Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Рассказы о космосе и космонавтах для детей. Рассказы о космосе. Как и что рассказать детям о космосе? Игра »Что возьмем с собою в космос»

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов, нам есть что рассказать своим детям. Однако масштабы Вселенной трудно представить даже взрослому человеку. Осталось придумать, как интересно о космосе и познакомить его с основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты. Примеры таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.


И если вам удастся очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звезды, он вспомнит ваши занятия и улыбнется.


Что рассказывать


Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.

Солнце


Что рассказать:

Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.


Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце.

Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.


Что рассказать:

Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.


Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.


Земля


Что рассказать:

Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие Земли от других - наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.


Другие планеты солнечной системы


Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет. Самая большая из них – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Его открыли в 1930. Сначала его считали девятой планетой. Но со временем отнесли к другой категории космических тел - "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездами.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.


Звезды


Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.


Наглядный материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звездочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блеклыми. Объясните, что звезды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета


Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет.

Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.


Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

5 игр по теме

1. Игра "Что возьмем с собой в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.


3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением –антонимы.

Например:
далекий –…
тесный –…
большой –…
подниматься –…
яркий –…
улетать –…
высокий –…
известный –…
включать –…
темный –…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звездочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом – это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезайте туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и все, что вы видите, это звезды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).


Покажите ребенку, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей на тему космоса

  1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев;
  2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс;
  3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман;
  4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова;
  5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур;
  6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон";
  7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн";
  8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов;
  9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати;
  10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мультфильмы по теме
  1. Цикл мультфильмов "Дети и космос";
  2. Развивающий мультфильм "Планета Земля";
  3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких";
  4. "Тайна третьей планеты";
  5. "Незнайка на Луне";
  6. "Мартышки в космосе";
  7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну";
  8. "Звездные собаки: Белка и стрелка";
  9. "Белка и Стрелка: лунные приключения";
  10. "Эгон и Дончи";
  11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса";
  12. "Том и Джерри: Полет на Марс";
  13. "Тайна красной планеты";
  14. "Планета 51";
  15. "Большое космическое приключение";
  16. "Планета ветра";
  17. "Мухнем на Луну";
  18. "Валли";
  19. "Планета сокровищ";
  20. "Смешарики: пин-код сборник".

Где посмотреть на звезды в Москве


1. Обсерватории

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

м. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ
(Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

м. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

м. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

м. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.
С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Московский планетарий

ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Каждый из нас не раз слышал о том, что космос - это что-то за пределами нашей планеты, это Вселенная. В целом космос - пространство, которое простирается бесконечно во все стороны, включая в себя галактики и звезды, и планеты, космическую пыль и другие объекты. Бытует мнение, что существуют и другие планеты или даже целые галактики, которые также заселены разумными людьми.

Немного из истории

Середина 20-го века запомнилась многим космической гонкой, победителем из которой вышел СССР. В 1957-м году впервые был создан и запущен искусственный спутник, а немного позже в космосе побывало и первое живое существо.

Спустя два года на орбиту вышел искусственный спутник Солнца, а станция под названием «Луна-2» смогла оказаться на поверхности Луны. Легендарные Белка и Стрелка побывали в космосе только в 1960-м году, а спустя еще год там побывал и человек.

1962-й год запомнился групповым полетом кораблей, а 1963-й - тем, что впервые женщина оказалась на орбите. Открытого космоса человеку удалось достигнуть спустя два года.

Каждый из последующих годов нашей истории был отмечен событиями, связанными с

Станция международного значения была организована в космосе только в 1998-м году. Это был и запуск спутников, и организация и многочисленные полеты людей из других стран.

Что он собой представляет

Научная точка зрения гласит, что космос - это определенные участки вселенной, которые окружают собой и их атмосферы. Однако полностью пустым назвать нельзя. Было доказано, что оно содержит некоторое количество водорода и имеет межзвездное вещество. Ученые также подтвердили существование электромагнитного излучения в его пределах.

Сейчас науке не известны данные о конечных пределах космоса. Астрофизики и радиоастрономы утверждают, что приборы не в состоянии «увидеть» весь космос. Это несмотря на то, что их рабочее пространство охватывает 15 миллиардов

Научные гипотезы не отрицают возможного существования вселенных подобно нашей, однако подтверждения этому также нет. В целом космос - это вселенная, это мир. Его характеризует упорядоченность и материализация.

Процесс изучения

Первые в космосе оказались животные. Люди боялись, но хотели исследовать неведомые просторы, поэтому в качестве первопроходцев использовали собак, свиней и обезьян. Некоторые из них возвращались, некоторые - нет.

Сейчас люди активно изучают космическое пространство. Было доказано, что невесомость отрицательно сказывается на человеческом здоровье. Она не позволяет жидкостям двигаться в правильных направлениях, что способствует потере кальция в организме. Также в космосе люди становятся несколько пухлыми, наблюдаются проблемы с кишечником и закупоривание носа.

В космическом пространстве практически каждый человек заболевает «космической болезнью». Ее основными симптомами являются тошнота, головокружение, головная боль. Последствием такого заболевания являются проблемы со слухом.

Космос - это то пространство, на орбитах которого можно наблюдать восход Солнца около 16 раз в сутки. Это, в свою очередь, негативно отражается на биоритмах, препятствует нормальному засыпанию.

Интересно, что освоение унитаза в космосе - целая наука. Прежде чем это действие начнет получаться в совершенстве, все космонавты тренируются на макете. Техника отрабатывается на протяжении определенного промежутка времени. Ученые пытались организовать мини-туалет непосредственно в самом скафандре, однако реализовать это не получилось. Вместо этого стали использовать обыкновенные памперсы.

Каждый космонавт после возвращения домой некоторое время недоумевает, почему предметы падают вниз.

Не многие знают, почему первые в космосе продукты питания были представлены в тюбиках или брикетах. На самом деле проглатывать пищу в космическом пространстве - довольно сложная задача. Поэтому продукты питания предварительно обезвоживали, чтобы сделать этот процесс доступнее.

Интересно, что люди, которые храпят, в космосе с этим процессом не сталкиваются. Точное объяснение данному факту пока сложно дать.

Смерть в космосе

Женщины, которые увеличили себе грудь искусственным путем, никогда не смогут познать космические просторы. Объяснение этому простое - имплантаты могут взорваться. Такая же участь, к сожалению, может постигнуть и легкие любого человека, если он окажется в космосе без скафандра. Произойдет это из-за декомпрессии. Слизистые рта, носа и глаза просто вскипят.

Космос в античной философии

Космос - это в философии некое структурное понятие, которые используют для того, чтобы обозначить мир в целом. В качестве «миростроя» определение применил Гераклит более 500 лет назад до нашей эры. Это поддержали и досократики - Парменид, Демокрит, Анаксагор и Эмпедокл.

Платон и Аристотель пытались показать космос в качестве предельно полного бытия, невинного существа, эстетического целого. Восприятие космического пространства строилось во многом на мифологии древних греков.

В своей работе «О небе» Аристотель пытается сравнить два эти понятия, выявить сходства и различия. В диалоге Платона «Тимей» прослеживается тонкая грань между самим космосом и его основателем. Философ утверждал, что космос возник последовательно из материи и идей, а создатель вложил в него душу, разделил на стихии.

Результатом стал космос в качестве живого существа, обладающего умом. Он един и прекрасен, включает в себя душу и тело мира.

Космос в философии 19-20-х веков

Промышленная революция нового времени полностью исказила предыдущие версии восприятия космического пространства. За основу была взята новая «мифология».

На рубеже веков возникло такое философское направление, как кубизм. Он во многом воплотил законы, формулы, логические конструкции и идеализации греко-православных представлений, которые, в свою очередь, заимствовали их у античных философов. Кубизм - хорошая попытка познать человеком себя, мир, свое место в мире, свое призвание, определиться с основными ценностями.

Не далеко ушел от античных представлений, однако изменил их корень. Теперь космос - это в философии нечто с конструкционными особенностями, которые были основаны на принципах православного персонализма. Нечто историческое и эволюционное. Космическое пространство может изменяться к лучшему. За основу были взяты библейские предания.

Космос в представлении философов 19-20 годов объединяет между собой искусство и религию, физику и метафизику, знания об окружающем мире и человеческой природе.

Выводы

Можно сделать логичный вывод, что космос - это то пространство, которое является единым целым. Философские и научные представления о нем имеют одинаковую природу, исключение составляют лишь античные времена. Тема "космос" всегда была востребована и пользовалась здоровым любопытством у людей.

Сейчас вселенная таит в себе еще множество загадок и тайн, которые нам с вами только предстоит разгадать. Каждый человек, который оказывается в космосе, открывает для себя и для всего человечества что-то новое и необычное, знакомит всех со своими ощущениями.

Космическое пространство - совокупность различных материй или объектов. Некоторые из них пристально изучаются учеными, а природа других является вообще непонятной.

Ну что, полетели изучать космос?

Я собрала здесь множество развивающе-творческих заданий из разных ресурсов, в которых малыш смог бы проявить свои художественные качества, немного поизучать небесные объекты и потренировать руку к письму. Все картинки готовы для распечатывания — скачивайте и играйте!

==1==

Карточки для детей «Космос»

Распечатайте лист с карточками и заламинируйте его или приклейте на картон. Затем разрежьте по серым линиям. Чтобы игра с карточками получилась познавательной, показывайте малышу карточки и рассказывайте, что на них изображено, опишите эти объекты, что в них особенного. Одновременно показывайте только 1 карточку.

==2==

Лото «Солнечная система»

Круглые маленькие карточки с планетами, Солнцем и Луной. Планеты солнечной системы не названы для экономии места, однако вы запросто можете их подписать с обратной стороны карточек.

Порядок таков: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

Как играть в лото?

  • Расскажите малышу, что изображено на карточках.
  • Покажите, как накладывать карточки на такие же предметы на игровом поле.
  • Попросите его самостоятельно разложить карточки на поле.
  • Старайтесь каждый раз рассказывать что-то новое по изображенный предмет.
  • Если малыш уже умеет говорить, то пусть называет предмет, карточку с которым взял в руки.

==3==

Раскраски «Космос»: Земля и Луна, Ракета, Сатурн, летающая тарелка.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==4==

Задание для подготовки руки к письму «На старт! Внимание! Марш!».

Попросите малыша помочь ракете взлететь, рисуя линию от земли к ракете. Если вы спрячете эту распечатку в файл-уголок и дадите малышу сухостирающий маркер (маркер для белой офисной доски), то сможете выполнять задание много раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==5==

Найди одинаковые ракеты и соедини их.

Эта игра на внимание. Ребёнку нужно находить одинаковые ракеты среди множества похожих. Это сложное задание, поэтому не переживайте, если малыш не сразу справиться с ним. Спрячьте лист в файл-уголок, как и предыдущее задание, и на следующий день пригласите малыша поиграть в эту игру ещё раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==6==

Дорисуй половинку.

Это задание готовит руку к письму и развивает образное мышление. Если ребёнок ещё маленький и ему сложно выполнить это задание самостоятельно, попробуйте порисовать с ним рука в руку.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==7==

Дорисуй ракетам крылья и хвосты.

Эта игра развивает креативное мышление, ведь, согласитесь, достаточно сложно придумать разные красивые крылья всем ракетам

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»


Человеку удалось преодолеть силу притяжения и вырваться в космическое пространство, современные телескопы позволяют учёным заглянуть даже в соседние Вселенные, но при этом космос по-прежнему хранит множество загадок. Да и, казалось бы, достаточно изученные вопросы известны далеко не всем землянам. В нашем обзоре весьма интересные факты о внеземном пространстве.

1. Вкус пищи в космосе изменяется


У астронавтов, которые попадают на орбиту, полностью меняются предпочтения в пище. К примеру, астронавт Международной космической станции Пегги Уитсон рассказала, что ее любимая еда на Земле, креветки, просто противна ей в космосе.

2. Бетельгейзе


Бетельгейзе - красная звезда, которая настолько огромна, что ее диаметр больше, чем диаметр всей орбиты Земли вокруг Солнца.

3. Опасность космического мусора


Риск получить серьезную травму из-за падения с орбиты куска космического мусора - 1 на 100 миллиардов.

4. Небесные тела в Солнечной системе


Масса Юпитера в 2,5 раза больше, чем всех других планет Солнечной системы, вместе взятых. При этом масса Солнца составляет 99,86% от массы всего вещества в Солнечной системе.

5. Вода может чудесным образом плавать в космосе


Далеко в галактике (на расстоянии в 10 миллиардов световых лет от Земли) существует огромное облако водяного пара, в котором воды в 40 триллионов раз больше, чем в океанах Земли.

6. Луна и Земля


Объем Луны примерно равняется объему Тихого океана.

7. Галактика Сомбреро


В 28 миллионах световых лет от Земли есть галактика, которая выглядит в точности как мексиканский сомбреро. Ее можно разглядеть в обычный телескоп.

8. Названия Марса


Почва Марса богата железом, что придает поверхности планеты красноватый цвет. Из-за этого египтяне называли его Дешер ("красный "), а китайцы называли Марс "огненной звездой". Римляне же назвали планету Марсом, в честь бога войны (эквивалент Ареса в греческой мифологии).

9. Летосчисление на Венере


Венера вращается вокруг Солнца быстрее, чем Земля, но при этом она на удивление медленно вращается вокруг своей оси. Вокруг Солнца Венера делает оборот за 225 дней, а оборот вокруг своей оси она делает за 243 земных дня. Таким образом, год на Венере короче дня.

10. Аполлон 11

Космический корабль "Аполлон 11", который доставил на Луну Нейла Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза, сел на поверхность Луны, что называется, "впритык". Топлива в тормозном двигателе оставалось всего на 20 секунд работы.

11. Маленькие звезды


Наиболее плотные и крошечные звезды, которые до сих пор были найдены, - нейтронные звезды. Они могут иметь массу во много раз больше Солнца, но при этом их размер составляет всего 20 км.

12. Столкновение Галактик


Галактика Андромеды летит в пространстве навстречу Млечному пути со скоростью 110 км / с. Столкновение ожидается через четыре миллиарда лет.

13. Самая дорогая кимчи

Невозможно узнать, сколько существует звезд.

Астрономы смогли оценить (с огромной погрешностью) количество звезд в нашей галактике, Млечном Пути - от 200 до 400 миллиардов звезд. Постоянно открывают новые галактики, а учитывая, сколько миллиардов галактик еще не открыты, то количество звезд во Вселенной попросту невозможно оценить.

Не менее интересны и . Для неподготовленных людей они могут показаться настоящим волшебством.

Юлия Мазнина

Космическая тема начинает интересовать многих детей уже в возрасте 3-х лет. Рано? Думаю, что нет. Люди, еще древние, впервые задумались о том, что находится за пределами того, что мы можем достать рукой, и куда мы можем добраться своими ногами, когда распрямились и подняли взгляд вверх — к Солнцу, Луне и звездам. Шутка, но ведь даже волк воет на Луну. Понимание нашего места во Вселенной необходимо для гармоничного развития ребенка также как и знание того, откуда берется товар на полках магазина, чтобы потом не увидеть недоумение в глазах ребенка, который вдруг узнал, что чеснок в земле растет, а не на дереве, ведь в магазине он продается таким чистым. Поэтому рассказывать о космосе детям можно и нужно. Но как сделать так, чтобы это было малышу интересно малышу сейчас, и чтобы ему эта тема была интересна в будущем? Поделимся с вами идеями, которые легли в основу проекта Клуба Увлеченных Мам . Оно, и правда, получилось большим и насыщенным, но обо всем по порядку.

Как рассказывать о космосе?

  1. всевозможные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, настольные;
  2. красочные картинки с небольшими мамиными пояснениями;
  3. наглядные эксперименты.

С картинками все понятно — их в сети Интернет пруд пруди. И видео есть, и даже онлайн-трансляции с Международной космической станции и не только с нее. Но картинки на экране монитора и просмотренное видео, это не прожитая, не пропущенная ребенком информация. Скорее всего, по истечении какого-то времени она просто улетучится из головы. А сделанная поделка останется, и останутся эмоции и воспоминания о том, как они с мамой играли.

В космос можно играть? Очень даже можно!

И можно ставить космические эксперименты, не выходя из своей квартиры? Можно! Все то большое космическое пространство, которое нас окружает, с его сложными и до конца еще не выясненными законами мы стараемся нет не объяснить, а показать малышам через наблюдение, ощущение, движение. Поэтому проект и получился «научно-познавательным».

А теоретические пояснения, которые даны в сценариях, даны не для детей, а для взрослых, чтобы они

  1. более осознанно играли;
  2. могли ответить на вопросы малыша, которые, поверьте, обязательно будут.

Если вы отлично ориентируетесь в теме космоса, теорию можно пропускать и просто играть, ориентируясь на прилагаемый к каждому сценарию «Маршрут путешествия».

А закрепить полученные за время игры знания и немного посмеяться, можно, отвечая на вопросы космической викторины, которые также прилагаются к каждому сценарию.

Конечно, вы можете облечь проект или какие-то его части в сказку. Если вы не успели и не захотели что-то проиграть, но рассказать малышу об этом все-таки хочется, можно придумать небольшую сказку или историю из жизни одного мальчика. которого зовут так же, как и вашего малыша. Мы так делаем с младшим сыном: ему недавно исполнилось 4 года, интерес к космосу у него периодически возникает, но надолго не задерживается. Поэтому обычно я ему сначала рассказываю сказку о космических приключениях мальчика Пети (есть у нас кукла с таким именем), а потом мы играем в приключения это самого мальчика Пети.

Оживить можно не только Всезнайку, с которым малыш путешествует по космосу, но и те объекты и предметы, которые он там встречает. Солнце и планеты Солнечной системы, астероиды и кометы, созвездия и галактики могут рассказывать сами о себе, а луноход, марсоход, космический зонд могут передавать сообщения в реальном времени.


Большое путешествие в космос: День 10. Ледяные гиганты: Уран, Нептун. Карликовые планеты. Пояс Койпера

Поэтому, приложив немного фантазии, и вы обязательно найдете способ, как рассказать малышу о космосе так, чтобы ему было захватывающе интересно.

С чего начать и о чем рассказывать

Знакомство со Вселенной

Четырехлетний малыш уже наверняка не раз слышал слова космос и Вселенная. Поэтому мы предлагаем начать с объяснения, что такое Вселенная, и составления космического адреса нашей планеты в этой самой Вселенной.


Земля как планета Солнечной системы

После того, как познакомились со Вселенной в целом, стоит обратить внимание на ту планету, где мы с вами живем.

Начать можно с рассказа о том, что раньше люди представляли Землю, совсем не так, как мы сейчас.

Потом можно внимательнее посмотреть на нашу планету из космоса:

  • выяснить, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца,
  • и узнать, что из этого следует;
  • выяснить, что особенного у полярных областей;
  • и наконец, разобраться, а действительно ли Земля круглая.

А потом заглянуть и внутрь Земли, чтобы не осталось тайн и загадок. Или почти не осталось…

Как люди покоряли космос

После того, как малыш так много узнал о той планете, на которой живет он сам, живут его мама, папа, друзья и вообще все люди, закономерно рассказать малышу о том, как люди покоряли космос:

  • рассказать о том, кто придумал ракету, которая может улететь в космос,
  • кто построил первую такую ракету,
  • и почему она может летать там, где не могут летать самолеты, вертолеты, воздушные шары и дирижабли;
  • рассказать, почему ракету называют ракетоносителем, и что она «носит»;

  • рассказать о том, что такое спутник,
  • и по какой траектории он движется;
  • рассказать, кто побывал в космосе до человека,
  • о том, как прошел первый полет человека в околоземном пространстве,
  • и когда состоялся первый выход в открытый космос,
  • рассказать о том, зачем построили МКС,
  • и чем на ней космонавты сейчас занимаются.

Вы можете просто рассказать малышу об этом или проиграть с ним каждую веху в освоении космоса, так как сделали это участники первого онлайн-потока :

Играем в космонавтов

Конечно же, малышу захочется почувствовать себя настоящим космонавтом. Постройте космодром и соберите ракету.

Организуйте тренировки будущих космонавтов, а затем примите в космонавты самых лучших с произнесением клятвы и прослушиванием гимна космонавтов, придумайте позывной и не забудьте соблюсти все традиции перед полетом.

А еще малыш-космонавт может провести целый день на международной космической станции.

Полет на Луну

Когда малыш станет уже опытным космонавтом, можно расширять горизонты и отправляться дальше — покорять Луну. Сначала запустить луноход, а потом и самим на нее слетать, чтобы оставить там следы, которые будут там и через миллионы лет, полюбоваться на кратеры, собрать пробы лунного грунта, покататься на лунном автомобиле и найти флаги прошлых экспедиций.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Знакомимся с Солнцем поближе

Луну освоили? Самое время познакомиться поближе с Солнцем — единственной звездой нашей планетной системы:

  • разобраться, почему оно светит,
  • почему на нем возникают солнечные пятна, вспышки и протуберанцы;
  • узнать, что такое солнечный ветер,
  • и какое отношение солнце имеет к полярным сияниям;
  • выяснить, потухнет ли оно когда-нибудь.

Путешествия по планетам Солнечной системы

И, конечно же, нужно побывать на планетах Солнечной системы, чтобы поискать там жизнь и убедиться, что таких благоприятных условий для жизни, как на Земле нет больше ни на одной планете Солнечной системы: где-то невыносимая жара, а где-то леденящий холод, одна планета вращается слишком быстро, другая — слишком медленно, поверхность одной — высушенная солнцем и ветрами пустыня, поверхность другой — кипящая жидкость, закрытая толстым слоем не пригодной для дыхания атмосферы. Все планеты нашей Солнечной системы разные, и все — очень интересные.


Исследуем Марс
Изучаем Венеру
Исследуем газовые гиганты: Юпитер и Сатурн
Изучаем ледяные гиганты: Уран и Нептун

Астероиды, кометы и улетающие к границам Солнечной системы космические зонды

Путешествуя к Юпитеру, вы обязательно придется преодолеть пояс астероидов. Ученые до сих пор точно не знают, как он образовался: осколки ли это каменной планеты Фаэтон, которая когда-то вращалась вокруг Солнца между Марсом и Юпитером, или остатки того вещества, из которого когда-то сформировался Юпитер и другие планеты Солнечной системы.

А еще вам может повезти, и вы встретите комету, движущуюся к Солнцу и все более распушающую свой хвост. А если последуете за ней, двигаясь от Солнца, то можете попасть туда, где она родилась, — в облако Оорта (сферу из твердых и ледяных тел разного размера, окружающую нашу Солнечную систему).

А вы знали, что в ядрах комет не раз находили органические молекулы? Поэтому астрономы порой говорят, что кометы разносят жизнь по Вселенной. И хотя в пределах Солнечной системы, кроме как на планете Земля, жизни ученые пока не нашли, они предполагают, что где-то в глубинах космоса она может быть. Почему бы не отправить туда послание подобно пластинкам на борту космических аппаратов «Вояджер» и «Пионер», которые покинули Солнечную систему и движутся в межзвездном пространстве один в направлении созвездия Жирафа, а другой — в направлении созвездия Щит. Вечные космические странники, отправленные с Земли. Кто знает, увидит ли кто-то эти послания…

За границами Солнечной системы: скопления звезд и созвездия, галактики, туманности, черные дыры и один очень интересный способ путешествия сквозь пространство и время

Вдоволь попутешествовав по просторам Солнечной системы, конечно же, захочется отправиться дальше, чтобы

  • посмотреть, как устроена наша галактика Млечный путь, и какие еще бывают галактики;
  • узнать, почему мы видим звездное небо так как видим, и сколько звезд на небе;
  • разобраться, зачем звезды объединяют в созвездия, почему их так назвали и что такое зодиак;
  • полюбоваться на скопления звезд и туманности;
  • увидеть, как рождается сверхновая звезда, узнать, какие виды звезд бывают, сколько они живут и как умирают;
  • понять, как образуются черные дыры, и испугаться при мысли о том, что в центре галактики может быть черная дыра;
  • самим догадаться, как масса искривляет пространство, и как можно быстро путешествовать через пространство и время.

Увлекательно, правда?

И, конечно же, путешествовать по странам ли или по безбрежным просторам космоса лучше в компании, поэтому мы вновь приглашаем Вас на онлайн курс «Большое космическое путешествие» с обратной связью ведущих и, конечно же, конкурсом среди участниц! Мы стартуем 10 апреля. Осталось совсем немного времени! Спешите успеть!

Какими источниками пользоваться, рассказывая о космосе

Медиа-ресурсы

У космических путешествий с малышом есть одна особенность: по большей части вы не сможете увидеть то, о чем рассказываете. Конечно, в телескоп вы сможете рассмотреть Луну и даже найти на ней те самые горы, озера, моря, заливы, кратеры, которые красивыми именами обозначены на лунной карте, в определенное время вам может посчастливиться увидеть на небосклоне Венеру, Марс или даже Юпитер с Сатурном, если у вас мощный телескоп местоположение подходящее. Эксперименты, игры и творческие работы дадут представление о том, как выглядят космические объекты, как они устроены, что с ними происходит в глубинах космоса. Но глазу-то все равно хочется настоящих картинок или живых фотографий.

В сети Интернет сейчас огромное количество информации, посвященной космосу: начиная от развивающих мультфильмов для детей и заканчивая фотографиями туманностей и далеких галактик, сделанных космическим телескопом Хаббл, и онлайн-трансляциями с Международной космической станции.

Печатные материалы

В сети Интернет вы также найдете множество раскрасок и печатных материалов на космическую тему. Они позволят разнообразить ваши космические будни с малышом, и заодно потренируют руку малыша, разовьют математические навыки, логику и мышление.

Путешествуя в сети в Интернет в поисках печатных материалов не забывайте и о иноязычных ресурсах. Ключевые слова для поиска на англоязычных сайтах: «space printables».

Музыка

И конечно же путешествовать лучше с музыкой. Именно детских космических музыкальных произведений немного, то так как космос — это тема для любого возраста, и многие взрослые композиции детям очень нравятся. Скачать подборку ссылок на музыкальные произведения на космическую тему можно .

Книги

Даже в наш век цифровых технологий, яркие картинки с экрана ноутбука или планшета, не могут заменить настоящей книги, которую можно читать сидя у мамы на коленях или листать одному, разглядывая картинки. Игры, эксперименты, творческие работы и книги отлично дополнят друг друга. Книг на космическую тему сейчас тоже очень много. Они рассчитаны на самый разный возраст: для малышей, для дошкольников, для младших школьников, для подростков. Есть космические сказки (Е. Левитан), есть энциклопедии, есть художественные книги для детей постарше. Какие-то книги переводные, какие-то написаны нашими авторами. В одной книге больше про одно, зато совсем нет информации про другое.

Среди такого изобилия книг на космическую тему очень трудно советовать что-то конкретное. При выборе книг о космосе, особенно энциклопедий, мы советуем вам ее пролистать и обратить внимание на то, вся ли нужная информация в ней есть. Особенно это касается переводных книг, так как в них зачастую почти совсем нет информации о том, как осваивали космос в СССР. Но согласитесь, в нашей с вами бывшей стране сделано было очень даже не мало.

Вместо заключения

И еще пара слов о проекте «Большое космическое путешествие». Ваши дети задают вам вопросы о космосе? Вы сразу можете на них ответить? Я — нет. Конечно же, можно взять энциклопедию о космосе и прочитать ответ в ней. С старшим сыном, у которого зрительный и слуховой каналы восприятия ведущие, это срабатывало. А вот с младшим сыном-кинестетиком это уже не работает. Пока я достану книгу с полки, он уже переключится на что-то другое. Поэтому я или сразу рисую то, о чем он спрашивает, на бумаге, или беру его за руку и веду делать пару экспериментов из «Большого космического путешествия». Как показал прошедший год, на очень многие вопросы детей там можно найти не только ответ, но и эксперимент, наблюдение и творческую работу в придачу.

А какие вопросы о космосе дети задают вам? Поделитесь в комментариях! А мы расскажем, как с помощью можно на них ответить!

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Похожие публикации