Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Миг 31 максимальная высота рекорд. Истребитель, опередивший время. В дальний космос на ионных двигателях

Оборудование

Дальность полёта

Модификации

Эксплуатация

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

Катастрофы

МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound - лисья гончая) - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.

История

Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, - Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов. В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая - из трёх, третья - из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.

Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке - на аэродроме Сокол, остров Сахалин.

Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.

Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.

На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.

Оборудование

Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно – доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), имеющая дальность обнаружения воздушных целей до 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на попутных ракурсах с вероятностью 0.5),дальность обнаружения цели с ЭПР 3м с вероятностью 0.5 на догонных ракурсах 35 км (дальность автоматического сопровождения - 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 24 целей и одновременно может атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения - зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность до 56км). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем - выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог - система «Омега»).

Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).

Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние - на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т (до трех) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, изображения с телекамер управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.

На экспортном варианте этого истребителя - МиГ-31ФЭ - могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Дальность полёта

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:

  • без ракет: дальность - 2480 км, продолжительность - 2 ч 44 мин;
  • с 4 ракетами и пуском их на середине пути: дальность - 2400 км, продолжительность - 2 ч 35 мин;
  • с 4 ракетами: дальность - 2240 км, продолжительность - 2 ч 26 мин.

Модификации

С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолета:

  • МиГ-31Б - серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе;
  • МиГ-31БС - МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б;
  • МиГ-31БМ - модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Предполагается модернизировать все состоящие на вооружении самолеты до этой версии (2008 год); В 2008 завершен первый этап ГСИ,продолжается второй этап.
  • МиГ-31Д - экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету «Ишим»;
  • МиГ-31ЛЛ - летающая лаборатория в Жуковском;
  • МиГ-31М - модернизированный в 1993 истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;
  • МиГ-31Ф - многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);
  • МиГ-31ФЭ - экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;
  • МиГ-31Э - экспортный вариант с упрощённым БРЭО;
  • Миг-31ДЗ - серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).

Эксплуатация

Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются кроме России в Казахстане, а также возможно и в Китае.

В ВВС России на вооружении стоят около 137 (+ 100 в резерве) самолётов МиГ-31 в 7 авиабазах:

  • 4 АвГр 6983 АвБ Центральная Угловая 12 МиГ-31;
  • аэродром Елизово, Петропавловск-Камчатский из 2011 г. в составе ВВС 29 МиГ-31;
  • 3958 АвБ авиабаза Саваслейка 12 МиГ-31;
  • 3 АвГр 7000 АвБ авиабаза Мончегорск 14 МиГ-31;
  • 4 АвГр 7000 АвБ аэродром Хотилово 24 МиГ-31;
  • 2 АвГр 6980 АвБ Большое Савино, Пермь 22 МиГ-31;
  • 3 АвГр 6980 АвБ аэродром Канск 24 МиГ-31;

В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП - аэродром Караганда.

В ряде источников сообщалось о закупке 24 самолетов в первой половине 1990-х годов, однако нет никаких достоверных подтверждений того, что они действительно поступили на вооружение ВВС Китая.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

МиГ-31 обладает следующими техническими характеристиками:

  • экипаж - 2 человека;
  • длина - 21,62 м;
  • размах крыла - 13,45 м;
  • высота - 6,50 м;
  • площадь крыла - 61,60 м²;
  • масса:
    • пустого самолета - 21 820 кг;
    • с полной заправкой - 39 150 кг;
    • максимальная взлетная масса - 46 750 кг;
  • масса топлива - 17 330 кг;
  • тип двигателя - ТРДДФ Д-30Ф6;
  • тяга:
    • максимальная - 2 × 9500 кгс;
    • на форсаже - 2 × 15 500 кгс;
  • масса двигателя - 2416 кг.

Лётные характеристики

Лётные характеристики Миг-31:

  • максимальная допустимая скорость на большой высоте - 3000 км/ч (М2,82);
  • максимальная допустимая скорость на малой высоте - 1500 км/ч;
  • крейсерская скорость:
    • сверхзвуковая - 2500 км/ч (M2,35);
    • дозвуковая - 950 км/ч (M0,9);
  • практическая дальность:
    • на 2,35 М, высота 18 000 м - 720 км;
    • на 0,8 М, высота 10 000 м - 1450 км:
      • без дозаправки с 2 ПТБ - до 3000 км;
      • с одной дозаправкой - до 5400 км;
    • боевой радиус - 720 км;
  • продолжительность полёта - до 3,3 ч;
  • практический потолок - 20 600 м;
    • при максимальной взлётной массе - 759 кг/м²;
    • с полной заправкой - 635 кг/м²;
  • тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе - 0,66;
    • с полной заправкой - 0,79;
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 5 g.

Вооружение

МиГ-31 может нести следующее вооружение:

  • пушечное:
    • пушка шестиствольная ГШ-6-23:
      • боекомплект - 260 патронов;
      • скорострельность:
        • при НУ - не менее 8000 мин−1;
        • при t = −60 °C - не менее 6400 мин−1;
  • ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):
    • ракеты класса воздух-воздух:
      • Р-33,
      • Р-37,
      • Р-40Т(ТД),
      • Р-60(М).

Катастрофы

  • 20 сентября 1979 года, г.Ахтубинск, ГК НИИ ВВС, пожар двигателей из-за утечки топлива. Экипаж успешно катапультировался.
  • осень 1979 года, г.Горький, ПВО СССР, отказ обоих двигателей из-за заклинивания. Экипаж успешно катапультировался.
  • 4 апреля 1984 года, аэродром ЛИИ (г.Жуковский), ОКБ А.И.Микояна, первая версия - отказ системы сигнализации выработки топлива из баков. Вторая версия - разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления самолетом, а затем и взрыву самолета в воздухе. Экипаж погиб.
  • 8 августа 1988 года, Кольский п-ов, 174-й ИАП, пожар во время полета над морем. Самолет успешно посажен на аэродром.
  • 20 декабря 1988 года, г. Семипалатинск, 356 ИАП, ошибка пилота во время выполнения учебного полета - не хватило высоты для вывода самолета из пикирования. Экипаж погиб.
  • 11 января 1989 года, аэродром Громово, 180 гв. ИАП, ложное срабатывание датчика пожар левого двигателя, неудачная посадка на одном двигателе в сложных метеоуслових. Экипаж погиб.
  • 19 ноября 2010 года, взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки, МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и разбился в 13.06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.
  • 6 сентября 2011 года в районе аэропорта Большое Савино сразу после взлета разбился «МиГ-31». Погибли оба пилота.

Истребитель-перехватчик относится к самолетам четвертого поколения. Первый полет МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. Самолет имеет несколько модификаций, различие - в выборе силовой установки, вооружения, бортового оборудования. Конструкция самолета дает возможность осуществлять модернизацию.

Экипаж состоит из двух человек - летчика и оператора.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой ТРДДФ Д-30Ф-6, тяга каждого 9500 кг без форсажа и 15 500 кг на форсаже.

История создания

Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.

В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.

На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.

В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.

В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.

Двигатели МиГ-31

Самолет комплектуется модульными двигателями Д-30Ф6, разработанными на базе гражданского Д-30, который комплектовался в Ту-134 (1967 г.) с соплом и форсажной камерой. В форсажной камере двигателя применяется метод впрыскивания топлива «огневая дорожка». При тестировании двигателей было замечено виброгорение внутри форсажной камеры. Для устранения проблемы установили пятый объединенный коллектор. Двигатель изготовлен из сплавов никеля, железа и титана. Сухая масса двигателя – 2416 кг.

Бортовая радиолокационная система МиГ-31

Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.

Дальность полета

МиГ-31 укомплектован четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, сбросом ракет на полпути и подвесных баков по окончании их выработки, способен пролететь расстояние в 3000 км за 3 часа 38 мин.

Продолжительность и дальность полета с убранной ПМК, без подвесных баков и ракет:

    не включая ракеты, 2480 км – дальность, 2 часа 44 мин. – продолжительность;

    4 ракеты, спущенные на полпути, 2400 км – дальность, 2 часа 35 мин. – продолжительность;

    4 ракеты, 2240 км – дальность, 2 часа 26 мин. – продолжительность.

Модификации МиГ-31

После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:

    МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;

    Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;

    МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;

    МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;

    МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;

    МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;

    МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);

    МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;

    МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;

    МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);

    МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.

Эксплуатация МиГ-31

Впервые самолеты были приняты на вооружение ПВО в 1980 г. А в 1981 г. началось их серийное изготовление в Горьком. В первой серии было выпущено 2 самолета, во второй – 3, в третьей – 6. Предназначались все для осуществления летных испытаний. Новые истребители-перехватчики на вооружение ПВО поступили в 1983 г. Эти модели размещались на военных базах в Правдинске и Савалейске. МиГ-31 заменили устаревшие Ту-128 и Су-15.

Новые перехватчики в сентябре 1984 г. поступили на военные базы на Дальнем Востоке – о. Сахалин (аэродром «Сокол»).

Серийное производство МиГ-31 прекратилось в 1994 г. За это время было выпущено более 500 боевых единиц.

Самолеты МиГ-31 использовались во время второй чеченской войны над воздушным пространством Чеченской республики.

В настоящее время происходит модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, которые находятся на вооружении, первые два сошли с конвейера в 2008 г. В этом же году закончились государственные летные испытания модернизированных самолетов. Согласно словам руководства Вооруженных Сил страны, 60 Миг-31 планируется модернизировать до версии БМ, 40 – до модификаций ДЗ и БС, 150 шт. спишут с вооружения.

В августе 2014 г. после посещения авиастроительного завода в г. Нижний Новгород вице-премьер-министром России Дмитрием Рогозиным поступило предложение возобновить изготовление легендарного истребителя.

Аварии и катастрофы МиГ-31

    20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.

    1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.

    20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.

    26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.

    12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.

    15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.

    05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.

    01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.

    16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.

    10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.

    19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.

    06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.

    23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.

    14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.

    04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.


Тактико-технические характеристики дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31:

    Размах крыла, м 13,46

    Длина самолета, м 22,69

    Высота самолета, м 6,15

    Площадь крыла, м2 61,60

    Взлетная масса, максимальная: без подвесных топливных баков, кг 41 000

    Взлетная масса, максимальная: с двумя подвесными баками, кг 45 500

    Масса нормальная взлетная, кг 36 800

    Масса пустого самолета, кг 21 820

    Масса топлива во внутренних баках, кг 15 500

    Скорость, максимальная, км/ч 3000 (2,83М)

    Скорость на малой высоте, км/ч 1500

    Крейсерская скорость М=2,35

    Практический потолок, м 20 600

    Дальность полета с подвесными топливными баками, км 3020

    Дальность полета перегоночная с подвесными топливными баками, но без вооружения, км 3300

    Боевой радиус действия с четырьмя управляемыми ракетами типа Р-33 (0,85М), км 1200


Вооружение МиГ-31:

    четыре ракеты Р-33;

    до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500

    до восьми КАБ-500

    Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм).

    Возможно использование другого вооружения. Боевая нагрузка составляет 9000 кг.

И представляет собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме цельнометаллический высокоплан, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
Планер МиГ-31 изготовлен из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до 150º, а зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана и нержавеющих сталей. За счет этого была снижена масса планера

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 5g.
В носовой части фюзеляжа расположен отсек радиолокационной станции. Экипаж - летчик и оператор системы вооружения - размещаются в двухместной герметичной кабине на катапультных креслах К-36ДМ по схеме тандем. Фонарь кабины экипажа имеет две откидывающимися вверх-назад створки. На самолетах МиГ-31Б слева перед кабиной размещена выпускаемая топливозаправочная штанга. На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Они могут быть выпущены даже на сверхзвуковых скоростях.
Трехлонжеронное крыло малого удлинения имеет угол стреловидности по передней кромке 41º. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Задняя кромка крыла оснащена щелевыми закрылками и элеронами, передняя кромка - отклоняемым 4-секционным носком. Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену). Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8º, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом 12º установлены дополнительные аэродинамические гребни. Система управления МиГ-31 механическая, с гидроусилителями во всех каналах.
Основные опоры шасси самолета имеют оригинальную конструкцию. Вместо одного колеса диаметром 1300 мм, применявшегося на МиГ-25, они оснащаются тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм, при этом заднее колесо размещено не в следе переднего, а несколько сдвинуто наружу. Такое шасси значительно снижает давление на грунт, что позволяет эксплуатировать МиГ-31 с грунтовых и ледовых аэродромов. Передняя опора шасси снабжена спаркой колес размерами 660х200 мм с грязезащитными щитками.
Силовая установка включает 2 двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30Ф-6 (первоначально Д-30Ф) со смешением потоков наружнего и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции. Тяга 9500 кгс на максимальном режиме и 15500 кгс на режиме полного форсажа. Воздухозаборники двигателей прямоугольного сечения боковые, регулируемые с помощью подвижных горизонтальных панелей. Внутренний запас топлива, размещаемого в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках, составляет 19500 л (16350 кг). На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться два топливных бака на 2500 л топлива каждый. Заправка - централизованная. Самолеты МиГ-31 более позднего выпуска, а также МиГ-31Б (БС) оборудуются системой дозаправки топливом в полете.
Оборудование . Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 "Заслон", имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа "истребитель" (ЭПР порядка 5 м 2) до 180 км. Дальность автоматического сопровождения - 120 км. Зона одновременного сопровождения и обстрела целей +70º по горизонтали и +70/-60º по вертикали. На индикаторе РЛС в кабине оператора отображается большое число обнаруженных целей, из которых 10 принимаются на автоматическое сопровождение. Бортовой вычислитель "Аргон-К" выбирает из них 4 наиболее важные, на которые наводятся 4 ракеты "воздух-воздух" Р-33.
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения - до 50 км, горизонтальный сектор обзора - +60º, вертикальный - +6/ -13º. В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем - выпускается в поток. Теплопеленгатор сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловыми головками самонаведения. В кабине летчика установлен прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В.
Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией. Автоматический обмен тактической информацией между самолетами группы производится с помощью аппаратуры передачи данных АПД-518 на расстоянии до 200 км. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолетов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Возможность ведения информационного обмена позволяют применять МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа Су-27, МиГ-29. Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.
Передача команд наведения на борт перехватчика с наземных командных пунктов осуществляется с помощью бортовой аппаратуры командной радиолинии управления 5У15К-11.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета включает систему автоматического управления САУ-155МП с системой ограничительной сигнализации СОС-3М-2 и комплекс навигации КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем "Маневр", радиотехнической системой ближней навигации, посадки и определения взаимных координат "Радикал-НП" (А-312), радиовысотомером А-031, автоматическим радиокомпасом АРК-19, маркерным радиоприемником А-611, радиотехнической системой дальней навигации А-723 "Квиток-2" (на самолете МиГ-31Б). Дальняя радионавигация осуществляется в рамках двух систем: "Тропик" (аналогична западной системе "Лоран") с дальностью действия до 2000 км и точностью определения координат 130...1300 м и "Маршрут" (аналогична системе "Омега") с дальностью действия от 2 до 10 тыс.км и точностью определения координат 1800...3600 м. В состав радиосвязного оборудования входят УКВ радиостанции Р-800ЛГ и Р-862 и КВ радиостанция Р-864. На самолете имеется аппаратура предупреждения об облучении СПО-15 ЛМ "Береза" и устройство сброса пассивных помех УВ-3А.
Вооружение самолета МиГ-31 состоит из ракет "воздух-воздух" и встроенной пушечной установки. Основным вариантом вооружения самолета являются 4 ракеты большой дальности Р-33 , размещаемые парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах АКУ-410. Кроме того, на внутренних подкрыльевых точках подвески могут размещаться две ракеты средней дальности Р-40ТД или четыре ракеты ближнего боя Р-60М с тепловыми головками самонаведения. Пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23М калибра 23 мм с боекомплектом 260 патронов размещена в обтекателе на правом борту фюзеляжа.

ОКБ им.А.И.Микояна МиГ-31 Foxhound (гончая) Дальний сверхзвуковой перехватчик 1981 2 22,688 6,15 13,464 61,6 7,113 3,638 46200 41000 21825 16350 4000 (3000) 2 ДТРДФ Д-30Ф6 максимал 9500 (91) на форсаже 15510 (152) при М=2,35 720 с подвесными баками 1400 практическая 2150 перегоночная 3300 на уровне моря 1500 на высоте 17500 м 3000 (2,83) 2500 (2,35) 20600 950-1200 800 шестиствольная 23-мм ГШ-23-6 Р-33 4 Р-60М 4
Описание
Разработчик
Обозначение
Кодовое наименование НАТО
Тип
Год принятия на вооружение
Экипаж, чел
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Размах крыла, м
Площадь крыла, м 2
База шасси, м
Колея шасси, м
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг
Нормальная взлетная масса, кг
Масса снаряженного самолета, кг
Масса топлива во внутренних баках, кг
Силовая установка
Число двигателей
Двигатель
Тяга двигателя, кгс (кН)
Летные данные
Боевой радиус, км
Дальность полета, км
Максимальная скорость полета, км/ч
Крейсерская скорость, (М=)
Практический потолок, м
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Вооружение
Пушка
УР «воздух-воздух»



Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. Авиация и космонавтика №8. 1999
  3. Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 - CD-ROM /;
  5. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /;
  6. «Истребители» /В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  7. «Вестник авиации и космонавтики» 4"99

Даже спустя 40 лет после своего первого полёта, МиГ-31 в обновлённом варианте остаётся в числе лучших боевых машин в мире.

Долгая дорога в небо

МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко.

Один из создателей МиГ-31 Г. Е. Лозино-Лозинский

Опытный прототип будущего перехватчика впервые подняли в небо в сентябре 1975 года лётчики А. В. Федотов и В. С. Зайцев. Прошло долгих 16 лет прежде чем началось серийное производство МиГ-31, а в 1983 году началась их служба в войсках ПВО.

На дальних рубежах

Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ понадобилось полтора десятка лет для воплощения в металл идеи первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссякает до сих пор.

Его полное название – авиационный ракетный комплекс перехвата МиГ-31, которым оснащались части истребительной авиации ПВО. Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах всё, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до гонимых ветром аэростатов.

Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием при выполнении задачи. Части, оснащённые перехватчиками МиГ-31, прикрывали наиболее важные участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью .

Тактико-технические характеристики МиГ-31
Максимальная взлетная масса 46200 кг
Максимальная скорость полета 3000 км/ч
Практический потолок 20600 м
Дальность полета 3300 км
Продолжительность полета:
с подвесными баками
с дозаправкой

3,6 ч
7 ч
Размах крыла 13,46 м
Длина самолета 22,69 м
Высота самолета 5,15 м
Площадь крыла 61,60 м2
Масса:
пустого самолета
нормальная взлетная
максимальная взлетная

21820 кг
41000 кг
46200 кг
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга:
бесфорсажная
форсажная

2 x 91,00 кН
2 х 152.00 кН
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж 2 чел
Вооружение одна 23-мм пушка ГШ-6-23М,
боевая нагрузка — 3000 кг,
4 УР большой дальности Р-33,
2 УР средней дальности Р-40Т и
4 УР малой дальности Р-60, Р-60М

Боевой потенциал

До сих пор МиГ-31 поражает своей мощью и красотой. Он вобрал в себя всё лучшее от своего легендарного предшественника – МиГ-25. Разработчики остались привержены традиционной аэродинамической схеме, трапециевидному крылу и двухкилевому оперению с цельноповоротными стабилизаторами. Повышенную устойчивость истребителю добавляли дополнительные подфюзеляжные кили.

Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.

Из ворот авиастроительного предприятия Миг-31 выходил, имея вес чуть более 20 тонн. Чтобы превратиться в грозного воздушного бойца, ему необходимо облачиться в «доспехи», имеющие почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн боевой нагрузки. В том, что МиГ-31, способный разогнаться до 3000 км/ч, сможет разобраться с любым противником, не может быть сомнений.

Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка калибра 23 мм.

Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.

Второе дыхание

Командование ВВС возлагает большие надежды на МиГ-31БМ – наиболее перспективную обновленную версию. Самолету по силам взаимодействие с наземными зенитно-ракетными комплексами, осуществление функций воздушного контрольного пункта, командующего несколькими типами истребителей. На данный момент он единственный, кто может перехватывать и уничтожать малозаметные крылатые ракеты, летящие на предельно малой высоте.

В сентябре прошлого года в районе Аляски средства ПВО США засекли российские стратегические бомбардировщики ТУ-95, приближающиеся к так называемой 200-мильной зоне опознавания. Пилоты поднятых перехватчиков F-22 к своему немалому удивлению обнаружили вместо них... заправщик Ил-78М в сопровождении пары МиГ-31БМ.

Как оказалось, российские лётчики отрабатывали вариант их использования в качестве прикрытия ударных бомбардировщиков, которым они будут при необходимости «расчищать дорогу» для нанесения ядерного удара.

Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно — доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), дальность обнаружения воздушных целей: 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на встречных ракурсах с вероятностью 0,5) дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² с вероятностью 0,5 на догонных ракурсах: 35 км количество обнаруживаемых целей: 24 канальность для ЦУ: 8 дальность автоматического сопровождения: 120 км.

На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживают до 24 целей и одновременно могут атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

МиГ-31 из состава 790 истребительного ордена Кутузова III степени авиационного полка, авиабаза Хотилово.

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели; до 56 км). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик»[источник не указан 1404 дня] (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).

Самолет МиГ-31 (в обозначении НАТО -«Foxhound») острие российской противовоздушной обороны. Самый большой и наиболее мощный истребитель в мире, он был разработан с использованием передовой технологии радара и управляемых ракет для обнаружения и уничтожения бомбардировщиков или крылатых ракет.

Способный управлять работой других перехватчиков и уничтожать цели как на уровне моря так и в стратосфере, самолет МиГ-31 все же был улучшен, и более мощный МиГ-31М вскоре может поступить на вооружение.

Не имея аналогов на Западе, МиГ-31 -уникальный самолет, разработанный для обеспечения противовоздушной обороны России.

Разработанный как специализированный перехватчик для защиты обширных границ России, МиГ-31 возможно, наиболее продвинутый самолет противовоздушной обороны, когда-либо построенный. Полученный из МиГ-25, МиГ-31 имеет такую же максимальную скорость, как его предок, а также второго члена экипажа, который работает с массивным радаром с фазированной антенной решеткой «Заслон» (первый когда-либо установленный на истребителе, и, вероятно, наиболее мощный).

Самолет оборудован инфракрасной системой, усовершенствованной линией передачи данных и вооружен управляемыми ракетами Р-33 дальнего действия.

Он может уничтожать малоразмерные цели (подобные крылатым ракетам), как летящие почти над поверхностью, так и на максимальной высоте, работать совместно с другими истребителями и наземными станциями. В отличие от МиГ-25. МиГ-31 демонстрировал внушительную дальность, даже осуществлял перелеты Северного полюса.

Новый МиГ-31 М имеет еще более современную авионику, «стеклянную» кабину с индикаторами, расширенную переднюю кромку в корневых частях крыла и новый радар, позволяющим применять ему управляемые ракеты с активной радиолокационной системой наведения. Несмотря на его превосходную эффективность, МиГ-31 М имеет сомнительное будущее из-за недостаточного финансирования.

Характеристики МиГ-31

Тип: двухдвигательный высокоскоростной перехватчик.

Двигательная установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя ПНПП (Соловьев) Д-30Ф6, каждый тягой 93.19 кН без (форсажа и 152.06 кН на форсаже.

Максимальная скорость: 3000 км/ч на высоте 17 500 м.

Перегоночная дальность: 3300 км.

Практический потолок: 20 600 м.

Масса: пустого 21825 кг: нормальная взлетная 41 000 кг. максимальная взлетная 46 200 кг.

Вооружение: одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 с боекомплектом 250 выстрелов: различные управляемые ракеты класса -воздух-воздух

Размеры: размах крыла 13.46 м.

длина 22.68 м.

высота 6.20 м.

площадь крыла 61.60 м2.

МиГ-31 не такой быстрый, как его предшественник, истребитель МиГ-25 , но он может легко обогнать любой другой истребитель.

На практике немного истребителей когда-либо достигают таких скоростей в течение нескольких минут, и то только с неполной загрузкой топлива и вооружения.

МиГ-41 — таинственный проект нового перехватчика

Один из наиболее закрытых проектов современной российской оборонки перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата, который под обозначением МиГ-41 гуляет в виде отрывочных сведений по интернет-ресурсам уже второй год.

Как известно, основа современной российской ПВО скоростной истребитель-перехватчик МиГ-31, созданный на базе другого легендарного самолета МиГ-25. Тридцать первый появился на свет в конце 1970-х годов, и к середине 80-х пошел в массовое производство. Когда СССР уничтожили в 1991 году, МиГ-31 по наследству перешел в ВВС России и Казахстана. Оба постсоветских государства никому перехватчики не продали, и сегодня они по-прежнему летают.

При этом Россия развернула масштабную замену начинки своих МиГов, благодаря которой возможности самолета по уничтожению воздушных целей выросли в разы. Решено, что обновленных МиГ-31 в наших ВВС будет более 100 машин, и возможно, что самолет снова будет запущен в производство на новом технологическом уровне (т.е. повторит историю своего предка МиГ-25, превратившись по сути в новый проект). Вот именно здесь и выходит на первый план таинственный МиГ-41.

Дело в том, что принципиально новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали под шифром проект 701 или МДП, и было это примерно в 1990-92 годах. Та 62-тонная машина совершенно не походила на модельный ряд МиГ-25/МиГ-31, и по своим характеристикам могла стать самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения: разработчики планировали довести дальность полета 701 до 7000 километров на сверхзвуковой крейсерской скорости 2,2 М (около 2300 км/ч). Максимальная же скорость машины не должна была превышать 2500 км/ч.

Сейчас о проекте 701 никто не вспоминает, а озвученная проектная максимальная скорость полета МиГ-41 говорит о том, что перед нами, скорее всего, развитие именно линии МиГ-31. Если самые навороченные МиГ-25 и МиГ-31 могли достигать максимальной скорости 3-3,2 М, то сорок первый хотят наделить возможностью выжимать до 4,3 М (то есть примерно до 4500 км/ч). Зачем это надо? Дело в том, что США активно разрабатывают гиперзвуковые беспилотные ударные самолеты, которые нужно перехватывать. Скорость таких аппаратов весьма высока, и в российской ПВО/ПРО кроме новейших наземных С-500, простреливающих пространство над своими районами до 150 км в высоту, должны быть и воздушные платформы, способные быстро реагировать на нарушение воздушно-космического пространства на дальних рубежах.

Военные не торопятся раскрывать работы по проекту, который с чьей-то легкой руки получил название МиГ-41. Из все тех же обрывочных сведений в СМИ можно выстроить следующую хронологию: обновленные МиГ-31 прослужат верой и правдой до 2028 года, когда их начнут заменять на что-то новое и особенное. А внешний вид нового перехватчика мы возможно увидим между 2017 и 2020 годом, когда проектировщики должны будут предъявить свои наработки Минобороны России.

На рисунке вверху: глубокая модернизация развитие самолета МиГ-31 по данным портала MilitaryRussia, в начале 90-х годов носившая имя МиГ-33 (не путать с МиГ-29К/МиГ-33).

Источники: forums.airbase.ru, vk.com, mirsamoletov.info, www.noi.md, otvet.mail.ru

Автокатастрофы и духи зла

"Ветвь Давидова"

Сады Семирамиды

Призрачные воины

В дальний космос на ионных двигателях

Ионный двигатель - разновидность электрического ракетного двигателя. Его рабочим телом является ионизированный газ. Принцип работы двигателя заключается в ионизации газа...

Поющие пески

Вблизи Кабула находится гора Рег-Раван. Когда несколь-ко человек сходят с нее, раздается звук, подобный бара-банному бою. Подобное явление происходит и...

Меровинги

Меровинги были властителями королевства, находившегося на территории современных Франции и Германии с 447 по 750 год. Династия получила название от...

Прорыв в генетике

Ученые совершили который открывает теоретическую возможность продлевать человеческую жизнь на очень долгий срок. Через некоторое время в продаже могут появиться...

Самая длинная водоросль

Среди растений особое место занимают водоросли, произрастающие в реках, океанах, озерах и морях. Они считаются низшими растениями, однако, их значение для...

Достопримечательности Таллинна


Эстония, не смотря на свои сравнительно небольшие размеры, славится большим количеством достопримечательностей, и бесспорно, главное место здесь занимает столица государства город Таллинн. Достопримечательности...

Снежный леопард

Снежный леопард - одна из самых красивых и таинственных разновидностей тигров. Немного известно об их жизни и повадках, потому что они...

Как сделать мореный дуб в домашних условиях

Мореный дуб – прекрасный строительный материал. Его необычный цвет очень...

Хвост у людей

Забавно, но хвост у человека есть. До определенного периода. Известно, ...

Ядерная крылатая ракета Буревестник – характеристики и перспективы

Почему не внедряется квантовый двигатель Леонова

В печати периодически появляются заметки о неизвестной разработке Брянского ученого...

Похожие публикации