 20-30 лет выглядит стариком, а старик в 90 - бодрым, полным энергии.

Несоответствие состояния стареющего организма возрастным нормам и вызвало необходимость введения понятия «биологический возраст», который может не совпадать с календарным возрастом, в частности «опережая» его в связи с преждевременным старением. И, наоборот, нередки случаи, когда, например, в возрасте 70 лет состояние организма соответствует возрастным нормам 60-летнего человека. Определение биологического возраста имеет большое практическое значение в профилактике и лечении различных заболеваний, в решении вопросов рационального образа жизни и трудовой деятельности.

Существует несколько методик его определения, одна из них разработана в России (Л. Белозерова) . При определении биологического возраста определяется совокупность функциональных нарушений у индивида, которая соотносится со средними показателями для определенного возраста. Биологический и календарный возраст могут не совпадать между собой и различаться на 10-20 лет. Особенно часто приходится встречаться с явлениями преждевременного старения - прогерией. Обычно преждевременное старение связано либо с заболеваниями (например, сахарный диабет, хроническая инфекция, артериальная гипертония), либо с неправильным образом жизни - в первую очередь с курением, пьянством. Бытующее мнение о том, что физическая нагрузка старит человека, не верно - если физическая нагрузка не превышает физиологической нормы, то она, наоборот, способствует уменьшению биологического возраста.

Биологический возраст конкретного человека зависит от совокупности функциональных резервов всех органов и систем. Именно на увеличение этого биологического возраста с ориентацией на здоровое и активное продление жизни должны быть направлены усилия геропротекции (профилактики преждевременного старения) - не просто жить, а жить качественно.

Таким образом, в живом организме протекают одновременно два взаимно противоположных процесса, тесно связанных между собой, но всегда уравновешенных - созидание и разрушение. Созидание - сложный комплекс биохимических процессов, происходящих в организме, связанный с усвоением веществ, поступающих из внешней среды, и образованием более сложных химических соединений. При этом происходит восстановление разрушенного вещества клеток, их обновление и вместе с тем - рост и развитие организма, всех его отдельных частей.

Противоположный процесс - разрушение - сводится к расщеплению клеточных белков и других соединений. В период роста и развития организма преобладает первое, во время старения - второе.

Основные проявления старения связаны с возрастными изменениями функции центральной нервной системы (ЦНС). Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, острота зрения и сила аккомодации глаз, постепенно понижается верхняя граница слуха. Отмечается снижение психической активности, наблюдается заострение характерологических особенностей, развивается эмоциональная неустойчивость. Пожилому человеку страшны любые жизненные перемены, он консервативен в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям. Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или, напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым. В старости легко возникает тревога, часто по ничтожному поводу.

Значительная часть неприятностей, отравляющих существование пожилых людей, связана с психологическими и социальными моментами. Уход на пенсию после долгой трудовой жизни сопровождается резким изменением привычек, жизненного стереотипа, тягостным ощущением одиночества и ненужности, существенным сокращением материальных средств. Влияние внезапного изменения социальных условий сказывается особенно на людях, работающих в узкоспециальной области. Лица с многогранными интеллектуальными запросами, наоборот, радуются предстоящей возможности целиком отдаться своему любимому делу.

Резкое нарушение привычного образа жизни особенно болезненно воспринимают мужчины, так как у женщин остаются их прежние повседневные заботы.

Критический период ухода на пенсию часто совпадает по времени с ослаблением семейных связей между родителями и детьми. Молодое поколение в это время вступает в состояние зрелости и часто не желает мириться с проявлениями консерватизма и догматизма пожилых людей. Поводы для мелких конфликтов учащаются вследствие совместного проживания. Если же пожилому человеку приходится жить вдали от детей, то усиливается чувство одиночества.

Положение стариков становится еще более трагичным, если один из супругов умирает задолго до другого. Одинокий мужчина в этой ситуации оказывается еще более растерянным и беспомощным по сравнению с женщиной. Не имея сил справиться с мелкими заботами повседневной жизни, часто без всякой помощи в быту, одинокий мужчина мало-помалу теряет вкус к жизни, хуже питается и совсем опускается. Весьма возможно, что этим объясняется значительный рост числа самоубийств в возрасте старше 70 лет.

При старении психические нарушения чаще всего проявляются неврозоподобными, ипохондрическими, депрессивными, тревожнодепрессивными синдромами, выраженным заострением личностных характерологических черт. Психотические расстройства, как правило, являются следствием эндогенных, эндогенно- и экзогенноорганических и функциональных заболеваний головного мозга у лиц пожилого и старческого возраста (пресенильные и сенильные деменции, депрессии, церебральный атеросклероз).

Как заглянуть в глубинные тайны раннего старения? В чем секреты долгой жизни?

В настоящее время существует несколько сот теорий и гипотез, пытающихся объяснить механизм старения, но ни одна из них не дает полного, исчерпывающего обоснования. Одни частично объясняют механизмы старения, другие представляют лишь исторический интерес, третьи отвергнуты как несостоятельные. Рассмотрению теорий старения посвящена гл. 2.

  • Белозерова Л.М. Онтогенетический метод определения биологическоговозраста человека // Успехи геронтологии. 1999. Вып. 3.

Возрастные периоды - это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.

Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность, зависят от ряда факторов. Это, в первую очередь, биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень жизни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здравоохранения. Имеют значение и другие факторы, влияющие как на состояние здоровья человека, так и на его мировоззрение.

На протяжении жизненного цикла человека - от зачатия до смерти - выделяют три основных периода:

Период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости;

Период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма;

Период угасания, ослабления и деструкции функциональных систем во время старения организма, который наступает после прекращения репродуктивной функции.

Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека. Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает, прежде всего, этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее, быстрее. Для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами.

Периоду детского возраста предшествует период внутриутробного развития, в котором можно выделить стадии (или периоды) эмбрионального (первые 2 лунных месяца) и плацентарного (с 3-го по 10-й лунный месяц) развития.

Таким образом, в детском возрасте выделяют:

А. Внутриутробный этап:

1) стадия эмбрионального развития (первые 2 лунных месяца);

2) стадия плацентарного развития (с 3-го по 10-й лунный месяц).

Б. Внеутробный этап:

1) период новорожденности (до 4 недель);

2) период грудного возраста (с 4 недель до 12 месяцев);

3) преддошкольный, или старший ясельный, период (от 1 года до 3 лет);

4) дошкольный период (с 3 до 6-7 лет);



5) младший школьный период (с 6-7 до 11 -12 лет);

6) старший школьный, или подростковый, период (с 12 до 16-18 лет). Такое детальное и точное разграничение невозможно осуществить ни

в какой другой возрастной период.

Тем не менее, в жизни взрослого человека также можно выделить определенные этапы, или возрастные периоды.

В настоящее время выделяют следующие периоды в жизни взрослого человека:

1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 до 21 года у мужчин);

2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 до 60 лет у мужчин). Он, в свою очередь, подразделяется на два подпериода:

а) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 до 35 лет у мужчин;

б) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин.

Некоторые исследователи выделяют в зрелом возрасте следующие группы:

а) молодой возраст - до 45 лет;

б) средний возраст - 45-60 лет.

На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый возрастной промежуток - климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);

3) пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);

4) старческий возраст (от 75 до 90 лет);

5) позднестарческий, или макробиотический (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).

В этапах жизни человека можно выделить несколько наиболее важных, критических периодов, так называемых «горячих точек» возрастной биографии, которые характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующими повышенного внимания как со стороны медицинского персонала, так и самого человека и его ближайшего окружения. К таким периодам относятся, прежде всего, период новорожденности, период полового созревания (пубертатный), климактерический и период пожилого и старческого возраста.

Такие критические периоды есть и в зрелом возрасте и связаны они как с физиологическими, так и в большей степени с психологическими и социальными особенностями того или иного периода жизни. Это третья «горячая точка» возрастной биографии человека (первая - период новорожденности, вторая - пубертатный возраст), приходящаяся на период от 20 до 25 лет (с возможными колебаниями в зависимости от этнических, культурных особенностей тех или иных групп в пределах четырех лет). Этот период в целом совпадает и для мужчин, и для женщин. Следующие «горячие точки» жизненных этапов мужчины и женщины по возрасту не совпадают. Для женщин это возраст около 30 лет, для мужчин - около 40.

В каждом возрастном периоде имеются свои характерные особенности, касающиеся как всех органов и систем (табл. 1.3), так и психической и интеллектуальной сфер.


Параметры Система анализаторов Движения Адаптационные возможности Психическая деятельность Способность к самостоятельному удовлетворению потребностей Половая функция
Пожилой и старческий возраст Снижение зрения и слуха, развитие старческой дальнозоркости и тугоухости; снижение вкусового восприятия Ограничение подвижности суставов, походка медленная, неуверенная, движения теряют плавность Снижаются в процессе старения Лабильная, с преобладанием процессов торможения, психическая активность снижается Ограниченная, во многом зависит от состояния здоровья Сексуальная активность, потенция, эякуляторные возможности снижаются; медленнее наступает половое возбуждение, уменьшается увлажнение влагалища
Зрелый возраст Острота зрения 1,0 с расстояния 5 метров, шепотная речь - 6 метров; вкусовое восприятие - индивидуально Точные, координированные в полном объеме, плавные Достаточно высокие, устойчивые Стабильная, в большой степени зависит от типа высшей нервной деятельности Полная возможность самостоятельного удовлетворения потребностей Гиперсексуальность в подростковом и юношеском периоде, индивидуальная стабильная в последующем
Период роста Дальнозоркость в периоде новорожденности сменяется нормальным зрением, слух острый; постоянное развитие вкусовых ощущений Некоординированные в раннем периоде, более точные - в последующих Невысокие в раннем периоде, повышаются в процессе роста Зависит от стадии развития: лабильная, ранимая в критические периоды, стабильная в периоды равновесия Полная зависимость от окружающих в раннем возрасте, ограниченная - в дошкольном, полная самостоятельность - в старших возрастных периодах Неразвита в ранних периодах, появление полового влечения в подростковом периоде

Таблица 1.3 Возрастные особенности здорового человека

Возрастная периодизация

Возрастная периодизация - периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Проблема периодизации

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения), и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). В процессе отногенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающиеся с момента рождения. Отногенез задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета - это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета - это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell).

Периодизации

Периодизация Выготского

кризис новорожденности (до 2 мес.)

младенческий возраст (до 1 года)

кризис 1 года

раннее детство (1-3 года)

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3-7 лет)

кризис 7 лет

школьный возраст (7-13 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (13-17 лет)

кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Этап раннего детства Младенчество (до года)

Ранний возраст (1-3 года)

Этап детства Дошкольный возраст (3-7 лет)

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Этап отрочества Подростковый возраст (11-15 лет)

Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона

Младенчество

Раннее детство

Игровой возраст (5-7 лет)

Школьный возраст

Молодость

Взрослость

Зрелый возраст (старость)

12 периодов

Период новорождённости (неонатальный период) - первые 4 недели

Грудной период - 1 месяц- 1 год

Раннее детство - 1-3 года

Первое детство - 4-7 лет

Второе детство мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период юноши 13-16 лет

девушки 12-15 лет

Юношеский период юноши 17-23 год

девушки 16-21 лет

Зрелый возраст (1 период) мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период) мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный возраст мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст - 75-90 лет

Долгожители - 90 лет и более

Период новорожденности (первые 10 дней). У новорожденного наблюдается непропорциональное телосложение, кости черепа и тазовые кости не сросшиеся, есть родничок (участки между костями черепа младенца, защищенные мягкой соединительной тканью), позвоночник без изгибов. Начинают функционировать органы дыхания, малый круг кровообращения, механизмы терморегуляции, активизируется иммунная система, появляются пищевые рефлексы.

Грудной возраст (до 1 года) . У ребенка увеличивается рост - в среднем на 23-25 см, формируются изгибы позвоночника, появляются молочные зубы. Формируются мышцы и появляется потребность ходить, образуются условные рефлексы на еду.

Ясельный возраст - (1-3 года). У детей зарастают роднички, изменяются пропорции тела, замедляется рост (8-11 см в год), развивается мозг, появляются первые зубы. Происходит постепенный переход на общий стол, быстро развивается речь и мышление, выражены эмоции.

Дошкольный возраст - (3-7 лет). У дошкольников происходит замена молочных зубов на постоянные, они вырастают на 5-7 см в год. В движениях проявляется устойчивое согласование, речь связывается с мышлением, формируются условные рефлексы писания, развивается фантазия, ведущая деятельность - игра.

Школьный возраст - 7-17 лет.

Младший школьный возраст (второе детство) - 7-10 лет. Наблюдается замедление темпов роста, развитие опорно-двигательного аппарата, после 10 лет срастаются кости таза, происходит секреция половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Ведущая деятельность - обучение, что обусловливает развитие умственных способностей.

Средний школьный возраст (подростковый период) - 11-14 лет. В этот сложный период осуществляется бурное развитие всех систем, интенсивное половое созревание, формируются вторичные половые признаки. Наблюдается развитие абстрактного мышления, эмоций, психическая неуравновешенность.

Старший школьный возраст (юношеский период) - 15-17 лет. Завершается рост, формирование организма, половая зрелость. Ведется активный поиск своего места в жизни.


Одной из особенностей постэмбрионального развития человека является акселерация, которая достигает максимума в период полового созревания. Акселерация - ускорение роста и развития детей и подростков. За последние 100-150 лет наблюдается ускорение соматического и физиологического созревания детей и подростков. Взрослый человек теперь на 10 см выше, чем 100 лет назад. В биологии развития акселерация - ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития, в антропологии - ускорение темпов индивидуального роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями в рамках определенного исторического времени. Оказывается это явление в изменении пропорций тела, увеличении массы и длины тела, более раннего появлению зубов, в раннем прекращении роста т.п..

Акселерация проявляется уже на стадии зародышевого развития, о чем свидетельствует увеличение длины тела новорожденных на 0,5-1 см и массы на 50-100 г при рождении за последние 50 лет. С возрастом темп акселерации увеличивается. Сейчас существует много различных гипотез, пытающихся объяснить акселерацию у человека: гипотеза гетерозиса (увеличение гетерозиготности потомства в результате брачных связей между ранее изолированными группами людей), урбанизации (влияние условий городской жизни), влияние радиации, алиментарная гипотеза (улучшение питания, больше поступления в организм белков, витаминов), гипотеза магнитного поля Земли , и др.. Однако ни один из перечисленных факторов не может рассматриваться как основная причина акселерации.

Зрелый возраст наступает в 21 год . Первый период зрелого возраста (до 35 лет) является самым продуктивным периодом в жизни человека. Второй период зрелого возраста (от 35 до 60 лет) является периодом реализации человеком своих возможностей.

Преклонный возраст начинается с 61 года у мужчин и с 56 лет у женщин.

Старческий возраст начинается в 75 лет . Старость - возрастной период, который наступает за зрелостью и характеризуется существенными структурными, функциональными и биохимическими изменениями в организме, которые ограничивают его приспособительные возможности. Старение - процесс закономерного возникновения возрастных изменений, которые начинаются задолго до старости и постепенно приводят к сокращению приспособительных возможностей организма. Наука о закономерностях старения - геронтология. Старение — это общебиологическая закономерность, присущая всем живым организмам.

Сейчас существует более 300 гипотез о причинах старения, среди которых наиболее интересными являются:

- «энергетическая» теория М. Рубнера (каждый вид имеет свой энергетический фонд, который расходуется в течение жизни);

- «генетические» гипотезы (механизмы старения связанные с изменением состояния генетического аппарата клетки);

Гипотеза самоотравления И. Мечникова (с возрастом в организме накапливаются продукты азотистого обмена, гниения, что приводит к интоксикации);

- «соединительнотканная» гипотеза А. А. Богомольца («человек имеет возраст своей соединительной ткани »);

Зигота в своем ядре имеет набор генов для развития всего разнообразия клеток, тканей и органов. Желточные включения цитоплазмы оплодотворенной яйцеклетки содержат белки и липоиды, есть пластический и энергетический материал, необходимый для процессов разделения при развитии зародыша. В зиготе гены репрессированы, в них ДНК связана с белками-гистонами. Во время оплодотворения наступает экспрессия определенных групп генов благодаря поступлению веществ из цитоплазмы в ядро, которые высвобождают определенные участки ДНК от гистонов. Происходят процессы транскрипции, трансляции с образованием белков, участвующих в формировании определенного признака. Клетки, образующиеся в результате нескольких первых делений зиготы, сохраняют способность формирования всех типов клеток, является во взрослом организме, они тотипотентнимы.

Взаимодействие частей зародыша начинается с того, что возникают различные виды клеток за счет неоднородности цитоплазмы в яйцеклетке. От этого зависят первичная дифференциация. Дальнейшее усложнение строения частей тела достигается благодаря взаимомодействию между клетками. На определенных стадиях развития клетки зародыша приобретают способность реагировать на индуцирующее влияния других клеток образованием определенных структур (эмбриональная индукция), но без влияния соседних клеток эти потенции не реализуются.

Критические периоды - это периоды наименьшей устойчивости зародышей к факторам внешней среды. Такими периодами являются промежутки времени, связанные с переходом от одного морфофункционального этапа развития к следующему, качественно отличного от предыдущего. Критическими периодами являются: в передзиготный период - мейоз, оплодотворение, во время эмбриогенеза - имплантация, плацентация, роды, в постэмбриогенезе - первый год жизни, период полового созревания. Различают критические периоды в развитии отдельных органов и общие для организма. Вредное воздействие на организм могут осуществлять химические вещества, физические и биологические факторы, гипоксия, голодание, наркотические средства и др..

Под их влиянием могут возникать нарушения развития, которые называют пороками развития. Дефекты могут возникать вследствие изменений в генетическом аппарате (мутаций), влияния в эмбриогенезе тератогенных факторов (некоторые инфекционные болезни, излучения, некоторые лекарства и др.). Пороки развития разделяют на наследственные (возникают в результате мутаций), экзогенные (возникающие под действием внешних вредных факторов) и мультифакторные (возникают вследствие совместного действия мутаций и внешних вредных факторов). Их классифицируют и по анатомо-морфологическим принципам: пороки развития ЦНС, сердечно-сосудистой системы, костно-мышечной системы и др..

Пороки развития - это врожденные отклонения за пределы нормальных вариантов в анатомическом строении (форме, размерах, числе) тканей и органов человека, которые в основном сопровождаются нарушениями их функций или даже угрожают жизнеспособности организма.

Изучение происхождения и патологии пороков составляет отдельную дисциплину науки - тератологию (с греч. Teratos - чудовище, logos - понятие, учение).

Пороки развития - распространенный вид патологии, удельный вес которого в общей популяции колеблется в разных странах, по данным ВОЗ, от 2,7 до 16,3% и имеет тенденцию к росту в последние десятилетия.

В основе происхождения пороков лежат разнообразные нарушения процессов развития тканей и органов.

Похожие публикации