Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Акафист сколько длится по времени. Акафисты

Христианство – это самое распространенное религиозное течение на территории России. Миллионы жителей страны исповедуют веру во Христа. Более подробное определение предлагает Википедия.

В православной традиции общение с Богом в основном происходит через молитву. Это специальный текст, написанный святыми, апостолами, пророками или современными священниками и утвержденный собором церкви. Предлагаем разобраться, что такое акафист и когда его читают православные.

Молитвенные тексты разделяются на три основных вида:

  • благодарственные;
  • покаянные;
  • просительные.

В переводе с греческого языка это «неседальная песнь», что означает: молитва, во время чтения которой нельзя садиться.

Справедливости ради следует отметить, что «неседальных» молитвенных текстов не так уж и много.

К ним относится только «Отче наш», заповеданная самим Богом, «Верую», содержащая в себе основные церковные догматы, «Достойна» или «Задостойник» – молитвы Пресвятой Богородице, а также чтение Апостольских посланий и Святого Евангелия.

Из этого можно понять, какую важную роль играет акафист и при обращении к Богу, Богородице и святым угодникам.

Данное молитвословие относится к благодарственным, по своему содержанию напоминает более древний кондак или канон. Акафист состоит из 12 частей – икосов.

Отличительной особенностью этого текста является употребление слова «Радуйся», «почтим похвальными песньми» и «Аллилуйя».

Акафист впервые встречается в письменных источниках в середине шестого века, но существуют версии, что он использовался и раньше.

Когда и как он появился, доподлинно неизвестно. В одном из преданий говорится, что святой апостол Фома, один из двенадцати ближайших учеников Христа, насадил чтение хвалебных песнопений собственного сочинения в Индии – стране, в которую он был послан для проповеди.

Кто-то находит тексты, по содержанию похожие на акафист, в записях с 3 и 4 Вселенских соборов церкви.

Как бы то ни было, в церковной службе данная молитва утвердилась в 626 году хвальбой пресвятой Богородице «Взбранной воеводе победительная», которую еще называют Великим Акафистом.

Текст был написан монахами после осады Константинополя в благодарность небесной Владычице за чудесное спасение от славян и аварам, желающих захватить Царьград.

Позднее создавалось множество акафистов святым, апостолам, Богородице.

Но некоторая информация все же дошла: над их созданием трудились святейший Патриарх Исидор и Патриарх Филофей, преподобный Никифор, преподобный Григорий, святой митрополит Иоанн и другие.

Когда читается акафист?

На сегодняшний день он нечасто встречается во время церковных служб. Церковный устав говорит, в каких случаях читаются такие гимны: на службе «Похвалы Пресвятой Богородице», «Покрова», различных молебнах, а также при подготовке к таинствам причастия и венчания. В основном он употребляется в домашней молитве.

Для чтения хвалебных песнопений не требуется особых знаний и подготовки.

Молитвы просты и написаны по порядку, главное, отбросить все дела и посторонние мысли и сконцентрироваться на чтении.

По благочестивой традиции, дома перед чтением акафиста следует зажечь свечу или лампаду перед иконой, одеться, женщине повязать платок или шарф на голову.

Как говорил апостол Павел, «Всякая жена молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой постыжает голову свою».

Важно! Больному человеку, уставшему, на работе или в путешествии допустимо молиться без дополнительной подготовки, главное, чтобы обращение шло от сердца.

Длина гимнов сильно разнится, но обычно чтение хвалебной песни занимает не более 10–15 минут времени, многое зависит и от того, как читать. Чтение акафиста, как и других молитвословий, чрезвычайно полезно для души. Благодарность – крайне важная часть молитвенного общения.

Хвалебные песни Господу, святым и Богородице просвещают и освящают человека изнутри, воссоединяют с Создателем и помогают на жизненном пути.

Апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

Акафист считается очень сильным молитвословием. Даже однократное его прочтение имеет колоссальный результат для человека.

Человек как будто наполняется светом и радостью изнутри, а хорошие события выстраиваются в очередь, чтобы начать происходить.

Чтение данной молитвы полезно в трудных жизненных ситуациях, при подготовке к ответственному событию (экзамену, свадьбе, переезду), для помощи в определенных делах, при ссорах и конфликтах с ближними, перед рождением ребенка и других событиях.

Какие тексты произносить, зависит от ситуации и внутреннего настроя. В случае если человек имеет какое-то прошение, рекомендуется читать акафист ежедневно в течение 40 дней. Считается, что после этого непременно придет решение ситуации или события разрешатся сами собой.

Акафист Богородице

Богородица занимает особое место в лике святых. Выносившая и родившая самого Господа и Божественного Спасителя мира, она, как мать, имеет особое к нему дерзновение. Молитвы Богородице всегда приносят быстрый и явный результат.

Акафист Пресвятой Богородице довольно распространен, их насчитывается около сотни, каждый святой хотел угодить небесной Владычице и внести свою крупинку в ее восхваление. Однако по сей день самым распространенным и сильным считается первый из дошедших до нас «Взбранной воеводе победительная».

Существует множество красивейших песнопений, которые можно найти в Интернете. Красивой современной интерпретацией является духовный стих «Мария Дева Чистая».

В нем текст изменен в стихотворной форме и наложен на мелодичную музыку.

В Псалтыре царя Давида говорится «Хвалите его (Господа) во струнах и органе», все псалмы изначально были написаны в стихотворной форме, которую они утратили из-за перевода, и пелись под музыку.

Спиридон – это великий святой и просветитель православной церкви, живший в 3-4 веках. Всей своей жизнью праведник стремился угодить Господу, совершал множество чудес и сотни людей привел ко Христу. В числе прочих священников он обличал неправедного Ария на первом Вселенском соборе.

На пути святого встречались тяжелые испытания, но он преодолевал их силой молитвы и Божественной благодатью. Спиридон был похоронен в храме святых апостолов, где до этого служил многие годы.

И после смерти святого его чудеса не закончились, ведь святой вознесся на небеса и оттуда ходатайствует Богу за всех его просящих. Память Спиридона Тримифунтского празднуется 25 декабря православной церковью.


Акафист святому Спиридону поможет каждому человеку обрести душевный покой.

При жизни святой имел благодать видеть тайные помыслы людей и их согрешения.

Чтение молитвы может помочь открыть человеку глаза на некоторые события его жизни и поможет пересмотреть поведение.

Святой Спиридон славится, как добрый помощник в работе и обретении состояния, но только честным трудом. Если у человека на уме мошенничество, святой, напротив, разрушит все его планы.

Как правильно читать акафист Спиридону Тримифунтскому? Эту хвалебную песнь нужно читать с соответствующей подготовкой. Для начала желательно прочитать житие святого Спиридона, оно поможет приобрести соответствующий молитвенный настрой.

Важно! Чтение должно происходить в тишине, неторопливо, с четким произнесением слов. Для более плодотворной молитвы можно приобрести икону святого Спиридона Тримифунтского.

Полезное видео:

Подведем итоги

Теперь вы знаете, для чего и в каких случаях читается хвала Господу и Богородице. Иногда такое случается – человек возносит молитвы, ставит свечи, ходит в храм на Божественную Литургию, прося чего-то, но его просьба не исполняется.

Человек начинает роптать на Бога, и, что самое страшное, перестает в него верить. Но, как говорил пророк Давид, «(Господь) Исполняет во благих желание твое».

Богу лучше известно, что нужно человеку, и он делает все, чтобы устроить жизнь наилучшим образом. Нужно просто положиться на Его светлую волю. Сверху виднее!

Акафистом называют жанр правослано-церковного хвалебного песнопения. Данные произведения создаются во славу Господа, Богородицы, Святых Угодников, чудотворных икон и других православных святынь. Жанр этого не входит в церковные богослужебные сутки православных обителей, а скорее его относят к молитвам келейного чтения, то есть, домашнего, но как правильно читать акафист дома, знают не все.

Как нужно читать православный акафист дома

Акафист в своем значении равнозначен с гимном. Следовательно, читая акафист не принято отвлекаться и обязательно нужно стоять. Исключение возможно для немощных стариков и больных людей, которые стоять не в состоянии. Желательно читать акафист у иконы Святого, которому он написан. Полезно узнать факты о житие Святого и почему он возведен в лик Святых, чтобы лучше понимать,когда читать акафист и при какой нужде. Обязательно уточните, как правильно читать нужный акафист дома и нужно ли брать благословение священнослужителя. Приступая к чтению произнесите сперва молитвы: «Молитвами святых Отец…», «Слава Тебе Боже наш…», «Царю Небесный…», «Трисвятое» по «Отче наш», а закончив: «Достойно есть..», «Слава и ныне», Господи помилуй (произнесите обязательно трижды), «Молитвами святых Отец..». Если читаете акафистваша голова должна быть свежей,а мысли свободны, это значит, что лучше всего читать акафисты утром.

Когда читать акафист

Каждый человек сам принимает решение, когда и по какой причине читать акафист. Случается, что чтение начинают по зову сердца или прибывая в нужде, а иногда батюшка дает наставление. Бывает ещё, что читать акафист начинают прихожане малоопытные, которые совершенно не знают, как правильно читать акафист дома. Конечно, могут ответить на все возникшие вопросы, но многие думают, что удобней поискать интересующую информацию на просторах интернета. В свою очередь, церковь пользуется интернет сайтами, которые позволяют распространить больший объем информации за более короткое время. На сайтах православной тематики размещают тексты молитв, записи церковных хоровых песнопений, цитаты из проповедей, а также абсолютно все, что имеет отношение православной церкви. Следовательно, в интернете можно всю информацию, а как правильно читать акафисты дома и какие молитвы произносить с каждым из них написано на многих сайтах, которые посвящены данной теме.

Очень полезно слушать акафисты в записи, а на православных сайтах вы можете найти абсолютно любой, который вас интересует. Слушая пение церковного хора в записи вы разберетесь во всех тонкостях и узнаете на какой слог падает ударение, а значит как правильно читать акафист дома самостоятельно.


Если у вас есть свободное время, вы можете прочитать

Текст православной молитвы святому преподобному Нифонту Цареградскому

О великий угодниче Божий, святителю Нифонте! К тебе смиренно припадаем и усердно молимся, яви нам, грешным (имена), любовь твою отеческую и многомощное твое заступление. Испроси нам веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, в добрых делах преспеяние, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, в молитве постоянство, здравие же и спасение. Призри милостиво на нас и вся прошения наша во благо исполни, и всем нам в жизни временней и вечней потребная даруй, во славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

На греческом языке «акафист» означает «неседальное пение» , иначе говоря - гимн. Появление первого акафиста произошло в VI – VII веках (доподлинно неизвестно когда), а посвящён он Пресвятой Богородице и состоит из двух частей. Первая рассказывает о земных днях , детстве Спасителя; вторая - о церковном учении о Боговоплощении, о спасении человечества.

Позже все другие акафисты были написаны подражательно первому, построены по той же схеме.

Композиция Акафиста Богородице (Великого акафиста)

Начинается акафист кукулием (от греческого «капюшон»), далее икосы и кондаки - большие и малые строфы, по 12 тех и других - при этом каждая строка строф начинается с буквы греческого алфавита по порядку, от ἄλφα до ωμέγα .

Икос содержит 12 хайретизмов - приветственных восклицаний, обращённых к Богородице, первое слово которых - «Радуйся!» - χαῖρε . Кондак завершает «Аллилуйя!». Икосы и кондаки связаны ритмом, средствами изобразительности античной поэзии и обладают высокой художественной ценностью, помимо духовной. И религиозные, и нерелигиозные исследователи называют Акафист Богородице вершинным произведением духовной поэзии.

Греческие акафисты

Греческие акафисты возникают в XIV веке. Древнейшие из них - гимны в честь Креста Господня, Иоанна Предтечи, архангела Михаила, святителя Николая, Успения Богоматери, 12 апостолов - принадлежат творчеству и вдохновению Константинопольского патриарха Исидора Вухираса.


В это же время акафисты распространяются по Руси, и появляются произведения уже славянских авторов. Самые древние славянские акафисты написал основатель восточного книгопечатания, белорус Франциск Скорина. Это - гимн Иоанну Предтече «Радость» и «Акафист Иисусу Сладчайшему».

Акафист в ХХ веке

Теперь число акафистов - более 500. Они не всегда обладают той литературной высотою и духовной чистотою, как первые, потому священнослужители рекомендуют прибегать к старым по времени акафистам.

Особенное распространение акафисты приобрели после революции. В то время закрывали церкви, а верующих подвергали не только гонениям и остракизму, но и сажали в тюрьмы, расстреливали. Акафисты можно читать без священника, потому простые люди в отсутствие священнослужителей охотно прибегали к этим хвалебным текстам.

Много акафистов сочиняют и сейчас, гимнография переживает новый всплеск, возможно - на волне повышенного интереса к религии.

Есть произведения, подобные акафистам, и в западной традиции, в католичестве. Их называют литании - молитвы из повторяющихся воззваний. Литании адресуют Деве Марии, Христу, святым.

Когда и как читать акафисты?

Акафист можно читать дома, не получая благословления духовника, так как акафисты - келейная, или домашняя, молитва.


Их не считают уставным богослужебным чином, в храмовое богослужение введены только Акафист Богородице, в Великий пост - Акафист Страстем Господним. Иногда в дни праздников читают акафисты в их честь.

Перед произнесением акафиста читают предначинательные молитвы - те, что читают всегда в начале основных молитв или перед новым делом. После читают сам акафист, в котором трижды произносят первые икос и кондак, тринадцатый кондак. Причём сначала трижды произносят 13 кондак, а уже за ним повторяют первый икос и первый кондак.

Акафист Пресвятой Богородице произносят, обращаясь за исцелением в тяжёлых болезнях, за избавлением от влияния сект и ворожбы, наркомании и пристрастия к алкоголю, за помощью чадам, покинувшим дом, за пособлением в родах и семейной жизни, за справедливым судом, за победой над врагом и во многих других особенно важных моментах жизни.


Акафист всем святым произносят при всякой скорби; архангелу Михаилу - при всех скорбях, бедах и нуждах, при переезде в новое жильё; Ангелу Хранителю - при соблазнении в грех, нужде, болезни; Предтече Иоанну - для покровительства посевам; мученику Вонифатию - для избавления от пьянства; Георгию Победоносцу - для защиты служивых и домашнего скота; пророку Илии - , в трудных жизненных обстоятельствах.

Акафист (от греческого слова «ἀχἀθιστος» - «неседальный ») - жанр православной церковной гимнографии, хвалебное песнопение в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангела или святого, исполняемое молящимися стоя ("не садясь ").

Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом «Радуйся », а 12 кондаков восклицанием «Аллилуия ». Древнейшим акафистом и образцом для всех остальных является Акафист Божией Матери.

Иеромонах Иов (Гумеров) рассказывает: «Как жанр христианской гимнографии акафист отличается не только построением, но особым радостным настроением. Объясняется это теми реальными обстоятельствами, при которых был создан первый акафист. Он был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, после победы над персам и аварами, осадившими Константинополь во главе с полководцем шахом Хозроем Сарваром в 626 году». «Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен. В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие».

Первые акафисты, составленные по подобию Акафиста Божией Матери, появились в 14 веке, а массовое составление акафистов началось только в середине 17 века.

«В акафистах, посвященных святым угодникам, создававшимся по образцу первого акафиста, также содержится повторяющийся призыв «радуйся», - пишет иеромонах Иов (Гумеров), - Основание для этого тоже дает Евангелие. Святые подвигом веры и жизни сподобились той награды, о которой говорит Спаситель в заповедях блаженства: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).

Акафисты, кроме акафиста Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе...", не являются уставным, обязательным богослужебным чином. Иногда акафисты читаются в честь праздников особо почитаемых святых на утрени праздничного богослужения или на молебне в самый день праздника. В Уставе Церкви нет особых указаний на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитве. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым: это время, когда христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов».

Во все другие дни года чтение акафистов разрешено. «К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах» , - пишет иеромонах Иов (Гумеров).

Дома акафист можно читать в любое время суток, когда это удобно. Читается он так, как в нём самом написано: сначала читаются предначинательные молитвы, потом сам акафист, после 13 кондака читается вновь 1 икос и 1 кондак, и потом молитва. Для чтения акафистов , если только христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение брать не нужно. Но обязательно надо взять у духовника благословение, если христианин возлагает на себя какое-то особое постоянное правило или какой-то обет.

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать ».

«На чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились, не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

14 мая 2018 года Священный Синод Русской православной церкви, рассмотрев практику употребления акафистов в Русской православной церкви, постановил:

- Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой - в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

В связи с изложенным отметить, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.

Признать при этом допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне, либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.

Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий.

(66 голосов : 4,8 из 5 )

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица,чтобыпоказаться людям постящимися»
().
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»
().
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
().
«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами»
().

Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.

Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:
— возглас «радуйся» не соответствует настроению поста;
— в храме в пост обычно акафисты не читают.
Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики. Церковный Устав как раз именно на Великий Пост .
Вопрос задаётся прихожанами о домашнем чтении, а не об общественном храмовом богослужении.

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.

Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.

протоиерей Владимир Головин, г. Болгар

Можно ли читать акафист в пост? — Мы об этом говорили много раз. Акафисты — это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения — храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается — по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно — только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста. Вот и ответ: говорит, именно в пост читать и надо!

протоиерей Николай Агафонов:

— Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» — и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?

— Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов — это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

священник Стефан Домусчи:

Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.

Похожие публикации