Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Решение суда собственник виновником дтп не является. Виновник ДТП не является собственником, кто будет возмещать вред? Отсутствие прав и страховки: алгоритм действий

Несет ли за ДТП ответственность собственник автомобиля, если аварию совершил водитель, ездивший просто вписанный в страховку? Я дал автомобиль родственнику, а тот мало того, что разбил мою машину, но еще и оказался виновным в аварии. Страховых денег пострадавшему не хватило, он начал требовать почему-то с меня, а не с водителя. Как отбиться от этих требований?

Ответ: Действовать придется через суд, а мы приведем правовые нормы, на основании которых вам удастся, как вы говорите, отбиться. Но потрудиться придется.

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ содержит формулировку, что такое ответственность за вред, причиненный в результате деятельности, представляющей опасность, и кто должен возмещать соответствующий ущерб.

В первой части статьи говорится, что ответственность лежит на владельце источника повышенной опасности. Если понимать эту норму буквально, то, казалось бы, требовать возмещения в результате все ДТП должны исключительно с собственников транспортных средств.

Но вот далее в этой же статье ГК РФ есть уточнение. Оказывается, возмещать вред должны не только владельцы автомобилей, но и те, кто водит его по доверенности. В нынешнее время доверенности используются в ограниченном числе случаев, для того чтобы на законном основании водить авто достаточно быть вписанным в полис по ОСАГО. Такая запись — тоже, по сути, доверенность. Как раз ваш случай.

То есть нести ответственность и возмещать ущерб должно лицо, которое в момент ДТП сидело за рулем автомобиля. Так в большинстве случаев и происходит.

К собственнику же могут предъявить претензии только в том случае, если настоящий виновник аварии не имел права водить данный автомобиль (не был вписан в полис ОСАГО, не имел водительского удостоверения, страховой полис вообще не оформлялся или недействителен и проч.). При наличии нарушений со стороны и владельца (в оформлении документов), и водителя (нарушившего ПДД), а также, если пострадавший водитель подберет хороших юристов, заплатить могут заставить обоих.

Но в вашем случае следует подготовиться к судебной тяжбе. В качестве аргументов для ответа на суде придется использовать уже упомянутую норму Гражданского кодекса. Судебная практика говорит, что на уровне городов и районов дело иногда решается не в пользу собственников транспортных средств. И только следующие инстанции готовы принять реальные доводы.

Конечно, это подразумевает, что вам надо:

  • хорошо подготовиться для выступления на судебном процессе;
  • знать сроки подачи апелляции (если решение будет принято не вашу пользу);
  • обладать навыками подготовки текста апелляции и документального подтверждения своих доводов;
  • уметь составлять исковое заявление (на водителя, который вас подвел под суд).

Если такие навыки у вас отсутствуют, то лучше воспользоваться услугами стороннего юриста из хорошей уверенной в себе фирмы. Стоимость таких услуг не высока, но можно быть уверенным, что дело будет решено в нужном вам направлении.

Действующее правовое регулирование гласит, что каждый водитель транспортного средства должен иметь действующий полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Подобный страховой полис дает возможность получить страховое возмещение в тех случаях, когда потерпевшему или его имуществу был причинен вред при ДТП.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но не все владельцы транспортных средств надлежащим образом выполняют свои обязательства. И на практике очень часто бывают случаи, когда водитель попадает в ДТП, но в то же время у него нет действующего

А как быть в подобной ситуации, и какие действия нужно выполнять в тех случаях, когда у водителя нет заключенного договора ОСАГО?

Возможные причины отсутствия полиса

Причин отсутствия полиса страхования на практике может быть очень много. В основном же водители транспортных средств просто забывают о том, что срок действия их страхового полиса истек, и не заключают новый договор страхования.

Но кроме этого на практике также могут возникнуть следующие ситуации:

  • водитель, который находился за рулем транспортного средства во время ДТП, не был вписан в страховой полис;
  • транспортное средство эксплуатировалось в течение того промежутка времени, который не был вписан в страховой полис (например, страховой полис был приобретен для использования транспортного средства летом, а ДТП произошло весной);
  • страховой полис не был приобретен собственником транспортного средства.

Что делать при ДТП без страховки в 2019 году

А что делать при ДТП без страховки? При этом страховой полис может не иметь как виновник происшествия, так и потерпевшая сторона. А какие действия должна предпринять каждая из сторон?

Виновнику

В интернете можно очень часто встретить подобные комментарии: «попал в ДТП без страховки я виноват». А что делать в подобной ситуации? На самом деле это- наиболее сложная ситуация, которая может возникнуть на практике.

В первую очередь можно попытаться договориться с другой стороной ДТП. Если пострадавшая сторона не согласна, то в этом случае придется вызвать сотрудника ГАИ, который зафиксирует факт ДТП.

При этом необходимо также знать о том, что это станет основанием для привлечения виновника ДТП к административной ответственности за отсутствие страхового полиса.

Ведь в соответствии с действующими законодательными требованиями его наличие является обязательным для всех водителей без исключения.

Также необходимо вызвать на место происшествия представителя страховой компании потерпевшего, который тоже зафиксирует факт ДТП.

Конечно, в подобной ситуации потерпевшая сторона может предъявить заявление в свою страховую компанию, но необходимо помнить о том, что причиненный в результате ДТП ущерб все равно в дальнейшем будет покрыт личными средствами виновника ДТП.

Именно поэтому многие пострадавшие предпочитают предъявлять исковые заявления в суд с целью взыскания суммы причиненного вреда.

Если потерпевшая сторона намерена прибегнуть к данному варианту решения проблемы, то желательно заранее обратиться к соответствующему специалисту и получить независимую экспертную оценку размера причиненного вреда.

В дальнейшем подобный документ может быть использован в качестве доказательства в суде.

Подобный подход даст возможность в дальнейшем избежать каких-либо проблем и оспаривания размера причиненного вреда.

Потерпевшему

На практике очень часто бывают случаи, когда страховой полис не имеет потерпевшая сторона, а не виновник. В этом случае наличие действующего полиса ОСАГО для получения страхового возмещения не имеет какого-либо значения.

Единственное, что нужно помнить, это- наличие возможности привлечения потерпевшей стороны к ответственности за отсутствие страхового полиса.

В подобной ситуации схем действий следующая:

  • необходимо вызвать на место происшествия сотрудника ГАИ и представителя страховой компании виновника, которые оформят и предоставят все документы, необходимые для получения страхового возмещения;
  • нужно пойти в отделение страховщика виновника ДТП и написать заявление о выплате страхового возмещения;
  • следует подождать ответа страховой компании и получить денежные средства любым удобным способом.

Собственнику автомобиля

На практике также очень часто бывают случаи, когда за рулем транспортного средства на момент ДТП сидел другой водитель, а не собственник автомобиля.

При этом может быть ситуация, когда имеется действующий страховой полис, но лицо, которое на момент ДТП эксплуатировало транспортное средство, не вписано в страховой полис. А как быть подобной ситуации?

Действующее правовое регулирование гласит, что транспортное средство является источником повышенной опасности, и его собственник несет ответственность за причиненный вред вне зависимости от наличия своей вины.

Соответственно, если за рулем транспортного средства находился другой водитель, потерпевшая сторона все равно может потребовать возмещение причиненного вреда от собственника транспортного средства.

В этом случае необходимо предъявить исковое заявление в суд и в качестве ответчика указать имя собственника транспортного средства, а не водителя.

Конечно, действующее законодательство дает собственнику возможность в дальнейшем потребовать возврата выплаченных и денежных средств от виновника ДТП.

Он может в полной мере воспользоваться этим правом. Конечно, в основном на практике подобные вопросы также решаются в судебном порядке путем предъявления соответствующего искового заявления. А рассмотрение дел этого рода может затянуться на несколько месяцев.

Действия, если у пострадавшего нет ОСАГО

Если у пострадавшей стороны нет страховки, это не может стать основанием для лишения ее возможности получения страхового возмещения. Данный факт необходимо учитывать.

Но в то же время нужно помнить о том, что потерпевшая сторона может быть привлечена к административной ответственности за эксплуатацию транспортного средства без страхования ОСАГО.

Если произошло ДТП, то необходимо сперва вызвать не место происшествия сотрудников ГАИ и представителя страховой компании виновника. Они зафиксируют факт происшествия.

Сотрудник ГАИ предоставит потерпевшей стороне протокол, который необходимо в дальнейшем предъявить в страховую компанию с целью получения денежной компенсации.

Для получения компенсации потерпевшая сторона должна предъявить соответствующее заявление в страховую компанию виновника ДТП.

Бланк заявления можно взять непосредственно в страховой компании. При этом желательно обратиться к страховщику как можно раньше.

Вместе с заявлением необходимо предъявить следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • документы на транспортное средство (ПТС, водительское удостоверение и т.д.);
  • документы, которые свидетельствуют о ДТП и о факте нанесения вреда транспортному средству потерпевшего.

После предъявления заявления необходимо дождаться ответа страховой компании. На практике в основном данная процедура занимает 5-7 дней.

Если сумма возмещения, которую готова заплатить страховая компания, устраивает потерпевшего, он может получить ее как путем банковского перевода, так и наличными.

Если же указанная страховой компанией сумма не устраивает заявителю, он может написать письменную претензию с просьбой о пересмотре решения.

Если оно останется неизменным, заявитель может воспользоваться своим правом судебной защиты.

Потерпевший также может выбрать ремонт транспортного средства в мастерской, которая сотрудничает со страховщиком, в качестве страхового возмещения.

В этом случае, конечно, он отказывается от денежной компенсации, и ремонт транспортного средства производится за счет страховщика.

Кто платит в каждом случае

Многих интересует вопрос о том, кто должен покрывать сумму причиненного вреда при отсутствии страховки.

Если произошло ДТП без ОСАГО у виновника, то в этом случае все расходы несет он сам. При этом потерпевший может сразу предъявить исковое заявление в суд с просьбой о выплате суммы возмещения.

В любом случае все расходы несет виновник ДТП, если у него нет заключенного договора страхования.

Соответственно, желательно урегулировать спор мирным путем в досудебном порядке, иначе может возникнуть ситуация, когда к сумме возмещения прибавляются и судебные расходы.

Если за рулем транспортного средства был не собственник, а кто-то другой, то потерпевшая сторона может потребовать выплату страхового возмещения непосредственно от владельца автомобиля.

В этом случае он обязан осуществить выплату, но в дальнейшем может потребовать возврат потраченных денежных средств от виновника происшествия.

Штрафы

А какое наказание предусматривает действующее законодательство за эксплуатацию транспортного средства без полиса страхования ОСАГО? В частности, КоАП РФ предусматривает определенные меры наказаний за езду без страховки.

Водитель может быть оштрафован даже в том случае, если у него имеется заключенный договор страхования, но полис он, например, забыл дома.

В этом случае сотрудник ГАИ может вынести предупреждение. Если предупреждений у водителя несколько, он может быть оштрафован в размере 500 рублей .

Если же страховой полис отсутствует, и водитель не имеет заключенного договора страхования ОСАГО, то в этом случае размер штрафа будет составлять 800 рублей.

При этом сотрудник ГАИ снимет номерные знаки с транспортного средства и даст лишь возможность самостоятельно доехать до страховой компании с целью заключения договора страхования ОСАГО.

Досудебная претензия виновнику

На практике применяются 2 способов урегулирования споров: досудебный и судебный. В первом случае спор регулируется мирным путем без предъявления искового заявления в суд.

Чтобы урегулировать спор данным путем, необходимо предъявить досудебную претензию виновнику ДТП.

Законодательство не устанавливает форму данного документа, и он может быть составлен в произвольной форме.

Конечно, пострадавшая сторона может самостоятельно составить текст претензии, но в нем должна содержаться определенная информация.

В частности, в тексте претензии должна быть указана следующая информация:

  • данные сторон;
  • данные о происшествии (дата, место и т.д.);
  • вред, который был причинен потерпевшему;
  • ссылка на соответствующие законодательные акты;
  • требование о выплате суммы возмещения;
  • срок, в течение которого должна быть осуществлена выплата.

Это- основные данные, которые должны быть предусмотрены в тексте претензии. Также необходимо знать о том, что досудебная претензия должна быть отправлена виновнику ДТП надлежащим образом.

В частности, она может быть вручена ему непосредственно в руки. В этом случае пострадавший должен сделать копию документа, на котором виновник ДТП ставит свою подпись и пишет дату получения.

В дальнейшем данный документ может быть использован в качестве доказательства в суде, если спор не будет урегулирован мирным путем.

Претензия также может быть отправлена по почте. В этом случае ее нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о получении.

Ниже приведен образец досудебной претензии:

Возмещение ущерба, если виновник погиб

На практике иногда бывают случаи, когда виновник ДТП умирает. В этом случае возникает вопрос о том, кто должен возместить причиненный из-за ДТП вред.

На самом деле данный вопрос получил свое четкое законодательное регулирование, и смерть виновника ДТП не означает, что вред не будет возмещен.

В подобной ситуации обязанность выплаты нанесенного ущерба переходит к наследникам умершего. Конечно, что виновник ДТП имел полис страхования ОСАГО, то проблема будет разрешена более легким путем: сумма ущерба будет выплачена страховой компанией.

Если же у виновника ДТП не было страхового полиса, то в этом случае могут возникнуть некоторые затруднения.

Для начала необходимо получить заключение независимого эксперта о размере причиненного ущерба. Только после этого можно предъявить соответствующее требование наследникам.

При этом необходимо помнить о том, что наследник несет обязанность возмещения причинного вреда только в том случае, когда он примет наследство.

Соответственно, потерпевшая сторона может рассчитывать на получение возмещения только после истечения срока, предусмотренного законодательством для принятия наследства, который составляет 6 месяцев.

Примеры из судебной практики

На практике судебных дел по подобным делам очень много. Например, очень часто бывают случаи, когда возникает ДТП с припаркованным автомобилем без страховки.

В подобных ситуациях суды однозначно принимают решения в пользу пострадавшей стороны. Если виновник транспортного средства не имеет страховки, по решению суда он должен выплатить сумму ущерба за счет своих личных денежных средств.

Конечно, потерпевшая сторона может рассчитывать на получение компенсации только в том случае, если машина была припаркована на соответствующем месте с учетом всех обязательных законодательных требований.

На практике также очень часто бывают случаи, когда наносится определенны вред здоровью третьего лица.

Например, потерпевший потерял трудоспособность из-за ДТП, и ему была присвоена вторая группа инвалидности.

В случае нарушения правил дорожного движения (ПДД), обусловленного эксплуатацией транспортного средства (ТС), предусмотрена уголовная, административная, гражданская ответственность (в зависимости от причиненных последствий). Какие виды наказания предусматривает каждая из них и при каких обстоятельствах будет рассказано в нашем материале.

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП

За причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека при управлении ТС, действующим уголовным законодательством предусмотрен комплекс мер воздействия на виновника инцидента. Преступления в области нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств предусмотрены ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного Кодекса РФ (далее - УК РФ). На основании ст. 63 УК РФ применительно к преступлениям, связанным с ТС, отягчающими (усугубляющими положение виновного лица) обстоятельствами являются:

  • управление ТС в пьяном виде;
  • ДТП повлекло смерть двух и более человек;
  • виновник ранее уже нарушал ПДД, ему было назначено административное наказание.

Если деяние совершено умышленно, преступление будет квалифицироваться как убийство (ст. 105 УК РФ) либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) в зависимости от характера последствий. Уголовное преследование при дорожно-транспортном происшествии предусмотрено в отношении водителя, а не собственника автомобиля, если это разные лица. По принципу вины (ст. 5 УК РФ) субъектом преступления выступает исключительно лицо, фактически управлявшее ТС и совершившее, к примеру, наезд на пешехода, даже если виновник ДТП не является собственником транспортного средства. Юридическое лицо субъектом общественно-опасного деяния выступать не может.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы.

По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия.

Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи. Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание. Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме. Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД. Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.

Административным законодательством наказание в отношении юридического лица (организации) при совершении дорожно-транспортного происшествия не предусмотрено.

Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП

Гражданская ответственность выражается в виде возмещения материального и морального ущерба, понесенного вследствие совершенного ДТП, в отношении потерпевшего. ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Гражданская ответственность предусматривается и в отношении юридического лица, если оно на законных основаниях владеет источником повышенной опасности, которое приняло участие в ДТП.

Особенностью указанной нормы является то, что владельцем может быть признан субъект правоотношений, владеющий автомобилем на законном основании, включая право аренды, наличие доверенности или в силу распоряжения на управление ТС. Таким образом, законным владельцем на момент совершения происшествия может быть признано иное от указанного в паспорте транспортного средства лицо (не собственник).

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Гражданская ответственность наступает с 14-летнего возраста. Если вред нанесен малолетним лицом, не достигшим 14 лет, ответственность за него должны понести его законные представители, в первую очередь - родители (ст. 1073 ГК РФ). С 14 лет несовершеннолетнее лицо несет ответственность в рамках возмещения вреда на общих основаниях (ст.1074 ГК РФ). Исключение - отсутствие доходов или имущества, необходимых для возмещения вреда.В таком случае ответственность возлагается на законных представителей. Основанием освобождения законных представителей от ответственности выступают доказательства отсутствия их вины в допущении подобного правонарушения.

В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности

Владелец освобождается от обязанности по возмещению вреда в случаях, прямо указанных в ст. 1079 ГК РФ:

  • непреодолимая сила - форс-мажор - наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств. Фактически наличие обстоятельств непреодолимой силы прекращает правоотношения;
  • умысел потерпевшего - противоправное поведение потерпевшего, который предвидит и допускает наступление неблагоприятных для него обстоятельств;
  • транспортное средство до наступления последствий ДТП выбыло из владения владельца (автомобиль был угнан) - владелец должен доказать, что ТС выбыло из владения без его вины.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарная ответственность виновника и собственника, возникающая вследствие ДТП, представляет собой нетипичный вариант гражданско-правовой ответственности группы лиц в классическом толковании. В привычном понимании солидарность в ответственности наделяет понесшую ущерб сторону правом выбора, к кому предъявлять иск: к кому-то одному из участников либо ко всем одновременно.

Норма ст.1079 ГК РФ прямо указывает на первостепенную вину непосредственно водителя ТС в момент совершения ДТП. Исключение составляет ситуация, когда источник повышенной опасности выбыл из владения собственника при наличии его вины. Если вина будет доказана, на собственника будет возложена ответственность в долевом порядке, то есть будет зависеть от степени его вины.

Классический вариант солидарной ответственности наступает в случае ДТП с участием нескольких ТС, владельцы которых и понесут групповую ответственность (п. 3 ст. 1079 ГК РФ).

В случае, когда виновник ДТП погиб, когда за рулем находился несовершеннолетний, когда за рулем был арендатор автомобиля или сотрудник организации, если водитель скрылся с места ДТП, солидарная ответственность в отношении собственника будет иметь место только в случае признания судом его вины.

Кто возмещает ущерб при ДТП?

Норма ст. 1079 ГК РФ предусматривает императивный выбор между лицами, которые несут гражданскую ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности:

  • возмещение ущерба при ДТП с владельца на праве собственности: если именно он был за рулем ТС либо частично при наличии вины в допущении к управлению третьего лица.
  • с водителя - владельца на праве хозяйственного ведения или иного вещного права: если именно он был за рулем ТС.
  • с водителя - лица, пользующегося ТС на законных основаниях в момент совершения ДТП, перечень которых в силу ст. 1079 ГК РФ не является исчерпывающим.

Помимо собственника и водителя, потерпевший вправе запросить возмещение в рамках Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 № 40-ФЗ, если водитель был вписан в полис ОСАГО. Настоящим законом предусмотрен вариант прямого обращения потерпевшего к страховщику согласно статье 14.1 Закона об ОСАГО. Отсутствие виновного лица в страховом полисе позволяет сделать вывод только о возможном неправомерном пользовании транспортом. Вину собственника и долю, подлежащую возмещению, определит суд.

Таким образом, необходимо еще раз отметить, что общее основание взыскания ущерба с собственника - это наличие вины. При распределении ответственности судебная практика исходит из принципа виновности, в первую очередь - водителя, находившегося за рулем автомобиля в момент аварии. Если судом будет установлено, что собственник предполагал и допускал владение автомобиля без правовых оснований на это, собственник будет возмещать ущерб в части, соразмерной своей вине.

Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП?

Необходимо доказать наличие вины собственника, представить доказательства причинно-следственной связи между действиями водителя и собственника (знал/предполагал/допускал). Ответственность хозяина авто при ДТП ограничивается только степенью его вины.

Если у вас возникли трудности в связи с ДТП и вы не знаете, как обратиться за страховым возмещением, или вас волнует вопрос “можно ли привлечь виновного водителя к материальной или иной ответственности?”, обратитесь к нашим специалистам, заполнив форму обратной связи, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Ну, несогласие весьма здоровая вещь, при условии грамотной аргументации позиции. Действительно, договор купли-продажи ТС - простая письменная форма законом допустима. Но для этого в ГИБДД собственник должен прибыть лично. Вернемся к главному: в законодательстве России нет точного определения что такое "доверенность на право управления", и маститые теоретики сильно "скользят" по поводу его правовой природы. В русском языке в словосочетаниях "управление транспортным средством", управление коллективом" и "управление имуществом" слово "управление" имеет весьма разные семантические значения... В содержании бланка доверенности в простой письменной форме не указано, что передается "право владения", а только (в переводе на язык здравого смысла) право "вождения без присутствия собственника".
Как известно, доверенность вообще - акт односторонний, а существующая форма бланка доверенности на право управления в простой письменной форме - акт двусторонний, весьма схож с актом приема-передачи. В суде есть возможность утверждать, что для подтверждения права владения нужен ДОКУМЕНТ, а не рукописный текст, неизвестно когда составленный: до или после ДТП. Суд обязательно примет Ваше утверждение, что для доказательства полномочий владения ТС нужен ДОКУМЕНТ (на основании п.п.2.1.1ПДД), и удовлетворит ходатайство о проведении дальнейших предлагаемых Вами процессуальных действий. Это даст возможность дойти до исследования содержания доверенности и допроса как собственника, так и водителя, чтобы однозначно установить - передавались ли права и обязанности владельца.

Например: задаем вопрос собственнику - имел ли водитель право на основании выданой Вами доверенности производить замену узлов, агрегатов (резины, аккумулятора, и т.д.) на лучшие или худшие, по своему усмотрению? (Ведь именно право осуществлять эти действия подтверждают полномочия владельца). Тот же вопрос задаем водителю. (Конечно, не будем ограничиваться только этим вопросом). Если оба утверждают, что "да", тогда можно утверждать, что на самом деле права владельца были делегированы на основании доверенности, даже если это там не прописано. А если оба ответят - "нет"? Соответственно, можно утверждать, что их правоотношения обусловлены "поручением собственника водителю осуществлять движение ТС без его присутствия без права владения". Важно установить истинные намерения собственника и водителя в их правоотношениях. В праве нет понятия: "управляю, следовательно - владею".

А вообще я хотел подсказать коллегам, что наличине нотариально заверенной доверенности - это бесспорный факт делегирования собственником полномочий владения водителю. Все остальное - спорно.

Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем. Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.

Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.

Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб - всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница - Клепикова - не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Родственники погибшего в ДТП должны получить 475 тысяч рублей от страховщика виновника аварии

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель - Борисов - управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным и справедливым решение суда первой инстанции.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч - это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты на судебные издержки.

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии - причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.

Похожие публикации