Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Дизель ямз 240 технические характеристики. Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт

Дизельный двигатель ЯМЗ-240 имеет несколько модификаций и устанавливается на карьерных самосвалах, грузоподъемностью 30-40 тонн. Это Белазы различных модификаций, работающие в горнорудной, нефтедобывающей промышленности, и специализированной сельскохозяйственной техники.

Характеристики двигателя ЯМЗ 240 М 2.
Мощность л.с. квт. 360 «265».
Вращается с частотой 2100.
Момент крутящий, максимум 1275 H-м. 130 кгс-m.
Частота вращения при максимуме кр./м. 1600.
Расход топлива минимальный 214 г./квт.-ч, 157г./л.с.-ч.
Количество цилиндров 12.
Число клапанов 24. порядок работы первый, пятый, третий, шестой, второй, четвертый, седьмой, одиннадцатый. Девятый, двенадцатый, восьмой, десятый.
Материал блока чугун.
ГБЦ, изготовлен из чугуна.
Цилиндры расположение V.
Ход поршней 140 мм.
Объем рабочий 22,3 литра.
Размеры 1580*1015*1190 миллиметров. Насос топлив. Высок. Давлен. 90.8-20.
Генератор 6301.3701.
Масса 1670 кг.
Двигатель ЯМЗ-240-ПМ2.
Мощность составляет 309 квт. или 420 л.с.
Вращается с частотой 2100 об.мин.
Крутящий момент максимум 1491 Н.-м, 152 кгс. — м.
Частота вращения при максимуме крутящего момента 1600 оборотов/мин. Топливо минимальный расх. 211 г./квт.-ч. 155 г./л.с.-ч.
Цилиндров 12.
Конфигурация V.
Клапанов количество 24 шт.
Имеет ход поршня 140 мм. Диаметр цилиндров 130 миллиметров.
Питание ТНВД и топливоподкачивающий насос НД.
Охлаждение жидкость.
Материал блока чугун.
Тактность четырехтактный. Масса килограмм 1790.
ЯМЗ 240 НМ2.
Мощность составляет 368 киловатт или 500 л.с.
Вращается с частотой 2100.
Крутящий момент максимум 1815 H.-м. 185 кгc. — м.
Частота вращения при максимуме крутящего момента 1600 об./мин.
Расход топлива, минимум 208 г./квт.-ч., 153 г/л.с.-ч.
Конфигурация V.
Материал блока чугун.
Охлаждение жидкостное.
Тактность четырехтактный.
Питание топливный насос ВД и топливоподкачивающий насос НД.
Механизм клапанов ОНV.
Масса 1790 килограмм.

Мотор ямз-240 самый мощный из всех двигателей, которые производятся Ярославским моторным заводом, данный двигатель по своим техническим параметрам соответствует ЕВРО-0. Это двенадцати цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель. Жидкостное охлаждение, прямой впрыск топлива и воспламенение от сжатия.

Двигатели ямз-240 отличаются достаточно тихой работой, уровень производимого ими шума составляет 2-3 децибелы, что соответствует всем международным и в частности европейским нормам и требованиям и стандартам. Это позволяет использовать данный двигатель в самых разнообразных условиях без дискомфорта потребителям. По показателю выбросу вредных веществ это двигатель тоже на высоте, количество отработанных газов выбрасываемых в атмосферу примерно на 25% ниже, чем, у дизельных двигателей аналогичной мощности и класса. Кроме этого данный двигатель обладает большой надежностью, и достаточно прост в ремонте и эксплуатации. Данные моторы одни из самых надежных в своем сегменте дизельных двигателей.

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

________________________________________________________________

Дизельный двигатель ЯМЗ-240

Дизель ЯМЗ-240 (модификации НМ-2, М2, БМ-2, ПМ-2) – двенадцати-цилиндровый, безнаддувный, жидкостного охлаждения с автоматическим регулированием теплового режима, развивает эксплуатационную мощность 198 кВт, номинальную частоту вращения 1900 мин-1 и максимальный крутящий момент 1240 Нм.

Основные части дизельного двигателя ЯМЗ-240: корпус, кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы.

Корпус

Корпус дизеля ЯМЗ-240 (модификации НМ-2, М2, БМ-2, ПМ-2) состоит из блок-картера, четырех головок цилиндров и их четырех крышек, передней крышки блока, торцового листа, картера маховика и привода агрегатов, поддона.

Блок-картер цилиндров - туннельного типа, с V-образным расположением цилиндров под углом развала 75°. В его перегородках выполнено семь опор для осей толкателей, коленчатого и распределительного валов, а в самом блок-картере - двенадцать расточек для гильз цилиндров.

Блок цилиндров отнесен к типу туннельных потому, что опоры в поперечных перегородках выполнены цельными, в расточки нижних опор запрессованы наружные кольца роликовых
подшипников, и коленчатый вал устанавливают в блок-картер последовательно, минуя одну опору за другой, т. е. как бы продвигаясь по туннелю.

В развале блок-картера предусмотрены приливы с отверстиями для фиксации топливного насоса высокого давления и сапуна для подсоединения трубок подвода масла к пневмокомпрессору и отвода дренажного топлива в бак.

На левой боковой поверхности блока цилиндров двигателя ЯМЗ-240 выполнены фланцы и бобышки с отверстиями для установки и подсоединения маслозакачивающего насоса,
патрубка для слива масла из корпуса гидромуфты привода вентилятора, трубок для подачи охлаждающей жидкости в пневмокомпрессор и отвода ее из котла обогрева, а также патрубка водяного насоса.

На правой боковой поверхности его предусмотрены фланцы и постели для фильтра грубой очистки масла, стартера и корпуса с маслоизмерительным стержнем.

На переднем торце блок-картера расположены крышка, фильтры центробежной очистки масла
и грубой очистки топлива, а также корпус-кронштейн гидромуфты привода вентилятора, который одновременно служит основанием для крепления генератора и компрессора.

К заднему торцу блок-картера крепят торцовый лист и картер маховика, к верхней его части - четыре головки цилиндров, а к нижней - поддон.

Головка блока цилиндров дизельного двигателя ЯМЗ-240 (модификации НМ-2, М2, БМ-2, ПМ-2) - групповая, общая для трех цилиндров. Головки цилиндров взаимозаменяемы, их устанавливают на ввернутые в блок-картер шпильки и крепят гайками.

Стык между блок-картером и головками цилиндров уплотнен сталеасбестовой прокладкой. В гнезда головок цилиндров запрессованы тщательно обработанные седла клапанов из специального чугуна и направляющие втулки клапанов, выполненные из порошковых материалов.

К головкам цилиндров внутри прикреплены клапаны с пружинами, стойки коромысел, коромысла клапанов, форсунки; снаружи на боковых поверхностях - выпускной коллектор (напротив развала), водяная труба и впускной коллектор (со стороны развала), а на торцовой поверхности - рым-болт. Полость головки цилиндров закрыта крышкой, стык уплотнен резиновой прокладкой.

В передней крышке блок-картера размещены гаситель крутильных колебаний, подшипниковое устройство привода ведущего шкива клиноременной передачи и два топливоподкачивающих насоса.

На правой боковой поверхности крышки имеется люк для доступа к лимбу на корпусе гасителя крутильных колебаний и для установки кривошипно-шатунного механизма в необходимые положения при регулировании угла опережения впрыскивания топлива и
тепловых зазоров в клапанах газораспределительного механизма.

На цапфу передней крышки надевают траверсу, предназначенную для установки
двигателя на раму.

В картере маховика дизельного двигателя ЯМЗ-240 находятся хвостовик коленчатого вала, на котором установлен маховик с венцом, и приводы газораспределительного механизма,
топливного насоса высокого давления, водяного и масляного насосов, механизм для проворачивания коленчатого вала вручную.

На картере имеется расточка для фиксации в ней стартера; шпильки для установки задних кронштейнов крепления двигателя к раме и две крышки люков.

Так как доступ к крышкам люков картера маховика затруднен, поэтому при регулировании тепловых зазоров в газораспределительном механизме и угла опережения впрыскивания топлива пользуются градуировкой, нанесенной на гасителе крутильных колебаний.

На торцовой поверхности картера маховика имеются отверстия для крепления редуктора привода насосов.

В поддоне корпуса выполнены две перегородки для увеличения его жесткости и предотвращения выплескивания масла при движении; резьбовые отверстия (одно внизу для слива масла, а другое сзади для установки датчика температуры масла) и 40 отверстий для крепления поддона к блок-картеру.

Техническое обслуживание корпуса

При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО) в процессе наружного осмотра выявляют: не подтекают ли масло, охлаждающая жидкость и топливо; не пробиваются ли газы через стыки поддона и головок цилиндров с блок-картером.

При первом техническом обслуживании (ТО-1) ЯМЗ-240 (модификации НМ-2, М2, БМ-2, ПМ-2) проверяют затяжку гаек и болтов крепления сборочных единиц.

Через одно ТО-2 (через 480 м/ч) с помощью тарированного ключа контролируют затяжку гаек крепления головок цилиндров. Гайки затягивают в несколько приемов не более чем на 1-2 грани
в последовательности, показанной на рисунке 3.

При необходимости, но не реже чем через 2000 моточасов снимают головки цилиндров для очистки от нагара и притирки клапанов.

Снятие головки блока цилиндров делают в такой последовательности:

Открывают и фиксируют крышку капота облицовки.

Вывинчивают пробки заливных горловин системы охлаждения. Открывают краны на водяной трубе дизеля и на котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость.

Снимают крышки сапунов (сапун расположен в развале блок-картера), вывинчивают пробку из поддона и сливают масло из смазочной системы.

Снимают крышку головки цилиндров, а затем трубопроводы высокого и низкого давления, соединяющие соответственно топливный насос высокого давления с форсунками и форсунки с правым топливным баком (или бачком). Отверстия топливопроводов обертывают чистой ветошью и перевязывают (или закрывают изоляционной лентой).

С дизеля ЯМЗ-240 снимают скобы крепления и форсунки.

Отсоединяют выпускной коллектор от головки цилиндров и снимают его.

От включателя гидромуфты (находится на правой передней головке) отсоединяют маслопроводы и снимают водяную трубу.

Отсоединяют топливопроводы и извлекают фильтр тонкой чистки.

От системы очистки воздуха отсоединяют впускной коллектор, от головок (передних) цилиндров - стяжку радиатора.

Отвинтив гайки крепления осей коромысел, снимают их вместе с коромыслами и извлекают штанги.

Отвинтив гайки крепления, снимают головку цилиндров и закрывают цилиндровые отверстия специальными крышками или паронитовыми листами для предотвращения попадания в них пыли и грязи.

Ремонт корпуса

В процессе эксплуатации возможно возникновение неисправностей корпуса, устранение которых связано с его разборкой.

Трещины на чугунных деталях (блок-картере, головке цилиндров, выпускных коллекторах) разделывают под углом 60, сверлят по концам и сваривают электродом Ц4-А или 0,34-11.

При сварке электродом Ц4-А (диаметр 3 мм) ток постоянный, прямой полярности или переменный силой 60-90 А. При сварке электродом 034-11 (диаметр 3 мм) ток постоянный, обратной полярности, силой 90-120 А. Длина сварного шва должна быть 30-50 мм.

При толщине стенки детали более 6 мм накладывают многослойный шов. После наложения каждого шва наплавленный слой проковывают для снятия внутренних напряжений и уменьшения пористости материала, а затем охлаждают места сварки до 100С.

Для обеспечения герметичности шов пропаивают мягким припоем или пропитывают эпоксидным клеем или композицией на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

Для приготовления эпоксидной композиции смолу ЭД-6 нагревают до температуры 323-353К (50-80С), добавляют дибутил-фталат и тщательно перемешивают в течение 10-15 мин.

После охлаждения до 288-298 К (15-25С) в смесь вводят полиэтилен-полиамин и перемешивают в течение 5-6 мин до получения однородной сметанообразной массы. При этом выделяется значительное количество теплоты.

Затем вводят наполнители в виде порошков и вновь тщательно перемешивают до получения однородного состава. Перед наложением композиции сварной шов обезжиривают ацетоном или бензином.

Снятие поддона

Поддон снимают в такой последовательности:

Сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения и масло из смазочной системы.

Электрические провода отсоединяют от зажимов на электродвигателе нагнетателя.

Отвинтив накидную гайку, отсоединяют топливопровод от крана на раме.

Ослабив натяжение лент, снимают шланги с выходных патрубков.

Подвозят тележку с передвижной платформой и поднимают последнюю до упора.

Вывернув четыре болта из крайних отверстий в раме, опускают платформу и выводят тележку.

Из блок-картера извлекают указатель уровня масла и выворачивают болты. Затем снимают поддон.

Тип двигателя: 12-цилиндровый тяжелый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров, рабочим объемом 22,3л и диапазоном мощности от 300 до 500 л.с.
Непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение. Индивидуальные головки на каждом цилиндре имеют по 2 клапана.
Двойной турбонаддув (опционально) на каждую половину блока цилиндров без промежуточного охлаждения (интеркулера).
Ресурс до капитального ремонта – до 8000 моточасов для турбированных модификаций или до 5000 моточасов для атмосферных модификации.
Соответствует требования экологического класса Евро 0.

Особенности: ЯМЗ-240 серийно выпускается с 1962 года. Прошел множество аттестаций и модификаций для различной техники.
Разрабатывался для тяжелой техники: карьерные самосвалы БЕЛАЗ, трактора К-701 "Кировец", шасси снегоболотоходное ШСГ-401, железнодорожные тепловозы и железнодорожная спецтехника.
Унифицирован с двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 и представляет из себя их двенадцатицилиндровую модификацию. Предназначен для суровых условий эксплуатации и широких температурных режимов.
Вклад данного двигателя в экономику нашей страны трудно переоценить. Карьерные самосвалы "БЕЛАЗ", оснащенные ЯМЗ-240 исправно трудились и трудятся в угольных карьерах, рудных и редкоземельных месторождениях, горно-обогатительных комбинатах. Объемы перевозок, обеспеченных этими двигателями невозможно подсчитать. Также невозможно переоценить вклад этих моторов в сельхохозяйственную отрасль, ведь знаменитый тяжелый колесный трактор пятого тягово класса К-701 "Кировец" (а именно самая мощная его модификация на 300 л.с.) был оснащен именно мотором ЯМЗ-240.
Двигатель отлично зарекомендовал себя в эксплуатации. Мощь и уверенная тяга присуща этому мотору. Многие владельцы "Кировцев" К-701 отмечают высокую производительность тракторов именно с ЯМЗ-240 и связывают это не только с высокой мощностью двигателя, но и с повышенной массой мотора (а значит и всего трактора), что порой необходимо для успешной обработки земли. Расход топлива в таком случае необходимо соизмерять с общей производительностью техники. Действительно, двенадцать цилиндров имеют внушительный расход, но и трактор с таким двигателем способен на многое. Иногда действительно целесообразно увеличить затраты, чтобы получить выдающийся результат. Плюсом мотора также является неприхотливость. Многие владельцы сильно экономят на масле и качественной солярке, однако в большинстве случаев мотор это прощает (если речь идет об атмосферной версии мотора). Те же владельцы, которые используют качественное масло и топливо, а также регулярно меняют масло и фильтры обычно долго и спокойно эксплуатируют свою технику.
В ремонте ЯМЗ 240 также неплохо себя зарекомендовал. Конечно, механик должен иметь соответсвующую квалификацию и определенный опыт, тогда проблем не будет. Отечественное происхождение двигателя здесь играет на руку механикам: оригинальные запчасти не надо долго ждать, к тому же цена запчастей ЯМЗ 240 мало зависит от курса валют. Использование оригинальных запчастей ЯМЗ оправдывает себя, использовать аналоги и неоригинальные запчасти чревато повторным ремонтом. Турбированные версии мотора в разное время комплектовались импортными турбинами К-36 (Чехия) или отечественными ТКР-100. При ремонте механики предпочитают переплатить за К-36, несмотря на то что, турбины ставятся по две штуки на мотор (на левую и на правую половину цилиндров). Тут сказывается безупречная репутация производителя турбин CZ Strakonice.
Трудности с ремонтом возможны лишь со старыми версиями ЯМЗ 240 с общими головками (на три цилиндра каждая). Дело в том, что с 1999 года Ярославский Моторный Завод перешел на индивидуальные головки.

С целью оптимизации процессов производства был прекращен выпуск следующих изделий:

Блок цилиндров под общие головки ЯМЗ 240
- общие головки на три цилиндра ЯМЗ 240

Владельцы техники с двигателями ЯМЗ 240 старого образца с общими головками были поставлены перед этим фактом. Ремонт таких моторов стал затруднительнее, хотя общие головки возможно отремонтировать (клапаны унифицированы с ЯМЗ 236), к тому же выпуск поршневой группы старого образца с длинной гильзой также не был прекращен (ЦПГ унифицирована с ЯМЗ 236). Однако наибольшей проблемой стала невозможность приобрести новый блок цилиндров под общую головку. Напрасно некоторые владельцы полагали, что блок цилиндров ЯМЗ 240 неподвержен износу. Гнезда коренных подшипников со временем разбиваются, а еще блок может элементарно треснуть на морозе (если не доглядели за охлаждающей жидкостью).
Для ремонта ЯМЗ 240 с общими головками потребуется немало новых деталей: новый блок под раздельные головки, новые индивидуальные головки на каждый цилиндр (12 штук), новая поршневая группа (12 комплектов), новые выпускные и впускные коллектора, новые водяные трубки и патрубки, новые топливные трубки высокого давления. Стоимость ремонта ЯМЗ 240 с общими головками приближается к стоимости нового ЯМЗ 240 с раздельными головками, так что большинство владельцев принимает решение приобрести новый мотор в сборе с гарантией завода-изготовителя.

Двигатель ЯМЗ 240 является 12-цилиндровой дизельной силовой установкой, выпускаемой Ярославским Моторным Заводом. Он устанавливается на многотоннажной автотехнике, тягачах и дизель-поездах. Его разработка велась на базе 6-цилиндрового мотора ЯМЗ 236. Двигатель ЯМЗ 240 выпутается как в атмосферной версии, так и с турбонаддувом. Все модели серии отвечают единому экологическому стандарту Евро-0. 12-цилиндровые «атмосферники» Ярославского завода характеризуются мощностью 300-360 л. с. Турбированные - 420-500 л. с. Основным преимуществом серии ЯМЗ 240 являются высокие силовые характеристики, которые позволяют устанавливать эти агрегаты на мощные автомобили и трактора. Для передачи высокого крутящего момента, на двигателях ЯМЗ 240 предусмотрены гидромуфты, способные выдерживать большие нагрузки.


История двигателя ЯМЗ 240

История производства двигателя ЯМЗ 240 началась в 70-х годах прошлого века. Его прототипом стал двигатель ЯМЗ 236, который должен был заменить устаревшие маломощные агрегаты. Уже в 50-х годах стало понятно, что существующая линия производства не сможет отвечать растущим запросам сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности. Остро стал вопрос о создании дизельных двигателей нового поколения с большой производительностью. Так, в начале 60-х, появилась серия ЯМЗ 236, а впоследствии - ЯМЗ 240. Последний - это практический результат комбинации двух силовых установок серии 236.


Применение атмосферных двигателей марки ЯМЗ 240

Основное назначение двигателя ЯМЗ 240 - это его установка на автомобилях марки БеЛАЗ различной грузоподъемности. Кроме того, возможна разработка других платформ с потребностью в мощных силовых агрегатах. Таким примером может служить малый дизель-поезд марки МДП4 с двумя моторами ЯМЗ 240. Первый дизель-поезд МДП4 был выпущен в 1997 году Людиновским тепловозостроительным заводом. Он состоит из 4 вагонов: ведущий и хвостовой - локомотивы, два средних - промежуточные. Число посадочных мест - 64. Конструктивная скорость - 90 км/ч.

class="eliadunit">

Двигатель ЯМЗ-240М2 устанавливается на самосвалах марки «БеЛАЗ» грузоподъемностью до 30 т. Крутящий момент мотора - 1275 (130) Н м (кгс м) при частоте вращения 2100 об/мин. Мощность двигателя - 360 л. с. В комплектацию мотора не входит коробка передач, гидромуфта и механизм отбора мощности. Двигатель ЯМЗ-240БМ2-4 разработан для установки на тракторах марки «К-701». В данный момент его производство осуществляется только в качестве запчасти. Установка на других транспортных средствах не запланирована. Крутящий момент двигателя - 1275 (130) Н м (кгс м) при частоте вращения 1900 об/мин. Мощность мотора - 300 л.с. Гидромуфта, КПП и механизм отбора мощности не поставляются.


Турбодизельные двигатели ЯМЗ 240

Турбодизельный двигатель ЯМЗ-240ПМ2 обладает кутящим моментом 1491 (152) Н м (кгс м) при частоте вращения 2100 об/мин. Мощность мотора - 420 л. с. Он устанавливается на «БеЛАЗах» грузоподъемностью 30-32 т. Марки двигателей ЯМЗ-240НМ2, ЯМЗ-240НМ2-1 и ЯМЗ-240НМ2-2 являются форсированными моторам 240-й серии. Их крутящий момент составляет 1815 (185) Н м (кгс м) при частоте вращения 2100 об/мин. Мощность моторов - 500 л. с. Они устанавливаются на «БеЛАЗах» грузоподъемностью 42-45 т. Переход на производство турбодизельных модификаций двигателя ЯМЗ 240 позволил сократить расход топлива и повысить их мощность. В комплекте поставки всех турбированных двигателей отсутствуют: механизм отбора мощности, гидромуфта и коробка передач.

Похожие публикации