Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Годы жизни татищева в н. Василий Татищев и его вклад в науку. Корабль "Василий Татищев". Написание «Истории Российской»

ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

Татищев (Василий Никитич) - известный русский историк, родился 16 апреля 1686 года в поместье отца его, Никиты Алексеевича Т., в Псковском уезде; учился в московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Брюса, участвовал во взятии Нарвы (1705), в Полтавской битве и в прусской кампании; в 1713 - 14 годах был за границей, в Берлине, Бреславле и Дрездене, для усовершенствования в науках. В 1717 году Т. снова был за границей, в Данциге, куда Петр I его послал хлопотать о включении в контрибуцию старинного образа, о котором шла молва, будто он писан св. Мефодием; но магистрат города не уступил образа, а Т. доказал Петру неверность предания. Из обеих своих поездок за границу Т. вывез очень много книг. По возвращении Т. состоял при Брюсе, президенте берг- и мануфактур-коллегии, и ездил с ним на Аландский конгресс. Представление, сделанное Брюсом Петру Великому о необходимости подробной географии России, дало толчок к составлению "Русской Истории" Т., на которого Брюс в 1719 году указал Петру, как исполнителя подобной работы. Т., посланный на Урал, сразу не мог представить царю план работы, но Петр не забыл об этом деле и в 1724 году напомнил о нем Т. Принявшись за дело, Т. почувствовал необходимость в исторических сведениях и потому, отодвинув географию на второй план, принялся собирать материалы для истории. Ко времени начала этих работ относится другой, тесно связанный с ним план Т.: в 1719 году он подал царю представление, в котором указывал на необходимость размежевания в России. В мысли Т. оба плана связывались; в письме к Черкасову в 1725 году он говорит, что был определен "к землемерию всего государства и сочинению обстоятельной географии с ландкартами". В 1720 году новое поручение оторвало Т. от его историко-географических работ. Он был послан "в Сибирской губернии на Кунгуре и в прочих местах, где обыщутся удобные места, построить заводы и из руд серебро и медь плавить". Ему приходилось действовать в стране мало известной, некультурной, издавна служившей ареной для всяких злоупотреблений. Объехав вверенный ему край, Т. поселился не в Кунгуре, а в Уктусском заводе, где и основал управление, названное в начале горной канцелярией, а потом сибирским высшим горным начальством. Во время первого пребывания Т. на уральских заводах он успел сделать весьма многое: перенес Уктусский завод на р. Исеть и там положил начало нынешнего Екатеринбурга; добился дозволения пропускать купцов на ирбитскую ярмарку и через Верхотурье, а также заведения почты между Вяткой и Кунгуром; при заводах открыл две первоначальные школы, две - для обучения горному делу; выхлопотал учреждение особого судьи для заводов; составил инструкцию для оберегания лесов и т. п. Меры Т. вызвали неудовольствие Демидова, видевшего подрыв своей деятельности в учреждении казенных заводов. Для расследования споров на Урал послан был Геник, нашедший, что Т. во всем поступал справедливо. Т. был оправдан, в начале 1724 года представлялся Петру, был произведен в советники берг-коллегии и назначен в сибирский обер-берг-амт. Вскоре затем его послали в Швецию для надобностей горного дела и для исполнения дипломатических поручений. В Швеции Т. пробыл с декабря 1724 года по апрель 1726 года, осмотрел заводы и рудники, собрал много чертежей и планов, нанял гранильного мастера, пустившего в ход гранильное дело в Екатеринбурге, собрал сведения о торговле Стокгольмского порта и о шведской монетной системе, познакомился со многими местными учеными и т. д. Возвратясь из поездки в Швецию и Данию, Т. несколько времени занимался составлением отчета и, хотя еще не отчисленный от берг-амта, не был, однако, послан в Сибирь. В 1727 году Т. назначен был членом монетной конторы, которой тогда подчинены были монетные дворы; на этой должности его застали события 1730 года. По поводу их Т. составлена была записка, которую подписали 300 человек из шляхетства. Он доказывал, что России, как стране обширной, более всего соответствует монархическое управление, но что все-таки "для помощи" императрице следовало бы учредить при ней Сенат из 21 члена и собрание из 100 членов, а на высшие места избирать баллотировкой; здесь же предлагались разные меры для облегчения положения разных классов населения. Вследствие нежелания гвардии согласиться на перемены в государственном строе, весь этот проект остался втуне, но новое правительство, видя в Т. врага верховников, отнеслось к нему благосклонно: он был обер-церемониймейстером в день коронации Анны Иоанновны. Став главным судьей монетной конторы, Т. начал деятельно заботиться об улучшении русской монетной системы. В 1731 году у Т. начались недоразумения с Бироном, приведшие к тому, что он был отдан под суд по обвинению во взяточничестве. В 1734 году Т. был освобожден от суда и снова назначен на Урал, "для размножения заводов". Ему же поручено было составление горного устава. Пока Т. оставался при заводах, он своей деятельностью приносил много пользы и заводам и краю: при нем число заводов возросло до 40; постоянно открывались новые рудники, и Т. считал возможным устроить еще 36 заводов, которые открылись лишь через несколько десятилетий. Между новыми рудниками самое важное место занимала указанная Т. гора Благодать. Правом вмешательства в управление частных заводов Т. пользовался весьма широко и тем не раз вызывал против себя нарекания и жалобы. Вообще, он не был сторонником частных заводов, не столько из личной корысти, сколько из сознания того, что государству нужны металлы, и что, добывая их само, оно получает более выгоды, чем поручая это дело частным людям. В 1737 году Бирон, желая отстранить Т. от горного дела, назначил его в оренбургскую экспедицию для окончательного усмирения Башкирии и устройств управления башкир. Здесь ему удалось провести несколько гуманных мер: например, он выхлопотал, чтобы доставление ясака было возложено не на ясачников и целовальников, а на башкирских старшин. В январе 1739 года Т. приехал в Петербург, где устроена была целая комиссия для рассмотрения жалоб на него. Его обвиняли в "нападках и взятках", не исполнительности и т. п. Есть возможность допустить, что в этих нападках была доля истины, но положение Т. было бы лучше, если бы он ладил с Бироном. Комиссия подвергла Т. аресту в Петропавловской крепости и в сентябре 1740 года приговорила его к лишению чинов. Приговор, однако, не был исполнен. В этот тяжелый для Т. год он написал свое наставление сыну - известную "Духовную". Падение Бирона вновь выдвинуло Т.: он был освобожден от наказания и в 1741 году назначен в Царицын управлять Астраханской губернией, главным образом для прекращения беспорядков среди калмыков. Отсутствие необходимых военных сил и интриги калмыцких владетелей помешали Т. добиться чего-либо прочного. Когда вступила на престол Елизавета Петровна, Т. надеялся освободиться от калмыцкой комиссии, но это ему не удалось: он был оставлен на месте до 1745 года, когда его, из-за не согласий с наместником, отставили от должности. Приехав в свою подмосковную деревню Болдино, Т. уже не оставлял ее до смерти. Здесь он заканчивал свою историю, которую в 1732 году привозил в Петербург, но к которой не встретил сочувствия. Обширная переписка, веденная Т. из деревни, дошла до нас. Накануне смерти он поехал в церковь и велел туда явиться мастеровым с лопатами. После литургии он пошел с священником на кладбище и велел рыть себе могилу подле предков. Уезжая, он просил священника на другой день приехать приобщить его. Дома он нашел курьера, который привез указ, прощавший его, и орден Александра Невского. Он вернул орден, сказав, что умирает. На другой день он приобщился, простился со всеми и умер (15 июля 1750 года). Главное сочинение Т. могло появиться в свет только при Екатерине II . Вся литературная деятельность Т., включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главной целью. Т. был сознательным утилитаристом. Мировоззрение его изложено в его "Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ". Основной идеей этого мировоззрения была модная в то время идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Т. у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель или "истинное благополучие", по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в "спокойствии души и совести", достигаемом путем развития ума "полезной" наукой; к последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию. К главному труду своей жизни Т. пришел вследствие стечения целого ряда обстоятельств. Сознавая вред от недостатка обстоятельной географии России и видя связь географии с историей, он находил необходимым собрать и рассмотреть сначала все исторические сведения о России. Так как иностранные руководства оказались полными ошибок, Т. обратился к первоисточникам, стал изучать летописи и другие материалы. Сначала он имел в виду дать историческое сочинение, но затем, найдя, что на летописи, еще не изданные, ссылаться неудобно, решил писать в чисто летописном порядке. В 1739 году Т. свез в Петербург труд, над которым он проработал 20 лет, и передал его в Академию Наук на хранение, продолжая работать над ним и впоследствии, сглаживая язык и прибавляя новые источники. Не имея специальной подготовки, Т. не мог дать безукоризненный научный труд, но в его исторических работах ценны жизненное отношение к вопросам науки и соединенная с этим широта кругозора. Т. постоянно связывал настоящее с прошлым: объяснял смысл московского законодательства обычаями судейской практики и воспоминаниями о нравах XVII века; на основании личного знакомства с инородцами разбирался в древней русской этнографии; из лексиконов живых языков объяснял древние названия. Вследствие этой-то связи настоящего с прошлым Т. нисколько не отвлекался занятиями по службе от своей основной задачи; напротив, эти занятия расширяли и углубляли его историческое понимание. Добросовестность Т., раньше подвергавшаяся сомнениям из-за его так называемой Иоакимовской летописи (см. Летописи), в настоящее время стоит выше всяких сомнений. Он никаких известий или источников не выдумывал, но иногда неудачно исправлял собственные имена, переводил их на свой язык, подставлял свои толкования или составлял известия, подобные летописным, из данных, которые ему казались достоверными. Приводя летописные предания в своде, часто без указания на источники, Т. дал, в конце концов, в сущности не историю, а новый летописный свод, бессистемный и достаточной неуклюжий. Первые две части I тома "Истории" были изданы впервые в 1768 - 69 годах в Москве, Г.Ф. Миллером, под заглавием "История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через 30 лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором В. Н. Т.". II том издан в 1773 году, III том - в 1774 году, IV том - в 1784 году, а V том был найден М.П. Погодиным лишь в 1843 году и издан обществом истории и древностей российских в 1848 году. Т. привел в порядок материал до времени смерти Василия III ; им же был заготовлен, но не проредактирован окончательно материал до 1558 года; ряд рукописных материалов имелся у него и для позднейших эпох, но не дальше 1613 года. Часть подготовительных работ Т. хранится в портфелях Миллера. Кроме истории Т. и упомянутого выше разговора, составил большое количество сочинений публицистического характера: "Духовная", "Напоминание на присланное расписание высоких и нижних государственных и земских правительств", "Рассуждение о ревизии поголовной" и другие. "Духовная" (издана в 1775 г.) дает подробные наставления, обнимающие всю жизнь и деятельность человека (помещика). Она трактует о воспитании, о разных родах службы, об отношениях к начальству и подчиненным, о семейной жизни, управлении имением и хозяйством и т. п. В "Напоминании" излагаются взгляды Т. на государственное право, а в "Рассуждении", написанном по поводу ревизии 1742 года, указываются меры к умножению доходов государственных. Т. - типичный "птенец гнезда Петрова", с обширным умом, способностью переходить от одного предмета к другому, искренно стремившийся к благу отечества, имевший свое определенное миросозерцание и твердо и неуклонно проводивший его, если и не всегда в жизни, то, во всяком случае, во всех своих научных трудах. Ср. Н.А. Попов "Т. и его время" (Москва, 1861); П. Пекарский "Новые известия о В. Н. Т." (III т., "Записки Императорской Академии Наук", Санкт-Петербург, 1864); "Об издании сочинений В. Н. Т. и материалы для его биографии" (А.А. Куника, 1883, изд. Императорской Академии Наук); К.Н. Бестужев-Рюмин "Биографии и характеристики" (Санкт-Петербург, 1882); Сенигов "Историко-критические исследования о Новгородской летописи и о Российской истории Т." (Москва, 1888; рецензия С.Ф. Платонова, "Библиограф", 1888, ¦ 11); издание "Духовной" Т. (Казань, 1885); Д. Корсаков "Из жизни русских деятелей XVIII века" (ib., 1891); Н. Попов "Ученые и литературные труды Т." (Санкт-Петербург, 1886); П.Н. Милюков "Главные течения русской исторической мысли" (Москва, 1897).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ
    Василий Никитич , русский государственный деятель, историк. Окончил …
  • ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ
    известный русский историк, род. 16 апреля 1686 г. в поместье отца его, Никиты Алексеевича Т., в Псковском у.; учился в …
  • ТАТИЩЕВ, ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный русский историк, род. 16 апреля 1686 г. в поместье отца его, Никиты Алексеевича Т., в Псковском у.; учился …
  • ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1686-1750) российский историк, государственный деятель. В 1720-22 и 1734-37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741-45 астраханский губернатор. Труды по …
  • ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ
  • ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ
    (1686 - 1750), российский историк, государственный деятель. В 1720 - 22 и 1734 - 37 управлял казенными заводами на Урале. …
  • ТАТИЩЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ТАТИЩЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Татищевы - род древний и славный, известен в России с 1400 г. Но самые первые Татищевы явно не из знати. …
  • ВАСИЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
  • ТАТИЩЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Василий Никитич (1686- 1750), государственный деятель, учёный, педагог. Способствовал становлению в России истории как науки, положил начало некоторым специальным историческим …
  • ВАСИЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
  • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
  • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
  • ТАТИЩЕВ
    ТАТ́ИЩЕВ Сер. Спир. (1846-1906), историк, публицист. Участник рус.-тур. войны 1877-78. Тр. по истории рос. дипломатии и внеш. политики, биография имп. …
  • ТАТИЩЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТАТ́ИЩЕВ Дм. Пав. (1767-1845), дипломат, рос. посол в Мадриде (1815-21), Гааге (1821- 1822), Вене (1826-41). В 1822 уполномоченный на последнем …
  • ТАТИЩЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТАТ́ИЩЕВ Вас. Никитич (1686-1750), историк, гос. деятель. В 1720-22 и 1734-37 управлял казёнными з-дами на Урале. В 1741-45 астраханский губернатор. …
  • ТАТИЩЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТАТ́ИЩЕВ Ал-др Ив. (1763-1833), граф (с 1826), воен. и гос. деятель, генерал от инфантерии. Участник рус.-тур. войны 1787-91 и польск. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КАЛИКА (в миру Григорий) (?- 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с вел. князьями …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), христ. церк. деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (?-1569), моск. юродивый. Один из самых известных моск. святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612), рус. царь в 1606-10. Сын кн. И.А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ III (1479-1533), вел. князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын вел. кн. Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Тёмный (1415-62), вел. князь московский (с 1425). Сын кн. Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей кн-вом совм. с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I (1371-1425), вел. князь московский (с 1389). Сын вел. кн. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025), визант. император с 976; из Макед. династии. Подавил восст. малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886), визант. император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Макед. династии. Вёл борьбу против арабов …
  • ВАСИЛИЙ
    Чапаев, Лановой, …
  • ВАСИЛИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ВАСИЛИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ВАСИЛИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Василий, (Васильевич, …
  • ТАТИЩЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Василий Никитич (1686-1750) , российский историк, государственный деятель. В 1720-22 и 1734-37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741-45 астраханский …
  • ВАСИЛИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. Народное название дня 13 марта как приметного для земледельцев; …

Особое место в становлении дворянской историографии сыграли труды Василия Никитича Татищева (отца русской истории) . Он происходил из старинного дворянского рода Псковской губернии (Островский уезд). С юных лет он был в ближайшем окружении Петра, потом окончил Михайловское артиллерийское училище, потом завершил обучение в Германии, а затем снова на ходился на государственной службе в окружении Петра. В 1706 г. ему было поручено написать географию России . Татищев взялся, но понял, что географию невозможно написать без знания истории. Эту работу он закончить не успел, так как был послан инженером на Урал , где проявил себя администратором и отличным хозяйственником – разработал горный устав . Его поставили во главе экспедиции по устройству Оренбургского края, он считается основателем Оренбурга .

Вскоре он оказался в опале (период бироновщины) – отстранён от дел, выслан в подмосковное имение, где активно работал. Его назначили генерал-губернатором Астрахани (показал себя способным чиновником – наладил торговые обороты с Персией). В 1741 – снова в опале. Больше на государственную службу не вернулся. Занимался написанием исторических трудов. В 1745 г. он умер. После его смерти в его имении под Москвой случился пожар, уничтоживший большее количество рукописей.

Вклад Василия Никитича Татищева в историческую науку

Его взгляды: рационалист . Главный двигатель прогресса – просвещённый разум : «все деяния – от ума или от глупости». Он был прагматиком и практицистом (убеждал читателя в пользе знания истории). По политическим взглядам он был сторонником сильной монархической власти . Выделял несколько типов государств: демократическое, аристократическое, монархическое. Считал, что пригодна для России только монархия , тк как только она способна сохранить её величие. Главный его труд – История Российская с древнейших времён (всего 5 томов, изложение доведено до XVI века ) – труд был отправлен в академию наук (поэтому и сохранилась). Многие называли этот труд «татищевским летописным сводом» (в изложении материала он пошёл вслед за летописями). Авторские рассуждения в самом тексте не прослеживаются (есть только в примечаниях). Основное место у него занимает политическая история . Заслуга Татищева в том, что он уделял внимание и малым народам России (редко, кто это делал) – сарматам и пр. Большое место он уделял вспомогательным историческим дисциплинам – этнографии, хронологии . Его по праву считают основоположником ВИДов .

Кроме этого труда он написал ещё ряд произведений:

1) «Лексикон исторический, географический и политический» (опыт словаря, направлен в АН, где не печатался более 40 лет)

2) «Деяния Петра Великого»

АН (1725 г.) тоже внесла вклад в развитие науки, но там работали в основном иностранные учёные (немцы). Многие первоначально даже русского не знали – писали свои произведения на основе сведений иностранных источников, нерусских авторов. Их труды были с грубыми искажениями в политическом смысле.

Василий Татищев заслужено занял почётное место среди великих умов России. Назвать его заурядным просто не поворачивается язык. Он основал города Тольятти, Екатеринбург и Пермь, руководил освоением Урала . За 64 года своей жизни написал несколько произведений, главным из которых является «История Российская». О важности его книг говорит тот факт, что и сегодня они издаются. Это был человек своего времени, оставивший после себя богатое наследие.

Юные годы

Татищев появился на свет 29 апреля 1686 года в семейном поместье в Псковском уезде. Семья его вела происхождение от Рюриковичей. Но родство это было отдалённым, княжеский титул им не полагался. Отец его не был богатым человеком, а поместье отошло к нему после кончины дальнего родственника. Род Татищевых постоянно служил государству, и Василий не стал исключением. Со своим братом Иваном в возрасте семи лет он был отправлен на службу ко двору царя Ивана Алексеевича в качестве стольника (слуги, основной обязанностью которого являлось прислуживание за столом во время трапезы). О ранних годах Татищева Г. З. Юлюминым написана книга «Юность Татищева»

У историков нет однозначного мнения о том, что именно он делал после смерти царя в 1696 году. Доподлинно известно, что в 1706 году оба брата поступили на военную службу и приняли участие в военных действиях на Украине в чине поручиков драгунского полка. В дальнейшем Татищев принимал участие в битве под Полтавой и Прутском походе.

Выполнение поручений царя

Петр Первый приметил умного и энергичного юношу. Он поручил Татищеву отправиться за границу для изучения инженерных и артиллерийских наук. Помимо основной миссии путешествий Татищев выполнял секретные поручения Петра Первого и Якова Брюса. Эти люди оказали большое влияние на жизнь Василия и были похожи на него образованностью и широким кругозором. Татищев посещал Берлин, Дрезден и Береславль. Он привёз в Россию множество книг по инженерному и артиллерийскому искусству, которые в то время было очень трудно достать. В 1714 году он взял в жены Авдотью Васильевну, брак с которой закончился в 1728 году, но принёс двоих детей - сына Ефграфа и дочку Евпропаксию. По линии дочери он стал прапрадедом поэта Федора Тютчева.

Его поездки за границу прекратились в 1716 году. По повелению Брюса он перевёлся в артиллерийские войска. Через несколько недель он уже сдал экзамен и стал инженером-поручиком. 1717 год для него прошёл в армии, ведущей боевые действия под Кёнигсбергом и Данцигом. Основной его обязанностью был ремонт и ведение артиллерийского хозяйства. После проведения неудачных переговоров со шведами в 1718 году, среди организаторов которых был и Татищев, он вернулся в Россию.

Яков Брюс в 1719 году доказал Петру Первому, что необходимо составить подробное географическое описание Российской территории. Эта обязанность была возложена на Татищева. Именно в этот период он активно стал интересоваться историей России. Закончить составление карт не получилось, уже в 1720 году он получил новое назначение.

Руководство освоением Урала

Российскому государству требовалось большое количество металла. Татищев с его опытом, знаниями и трудолюбием подходил на роль управляющего всеми Уральскими заводами, как никто другой. На месте им была развита бурная деятельность по разведке полезных ископаемых, построению новых заводов или переносу старых на более подходящее место. Также им были основаны первые школы на Урале и написана должностная инструкция о порядке вырубке леса. В то время не задумывались о сохранности деревьев и это лишний раз говорит о его дальновидности. Именно в это время им был заложен Екатеринбург и завод возле деревни Егошиха, который послужил началом для города Перми.

Перемены в крае были по нраву далеко не всем. Самым ярым ненавистником стал Акинфий Демидов, хозяин многих частных заводов. Он не желал следовать правилам, установленным для всех и видел в казённых заводах угрозу своему бизнесу. Даже налог государству в виде десятины он не выплачивал. При этом он был в хороших отношениях с Петром Первым, поэтому рассчитывал на поблажки. Его подчинённые всячески мешали работе государственных служащих. Споры с Демидовым занимали много времени и нервов. В конце концов, из-за наветов Демидовых из Москвы прибыл Вильгельм де Геннин , который разобрался в ситуации и честно доложил Петру Первому обо всём. Закончилось противостояние взысканием с Демидова 6000 рублей за ложные наветы.

Памятник Татищеву и де Геннину в Екатеринбурге (Татищев справа)

Смерть Петра

В 1723 году Татищев был послан в Швецию для сбора информации о горном деле. Помимо этого, ему был поручен наём мастеров для России и нахождение мест для обучения учеников. И без тайных указаний дело не обошлось, ему было велено собирать все сведения, которые могут касаться России. Смерть Петра Первого застала его за границей и всерьёз выбила из колеи. Он потерял покровителя, что отразилось на его дальнейшей карьере. Финансирование поездок ему серьёзно сократили, несмотря на отчёты, в которых указывалось, что именно он может приобрести для государства. При возвращении домой он указал на необходимость перемен в монетном деле, что определило его ближайшее будущее.

В 1727 году он получил членство в монетной конторе, руководившей всеми монетными дворами. Через три года, после смерти Петра II он стал её председателем. Но вскоре на него завели дело о взяточничестве и отстранили от работы. Это связывают с происками Бирона, который на тот момент был фаворитом императрицы Анны Иоанновны. Руки в этот период Татищев не опускал, продолжая работать над «Историей Российскою» и другие трудами, изучал науки.

Последние назначения

Следствие неожиданно закончилось в 1734 году, когда он был назначен на привычную ему роль начальника всех казённых горных заводов Урала. За три года, что он провёл на этом посту, был появились новые заводы, несколько городов и дорог. Но Бирон, задумавший аферу с приватизацией государственных заводов, посодействовал тому, чтобы в 1737 году Татищев был назначен руководителем Оренбургской экспедиции.

Её целью являлось налаживание связей с народами Средней Азии с целью присоединения их к России. Но и в таком трудном деле Василий Никитич показал себя только с лучшей стороны. Он навёл порядок среди своих подчинённых, наказав людей, злоупотреблявших своими полномочиями. Помимо этого, им было основано несколько школ, госпиталь и создана крупная библиотека. Но после увольнения им барона Шемберга и противостояния с Бироном по поводу горы Благодать , на него посыпалась куча обвинений. Это привело к отстранению Василия Никитича от всех дел и взятию его под домашний арест. По некоторым источникам он был заключён в Петропавловскую крепость.

Арест продолжался до 1740 года, когда после смерти императрицы Анны Ивановны Бирон растерял своё положение. Татищев вначале возглавил Калмыцкую комиссию, предназначенную помирить казахские народы. А потом и вовсе стал губернатором Астрахани. При всей сложности задач его крайне мало поддерживали финансами и войсками. Это привело к серьёзному ухудшению состояния здоровья. Несмотря на все усилия, закончилось назначение как обычно. То есть судом из-за большого количества обвинений и отлучением от должности в 1745 году.

Последние дни он провёл в своём поместье, полностью посвятив себя науке. Существует история о том, что Татищев заранее понял, что умирает. За два дня до своей гибели он приказал мастеровым выкопать могилу и попросил священника приехать для причастия. Потом к нему прискакал гонец с оправданием по всем делам и орденом Александра Невского, который он вернул, сказав, что ему он больше не нужен. И лишь после обряда причастия, попрощавшись с семьёй, он умер. Несмотря на свою красоту эта история, приписываемая внуку Василия Никитича, скорее всего выдумка.

Пересказать биографию Василия Татищева в одной статье невозможно. О его жизни написано множество книг, а сама его персона является неоднозначной и спорной. На него невозможно навесить ярлык, назвав просто чиновником или инженером. Если собрать всё, чем он занимался, список получится очень большим. Именно он стал первым настоящим русским историком и занимался этим не по назначению начальства, а по велению души.

Василий Никитич Татищев родился 19 (29 по нов. стилю) апреля 1686 года в поместье своего отца, Никиты Алексеевича Татищева, в Псковском уезде.

Окончил Московскую артиллерийско-инженерную школу под руководством президента Берг- и мануфактур-коллегии Брюса, где проявил склонность к математике, географии, горному делу.

С 18 лет, с 1704 по 1717 гг., принимал участие в Северной войне со шведами, участвовал во взятии Нарвы (1705 г.) и в Полтавской битве, выполнял различные военно-дипломатические поручения Петра I. Бывая за границей, Татищев закупал большое количество книг по всем областям знаний и привозил их в Россию.

9 марта 1720 г. Петр I дает капитану-поручику артиллерии В.Н. Татищеву указ за подписью членов Берг-коллегии, в котором ему было велено ехать в Сибирь для строительства новых заводов и поиска полезных ископаемых. Осмотрев берега Камы, Татищев нашел место около деревни Егошихи удобным для строительства медеплавильного завода. Хотя Татищев пробыл здесь всего несколько месяцев, его по праву можно назвать родоначальником Егошихинского завода и поселка – предшественника города Перми. Здесь он сделал некоторые распоряжения относительно построек, сам снял план местности и составил проект укреплений при Егошихинском заводе, ездил осматривать рудники. Большое значение Егошихинскому заводу придавало то, что здесь находилось Пермское горное начальство (Берг-амт), заведовавшее казенными Пермскими заводами и многими окрестными частными заводами.

В то время один из старейших заводов на Урале – Невьянский – находился в руках Демидова. Он переманивал к себе лучших мастеров и рабочих с казенных заводов, не платил никаких налогов, самовольно рубил лес. Это не могло понравиться Татищеву, который считал, что у казенных заводов должны быть преимущества перед частными. Должность управляющего Уральскими казенными заводами давала Татищеву право вмешиваться в дела частных заводов, чем он нередко пользовался. Это, в свою очередь вызвало недовольство Демидова, который подал на Татищева жалобу Петру I. Император поручил Вильгельму де Геннину произвести следствие. Несмотря на то, что де Геннин рассудил дело в пользу Татищева, в 1722 г. Василия Никитича отзывают в Москву, вместо него управляющим Уральскими казенными заводами был назначен генерал-майор от артиллерии Вильгельм де Геннин, одобривший почти все проекты Татищева по постройке новых заводов.

В 1724 г. В.Н. Татищев, произведенный в чин полковника от артиллерии, командируется в Швецию для изучения горного дела и приглашения ученых в задуманную Петром I Академию наук. При Екатерине I и в последующее царствование Татищев занимает скромное место члена монетной конторы и выдвигается на политическом поприще при воцарении Анны Иоанновны.

С 1734 по 1737 гг. жизнь Татищева вновь связана с Уралом, он назначается начальником Уральских горных заводов. За время, проведенное Татищевым на Урале в этой должности, им было построено 40 новых заводов (в том числе Висимский медеплавильный, Екатеринбургский, Верх-Исетский, Кушвинский, Мотовилихинский медеплавильный и др.) и намечены места для строительства еще 36 заводов, построенных позднее. Открытые Татищевым при заводах словесные и арифметические школы были основными поставщиками кадров для горнозаводской промышленности Западного Урала. В этих школах обучали горному и заводскому делу, механике, латинскому и немецкому языкам. Лучших учеников Татищев отправлял для обучения в Академию наук.

Огромной заслугой Татищева была проделанная им работа по поиску месторождений полезных ископаемых. В Екатеринбурге он создал единый центр управления горнозаводской промышленностью на территории Прикамья, Урала, Сибири до горного Алтая. В.Н. Татищев первым на Урале составил инструкцию по охране лесов и требовал ее неукоснительного исполнения. Он первым в начале XVIII века объяснил карстовые явления, указал на происхождение каменного угля из древесных пород, пояснил на примере Кунгурской ледяной пещеры деятельность подземных вод. К сожалению, его научные труды по горнозаводскому делу, метеорологии, геологии не сохранились. Татищев собрал большую коллекцию минералов, окаменелостей, растений, скелетов животных и рыб, положив начало созданию музеев при Академии наук.

Несмотря на желание Татищева жить в мире с частными владельцами заводов, в Петербург вновь пошли жалобы на него от главных заводчиков – Строгановых и Демидова. Строгановы жаловались, что Татищев заставляет прокладывать дорогу, в которой нет никакой надобности, потому что «летом ездят водою, а зимой – по льду». Демидов жаловался, что Татищев берет у него даром материал для казенных построек, берет на казенные заводы его мастеров и рабочих. Сам Татищев считал, что причиной его отставки с должности начальника Уральских горных заводов, было желание Бирона завладеть доходом, которые казна получала от Горных заводов. Бирон уничтожил Берг-коллегию и предоставил барону Шембергу полную власть над всеми горными делами. Вследствие этого положение Татищева стало еще более шатким, учитывая его натянутые отношения с Никитой Демидовым и Строгановыми.

В 1737 г. Татищев в чине тайного советника переведен в Оренбургскую экспедицию для устройства Башкирского края. В 1740 г. он по указу Бирона был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к лишению чинов. Его обвиняли в «нападках и взятках», неисполнительности и т.п. В этот тяжелый для него период Татищев пишет свое «Предсмертное увещание сыну». Но приговор не привели в исполнение, так как был арестован Бирон. Падение Бирона вновь выдвинуло Татищева – он назначается в Царицын, управлять Астраханской губернией.

С 1741 по 1745 гг. В.Н. Татищев был Астраханским губернатором. Вот как отзывались о нем современники, знавшие Василия Никитича в этот период его жизни: «Он говорил по-немецки, имел большую библиотеку отличнейших книг, и был в философии, математике, а особенно в истории весьма сведущ. Российскую историю он писал в очень большой книге, которая по его кончине досталась Ивану Черкасову, который передал ее Ломоносову. Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей. Он был очень худ и нездоров, но в делах был весьма основателен и решителен, умел каждому дать полезный совет и помощь, а особенно купечеству, которое он в том крае восстановил».

На протяжении всей своей жизни, в какой бы должности он ни работал, Татищев не переставал собирать материалы по русской истории. Он постоянно заботился о развитии школ, распространении научных знаний в России, очищении родного языка. Татищев не любил обилия иностранных слов, вошедших в русский язык; он никак не хотел называть новый горный город Екатеринбургом, и всегда подписывал на своих письмах и донесениях «из Екатерининска».

Граф Брюс, под руководством которого служил Татищев, занимался составлением русской географии; сначала Василий Никитич только помогал Брюсу в этом деле, а потом (в 1719 г.) Петр I поручил ему сочинить «обстоятельную географию с ландкартами». Начав разбираться в этом вопросе, Татищев понял, что «без полной и верной истории нельзя успеть в составлении полной и верной географии – и вот он начинает заниматься русской историей, собирает летописи, делает выписки из немецких и польских исторических книг, потому что сам знает эти два языка; из книг же, написанных на языках ему неизвестных, заставляет переводить все относящееся к России». Татищев говорил, что причиной, побудившей его написать столь объемный труд, было «… желание воздать должное благодарение вечной славы и памяти достойному государю, его императорскому величеству Петру Великому за его высокую ко мне показанную милость, яко же ко славе и чести моего любезного отечества».

Он создал «Историю Российскую» – обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников, подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 г. с подробными комментариями, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Кроме того, Татищев составил первый русский энциклопедический словарь, занимался составлением географических карт. Некоторые его сочинения – «Лексикон сарматских, эстляндских и финских слов», «Жизнеописания царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича», «Перевод Кирхеровой хронологии татар и калмыков» не сохранились.

В.Н. Татищев был, безусловно, весьма разносторонней и яркой личностью. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин – юрист, историк, профессор Петербургского университета, организатор высших Бестужевских курсов 1878-1882 гг. высоко оценивал В.Н. Татищева как историка: «Пушкин назвал Ломоносова первым русским университетом; название это в значительной степени может быть применено и к первоначальнику русской исторической науки – Татищеву».

Профессор Казанского университета Д.А. Корсаков характеризует Татищева следующим образом: «Практичность во всем, и в делах и в воззрениях, полное отсутствие идеализма, мечтательности и глубокое понимание сущности вещей, находчивость, умение всегда ко всему приноровиться, необыкновенно здравое и меткое суждение обо всем и тонкая здравая логика – вот отличительные черты интеллектуального и нравственного образа Татищева… Будучи одушевляем высокими стремлениями общественного служения и умственного подвига на благо ближнему Татищев на практике, в жизни заявил себя самодурством и лихоимством. Достоинства Татищева составляют отличительные черты русского человека вообще; недостатки являются характеристическими чертами времени, в которое жил и действовал Татищев».

Источники:
Предсмертное увещание В.Н. Татищева сыну. СПб., 1886. / ФПИ № 257
Литература:
В.Н. Берх. Жизнеописание тайного советника Василия Никитича Татищева. / Горный журнал. – СПб. – 1828. – № 1.
С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т. 19-20. М., 1963. / ФПИ № 12601
Татищев Василий Никитич, государственный деятель, историк. Ф. р-790. Оп. 1. Д. 3679.
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза, И.А. Ефрона, Спб, 1901 / ФПИ № 692

Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - крупный русский государственный и военный деятель, ученый, первый русский историк.

Он родился под Псковом в небогатой, но родовитой дворянской семье - далекие предки Татищева были "природными Рюриковичами". В 1693 году, в возрасте семи лет вместе со своим десятилетним братом Иваном он был взят стольником ко двору царицы Прасковьи Федоровны, жены царя Ивана V Алексеевича, соправителя Петра I. В 1704 году Василий Никитич начал военную службу в драгунском полку, неоднократно участвовал в различных сражениях Северной войны, в том числе в Нарвской баталии, Полтавском сражении, Прутском походе. В 1712 году Татищев получил чин капитана и вскоре был отправлен за границу, как писали тогда "для присмотрения тамошняго военного обхождения". По возвращении, в 1716 году, его перевели в артиллерию, где он занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. В 1720 - 1722 гг. Татищев руководил государственными металлургическими заводами на Урале, основал города Екатеринбург и Пермь. В 1724 - 1726 гг. Василий Никитич изучал экономику и финансовое дело в Швеции, одновременно исполняя деликатное дипломатическое поручение Петра I, связанное с династическими вопросами. Вернувшись в Россию, 1727 - 1733 гг. Татищев возглавлял Московскую Монетную контору. В эти же годы он принимал активное участие в политической жизни страны, участвовал в событиях 1730 года, когда состоялась неудачная попытка ограничить российское самодержавие (Татищев был автором одного из конституционных проектов). В 1734 - 1737 гг. Татищев вновь руководил уральскими горными заводами, и в этот период горная промышленность России переживает пору своего подъема. Но усевшийся у императорского трона временщик Карл Бирон добился удаления Татищева с Урала, потому что Василий Никитич всячески препятствовал разграблению казенных заводов. В 1737 - 1741 гг. Татищев находился во главе Оренбургской, а затем Калмыцкой экспедиций. В 1741 - 1745 гг. - губернатор Астрахани. Все эти годы Татищев постепенно рос в чинах, и с 1737 года он - тайный советник (по военной шкале - генерал-поручик). Но в 1745 году по надуманному обвинению во взяточничестве его отстранили от должности и сослали в имение Болдино Московской губернии (ныне - в Солнечногорском районе Московской области), где Татищев и прожил последние годы жизни.

В.Н. Татищев - выдающийся русский ученый и мыслитель, проявивший свои таланты во многих областях. Он - основатель русской исторической науки. В течение тридцати лет (с 1719 по 1750 гг.) он работал над созданием первого фундаментального научного многотомного труда "История Российская". Татищев открыл для науки важнейшие документы - "Русскую Правду", "Судебник 1550 года", "Книгу Большого Чертежа" и др., нашел редчайшие летописи, сведения которых сохранились только в его "Истории", т.к. его архив сгорел во время пожара. Татищев - один из первых русских географов, создавший географическое описание Сибири, первым давший естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Василий Никитич - автор первого в России энциклопедического словаря "Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской". Кроме того, Татищев написал работы по экономике, политике, праву, геральдике, палеонтологии, горному делу, педагогике и др. Все работы Татищева, в том числе и "История Российская", были изданы уже после смерти автора.

Главное философское сочинение В.Н. Татищева - "Разговор дву приятелей о пользе наук и училищах". Это своего рода энциклопедия, в которой собраны все знания автора о мире: философские, исторические, политические, экономические, богословские и т.д. По форме "Разговор…" представляет собой диалог, в котором Татищев, как автор, отвечает на вопросы своего приятеля (всего - 121 вопрос и столько же ответов). Написанный в середине 30-х гг. XVIII в., "Разговор…" был впервые опубликован более чем через 140 лет - в 1887 году.

Как философ, Татищев попытался использовать самые современные тогда достижения западноевропейской науки, преломив их в соответствии с отечественным историческим опытом (наибольшее влияние на Татищева оказали учения голландского мыслителя Г. Гроция, немецких философов и юристов С. Пуфендорфа и Х. Вольфа). Именно потому он и оказался человеком, стоявшим у истоков зарождения многих новых тенденций в русской философской и общественно-политической жизни.

Впервые в истории российской общественной мысли Татищев рассматривал все проблемы с позиций философского деизма. Так, у Татищева прослеживается довольно сложное, противоречивое понимание сущности Бога, что проявилось в его определение понятия "естество" (натура), которое дается в работе "Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской". В этом определении Татищев выделяет три момента: под "естеством" разумеется: а) "иногда Бог и начало всех вещей в мире", б) "тварь в ее бытии", в) "состояние природное вещей в их внутреннем качестве, силе и действе, в котором духи и тела заключаются. И в сих двух сие слово ничто значит, как природу, по Премудрости Божией определенную, но некоторые, не зная свойства сего, часто приключения естеством, натурою и природою имянуют".

Прежде всего, необходимо обратить внимание на внутреннюю противоречивость этого определения. С одной стороны, Бог есть "начало всех вещей в мире", а с другой - Бог тоже входит в понятие "естество", наряду с "тварью" (животными). С одной стороны, природа определена Божией Премудростью, а с другой вещи, тела и даже "духи" находятся в неком всем им общем природном состоянии.

В этой-то противоречивости понимания существа взаимоотношений Бога с миром и заключается нечто новое в российской общественной мысли. Бог Татищева растворяется в природе, соединяется с "естеством". Поэтому татищевское определение "естества" - это деистическая попытка найти определение некой субстанции, даже "материи", как некого единого состояния всего живого, всех вещей и даже душ человеческих. Иначе говоря, Татищев стремится подняться до взгляда на природу, на окружающий мир, как на "единое целое". Впрочем, в других своих сочинениях, например, в завещании ("Духовной"), Василий Никитич демонстрирует более традиционное понимание идеи Господа.

В области вопросов познания, Татищев также стоит на деистических позициях - он разделяет богословское и научное познание. В свойственной для деистов манере, Татищев отказывается обсуждать богословские проблемы, ибо - это не предмет светской науки. Зато русский мыслитель настойчиво доказывает возможность познаваемости окружающего мира, человека, "естества" вообще с помощью науки.

Подобные убеждения приводили Татищева к новому осмыслению и сущности человека. Следуя гуманистической и рационалистической традиции, он считает, что человек - важнейший объект познания, а познание человека ведет к познанию мироздания вообще. Татищев писал о равноправном положении души и тела, о том, что в человеке "всё движение" происходит "согласное от души и тела". Именно поэтому Василий Никитич столько внимания в своих работах уделяет доказательству необходимости чувственного познания - только через познание тела человек может познать свою душу. Об этом же свидетельствует и известная татищевская классификация наук, когда науки разделяются на "духовные" - "богословие", и "телесные" - "филозофия". При этом сам Татищев призывает изучать, прежде всего "телесные науки", ибо с помощью "телесных" наук человек может познать "естественный закон".

Традиционно для науки XVII - XVIII вв. Татищев облекал свое деистическое мировоззрение в форму "естественного закона" или, иначе, в форму теории "естественного права". Что же это за "естественный закон"? В.Н. Татищев считал, что мир развивается по определенным законам - по Божественному, который изначально заложен Господом, и по "естественному", который вырабатывается в мире (природе и обществе) сам по себе. При этом Татищев не отрицал Божественный закон в пользу "естественного", но пытался, опять же деистически, совместить эти два закона.

В "Разговоре дву приятелей о пользе наук и училищах" он писал: основание "естественного закона" - "люби самаго себя с разумом", и оно вполне согласуется с основанием закона "письменного" (Библии) - "любить Бога и любить ближнего своего", и оба эти закона суть "Божественные".

Самым важным в этом рассуждении является то, что на первое место выходит разумная любовь к себе или, иначе, принцип "разумного эгоизма", в этом и заключается суть "естественного закона". В этом случае целью существования человека становится достижение "истинного благополучия, то есть спокойствия души и совести". Любовь к ближнему, даже любовь к Богу - только для собственного благополучия. Татищев писал: "И тако можно уразуметь, что в основании божественных, как естественнаго, так и письменнаго законов разности нет, следственно все состояние их едино и любовь к Богу, яко же и к ближнему должны мы изъявлять для собственного нашего настоящего и будущаго благополучия".

По сути дела Татищев впервые в истории общественной мысли в России объявил принцип "разумного эгоизма" универсальным критерием всей совокупности человеческих отношений.

И в тоже время, Татищев, в характерной для теоретиков естественного права манере, утверждает, что чувства и воля отдельного человека обязательно должны сдерживаться разумом. И хотя человек обязан во всем исходить из пользы для себя, однако делать это следует разумно, то есть соотносить свои желания с желаниями других людей и общества в целом. Важнейшей обязанностью человека Василий Никитич считал служению своему Отечеству. Известную идею "общей пользы", которая главенствовала в теоретических трактатах западноевропейских ученых, он трансформировал в идею "пользы Отечества".

В татищевском понимании "естественного закона" есть и еще одна примечательная для отечественной историко-философской традиции особенность. Дело в том, что в толковании "естественного закона" он подчеркивает необходимость любви - любить нужно себя самого, Бога, ближнего своего. В западноевропейских учениях того времени человеческие отношения рассматривались, в первую очередь, с позиции "разума" и сам "естественный закон" осмысливался исключительно через призму прав и обязанностей человека. Для Татищева же идея любви и идея "естественного закона" неразделимы. Видимо, он не мог воспринимать теорию естественного права как просто юридическую, отвлеченную от нравственных категорий. Для него было важно придать этой теории человеческое, нравственное звучание, что было вообще характерно для русской общественной мысли.

Важнейшей проблемой, которую поставили теоретики естественного права, была проблема условий существования человека в обществе. Ведь именно теория естественного права стала основой будущих идей правового общества, в котором должен править Закон. Уже в 30-е годы XVIII столетия В.Н. Татищев пришел к выводу: "Воля по естеству человеку толико нуждна и полезна, что ни едино благополучие ей сравняться не может и ничто ея достоино, ибо кто воли лишаем, тот купно всех благополучий лишается или приобрести и сохранить не благонадежен". Мысль Татищева необычна для России XVIII столетия, на протяжение которого рабское состояние крестьян как раз усиливается. Но Татищев не простой пропагандист свободы, воли. Задача, поставленная им перед собой, гораздо сложнее - найти разумное сочетание различных интересов, найти рациональный порядок в хаосе взаимодействия различных устремлений и желаний, чтобы обеспечить достижение "пользы Отечества". Поэтому он пишет, что "без разума употребляемое своевольство вредительно есть". А значит "воле человека положена узда неволи для его же пользы, да чрез то протчия благополучия в уравнении возможным иметь и в лучшем благополучии пребывать возможет". Следовательно, Татищев впервые в истории отечественной философской мысли говорит о том, что для обеспечения нормального общежития необходимо заключение "общественного договора" между разными категориями населения.

Приводя разные примеры "узды неволи", Татищев называет и крепостное право, как договор между холопом и господином. Однако уже в конце жизни он выражал серьезные сомнения в экономической эффективности и целесообразности крепостничества. Более того, он считал, что введение крепостного права в начале XVII века принесло большой вред России (вызвало Смуту) и призывал серьезно продумать вопрос о "восстановлении" бывшей когда-то на Руси вольности крестьян. И недаром именно ему принадлежат слова: "...Рабство и неволя противу закона христианского".

При анализе различных форм государственного устройства, Татищев впервые в истории отечественной мысли использует историко-географический подход. Этот подход выражался в том, что он размышлял над целесообразностью каждой из форм государственной организации общества, основываясь на конкретно-исторических и географических условиях жизни народа той или иной страны. Следуя традиции, идущей еще от Аристотеля, он выделял три основные формы политического правления - демократию, аристократию и монархию, - и признавал возможность существования любой из них, включая смешанные формы, например, конституционную монархию. По мнению Татищева, форма государства определяется конкретно-историческими и географическими условиями жизни народа данной страны. В одной из своих записок он писал: "Из сих разных правительств каждая область избирает, разсмотря, положение места, пространство владения и состояние людей, а не каждое всюду годно или каждой власти полезно". То же рассуждение встречаем в "Истории Российской": "Нуждно взирать на состояния и обстоятельства каждого сообсчества, яко на положение земель, пространство области и состояние народа". Таким образом, географические условия, размер территории, уровень просвещения народа - вот главные факторы, определяющие форму государства в той или иной стране. Интересно, что в данном случае видны черты схожести политических взглядов В.Н. Татищева и французского мыслителя Ш. Монтескье. Причем татищевская концепция формировалась совершенно самостоятельно, ведь, во-первых, Татищев не читал главного труда Монтескье "О духе законов", а во-вторых, написал свои политические произведения намного раньше Монтескье.

Свои теоретические рассуждения Татищев применял и в конкретной политической практике. Так он считал, что Россия - это великое государство и географически, и политически. В подобных великих государствах, по убеждению Татищева, не может быть ни демократии, ни аристократии, в доказательство чего он приводит многочисленные примеры вреда того и другого для России - Смуту, "Семибоярщину" и др. Поэтому "всяк благоразсудный видеть может, колико самовластное правительство у нас всех полезнее, а протчие опасны". Из-за обширности территорий, сложности географии и, главное, непросвещенности народа, В.Н. Татищев и считал, что для России наиболее приемлемым государственным строем является монархия.

Но дело в том, что Василий Никитич мыслил монархию в России не абсолютной и бесконтрольно самовластной, а, во-первых, просвещенной, и, во-вторых, ограниченной законом. Об этом ярко свидетельствует его проект ограниченной (конституционной) монархии, который был написан им в 1730 году. Конечно, проект не мог быть воплощен в жизнь, но он точно показывает, в каком направлении развивалась просветительская мысль в России.

Рационализм и деизм стали основой просветительских убеждений В.Н. Татищева. Именно он впервые в истории русской философии сформулировал идею "просвещения умов" ("всемирного умопросвясчения"), как главного двигателя исторического прогресса. Эта идея выражена в широко известной периодизации истории, основанной на этапах развития "всемирного умопросвясчения". Татищев определил три основных этапа в истории человечества. Первый этап - это "обретение письма", благодаря чему появились книги, были записаны законы, которые "людей на благое наставлять, от зла удерживать стали". Второй этап - "пришествие и учение Христово". Христос показал людям путь к моральному и духовному очищению от "злонравия" и "злочестия". Третий этап характеризуется появлением книгопечатания, что привело к широкому распространению книг, возможности основания большого числа учебных заведений, что, в свою очередь, дало толчок новому развитию наук. Ну а развитие науки двигает и саму историю.

Итак, как философ, Василий Никитич Татищев открыл новую страницу в истории русской философии - он стал первым русским просветителем. Как было показано, у Татищева просветительское решение вопросов о Боге (Татищев сторонник деизма), о цели "естественного закона" ("люби себя самаго с разумом"). По-просветительски он подходил к анализу социальных проблем (в частности, проблемы крепостного права), политического устройства общества и т.д.

И недаром, век спустя А.С. Пушкин написал о нем: "Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей".


© Все права защищены

Похожие публикации