Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Где находится датчик холла ваз 2109 карбюратор

Как известно бесконтактная система зажигания автомобиля ваз 2109 состоит замка, коммутатора, катушки зажигания, свечей и датчика распределителя, в основе которого лежит так называемый датчик Холла. Именно от этого микроэлектронного бесконтактного датчика подаются управляющие импульсы на коммутатор.

Принцип действия датчика Холла основан на появлении в полупроводнике, под воздействием магнитного поля, разности потенциалов (эффекте Холла) и без его нормальной работы, полноценное искрообразование просто невозможно.

К сожалению, наравне с коммутатором на ваз 2109 датчик холла обладает сравнительно низкой надежностью и, возможно, именно поэтому рекомендуется владеть хотя бы минимальными знаниями по проверке этого элемента, а опытные автолюбители, вообще, советуют постоянно иметь под рукой исправный датчик.

Между тем, для того чтобы проверить работоспособность датчика Холла можно применить несколько методов.

Например, можно воспользоваться приведенной на фото несложной схемой. Обращается внимание, что напряжение питания должно быть в пределах 8-14В, а предел измерения у вольтметра не менее 15В. Для проверки следует медленно проворачивать валикраспределителя зажигания. При нормальной работе вольтметр должен показывать резкое изменение напряжения от минимального (около 0,4 В) до максимального значения.

Можно воспользоваться и специальным приспособлением, которое несложно приобрести в любом специализированном магазине. Притом что такие контрольные приборы имеют вполне доступную цену, они при подключении их вместо коммутатора, позволяют провести диагностику не только датчика Холла, но и катушки и замка зажигания.

В случае выявления неисправности датчик Холла на ваз 2109 меняется следующим образом:

Снимается крышка трамблера;

Разворотом коленвала метка на шкиве совмещается со средней меткой на крышке газораспределительного механизма, после чего, отмечается положение бегунка распределителя;

С помощью ключа на 13 отворачиваются крепежные гайки и снимается трамблер;

Демонтируется маслоотражательная муфта, вместе с ее шайбой;

Отсоединяются клеммы датчика Холла после чего, при оттягивании регулятора, появляется возможность снять сам датчик.

Установка датчика и сборка производятся в обратном порядке.

При возникновении неисправностей проводится замена датчика холла на ВАЗ 2109. А также когда возникают проблемы с электронной системой зажигания. Датчики этого типа являются одними из основных элементов пусковой системы 2109. Стоит отметить, что этот элемент устанавливается и на другие машины, а не только на ВАЗ 2109, а в определенный период машиностроения они использовались очень широко.

Этот небольшой механизм обеспечивает корректную работу системы зажигания. Система с использованием датчика этого типа пришла на замену традиционной контактной системе, и получила свое название – бесконтактная система .

При вращении экрана с окнами на датчик подается сигнал, который трансформируется в электрический. Сигнал передается на коммутатор и от туда на катушку. сигнал трансформируется в электрический разряд (искру). Фактически вся работа с этим датчиком связана с дискретным прерывании контакта. Из названия можно сделать вывод о главных преимуществах:

  • нет механического изнашивания деталей;
  • нет «выедания» под воздействием тока.
Однако даже эти надежные электронные элементы иногда ломаются.

Необходимый инструмент и предварительная подготовка

Замена датчика холла на ВАЗ 2109 производится в том случае если диагностика катушек зажигания и высоковольтных проводов говорит об их исправности. Сам процесс замены этого датчика приносит мало удовольствия, так все ухудшается мыслью полной разборки трамблера.

Теперь приступим поэтапно непосредственно к проведению замены датчика Холла.
Для работы понадобится следующий инструмент:

  • две отвертки (плоская и крестовая);
  • острогубцы.
Чтобы приступить к процедуре разборке и замене датчика необходимо снять трамблёр с двигателя автомобиля.

После демонтажа всего устройства зажигания снимаем крышку с него. Под этой крышкой расположен маленький бегунок - его нужно снять. Для этого аккуратно тянем ее немного вверх.

Разборка трамблера

После снятия бегунка, появляется доступ к съему крышки устройства. Она изготовлена из пластика, окрашенного в черный цвет (она там одна), поддев ее плоской отверткой снимаем вбок. После этого откручиваем и снимаем пластиковый разъем (на 3 контакта), который находится сбоку трамблёра.

Переворачиваем устройство торцом (со стороны снятой крышки) к себе. Там видны 2 болтика фиксирующие датчик Холла. Отвинчиваем эти болтики и не снимаем датчик с опор. Теперь требуется демонтаж вакуум-корректора, он прикручен сбоку на 2 винта, откручиваем его.

Переворачиваем трамблер назад к опоре датчику Холла. Если внимательно присмотреться, в зазоре между корпусом и опорой датчика можно увидеть маленькое стопорное колечко. Острогубцами аккуратно его извлекаем. Тем самым освобождается механическая связь между вакуум-корректором и трамблером. Снимаем тягу со штифта и вытягиваем вакуум-корректор .

Замена датчика

В конце стоит отметить, что данный датчик стоит мало, около 150 рублей, что совершенно не мешает иметь парочку на замену. Однако самым трудоемким является его замена, так как приходится возиться с маленькими детальками. В данной статье мы рассмотрели тему замены датчика холла на ВАЗ 2109. Аналогичным процессом является замена этого датчика и на других машинах компании ВАЗ. Представленная информация в статье даст Вам возможность провести замену самостоятельно, не привлекая сторонних людей, а также сохранит Ваши деньги.


Чтобы определить неисправность на карбюраторном двигателе, понадобится точно узнать, что причиной всех проблем является рассматриваемое устройство. Соответственно, нужно провести проверку датчика.

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Самый примитивный метод – это установка нового элемента вместо старого устройства. Если все симптомы пропадут, тогда можно считать, что проблема решена. В ином случае искать поломку нужно в иных узлах системы зажигания.
  2. При помощи тестера проверьте напряжение на выходе. Если устройство рабочее, значения будут находиться в диапазоне от 0,4 до 11 В.
  3. Можно провести имитацию работы системы. Для этого вынимается колодка с тремя штекерами, включается зажигание, замыкается провод 3 и 6. Наличие искры говорит о том, что устройство вышло из строя.

Если тестера под рукой нет, тогда можно применить следующий способ проверки:

  1. Подключите вывод катушки к свече.
  2. Резьбовую часть свечи нужно присоединить к массе.
  3. Снимите каретку с датчиком и подключите разъем.
  4. Включите зажигание.
  5. Отверткой проведите рядом с прибором. Если появилась искра на свече – все работает правильно.

Если вы определили поломку регулятора, понадобится замена датчика на ВАЗ-2109.

Пошаговый процесс замены устройства

Перед тем как начинать замену – подготовьте стандартный набор инструментов.

Изначально снимите трамблер с узла допоборудования и можно приступать к замене:

  1. В первую очередь отключите АКБ (снимите минусовую клемму).
  2. Отсоедините бронепровода от трамблера и снимите шланг с вакуум-корректора.
  3. Вытяните газовый трос и уберите его.
  4. Открутите гайку кронштейна, которая фиксирует провода. Этот элемент нужно снять со шпильки и сместить в сторону для удобства.
  5. На корпусе привода вспомогательных узлов и трамблере сделайте метку в виде прямой линии, чтобы при сборке выставить правильный момент зажигания.
  6. Отключите колодку с проводами.
  7. Выньте заглушку из картера сцепления, отверткой проверните маховик, чтобы поршень первого цилиндра находился в положении ВМТ.
  8. Открутите две гайки крепления и снимите трамблер.


Замена датчика проводится следующим образом:

  1. Открутите крышку трамблера.
  2. Снимите бегунок – для этого нужно немного потянуть его вверх.
  3. Следующим шагом демонтируйте пылезащитную крышку.
  4. Открутите крепежный болт и достаньте штекер.
  5. Открутите болты, фиксирующие опорную пластину датчика.
  6. После выкрутки фиксирующих болтов вакуум-корректора и демонтажа стопорного кольца нужно снять корректор и тягу.
  7. Разжав зажим, достаньте провода.
  8. Снимите крепежную пластину, открутите болты фиксации и замените неисправный датчик.

Автомобили постоянно развиваются, потому появление новых устройств — не неожиданность. Примером развития отечественного автопроизводства стало появление датчика Холла на карбюраторных версиях ВАЗ 2109.

Функции и расположение

На карбюраторных ВАЗ 2109 датчик Холла (ДХ) отвечает за размыкание и замыкание контактной группы. При вращении экрана с окнами, на устройство подается сигнал, трансформирующийся в электрический. Посредством коммутатора сигнал идет на катушку зажигания, а там превращается в электрозаряд — искру.

Располагается ДХ у девятки на распределителе зажигания. Искать устройство необходимо под пылезащитным экраном. Датчик закреплен на опорной пластине с помощью заклепок или пары винтов. Это уже зависит от типа используемого распределителя.

На инжекторных ВАЗ 2109 датчик Холла отсутствует. Его функции выполняет датчик положения коленвала.

Признаки поломки

Если ДХ выйдет из строя, автомобиль сам вам сообщит о наличии неисправности. Для определения неполадок с ДХ существуют определенные признаки, идущие от двигателя:

  • Вы попросту не можете завести двигатель;
  • Возникают перебои в работе силового агрегата — плавный ход становится уже не таким плавным, появляются рывки;
  • Холостой ход нарушен или отсутствует полностью;
  • Двигатель может неожиданно выключиться, заглохнуть;
  • Заметно теряется мощность мотора.

Прежде чем бежать к подкапотному пространству и менять датчик Холла, для начала нужно убедиться, что причина всех бед с двигателем заключается именно в нем. Все же признаки косвенные, и они могут быть вызваны нарушением работоспособности других элементов вашего автомобиля.

Проверка состояния

Есть несколько основных способов, которые применяются сегодня для проверки текущего состояния датчика Холла. Познакомимся детальнее с каждым из них, а вы для себя решите, какой будете применять при очередной проверке ДХ на своем ВАЗ 2109.

Способ проверки

Ваши действия

Замена старого устройства новым

Это самый простой способ, который потребует от вас наличия под рукой запасного датчика Холла, в работоспособности которого вы уверены. Просто извлеките старый датчик, вставьте на его место новый и попробуйте завести автомобиль. Если все заработало, вы нашли причину. Если же нет, придется искать источник проблем в других система

Проверка напряжения на выходе

Для этого метода вам потребуется тестер, подключенный к выходу устройства. Если датчик Холла будет исправен, тестер покажет значения в пределах 0,4-11 Вольт. Если же данные не соответствуют установленным нормам, ДХ придется заменить

Имитация работы устройства

Популярный метод, в рамках которого вы обманываете собственный автомобиль, имитируя работу датчика Холла. Вам необходимо извлечь штекерную колодку, включить зажигание и соединить между собой 3 и 6 выходы. Если начнет проскакивать искра, будьте уверены, ваш датчик вышел из строя

Проверка без дополнительных приборов

Здесь вам тестер или вольтметр не потребуется. Сначала подключите вывод с катушки к свече зажигания, а резьбу свечи подключить на массу. Снимите каретку с датчиком и присоедините разъем. Теперь можно включать зажигание. С помощью отвертки проведите инструментом возле устройства — датчика Холла. Если на свече появится искра, это говорит об исправности ДХ. Если же нет, вывод очевиден.

Обнаружив, что ДХ неисправен, вам следует обязательно заменить устройство. Затягивать с этим мероприятием не рекомендуем.

Замена

Ничего особо сложного в замене ДХ на отечественной девятке нет. Потому за работу вполне можно браться своими руками даже начинающему водителю.

  1. Отключите минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Отключите бронепровода от трамблера, отключите шланг от вакуум-корректора.
  3. Далее извлекайте газовый трос и пока убирайте его в сторону, дабы не мешал процессу.
  4. Открутите крепеж кронштейна, который удерживает провода. Кронштейн снимите со шпильки и отодвиньте. Иначе он будет вам мешать.
  5. На корпусе привода вспомогательных узлов и трамблере обязательно нанесите прямую линию. Эта места позволит во время обратной сборки не нарушить момент зажигания.
  6. Отключите питающую колодку с проводами.
  7. Извлеките из картера сцепления заглушки и проверните отверткой маховик таким образом, чтобы установить поршень первого цилиндра в положении верхней мертвой точки.
  8. Чтобы снять трамблер, вам необходимо открутить еще две крепежные гайки, удерживающие устройство.
  9. Снимите крышку с трамблера, снимите бегунок и потяните его вверх. Только немного.
  10. Снимите крышку пылезащиты.
  11. Откручивайте теперь болт крепления, чтобы извлечь штекер.
  12. Нужно еще открутить болты, которые держат пластину нашего искомого датчика.
  13. Демонтируйте болты крепления вакуум-корректора, снимите стопорные кольца, корректор и тягу.
  14. Чтобы достать провода, вам потребуется разжать имеющийся там зажим.
  15. Снимите крепежную пластину, открутите крепежные болты, что позволит вам наконец-то снять вышедший из строя датчик Холла.
  16. Необходимо теперь установить новый датчик и собрать узел, действуя в обратной последовательности.

Электромагнитное устройство, именуемое датчиком Холла (далее ДХ), применяется во многих приборах и механизмах. Но наибольшее применение ему нашлось в автомобилестроении. Практически во всех моделях отечественного автопрома (ВАЗ 2106, 2107, 2108 и т.д.) бесконтактная система зажигания для бензинового двигателя управляется этим датчиком. Соответственно, при его выходе из строя возникают серьезные проблемы с работой двигателя. Чтобы не ошибиться при диагностике, необходимо понимать принцип работы датчика, знать его конструкцию и методы тестирования.

Кратко о принципе работы

В основу принципа действия датчика зажигания положен эффект Холла, получивший свое название в честь американского физика, открывшего это явление в 1879 году. Подав постоянное напряжение на края прямоугольной пластины (А и В на рис. 1) и поместив ее в магнитное поле, Эдвин Холл обнаружил разность потенциалов на двух других краях (С и D).

Рис.1. Демонстрация эффекта Холла

В соответствии с законами электродинамики, сила Лоренца воздействует на носители заряда, что и приводит к разности потенциалов. Величина напряжения U холла довольно мала, в пределах от 10 мкВ до 100 мВ, она зависит как от силы тока, так и напряженности электромагнитного поля.

До середины прошлого века открытие не находило серьезного технического применения, пока не было налажено производство полупроводниковых элементов на основе кремния, сверхчистого германия, арсенида индия и т.д., обладающих необходимыми свойствами. Это открыло возможности для производства малогабаритных датчиков, позволяющих измерять как напряженность поля, так и силу тока, идущего по проводнику.

Типы и сфера применения

Несмотря на разнообразие элементов, применяющих эффект Холла, условно их можно разделить на два вида:


Следует отметить, что цифровой тип включает в себя следующие подвиды:

  • униполярный – срабатывание происходит при определенной силе поля, и после ее снижения датчик переходит в изначальное состояние;
  • биполярный – данный тип реагирует на полярность магнитного поля, то есть один полюс производит включение прибора, а противоположный – выключение.

Как правило, большинство датчиков представляет собой компонент с тремя выводами, на два из которых подается двух- или однополярное питание, а третий является сигнальным.

Пример использования аналогового элемента

Рассмотрим в качестве примера конструкцию датчика тока ы основе работы которого используется эффект Холла.


Упрощенная схема датчика тока на основе эффекта Холла

Обозначения:

  • А – проводник.
  • В – незамкнутое магнитопроводное кольцо.
  • С – аналоговый датчик Холла.
  • D – усилитель сигнала.

Принцип работы такого устройства довольно прост: ток, проходящий по проводнику, создает электромагнитное поле, датчик измеряет его величину и полярность и выдает пропорциональное напряжение U ДТ, которое поступает на усилитель и далее на индикатор.

Назначение ДХ в системе зажигания автомобиля

Разобравшись с принципом действия элемента Холла, рассмотрим, как используется данный датчик в системе бесконтактного зажигания линейки автомобилей ВАЗ. Для этого обратимся к рисунку 5.


Рис. 5. Принцип устройства СБЗ

Обозначения:

  • А – датчик.
  • B – магнит.
  • С – пластина из магнитопроводящего материала (количество выступов соответствует числу цилиндров).

Алгоритм работы такой схемы выгладит следующим образом:

  • При вращении вала прерывателя-распределителя (движущемуся синхронно коленвалу) один из выступов магнитопроводящей пластины занимает позицию между датчиком и магнитом.
  • В результате этого действия изменяется напряженность магнитного поля, что вызывает срабатывание ДХ. Он посылает электрический импульс коммутатору, управляющему катушкой зажигания.
  • В Катушке генерируется напряжение, необходимое для формирования искры.

Казалось бы, ничего сложного, но искра должна появиться именно в определенный момент. Если она сформируется раньше или позже, это вызовет сбой в работе двигателя, вплоть до его полной остановки.


Проявление неисправности и возможные причины

Нарушения в работе ДХ можно обнаружить по следующим косвенным признакам:

  • Происходит резкое увеличение потребления топлива. Это связано с тем, что впрыск топливно-воздушной смеси производится более одного раза за один цикл вращения коленвала.
  • Проявление нестабильной работы двигателя. Автомобиль может начать «дергаться», происходит резкое замедление. В некоторых случаях не удается развить скорость более 50-60 км.ч. Двигатель «глохнет» в процессе работы.
  • Иногда выход из строя датчика может привести к фиксации коробки передач, без возможности ее переключения (в некоторых моделях импортных авто). Для исправления ситуации требуется перезапуск мотора. При регулярных подобных случаях можно уверенно констатировать выход из строят ДП.
  • Нередко поломка может проявиться в виде исчезновения искры зажигания, что, соответственно, повлечет за собой невозможность запуска мотора.
  • В системе самодиагностики могут наблюдаться регулярные сбои, например, загореться индикатор проверки двигателя, когда он на холостом ходу, а при повышении оборотов лампочка гаснет.

Совсем не обязательно, что перечисленные факторы вызваны выходом из строя ДП. Высока вероятность того, неисправность вызвана другими причинами, а именно:

  • попаданием мусора или других посторонних предметов на корпус ДП;
  • произошел обрыв сигнального провода;
  • в разъем ДП попала вода;
  • сигнальный провод замкнулся с «массой» или бортовой сетью;
  • порвалась экранирующая оболочка на всем жгуте или отдельных проводах;
  • повреждение проводов, подающих питание к ДП;
  • перепутана полярность напряжения, поступающего на датчик;
  • проблемы с высоковольтной цепью системы зажигания;
  • проблемы с блоком управления;
  • неправильно выставлен зазор между ДП и магнитопроводящей пластиной;
  • возможно, причина кроется в высокой амплитуде торцевого биения шестеренки распределительного вала.

Как проверить работоспособность датчика Холла?

Есть разные способы, позволяющие проверить исправность датчика СБЗ, кратко расскажем о них:

  1. Имитируем наличие ДХ. Это наиболее простой способ, позволяющий быстро провести проверку. Но его эффективности может идти речь только в том случае, если не формируется искра при наличии питания на основных узлах системы. Для тестирования следует выполнить следующие действия:
  • отключаем от трамблера трехпроводной штекер;
  • запускаем систему зажигания и одновременно с этим «коротим» проводом массу и сигнал с датчика (контакты 3 и 2, соответственно). При наличии искры на катушке зажигания, можно констатировать, что датчик СБЗ потерял работоспособность и ему необходима замена.

Обратим внимание, что для выявления искрообразования высоковольтный проводок должен находиться рядом с массой.

  1. Применение мультиметра для проверки. Это способ наиболее известный, и приводится в руководстве к автомобилю. Нужно подключить щупы прибора, как продемонстрировано на рисунке 7, и произвести замеры напряжения.

На исправном датчике напряжение будет колебаться в диапазоне от 0,4 до 11 вольт (не забудьте перевести мультиметр в режим измерения постоянного тока). Следует заметить, что проверка осциллографом будет намного эффективней. Подключается он таким же образом, как и мультиметр. Пример осциллограммы рабочего ДХ приведен ниже.


  1. Установка заведомо рабочего ДХ. Если в наличии имеется еще один однотипный датчик, или имеется возможность взять его на время, то данный вариант тоже имеет место на существование, особенно если первые два сделать затруднительно.

Ест еще один вариант проверки, по принципу напоминающий второй способ. Он может быть полезен, если под рукой нет измерительных приборов. Для тестирования понадобиться резистор номиналом 1,0 кОм, светодиод, например, из фонарика зажигалки и несколько проводков. Из всего этого набора собираем прибор в соответствии с рисунком 9.


Рис. 9. Светоиндикаторный тестер для проверки ДХ

Тестирование осуществляем по следующему алгоритму:

  1. Проверяем питание на датчике. Для этой цели подключаем (соблюдая полярность) наш тестер к клеммам 1 и 3 ДХ. Включаем зажигание, если с питанием все нормально, светодиод загорится, в противном случае потребуется проверять цепь питания (предварительно убедившись в правильном подключении светодиода).
  2. Проверяем сам датчик. Для этого провод с первой клеммы «перебрасываем» на вторую (сигнал с ДХ). После этого начинаем крутить распредвал (руками или стартером). Моргание светодиода засвидетельствует исправность ДХ. В противном случае, на всякий случай проверяем соблюдение полярности при подключении светодиода, и если оно выполнено правильно, – меняем датчик на новый.

Похожие публикации