Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Скоростной лифт. Особенности скоростных лифтов. Самые быстрые лифты в мире

Кажется, что для создания сверхскоростных лифтов для небоскрёбов достаточно взять электромотор помощнее, да трос попрочнее. В реальности эта «количественная» задача сродни качественному технологическому прыжку от «Запорожца» к Ferrari. Причём такие лифты стоят намного дороже суперкаров.

А делают самые быстрые, и, заметим, самые интеллектуальные лифты (но об этом позже) — в Японии, на двух конкурирующих промышленных монстрах — Mitsubishi Electric и корпорации Toshiba Elevator and Building Systems .

Сразу вопрос — где же работают самые быстрые в мире лифты? В столице Тайваня, в здании Taipei 101 высотой 509 метров (это пока самое высокое здание в мире).

Этажей в нём 101, различных лифтов — 67, в том числе два мировых рекордсмена (они ходят только до 89 этажа). Это лифты от Toshiba, стоимостью более $2 миллионов каждый.

При подъёме они развивают 1010 метров в минуту (почему-то именно в этих единицах очень часто указывают скорость «лифтовые» сайты). Это 60,6 километров в час или 16,83 метра в секунду. При спуске скорость немного ограничена.

Для сравнения: скорость обычного лифта в жилом здании 1-1,6 метров в секунду, в элитных высотках 1,6-3,5; а у распространённых скоростных лифтов в административных небоскрёбах 3,5 и, редко 5-10.

Соответственно, представьте, как вы входите в родную 16-этажку и взмываете на последний этаж менее чем за три секунды.

Ну, чуть более трёх, если учесть разгон и торможение.

Taipei 101 — самое высокое в мире здание (город Тайбэй) и самые быстрые в мире лифты (фото с сайта popularmechanics.com).

В деловом центре Taipei 101 на 89 этаж, расположенный на высоте 388 метров, лифт Toshiba взлетает за 38 секунд. Спуск занимает на 10 секунд больше.

Чтобы покончить с рекордами, скажем, что у Mitsubishi в линейке есть модель со скоростью даже 18 метров в секунду, но, судя по всему, её ещё нигде не установили, да и данные по ней, представленные на фирменном сайте, староваты.

Зато в нескольких небоскрёбах мира установлены лифты этой компании, развивающие скорость 12,5 метров в секунду, что тоже весьма и весьма много.

Причём, тут речь не о количественном сравнении таких лифтов с обычными, а о качественном. Инженерам приходится решать множество сложных задач.

Преодоление сопротивления воздуха в шахте, подавление вибраций разнообразного происхождения, подавление шума, плавный, но быстрый разгон, надёжные аварийные системы, способные остановить падающий с чудовищной скоростью лифт, и так далее.

Огромной проблемой становится трос. Из какого бы материала его ни делали, он всегда будет иметь собственную резонансную частоту колебаний, и, вот ведь незадача, постоянно меняющуюся по мере разматывания/сматывания.

А тут ещё собственные сверхнизкие резонансные частоты колебания самой высотки накладываются. Да, за трос нужно «дёргать» весьма сильно — разгон в таких лифтах ещё в пределах допустимого с точки зрения комфорта, но всё же мощный.


Мотор суперлифта Toshiba удивительно компактен, учитывая мощность 650 киловатт и тягу в 77 тонн (фото с сайта popularmechanics.com).

Итак, рекордный лифт Toshiba.

Обтекаемая кабина призвана не только сократить расход энергии, но и уровень шума. Она дополнена такими «колпаками», которые уводят большую часть воздуха в стороны и к задней стенке лифта (так как через двери слышно, что происходит снаружи, гораздо лучше).

Разумеется «по кругу» есть хорошая звукоизоляция. Так что уровень шума на максимальной скорости — ничтожные 45 децибел — это тише, чем в иных лифтах со скоростью в десять раз меньшей.

Ещё тут установлена первая в мире система кондиционирования, контролирующая давление воздуха внутри кабины лифта и уменьшающая «декомпрессионный» дискомфорт при быстром перемещении по вертикали.

Кабина герметична, а электроника успевает за те несколько секунд, что лифт находится в «полёте» подправить давление так, чтобы скорость его нарастания (или падения) была бы насколько возможно наименьшей.

Очевидно, на этапах разгона/торможения можно выгадать секунды, в течение которых система может интенсивнее накачивать/откачивать воздух из кабины, по сравнению с тем изменением давления, которое наблюдалось бы в негерметичной кабине.

Схема суперлифта Toshiba: даже противовес имеет обтекаемую форму (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).

Максимальные же скорости изменения давления при этом падают. И падают неслабо — на 37% — можете дышать глубже. Хотя суммарную величину этого перепада изменить нельзя — это уж зависит от разности высот этажей.

Кремниево-азотные керамические тормозные устройства останавливают 23-тонную (с пассажирами) кабину, падающую быстрее 20 метров в секунду — всего на 40 метрах, выдерживая при этом тысячеградусный нагрев.

Дополнительный гидравлический демпфер на дне шахты имеет ход сжатия 6 метров.

Специальный подавитель вибрации троса учитывает не только движение лифта, но и колебания самого здания.

Добавим, что в подобных лифтах система управления меняет не только скорость лифта, но следит и за скоростью нарастания ускорения (замедления), обеспечивая не только безударный старт, но и минимальное влияние на колеблющийся трос.

А что же Mitsubishi? Её сверхскоростные лифты во многом похожи на лифты компании-соперницы. Аэродинамическая кабина, шумо- и виброподавители. Интеллектуальная система контроля тяги с обратной связью.

Много есть любопытных вещей в современных скоростных лифтах от разных компаний. Скажем, встречается система, предохраняющая пассажира от защемления дверьми с десятками (!) лазеров, перекрывающих дверной проём полностью (в противовес хилой лампочке на уровне колена, привычной для дешёвых лифтов).

Правда, вот контроль давления воздуха — изюминка именно Toshiba.


Дизайн кабины современного лифта можно заказать как в стиле «минимализм», так и с претензией на византийскую роскошь — примеры решений от Mitsubishi (фото с сайта mitsubishi-elevator.com).

Но и Mitsubishi есть чем ответить. Именно на примере её самых «навороченных» лифтов мы увидим, что современные подъёмники-рекордсмены не только быстры, но и обладают зачатками интеллекта.

А как ещё назвать способность лифтов к обучению и встроенную нейросеть размышляющую о… психологии пассажиров? Фантастика? Нет, это уже серийная (!) реальность от Mitsubishi.

ГОСТ 5746-2003
(ИСО 4190-1-99)

Группа Ж22


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ

Основные параметры и размеры

Passenger lifts. Basic parameters and dimensions


МКС 91.140.90
ОКП 48 3611

Дата введения 2004-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, строительные подъемники и эскалаторы"

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 22 мая 2003 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа
по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Туркменистан

Главгосслужба "Туркменстандартлары"

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Госстандарт Украины

3 Разделы (подразделы) настоящего стандарта, за исключением 4.1 (таблица 1) и 4.3 (таблица 2), представляют собой аутентичный текст ИСО 4190-1:1999 "Установка пассажирских и служебных лифтов. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI" с Изменением от 01.03.2001 (ISO 4190-1:1999 "Installation of passenger and service lifts - Part 1: Class I, II, III and VI lifts") (with corrections of 01.03.2001)

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 23 октября 2003 г. N 300-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 5746-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 5746-83


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2004 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Введение

Настоящий стандарт содержит требования к основным параметрам и размерам лифтов, изложенным в международном стандарте ИСО 4190-1-99 "Установка пассажирских и служебных лифтов. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI".

Стандарт разработан с целью:

- создания благоприятных условий для потребителей лифтов за счет значительного увеличения номенклатуры и исполнений пассажирских лифтов, в том числе лифтов с гидроприводом, а также лифтов, оснащенных телескопическими дверями;

- расширения возможностей использования пассажирских лифтов инвалидами;

- обеспечения перевозки лежачих больных на носилках, каталках и других средствах горизонтального транспортирования с различными системами жизнеобеспечения;

- расширения ряда грузоподъемностей и скоростей пассажирских лифтов для зданий большой заселенности и этажности с интенсивными пассажиропотоками;

- уменьшения объемов, занимаемых лифтами в зданиях, за счет сокращения размеров шахт.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на пассажирские электрические и гидравлические лифты, устанавливаемые в глухих шахтах.

1.2 Пассажирские лифты, включенные в настоящий стандарт, предназначены для оборудования зданий (сооружений):

- строящихся;

- эксплуатирующихся (при замене лифтов);

- реконструируемых.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на лифты номинальной скоростью более 6 м/с. Требования стандарта являются рекомендуемыми, кроме требований, регламентированных национальными "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (ПУБЭЛ) .

2 Нормативные ссылки

3 Определения

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1 грузоподъемность лифта номинальная: Значение, равное массе груза, на транспортирование которого рассчитан лифт.

3.1.2 дверь (кабины, шахты) горизонтально-раздвижная: Дверь, створка(и) которой перемещается(ются) в горизонтальном направлении.

3.1.3 дверь кабины (шахты) телескопическая: Горизонтально-раздвижная дверь, створки которой перемещаются в параллельных плоскостях, при открывании заходя одна за другую.

3.1.4 дверь кабины (шахты) центрального открывания: Горизонтально-раздвижная дверь, створки которой перемещаются в противоположных направлениях от центра.

3.1.5 здания с интенсивными пассажиропотоками: Здания большой этажности и (или) заселенности.

3.1.6 кабина: Грузонесущее устройство, предназначенное для размещения людей (пассажиров).

3.1.7 лифт: Стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

3.1.8 лифт гидравлический: Лифт с электронасосным гидроприводом поступательного движения.

3.1.9 лифт пассажирский: Лифт, предназначенный, в основном, для подъема и спуска людей.

3.1.10 лифт электрический: Лифт с электроприводом.

3.1.11 лифт пассажирский для зданий лечебно-профилактических учреждений (больничный лифт): Пассажирский лифт, размеры кабины и конструкция которого позволяют перевозить пациентов лечебно-профилактических учреждений, в том числе на средствах горизонтального транспортирования (каталках, кроватях и т.д.) и (или) медицинское оборудование.

3.1.12 машинное помещение: Огороженное со всех сторон пространство, оснащенное дверью, в котором размещаются привод, вводное устройство, станция управления и другое оборудование лифта.

3.1.13 приямок шахты: Часть шахты, расположенная ниже уровня пола нижней посадочной (погрузочной) площадки.

3.1.14 скорость номинальная: Скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

3.1.15 шахта: Сооружение, в котором движутся кабина и противовес.

3.2 Обозначение размеров

3.2.1 Внутренние размеры кабины и дверного проема (см. рисунок 1)

3.2.1.1 Ширина кабины * - горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями стен кабины, измеренное параллельно передней стенке входа в кабину.
________________

3.2.1.2 Глубина кабины * - горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями передней и задней стен кабины, измеренное перпендикулярно ширине кабины.
________________
* Должны измеряться, как указано на рисунке 1а, на высоте 1 м от уровня пола кабины. Декоративные или защитные панели или поручни (при наличии) должны размещаться внутри этих размеров.

3.2.1.3 Высота кабины - вертикальное внутреннее расстояние между порогом входа в кабину и конструктивным потолком кабины.

Устройства освещения кабины и декоративные потолки размещены внутри этого размера.

3.2.1.4 Ширина дверного проема - размер ширины входа в свету, измеренный при полностью открытых дверях кабины и шахты.

3.2.1.5 Высота дверного проема - размер высоты входа в свету, измеренный при полностью открытых дверях кабины и шахты.

3.2.2 Внутренние размеры шахты (см. рисунки 2а и 2б)

3.2.2.1 Ширина шахты - горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями стен шахты, измеренное параллельно ширине кабины.

3.2.2.2 Глубина шахты - горизонтальное расстояние, перпендикулярное ширине шахты.

3.2.2.3 Глубина приямка - наименьшее расстояние, измеренное параллельно направляющим, от уровня пола нижней посадочной (погрузочной) площадки до пола шахты.

3.2.2.4 Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки - наименьшее расстояние, измеренное параллельно направляющим, от уровня чистого пола верхней посадочной (погрузочной) площадки до выступающих частей перекрытия над шахтой.

3.2.3 Внутренние размеры машинного помещения (см. рисунки 2а и 2б)

3.2.3.1 Ширина машинного помещения - горизонтальный размер, измеренный параллельно ширине кабины.

3.2.3.2 Глубина машинного помещения - горизонтальный размер, измеренный перпендикулярно ширине машинного помещения.

3.2.3.3 Высота машинного помещения - наименьший размер между уровнем размещения лебедки (гидроагрегата) и потолком машинного помещения, измеренный в соответствии с положениями ПУБЭЛ .

4 Основные параметры

4.1 Числовые значения грузоподъемностей пассажирских лифтов выбирают из ряда чисел, близких к ряду предпочтительных чисел R10 по ГОСТ 8032 .

Рекомендуемые значения номинальных грузоподъемностей пассажирских лифтов соответствуют ряду: 320, 630, 800, 1000, 1275, 1600, 1800, 2000, 2500 кг.

Значения грузоподъемностей пассажирских лифтов для зданий различных видов рекомендуется выбирать согласно таблице 1.


Таблица 1 - Значения грузоподъемностей лифтов для зданий различных видов

Вид здания

Общественные и промышленные (сооружения)

Большой этажности
и (или) заселенности
(с интенсивными пассажиропотоками)

Лечебно-
профилактические учреждения

Номинальные грузоподъемности лифтов, кг

1275, 1600,
1800, 2000

1275*, 1600*,
2000*, 2500*

* Для больничных лифтов.

4.2 Числовые значения скоростей пассажирских лифтов выбирают из ряда чисел, близких к ряду предпочтительных чисел R5 по ГОСТ 8032 .

Рекомендуемые значения номинальных скоростей движения кабин пассажирских лифтов соответствуют ряду: 0,40; 0,63; 1,00; 1,60; 2,00; 2,50; 3,00; 3,50; 4,00; 5,00; 6,00 м/с.

Номинальные скорости для пассажирских лифтов в зависимости от привода следует принимать в диапазоне:

0,63-6,00 - электрический привод;

0,40-1,00 - гидравлический привод.

4.3 Для зданий различных видов высотой до 25 этажей включительно скорость лифта, как правило, принимают согласно таблице 2.

Таблица 2 - Значения скорости лифта в зависимости от этажности здания

Номинальная скорость лифта,
м/с

Максимальное число этажей

Жилые здания

Общественные и промышленные здания (сооружения)

0,40; 0,63; 1,00*

* Для электрических и гидравлических лифтов.


Для зданий высотой более 25 этажей выбор скорости лифта производят при проектировании в соответствии с расчетом и по согласованию с производителем лифта.

4.4 При невозможности оборудования зданий (сооружений) лифтами в соответствии с требованиями настоящего стандарта, применяют лифты с параметрами и размерами, отвечающими требованиям национальных ПУБЭЛ .

5 Основные размеры

5.1 Основные размеры (внутренние) кабин, шахт, машинных помещений выбирают по таблицам 3, 3.1, 4 и рисункам 1-6. Электрические лифты могут иметь исполнения, которые не предусматривают машинного помещения.

Таблица 3 - Высота кабины, дверного проема, частей шахты пассажирских лифтов

Размеры в миллиметрах

Номи-
нальная скорость , м/с

Жилые здания

Здания общественные
и промышленные (сооружения)

Здания
большой этажности
и заселенности

Высота кабины


Глубина приямка

Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки

3,50-
5,00

* Определяется поставщиком лифта.

Примечания

1 Высота кабины допускается 2100 мм.

2 Высота дверного проема лифтов грузоподъемностью более 320 кг допускается 2000 мм.

3 Высота верхнего этажа допускается 3500 мм для лифтов номинальной скоростью менее 1,00 м/с при высоте кабины 2100 мм.

Таблица 3.1 - Габариты машинного помещения пассажирских лифтов

Размеры в миллиметрах

Номинальная скорость , м/с

Номинальная грузоподъемность, кг

Машинное помещение
(в плане )

Электрический лифт

Гидравлический лифт

Ширина или глубина шахты2000

Таблица 4 - Высота кабины, дверного проема, частей шахты, габариты машинного помещения электрических больничных лифтов

Размеры в миллиметрах

Грузоподъемность, кг

Высота кабины

Высота дверного проема кабины и шахты

Глубина приямка для лифтов номинальной скоростью , м/с:

Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки для лифтов номинальной скоростью , м/с:

Машинное помещение для лифтов номинальной скоростью , м/с

Площадь, м

Ширина

Глубина

Площадь, м

Ширина

Глубина

* Только для номинальной скорости 2,00 м/с.

Примечания

1 Значения и минимально допустимые. Фактические размеры должны обеспечить площадь машинного помещения.

2 Высота кабины допускается 2200 мм.

- ширина кабины; - ширина дверного проема; - глубина кабины; - высота дверного проема;
- высота кабины; 1 - отделочные (декоративные) панели; 2 - подвесной потолок

Рисунок 1 - Обозначения основных размеров кабины и дверных проемов, а также внутренних размеров шахты

Рисунок 2а - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения электрических лифтов (одиночная установка)

- ширина шахты; - ширина машинного помещения; - глубина шахты; - глубина приямка;
- глубина машинного помещения; - высота шахты от уровня верхней посадочной площадки
до выступающих частей перекрытия над шахтой; - высота машинного помещения

Примечания

1 Машинное помещение должно быть оснащено дверью (на рисунке не указана).

2 Электрические лифты могут иметь исполнение, не предусматривающее машинное помещение.

Рисунок 2а - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения электрических лифтов
(одиночная установка)

Рисунок 2б - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения гидравлических лифтов (одиночная установка)

Ширина шахты; - ширина машинного помещения; - глубина шахты; - глубина приямка;
- глубина машинного помещения; - высота шахты от уровня верхней посадочной (погрузочной)
площадки до выступающих частей перекрытия над шахтой; - высота машинного помещения

Примечание - Машинное помещение должно быть оснащено дверью (на рисунке не указана)

Рисунок 2б - Регламентированные размеры шахты и машинного помещения гидравлических лифтов
(одиночная установка)

Примечания

3 Лифты с кабинами в плане 1100х2100 мм доступны для транспортирования больного на носилках с убирающимися ручками (размер носилок 600х2000 мм).

Рисунок 3 - Пассажирские лифты для жилых зданий

Примечания

1 Шахты лифтов скоростью более 2,50 м/с должны быть увеличены по ширине и глубине на 100 мм.

2 Лифты, обозначенные символом , доступны для инвалидов.

3 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.

4 Лифты с кабинами в плане 1100х2100 мм доступны для транспортирования больного на носилках с убирающимися ручками (размер носилок 600х2000 мм).

Рисунок 4 - Пассажирские лифты для общественных и промышленных зданий (сооружений)

Рисунок 5 - Лифты скоростью 2,50 м/с и более для зданий большой этажности и заселенности с интенсивными пассажиропотоками

________________
* Только для лифтов скоростью 2,50 м/с.
Примечание - Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.

Рисунок 5 - Лифты скоростью 2,50 м/с и более для зданий большой этажности и заселенности
с интенсивными пассажиропотоками

Примечания

1 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, доступные для инвалидов.

2 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.

3 Кабины лифтов предназначены для транспортирования больного на кроватях, максимальные габариты которых (см. символы на чертеже):

a) 900х2000 мм;

b) 1000х2300 мм;

c) 1000х2300 мм, с дополнительным медицинским оборудованием.

Рисунок 6 - Пассажирские лифты для зданий лечебно-профилактических учреждений (больничные лифты)

5.2 Рисунки не определяют конструкцию лифтов, а также расположение машинных помещений (в плане) относительно шахт и входных дверей в машинное помещение.

Размеры машинных помещений указаны с учетом наличия демонтажного люка в полу и расположения оборудования одиночного лифта. Расстояние от уровня площадки, где располагается привод лифта, до выступающих частей перекрытия машинных помещений, а также размеры общего машинного помещения для двух и более лифтов определяются производителем лифтов с учетом требований ПУБЭЛ .

Пассажирские лифты могут иметь исполнение, не требующее наличия машинного помещения (лифты без машинных помещений).

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Решение лифтового хозяйства (число, скорость подъема и грузоподъемность лифтов) зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов: числа жителей в здании и его этажности, количества остановок лифта, времени открывания и закрывания дверей. В связи с тем, что подсчеты, необходимые для правильного расчета, исключительно сложны, необходимо пользоваться расчетной таблицей возможных вариантов наряду с эмпирическими данными, и архитектору следует положиться на мнение опытного консультанта. Хотя годы опыта позволят проектировщику с достаточным пониманием подойти к выбору лифтов, тем не менее ответственность за решение этого вопроса столь велика, что необходимо пригласить специалиста во всех случаях, и уж безусловно - когда число жителей в здании превышает 400 человек.

Проектировщик обязан иметь предварительное решение еще до того, как он обратится к консультанту. Для этого он может сделать некоторые прикидки, пользуясь приведенной таблицей.

Очевидно, что одного лифта достаточно для зданий в три и четыре этажа. Если лифт выйдет из строя, необходимость подняться пешком на верхний этаж не вызывает слишком серьезного дискомфорта. В пяти- и шестиэтажных домах лифты с гидравлическими двигателями достаточно надежны и чрезвычайно редко портятся. В шестиэтажных зданиях, однако, применение гидравлических лифтов должно ограничиваться в связи с их низкой скоростью. В зданиях от 13 до 45 этажей возможен выбор между тремя лифтами со стандартной скоростью и двумя лифтами с повышенной скоростью, что в значительной степени зависит от наличия места в плане здания.

ЧИСЛО ЛИФТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАЖНОСТИ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ
Число этажей Пассажирские лифты (минимальная грузоподъёмность 910 кг; если используется для грузов, то 1150 кг) Грузовой лифт (минимальная грузоподъёмность 1150 кг)
3 - 4 1 гидравлический (45,6 м/мин) 1 *
5 - 6 2 гидравлических (45,6 м/мин) или 2 электрических (106 м/мин) 1 *
7 - 12 2 электрических (106 м/мин) 1 *
13 - 20/25 1 *
20/25 - 40/45 3 электрических (106 м/мин) или 2 электрических (150 - 210 м/мин) 1+1 *
50 2 группы по 3 электрических (150 - 210 м/мин) 2

* В качестве грузового лифта может быть использован пассажирский, если его грузоподъемность 1150 кг.

Требования к грузовому лифту обусловлены частотой смены жильцов и расстоянием от лифта до входов в квартиры (смена жильцов в больших городах колеблется от 6 до 13% в наиболее загруженный месяц; в домах, где квартиры продаются, смена жильцов минимальная, но, как правило, очень большая доставка посылок). Как видно из таблицы, в зданиях высотой от 20 до 25 этажей необходим только один грузовой лифт, который также может быть использован в качестве пассажирского. В зданиях большей этажности требуется два грузовых лифта, один из которых может использоваться и для подъема пассажиров. Преимущество иметь грузовой лифт в одном блоке с пассажирскими лифтами для гибкого его использования совершенно очевидно. При этом предпочтительна погрузка на уровне подвала или первого этажа через заднюю дверь, чтобы избежать прохода через главный вестибюль. Устройство боковой двери также возможно, но стоит дороже. В том случае, когда грузовой лифт размещен не в одном блоке с пассажирскими, он должен открываться в небольшой холл на каждом этаже. Необходимо, чтобы грузовой лифт имел высоту не меньше 3 м или подвижную верхнюю стенку, чтобы можно было перевозить крупные вещи. Если этого нет, то длинные предметы можно будет поднимать только на крыше лифтовой кабины, что весьма трудоемко и опасно.

Жилой дом оборудуют пассажирскими лифтами при соблюдении следующих условий (что должно быть подтверждено консультантом):

1) перевозка 6% жителей обеспечивается не более чем за 5 мин;

2) время ожидания лифта не превышает 60 с (если время ожидания более 55 с, нужно, чтобы кабина спустилась с верхнего этажа к вестибюлю на первом этаже за 45-50 с).

ЧИСЛО ЖИТЕЛЕЙ . Число жителей может быть от двух человек на спальню (в дешевых домах) до одного человека на две спальни (в роскошных, дорогостоящих домах). Рекомендуются следующие средние данные (исключая государственное строительство): 1 человек на однокомнатную квартиру площадью 28,3 м2 и менее и 1,5-при площади выше этого предела; 1,8 человека - на двухкомнатную квартиру;

2,5 человека - на трехкомнатную квартиру; 3,5 человек - на четырехкомнатную квартиру и т. д. Хотя число одновременно поднимающихся в лифте требует сложного расчета, архитектору следует знать, по крайней мере, что кабина грузоподъемностью 910 кг может поднять 11 человек, а кабина грузоподъемностью 11 50 кг -13 человек. Максимальной загрузки, однако, практически почти не бывает.

ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ ЛИФТА . Время ожидания лифта исчисляют следующим образом: число остановок лифта (только специалист может определить это число), помноженное на сумму времени, уходящего на ускорение и торможение, плюс время действия дверей, плюс время входа и выхода пассажиров, плюс прочие потери времени. К этому добавляется время полного подъема и спуска лифта без остановок. Общая сумма времени, деленная на число лифтов, даст время ожидания лифта в секундах.

Пример . Предположим, что в здании 20 этажей высотой 2,58 м. Путь лифта в обоих направлениях составит 2х51,7 = 103,4 м; лифт, движущийся со скоростью 106 м в минуту, пройдет этот путь примерно в одну минуту; следовательно, лифт пройдет полный путь в обоих направлениях за 60 с.

Дополнительное время на остановки:

Время на ускорение и торможение лифта, движущегося со скоростью 106м в минуту..... 2,35 с

Время, требующееся на открывание и закрывание дверей лифта на каждой остановке (это время может быть сокращено на 1,4 с, если двери открываются в обе стороны, а не в одну)..... 4,30 с

Время, необходимое на загрузку и разгрузку лифта..... 2 с

Прочие потери времени: 0,1X2,35 (ускорение и торможение) плюс 0,1x4,30 (открывание и закрывание дверей)..... 0,63 с

Итого..... 9,28 с

Если принять 10 остановок, то 10X9,28 = 92,80 с; общее время движения лифта 60 с+ 92,80 с = 152,80 с.

При трех лифтах 152,80:3 = 50,93 с - время ожидания лифта очень хорошее. Если интервал будет меньше 40 с, вероятно, можно считать, что в оборудовании здания допущено излишество.

Детали шахты, кабины и дверей лифтов, показанные на с. 60, соответствуют промышленным стандартам и требованиям строительных норм. Могут применяться и другие размеры кабин лифтов, во всяком случае любое решение должно быть согласовано с консультантом.

Машинные отделения лифтов для гидравлических лифтов (насосы) размещаются в небольших (примерно 2,4х3 м) помещениях рядом с нижним уровнем остановки лифта. Над крышей обычно требуется оставлять небольшое (60х90 см) пространство, если высота верхнего этажа не больше, чем у типовых жилых этажей, что позволяет избежать надстройки.

Машинное отделение для электрических лифтов (за исключением некоторых типов лифтов, редко используемых в жилищном строительстве) размещается на крыше. Высота машины (М) составляет минимум 2,27 м для шестеренчатых лифтов и 2,58 м для бесшестеренчатых лифтов (со скоростью движения более 106 м в минуту). С увеличением высоты подъема до 30-35 этажей эти цифры должны быть согласованы с производителями лифтов либо со специальными консультантами.

А - пассажирский лифт (или грузовой с открыванием только спереди); Б - грузовой лифт с открыванием спереди и сзади (а - сдвинутый проем с одной дверью; б - сдвинутый проем, два полотна двери, открываю¬щиеся с разной скоростью; в - центральное расположение проема): 1 - Если лифт гидравлический без противовеса, достаточна ширина 2 дюйма; 2 - противовес; 3 - максимальная площадь для колонны; 4 - брус для жесткости направляющей; 5 - направляющая; 6 - расстояние определяется размерами кабины лифта; 7- колонна может вдаваться; 8 - выгрузка на всех этажах; 9 - загрузка на первом этаже; 10 - загрузка с задней стороны лифта

Размеры углубления дна шахты должны учитывать достаточное пространство для размещения амортизаторов на случай, если кабина опустится до низа на полной скорости из-за выхода из строя управления. Для расчета величины растяжения каната должно быть учтено пространство между воспринимающей удар плитой и буфером, а на случай превышения скорости движения лифта под кабиной требуется предусмотреть аварийное устройство.

Толщина дна кабины от пола до воспринимающей удар плиты должна быть 40-45 см. Согласно нормам, ниже уровня сжатого амортизатора должно оставаться не менее 60 см на случай падения кого-либо в шахту под падающую кабину. В очень высоких зданиях, где предусмотрена повышенная скорость движения лифтов и большая масса противовеса, глубина шахты должна быть очень большой для компенсации растяжения каната.

Каким образом пассажирские лифты связаны с вестибюлем и грузовой лифт связан с местом приема посылок и грузов, рассмотрим позднее. Будет показано, что прямая связь между грузовым лифтом и местом приема грузов не всегда возможна или требует значительных затрат и что иногда посылки и грузы поступают через общий вестибюль. Такое компромиссное решение не рекомендуется принимать в жилых домах, предназначенных для пожилых людей, так как в этих домах грузовой лифт часто используется для перевозки людей на носилках, что является не очень приятным зрелищем для остальных жильцов, которые имеют обыкновение собираться в вестибюле. В связи с этим одна из шахт должна быть глубже и лифт должен иметь заднюю дверцу, выходящую в помещение для приема грузов.

Кажется, что для создания сверхскоростных лифтов для небоскрёбов достаточно взять электромотор помощнее, да трос попрочнее. В реальности эта «количественная» задача сродни качественному технологическому прыжку от «Запорожца» к Ferrari. Причём такие лифты стоят намного дороже суперкаров.

Сразу вопрос - где же работают самые быстрые в мире лифты? В столице Тайваня, в здании Taipei 101 высотой 509 метров (это пока самое высокое здание в мире).

Этажей в нём 101, различных лифтов - 67, в том числе два мировых рекордсмена (они ходят только до 89 этажа). При подъёме лифты развивают 1010 метров в минуту. Это 60,6 километров в час или 16,83 метра в секунду. При спуске скорость немного ограничена.

Для сравнения: скорость обычного лифта в жилом здании 1–1,6 метров в секунду, в элитных высотках 1,6–3,5; а у распространённых скоростных лифтов в административных небоскрёбах 3,5 и, редко 5–10.

Соответственно, представьте, как вы входите в родную шестнадцати-этажку и взмываете на последний этаж менее чем за три секунды. Ну, чуть более трёх, если учесть разгон и торможение. В деловом центре Taipei 101 на 89 этаж, расположенный на высоте 388 метров, лифт взлетает за 38 секунд. Спуск занимает на 10 секунд больше.

Чтобы покончить с рекордами, скажем, что в мире есть модель со скоростью даже 18 метров в секунду, но, судя по всему, её ещё нигде не установили, да и данные по ней, представленные на одном из сайтов, староваты. Зато в нескольких небоскрёбах мира установлены лифты, развивающие скорость 12,5 метров в секунду, что тоже весьма и весьма много.

Причём, тут речь не о количественном сравнении таких лифтов с обычными, а о качественном. Инженерам приходится решать множество сложных задач.

Преодоление сопротивления воздуха в шахте, подавление вибраций разнообразного происхождения, подавление шума, плавный, но быстрый разгон, надёжные аварийные системы, способные остановить падающий с чудовищной скоростью лифт, и так далее.

Огромной проблемой становится трос. Из какого бы материала его ни делали, он всегда будет иметь собственную резонансную частоту колебаний, и, вот ведь незадача, постоянно меняющуюся по мере разматывания/сматывания.

А тут ещё собственные сверхнизкие резонансные частоты колебания самой высотки накладываются. Да, за трос нужно «дёргать» весьма сильно - разгон в таких лифтах ещё в пределах допустимого с точки зрения комфорта, но всё же мощный.

Рассмотрим подробнее один из скоростных лифтов центра Taipei. Обтекаемая кабина призвана не только сократить расход энергии, но и уровень шума. Она дополнена такими «колпаками», которые уводят большую часть воздуха в стороны и к задней стенке лифта (так как через двери слышно, что происходит снаружи, гораздо лучше).

Разумеется «по кругу» есть хорошая звукоизоляция. Так что уровень шума на максимальной скорости - ничтожные 45 децибел - это тише, чем в иных лифтах со скоростью в десять раз меньшей.

Ещё тут установлена первая в мире система кондиционирования, контролирующая давление воздуха внутри кабины лифта и уменьшающая «декомпрессионный» дискомфорт при быстром перемещении по вертикали.

Кабина герметична, а электроника успевает за те несколько секунд, что лифт находится в «полёте» подправить давление так, чтобы скорость его нарастания (или падения) была бы насколько возможно наименьшей.

Очевидно, на этапах разгона/торможения можно выгадать секунды, в течение которых система может интенсивнее накачивать/откачивать воздух из кабины, по сравнению с тем изменением давления, которое наблюдалось бы в негерметичной кабине. Максимальные же скорости изменения давления при этом падают. И падают неслабо - на 37% - можете дышать глубже. Хотя суммарную величину этого перепада изменить нельзя - это уж зависит от разности высот этажей.

Кремниево-азотные керамические тормозные устройства останавливают 23–тонную (с пассажирами) кабину, падающую быстрее 20 метров в секунду - всего на 40 метрах, выдерживая при этом тысячеградусный нагрев.

Дополнительный гидравлический демпфер на дне шахты имеет ход сжатия 6 метров. Специальный подавитель вибрации троса учитывает не только движение лифта, но и колебания самого здания.

Добавим, что в подобных лифтах система управления меняет не только скорость лифта, но следит и за скоростью нарастания ускорения (замедления), обеспечивая не только безударный старт, но и минимальное влияние на колеблющийся трос.

В настоящее время thyssenkrupp Elevator предлагает своим клиентам скоростные лифты, которые предназначены для подъема на высоту 400 м и выше со скоростью до 8 м/с. Лифты производятся с учетом подвижности зданий и потоков воздуха, что позволило установить в России на Останкинской телевизионной башне лифт со скоростью 7 м/с.

Серии скоростных лифтов

sonic

Лифт sonic - очень быстрый пассажирский лифт. Этот лифт является идеальным высокоскоростным решением для небоскребов, офисных башен и других высотных зданий, где люди должны быстро достигать высоких этажей.

sonic. Опережая всех.

  • Высота подъема: 370 м
  • Максимальная скорость: 8,5 м/с
  • Максимальная грузоподъемность: 4000 кг

MULTI

Вертикальные… и горизонтальные перевозки людей в высотных зданиях - это новая транспортная система thyssenkrupp Elevator MULTI. Базовый конструктивно-технологический подход в данной лифтовой транспортной системе - система циркуляции (патерностер), при которой кабина лифта доступна для пассажира каждые 15-30 секунд.

MULTI. Новая эра мобильности в зданиях.

  • Вертикальное/горизонтальное движение
  • Доступность лифта: 15-30 сек

TWIN

Наш, единственный в своем роде, пассажирский лифт TWIN является первой лифтовой системой с двумя независимыми кабинами, располагающимися одна над другой в одной шахте. Данный лифт позволяет сохранить пропускную способность, уменьшив площадь, занимаимаю лифтовыми системами на 25%. Лифт позволяет Вам внедрить в здании нестандартную концепцию перемещения людей между этажами и установить новые высокой производительности.

TWIN. 2 кабины. 1 шахта. 0 очередей.

  • Высота подъема: 250 м
  • Максимальная скорость: 7,0 м/с
  • Максимальная грузоподъемность: 1800 кг

Преимущества скоростных лифтов

Огромная плотность населения в мегаполисах и центральных частях больших городов привела к общему увеличению этажности застройки и появлению зданий высотой в несколько сотен метров. Их строительство стало возможным в результате технологического прогресса, однако высокая этажность породила ряд новых проблем. Перемещение на верхние этажи на лифтах традиционной конструкции занимало бы слишком много времени, а их скорость не обеспечивала бы должной пропускной способности. Поэтому появились специальные лифты скоростные.

Помимо увеличенной скорости передвижения кабины, особенности конструкции и эксплуатации многоэтажных зданий предъявляют к таким лифтам ряд дополнительных требований. Высокая скорость движения кабины изначально имела побочный эффект в виде неприятных ощущений у пассажиров в момент начала и окончания движения. Современные скоростные лифты избавлены от этого недостатка за счет постепенного набора скорости в начале поездки и постепенного ее снижения, начинающегося за несколько этажей до нужного этажа. Для многоэтажных зданий, имеющих одинаковые размеры всех этажей, устройство машинного отделения для лифтов обычно не представляет затруднений. Однако для многоэтажных зданий, подразделяющихся на несколько вертикальных сегментов с все меньшим и меньшим размером этажей, устройство машинного отделения для лифтов может быть сложным и не оптимальным решением. К счастью, современные лифты скоростные представлены в числе прочего и моделями, для работы которых не требуется наличие машинного отделения, а достаточно обычной лифтовой шахты.

Даже с учетом высокой скорости движения кабины пропускная способность скоростных лифтов не всегда соответствует реальной необходимости, притом, что увеличение количества лифтовых шахт в уже построенных многоэтажных зданиях не является возможной по причинам технологического характера. Тем не менее, пропускная способность имеющихся шахт может быть увеличена посредством неожиданного решения. В одной шахте могут быть размещены две кабины, расположенные друг над другом и управляющиеся единой автоматикой. При этом каждая из кабин имеет собственный привод и противовес. Подходящую модель скоростного лифта сегодня можно подобрать практически для любого высотного здания, однако исходя из специфики данных механизмов, их подбирают еще на стадии проектирования здания.

Похожие публикации