Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Феликс мендельсон интересные факты. О творчестве мендельсона Краткая биография мендельсона

немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог

Феликс Мендельсон

Краткая биография

Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Мендельсо́н Барто́льди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy; 3 февраля 1809, Гамбург - 4 ноября 1847, Лейпциг) - немецкий композитор, автор Марша Мендельсона, пианист, дирижёр, педагог еврейского происхождения. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке. Глава Лейпцигской школы в немецкой музыке, основатель Лейпцигской консерватории, внук философа Мозеса Мендельсона.

Ранний период

Феликс Мендельсон родился в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»). Несколько лет спустя после рождения Феликса семья Мендельсонов, еврейская по происхождению, приняла лютеранство и взяла вторую фамилию - Бартольди. В 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин.

Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог и композитор того времени Карл Цельтер. Именно Цельтер обратил внимание на хорошие музыкальные способности Мендельсона и стал давать ему уроки теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано у Людвига Бергера и на скрипке сперва у Карла Хеннинга, а затем у Эдуарда Рица (которому в 1822 году посвятил свой юношеский ре-минорный концерт). Уже в девять лет Мендельсон успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его вокальный дебют (Мендельсон обладал хорошим альтом). К этому же времени относятся его первые серьёзные композиторские опыты: соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений. В 1821 году Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте , который благосклонно отнёсся к таланту 12-летнего музыканта. Вскоре состоялось знакомство Мендельсона с Вебером, который приехал в Берлин на постановку своей оперы «Вольный стрелок».

В эти годы Мендельсон уже ведёт активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижёр. Из известных работ этого периода - Первая симфония c-moll, Концерт для фортепиано с оркестром a-moll, фортепианные квинтет и секстет, в 1824 году была поставлена его опера «Два племянника». Знакомство Мендельсона со знаменитым пианистом Игнацем Мошелесом, относящееся к этому же времени, переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество.

Начало творческой карьеры (1825-1829)

В 1825 году Авраам Мендельсон совершает поездку в Париж и берёт с собой сына. Париж того времени был одним из музыкальных центров Европы, где работали крупнейшие композиторы того времени - Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер. Мендельсон встречается с ректором Парижской Консерватории Луиджи Керубини, который даёт его дарованию высочайшую оценку. Французская композиторская школа не произвела на Мендельсона большого впечатления, о чём свидетельствует его переписка того времени, что не помешало ему, тем не менее, завести многочисленные знакомства в музыкальных кругах Франции.

В мае 1825 года Мендельсоны возвращаются в Берлин, где Феликс во второй раз в жизни встречается с Гёте. В доме писателя был впервые исполнен посвящённый ему Фортепианный квартет Мендельсона. В августе того же года композитор заканчивает свою двухактную оперу «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов «Дон Кихота» Сервантеса .

Семья Мендельсонов поселяется в просторном старинном доме на Leipziger Straße 3, в котором был большой музыкальный зал. Традицией стали субботние концерты Мендельсона, на которые приходило до нескольких сотен зрителей.

В 1826 году Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведений - увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах.

1827 год отмечен первой постановкой «Свадьбы Камачо». На первом представлении оркестром руководил Гаспаре Спонтини. Публика хорошо приняла оперу, однако из-за многочисленных интриг, возникших вокруг неё, второе представление сорвалось. В дальнейшем Мендельсон разочаровался в этом своём сочинении и больше не написал ни одной оперы, сосредоточившись на инструментальной музыке и ораториях.

В том же году Мендельсон поступает в Берлинский университет, где слушает лекции Фридриха Гегеля.

Мендельсон активно интересовался музыкой Баха, в то время почти совершенно забытого композитора. Ещё в 1823 году его бабушка подарила ему копию манускрипта «Страстей по Матфею». Хоровые сочинения Баха давал Мендельсону для работы Цельтер, считая их, однако, не более чем учебным материалом. Когда в 1829 году совместно с певцом и режиссёром Эдуардом Девриентом Мендельсон задумал продирижировать Страсти по Матфею, Цельтер активно выступал против. Однако исполнение состоялось (это было первое исполнение «Страстей» после смерти Баха), правда, в сокращённом виде (Мендельсон был вынужден убрать некоторые арии, речитативы и хоралы, иначе исполнение могло затянуться на очень долгое время) и с некоторыми изменениями в составе оркестра (партия клавесина исполнялась на хаммерклавире, причём самим Мендельсоном, партии гобоев д’амур - кларнетными, а гобоев да качча («охотничьих гобоев») - скрипичными). Девриент исполнял партию Иисуса. Исполнение имело большой успех, и Мендельсон исполнил «Страсти» в ближайших концертах ещё дважды.

Зарубежные гастроли (1829-1832)

Спустя некоторое время после исполнения «Страстей» Мендельсон по приглашению Мошелеса прибывает с гастролями в Лондон. Здесь он в концертах Филармонического общества дирижирует своими оркестровыми сочинениями - Симфонией c-moll, увертюрой «Сон в летнюю ночь», выступает как пианист с сочинениями Вебера и Бетховена. В одном из концертов Мендельсон совместно с Мошелесом исполнил свой Концерт для двух фортепиано с оркестром, в наше время совершенно забытый. Концерты Мендельсона пользовались огромным успехом, в 1829 он предпринимает турне по Шотландии, и возвращается в Берлин уже европейской знаменитостью. Под впечатлением от визита в Шотландию композитор создаёт симфонию, впоследствии получившую название «Шотландская» (завершена и исполнена была лишь в 1842), и увертюру «Гебриды».

Посещение Англии стало лишь первой частью грандиозного концертного тура, который спонсировался отцом Мендельсона. В 1830 году композитору было предложено звание профессора в Берлине, однако Мендельсон от него отказался и предпринял новые гастроли, на этот раз в Италию, по пути остановившись в Веймаре и посетив Гёте, который в то время жил там.

По возвращении из Италии Мендельсон дал целую серию концертов в Мюнхене (там он сочинил и впервые исполнил фортепианный Концерт g-moll), Штутгарте, Франкфурте, и в декабре 1831 года прибыл в Париж. Проведя там четыре месяца, Мендельсон познакомился с Листом и Шопеном. Парижская публика, однако, неожиданно встретила новые сочинения Мендельсона весьма прохладно (в частности, это относилось к Реформационной симфонии). В марте 1832 года Мендельсон заразился холерой, из-за чего пришлось отменить остававшиеся концерты. Правда, достаточно быстро композитору удалось излечиться от болезни.

Уже в апреле того же года Мендельсон дал серию концертов в Лондоне, где выступал не только как дирижёр, но и как органист, а также выпускает в печать первую книгу своих знаменитых «Песен без слов».

Летом Мендельсон возвращается в Берлин.

Дюссельдорф (1832-1835)

В мае 1832 года умирает Карл Цельтер, первый учитель Мендельсона и директор Певческой Академии в Берлине. По настоянию своего отца Мендельсон выдвигает свою кандидатуру на этот пост, однако члены Академии проголосовали за вице-директора Карла Рунгенхагена, причём, как утверждал Эдвард Девринт, не последнюю роль в этом решении сыграли антисемитские взгляды некоторых членов Академии. Спустя некоторое время композитор принимает решение покинуть Берлин.

В 1833 году Мендельсон в третий раз посещает Лондон, где исполнил свою Симфонию A-dur (позднее получившую название «Итальянской»). После этого Мендельсона приглашают продирижировать на Рейнском музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Концерт имеет огромный успех, и композитору предлагают место генеральмузикдиректора. Мендельсон соглашается и в течение двух лет регулярно дирижирует оперными постановками и симфоническими концертами. Они пользуются большим успехом, однако отношения Мендельсона с руководящими кругами театральной жизни города складывались не всегда удачно, поэтому, когда в 1835 году после блестящего выступления на Кёльнском музыкальном фестивале ему предложили пост капельмейстера симфонических концертов лейпцигского Гевандхауса, композитор сразу принял это предложение.

Лейпциг (1835-1841)

4 октября 1835 года в Лейпциге состоялся первый концерт под управлением Мендельсона. На нём была исполнена увертюра «Морская тишь и счастливое плавание». Скоро концерты Гевандхауса становятся одними из важнейших событий музыкальной жизни Европы, а Мендельсон - одной из основных её фигур. В 1836 году Лейпцигский университет присваивает композитору степень доктора философии honoris causa.

Ещё в Дюссельдорфе Мендельсон задумал написать трилогию ораторий на библейские темы «Илия - Павел - Христос », однако постоянная концертная деятельность не давала ему возможности взяться за эту работу. В Лейпциге композитору удалось начать воплощать свой замысел: оратория «Павел» была окончена весной 1836 года и вскоре исполнена под управлением автора на Рейнском музыкальном фестивале.

В марте 1837 года Мендельсон женится на Сесилии Жан-Рено, с которой он познакомился во Франкфурте. У Мендельсона было пять детей.

Мендельсон снова посещает с гастролями Лондон, где дирижирует ораторией «Павел», выступает с органными концертами и даёт мастер-классы. Начинается работа над ораторией «Илия».

Авторитет композитора все растёт, к нему обращаются музыканты за советом и помощью, его мнение о новых сочинениях считается непререкаемым. В апреле 1840 года он обращается с ходатайством об организации в Лейпциге консерватории. Он отказывается от руководящего поста, но становится главой первой немецкой консерватории, открытой 3 года спустя. Мендельсон ведет классы сольного пения, композиции и инструментовки. Продолжаются и концертные турне. Особую радость приносит Мендельсону Англия. В Бирмингеме он дирижирует ораторией «Павел» и «Хвалебной песнью», в Лондоне исполняет только что законченную Шотландскую симфонию.

Берлин

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором.

Однако реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встречала яростное сопротивление, и он решил вернуться к концертной деятельности. В 1842 году он с женой в очередной раз посещает Англию, где его концерты по-прежнему пользуются большим успехом. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок: «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».

Последние годы в Лейпциге

В 1843 году при активном участии Мендельсона в Лейпциге была открыта Консерватория - первое высшее музыкальное учебное заведение Германии. В качестве преподавателей были приглашены Шуман, Давид, Мошелес и другие крупные музыканты того времени. Год спустя он вновь даёт концерты в Англии, а по возвращении подаёт королю прошение об отставке с поста берлинского капельмейстера.

В сентябре 1845 года Мендельсон возвращается в Лейпциг, где занимает прежний пост дирижёра концертов Гевандхауза, преподаёт в Консерватории и пишет ораторию «Илия». Сочинение было окончено в 1846 году и впервые исполнено в Бирмингеме. По возвращении в Лейпциг он принимается за создание третьей части трилогии - «Христос», однако здоровье композитора пошатывается, и работу над ораторией он приостанавливает. В 1847 году Мендельсон в последний раз едет в Англию, где дирижирует ораторией «Илия» в Манчестере и Бирмингеме.

14 мая 1847 года в возрасте 42 лет умирает старшая сестра Мендельсона Фанни. Потрясённый этим известием, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию. 28 октября того же года в Лейпциге с ним случается инсульт, а 3 ноября - второй. На следующий день Мендельсон умер.

В доме на Гольдшмидтштрассе 12, где умер композитор, сегодня находится Музей Мендельсона.

Мендельсон глазами современников и потомков

Репутация Мендельсона в кругу музыкантов-современников была весьма высока. Роберт Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого столетия», молодой Гектор Берлиоз писал, что пианистическое искусство Мендельсона столь же велико, сколь его композиторский гений, а о последней оратории Мендельсона «Илия» отозвался как о «возвышенно величавой и неописуемо роскошной в гармонии».

Вскоре после смерти Мендельсона, однако, его творчество подверглось жёсткой и неоднозначной оценке в статье Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке»: признавая за Мендельсоном «богатейший специфический талант», Вагнер обвиняет его в подражании Иоганну Себастьяну Баху и с осуждением заявляет, что «творческие усилия Мендельсона, направленные к тому, чтобы неясные, ничтожные идеи нашли не только интересное, но умопоражающее выражение, немало содействовали распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле», ставя эти свойства музыки Мендельсона в прямую зависимость от его национальной принадлежности. Впрочем, отмечается, что действительное отношение Вагнера к Мендельсону не было таким однозначным. На защиту Мендельсона от Вагнера выступил, в частности, всегда высоко ценивший Мендельсона Пётр Ильич Чайковский, иронически писавший: «Не стыдно ли было высокодаровитому еврею с таким коварным ехидством услаждать человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх!»

Велики заслуги Мендельсона и в качестве дирижёра: под его управлением впервые после долгого перерыва были исполнены сочинения Баха и Генделя, а также до-мажорная симфония Шуберта.

Основные сочинения Мендельсона

Оперы и зингшпили

  • «Два племянника, или Дядюшка из Бостона»
  • «Свадьба Камачо»
  • «Любовь солдата»
  • «Два педагога»
  • «Бродячие комедианты»
  • «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)

Оратории

  • «Павел», op. 36 (1835)
  • «Илия», op. 70 (1846)
  • «Христос», op. 97 (не окончена)
  • Te Deum

Кантаты

  • «Christe, Du Lamm Gottes» (1827)
  • «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)
  • «Vom Himmel hoch» (1831)
  • «Wir glauben all» (1831)
  • «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)
  • «Вальпургиева ночь», op. 60
  • «Праздничные песнопения», op. 68 (1840)
  • «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)

Оркестровые сочинения

  • 13 симфоний для струнного оркестра (1821-1823)
  • Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)
  • Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)
  • Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)
  • Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)
  • Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832)
  • Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)
  • Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)
  • Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)
  • Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)
  • Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)
  • Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)
  • Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)
  • Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843, в том числе «Свадебный марш»)
  • Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843-1845)
  • Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)
  • Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)

Концерты

  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)
  • Концерт для скрипки с оркестром, e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)
  • Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
  • Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823-1824)
  • Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром d-moll (1823)

Камерные сочинения

  • Семь струнных квартетов;
  • Струнный октет;
  • Две сонаты для скрипки и фортепиано;
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано;
  • Два фортепианных трио;
  • Три фортепианных квартета;
  • Соната для альта и фортепиано

Сочинения для фортепиано

  • Прелюдии и фуги ор. 35
  • Вариации: «Серьезные вариации» ор. 54
  • Три сонаты
  • Этюды
  • Каприччио
  • «Песни без слов», восемь тетрадей
  • Рондо-Каприччиозо

Сочинения для органа

  • Прелюдия d-moll (1820)
  • Анданте D-dur (1823)
  • Пассакалья c-moll (1823)
  • Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
  • Три фуги (1839)
  • Прелюдия c-moll (1841)
  • Шесть сонат op. 65 (1844/45)
  • Анданте с вариациями D-dur (1844)
  • Аллегро B-dur (1844)

Вокальные и хоровые сочинения

«Петь на просторе». Шесть песен. Op. 41

  • № 1. «В лесу» (сл. А. Платена)
  • № 2. «Беги со мной» (сл.

1. В 1877 году император Александр Второй провожал войска на Русско-турецкую войну. Посмотрев на солдат лейб-гвардии Казачьего полка, он воскликнул: «На войну идут, как на свадьбу!». После этого он официально назначил маршем этого полка свадебный марш Мендельсона.

2. Свой знаменитый свадебный марш, включенный в увертюру к комедии «Сон в летнюю ночь», Мендельсон написал в 17 лет. Однако "пригодилось" ему это произведение значительно позже.

3. «Свадебный марш» стал популярен уже после смерти Мендельсона. В 1858 году он прозвучал во время бракосочетания будущего прусского короля Фридриха III и английской принцессы Виктории Адельгейды (старшей дочери королевы Виктории).

4. Композитор Рихард Вагнер, считавшийся врагом Мендельсона, назвал его марш «сладеньким дребезжанием без всякой глубины».

5. Орган, на котором Мендельсон исполнял свой марш, расположен в церкви Святой Анны в Тоттенхэме (район Лондона).

6. В честь этого музыкального произведения написаны даже книги! Так, английская писательница Мортимер Кэрол создала роман, который так и назвала – «Марш Мендельсона».

Мендельсон является одним из самых талантливых и плодовитых композиторов классической музыки, даже те, кто не может назвать ни одного его произведения, знают "Свадебный марш" из музыки к комедии "Сон в летнюю ночь". Если мы чуть задумаемся, то поймем, что Мендельсон является самым популярным статистически композитором. Ведь этот «марш» сопровождает свадьбы везде - от Америки до Японии, от Исландии до Австралии. А поскольку на земле еженедельно происходит сотни тысяч свадеб, то и «Свадебный Марш» исполняется в миллионах вариантов - и по количеству исполнений ничего не может с ним сравниться.

Поскольку брак является одной из важнейших основ буржуазного общества, то можно смело утверждать, что Мендельсон - самый буржуазный на свете композитор.


Во многом он был аномалией среди своих современников, контрастируя внутренним спокойствием и цельностью характера с устоявшимся образом композитора романтической эпохи - буйным, ломающим устои, неуравновешенным человеком. Это относится и к его семейной жизни. Женившись на Сесилии Жанрено, он наслаждался идиллией брака, что было вполне отлично от романтических запутанных отношений, имевших место в жизни таких композиторов, как Берлиоз, Шопен и Лист.



Якоб Людвиг Феликс Мендельсон появился на свет в Гамбурге, в семье банкира Авраама Мендельсона 3 февраля 1809 года. Это была семья с давними культурными традициями. Дед будущего композитора — известный философ; отец — глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств — дал своему сыну прекрасное образование. Музыкальные способности у него проявились с детства и были замечены матерью. Она и стала учить Феликса и его младшую сестру музыке, а затем их образованием занялся знаменитый музыкант Людвиг Бергер. Феликс учился играть на пианино и альте. В десять лет он одержал свою первую победу на конкурсе, а в одиннадцать лет поступил в Берлинскую Певческую академию. О нем стали говорить как о чуде. В пятнадцать он уже писал крупные музыкальные произведения: концерты, окстеты, екстеты.

В 12 лет.
Мендельсон был истинный "человек Возрождения". Талантливый художник, с раннего возраста выражавший свои идеи в значительных рисунках и картинах




он был изысканным знатоком литературы и философии, апофеозом жизни которого была музыка.


Его сестра Фанни вообще загадочная и даже мистическая фигура в семье Мендельсонов. Про нее долгое время было мало что известно, но все знали, что Феликс ее обожал, старался с ней не расставаться. Когда она вышла замуж за художника Хензеля, Феликс впал в дикую депрессию, и только поездка в Лондон вернула его к нормальной жизни. Еще про нее было известно, что она была неплохой пианисткой, и что-то любительски сочиняла…


Летом 1826 года, когда ему было всего лишь 17, он написал увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», в состав которой и вошёл знаменитый Свадебный марш, благодаря которому имя Мендельсона известно практически каждому.
11 мая 1829 года Феликс Мендельсон дирижировал первым исполнением произведения Иоганна Баха «Страсти по Матфею». Это исполнение дало импульс к возрождению музыки Баха в 19 веке и прославило Мендельсона на весь мир. Собственно говоря, именно с этого момента Бах стал известен образованному человечеству, и со временем его творчество было признано одной из главных музыкальных вершин всех времен. Не было бы Мендельсона - вполне возможно, Бах так никогда и не был бы открыт.
Мендельсон шутил по этому поводу, что, мол, странно, христиане 69 лет ждали (Бах умер в 1750 году) чтобы пришел еврей, и возродил для них великую христианскую музыку.


Основу фортепианного творчества Мендельсона составили «Песни без слов» (48 пьес, 1830-45) — замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В 1830 году он совершил путешествие по всей Европе, провел зиму в Риме, продолжая писать. В 1835 году его пригласили в Лейпциг на место музыкального директора.

В сентябре того же года он женился. Любопытна история женитьбы Феликса Мендельсона В 1835 году (ему было 26) умер отец, и Феликс понял, что пора жениться. Среди своих знакомых он отыскал дочку пастора, красивую и набожную Сесиль, которой было 17. Они полюбили друг друга, но Феликс решил проверить свои чувства, (а по другой версии он не мог жениться без одобрения сестры) и на два месяца уехал в Голландию. И только проверив, что он действительно не может без Сесиль, он вернулся и женился. Брак был счастливым. И сестра Фанни смирилась и одобрила этот брак, что было для Феликса крайне важно..
Феликс сделал после этого много прекрасных дел - основал Лейпцигскую консерваторию в 1843 году,

Поставил памятник Баху в Лейпциге, написал много прекрасной музыки.

В браке родилось пятеро детей. Также Мендельсон занимался организацией музыкальных фестивалей во многих городах Германии. Все это время он продолжает писать музыку: «Шотландская симфония», концерт для скрипки и другие произведения.
Ясная индивидуальность Мендельсона проявляется сразу в исключительной эстетической утонченности, неповторимом мелодическом смысле, красочном, мастерском использовании инструментальных возможностей. Музыка Мендельсона абсолютно переполнена энергией, кипением, драмой и новизной, о чем свидетельствует наиболее известные его работы: увертюры "Сон в летнюю ночь" (1826-1842)


И "Гебриды" (1830), "Песни без слов" (1830-1845),
(вот одна из них - весенняя)


Или под № 32


"Шотландская" (1842) и "Итальянская" (1833) симфонии. Большинство его шедевров имеют светлый, солнечный, лёгкий характер, тем сильнее проявляется глубина, сложность и духовная основа его личности в литургических произведениях - великих ораториях "Павел" (1835) и "Илия" (1846).
Летом 1847 года Феликс узнал о смерти своей сестры Фанни, которая была для него вторым «я». Это известие сломало его. Он не надолго пережил её. Последнее большое произведение композитора — «Реквием для Фанни» — отмечено глубокими душевными переживаниями.

Мендельсон единственный музыкальный вундеркинд девятнадцатого века, чьё дарование могло конкурировать с гением Моцарта. «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их» - сказал о нём Шуман..
Долгое время он был самым неизвестным из великих композиторов, сотни не исполненных произведений, тысячи не прочитанных писем, сотни не выставленных художественных работ - и только последние три десятилетия по-новому открыли миру Феликса Мендельсона. Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, потери близких людей (внезапная смерть сестры Фанни) приблизили кончину. Мендельсон умер в возрасте 38 лет в результате инсульта. Всего 38 и инсульт…

Сессиль пережила мужа всего на шесть лет. Прогрессирующая чахотка рано унесла ее в могилу.


А «Свадебный марш» новое предназначение получил спустя 11 лет на церемонии бракосочетания кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгейд, старшей дочери королевы Виктории. Невесте было всего 14 лет, и она обожала музыку, поэтому решила самостоятельно подобрать музыкальные композиции для торжественного случая. В результате ей пришёлся по душе «Свадебный хор» из оперы Вагнера «Лоэнгрин» - под эту мелодию невесту вели к алтарю, и свадебный марш из симфонической поэмы Мендельсона «Сон в летнюю ночь» - он сопровождал супругов, выходивших из церкви. «Хор» канул в Лету, а торжественная музыка марша запомнилась и стала традиционной для брачных церемоний. К слову, первый брак, заключённый под звуки «Марша Мендельсона», оказался очень счастливым: у Фридриха и Виктории родились 4 сына и 4 дочери.




Ф. Мендельсон, Концерт для скрипки



пьеса самой Фанни

Введение

Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Мендельсо́н Барто́льди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy ; 3 февраля 1809, Гамбург - 4 ноября 1847, Лейпциг) - немецкий композитор и дирижёр, один из крупнейших представителей романтического направления в музыке, автор, в частности, знаменитого свадебного марша.

1. Биография

1.1. Ранний период

Феликс Мендельсон родился в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»). Несколько лет после рождения Феликса семья Мендельсонов, еврейская по происхождению, приняла лютеранство и взяла вторую фамилию - Бартольди. В 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин.

Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог и композитор того времени Карл Цельтер. Именно Цельтер обратил внимание на хорошие музыкальные способности Мендельсона и стал давать ему уроки теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано у Людвига Бергера и на скрипке сперва у Карла Хеннинга, а затем у Эдуарда Рица (которому в 1822 году посвятил свой юношеский ре-минорный концерт). Уже в девять лет Мендельсон успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его вокальный дебют (Мендельсон обладал хорошим альтом). К этому же времени относятся его первые серьёзные композиторские опыты: соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений. В 1821 году Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте, который благосклонно отнёсся к таланту 12-летнего музыканта. Вскоре состоялось знакомство Мендельсона с Вебером, который приехал в Берлин на постановку своей оперы «Вольный стрелок».

В эти годы Мендельсон уже ведёт активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижёр. Из известных работ этого периода - Первая симфония c-moll, Концерт для фортепиано с оркестром a-moll, фортепианные квинтет и секстет, в 1824 году была поставлена его опера «Два племянника». Знакомство Мендельсона со знаменитым пианистом Игнацем Мошелесом, относящееся к этому же времени, переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество.

Начало творческой карьеры (1825-1829)

В 1825 году Авраам Мендельсон совершает поездку в Париж и берёт с собой сына. Париж того времени был одним из музыкальных центров Европы, где работали крупнейшие композиторы того времени - Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер. Мендельсон встречается с ректором Парижской Консерватории Луиджи Керубини, который даёт его дарованию высочайшую оценку. Французская композиторская школа не произвела на Мендельсона большого впечатления, о чём свидетельствует его переписка того времени, что не помешало ему, тем не менее, завести многочисленные знакомства в музыкальных кругах Франции.

В мае 1825 года Мендельсоны возвращаются в Берлин, где Феликс во второй раз в жизни встречается с Гёте. В доме писателя был впервые исполнен посвящённый ему Фортепианный квартет Мендельсона. В августе того же года композитор заканчивает свою двухактную оперу «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов «Дон Кихота» Сервантеса.

Семья Мендельсонов поселяется в просторном старинном доме на Leipziger Straße 3, в котором был большой музыкальный зал. Традицией стали субботние концерты Мендельсона, на которые приходило до нескольких сотен зрителей.

В 1826 году Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведений - увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах.

1827 год отмечен первой постановкой «Свадьбы Камачо». На первом представлении оркестром руководил Гаспаре Спонтини. Публика хорошо приняла оперу, однако из-за многочисленных интриг, возникших вокруг неё, второе представление сорвалось. В дальнейшем Мендельсон разочаровался в этом своём сочинении, и больше не написал ни одной оперы, сосредоточившись на инструментальной музыке.

В том же году Мендельсон поступает в Берлинский университет, где слушает лекции Фридриха Гегеля.

Мендельсон активно интересовался музыкой Баха, в то время почти совершенно забытого композитора. Ещё в 1823 году его бабушка подарила ему копию манускрипта «Страстей по Матфею». Хоровые сочинения Баха давал Мендельсону для работы Цельтер, считая их, однако, не более чем учебным материалом. Когда в 1829 году совместно с режиссёром Эдуардом Девринтом Мендельсон задумал продирижировать Страсти по Матфею, Цельтер активно выступал против. Однако исполнение состоялось (это было первое исполнение «Страстей» после смерти Баха), правда, в сокращённом виде (Мендельсон был вынужден убрать некоторые арии, речитативы и хоралы, иначе исполнение могло затянуться на очень долгое время) и с некоторыми изменениями в составе оркестра (партия клавесина исполнялась на хаммерклавире, причём самим Мендельсоном , партии гобоев д’амур - кларнетными, а гобоев да качча («охотничьих гобоев») - скрипичными). Девринт исполнял партию Иисуса. Исполнение имело большой успех, и Мендельсон исполнил «Страсти» в ближайших концертах ещё дважды.

Зарубежные гастроли (1829-1832)

Спустя некоторое время после исполнения Страстей Мендельсон по приглашению Мошелеса прибывает с гастролями в Лондон. Здесь он в концертах Филармонического общества дирижирует своими оркестровыми сочинениями - Симфонией c-moll, увертюрой «Сон в летнюю ночь», выступает как пианист с сочинениями Вебера и Бетховена. В одном из концертов Мендельсон совместно с Мошелесом исполнил свой Концерт для двух фортепиано с оркестром, в наше время совершенно забытый. Концерты Мендельсона пользовались огромным успехом, в 1829 он предпринимает турне по Шотландии, и возвращается в Берлин уже европейской знаменитостью. Под впечатлением от визита в Шотландию композитор создаёт симфонию, впоследствии получившую название «Шотландская» (завершена и исполнена была лишь в 1842), и увертюру «Гебриды».

Посещение Англии стало лишь первой частью грандиозного концертного тура, который спонсировался отцом Мендельсона. В 1830 году композитору было предложено звание профессора в Берлине, однако Мендельсон от него отказался и предпринял новые гастроли, на этот раз в Италию, по пути остановившись в Веймаре и посетив Гёте, который в то время жил там.

По возвращении из Италии Мендельсон дал целую серию концертов в Мюнхене (там он сочинил и впервые исполнил фортепианный Концерт g-moll), Штутгарте, Франкфурте, и в декабре 1831 года прибыл в Париж. Проведя там четыре месяца, Мендельсон познакомился с Листом и Шопеном. Парижская публика, однако, неожиданно встретила новые сочинения Мендельсона весьма прохладно (в частности, это относилось к Реформационной симфонии). В марте 1832 года Мендельсон заразился холерой, из-за чего пришлось отменить остававшиеся концерты. Правда, достаточно быстро композитору удалось излечиться от болезни.

Уже в апреле того же года Мендельсон дал серию концертов в Лондоне, где выступал не только как дирижёр, но и как органист, а также выпускает в печать первую книгу своих знаменитых «Песен без слов».

Летом Мендельсон возвращается в Берлин.

Дюссельдорф (1832-1835)

В мае 1832 года умирает Карл Цельтер, первый учитель Мендельсона и директор Певческой Академии в Берлине. По настоянию своего отца Мендельсон выдвигает свою кандидатуру на этот пост, однако члены Академии проголосовали за вице-директора Карла Рунгенхагена, причём, как утверждал Эдвард Девринт, не последнюю роль в этом решении сыграли антисемитские взгляды некоторых членов Академии. Спустя некоторое время композитор принимает решение покинуть Берлин.

В 1833 году Мендельсон в третий раз посещает Лондон, где исполнил свою Симфонию A-dur (позднее получившую название «Итальянской»). После этого Мендельсона приглашают продирижировать на Рейнском музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Концерт имеет огромный успех, и композитору предлагают место генеральмузикдиректора. Мендельсон соглашается и в течение двух лет регулярно дирижирует оперными постановками и симфоническими концертами. Они пользуются большим успехом, однако отношения Мендельсона с руководящими кругами театральной жизни города складывались не всегда удачно, поэтому, когда в 1835 году после блестящего выступления на Кёльнском музыкальном фестивале ему предложили пост капельмейстера симфонических концертов лейпцигского Гевандхауза, композитор сразу принял это предложение.

Лейпциг (1835-1841)

4 октября 1835 года в Лейпциге состоялся первый концерт под управлением Мендельсона. На нём была исполнена увертюра «Морская тишь и счастливое плавание». Скоро концерты Гевандхауза становятся одними из важнейших событий музыкальной жизни Европы, а Мендельсон - одной из основных её фигур. В 1836 году Лейпцигский университет присваивает композитору степень доктора философии honoris causa.

Ещё в Дюссельдорфе Мендельсон задумал написать трилогию ораторий на библейские темы «Илия - Павел - Христос», однако постоянная концертная деятельность не давала ему возможности взяться за эту работу. В Лейпциге композитору удалось начать воплощать свой замысел: оратория «Павел» была окончена весной 1836 года и вскоре исполнена под управлением автора на Рейнском музыкальном фестивале.

В марте 1837 года Мендельсон женится на Сесилии Жанрено, с которой он познакомился во Франкфурте. У Мендельсона было пять детей.

Мендельсон снова посещает с гастролями Лондон, где дирижирует ораторией «Павел», выступает с органными концертами и даёт мастер-классы. Начинается работа над ораторией «Илия».

Авторитет композитора все растёт, к нему обращаются музыканты за советом и помощью, его мнение о новых сочинениях считается непререкаемым. В апреле 1840 года он обращается с ходатайством об организации в Лейпциге консерватории. Он отказывается от руководящего поста, но становится главой первой немецкой консерватории, открытой 3 года спустя. Мендельсон ведет классы сольного пения, композиции и инструментовки. Продолжаются и концертные турне. Особую радость приносит Мендельсону Англия. В Бирмингеме он дирижирует ораторией «Павел» и «Хвалебной песнью», в Лондоне исполняет только что законченную Шотландскую симфонию.

1.6. Берлин

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором.

Однако реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встречала яростное сопротивление, и он решил вернуться к концертной деятельности. В 1842 году он с женой в очередной раз посещает Англию, где его концерты по-прежнему пользуются большим успехом. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок: «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».

1.7. Последние годы в Лейпциге

В 1843 году при активном участии Мендельсона в Лейпциге была открыта Консерватория. Это было первое высшее музыкальное учебное заведение в Германии. В качестве преподавателей были приглашены Шуман, Давид, Мошелес и другие крупные музыканты того времени. Год спустя он вновь даёт концерты в Англии, а по возвращении подаёт королю прошение об отставке с поста берлинского капельмейстера.

В сентябре 1845 года Мендельсон возвращается в Лейпциг, где занимает прежний пост дирижёра концертов Гевандхауза, преподаёт в Консерватории и пишет ораторию «Илия». Сочинение было окончено в 1846 году и впервые исполнено в Бирмингеме. По возвращении в Лейпциг он принимается за создание третьей части трилогии - «Христос», однако здоровье композитора пошатывается, и работу над ораторией он приостанавливает. В 1847 году Мендельсон в последний раз едет в Англию, где дирижирует ораторией «Илия» в Манчестере и Бирмингеме.

14 мая 1847 года в возрасте 42 лет умирает старшая сестра Мендельсона Фанни. Потрясённый этим известием, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию. 28 октября того же года в Лейпциге с ним случается инсульт, а 3 ноября - второй. На следующий день Мендельсон умер.

В доме на Goldschmidtstraße 12, где умер композитор, сегодня находится Музей Мендельсона.

2. Мендельсон глазами современников и потомков

Репутация Мендельсона в кругу музыкантов-современников была весьма высока. Роберт Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого столетия», молодой Гектор Берлиоз писал, что пианистическое искусство Мендельсона столь же велико, сколь его композиторский гений, а о последней оратории Мендельсона «Илия» отозвался как о «возвышенно величавой и неописуемо роскошной в гармонии» .

Вскоре после смерти Мендельсона, однако, его творчество подверглось жёсткой и неоднозначной оценке в статье Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке»: признавая за Мендельсоном «богатейший специфический талант», Вагнер обвиняет его в подражании Иоганну Себастьяну Баху и с осуждением заявляет, что «творческие усилия Мендельсона, направленные к тому, чтобы неясные, ничтожные идеи нашли не только интересное, но умопоражающее выражение, немало содействовали распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле», ставя эти свойства музыки Мендельсона в прямую зависимость от его национальной принадлежности . Впрочем, отмечается, что действительное отношение Вагнера к Мендельсону не было таким однозначным . На защиту Мендельсона от Вагнера выступил, в частности, Пётр Ильич Чайковский, иронически писавший: «Не стыдно ли было высокодаровитому еврею с таким коварным ехидством услаждать человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх!»

Велики заслуги Мендельсона и в качестве дирижёра: под его управлением впервые после долгого перерыва были исполнены сочинения Баха и Генделя, а также до-мажорная симфония Шуберта.

3. Основные сочинения Мендельсона

3.1. Оперы и зингшпили

    «Два племянника, или Дядюшка из Бостона»

    «Свадьба Камачо»

    «Любовь солдата»

    «Два педагога»

    «Бродячие комедианты»

    «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)

Оратории«Павел», op. 36 (1835)«Илия», op. 70 (1846)«Христос», op. 97 (не окончена)Te Deum Кантаты

    «Christe, Du Lamm Gottes» (1827)

    «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)

    «Vom Himmel hoch» (1831)

    «Wir glauben all» (1831)

    «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)

    «Вальпургиева ночь», op. 60

    «Праздничные песнопения», op. 68 (1840)

    «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)

3.4. Оркестровые сочинения

    12 симфоний для струнного оркестра (1821-1823)

    Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)

    Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)

    Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)

    Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)

    Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832)

    Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)

    Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)

    Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)

    Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)

    Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)

    Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)

    Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)

    Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843) (В том числе знаменитый Свадебный марш)

    Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843-1845)

    Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)

    Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)

3.5. Концерты

    Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)

    Концерт для скрипки с оркестром e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)

    Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)

    Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)

    Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)

    Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823-1824)

    Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром D-dur (1823)

3.6. Камерные сочинения

    Семь струнных квартетов;

    Струнный октет;

    Две сонаты для скрипки и фортепиано;

    Две сонаты для виолончели и фортепиано;

    Два фортепианных трио;

    Три фортепианных квартета;

    Соната для альта и фортепиано

3.7. Сочинения для фортепиано

    Прелюдии и фуги

    Вариации

    Три сонаты

    Каприччио

    «Песни без слов», восемь тетрадей

    Рондо-Каприччиозо

3.8. Сочинения для органа

    Прелюдия d-moll (1820)

    Анданте D-dur (1823)

    Пассакалья c-moll (1823)

    Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)

    Три фуги (1839)

    Прелюдия c-moll (1841)

    Шесть сонат op. 65 (1844/45)

    Анданте с вариациями D-dur (1844)

    Аллегро B-dur (1844)

3.9. Вокальные и хоровые сочинения

    «На крыльях песни»

    Шесть песен, op. 59 (1844)

Список литературы:

    Электронная еврейская энциклопедия. Феликс Мендельсон

    Этот хаммерклавир сохранился до наших дней и находится в Берлинском музее музыкальных инструментов

    John L. Holmes. Composers on Composers. - Greenwood Press, 1990. - P. 94

    Р. Вагнер. Еврейство в музыке / Перевод с немецкого И. Ю-са. - СПб.: С. Грозмани, 1908. Перепечатано: «Лебедь» (Бостон), № 288, 08 сентября 2002 г.

Феликс Мендельсон-Бартольди – человек удивительной судьбы. Его жизнь словно оправдывает значение имени – «счастливый», хотя его земной путь и не был долгим. В отличие от многих композиторов своей эпохи, он не познал нужды, непризнания, разочарований – и, вероятно, это определило облик его музыки. В ней нет бетховенской героики, листовской страсти или шумановского проникновения в темные глубины души – ей свойственна классическая ясность и гармоничность, уравновешенность в сочетании с романтической одухотворенностью.

Композитор происходил из незаурядной семьи. Его дед – Мозес Мендельсон, философ – заслужил прозвание «еврейский Сократ», отец – Абрам Мендельсон – благодаря собственной предприимчивости стал главой банкирского дома. Вторую фамилию – Бартольди – семья приняла вскоре после рождения Феликса, с принятием христианства.

Музыкальные способности Феликса проявились рано. Обстановка в семье способствовала этому – в семействе Мендельсонов заботились об образовании детей и ценили искусство, общались с философами (в том числе Фридрихом Гегелем) и музыкантами. Первой учительницей стала для Феликса мать, а затем он учился у пианиста Людвига Бергера, скрипача Эдуарда Рица, композитора Карла Цельтера. Музыке обучалась и Фанни – сестра Феликса. Она была прекрасной пианисткой, но в семье считали, что удел женщины – супружество и материнство, а не музыкальная карьера, и профессиональным музыкантом Фанни не стала, но для Феликса она всегда оставалась очень близким человеком.

В девять лет Мендельсон выступал в качестве пианиста, в десять дебютировал как вокалист. В это же время он начал сочинять музыку. Юный композитор создавал фортепианные пьесы, сонаты и даже симфонии, казавшиеся не по возрасту зрелыми. Его наставник Цельтер был другом Иоганна Вольфганга Гёте, перед творчеством которого преклонялся Феликс, и представил ему ученика. Гёте очень тепло принял двенадцатилетнего музыканта, с удовольствием слушал в его исполнении творения Иоганна Себастьяна Баха и собственные произведения Мендельсона: «Я – Саул, а ты – мой Давид!» – говорил Гёте.

К шестнадцати годам Мендельсон был уже автором множества произведений, включая оперу «Два племянника». В семье сложилась традиция воскресных музыкальных утренников: в доме собирались знакомые музыканты и исполняли сочинения Феликса. Желая услышать объективное и авторитетное мнение о способностях сына, отец привез его в Париж, где сочинения Мендельсона одобрили композитор Луиджи Керубини и Пьер Байо. Парижская музыкальная жизнь юного композитора не впечатлила: он сделал вывод, что французы ценят в музыке только внешнюю эффектность.

Уже в юности Мендельсон заявляет о себе как о композиторе-новаторе. В его Октете ми-бемоль мажор появляется новый тип романтического скерцо – легкое, фантастическое, уводящее в мир причудливых сказочных видений. Такая скерциозность стала идеальным воплощением для образов комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В 1826 г. он написал увертюру по этой пьесе – и мыслил ее не как вступление к драматическому спектаклю, а как самостоятельное произведение, предназначенное для концертного исполнения (другие музыкальные номера к комедии были созданы намного позднее – в 1843 г.).

Предметом горячего интереса молодого композитора было творчество Баха, почти забытое в то время – даже Цельтер рассматривал хоровую баховскую музыку, с которой знакомил Феликса, только как учебный материал. Стараниями Мендельсона в 1829 г. – впервые после смерти Баха – были исполнены «Страсти по Матфею». В том же году Мендельсон выступил в Лондоне, где дирижировал произведениями Людвига ван Бетховена, Карла фон Вебера и своими собственными, а затем он гастролировал в Шотландии. Впечатления воплотились в увертюре «Гебриды», кроме того, композитор начал работать над Шотландской симфонией (завершил он ее в 1842 г.).

В последующие годы Мендельсон немало гастролирует: Италия, Штутгарт, Франкфурт, Париж, вновь Лондон, где была исполнена его Итальянская симфония и издан первый сборник «Песен без слов». Два года, начиная с 1833, он являлся музыкальным директором в Дюссельдорфе, а в 1835 г. принял предложение занять должность капельмейстера симфонических концертов Гевандхауза в Лейпциге. В программы концертов он включал сочинения Баха, Моцарта, Генделя, Бетховена, Вебера, а также собственные сочинения. Связь с традициями Баха и Генделя выразилась в создании оратории «Павел» (по замыслу композитора, это была первая часть трилогии). В лейпцигский период рождается множество произведений – новые «Песни без слов», Рондо-каприччиозо, ряд камерно-инструментальных ансамблей, увертюра «Рюи Блаз», Концерт для скрипки с оркестром, симфония-кантата «Хвалебный гимн» и другие.

В 1841 г. по приглашению короля Фридриха Вильгельма IV композитор переезжает в Берлин. Король намеревался основать Академию изящных искусств, и предполагалось, что Мендельсон возглавит ее музыкальное отделение, однако король охладел к этому замыслу, и положение Мендельсона оставалось неясным. Он продолжает гастрольную деятельность, вновь посещает Англию. Еще в 1840 г. он ходатайствовал об открытии консерватории в Лейпциге – и в 1843 г. первая немецкая консерватория была открыта, а Мендельсон возглавил ее.

В 1846 г. Мендельсон завершил ораторию «Илия» и приступил к работе над третьей частью задуманной трилогии – «Христос», но осуществлению замысла помешало

пошатнувшееся здоровье. Тяжелым ударом стала для него смерть любимой сестры Фанни в 1847 г., а в ноябре того же года ушел из жизни сам Мендельсон.

Похожие публикации