Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Коллективные спасательные средства. Новое поколение спасательных шлюпок Размер спасательной шлюпки

Спасательная шлюпка свободного падения (FFL) имеет следующие особенности:

Более прочную конструкцию, чтобы выдерживать падение на воду с полным комплектом людей и снабжения с высоты в 1,3 раза превышающей одобренную;

Вход с кормы шлюпки;

Шлюпка имеет кормовую платформу на уровне ватерлинии с целью извлечения беспомощных лиц из моря;

Сиденья специальные, обращенные спинками к носу шлюпки, с 3 ремнями крепления.

Другая конструкция системы разобщения с судном;

Система водяного орошения спринклерная.

II. Дежурные шлюпки: конструкция, оборудование и их использование

Дежурная шлюпка есть шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде . (п.19 Правила 3. Главы III СОЛАС-74).

Дежурная шлюпка должна обеспечивать размещение, по меньшей мере, пяти человек, находящихся в сидячем положении, и одного - в лежачем, на носилках. Длина дежурной шлюпки должна лежать в пределах от 3,8 до 8,5 м. Шлюпки, не обладающие достаточной седловатостью, должны иметь носовое закрытие, простирающееся не менее чем на 15 % их длины. Снаружи и внутри шлюпки закреплены спасательные леера.

Плавучесть надутой дежурной шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной не менее чем на пять изолированных отсеков примерно равного объема, либо двумя отдельными трубами, объем каждой из которых не должен превышать 60 % их общего объема. В случае повреждения какого-либо одного отсека остальные отсеки должны обеспечивать поддержание предусмотренное к размещению на шлюпке количество людей массой по 75 кг каждый, сидящих в нормальном положении. При этом по всему периметру шлюпки должен сохраняться положительный надводный борт.

Каждый отсек плавучести оборудуется невозвратным клапаном для надувания вручную и спуска, а также предохранительным клапаном.

На нижней поверхности днища и в других уязвимых местах надутой шлюпки предусматриваются усиленные полосы.

Полоски световозвращающего материала наносятся на поверхность дежурной шлюпки так же, как и на спасательную шлюпку.

Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Топливные баки подвесного бензинового двигателя должны быть специально защищены от огня и взрывов. Двигатель должен обеспечивать маневрирование шлюпки при скорости до 6 уз в течение не менее 4 ч.

В снабжение шлюпки должен входить плавучий линь длиной не менее 50 м, обладающий прочностью, достаточной для буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательного плота, нагруженного полным количеством людей и снабжения, со скоростью не менее 2 уз.

Дежурная шлюпка должна устанавливаться так, чтобы быть в состоянии постоянной готовности к спуску в течение не более 5 мин. Надутая дежурная шлюпка должна постоянно находиться в полностью надутом состоянии.

Спусковое устройство дежурных шлюпок должно быть оборудовано лебедками с механическим приводом мощностью, достаточной для подъема шлюпки из воды с полным количеством людей и снабжения.

Спасательная шлюпка может быть дежурной шлюпкой при условии, что она удовлетворяет требованиям, предъявляемым к дежурным шлюпкам

Шлюпка используется как спасательное средство при падении человека за борт. И может быть эффективно использована только тогда, когда каждый член экипажа хорошо знает эксплуатацию и техобслуживание шлюпки. Только регулярные тренировки и учебные тревоги позволяют добиться мастерства и опыта, которые чрезвычайно важны при реальной ситуации “Человек за бортом”. И второй важный момент для безопасности - это регулярное техобслуживание шлюпки, чтобы иметь ее всегда в безотказном состоянии.

Краткая характеристика жесткой дежурной шлюпки.

Шлюпка имеет положительную остойчивость, даже когда заполнена водой, она не потопляема и самовосстанавливающаяся. Предназначена для спасательных целей и для сбора спасательных плотов и их буксировки в случае затопления судна. Способна вмещать до 6 человек на двух поперечных банках или 1 человека на носилках на полу, тогда остальные пять человек на банках. Шлюпка изготовлена из усиленного стеклопластика.

Длина - 4.40м (с мотором - 4.90м)

Ширина - 1.75м (c кранцами - 1,80м)

Высота - 0.75м (с поднятым мотором - 1.58м)

Вес со снаряжением - 1 000кг

Скорость - минимум 6 узлов

Скорость при буксировке спасательного плота на 25 человек - минимум 2 узла

Оборудование и арматура шлюпки изготовлены из коррозионно-стойких материалов. Наиболее главная часть оборудования - устройство подъема шлюпки. Шлюпка опускается с помощью одного стропа. Включение/выключение механизма отдачи шлюпки управляется изнутри шлюпки. На баке имеется гак с рычагом для отдачи фалиня. Шлюпка приводится в движение с помощью подвесного мотора TOHATSU M 18E EPL мощностью 18 л.с. Топливные баки емкостью 2 х 22.7 л гарантируют 4 часа работы двигателя при скорости 6 узлов. Мотор снабжен автоматическим и ручным пуском. Питание 12 вольт постоянного тока подается от батарей 57 или 60 ампер. Батареи заряжаются от судовой сети через розетку в шлюпке. Портативный поисковый прожектор также может питаться от этой розетки. Навигационный огонь питается от отдельной розетки (огонь располагается на съемной мачте).

Требования Кодекса ЛСА к этому виду шлюпок

(Глава V с 118-128):

Быть жесткими, надутыми или комбинированного типа;

Обладать достаточной мобильностью и маневренностью на волнении для спасения находящихся в воде людей, сбора спасательных плотов и буксировки самого большого, из имеющихся на судне спасательных плотов, нагруженного полным комплектом людей и снабжения или его равноценной замены, со скоростью, не менее 2 х узлов (на пассажирских судах шлюпка должна производить сбор на воде не более 6 спасательных плотов и не более 9 плотов на судах, совершающих короткие международные рейсы);

Быть длиной не менее 3,8 и не более 8,5м;

Обеспечивать размещение 5 человек на местах для сидения и одного, в положении лежа на носилках. Кроме рулевого, все могут размещаться на настиле днища, но не на привальном брусе, транце или на бортовых трубах плавучести;

При недостаточной седловитости иметь носовое закрытие на 15% длины шлюпки;

Быть способными маневрировать при скорости 6 узлов и сохранять эту скорость, не менее 4 часов;

Быть оборудованы стационарным двигателем, или подвесным мотором, в т. ч бензиновым с одобренной топливной системой, если топливные баки специально защищены от пожара или взрыва;

Иметь стационарные приспособления для буксировки, обладающие достаточной прочностью для сбора или буксировки спасательных плотов;

Оборудованы эффективным средством откачки воды или быть самоосушающимися;

Оборудованы непроницаемыми при воздействии моря устройствами, для хранения мелких предметов снабжения;

Жесткие дежурные шлюпки должны отвечать требованиям к спасательным шлюпкам, указанным в пунктах 4.4.1-4.4.7.4, 4.4.7.6, 4.4.7.7, 4.4.7.9, 4.4.7.10 и 4.4.9..

Требования к скоростным дежурным шлюпкам на пассажирских судах ро-ро (циркулярное письмо MSC/Cirs 809 от 29 мая 1997г):

Шлюпка по конструкции может быть жесткой, надутой или комбинированного типа, иметь длину корпуса не менее 6м и не более 8м, включая надувные конструкции;

Команда шлюпки должна состоять из 3 х человек (рулевого и двух других членов команды)

По конструкции шлюпка должна отвечать требованиям жесткой дежурной шлюпки (за исключением пунктов 4.4.1.5.3, 4.4.1.6, 4.4.6.8, 4.4.7.2, 5.1.1.6, 5.1.1.10 Кодекса ЛСА);

Шлюпка и ее СПУ должны обеспечивать безопасный спуск и подъем шлюпки при неблагоприятных условиях погоды и моря;

Шлюпка должна быть самовосстанавливающейся или легко восстанавливаемой усилиями 2 х человек ее команды;

Шлюпка должна быть самоосушаемой или иметь способность быстро избавляться от воды;

Жесткая шлюпка должна быть такой, чтобы подвешенная за точку подъема, она обладала достаточной прочностью, выдерживать нагрузку в 4 раза превышающую ее массу, с полным комплектом людей и снабжения, без остаточной деформации;

Шлюпка должна управляться с места рулевого штурвалом, отдельным от румпеля, а также обеспечиваться аварийная система управления рулем, водометом или подвесным двигателем;

Двигатель шлюпки должен останавливаться автоматически или рулевым посредством аварийного выключателя в случае опрокидывания шлюпки. Когда шлюпка возвращена в нормальное положение, двигатель или мотор должен иметь возможность запуститься, при условии, что аварийный выключатель, если он установлен, возвращен в рабочее положение;

Конструкция систем топлива и смазки, должна предотвращать выброс более 250мл топлива или масла, в случае опрокидывания шлюпки;

Если возможно, то шлюпка должна быть оборудована стационарным, легко и безопасно управляемым устройством одноточечного подвеса или его эквивалентом;

Шлюпка должна иметь не связывающий руки и водонепроницаемый комплект УКВ радиооборудования;

Полностью оборудованная шлюпка должна быть способна маневрировать в течение не менее 4 часов на скорости не менее 20 узлов на тихой воде с экипажем из 3 х человек и на скорости не менее 8 узлов с полным комплектом людей и снабжения.

Размещение дежурных шлюпок на судах.

Конструкция надутой дежурной шлюпки.

1. Корпус – камера плавучести из многослойной прорезиненной ткани, разделенная герметичными перегородками на 5 автономных отсеков с предохранительным клапаном и клапаном надува каждого и двумя карманами для линей.

2. Носовое закрытие с замком-молнией на 15 % длины шлюпки

3. Мягкое днище с надувным кильсоном для придания седловатости

4. Деревянный транец (задняя стенка шлюпки) для крепления подвесного мотора со спускным клапаном и двумя скобами для крепления фалиня и буксирного линя

5. Пять пайол (прокладок) устанавливаемых между камерой плавучести и днищем для жесткости днища

6. Два алюминиевых стрингера (уголки), проложенные внутри вдоль бортов шлюпки для обеспечения жесткого продольного соединения пайол.

7. Три банки (сиденья для команды шлюпки).

Снаряжение надутой дежурной шлюпки

1. Подвесной мотор с бензобаком – для создания движения шлюпке.

2. Две ручки на правом борту шлюпки – для приведения шлюпки в исходное положение после ее опрокидывания

3. Наружный спасательный леер с провесами – для поддержания людей на воде

4. Внутренний спасательный леер с провесами – для поддержания людей в шлюпке

5. Трап , прикрепленный к передней банке (сиденью) – для подъема людей из воды и спускаемый с любого борта

6. Носовое и кормовое буксирные устройства – для крепления фалиней и буксирных линей.

7. Тент защитный – для защиты шлюпки от прямого воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков.

8. Компас (на средней банке) – для определения курса шлюпки

9. Два весла с уключинами и отпорный крюк – для перемещения и маневрирования шлюпки при неработающем моторе.

10. Топовый огонь (на транце у правого борта) со стойкой и источником питания – для обозначения шлюпки в ночное время.

11. Радиолокационный отражатель (на транце у левого борта) со стойкой для обнаружения шлюпки по радиолокаторам.

12. Строповочное устройство (4 стропы с серьгой одноточечной подвески) – для спуска шлюпки гравитационным способом и подъема ее электроприводом или ручным приводом.

Расположение людей в шлюпке

Шлюпка предназначена на 6 человек, один из которых может лежать на полу на носилках. Члены экипажа в шлюпке должны размещаться следующим образом:

    3 человека на кормовой банке

    3 человека на передней банке (два человека с бортов лицом назад, а один человек в центре лицом вперед по движению шлюпки)

    В случае транспортировки пострадавшего лица: три человека на кормовой банке, два на передней, пострадавший на носилках ногами в нос шлюпки. Чтобы пострадавший мог лежать на носилках

надо слегка подвинуть носовую банку.

    Снабжение спасательных шлюпок

Снабжение спасательной шлюпки включает в себя средства эксплуатации плота или шлюпки, средства жизнеобеспечения и средства сигнализации и привлечения внимания. Предметы снабжения должны быть размещены таким образом, чтобы не мешать действиям по оставлению судна.

ПРЕДМЕТЫ СНАБЖЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО

А) Средства обеспечивающие выживание людей.

1. Пресная вода в водонепроницаемых сосудах на 1 человека

2. Пищевой рацион на 1 человека калорийностью не менее

3. Нержавеющий ковш со штертом.

4. Нержавеющий градуированный сосуд для питься

5. Аптечка первой медицинской помощи с инструкцией

6. Медикаменты от морской болезни на 1 человека

7. Гигиенический пакет на 1 человека

8. Комплект рыболовных принадлежностей

9. Консервовскрыватели.

10. Теплозащитные средства для 10 % людей или

11. Складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом

12. Спасательные кольца с плавучим линем длиной не менее 30 м

13. Инструкция по сохранению жизни

Б. Средства, обеспечивающие эксплуатацию шлюпки

1. Плавучие весла для обеспечения движения на тихой воде

Достаточное количество

2. Отпорные крюки

3. Плавучий черпак

5. Плавучий якорь с дректовом и ниралом.

6. Фалини в 2 раза больше расстояние от места установки шлюпки до ватерлинии при минимальной осадке или 15 м

7. Топоры в оконечностях шлюпки

8. Ручной насос для не самоосушающейся шлюпки

9. Комплект инструментов для выполнения незначительных регулировок ДВС и относящихся к нему устройств.

10. Переносной огнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти.

В. Средства сигнализации и привлечения внимания.

1. Компас светящийся или освещаемый

2. Парашютные ракеты

3. Фальшфейеры

4. Дымовые шашки плавучие

5. Водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе.

6. Сигнальное зеркало с инструкцией (гелиограф)

7. Таблица спасательных сигналов, экземпляр

8. Свисток или равноценный звуковой сигнал

9. Прожектор с горизонтальным и вертикальным сектором луча не менее 6°, интенсивностью света 2500 кд, способный непрерывно светиться не менее 3 часов.

10. Радиолокационный отражатель, если в шлюпке не установлен радиолокационный ответчик.

Примечание: На спасательных шлюпках, спускаемых свободным падением плавучие весла не предусматриваются.

Спасательная шлюпка оборудуется прожектором, который обеспечивает эффективное освещение в ночное время светлоокрашенного объекта шириной 18 м на расстоянии 180 м в течение не менее 3 ч.

Судовые спасательные шлюпки подразделяются:

По материалу корпуса - металлические (стальные или из алюминиево-магниевых сплавов), деревянные (наборные или клееные) и пластмассовые;

По типу движителя - весельные, парусные и винтовые (с приво­дом от мотора или с ручным механическим приводом);

По форме корпуса - вельботного типа, с транцевой кормой, от­крытые и герметически закрытые;

По размерам.

Размеры шлюпок (рис.269) регламе­н­­ти­ро­ваны в соответствии с требова­ниями Меж­ду­народной организации по стандартизации (ИСО). Типовой ряд спасательных шлюпок основан на минимальном отно­шении их валового объема к произведению основных размеров LxBxH не менее 0,64. Для деревянной шлюпки это отношение мо­жет быть не менее 0,6 при уменьшении числа людей, размещаемых в ней.

Типоразмеры спасательных шлюпок отечественного производст­ва установлены в зависимости от вместимости, материала корпуса и типа движителя.

Например, шлюпки СШАМ-48, СШАР-48, СШПМ-48 и СШПР-48 рассчитаны на 48 человек каждая, имеют длину 7,5 м, ширину 2,7 м, высоту борта на ми­деле 1,1 м, массу с людьми и снабжением 5,5 т (буквы означают: С - спасатель­ная, Ш - шлюпка, А - из алюминиево-магниевого сплава, П - пластмассовая из стеклопластика, Р - с ручным приводом, М – моторная, Т – танкерная).

Спасательная шлюпка танкерная отечественного производства типа СШАТ-30 (рис.270, 271) имеет вместимость 30 человек, длину 8,6 м, ширину 2,6 м, высоту борта 2,3 м, массу со снабжением 2,9 т, скорость 6,2 уз. Она изготовлена из легкого сплава, герметизирована, имеет люки для посадки экипажа и еще по одному люку в оконечностях для доступа к подъемным гакам. Высокий надводный борт, водогазо-непроницаемое закрытие обеспечивают остойчивость шлюпки и за­щиту экипажа от воды, огня и газа.

Требования к конструкции спаса­тельных шлюпок изложены в СОЛАС-74 и Правилах российского Регистра. Спаса­тельная шлюпка, в которой размес­тилось полное количество людей, на которое она рассчитана, и имеющая необходимое снабжение, должна сохранять положи­тельную остойчивость и достаточную высоту надводного борта.

Длина спасательной шлюпки не должна быть менее 7,3 м , иск­лючая случаи, когда вследствие размеров судна или по другим причинам установка таких шлюпок невыполнима. В таких случаях длина шлюпки может быть уменьшена до 4,9 м . Масса спасательной шлюпки с людьми и снабжением не должна превышать 20 т , а вместимость - не более 150 человек.

Спасательные шлюпки вместимостью от 60 до 100 человек дол­жны быть либо моторными, либо с механическим приводом на греб­ной винт. Шлюпки с установленной вместимостью более 100 чело­век должны быть только моторными.

Плавучесть должна быть достаточной для поддержания на пла­ву шлюпки с ее снабжением, когда она залита водой и открыта мо­рю. Кроме того, должен быть предусмотрен запас плавучести посредством дополнительного объема водонепро­ницаемых воздуш­ных ящиков. Объем воздушных ящиков должен быть не менее 0,1 валового объема шлюпки. Объем внутренних средств плавучести спасательной шлюпки с механическим приводом или моторной спа­сательной шлюпки должен быть увеличен для компенсации веса механического привода или мотора.

Число людей, которое может быть допу­щено к размещению на спасательной шлюпке, равно наибольшему целому числу, полученному от деления объема шлюпки (в м 3) на число 0,283.

Правила Регистра устанавливают дополни­тельные требо­вания к конструкции шлюпок из стеклопластика, моторным шлюп­кам и к шлюпкам с механическим приводом на гребной винт.

Корпус спасательной шлюпки из стекопластика (рис.272), а также корпус шлюпки из легкого сплава (рис.273) должен выдерживать нагрузку, не повреждаясь и не претерпевая остаточ­ных деформаций при ударе ее о жесткую вертикальную стенку с размахом в 3 м , или при сбросе ее на воду с полной нагруз­кой с высоты 2,5 м.

Моторные спасательные шлюпки должны быть оборудованы двигателем с реверсивным устройством, позволяющим осуществлять задний ход. Мощность двигателя должна быть такой, чтобы обес­печивать скорость на переднем ходу на спокойной воде не менее 6 уз - для шлюпок пассажирских, нефтеналивных и промысловых судов и не менее 4 уз - для спасательных шлюпок судов других ти­пов. Запас топлива должен обеспечивать работу двигателя не менее 24 ч на ходовом режиме. Двигатель должен приводиться в действие вручную в течение 1 мин в любых условиях, возможных при экс­плуатации судна.

Спасательные шлюпки с механическим приводом (рис.271) с полным снабжением и штатным количеством людей должны иметь привод, развивающий мощность, достаточную для того, чтобы на спокойной воде из положения "Стоп" шлюпка могла пройти за первые две мин расстояние не менее 150 м, а на установившемся ходу - за 4 мин расстояние не менее 450 м (иметь скорость примерно 3,5 уз).

Спасательные шлюпки нефтеналивных судов должны быть из­готовлены с таким расчетом, чтобы они выдерживали воздействие пламени с температурой не менее 1200 ° С в течение не менее 10 мин. Во время прохождения шлюпкой зоны огня на воде температура внутри шлюпки в течение не менее 5 мин не должна превышать 60 °С. Шлюпки должны быть сконструированы так, чтобы они из любого положения приходили в нормальное. Управление спуском танкерной шлю­пки должно быть изнутри шлюпки. Шлюпка должна быть оборудована системой сжатого воздуха, обеспечивающей бе­зопасность людей и бесперебойную работу двигателя не менее чем на 10 мин.

Окраску и маркировку спасательной шлюпки выполняют яркими несмываемыми красками. Снаружи шлюпку окрашивают обычно в белый цвет, внутреннюю поверхность, планширь и предметы снаб­жения - в оранжевый или светло-красный. Все надписи на шлюпке делают ясными буквами и знаками. В носовой части с обоих бор­тов делаются надписи, указывающие название судна, порт при­писки, размеры шлюпки и количество людей, которое допускается в ней разместить. Если судно неограниченного района плавания, название судна пишут латин­скими буквами в кормовой части шлюпки. Номер шлюпки (нечет­ные номера - для шлюпок, размещенных на правом борту, считая от носа судна, и четные - для шлюпок на левом борту судна) на­носят в носовой части шлюпки ниже других надписей.

Рабочие шлюпки (рис.274) предна­значены для выполнения с них су­довых работ (осмотр и ок.раска корпуса судна, по­­дача швартовных тросов и др.) и для связи с берегом на закрытых рейдах. Они име­ют небольшую длину - до 5,5 м. На грузовых судах рабочие шлюп­ки могут быть без внутреннего запаса плавучести, т. е. без воздуш­ных ящиков. В снабжение рабочих шлюпок входят весла, уключины, руль с румпелем, опорный крюк, фонарь, фалинь, черпак для воды, флаг и чехол на шлюпку.

Учебные шлюпки (рис.275)используютсяна учебных судах и в морских учебных заве­дениях для обучения курсантов. Обычно это небольшие шестивесельные вельботы с внутренним запасом плавучести и с па­русным вооружением, состоящим из двух парусов.

В соответствии с размерами и числом весел учебные шлюпки под­разделяют на следующие основные типы:

Катера гребные на 10 -14 весел с двухмачтовым рейковым парусным вооружением;

Ялы шестивесельные с одномачтовым рейково-разрезным парусным во­оруже­нием (самый распространенный тип шлю­пок, используемых для начальной морской и физической подготовки и проведения спортивных мероприятий);

Ялы четырехвесельные с рейково-раз­рез­ным парусным вооружением.

Весла на катерах вальковые. На ялах штатными веслами яв­ляются также вальковые или распаш­ные. Парусное вооружение катеров и ялов обеспечивает им хорошие лавировочные качества, что позволяет успешно использо­вать эти шлюпки для проведения дальних походов и курсантских регат.

Конструкция корпуса

К конструкции корпуса предъявляется ряд требований, некоторые из которых приведены ниже:

1) Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

· их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения; и

· их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

2) Корпус спасательной шлюпки должен быть жестким из негорючего или не поддерживающего горения материала.

3) Шлюпка должна иметь сверху закрытие, защищающее людей от воздействий внешней среды:

· Если закрытие полностью жесткое, то такая шлюпка является шлюпкой закрытого типа .

· Если часть закрытия является мягким тентом, то такая шлюпка является шлюпкой частично закрытого типа . При этом носовая и кормовая оконечности должны быть защищены не менее чем на 20% длины жесткими элементами закрытия. Тент, обычно, выполняется из двух слоев водонепроницаемой ткани с воздушной прослойкой. В открытом состоянии тент скручен и закреплен над входом.

Пассажирские суда могут комплектоваться шлюпками обоих типов, а грузовые суда - только шлюпками закрытого типа (СОЛАС-74 Глава III правила 21 и 31).

Размещение шлюпок частично закрытого типа на пассажирских судах дает большое преимущество в скорости посадки пассажиров при эвакуации.

4) Спасательные шлюпки должны иметь запас плавучести, позволяющий удерживаться на плаву полностью залитой шлюпке со снабжением и находящимися в ней людьми.

Такая дополнительная плавучесть обеспечивается легкими плавучими материалами, стойкими к воздействию морской воды и нефтепродуктов. Эти элементы обеспечения плавучести обычно располагаются по внутреннему периметру шлюпки под сидениями.

5) Спасательные шлюпки должны быть остойчивы в случае, когда они заполнены 50% числа людей, допустимого к размещению, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.

6) Спасательные шлюпки закрытого типа должны быть самовосстанавливающимися при опрокидывании.

Опрокидывание может произойти, например, под ударом разрушающегося гребня волны, что наиболее вероятно при выходе шлюпки на мелководье в зону волновой деформации.

Оборудование шлюпки

Схема устройства огнезащищенной спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях


Посадочные места.

Посадочные места оборудуются на поперечных и продольных банках или закрепленных сидениях. Способ оборудования посадочных мест обычно связан с типом шлюпки.


Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой на лопарях В шлюпке, спускаемой на лопарях, наибольшая часть посадочных мест оборудована на банках, расположенных вдоль бортов (спиной к борту). На шлюпках большой вместимости, когда ширина позволяет, дополнительные места могут оборудоваться на продольных банках в середине (лицом к борту), либо на поперечных банках.

Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой свободным падением В шлюпках, спускаемых свободным падением, устанавливают сиденья со спинками и подголовниками. Устанавливают их поперечными рядами так, чтобы люди сидели лицом к корме, что обеспечивает принятие спинкой инерции человека при входе шлюпки в воду.

Для полностью закрытых шлюпок требуется, чтобы сидения были оборудованы привязными ремнями.

Двигатель

Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания. На спасательных шлюпках устанавливаются двигатели с воспламенением от сжатия, отвечающие следующим требованиям:

1) Двигатель способен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.

Это позволяет запускать двигатель для периодических проверок вне воды, а в случае оставления судна - опустить шлюпку на воду уже с запущенным двигателем и немедленно отойти от судна.

2) Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз, и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота наибольшей вместимости, установленного на данном судне, нагруженного полным комплектом людей и снабжения.

3) Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку (Приложение 4).

Осушение

1) Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

2) Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном.

Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа.

Каждый спускной клапан для его закрывания снабжается колпачком или пробкой, прикрепленными штертом или цепочкой рядом с клапаном.

При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды.

При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Доступ в шлюпку

Входы в спасательную шлюпку делаются с обоих бортов и имеют такие размеры и положение, чтобы была возможность поднимать на борт шлюпки людей в беспомощном состоянии, как из воды, так и на носилках.

Спасательная шлюпка устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить посадку в нее:

на пассажирском судне - в течение не более 10 мин после подачи команды к посадке; на грузовом судне - в течение не более 3 мин после подачи команды к посадке.

Спасательная шлюпка должна иметь посадочный трап, позволяющий людям забраться в шлюпку из воды. Как правило, трап делается съемным и хранится внутри шлюпки.

С наружной стороны по бортам шлюпки выше ватерлинии (в пределах досягаемости для находящегося в воде человека) устанавливается поручень или спасательный леер.

Если шлюпка не самовосстанавливающаяся, то такие же поручни должны быть установлены в нижней части корпуса для того, чтобы люди могли держаться за перевернутую шлюпку.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.

Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.

Сигнальный огонь

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов .

Аварийное освещение

Внутри шлюпки в верхней части устанавливается источник света, обеспечивающий освещение, достаточное для чтения инструкций. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов .

4.6 Полностью закрытые спасательные шлюпки

4.6.1 Полностью закрытые спасательные шлюпки должны отвечать требованиям раздела 4.4 и, дополнительно - требованиям настоящего раздела.

4.6.2 Закрытие

Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть оборудована жестким водонепроницаемым закрытием, полностью закрывающим спасательную шлюпку. Закрытие должно быть устроено так, чтобы отвечать следующим положениям:

1 одно должно обеспечивать укрытие для находящихся на спасательной шлюпке людей;

2 доступ в спасательную шлюпку должен обеспечиваться с помощью люков, которые могут герметично закрываться;

3 входные люки, за исключением спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением, должны располагаться так, чтобы можно было производить спуск и подъем шлюпки, не прибегая при этом к выходу людей из закрытия;

4 входные люки должны быть способны открываться и закрываться как снаружи, так и изнутри шлюпки, и быть оборудованы надежными средствами, позволяющими держать их в открытом положении;

5 за исключением спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением, оно должно обеспечивать возможность грести;

6 оно должно быть способно при закрытых люках и без значительных протечек поддерживать на плаву общую массу спасательной шлюпки с полным комплектом людей и снабжения, включая механизмы, когда шлюпка находится в опрокинутом положении;

7 оно должно иметь окна или прозрачные панели, пропускающие внутрь спасательной шлюпки достаточное количество дневного света при закрытых люках, чтобы исключить необходимость искусственного освещения;

8 наружная поверхность закрытия должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя - такого цвета, который не вызывает дискомфорта у находящихся на спасательной шлюпке людей;

9 оно должно быть снабжено поручнями, за которые могут надежно держаться люди, передвигающиеся снаружи спасательной шлюпки, и которые могут быть использованы при посадке и высадке людей;

10 люди должны иметь возможность проходить от входа к своим местам для сидения, не перелезая через поперечные банки или другие препятствия;

11 при работающем двигателе и закрытых входах атмосферное давление внутри спасательной шлюпки в любых обстоятельствах не должно быть выше или ниже наружного атмосферного давления более чем на 20 гПа.

4.6.3 Опрокидывание спасательной шлюпки и возвращение ее в прямое положение

4.6.3.1 В спасательных шлюпках, за исключением спускаемых свободным падением, для каждого обозначенного посадочного места должен быть предусмотрен привязной ремень. Конструкция привязных ремней должна быть такой, чтобы они надежно удерживали на месте человека массой 100 кг, когда спасательная шлюпка находится в опрокинутом положении. Каждый комплект ремней посадочного места должен быть контрастного цвета в сравнении с ремнями соседних мест. На спасательных шлюпках, спускаемых свободным падением, должно предусматриваться оборудование безопасности крепления для человека на каждом сиденье; оно должно быть также контрастного цвета и иметь такую конструкцию, чтобы надежно удерживать человека массой 100 кг как при спуске спасательной шлюпки, так и в ее опрокинутом состоянии.

4.6.3.2 Остойчивость спасательной шлюпки должна быть такой, чтобы она сама по себе или автоматически могла возвращаться в прямое положение, когда она нагружена ее полным или частичным комплектом людей и снабжения, все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты привязными ремнями.

4.6.3.3 В случае получения повреждений, указанных в пункте 4.4.1.1, спасательная шлюпка должна удерживать на плаву ее полный комплект людей и снабжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидывания она автоматически принимала положение, позволяющее находящимся в ней людям покинуть шлюпку через вход, расположенный выше уровня воды. При устойчивом затопленном состоянии спасательной шлюпки уровень воды внутри ее корпуса, измеряемый по спинке сиденья, не должен превышать 500 мм над поверхностью сиденья при любом положении сидящего.

4.6.3.4 Выхлопные трубы двигателя, воздухопроводы и другие отверстия, предусмотренные конструкцией спасательной шлюпки, должны быть устроены так, чтобы при ее опрокидывании и возвращении в прямое положение исключалась возможность попадания воды в двигатель.

4.6.4 Приведение спасательной шлюпки в движение

4.6.4.1 Управление двигателем и его передачей должно выполняться с поста управления рулем.

4.6.4.2 Двигатель и относящиеся к нему устройства должны быть способны работать в любом положении во время опрокидывания спасательной шлюпки и продолжать работать после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения спасательной шлюпки в прямое положение. Конструкция топливной системы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателя топлива и утечки более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания спасательной шлюпки.

4.6.4.3 Двигатели с воздушным охлаждением должны иметь систему воздухопроводов для забора и выброса за пределы спасательной шлюпки охлаждающего воздуха. Должны быть предусмотрены заслонки с ручным управлением, позволяющие осуществлять забор охлаждающего воздуха изнутри спасательной шлюпки и выброс его во внутреннее закрытое пространство.

4.6.5 Защита от ускорений

Несмотря на требования пункта 4.4.1.7, полностью закрытая спасательная шлюпка, за исключением спускаемой свободным падением, должна быть так устроена и иметь брусья, чтобы обеспечивалась защита от опасных ускорений, возникающих при ударе со скоростью не менее 3,5 м/с, нагруженной полным комплектом людей и снабжения шлюпки о борт судна.

Коллективные судовые спасательные средства — это средства, которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение при крене судна до 20° на любой борт и дифференте 10°.

Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спо-койных условиях не должны превышать по времени:

  • 10 минут — для грузовых судов;
  • 30 минут — для пассажирских и промысловых судов.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны разме-щаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну па-лубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Спасательная шлюпка — это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна (рис. 1). Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструк-ции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Рис. 1 Спасательные шлюпки закрытого и открытого типов

Все спасательные шлюпки должны:

  • иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
  • обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;
  • иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки;
  • быть окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

  • двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;
  • скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов;
  • запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюп-балки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей ме-ре двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками — герме-тичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской (рис. 2), там же указаны назва-ние судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюп-ки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают по-лосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.


Рис. 2 Маркировка спасательной шлюпки

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия уста-навливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную кон-струкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непре-рывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей без-опасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса шлюпок изго-товляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспе-чивать круговую видимость, иллюминаторы — из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации дви-гателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спус-ковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную го-товность к использованию. Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключение шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободно-го падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Прово-дится проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения, спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управле-ния по меньшей мере один раз в 3 месяца.

В походном положении шлюпки устанавливают на шлюпбалках (рис. 3). Шлюпка опирается на односторонние кильблоки, которые для более плотного при-легания шлюпки к кильблокам снабжены войлочными подушками, закрытыми па-русиной. Шлюпка закрепляется найтовыми с глаголь-гаками, которые перед спус-ком обязательно отдаются.


Рис. 3 Крепление спасательной шлюпки на борту судна

Подготовка шлюпки к спуску:

  • доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выживания после оставления судна: переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик (рис. 4), теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации;
  • разнести как можно дальше в нос и корму шлюпочные фалини и надежно закрепить их на судовых конструкциях (кнехтах, утках и т. п.);
  • убрать леерное ограждения посадочной палубы;
  • подготовить штормтрап;
  • отдать найтовы;
  • отдать стопора шлюпбалок.

Рис. 4 Радиолокационный маяк-ответчик (SART) и переносные УКВ радиостанции

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, кото-рый устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан ав-томатически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически за-крывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Посадка в шлюпку. В зависимости от конструкции судна посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и при спускания до посадочной палубы (рис. 5).

Посадка в спасательную шлюпку осуществляется только по приказанию командира спасатель-ного средства или другого ответ-ственного лица командного состава. Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюп-ки очередность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюп-ку и обеспечения спуска. Затем пе-реходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке: раненные и больные, дети, женщины, пожилые люди. Последним занимает место командир спасательного средства.

Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Ко-мандир шлюпки руководит размещением людей, с тем, чтобы их вес был равно-мерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира.

Для обеспечения посадки людей при помощи штормтрапа каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготов-ляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины — из твердых пород дерева размером 480 x 115 x 25 мм. Верхний конец трапа должен быть закреп-лен на своем штатном месте (под шлюпкой), а сам штормтрап должен находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.


Рис. 5 Посадка экипажа и спуск шлюпки

Спуск шлюпки. Вываливание шлюпки происходит только под действием си-лы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей (рис. 6). По ко-манде:

  • отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;
  • освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;
  • действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, выво-дят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;
  • закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;
  • выбирают втугую фалини и закрепляют их.

Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки (рис. 7). Спус-кать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюпка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устрой-ством управления подъемными гаками.

Лопари — стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и прове-денные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Лопари должны пе-риодически тироваться.

Для того чтобы исключить возможность спуска шлюпки до момента ее полного вывалива-ния за борт, на шлюпбалке имеется рог, на кото-рый навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей. Длину и форму рога выбирают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюп-балки.

Управление спуском шлюпки на талях мо-жет осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погод-ных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.

Рис. 6 Спуск спасательной шлюпки: 1 - шлюпбалка; 2 - лопарь; 3 - шлюптали; 4 — фалинь Рис. 7 Шлюпочная лебедка

Разобщающий механизм спасательной шлюпки - это устройство, при помощи которого шлюпка соединяется с лопарями или освобождается от них при спуске или подъеме на борт. Он включает блок гака и механизм привода (рис. 8).


Рис. 8 Разобщающие устройства

Механизм должен обеспечивать разобщение двумя способами: обычным (без нагрузки) и под нагрузкой:

  • обычный — гаки отдаются только тогда, когда шлюпка полностью находится на воде, или когда отсутствует нагрузка на гаках, и не требуется разделение серь-ги шлюпталей и носка гака вручную. Для предотвращения разобщения при наличии нагрузки на гаках применяется гидростатическое блокировочное устройство (рис. 9). При подъеме шлюпки из воды устройство автоматиче-ски возвращаться в исходное положение;
  • под нагрузкой (аварийное разобщение) — гаки отдаются многократными, пред-намеренными и длительными действиями, которые должны включать удаление или шунтирование (обход) предохранительных блокировочных устройств, предназначенных предотвращать преждевременное или непреднамеренное освобождение гаков. Этот способ преодоления блокировки должен иметь спе-циальную механическую защиту.

Рис. 9 Разобщающий механизм спасательной шлюпки с гидростатическим блокировочным устройством

Члены экипажа, оставшиеся на борту судна, спускаются в шлюпку с помо-щью штормтрапа, шкентелей с мусингами или сетки. Шлюпка в это время удержи-вается у борта судна на фалинях.

После посадки всех людей нужно:

  • изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;
  • открыть топливный кран и за-пустить двигатель;
  • отдать фалини (в крайнем случае — они перерубаются топора-ми, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от суд-на. Рекомендуется сохранить фали-ни, т.к. они еще могут понадобиться.

Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей, с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.

Снабжение шлюпок (рис. 10). Каждая спасательная шлюпка должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:

  • на гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и одно рулевое, на моторных — четыре весла с уключинами, прикрепленными к корпусу шлюпки штертами (цепочками);
  • два отпорных крюка;
  • плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, закрепленной за вершину конуса якоря;
  • два фалиня длиной не менее 15 метров; два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;
  • пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого;
  • нержавеющий ковш со штертом и нержавеющий градуированный сосуд;
  • рыболовные принадлежности;
  • сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фальшфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособлением для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало — гелиограф — с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;
  • прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;
  • аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиеническому пакету на человека;
  • складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;
  • ручной осушительный насос, два ведра и черпак;
  • огнетушитель для тушения горящей нефти;
  • комплект запасных частей и инструментов для двигателя;
  • радиолокационный отражатель или ;
  • нактоуз с компасом;
  • индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10 % от пассажировместимости шлюпки (но не менее двух).

Рис. 10 Спасательная шлюпка внутри

Шлюпки свободного падения (рис. 11). Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают пере-грузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.


Рис. 11 Конструкция шлюпки свободного падения

Перед сходом шлюпки с рампы экипаж должен надежно закрепить себя ремнями безопасности и специальным фиксатором головы. Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых по-годных условиях.

Дежурная спасательная шлюпка (рис. 12). Это тип спасательных шлю-пок, предназначенных для спасания людей из воды и для сбора спасательных шлюпок и плотов.

Преимущество дежурной шлюпки — быстрота и надежность спуска и подъема на борт на ходу при неболь-шом волнении. Мощный стационарный или подвесной мо-тор обеспечивает скорость не менее 8 узлов и позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, поднять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спасательные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежурные шлюп-ки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

В шлюпке предусмотрено место для транспортиров-ки спасенного в лежачем положении. Гребной винт защи-щен для предотвращения травм людей, находящихся в море.


Рис. 12 Дежурная спасательная шлюпка

Спасательные плоты

Спасательный плот — это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна (рис. 13). Его кон-струкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей сре-ды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имею-щихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.


Рис. 13 Установка ПСН на борту судна

На судах, где расстояние от носовой или кор-мовой оконечностей до ближайшего плота превы-шает 100 м, должен быть установлен дополнитель-ный плот. Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высоко-бортных судах — посадочные трапы, на низкоборт-ных — спасательные шкентеля с мусингами).

Общая масса плота, его контейнера и снабже-ния не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназна-чен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими сред-ствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным обра-зом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физиче-ском и психическом состоянии.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН - плот спасательный надувной).

Основными элементами спасательного плота являются (рис. 14):

  • камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);
  • днище − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
  • тент − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Рис. 14 Надувной спасательный плот

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независи-мых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штат-ное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и со-хранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания ра-бочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового простран-ства обычно решается путем установки тента, состоя-щего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах де-лаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой пла-вучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем по-ложении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

  • по меньшей мере, одно смотровое окно;
  • устройство для сбора дождевой воды;
  • устройство для установки радиолокационного отражателя или SART;
  • полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выклю-чателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанав-ливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, ниж-няя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые во-дой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 се-кунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы за-полнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:

  • обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;
  • раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Запол-ненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.

Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, за-крытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ за-полняет отсеки в течение 1 — 3 минут.

Длина пускового линя не менее 15 метров. Пусковой линь:

  • используется для открытия клапана на баллоне с газом;
  • используется для удержания плота у борта судна.

Установка ПСН. На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами (рис. 15).

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовом, заведенным на устройство отдачи.


Рис. 15 Схема крепления ПСН к судну: 1 - найтов; 2 - глаголь-гак; 3 - пусковой линь; 4 - гидростат; 5 - слабое звено; 6 − бандажная лента

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопас-ный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

Установка плота предусматривает два спо-соба освобождения от найтова — ручной и автома-тический.

Для ручного освобождения плота от найто-ва достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирую-щее звено. Есть устройства, у которых освобожде-ние найтова происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтова. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат — устройство, отдающее найтов на глубине не более 4 метров.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране (рис. 16). Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается вере-вочная петля, удерживающая найтов.


Рис. 16 Гидростат режущего типа

Гидростат разобщающего типа (рис. 17). Корпуса гидростатов разоб-щающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент. Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Отсоединяющаяся головка, к которой крепится найтов, удерживается изнут-ри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приведет к освобождению плота от найтова.


Рис. 17 Конструкция гидростата разобщающего типа

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществ-ляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вы-тягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При даль-нейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного кон-ца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому при ручной отдаче первое, что необходимо сделать до отдачи найтова, выбрать из контейнера небольшой уча-сток пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая встав-ка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск спасательных плотов и посадка в них

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:

  • освободить найтов;
  • вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасы-вать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыг-нуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьез-ным травмам;
  • вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
  • раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь;
  • Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специаль-ные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парус-ность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;
  • переместиться в плот, стремясь попасть в него су-хим;
  • можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность, что в нем нет людей;
  • можно спуститься по штормтрапу;
  • можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;
  • можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем за-браться в плот;
  • помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде (рис. 18), но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего суд-на на безопасное расстояние, для чего нужно:

  • отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя;
  • выбрать плавучий якорь;
  • подтянуть водяные карманы, для чего необходимо потянуть за штерт, кото-рый прикреплен к нижней части кармана, затем выдавить воду из кармана, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт;
  • использовать весла из аварийного запаса.

Рис. 18 В спасательном плоту и на воде

Нахождение рядом с судном опасно по следующим причинам:

  • образование воронки при погружении судна под воду;
  • возможность взрыва при пожаре;
  • всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;
  • возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необ-ходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спаса-тельных средств позволяет:

  • равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;
  • более рационально использовать средства сигнализации;
  • более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, ловля рыбы и т. п.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат ме-ста гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поста-вить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

Снабжение спасательного плота:

  • 2 плавучих весла;
  • средства осушения: плавучий черпак и 2 губки;
  • 2 плавучих якоря, один из которых постоянно при-креплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плаву-чий якорь раскрывается автоматически;
  • специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане вблизи места крепления пускового линя к плоту;
  • спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;
  • ремонтный комплект для заделки проколов: клей, пробки и зажимы;
  • 3 консервооткрывателя;
  • ножницы;
  • ручной насос или меха для подкачки плота;
  • питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека;
  • пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
  • аптечка первой помощи;
  • таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;
  • по одному гигиеническому пакету на человека;
  • рыболовные принадлежности;
  • теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не ме-нее 2 единиц;
  • инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.

Средства сигнализации:

  • радиолокационный маяк — ответчик (SART);
  • УКВ переносная радиостанция;
  • 4 красные парашютные ракеты;
  • 6 красных фальшфейеров;
  • 2 плавучие дымовые шашки;
  • электрический водонепроницаемый фонарь;
  • сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток.

Вспомогательные спасательные средства

Штормтрапы. У каждого места спуска или у каждых двух расположенных рядом мест спуска должен быть предусмотрен поса-дочный штормтрап. Если у каждого места спуска коллективного спа-сательного средства установлено другое одобренное устройство для доступа в спасательную шлюпку или плот, то должно быть, по меньшей мере, по одному штормтрапу с каждого борта.

Морская эвакуационная система (МЭС) — средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы судна на спаса-тельные шлюпки и плоты, находящиеся на воде (рис. 19).

Морская эвакуационная система хранится упакованной в кон-тейнер. Она должна устанавливаться одним человеком. Приведение ее в рабочее состояние аналогично действиям с ПСНом — сбрасывание или спускание на воду; вытягивание и рывок пускового линя; закрепление на фалинях у борта.

Система состоит из направляющего устройства типа надувного желоба или ската и надувной платформы, выполняющей функции плавучего причала. Спу-стившись по скату на платформу, люди переходят на ошвартованный к ней плот или шлюпку.

Полное количество людей, на которое рассчитана система, должно эвакуи-роваться в спасательные плоты с пассажирского судна за 30 минут с момента пода-чи сигнала об оставлении судна, а с грузового судна — за 10 минут.

В общем случае МЭС не является обязательным спасательным средством.


Рис. 19 Морская эвакуационная система

Линеметательные устройства (рис. 20). На каждом судне должно быть линеметательное устройство, которое бы обеспечивало метание линя с достаточной точностью. В состав комплекта входит:

  • не менее 4 ракет, каждая из которых обеспечивает метание линя на расстоя-ние не менее 230 метров в штилевую погоду;
  • не менее 4 линей с разрывным усилием не менее 2 кН;
  • пистолет или другое приспособление для запуска ракеты.

Рис. 20 Линеметательные устройства

Предлагается к прочтению:

Похожие публикации