Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Навигационные огни и знаки. Береговые навигационные знаки Знак речной разметки

Система МАМС предусматривает деление Мирового океана на два региона - А и Б.
Система плавучего ограждения МАМС в целом едина для обоих регионов. Разделение на регионы А и Б вызвано только различием в окраске латеральных знаков и цвете их огней. По системе МАМС в регионе А красный цвет знаков и
огней принят для ограждения левой стороны фарватеров и каналов, а зеленый для ограждения правой стороны.
Каждый тип знаков имеет соответствующую окраску, вид топовой фигуры и характер огня, дающие возможность надежного опознавания знаков в дневное и ночное время. Форма и конструкция знаков системы могут быть различными. Наиболее распространенные для буев - сигарообразная и столбовидная. Светящие и несветящие буи могут оснащаться радиолокационными отражателями, маяками-ответчиками, ревунами и другими средствами, о чем объявляется в навигационных пособиях.
Красный цвет окраски плавучих предостерегательных знаков с левой стороны фарватера.
Зеленый цвет- с правой стороны.
В морских водах Российской Федерации, а также во внутренних водах -озерах Ладожском, Онежском ограждение навигационных опасностей, фарватеров и каналов осуществляется по системе МАМС, регион А. Ограждающими знаками являются светящие и несветящие буи, вехи, а в отдельных случаях и стационарные знаки на гидротехническом основании.
В водах Российской Федерации каждому типу знаков плавучего ограждения соответствует только один, присвоенный ему характер огня.
Использование топовых фигур на светящих и несветящих буях системы МАМС в водах России обязательно, исключение допускается только в замерзающих районах в период зимней навигации. Выбор типов и количества плавучих предостерегательных знаков, выставляемых по
системе МАМС в водах Российской Федерации, в каждом случае определяется навигационно- гидрографическими особенностями района, условиями и режимом плавании, положением, размерами и видом ограждаемых опасностей
Направление фарватеров и каналов, наименование их сторон определяются, считая с моря.
Латеральные знаки
Латеральные знаки предназначены для ограждения сторон фарватеров и каналов, обозначения мест их разделения и указания в таких местах положения основного (предпочтительного) фарватера или канала.
Направление фарватера или канала, ограждаемого латеральными знаками, наименование сторон «левая», «правая» считаются с моря к порту, а в отдельных случаях оговаривается дополнительно. Там, где определение фарватера или канала «с моря» затруднительно, на морские карты наносится указатель
- контурная стрелка сиреневого цвета, положение ее соответствует принятому направлению данного фарватера или канала, а нанесенные по сторонам стрелки красная и зеленая отметки указывают соответственно левую и правую их стороны. К латеральным знакам относятся:
знаки ограждения сторон фарватеров и каналов
знаки левой стороны; знак правой стороны;
знаки обозначения мест разделения фарватеров и каналов;
знаки «Основной фарватер (канал) справа» и «Основной фарватер (канал) слева».
Латеральные знаки левой и правой сторон нумеруются, знакам левой стороны присваиваются четные номера, знакам правой стороны - нечетные.
Порядок нумерации объявляется в навигационных пособиях, а присвоенные номера буев показывают на морских картах.
В отдельных случаях нумерация может осуществляться так, как это удобно, по местным условиям.
Обозначение мест разделения фарватеров

Знаки «Основной фарватер (канал) справа» - буй, веха –
выставляются в месте разделения, на левой стороне основного фарватера (канала) и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака (считая с моря). Знаки красные с зеленой горизонтальной полосой посредине (в 1/з высоты надводной части знака).
Условное обозначение окраски знака на картах - кзлк.
Топовая фигура - красный цилиндр. Огонь красныйсложный групповой проблесковый (чередующиеся сложные группы из двух и одного проблеска красного цвета). Условное обозначение на картах: Пр(2 + 1)9с и красный цвет огня у изображения буя.

Знаки «Основной фарватер (канал) слева» - буй, веха - выставляются в месте разделения на правой стороне основного фарватера (канала) и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака (считая с моря). Знаки зеленые с красной оризонтальной полосой посредине (в 1/з высоты надводной части знака).
Условное обозначение окраски знака на картах - злкзл. Топовая фигура - зеленый конус вершиной вверх. Огонь зеленый сложный групповой проблесковый (чередующиеся сложные группы из двух и одного проблеска зеленого цвета). Условное обозначение на картах: Пр(2 + 1)9с и зеленый огонь у изображения буя.

Ограждение сторон фарватеров (каналов)

Знаки, левой стороны - буй, веха - выставляют по левой стороне фарватера (канала), они указывают: «Оставь меня слева».
Знаки красные. Номера наносят с двух или трех сторон.
Условное обозначение окраски знака на картах - к. Топовая фигура - красный цилиндр. Огонь красный проблесковый, 20 проблесков в минуту, условное обозначение на картах: ПрЗс и красный огонь у изображения буя.

Знаки правой стороны - буй, веха - выставляют по правой стороне фарватера (канала), они указывают: «Оставь меня справа». Знаки зеленые. Номера наносят с двух-трех сторон. Условное обозначение окраски знака на картах - зл. Топовая фигура - зеленый конус вершиной вверх.
Огонь зеленый проблесковый, 20 проблесков в минуту.
Условное обозначение па картах: ПрЗс- и зеленый огонь у изображения буя.

Кликните на картинку чтобы показать/скрыть подсказку Карточка №1 Самоходное судно длиной менее 50 м идет влево (справа налево) Карточка №2 Самоходное судно длиной менее 50 м идет на нас Карточка №3 Самоходное судно длиной менее 50 м идет вправо (слева направо) Карточка №4 Самоходное судно шириной 5 м и менее (в т.ч. перевозящее опасный груз, либо которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, либо судно длиной менее 20 м, не зависимо от ширины, либо парусное судно длиной более 7 м, но менее 20 м, либо судно шириной 5 м и менее, помогающее в проводке плота и ошвартованное к плоту) идет от нас, либо одиночное несамоходное судно длиной менее 50 м, буксируемое на тросе, либо парусное судно длиной менее 7 м на ходу, либо судовая шлюпка на ходу, либо плот Карточка №5 Самоходное судно длиной 50 м и более, либо буксирующее судно, осуществляющее буксировку на тросе за кормой, идет на нас Карточка №6 Самоходное судно длиной 50 м и более идет влево (справа налево) Карточка №7 Самоходное судно длиной 50 м и более идет вправо (слева направо) Карточка №8 Самоходное судно шириной более 5 м (в т.ч. перевозящее опасный груз, судно шириной более 5 м, помогающее в проводке плота и ошвартованное к плоту) идет от нас Карточка №9 Самоходное судно длиной менее 50 м, работающее на переправе или внутригородских маршрутах, или самоходный паром длиной менее 50 м, или судно на воздушной подушке, длиной менее 50 м и находящееся в неводоизмещающем состоянии, идет влево (справа налево) Карточка №10 Самоходное судно длиной менее 50 м, работающее на переправе или внутригородских маршрутах, или самоходный паром длиной менее 50 м, или судно на воздушной подушке, длиной менее 50 м и находящееся в неводоизмещающем состоянии, идет на нас Карточка №11 Самоходное судно длиной менее 50 м, работающее на переправе или внутригородских маршрутах, или самоходный паром длиной менее 50 м, или судно на воздушной подушке, длиной менее 50 м и находящееся в неводоизмещающем состоянии, идет вправо (слева направо) Карточка №12 Самоходное судно шириной 5 м и менее, работающее на переправе или внутригородских маршрутах, или самоходный паром шириной 5 м и менее, или судно на воздушной подушке, шириной 5 м и менее и находящееся в неводоизмещающем состоянии, идет от нас, или паром канатной переправы Карточка №13 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы)), учаленные в одну кильватерную колонну, идет влево (справа налево) Карточка №14 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы)), учаленные в одну кильватерную колонну, идет на нас Карточка №15 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы)), учаленные в одну кильватерную колонну, идет вправо (слева направо) Карточка №16 Толкаемый состав (толкач шириной более 5 м), в т.ч. толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы) с опасными грузами, либо толкаемый(-е) объект(-ы), которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов, идет от нас Карточка №17 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы)), учаленные в две кильватерные колонны, идет влево (справа налево) Карточка №18 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы)), учаленные в две кильватерные колонны, идет на нас Карточка №19 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы)), учаленные в две кильватерные колонны, идет вправо(слева направо) Карточка №20 Толкаемый состав (толкач шириной 5 м и менее) идет от нас Карточка №21 Буксировщик, буксирующий состав на тросе за кормой, идет влево (справа налево) Карточка №22 Буксировщик, буксирующий состав на тросе за кормой, идет вправо (слева направо) Карточка №23 Буксировщик, буксирующий состав на тросе за кормой (в т.ч. в котором имеются суда с опасным грузом, либо суда, которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов), идет от нас Карточка №24 Судно, буксирующее плот, идет влево (справа налево) Карточка №25 Судно, буксирующее плот, идет на нас Карточка №26 Судно, буксирующее плот, идет вправо (слева направо) Карточка №27 Буксировщики, соединенные в кильватер и буксирующие состав на тросе за кормой, идут влево (справа налево). Карточка №28 Буксировщики, соединенные в кильватер и буксирующие состав на тросе за кормой, идут вправо (слева направо) Карточка №29 Буксировщики, соединенные в кильватер и буксирующие состав на тросе за кормой, идут от нас Карточка №30 Буксировщики, ошвартованные бортами и буксирующие состав на тросе за кормой, идут влево (справа налево) Карточка №31 Буксировщики, ошвартованные бортами и буксирующие состав на тросе за кормой, идут на нас Карточка №32 Буксировщики, ошвартованные бортами и буксирующие состав на тросе за кормой, идут вправо (слева направо) Карточка №33 Буксировщики, ошвартованные бортами и буксирующие состав на тросе за кормой, идут от нас Карточка №34 Самоходное судно, помогающее в проводке плота и ошвартованное к плоту. Идет влево (справа налево), либо на нас, либо вправо (слева направо) Карточка №35 Буксировщик, осуществляющий буксировку состава с толкачем, учаленным в одну кильватерную колонну, либо самоходного судна длиной более 50 м, с работающими двигателями, идет влево (справа налево) Карточка №36 Буксировщик, осуществляющий буксировку состава с толкачем, учаленным в одну кильватерную колонну, либо самоходного судна длиной более 50 м, с работающими двигателями, идет вправо (слева направо) Карточка №37 Буксировщик, осуществляющий буксировку состава с толкачем (шириной более 5 м), идет от нас Карточка №38 Буксировщик, осуществляющий буксировку под бортом самоходного судна длиной менее 50 м, либо несамоходного судна, идет влево (справа налево) Карточка №39 Буксировщик, осуществляющий буксировку под бортом самоходного судна длиной менее 50 м, либо несамоходного судна, идет на нас Карточка №40 Буксировщик, осуществляющий буксировку под бортом самоходного судна длиной менее 50 м, либо несамоходного судна, идет вправо (слева направо) Карточка №41 Буксировщик, осуществляющий буксировку под бортом самоходного судна длиной менее 50 м, либо несамоходного судна, идет от нас Карточка №42 Парусное судно длиной более 20 м и шириной более 5 м идет от нас Карточка №43 Одиночное несамоходное судно длиной 50 м и более, буксируемое на тросе, либо плот длиной 60 м и более, но менее 120 м на ходу или стоянке в пути следования, либо плот длиной 500 м, стоящий на формировочном рейде у левого берега, либо лесонаправляющие (лесоограждающие) плавучие сооружения лесных запаней и гаваней длиной 100 м, расположенные у левого берега, либо иные плавучие объекты длиной 50 м и более, но менее 100 м независимо от их расположения относительно судового хода, либо рыболовные сети Карточка №44 Парусное судно длиной более 20 м идет влево (справа налево) Карточка №45 Парусное судно длиной более 20 м идет на нас Карточка №46 Парусное судно длиной более 20 м идет вправо (слева направо) Карточка №47 Парусное судно длиной от 7 до 20 м идет влево (справа налево) Карточка №48 Парусное судно длиной от 7 до 20 м идет на нас Карточка №49 Парусное судно длиной от 7 до 20 м идет вправо (слева направо) Карточка №50 Самоходное судно с опасным грузом длиной более 50 м, либо судно, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, длиной более 50 м, идет влево (справа налево) Карточка №51 Самоходное судно с опасным грузом длиной более 50 м, либо судно, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, длиной более 50 м, идет на нас Карточка №52 Самоходное судно с опасным грузом длиной более 50 м, либо судно, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, длиной более 50 м, идет вправо (слева направо) Карточка №53 Судно, занятое буксировкой состава, в котором имеются суда с опасным грузом, либо суда, которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов, идет влево (справа налево) Карточка №54 Судно, занятое буксировкой состава, в котором имеются суда с опасным грузом, либо суда, которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов, идет на нас Карточка №55 Судно, занятое буксировкой состава, в котором имеются суда с опасным грузом, либо суда, которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов, идет вправо (слева направо) Карточка №56 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы) с опасными грузами, либо толкаемый(-е) объект(-ы), которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов), учаленные в одну кильватерную колонну, идет влево (справа налево). Карточка №57 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы) с опасными грузами, либо толкаемый(-е) объект(-ы), которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов), учаленные в одну кильватерную колонну, идет на нас Карточка №58 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы) с опасными грузами, либо толкаемый(-е) объект(-ы), которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов), учаленные в одну кильватерную колонну, идет вправо (слева направо). Карточка №59 Буксировщик, осуществляющий буксировку на тросе за кормой, работающий на переправе, идет влево (справа налево) Карточка №60 Самоходное судно длиной 50 м и более, работающее на переправе или внутригородских маршрутах, или самоходный паром длиной менее 50 м, или судно на воздушной подушке, длиной 50 м и более, находящееся в неводоизмещающем состоянии, или буксировщик, осуществляющий буксировку на тросе за кормой, работающий на переправе, идет на нас. Карточка №61 Буксировщик, осуществляющий буксировку на тросе за кормой, работающий на переправе, идет вправо (слева направо) Карточка №62 Плот длиной 120 м и более, но менее 240 м, в т.ч. на стоянке в пути следования Карточка №63 Плот длиной 240 м и более, но менее 480 м, в т.ч. на стоянке в пути следования, либо группа несамоходных судов при буксировке в составе. Карточка №64 Одиночное судно шириной более 5 м (в т.ч. судно на воздушной подушке шириной более 5 м, экраноплан шириной более 5 м) на стоянке (вид с кормы) Карточка №65 Плавучий объект длиной менее 50 м, либо дебаркадер, либо самоходное судно шириной 5 м и менее, стоящее на мели, если проход других судов мимо возможен. Карточка №66 Самоходное судно с опасными грузами шириной 5 м и менее на стоянке, либо самоходное судно, которое не было дегазировано после перевозки опасных грузов, шириной 5 м и менее на стоянке, либо буксируемое несамоходное судно с опасным грузом длиной менее 50 м, либо буксируемое несамоходное судно, которое не было дегазировано после перевозки опасных грузов, длиной менее 50 м, либо нефтеперекачивающая (нефтебункеровочная или зачистная) станция длиной менее 50 м, на стоянке Карточка №67 Буксируемое несамоходное судно с опасным грузом длиной 50 м и более, либо буксируемое несамоходное судно, которое не было дегазировано после перевозки опасных грузов, длиной 50 м и более, либо нефтеперекачивающая (нефтебункеровочная или зачистная) станция длиной 50 м и более на стоянке Карточка №68 Плот длиной 1000 м, стоящий на формировочном рейде у правого берега, либо лесонаправляющие (лесоограждающие) сооружения лесных запаней и гаваней длиной 200 м, расположенные у правого берега, либо рыболовные снасти, выпущенные с судов, занятых ловом рыбы на участках ВВП (кроме озер и водохранилищ), длиной 200 м. Карточка №69 Судно (состав) на мели, если другим судам проход невозможен (вид с носа) Карточка №70 Судно, длиной менее 50 м, занятое ловом рыбы, идет влево (справа налево) Карточка №71 Судно, занятое ловом рыбы, днем Карточка №72 Судно шириной более 5 м, занятое ловом рыбы, идет от нас Карточка №73 Несамоходные суда, стоящие в составе, или соединенные в группе, на рейде или у берега Карточка №74 Самоходное судно длиной 50 м и более, работающее на переправе или внутригородских маршрутах, или самоходный паром длиной 50 м и более, или судно на воздушной подушке, длиной 50 м и более и находящееся в неводоизмещающем состоянии, идет влево (справа налево) Карточка №75 Самоходное судно длиной 50 м и более, работающее на переправе или внутригородских маршрутах, или самоходный паром длиной 50 м и более, или судно на воздушной подушке, длиной 50 м и более и находящееся в неводоизмещающем состоянии, идет вправо (слева направо) Карточка №76 Самоходное судно шириной более 5 м, работающее на переправе или внутригородских маршрутах, или самоходный паром шириной более 5 м, или судно на воздушной подушке, шириной более 5 м и находящееся в неводоизмещающем состоянии, идет от нас Карточка №77 Плот диной более 480 м Карточка №78 Самоходный дноуглубительный снаряд длиной более 50 м с протаскиваемым (волочащимся) по дну грунтоприемником при заборе грунта на ходу, идет влево (справа налево) Карточка №79 Самоходное судно с опасным грузом длиной менее 50 м, либо судно, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, длиной менее 50 м, идет влево (справа налево) Карточка №80 Самоходное судно с опасным грузом длиной менее 50 м, либо судно, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, длиной менее 50 м, идет на нас Карточка №81 Самоходное судно с опасным грузом длиной менее 50 м, либо судно, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, длиной менее 50 м, идет вправо (слева направо) Карточка №82 Судно (состав) шириной более 5 м на мели, если другим судам проход невозможен (вид с кормы) Карточка №83 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы)), учаленные в одну кильватерную колонну, работающий на переправе идет влево (справа налево) Карточка №84 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы)), учаленные в одну кильватерную колонну, работающий на переправе идет на нас Карточка №85 Толкаемый состав (толкач и толкаемый(-е) объект(-ы)), учаленные в одну кильватерную колонну, работающий на переправе идет вправо (слева направо) Карточка №86 Экраноплан шириной более 5 м идет от нас Карточка №87 Экраноплан длиной менее 50 м идет влево (справа налево) Карточка №88 Экраноплан длиной менее 50 м идет на нас Карточка №89 Экраноплан длиной менее 50 м идет вправо (слева направо). Карточка №90 Судно (состав) на мели, если другим судам проход невозможен (днем) Карточка №91 Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую механическую установку, на ходу (днем) Карточка №92 Самоходное или несамоходное судно, осуществляющее перевозку опасного груза, либо самоходное или несамоходное судно, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, на ходу или стоянке (днем) Карточка №93 Одиночное самоходное судно, стоящее на якоре, либо толкач или буксировщик состава, стоящие на якоре, либо самоходное судно, или толкач, или буксировщик, стоящие на мели, если другим судам проход возможен (днем) Карточка №94 Судно Ространснадзора длиной менее 50 м Карточка №95 Судно Ространснадзора длиной менее 50 м идет на нас Карточка №96 Судно Ространснадзора длиной менее 50 м идет вправо (слева направо) Карточка №97 Судно Ространснадзора шириной 5 м и менее идет от нас либо судно Ространснадзора шириной 5 м и менее на стоянке Карточка №98 Карточка №99 Судно терпит бедствие и/или нуждается в помощи Карточка №100 Дноочистительный снаряд, либо судно занятое подводными работами (без водолазных) Карточка №101 Дноуглубительный снаряд при работе на правой стороне судового хода Карточка №102 Дноуглубительный снаряд при работе на левой стороне судового хода Карточка №103 Землесосный (рефулерный дноуглубительный) снаряд при работе на правой стороне судового хода и отводящий грунт с помощью плавучего рефулера за правую кромку судового хода Карточка №104 Землесосный (рефулерный дноуглубительный) снаряд при работе на левой стороне судового хода и отводящий грунт с помощью плавучего рефулера за левую кромку судового хода Карточка №105 Дноочистительный снаряд, либо судно занятое подводными работами (без водолазных), либо судно технического флота, занятое тралением судового хода или при работе у плавучих знаков навигационного оборудования, днем. Карточка №106 Судно, занятое водолазными работами Карточка №107 Судно, занятое водолазными работами (днем) Карточка №108 Самоходный дноуглубительный снаряд, с волочащимся по дну грунтоприемником, при заборе грунта на ходу, идет на нас Карточка №109 Самоходный дноуглубительный снаряд, с волочащимся по дну грунтоприемником, при заборе грунта на ходу, идет вправо (слева направо) Карточка №110 Самоходный дноуглубительный снаряд, с волочащимся по дну грунтоприемником, при заборе грунта на ходу, идет от нас Карточка №111 Самоходный дноуглубительный снаряд, с волочащимся по дну грунтоприемником, при заборе грунта на ходу (днем) Карточка №112 Судно технического флота, занятое тралением судового хода идет влево (справа налево) Карточка №113 Судно технического флота, занятое тралением судового хода идет на нас Карточка №114 Судно технического флота, занятое тралением судового хода идет вправо (слева направо) Карточка №115 Судно технического флота шириной более 5 м, занятое тралением судового хода идет от нас Карточка №116 Судно длиной менее 50 м, занятое ловом рыбы, протаскивающее траловую сеть или другое орудие лова, которое ограничивает его маневренность, идет на нас Карточка №117 Судно длиной менее 50 м, занятое ловом рыбы, протаскивающее траловую сеть или другое орудие лова, которое ограничивает его маневренность, идет вправо (слева направо) Карточка №118 Судно, выполняющее девиационные работы (днем) Карточка №119 Судно, лишенное возможности управляться, не имеет хода относительно воды Карточка №120 Судно, лишенное возможности управляться (днем) Карточка №121 Судно, лишенное возможности управляться, имеет ход относительно воды, идет влево (справа налево) Карточка №122 Судно, лишенное возможности управляться, имеет ход относительно воды, идет на нас Карточка №123 Судно, лишенное возможности управляться, имеет ход относительно воды, идет вправо (слева направо) Карточка №124 Судно шириной более 5 м, лишенное возможности управляться, имеет ход относительно воды, идет от нас Карточка №125 Звуковой сигнал «Внимание» Карточка №126 Звуковой сигнал «Я изменяю свой курс вправо» Карточка №127 Звуковой сигнал «Я изменяю свой курс влево» Карточка №128 Звуковой сигнал «Мои движители работают на задний ход» Карточка №129 Звуковой сигнал «Я намереваюсь остановиться или сделать оборот» Карточка №130 Звуковой сигнал «Предупреждение» Карточка №131 Звуковой сигнал «Человек за бортом». Карточка №132 Звуковой сигнал «Прошу увеличить ход» Карточка №133 Звуковой сигнал «Прошу уменьшить ход» Карточка №134 Звуковой сигнал «Прошу выйти на связь» Карточка №135 Варианты звукового сигнала «Терплю бедствие» Карточка №136 Звуковой сигнал «Я вас понял» Карточка №137 Звуковой сигнал «Пассажирское судно отходит в рейс» Карточка №138 Звуковой сигнал «Запрос на обгон» Карточка №139 Звуковой сигнал «Одиночное судно в движении в условиях ограниченной визуальной видимости» Карточка №140 Звуковой сигнал «Составы и плоты в движении в условиях ограниченной визуальной видимости» Карточка №141 Звуковой сигнал «Судно или состав на якоре или на мели в пределах судового хода в условиях ограниченной визуальной видимости» Карточка №142 Звуковой сигнал «Несамоходное судно с экипажем на якоре или на мели в пределах судового хода в условиях ограниченной визуальной видимости» Карточка №143 Звуковой сигнал «Судно следует по затруднительному непросматриваемому участку большой протяженности» Карточка №144 Сигнал на семафорной мачте - ход закрыт для движения в оба направления (днем) Карточка №145 Сигнал на семафорной мачте - ход закрыт для движения в оба направления Карточка №146 Сигнал на семафорной мачте - ход закрыт для движения снизу (днем). Применяется при светлом фоне местности Карточка №147 Сигнал на семафорной мачте – ход закрыт для движения снизу Карточка №148 Сигнал на семафорной мачте –ход закрыт для движения сверху (днем). Применяется при светлом фоне местности Карточка №149 Карточка №150 Береговой запрещающий знак – «Расхождение и обгон запрещены» Карточка №151 Затмевающийся огонь желтого цвета. Применяется на всех береговых запрещающих знаках, кроме знака «Якоря не бросать» Карточка №152 Береговой запрещающий знак – «Расхождение и обгон составов запрещены» Карточка №153 Береговой запрещающий знак – «Якоря не бросать» Карточка №154 Два желтых постоянных огня, расположенных по вертикали. Применяются на береговом запрещающем знаке «Якоря не бросать» Карточка №155 Береговой запрещающий знак – «Не создавать волнения» Карточка №156 Береговой запрещающий знак – «Движение мелких плавсредств запрещено» Карточка №157 Разрешающий сигнал на светофоре (семафоре). Применяется днем и ночью Карточка №158 Запрещающий сигнал на светофоре (семафоре). Применяется днем и ночью Карточка №159 Береговой предупреждающий и предписывающий знак «Скорость ограничена». Цифры на знаке указывают максимально допустимую скорость хода в км/ч Карточка №160 Желтый проблесковый огонь. Применяется на всех береговых предупреждающих и предписывающих знаках Карточка №161 Береговой предупреждающий и предписывающий знак «Внимание» Карточка №162 Береговой предупреждающий и предписывающий знак «Пересечение судового хода» Карточка №163 Береговой предупреждающий и предписывающий знак «Соблюдать надводный габарит» Цифры на знаке показывают высотный габарит надводного перехода от расчетного уровня воды в метрах и десятых к ним Карточка №164 Два желтых постоянных огня, расположенных по горизонтали. Применяются в виде одного из вариантов (вместо желтого проблескового огня) на береговом предупреждающем и предписывающем знаке «Соблюдать надводный габарит» Карточка №165 Береговой указательный знак «Место оборота судов» Карточка №166 Желтый постоянный огонь. Применяется на береговом указательном знаке «Место оборота судов» Карточка №167 Стоповый знак. Наносится в виде вертикальной линии краской на опорной стенке сооружений Карточка №168 Красный постоянный вертикальный огонь. Применяется на стоповом знаке Карточка №169 Плавучий навигационный знак «Кромочный левой кромки» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на левой кромке судового хода при светлом фоне местности Карточка №170 Плавучий навигационный знак «Кромочный левой кромки» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на левой кромке судового хода при темном фоне местности Карточка №171 Веха, которая устанавливается на левой кромке судового хода и обозначает кромку судового хода Карточка №172 Плавучий навигационный знак «Кромочный правой кромки». Устанавливается на правой кромке судового хода Карточка №173 Веха, которая устанавливается на правой кромке судового хода и обозначает кромку судового хода Карточка №174 Плавучий навигационный знак «Разделительный» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на кромке судового хода в местах его разделения при темном фоне местности Карточка №175 Плавучий навигационный знак «Разделительный» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на кромке судового хода в местах его разделения при светлом фоне местности Карточка №176 Плавучий навигационный знак «Знак опасности» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на левой кромке судового хода Карточка №177 Плавучий навигационный знак «Знак опасности» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на правой кромке судового хода при темном фоне местности Карточка №178 Плавучий навигационный знак «Знак опасности» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на правой кромке судового хода при светлом фоне местности Карточка №179 Плавучий навигационный знак «Поворотный» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на левой кромке судового хода при темном фоне местности Карточка №180 Плавучий навигационный знак «Поворотный» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на левой кромке судового хода при светлом фоне местности Карточка №181 Плавучий навигационный знак «Поворотный» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на правой кромке судового хода при темном фоне местности Карточка №182 Плавучий навигационный знак «Поворотный» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на правой кромке судового хода при светлом фоне местности Карточка №183 Плавучий навигационный знак «Осевой» и его навигационный огонь. Устанавливается на оси судового хода Карточка №184 Веха, которая устанавливается на оси судового хода совместно с плавучим навигационным знаком «Осевой» Карточка №185 Плавучий навигационный знак «Поворотно-осевой» и его навигационный огонь. Устанавливается на оси судового хода при темном фоне местности Карточка №186 Веха, которая устанавливается на оси судового хода совместно с плавучим навигационным знаком «Поворотно-осевой» при темном фоне местности Карточка №187 Плавучий навигационный знак «Поворотно-осевой» и его навигационный огонь. Устанавливается на оси судового хода при светлом фоне местности Карточка №188 Береговой навигационный знак «Кромочный створ». Применяется при светлом фоне местности Карточка №189 Береговой навигационный знак «Кромочный створ». Применяется при темном фоне местности Карточка №190 Береговой навигационный знак «Путевой огонь» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на левом берегу Карточка №191 Береговой навигационный знак «Путевой огонь» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на правом берегу Карточка №192 Сигнал на семафорной мачте - ход закрыт для движения сверху (днем). Применяется при темном фоне местности Карточка №193 Сигнал на семафорной мачте - ход закрыт для движения снизу (днем). Применяется при темном фоне местности Карточка №194 Плавучий навигационный знак «Свальный» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на левой кромке судового хода Карточка №195 Плавучий навигационный знак «Свальный» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на правой кромке при светлом фоне местности Карточка №196 Плавучий навигационный знак «Свальный» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на правой кромке при темном фоне местности Карточка №197 Рейдовые знаки и дополнительная табличка, указывающая протяженность и направление расположения рейда Карточка №198 Веха, которая устанавливается на оси судового хода совместно с плавучим навигационным знаком «Поворотно-осевой» при светлом фоне местности Карточка №199 Карточка №200 Вариант плавучего навигационного знака «Парный знак» и варианты навигационных огней для него Карточка №201 Указатель оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения плотовых составов. Применяется при светлом фоне местности Карточка №202 Указатель оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения плотовых составов. Применяется при темном фоне местности Карточка №203 Навигационные огни берегового навигационного знака «Рейдовый» (переднего и заднего), установленного на правом берегу. Карточка №204 Навигационные огни берегового навигационного знака «Рейдовый» (переднего и заднего), установленного на левом берегу. Карточка №205 Береговой навигационный знак «Осевой створ». Применяется при светлом фоне местности Карточка №206 Варианты навигационных огней для берегового навигационного знака «Осевой створ», установленного на левом берегу Карточка №207 Береговой навигационный знак «Осевой створ». Применяется при темном фоне местности Карточка №208 Варианты навигационных огней для берегового навигационного знака «Осевой створ», установленного на правом берегу Карточка №209 Береговой навигационный знак «Щелевой створ». Применяется при светлом фоне местности Карточка №210 Навигационные огни для берегового навигационного знака «Щелевой створ» (независимо от места установки знака) Карточка №211 Береговой навигационный знак «Щелевой створ». Применяется при темном фоне местности Карточка №212 Береговой навигационный знак «Перевальный». Применяется при светлом фоне местности. Карточка №213 Береговой навигационный знак «Перевальный». Применяется при темном фоне местности Карточка №214 Навигационные огни, которые применяются на знаках, обозначающих левую кромку судового хода, на береговом навигационном знаке «Кромочный створ» Карточка №215 Навигационные огни, которые применяются на знаках, обозначающих правую кромку судового хода, на береговом навигационном знаке «Кромочный створ» Карточка №216 Варианты навигационных огней для берегового навигационного знака «Перевальный», установленного на левом берегу Карточка №217 Варианты навигационных огней для берегового навигационного знака «Перевальный», установленного на правом берегу. Карточка №218 Береговой навигационный знак «Весенний» и его навигационный огонь. Устанавливается на правом берегу Карточка №219 Береговой навигационный знак «Весенний» и его навигационный огонь. Устанавливается на левом берегу Карточка №220 Береговой навигационный знак «Ориентир» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на левом берегу Карточка №221 Береговой навигационный знак «Ориентир» и варианты навигационных огней для него. Устанавливается на правом берегу Карточка №222 Береговой навигационный знак «Ходовой» и его навигационный огонь. Устанавливается на левом берегу Карточка №223 Береговой навигационный знак «Ходовой» и его навигационный огонь. Устанавливается на правом берегу Карточка №224 Указатель оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения судов и составов (кроме плотовых) сверху. Применяется при светлом фоне местности Карточка №225 Указатель оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения судов и составов (кроме плотовых) сверху. Применяется при темном фоне местности Карточка №226 Навигационные огни, которые применяются для указания оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения судов независимо от направления движения Карточка №227 Навигационные огни, которые применяются для указания оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения плотовых составов сверху Карточка №228 Указатель оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения маломерных судов независимо от направления движения. Применяется при светлом фоне местности Карточка №229 Указатель оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения маломерных судов независимо от направления движения. Применяется при темном фоне местности Карточка №230 Указатель оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения судов и составов снизу. Применяется при светлом фоне местности Карточка №231 Указатель оси судового хода в судоходном пролете моста, предназначенном для движения судов и составов снизу. Применяется при темном фоне местности Карточка №233 Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Применяется при светлом фоне местности. Одна пара знаков (один знак слева и один знак справа) обозначают высоту пролета менее 10 м Карточка №234 Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Применяется при темном фоне местности. Одна пара знаков (один знак слева и один знак справа) обозначают высоту пролета менее 10 м Карточка №235 Навигационный огонь, применяющийся на указателе высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Одна пара огней (один огонь слева и один огонь справа) обозначают высоту пролета менее 10 м. Карточка №236 Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Применяется при светлом фоне местности. Две пары знаков (два знака слева и два знака справа) обозначают высоту пролета моста более 10 м, но менее 13 м Карточка №237 Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Применяется при темном фоне местности. Две пары знаков (два знака слева и два знака справа) обозначают высоту пролета моста более 10 м, но менее 13 м Карточка №238 Навигационные огни, применяющиеся на указателе высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Две пары огней (два огня слева и два огня справа) обозначают высоту пролета моста более 10 м, но менее 13 м. Карточка №239 Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Применяется при светлом фоне местности. Три пары знаков (три знака слева и три знака справа) обозначают высоту пролета моста более 13 м, но менее 16 м Карточка №240 Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Применяется при темном фоне местности. Три пары знаков (три знака слева и три знака справа) обозначают высоту пролета моста более 13 м, но менее 16 м Карточка №241 Навигационные огни, применяющиеся на указателе высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Три пары огней (три огня слева и три огня справа) обозначают высоту пролета моста более 13 м, но менее 16 м. Карточка №242 Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Применяется при светлом фоне местности. Четыре пары знаков четыре знака слева и четыре знака справа) обозначают высоту пролета моста более 16 м Карточка №243 Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Применяется при темном фоне местности. Четыре пары знаков (четыре знака слева и четыре знака справа) обозначают высоту пролета моста более 16 м Карточка №244 Навигационные огни, применяющиеся на указателе высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста. Четыре пары огней (четыре огня слева и четыре огня справа) обозначают высоту пролета моста более 16 м. Карточка №245 Навигационные огни, применяющиеся на разводных пролетах наплавных мостов. Разводная часть отведена в сторону правого берега Карточка №246 Навигационные огни, применяющиеся на разводных пролетах наплавных мостов.Разводная часть отведена в сторону левого берега Карточка №247 Плавучий знак кардинальной системы ограждения навигационных опасностей системы МАМС и его навигационный огонь. Северный знак Карточка №248 Плавучий знак кардинальной системы ограждения навигационных опасностей системы МАМС и его навигационный огонь. Южный знак Карточка №249 Плавучий знак кардинальной системы ограждения навигационных опасностей системы МАМС и его навигационный огонь. Восточный знак Карточка №250 Плавучий знак кардинальной системы ограждения навигационных опасностей системы МАМС и его навигационный огонь. Западный знак Карточка №251 Плавучий знак ограждения отдельных навигационных опасностей малых размеров системы МАМС и его навигационный огонь

Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО).

В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.

К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции,а также акустические средства туманной сигнализации.

Маяки – специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием.

Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.

Навигационные знаки – сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль.

Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов. Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.

Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.

Система предусматривает пять типов знаков

1. Латеральные знаки. Эти знаки (буи и вехи) выставляются для ограждения сторон фарватеров.

Мировой океан разделен на два региона: регион А и регион В,которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками.

Страны, принявшие красный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, относятся к региону А; страны,принявшие зеленый цвет окраски СНО с левой стороны фарватера,- к региону В. При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря. Остальные типы знаков являются общими для регионов А и В.

Регион А. На левой стороне (рис. 17.20) выставляют знаки, полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра, светящийся буй имеет красный огонь. Характер огня – Пр 3с (проблесковый, период 3с).

На правой стороне (рисунка) выставляют знаки, полностью окрашенные в зеленый цвет, топовые фигуры имеют вид зеленого цилиндра, светящийся буй имеет зеленый огонь. Характер огня – Пр 3с.

В отдельных случаях направление фарватера оговаривается особо. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, причем нумерация или обозначение буев буквами ведется со стороны моря.

В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.

Основной фарватер справа – окраска знаков красная с широкой зеленой горизонтальной полосой, топовая фигура в форме красного цилиндра, светящийся буй имеет красный цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с (сложный групповой проблесковый, период 9 секунд).

Основной фарватер слева – окраска знаков зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, топовая фигура в форме зеленого конуса, светящийся буй имеет зеленый цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с.

Регион В. На латеральных знаках, выставляемых на левой и правой стороне фарватера, зажигают соответственно зеленые и красные огни.

Регион А

Знак левой стороны

Знак правой стороны

Регион В

Знак левой стороны

Знак правой стороны

Знак,указывающий, что основной фарватер слева

Знак,указывающий, что основной фарватер справа

Служат для ограждения отдельно лежащих навигационных опасностей, а также затонувших судов. Эти знаки обозначают сторону (по компасу), с которой судно должно обходить опасность. Они могут выставляться в одном, нескольких или всех секторах от опасности. Для ограждения применяются буи и вехи черно-желтой окраски в различных сочетаниях (рис. 17.28).

В качестве топовых фигур служат два черных конуса, установленных один над другим. Огонь светящихся буев белый.

Северные буи и вехи выставляются в северном секторе к N от опасности. Знаки имеют верху черный цвет, внизу – желтый. Топовые фигуры – конусы вершинами вверх. Характер огня – Ч (частый).

Восточные буи и вехи выставляются в восточном секторе к Е от опасности. Знаки имеют черный цвет с широкой желтой горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы основаниями вместе. Характер огня – Ч (3) 10с (три частых проблеска в группе, период 10 с).

Южные буи и вехи выставляются в южном секторе к S от опасности. Знаки имеют вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (6) ДлПр 15с (шесть частых проблесков в группе с длительным проблеском, период 15 с).

Западные буи и вехи выставляются в западном секторе к W от опасности.

Знаки имеют желтый цвет с широкой черной горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (9) 15с (девять частых проблесков в группе, период 15 с).

Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров.

Выставляются над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки окрашены в черный цвет с одной или более красными широкими горизонтальными полосами (рис. 17.29). Топовые фигуры – два черных шара, размещенные один над другим. Светящий буй имеет белый цвет. Характер огня – Пр (2) 5с.

3. Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые). Знаки (буи и вехи) окрашены красными и белыми вертикальными полосами (рис. 17.30). Топовая фигура имеют вид красного шара. Светящий буй имеет белый огонь. Характер огня – ДлПр 6с (длительно-проблесковый, период 6 секунд).

Применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, например, мест прокладки кабелей и др.

Знаки окрашены в желтый цвет. Топовые фигуры – косой крест желтого цвета. Светящий буй имеет желтый огонь, характер огня – Пр 5с.

Знаки,ограждающие отдельные опасности

Плавучие знаки устанавливают в дополнение к береговым, для обозначения кромок или оси судового хода и фарватера, а также для указания мест подводных препятствий, поворотов и разветвлений судового хода и обозначения направления свального течения.

К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи.

Конструкция знака определяется гидрологическими условиями водного пути, на котором он установлен. На внутренних водных путях предусмотрены четыре типа силуэтов плавучих знаков: треугольный, прямоугольный, круглый и линейный. Каждый знак-силуэт в зависимости от дальности его видимости имеет разные размеры надводной части, которые регламентируются Государственным стандартом. Так высота расположения огня над уровнем воды составляет у речных буев 0.8-1.5 м, у озерных 2-3 м и у морских 3.1-6.5 м.

Необходимость установки на кромках судового хода буев с различным типом силуэта сигнальной фигуры вызвана сложностью распознавания цвета окраски знаков при неблагоприятных условиях. Так при нахождении Солнца позади буя на небольшой высоте, расстояние, на котором опознается цвет буя, составляет 150-200 м. Этого расстояния недостаточно для своевременного выполнения маневров, особенно в условиях извилистого судового хода. Использование буев различного силуэта значительно увеличивает расстояние, с которого их принадлежность к правой или левой кромке опознается. На озерных и морских буях для этой цели применяют топовые фигуры.

В зависимости от гидрологических особенностей места установки и условий работы буи подразделяются на речные, озерно-речные, озерные и морские. Речные и озерно-речные буи приспособлены к работе в районах, где преобладающими факторами воздействия на них являются статические нагрузки – течение и постоянная ветровая нагрузка, остальные буи – к работе в районах, где главным фактором является волнение водной поверхности. При устройстве буев первой группы предусмотрено уменьшение угла крена под действием течения, для второй группы – углов крена на волнении.

Речной и озерно-речной буй (рис. 6.21) представляет собой металлический поплавок с надводной частью, имеющей треугольный и прямоугольный силуэт. На его вершине размещается сигнальный фонарь кругового действия. В надводной части корпуса буя в специальном пенале р

Рис. 6.21. Буи:

а – озерные; б – озерно-речные; в – речные

азмещается источник питания сигнального огня. Буй удерживается на месте с помощью якоря. Буи являются преобладающим видом плавучих знаков на внутренних водных путях.

Рис. 6.22. Морской буй:

1 – светооптический аппарат; 2 – надстройка;

3 – цилиндрический корпус; 4 – хвостовик;

5 – чугунный балласт

Морской буй (рис. 6.22) состоит из цилиндрического корпуса с металлической решетчатой надстройкой и хвостовика с чугунным балластом. На вершине надстройки устанавливается светооптический аппарат. Балласт обеспечивает бую необходимую остойчивость. Внутри корпуса размещаются герметически закрывающиеся пеналы, в которые помещают электрические батареи или ацетиленовые баллоны, питающие светооптический аппарат. Для получения нужной характеристики огня в оборудование буя вводится электрический проблесковый автомат или ацетиленовый проблескатор. На озерных и морских буях устанавливают радиолокационные пассивные отражатели, благодаря которым значительно увеличивается дальность их обнаружения.

Для подачи звуковых сигналов при плохой видимости морские буи снабжают звукосигнальными устройствами: колоколами и воздушными волновыми ревунами. Действие колокола основано на использовании сил инерции, возникающих при качке буя, ревун приводится в действие при вертикальных колебаниях буя, вызываемых волнением.

Якорное устройство буев состоит из якорной цепи, в которую вставляют вертлюг, и чугунного или бетонного якоря. Длина якорной цепи обычно берется равной двойной – тройной глубине в месте постановки буя.

Бакен (рис. 6.23) представляет собой плавучий знак, состоящий из плотика с укрепленной на нем сигнальной фигурой – надстройкой. Сигнальная фигура в зависимости от назначения бакена имеет силуэт в виде треугольника, круга или прямоугольника. Плотик бакена и его надстройку выполняют из дерева.

Рис. 6.23. Бакены:

а – пирамидальный; б – шаровый; в – цилиндрический

Надстройка треугольного силуэта представляет собой трехгранную пирамиду. Ее грани делаются из брусков и обшиваются тонкими досками с зазором 1.5-2.0 см. На вершине пирамиды имеется штырь для установки сигнального фонаря. Внутри пирамиды устраивается полка для размещения источников питания фонаря. Бакены треугольного силуэта применяются для ограждения, как правило, левой кромки судового хода.

Надстройка круглого силуэта (шаровая) состоит из двух пересекающихся круглых дощатых щитов, прикрепленных крестообразно к вертикальной стойке. Фонарь крепится на вершине этой стойки. Полка источника питания устраивается в углу между кругами.

Надстройка прямоугольного силуэта (цилиндрическая) состоит из двух круглых ободов с дощатой обивкой. Она может быть выполнена и в виде трех пересекающихся под углом 120 плоскостей (прямоугольников), укрепляемых на плотике.

Бакены в виде шара или цилиндра устанавливают только для обозначения правой кромки судового хода.

Обычно буи и бакены используются только в период физической навигации, когда водные пути очищаются от льда. В период весеннего и осеннего ледохода, а на водохранилищах в качестве дублирующих применяются несветящие ледовые буи сигарообразной формы.

Озерные и речные плавучие вехи (рис. 6.24, а, б) применяются для ограждения судового хода на водных путях с неосвещаемым навигационным оборудованием, а также используются для установки совместно с буями и бакенами в качестве дополнительных знаков на особо затруднительных участках (повороты, подходы к причалам и т.п.) или в качестве контрольных – для дублирования буев и бакенов.

Веха представляет собой вертикально или наклонно плавающий деревянный шест, к нижнему концу которого прикреплен якорный груз. Длина озерной вехи достигает 10 м, а речной 3-8 м. Верхняя часть шеста, выступающая из воды (около 1/3 длины), окрашивается в соответствии с назначением вехи. На вехах правой кромки и оси судового хода укрепляются топовые (отличительные) фигуры в виде круга, изготовляемые из двух пересекающихся между собой дисков.

Рис. 6.24. Озерная (а), речная (б) и морская (в) веха:

1 – топовая фигура; 2 – стальной корпус; 3 – металлическая труба; 4 – балласт

Морские вехи (рис. 6.24, в) применяются в качестве морских плавучих предостерегательных знаков для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, мест якорных стоянок. Морская веха состоит из стального корпуса, металлической трубы (шеста), топовой фигуры, груза-противовеса (балласта) и якорного устройства. Длина металлической морской вехи достигает 9 м.

На внутренних водных путях применяются латеральные, осевые и кардинальные плавучие навигационные знаки, которые имеют свои отличительные признаки по раскраске и характеру сигнального огня в зависимости от их назначения и расстановки.

Латеральными плавучими знаками обозначают кромки (стороны) судового хода или фарватера, а осевыми – ось судового хода или фарватера.

Кардинальными плавучими знаками ограждаются отдельные навигационные опасности (мели, банки, скалы, мысы, затонувшие суда и т.п.) на морях и крупных озерах. Плавучие знаки выставляются вокруг опасности таким образом, чтобы они ограждали ее относительно стран света.

Латеральные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности (стоящие на опасности), свальные, разделительные, а осевые – на осевые и поворотно-осевые.

Кромочные знаки служат для обозначения кромок судового хода. Правая кромка судового хода ограждается буями или бакенами прямоугольного, круглого или линейного силуэта красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой фигурой (рис. 6.25, а). В темное время суток на знаках правой кромки зажигается постоянный или проблесковый огонь красного цвета.

Левая кромка судового хода ограждается плавучими знаками треугольного или линейного силуэта белого или черного цвета (черный цвет применяется на озерах или водохранилищах), а также вехами белого цвета (рис. 6.25, б). Сигнальный огонь буев и бакенов левой кромки – белый, желтый или зеленый, постоянный или проблесковый.

На реках наименования кромок (сторон) судового хода принимается по направлению течения. На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование кромок принимается по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине. На судоходных каналах принятое наименование сторон является условным и указывается в проектах освоения этих водных путей. На озерах наименование сторон принимается обычно с учетом впадающих и вытекающих из них рек и указывается на картах.

Поворотные знаки служат для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором и скальным дном. На реках их устанавливают обычно в местах крутых по

Рис. 6.25. Кромочные, поворотные знаки и знаки опасности:

а – кромочный правый; б – кромочный левый; в – поворотный правой кромки; г – поворотный левой кромки; д – знак опасности левой кромки; е – знак опасности правой кромки

воротов водного пути, когда рельеф береговой полосы не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки.

Поворотный знак, установленный на правой кромке (при движении вниз) обозначает правый поворот. Он представляет собой буй прямоугольного или линейного силуэта красного цвета с черной или белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, в). Сигнальный огонь буев правой кромки – красный частопроблесковый или проблесковый.

Поворотный знак левой кромки, обозначающий левый поворот, представляет собой буй треугольного или линейного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине или в черный цвет с белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, г). Сигнальный огонь – зеленый, белый, желтый частопроблесковый или проблесковый.

Знаки опасности (дублирующие знаки) служат для обозначения отдельных, особо опасных для судоходства препятствий (скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда и т.п.), находящихся вблизи кромки судового хода. Эти препятствия ограждаются двумя плавучими знаками – кромочным и дублирующим (стоящим на опасности). Знак опасности устанавливается непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны, а кромочный знак в 10-15 м от него в сторону оси судового хода. Если кромочный знак будет сбит судном, остается дублирующий знак, что обеспечивает безопасность движения судов.

Знак опасности левой кромки (рис. 6.25, д) представляет собой буй или бакен треугольного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине и тремя – четырьмя черными вертикальными полосами, которые при пересечении образуют крест. В темное время суток на этом знаке зажигается зеленый двухпроблесковый или проблесковый огонь.

Знаком опасности правой кромки (рис. 6.25, е) является буй прямоугольного силуэта красного цвета с белыми или черными горизонтальными и вертикальными полосами, образующими при пересечении крест. Сигнальный огонь – красный двухпроблесковый или проблесковый.

Свальные знаки обозначают участки водного пути с сильным свальным течением, в значительной степени затрудняющим судоходство. Они устанавливаются выше по течению на кромке судового хода, противоположной свалу.

Свальным знаком левой кромки (рис. 6.26, а) является буй или бакен треугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в белый цвет, а нижняя – в черный. Сигнальный огонь – зеленый группочастопроблесковый или проблесковый.

Свальным знаком правой кромки (рис. 6.26, б) является буй или бакен прямоугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в красный цвет, а нижняя – в белый или черный. Сигнальный огонь – красный группочастопроблесковый или проблесковый.

Рис. 6.26. Свальные (а, б), разделительные (в, г),

осевые (д) и поворотно-осевые (е) знаки

Следует отметить, что на участке водного пути проблесковый характер огня может применяться только на одном из вышеперечисленных плавучих знаков. Например, если на кромочных знаках использован проблесковый огонь, то на поворотных, свальных и знаках опасности проблесковый огонь устанавливаться не может.

Разделительные знаки служат для обозначения разделения судового хода. Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными или белыми и тремя красными чередующимися вертикальными полосами, равными между собой (рис. 6.26, в).

Разделение судового хода может обозначаться также двумя стоящими рядом плавучими знаками левой и правой кромок судового хода (парный знак) (рис. 6.26, г).

На разделительном знаке в темное время горят одновременно два сигнальных огня: красный и зеленый, красный и белый или красный и желтый проблесковые. На парном разделительном знаке сигнальный огонь: на знаке правой кромки – красный постоянный; на знаке левой кромки – зеленый, белый или желтый постоянный.

Осевые знаки (рис. 6.26, д) устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые части. Ориентировка по этим знакам производится по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя меня слева».

Осевой буй имеет треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый двухпроблесковый. Осевая веха имеет такую же окраску, как и осевой буй.

Поворотно-осевые знаки (рис. 6.26, е) служат для обозначения поворота судового хода. В качестве этих знаков применяются буи и вехи. Поворотно-осевой буй имеет такую же форму, как и осевой, но его надводная часть окрашивается двумя черными или белыми и тремя красными полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый группочастопроблесковый.

Плавучие знаки выставляются не позднее, чем на третий день после очищения ото льда водного пути и действуют до появления сала и шуги.

На крупных озерах и в морских водах России принята система плавучего ограждения Международной ассоциации маячных служб – система МАМС.

Системой МАМС предусмотрено деление Мирового океана на два региона – регион А и регион Б .

Система плавучего ограждения МАМС в целом является единой для обоих регионов. Разделение системы на регионы А и Б вызвано только различием в окраске латеральных знаков и огней.

Россия, страны Европы, Азии (кроме Японии и Южной Кореи), Африки и Австралии объявили о своей принадлежности к региону А . В регионе А красный цвет знаков и огней принят для ограждения левой стороны фарватеров и каналов (красный слева), а зеленый – для ограждения правой стороны фарватеров и каналов.

В регионе Б , о принадлежности к которому объявили страны Северной и Южной Америки, Япония и Южная Корея, красный цвет принят для ограждения правой стороны фарватеров и каналов (красный справа).

Система плавучего ограждения МАМС включает пять типов знаков: латеральные знаки; кардинальные знаки; знаки отдельных опасностей малых размеров; осевые знаки (знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера или канала и середину прохода); знаки специального назначения.

Латеральные знаки системы МАМС подразделяются на знаки ограждения сторон фарватеров и каналов и знаки разделения фарватеров.

Рис. 6.27. Латеральные знаки

ограждения сторон фарватеров:

а – левой стороны; б – правой стороны

Знаки ограждения сторон фарватеров (рис. 6.27) служат для обозначения сторон фарватера (канала).

На левой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра (рис. 6.27, а). Сигнальный огонь – красный проблесковый (период 3 с).

На правой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в зеленый цвет (рис. 6.27, б). Топовая фигура представляют собой зеленый конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый проблесковый (период 3 с).

Знаки разделения фарватеров (рис. 6.28) устанавливаются в местах разделения фарватера и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака, считая с моря. Знак «Основной фарватер справа» (рис. 6.28, а) окрашен в красный цвет с широкой зеленой горизонтальной полосой. Топовая фигура имеет форму красного цилиндра. Сигнальный огонь – красный, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с). Знак «Основной фарватер слева» (рис. 6.28, б) окрашен в зеленый цвет с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура представляет собой конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с).

Рис. 6.28. Латеральные знаки разделения фарватеров:

а – основной фарватер справа; б – основной фарватер слева

Кардинальные знаки (рис. 6.29) предназначены для ограждения навигационных опасностей. Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно стран света (по четырем главным направлениям компаса). При этом горизонт вокруг опасности условно делится на четыре сектора: северный, восточный, южный и западный. Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны, с которой следует обходить ограждаемую опасность. Кардинальный знак называется по наименованию сектора, в котором он находится.

Северный знак имеет вверху черный цвет, внизу – желтый. Топовая фигура – два конуса вершинами вверх. Сигнальный огонь – белый, частопроблесковый.

Рис. 6.29. Кардинальные знаки

Восточный знак имеет черный цвет с широкой горизонтальной полосой желтого цвета. Топовая фигура – два черных конуса основаниями вместе. Сигнальный огонь – белый проблесковый из трех частых проблесков (период 10 с).

Южный знак имеет вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вниз. Огонь – белый, шесть частых проблесков и один длительный, период 15 с.

Западный знак имеет желтый цвет с широкой горизонтальной полосой черного цвета. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вместе. Сигнальный огонь – белый, девять частых проблесков, период 15 с.

Знаки отдельных опасностей малых размеров (рис. 6.30, а) ограждают отдельные, малые по размерам опасности (в том числе затонувшие суда), вписываемые в окружность радиусом в 100 м. Они выставляются над опасностью и могут обойдены с любой стороны. Окраска знаков черная с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура – два черных шара один над другим. Огонь – белый двухпроблесковый, период 5 с.

Рис. 6.30. Знак отдельной опасности

малых размеров (а), осевой знак (б),

знак специального назначения (в)

Осевые знаки (рис. 6.30, б) служат для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов) и середины проходов. Их устанавливают на оси фарватеров, рекомендованных курсов и середине безопасных проходов. Знаки окрашены красными и белыми вертикальными полосами. Топовая фигура – один красный шар. Сигнальный огонь – белый длительнопроблесковый (период 6 с).

Знаки специального назначения (рис. 6.30, в) применяются для ограждения специальных районов, полигонов и объектов (например, для ограждения свалок грунтов, мест военных учений, прокладки кабелей и др.). Цвет знака желтый, топовая фигура – один желтый косой крест. Сигнальный огонь – желтый проблесковый (период 5 с).

На картинках показаны основные береговые навигационные знаки (по ГОСТ 16150-70), с которыми турист-водник встречается при плавании по судоходной реке. Это - своеобразные буквы речной азбуки, знание которой необходимо судоводителю для того, чтобы провести свое судно кратчайшим путем и избежать опасностей, например - посадки на скрытые под спокойной гладью реки мели и камни. Есть, как известно, еще и плавучие знаки - вехи, буи, бакены, не им будет посвящена отдельная статья (планируется подготовить ее, когда войдет в силу новый стандарт на эти знаки, в настоящее время находящийся на стадии утверждения).

Наша публикация не ставит целью дать исчерпывающие сведения о назначении каждого знака, конструкции и способах расстановки знаков- с этим можно познакомиться по соответствующей литературе или на курсах. Мы надеемся, что наглядные изображения знаков, приведенные на вкладке, помогут начинающим судоводителям-любителям быстрее запомнить их (подобно тому, как лучше запоминаются большие, красочные буквы в букваре). Попутно приведем некоторые сведения об отдельных береговых знаках, не всегда достаточно четко изложенные в популярных учебниках для любителей.

Перевальный знак служит ориентиром для выбора курса на извилистых реках с достаточно широким судовым ходом (когда не требуется более точное указание его направления при помощи створов). Это - два хорошо заметных квадратных щита, закрепленных на верхнем конце столба так, что их плоскости расположены строго перпендикулярно рекомендованной оси судового хода, который в этом месте переходит («переваливает») от одного берега к другому. Увидев впереди на берегу такой знак, держите прямо на него таким образом, чтобы видимая форма щита была возможно ближе к квадрату. Поравнявшись со знаком, постепенно переводите лодку («переваливайте») на новый курс, о правильности которого можно судить по форме второго щита того же знака, оставшегося за кормой. Разумеется, при этом нужно следить и за плавучей обстановкой по курсу, которая может ограждать отдельные выступающие на судовой ход опасности.

В тех случаях, когда нужно обеспечить большую дальность видимости, ставят перевальные знаки типа II. Отличаются они тем, что в нижней части добавлены наклонные трапецеидальные решетчатые щиты, развернутые так же, как и верхние квадратные.

Перевальные знаки окрашиваются в белый или красный цвет, в зависимости от фона, на котором они видны с реки.

Вообще же большинство знаков окрашивается в зависимости от берега, на котором они устанавливаются- правому берегу (смотря вниз по течению) присвоен на реке красный цвет, левому - белый. Соответственно знаки освещаются и ночью: на правом берегу - красным огнем, на левом - белым или зеленым (если много других белых огней).

Не удивляйтесь, если столб перевального знака будет окрашен чередующимися полосами белого и красного (или черного) цветов - это иногда делается для их лучшей приметности.

Ходовой знак

Ходовой знак - ромбовидный щит на столбе - показывает, что судовой ход идет в непосредственной близости от этого берега и вдоль него. Ширина несудоходной прибрежной полосы, оговариваемая местными правилами плавания, обычно составляет от 10 до 30 м от берега. В пределах этой полосы даже судно с малой осадкой не гарантировано от встречи с каким-либо подводным препятствием-затонувшей баржей, сваями, обрушившимися в реку деревьями.

Ночью ходовые знаки хорошо заметны - их легко отличить благодаря проблесковым огням.

Щиты ходовых знаков всегда выполняются объемными, т. е. с какого бы ракурса на них не смотреть, всегда виден ромб.

Можно смело следовать вдоль берега, на котором стоят ходовые знаки, только в границах, обозначенных перевальными знаками: подошел к такому - подправляй курс.

Знаки «Ориентир»

Знаки «Ориентир» (весенние знаки) ставятся на реках, которые весной выходят из берегов, чтобы судоводитель мог судить о положении кромки берега, залитого водой. Как и ходовые знаки, они имеют верхние фигуры объемной формы (на правом берегу - шар, на левом - конус). Огни на этих знаках группопроблесковые- с двумя проблесками.

Створные знаки

Створные знаки устанавливаются там, где нужно обозначить прямолинейный судовой ход более точно, чем этого можно достигнуть с помощью перевальных и ходовых знаков.

Линейные знаки

В зависимости от необходимой дальности обнаружения знаков они могут иметь различные размеры и конфигурацию. Также показаны наиболее распространенные линейные знаки типов I (с квадратными щитами) и II (с квадратными щитами вверху и трапецеидальными в нижней части). При значительной протяженности застворенного участка судового хода (10-15 км) приходится делать створные знаки в виде четырехгранных усеченных пирамид высотой иногда до 15 м с зашивкой передней плоскости досками.

Щиты линейных створов располагаются перпендикулярно направлению судового хода; задний знак всегда выше переднего При точном следовании по фарватеру эти щиты должны совмещаться друг с другом по вертикали; на створах типов II, III, IV совмещаются вертикальные полосы - черные (на белых щитах) или белые (на красных). Ночью створные огни могут освещаться белыми, зелеными или красными огнями, но всегда передний знак будет иметь постоянный огонь, а задний - проблесковый.

Научиться ходить по створам несложно, когда они расположены впереди, но полезно потренироваться в следовании судовым ходом при положении знаков за кормой судна (надо иметь в виду, что чаще всего они устанавливаются только на одном из концов участка ходового хода).

Щелевые створы

Разновидностью створов являются щелевые створы, обозначающие, в отличие от линейных, не только ось судового хода, но и боковые его границы. Такие створы состоят уже не из двух, а из трех створных знаков, расположенных треугольником - два спереди и один сзади. Если вы идете точно по оси фарватера, задний створ виден посередине между передними. Если задний створ и какой-либо из передних совместились по вертикали, значит катер вышел на кромку судового хода. А если катер сошел с судового хода, задний знак окажется с внешней стороны от того или иного переднего знака.

Огни на знаках щелевых створов такие же, как и на линейных: передние постоянные, задний проблесковый.

Кромочные створные знаки

Есть еще один тип створов - кромочные створные знаки, обозначающие положение правой или левой кромки фарватера. На линии каждой кромки ставят по два знака: передний в виде прямоугольного щита и задний - со щитом в форме прямоугольной трапеции, наклонная кромка которого всегда обращена в сторону судового хода (таким знаком может быть обозначена и только одна кромка). Щиты окрашивают соответственно кромке, которую они ограничивают: правых знаков в красный, левых - в белый цвет.

Если судно идет по судовому ходу, то обе пары знаков находятся в «растворе» - задние знаки видны между передними прямоугольными щитами. Если какая-либо пара щитов состворится, значит катер вышел на самую кромку судоходной полосы (в положении створов, показанном на вкладке, вправо лучше не ходить!) Поясним, что кромочные знаки считаются в створе, когда совмещаются соответствующие вертикальные внутренняя кромка переднего знака и наружная заднего.

Ночью на передних створах правой кромки горят красные огни, на левой кромке - зеленые. Передние огни постоянные; задние дают два проблеска с длительным интервалом между каждой парой.

Огни на мостах. Мачты

Огни на мостах. Мачты. При подходе к мосту отыскать судоходный пролет несложно по красному щиту, закрепленному на ферме (с верхней стороны моста, т. е. для прохода по течению, он имеет форму ромба; с нижней - квадрата). Однако водителю катера рекомендуется снизить скорость, так как не исключена возможность, что пролет открыт и для судов, идущих навстречу.

Обратите внимание на берег вблизи моста; не стоит ли здесь семафорная мачта или светофор, регулирующий проход судов сверху и снизу. Знаки на мачте аналогичны показанным на вкладке.

Ночью открытый для прохода пролет моста обозначается двумя створными красными огнями, расположенными по вертикали. Два зеленых огня обозначают пролет, проходить в который разрешается только буксирам с плотами.

На некоторых реках еще немало наплавных и понтонных мостов. Днем судоводитель легко может найти проход, когда он открыт. Ночью наплавной мост освещается рядом постоянных белых огней, установленных на нем не реже чем через 50 м. Открытый проход обозначается двумя расположенными один над другим - огнями: у правого конца прохода красного цвета, у левого - зеленого. Третий огонь горит на конце отведенной в сторону разводной части.

Капитаны яхт при подходе к мосту обычно начинают беспокоиться - пройдет ли мачта под фермами. Ориентироваться можно по зеленым огням, закрепленным на обоих устоях моста, ограничивающих судоходный пролет. Если горят два огня, высота пролета моста менее 10 м, три - 10-15 м; при четырех огнях высота пролета более 15 м.

Знаки переходов

Напомним, что яхтсмены должны обращать внимание и на знаки воздушных переходов, которые ставятся на расстоянии 100 м выше и ниже линий электропередач, пересекающих реку. На небольших реках и каналах эти знаки и огни могут быть закреплены непосредственно на мачтах воздушного перехода.

Знак «Внимание»

Такими знаками ограждают зону, в которой судоводитель должен проявлять особую осторожность. Это могут быть участки реки в пределах города, у пляжей, у мест впадения боковых притоков, где возможно интенсивное движение судов в поперечном к основному ходу направлении. Ночью этот знак узнается по желтому проблесковому огню.

Ряд второстепенных знаков, носящих информационный характер и понятных по надписям на их щитах («Сигнал», указатели местности, километража и т. п.) на нашей вкладке не приводятся.

Судоводителю-любителю полезно помнить еще о светофорах и ограничительных огнях у входа в шлюз. Светофор имеет красный и зеленый огни; ограничительные огни, показывающие черту, дальше которой суда не должны подходить к воротам в ожидании шлюзования, выполняются в виде красных газосветных трубок, устанавливаемых на обеих набережных канала.

Похожие публикации