Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звуки Г, Гь. Буква Г. Русский язык "буква и звук г"

Занятие №17 Буква и звук Г.

Организация группы.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Но сначала мы с вами должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно. Кто наши помощники? (губки, зубки, язычок).

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)

1. Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

«ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

«УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

«ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

«ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

«ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).

Повторение пройденного. Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.

Игровой приём «Эхо». На доске надо написать слоги:

РА- ЛО –МУ – НИ

ХО –ПА –МЫ –КУ

НЫ –ПИ –МА –РУ

    Первую строчку читаем «как медвежата», вторую строчку читаем «как мышата», третью строчку читаем шёпотом.

    Первый столбик читаем «как эхо», второй столбик – «как ручеёк» (быстро), третий столбик читаем «как тигрята».

Знакомство со звуком [ г ].

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране Азбуке и по городу Буквоград , и познакомимся еще с одним его жителем. И сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Но это непростой лес: в этом лесу любят гулять звуки. Готовы? Тогда в путь. Закройте, пожалуйста, свои глазки. (Звучит музыка). Представьте себе, как вы идете по тропинке. Пахнет свежей смолкой ели, поют птички. Откройте глазки. (Дети открывают глаза, на доске надпись «лес» .

Прочитайте, куда же мы с вами попали? Лес

Ой, смотрите, кто это? Появляются буквы С и З.

- Ребята, почему эти две буквы гуляют вместе? Это парные буквы С и З.

Они пошли погулять в лес Звуков. А за нити побежала буква К. Ей тоже очень хочется найти себе пару. Давайте ей поможим.

Ребята, скажите какой звук К глухой или звонкий? Дети проверяют звучание звука. Определяют, что К – это глухой согласный звук.

- Значит нам надо искать в лесу Звуков звонкий согласный, похожий на звук К. Давайте поищим его в лесу.

Появляется картинка гномика Дона.

Здравствуйте, ребята, я гном Дон. Я живу в лесу Звуков и приглашаю вас продолжить ваше путешествие вместе со мной. Я помогу вам отыскать пару звуку к. А для начала вам, ребятки, загадаю я загадки. Кто внимательным бывает, тот их быстро разгадает.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох)

Желтая лампочка висит.
Скушать нам ее велит. (Груша )

Что за плод - шкатулочка с секретом!

Семена - стекляшки на вид,

все прозрачные, все розового цвета,

потрясешь, как странно, не звенит. ( Гранат)

С какого звука начинаются слова гриб, горох, груша, гранат, гном?

Как вы думаете, с каким звуком познакомит нас гном Дон? Зо звуком [ г].

Давайте произнесем отгадки и дадим характеристику звука [ г]. Звук согласный, твердый, звонкий звук.

Появляется картинка гномика Диня.

Ребята, а обо мне забыли? Я могу твердый звук [ г] сделать мягким. Не верите? Смотрите.

Чуры – муры, сейчас я наколдую.

Поставлю после звука [ г] звук [ и ] ,

и будет звук [ г ] мягчей травы.

А теперь давайте проверять.

Игра «Твердый - Мягкий».

Гномик предлагает нам поиграть в игру «Твердый мягкий». Для этого нам понадобятся квадратики: синий и зеленый.

Я буду произносить слова, если в этом слове вы услышите твердый звук г, то поднимаете синий квадратик, если же вы услышите мягкий звук г, то – зеленый.

Газета, гитара, гном, гиря, гость, погода, гусь, гимн, гимнастика, голубь, гора, горох,

Игра «Скажи наоборот»

Я вам буду называть слова, а вы мне будете называть слова с противоположным значением, т. е. слова наоборот. Причем, ваши слова должны обязательно начинаться со звука (г) или (г) .

Тихо, веселый, сладкий, чистые, нежные.

Вот, ребята, мы свами и нашли пару звуку [ к ]. Это звук [ г ]. Давайте их еще раз произнесем. Дети произносят звуки без и с закрытием ушей. Делают вывод какой звук глухой, а какой – звонкий. Молодцы!

Физминутка.

Ребята, гном приглашает нас пополнить его запасы грибов, т. к. у него их осталось совсем немного. Поможем ему собрать грибы на лесной полянке. Что нам для этого нужно? КОРЗИНА (Берем в руки корзинку) Тогда в путь.

Гриша шел – шел – шел,

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок, три грибок.

Положил их в кузовок.

(Дети кладут грибы в корзинку) .

Знакомство с буквой Г.

Показываю карточку с напечатанной буквой. - Это буква Г.

Какие звуки она обозначает? Твердый и мягкий звуки [ г ].

Зрительное восприятие буквы. Устное ассоциативное сравнение начертания буквы. Игровой момент «Фантазёры»:

Пофантазируйте, на что похожа буква? Предположения детей, затем сама показываю иллюстрации, сопровождающиеся стихами.

Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.

Букву на плече носил, на лугу траву косил.

Г схожа с цаплею по виду. И на одной стоит ноге.

« Прочитай слог». Игра с детьми.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Сегодня к букве Г будут приходить в гости гласные буквы, которые обозначают гласные звуки.

Что образуется, когда гласные и согласные звуки встречаются вместе?

Правильно, образуется слог. Прочитайте полученные слоги.

(Один ребенок получает карточку с буквой Г, остальные дети с гласными буквами. Дети по одному подходят к ребенку, у которого в руках буква Г и читают полученный слог).

Рифмовка. Ребята, сегодня у нас рифмовка волшебная. Она о сказке. А вот о какой, вы мне сами скажите, после того как мы с вами ее произнесем. Раз, два три! Рифмовку начни!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги дочка, братца береги!
Гу-гу-гу, гу-гу-гу я без братца не могу!
Гу-га-ги, гу-га-ли гуси братца унесли.
Орг-орг-орг Баба- яга пришла в восторг!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги ты своему брату помоги!
ог-ог-ог, ог-ог-ог съешь ржаной пирог.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги бери братца и беги.
Га-га-га, га-га-га вот пришла Яга.
Где-где-где? Нет детей нигде. Сказка «Гуси – лебеди».

Работа с учебником.

Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Итог. Закрепление . Игра Паровозик.

Ребята, посмотрите из Буквограда приехал паровозик. На нем приехала буква К за своей парной буквой Г. Давайте им поможем собраться в путь.

1 в.: гном, горох, груша, голубь, гусеница, гусь,

2 в: книга, тигр, ангел, игрушки, огурец, шпага,

3 в.: носорог, осьминог, стог, утюг, рог.

Любовь Васильева

Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь".

Задачи :

коррекционно-образовательные:

Научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Г, Гь;

коррекционно-развивающие:

Учить детей дифференцировать звук Г, Гь изолировано, в слогах, словах, предложениях;

Развивать звуковой анализ и синтез;

Закрепить умение делить на слоги, находить ударный слог;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мышление;

коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, сотрудничество и навыки самоконтроля за речью.

Оборудование: картинка с изображением буквы Г, символы звуков Г, Гь, стихотворения о букве Г, тетради, простые карандаши и цветные карандаши, капельки зеленого и синего цвета, картинки на звуки Г. Гь, буквы, магнитная доска.

Организационный момент.

Приветствие (установление контакта):

Здравствуй, здравствуй, юный друг!

Будем весело играть,

Звуки, буквы изучать.

Упражнение «Сердечко».

Артикуляционная гимнастика: «Кеша проснулся» (Игрушка попугай Кеша).

1. Логопед: Послушайте внимательно стихотворение. Какой звук вы чаще всего будете слышать?:

Гром, гром, гром,

Где-то рядом за холмом.

Гневно молния сверкает,

Голубь сжался под кустом,

Гусаки бегут гуськом.

(выслушивает ответы детей)

2. Логопед:


Звонко,громко повтори:

Га-га – га - плывут белые облака,

Гу-гу- гу - пасутся гуси на лугу,

Ги-ги –ги - быстро к стульчикам беги! (Дети садятся).

3. Логопед: Давайте вместе произнесем Г, кладите тыльную сторону ладони на горлышко.

Когда мы произносим Г, кончик язычка прижимается к потолку в глубине рта. Значит, есть преграда из язычка.

4. Характеристика звуков : Г- согл., звонкий, твердый, Гь – согл, звонкий, мягкий. (Показ символов)

5. Развитие фонематического слуха. (Различение звуков Г, Гь в звуковом ряду: - изолировано, - в слогах, - словах). На звук Г –, на звук Гь – .(Показываем капельки синего и зеленого цветов).

6. А вот буква Г пришла в гости (показывает картинку). На что она похожа?

Логопед читает стихи:

1. Буква Г как кран подъемный,

Груз поднимет многотонный.

2. Перед нами буква Г,

Стоит подобно кочерге.

(логопед показывает картинку).

7. Логопед: Внимательно посмотрите в тетрадь, назовите слова со звуком Г, Гь. Обозначьте квадратик соответствующим цветом. (Напоминает, что твердый звук обозначается: синим цветом, мягкий звук – зеленым).

8. Логопед:

Предлагаю дружно встать и поиграть:

Мы лопатки взяли,

Грядки мы вскопали,

Грабли быстро взяли,

Грядки разровняли

(Выполнение действий по тексту).

9. Логопед: Звуки спрятались в словах, отыщите их в названиях. Найдите звуки Г, Гь в названиях на картинке.

10. Пальчиковая гимнастика: «Раз. два, три, четыре, пять, будем буквы мы писать!»


11. Логопед: Предлагаю прописать в тетради букву Г, а затем прочитать слоги.


12. Дифференциация звука в словах.

Логопед: Наши звуки от нас спрятались. Предлагаю вас сделать звукобуквенный разбор слов и найти их. Первое слово для разбора: Грядки. Считаем сколько звуков в этом слове. Делим слово на слоги. Разбираем слоги по порядку. Выкладываем из букв слово. Ставим ударение.

Второе слово: Грабли. Выполняем разбор слова самостоятельно. Один ребенок выполняет задание на магнитной доске. Логопед обращает внимание детей на доску. А теперь посмотрите, правильно ли Вы выполнили задание?

13. Логопед: Предлагаю вам составить предложение из слов: грабли, грядка. А затем дети выкладывают схему предложения.

Итог:

Встаньте дети, встаньте в круг,

До свидания, юный друг!

Было весело играть,

Звуки, буквы изучать.

О какой букве и звуках мы сегодня говорили? Что понравилось? Какие трудности встретились?

Публикации по теме:

Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с"], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Цели:

Коррекционно-развивающие:

Познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Образовательные:

Учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правиьному употребдению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных,согласовывая их с существительными в роде, числе,падеже;
-продолжать работу по профилактике дисграфии;
упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Оборудование:

Разрезные картинки со звуком Г, альбом 2 «Я учусь говорить и читать» стр.27,29, зеркала, картинка гуся, гусёнка, фонарики: синий - зелёный, конверты с элементами буквы Г, предметная картнка Ганса.

Ход занятия:

1. Орг. момент
-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.
(дети называют картинки)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г - ГЬ и буквой Г.
2.1) Знакомство со звуками Г-ГЬ.
-Отгадайте мою загадку:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь)
-Как гогочет гусь? (га-га-га)
-Назовите 1 звук в слоге: га?
Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты,
кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой?
-А теперь проверьте звонкий или глухой? (голос включается)
-А в слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?
-Расскажите про звук Г.
-Скажите, как зовут детёныша у гуся? (гусёнок)
-А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Как гогочет гусёнок: ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ? ГЬ
-Расскажите про звук ГЬ.



2. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

Откройте учебники по закладке, посмотрите в верхнем левом углу у вас нарисован гусь и гусёнок
Гусь гогочет: ГА-ГА-ГА
А гусёнок: ГЯ-ГЯ-ГЯ (дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки)
А в правом верхнем углу: Юпик руки вверх поднял,
Нам 2 фишки показал.
-Почему Юпик поднял 2 фишки?
Сейчас мы отправимся в путешествие. А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это: Г, А, Н, С.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, ….
Б) среди слогов: ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ
В) Посмотрите на картинку в учебнике «Ганс собирается в дорогу»
-Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Введение сюжета в занятие.

Гансу гном принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.
-За это гном Ганса превратил в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»
Физминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь
Вот я какой:
Маленький-большой!

5. Ганс идёт по лугу и проговаривает предложения. Давайте и мы поможем Гансу договорить предложения.

Я гуляю по лугу.
Ты ……
Вы…..
Мы….
Он….
Она…..
Они….

6. Дифференциация звуков Г -ГЬ

А мы с вами будем в дороге светить фонариками для Ганса.
Игра «Зажги фонарик»
Если услышите в слове звук Г - поднимите синий фонарик, а если ГЬ - зелёный.
ГУСИ, ГЕНА, ШАГИ, НОГИ, ГАРАЖ, ГИРЯ, ГЕРОЙ, ГНОМ, ЛУГА, ГРАЧ, ГОРОХ, ГИТАРА. (объясняют какой звук, место звука в слове)
Молодцы, мы помогли пройти 1 испытание Гансу.

7. Игра «Наоборот»

А вот вам задание - 2 испытание:
Скажите слова наоборот:
В них Г поставте вперёд:
Тихий - громкий, чистый - …, весёлый -…, умный -…., сытый -…. редкий -….
мелкий -…., шершавый -…
Молодцы, мы помогли пройти Гансу 2 испытание.

8. Звуко-слоговой анализ слов.

Ганс плывёт на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул: «Быть беде!
Неужто утону я?»
-Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов: Ганс, гуси.
Молодцы, мы опять помогли Гансу.

9. Знакомство с буквами Г г.

Напомните о каких звуках мы сегодня говорим?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г. Рассмотрите букву в голубой рамочке.
-На что похожа буква?
-Посмотрите на гусыню в левом верхнем углу страницы. Она вытянула шею, изображая букву Г.
Вот и вы с помощью руки покажите букву Г.
Посчитайте сколько букв Г нарисовано в учебнике?
Возьмите конверты и постройте из элементов букву Г. А теперь пальчиком проведите по букве и напишите её.
Молодцы мы с вами выполнили ещё одно испытание: построили буквы.

10. Образование множественного числа существительных.

И последнее испытание. Игра « Один - Много»
Огурец - огурцы, голубь - ……., ягода -….., луг -……, магазин -….., город -….., гараж-….., гусь -……гость -……, гроза -……, гора -……, газета -…..попугай -…..

11. Сисчитай предметы, чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.
Молодцы, ребята все испытания мы выполнили.

12. Итог занятия.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький - большой!
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Цели и задачи:

Цель: познакомить со звуками [Г] и [Г’].

Коррекционно – образовательные:

Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];
учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости-мягкости;
упражнять в звуковом анализе слов;
упражнять в подборе слов-антонимов;
упражнять в употреблении глагола «мочь»;
уточнить глагольный словарь;
.

Коррекционно – развивающие:

Развивать внимание;
развивать память;
.

Коррекционно – воспитательные:

Сплочение группы;
развивать чувство эмпатии;
отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом.

Оборудование:

Сигнальные фонарики;
цветные карандаши;
интерактивная доска;
раздаточный материал;
зеркала;
ноутбук;
презентация;
ветродуйчики.

1. Вводная часть.

Приветствие. (Дети стоят в кругу, держась за руки. Вместе с педагогом проговаривают слова).

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Назовите звуки в словах по порядку.

(Логопед дает для анализа односложные трехзвучные слова: мох, нос, пух, кит, сок, бык, вот, дым, зуб, сын, кот, сом. Дети садятся за столы.)

Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать? (Артикуляционную гимнастику). (Выполнение артикуляционной гимнастики.)

«Утро с котиком Музиком» (слайды 1-9)

Ларина Юлия Олеговна,
учитель — логопед МБДОУ №29,
г. Иваново

Похожие публикации