Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Демографическая политика Китая. Численность населения Китая. Китай: демографические перспективы Демографическая ситуация в китае на год

Национальное бюро статистики КНР 19 января объявило, что общая численность людей, родившихся в Китае в 2015 году, составила 16,55 млн, что на 320 тысяч меньше, чем в 2014 году. 2015 был вторым годом после введения китайскими властями политики «родители, которые были единственным ребёнком в семье, могут иметь двоих детей», но рождаемость в этот год не возросла, а, наоборот, снизилась вопреки прогнозам демографов. /сайт/

Неожиданные цифры демографической статистики Китая

Как сообщили китайские СМИ, Национальное бюро статистики 19 января обнародовало данные о состоянии национальной экономики Китая и о демографической ситуации в стране. В 2015 году общая численность населения КНР составила 1 млрд 374 млн 620 тыс. человек и, по сравнению с прошлым годом, возросла на 6,8 млн. При этом рождаемость составила 16,55 млн человек, что на 320 тыс. меньше, чем в 2014 году.

С января 2014 года в каждой провинции КНР ввели новую демографическую политику: «родители, которые были единственным ребёнком в семье, имеют право заводить двоих детей». Ранее уже делались прогнозы, что в 2015 году рождаемость продолжит возрастать - до 17 или даже 18 млн человек. Однако в прошлом году рождаемость в Китае не возросла, а, наоборот, упала, и это вызвало у многих большое недоумение.

Демографы Хуан Вэньчжэн и Лян Цзяньчжан сделали совместный анализ, который опубликован в онлайн-издании «Цайсинь». Они утверждают, что снижение рождаемости обусловлено двумя факторами. Во-первых, сокращается количество женщин детородного возраста. Во-вторых, среди женщин детородного возраста уменьшается количество желающих рожать. Рост рождаемости, которому должна способствовать данная демографическая политика, значительно меньший, чем сокращение, вызванное двумя вышеуказанными факторами.

По подсчётам демографов, суммарный коэффициент рождаемости в КНР составляет приблизительно 1,4, что значительно меньше, чем показатель уровня смены поколений 2,1, и это классифицируется как сверхнизкий уровень рождаемости.

С января 2016 года в Китае полномасштабно вводится новая политика, гласящая, что супруги имеют право иметь двоих детей без каких-либо ограничений.

Политику двоих детей встретили прохладно

Демограф Яо Мэйсюн считает, что сокращение рождаемости в 2015 году указывает на то, что в целом среди китайцев желание рожать детей ослабло. Если при реализации политики двух детей не будет принят комплекс мер по стимуляции рождаемости, то существует возможность того, что китайцы встретят холодно и её, говорит Яо.

Демограф Ли Цзяньсинь из Пекинского университета тоже считает, что отсутствие интереса к неограниченной политике двух детей неизбежно, поскольку нынешние вступающие в брак и рождающие детей китайцы родились в 80-90-х гг. У этого поколения и представления о рождении детей, и стоимость их рождения и воспитания совсем не такие, как у поколения их родителей.

Гу Баочан из Китайского народного университета в его вышедшей на днях статье в журнале Phoenix Weekly написал, что когда в разных местах Китая проводили исследование и выясняли, каков эффект от реализации ограниченной политики двух детей, то с изумлением обнаружили, что, независимо от того, восточный это Китай или западный, город или деревня, реакция на эту политику повсюду была неожиданно равнодушная. Супругов, которые подали заявления на рождение второго ребёнка, оказалось очень мало. В ходе исследования Гу Баочан обнаружил у пар,которые завели второго ребёнка, наличие одной крайне важной черты - родители этих супругов в состоянии помогать им заботиться о детях.

По словам демографа, в обстановке, когда демографическая политика «рожать меньше, но лучше» стала основной тенденцией в китайском обществе и принята стратегия полномасштабно ввести политику двух детей, Госкомитет по делам здравоохранения и планового деторождения КПК по-прежнему подчёркивает, что рождение третьего ребёнка строго запрещено, и за это продолжают взимать штрафы. Это совершенно не соответствует требованиям времени, считает Гу Баочан.

Хуан Вэньчжэн и Лян Цзяньчжан тоже считают, что перед лицом опасно низкой рождаемости в КНР необходимо немедленно отменить ограничение рождаемости и максимально быстро начать её стимулировать. Даже если сейчас повсеместно ввести неограниченную политику двух детей, Китай по-прежнему останется единственным местом на земном шаре, где наиболее строго ограничивают рождаемость.

Тяжёлые последствия политики одного ребёнка

Опубликованные 19 января Национальным бюро статистики данные также показывают, что в конце 2015 года в КНР насчитывалось 704,14 млн мужского населения и 670,48 млн женского. Мужчин оказалось на 33,66 млн больше, чем женщин.

Осуществление коммунистической партией в течение 35 лет политики одного ребёнка непрерывно вызывало социальные проблемы и принесло простым людям множество страданий. Сильное нарушение пропорции между численностью мужского и женского населения - одно из её последствий. Это стало причиной роста численности холостяков.

Кроме того, усиление старения населения, «острый дефицит рабочей силы» и другие проблемы становятся в Китае с каждым годом всё более угрожающими. В апреле минувшего года министр финансов КНР Лоу Цзивэй отметил, что численность людей старше 65 лет с 8,1% в 2011 году возросла до нынешних 10,1%. Численность работоспособного населения начала резко уменьшаться. В начале 2012 года она сократилась на 3 млн человек (люди в возрасте 16-59 лет) и после этого продолжила падать.

Профессор Фуданьского университета Ван Фэн сказал CNN, что когда люди в будущем оглянутся назад, то увидят, что политика одного ребёнка - самая большая ошибка КПК в новой истории. Он считает её неэффективной и ненужной, поскольку в 80-х гг. рождаемость в Китае уже и так замедлилась.

Китайская Народная Республика — самая многонаселенная страна в Азии и на земном шаре. После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения — 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд, человек. Население КНР за 1949-1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. Такой «демографический взрыв» обусловлен рядом факторов.

В силу вековых традиций китайские семьи обычно были многодетными и считались счастливыми, если в семье рождались сыновья, ибо, женившись, они приводили в дом своих жен — дополнительные рабочие руки. Сыновья — что было весьма важно — обеспечивали родителям спокойную старость. «Имеешь дом — не бойся стужи, имеешь сына — не бойся нужды», — говорили в старину. Дочь же, уходившая к мужу, не могла оставаться опорой родителям.

Росту численности населения в КНР, безусловно, способствовали ликвидация голода, определенное повышение материального благосостояния, улучшение системы здравоохранения, ликвидация различного рода инфекционных заболеваний уже в первые годы народной власти, что привело к сокращению детской смертности, увеличению продолжительности жизни.

Немаловажную роль в быстром росте населения сыграла демографическая политика, проводившаяся государством в течение первых десяти лет. Утверждалось, что каждый человек, достигший трудоспособного возраста, — это прежде всего рабочие руки, и поэтому в ходу был лозунг: «Чем больше рабочих рук, тем больше объем производства, тем больше накопления». При этом, однако, не учитывались относительная ограниченность плодородных земель, источников энергии в стране, ее общая экономическая отсталость. В первых государственных планах обращали внимание лишь на производственные показатели в целом, но почти не принимали в расчет темпы роста населения. Считалось, что большое население представляет собой огромный потенциал трудовых ресурсов, который создает благоприятные предпосылки для ускорения социально-экономического развития в условиях развернувшегося строительства основ социалистического общества.

Лишь в середине 60-х годов была осознана ошибочность официальной политики в области народонаселения, стали приниматься меры, направленные на снижение уровня рождаемости. Однако проведение мероприятий, ставивших своей целью контроль над рождаемостью, не было систематическим, повсеместным и глубоко продуманным. Годы же «культурной революции» практически свели к нулю и те небольшие успехи, которые были достигнуты в ходе осуществления этих мероприятий. Была дезорганизована деятельность государственных учреждений и общественных организаций, занимающихся «планированием семьи».

В 70-е годы китайское руководство оказалось вынужденным пойти на принятие строгих экономических и социальных мер, регламентирующих рождаемость.

Всем органам власти на местах было указано проводить в жизнь лозунг: «Одна семья — один ребенок». Плановый рост населения объявили одной из важнейших задач, стоящих перед государством. При ее решении предусматривается взять под строгий контроль быстрый и чрезмерный его прирост с тем, чтобы к 2000 году его численность не превышала 1200 миллионов человек. По мнению китайских демографов, если этого не добиться, то достигнутые в экономической области результаты будут сводиться на нет.

С целью обуздания чрезмерной рождаемостью разработана система мер наказания «нарушителей» принципа «одна семья — один ребенок». На них накладывают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю очередь получают жилье, их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения. Родители, нарушившие указанный принцип, рискуют даже потерять работу.

Напротив, для супружеских пар, соблюдающих установку «одна семья — один ребенок», предусмотрены различные льготы. Они получают надбавку к заработной плате до достижения ребенком 14 лет, пятипроцентную надбавку к пенсии. У них право на первоочередное получение жилья, устройство ребенка в детский сад. Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, а также стерилизацию как женщин, так и мужчин.

Девиз «одна семья — один ребенок» воплощает собой политику не только жесткую, но подчас и жестокую. Ее осуществлением занимается министерство по делам планирования семьи, которое в Китае называют одним из силовых министерств. Оно располагает штатом в несколько сот тысяч человек и имеет представителей во всех административных единицах, вплоть до волостей. Министерство содержит свой научно-исследовательский центр и сорок предприятий по производству противозачаточных средств. Их бесплатно получают более 200 млн. супружеских пар. Оно также имеет клиники и медпункты, где можно бесплатно сделать аборт (которым нынче в Китае кончается каждая четвертая беременность). Ежегодно соглашаются на стерилизацию более 20 млн. мужчин, уже имеющих одного или двух детей (это составляет почти половину подобных операций в мире).

В то же время среди населения остается различное отношение к государственной политике планирования семьи. Большая его часть правильно понимает демографические установки правительства. Однако исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется не менее, чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствуют и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого — участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей — 51%, 3-х и более — 44%. Кроме того, можно нередко слышать, что иметь одного ребенка в семье ненормально с психологической точки зрения, поскольку родители всегда обеспокоены возможностью того, что с их ребенком может произойти какой-нибудь несчастный случай.

В целом в стране превышаются установленные государством нормы рождаемости. В ряде семей имеется двое, а то и трое детей. Люди предпочитают отделываться штрафом за рождение ребенка «сверх нормы». В народе говорят, что они «покупают» себе детей. Когда таких супругов спрашивают, почему они не желают соблюдать установленный «лимит», они обычно отвечают: «Если рождаются девочки, мы готовы потратить несколько тысяч юаней, чтобы иметь мальчика. Деньги можно легко заработать, а сына получить нелегко».

Проблемы народонаселения накладывают отпечаток на разнообразные стороны жизни китайского общества — экологическую и продовольственную ситуации, особенности занятости и роста производительных сил в целом, характер производственных отношений.

Проблемы, связанные с ростом количества населения

Обострение проблемы занятости

С 50-х годов в Китае наблюдались два всплеска рождаемости. Первый происходил с 1954 г. по 1957 г. Тогда количество новорожденных ежегодно превышало 20 млн. Второй — с 1962 г. по 1975 г. Данные третьей переписи населения Китая показывают, что ив 1981 г. после 10 лет применения планового деторождения количество новорожденных за год составляло 20,7 млн. человек. При очень низкой смертности населения в возрасте от 0 до 14 лет — с конца 70-х годов до 1996 г. — в Китае ежегодно более 20 млн. человек входило в трудоспособный возраст.

В итоге здесь уже в 1990 г. численность трудовых ресурсов составила 754,5 млн. человек, 65,6% от всего населения; среди них социально занятые — около 614 млн. человек. В 1996 г. количество лиц трудоспособного возраста возросло до 850 млн. чел и к концу прошлого века превысило 900 млн. человек. По абсолютной численности экономически активного населения КНР находиться на первом месте. Населению трудоспособного возраста в Китае присущи следующие особенности: масштабность; быстрый рост; значительная доля в общей численности населения; длительный период продолжающегося увеличения.

Большое количество трудоспособных имеет положительную сторону только при соответствии численности трудящихся уровню социально-экономического развития страны и при условии, что общество имеет достаточно средств, ресурсов и оборудования для обеспечения трудоустройства. В Китае же, где этих условий еще нет, оно является обузой, «бомбой» для общества. Здесь на рынке труда предложение постоянно превышает спрос. Очевидно, перед Китаем еще довольно длительный период будет стоять проблема трудоустройства. Ее «давление» будет обострять противоречие между «равенством» и «эффективностью», мешать реформам в общественной экономике.

Вопрос социального равенства является очень важным и чувствительным. Малейшая неосмотрительность при решении этого вопроса может вызвать беспорядки в обществе. С другой стороны, если Китай хочет построить систему рыночной экономики, нужно использовать механизм конкуренции и экономической эффективности. Необходимо создание единого рынка рабочей силы, чтобы осуществить достаточное освоение, правильное и эффективное распределение трудовых ресурсов. Но в условиях, когда рыночная экономика только развивается, не происходит пока оздоровления систем рынка рабочей силы и социального обеспечения. Поэтому на пути осуществления вышеназванных целей еще существуют большие преграды.

Давление со стороны проблемы трудоустройства в основном вызвано избытком рабочей силы в деревне. Решение вопроса, связанного с излишней рабочей силой в сельской местности, уже стало важнейшим фактором, определяющим успех реформ в деревне. Это привело к выбору: либо пустить крестьян в города, что вновь приведет к проблемам, либо ограничить сюда их переселение и, в конечном счете, ограничить развитие деревни.

Проблемы образования населения

Немало проблем, существующих в Китае, в значительной мере вызвано низким уровнем образования.

В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная и высшая школа. Однако политика «большого скачка», «культурная революция» отрицательно сказались на образовании. Хотя в последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982 г., через 32 года после создания КНР, количество населения увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. — на уровне начальной школы, 52,5 млн. — второй ступени средней школы, 5,8 млн. — на уровне техникума, 3,18 млн. — высшее. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов — 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю невысок, а из средней школы в вуз еще ниже.

Нынешнее отставание в образовании, несомненно, будет влиять на дальнейшее развитие экономики и общества в целом. По данным зарубежных исследований, половина национального дохода США является результатом повышения образования рабочей силы. Согласно исследованиям, проведенным в Японии, степень образования работников влияет на техническое преобразование: если уровень образования рабочих поднимается на один класс, то уровень техники — на 6%. Обычно, чем ниже уровень образования, тем меньше национальный доход страны.

Таким образом, низкий образовательный уровень населения является важным фактором, отрицательно влияющим на социально-экономическое развитие Китая. Быстрый рост численности населения помешал накоплению материальных средств и вложению капитала в образование. В 1965 г. в Китае расходы на одного учащегося начальной школы составляли 19,96 юаней в год, на одного учащегося средней школы — 88,89 юаней. К 1978 г. из-за увеличения численности населения ежегодные расходы уменьшились соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.

Обострение продовольственной проблемы

В связи с обострением демографической проблемы ухудшается обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления. После создания КНР уже за короткий период времени она вошла в число стран-лидеров по производству основных сельскохозяйственных продуктов. На сегодняшний день по количеству производимого зерна, мяса, рапса Китай уже занимает первое место в мире. Объем производства зерна в Китае с 113,2 млн. тонн в 1949 г. возрос до 394 млн. тонн в 1988 г., т.е. в 2,5 раза. Производство зерна с одного гектара за этот период также увеличилось в 2,5 раза. Это огромные темпы развития. Объем же производства основных сельскохозяйственных продуктов на одного человека увеличился незначительно. Это зависит от численности жителей страны.

Из-за невысокого объема производства на душу населения основная часть зерна идет на питание людей. И это создает сложности для скотоводства. Объем производства свинины, говядины и баранины на 22,4% меньше среднемирового уровня. Производство куриных яиц на 17,2% ниже, чем среднемировой уровень. Объем производства продуктов водного промысла на 60,5% ниже среднемирового уровня. В дальнейшем будет трудно сохранить даже такой низкий уровень, потому что количество населения страны стабильно увеличивается примерно на 15 млн. человек в год, а вместе с этим увеличивается и потребность в зерне. При небольшой площади непаханых земель, которые еще возможно обрабатывать, решение вопроса о зерне начинает все больше зависеть от увеличения объемов производства с единицы площади. Но потенциально возможное увеличение объемов производства с единицы площади не беспредельно.

Сегодня на Китай приходится более 20% всего населения земного шара. Однако на его территории всего около 7% мировых пахотных земель. Положение усугубляется еще и тем, что в последние годы общий объем производства зерна в стране не растет и в течение ряда последних лет не превышает 500 млн. тонн, а население продолжает увеличиваться с каждым годом. На «едока» приходиться 370 килограммов зерна в год. Между тем еще несколько лет назад этот показатель равнялся 400 килограммам. Более того, обрабатываемые площади ежегодно сокращаются на 300-400 тысяч гектаров.

Полвека назад, когда была провозглашена КНР, в стране насчитывалось 600 млн. жителей. Ныне их стало вдвое больше. А посевные площади сократились со 130 до 110 млн. гектаров. Их теперь приходится менее, чем по десять соток на человека. Причины этого заключаются в следующем.

Во-первых, все больше земель отводиться под строительство. Рост населения обязательно ведет к увеличению количества домов. Тем более, что дом — это важнейшее имущество и капиталовложение крестьян Китая. По данным 1985 г., общая площадь крестьянских домов по всей стране занимала 0,97 млн. га, что уменьшило пахотные земли на 5,6%. В южных провинциях страны с 1978 по 1980 года свыше 2/5 земли было выведено из пахотной площади и пошло под строительство. В провинции Гуандун, например, за 10 лет площадь пахотной земли уменьшилась на 266800 га, и сейчас на одного человека здесь приходится 0,04 га. Согласно предварительным расчетам, ежегодная площадь, занятая под строительство, в следующее десятилетие составит около 6670 га. Кроме строительства, в стране значительные площади отводятся под кладбища, которые занимают свыше 66700 га.

Во-вторых, наблюдается перевод пахотной земли под луга и леса, что также является одним из важных факторов, влияющих на уменьшение ее площади. В 1985 г. по всей стране 933800 га пахотной земли были отведены под леса и луга; в 1987 г. — 366183 га; в 1989 г. — 233249,9 га. В-третьих, позабывшие о голоде крестьяне сокращают посевы зерновых ради более доходных культур. Богатые приморские провинции, являвшиеся житницей страны, стали ввозить зерно из внутренних районов. Наконец, в-четвертых, от трети до половины посевных площадей в Китае периодически страдают от засух, наводнений и других стихийных бедствий.

Из-за того, что в Китае почти не осталось непахотных земель для освоения, уменьшение площади пахотной земли будет чистой потерей, которая не будет восстановлена никогда.

Проблема «старения» населения

Политика контроля над ростом населения, в частности политика «планирования семьи», вызвала еще одно явление в демографии КНР: происходят изменения в возрастной структуре. Увеличивается доля взрослого и трудоспособного населения. Резкое «постарение» населения ожидается в предстоящие 40 лет. В конце 1996 года в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше — примерно 10% от общей численности населения. Согласно оценке ООН, если количество людей в возрасте 60 лет и старше составляет свыше 10% от общей численности населения, то данная страна является «страной с пожилым населением». Таким образом, Китай входит в число подобных стран. В течение следующих 40 лет количество пожилых китайцев будет увеличиваться ежегодно более чем на 3%,. К 2025году оно составит свыше 300 млн. человек, или более 20% от общей численности населения. В 2035 году доля пожилых людей поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый человек в стране будет пожилым.

Вместе с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения увеличивается и коэффициент их иждивенческой нагрузки, что означает и увеличение экономической нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров составляло 18 млн. Человек (14% от численности работающих), а расходы на пенсии — 18 млрд, юаней. В 2000 году пенсионеров стало 40 млн., или 17% от численности работающих. Таким образом, расходы на них возросли до 50 млрд, юаней. В промышленно развитых городах старение население уже сегодня является серьезной проблемой. Например, в Шанхае в конце 1986 года количество пенсионеров превышало 1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий составляла 20% от общего фонда заработной платы.

Государство много делает, чтобы обеспечить спокойную и безбедную старость граждан КНР. Почти во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения создана сеть домов престарелых. Китайские власти, особенно на местах, стремятся, заботясь о пенсионерах, не изолировать их от общества. Прежде всего они вовлекают их в различные формы общественно­полезной деятельности. Для них создан ряд предприятий «с облегченным способом производства», также они принимают участие в поддержании общественного порядка, воспитании подрастающего поколения, помогают советом и консультациями на местах своей прежней работы.

Старение населения повлияет на распределение и перераспределение национального дохода, на экономическую систему и ее развитие в целом. В 1984 году китайские пенсионеры в среднем получали пенсию в сумме 769 юаней ежемесячно. Эти расходы в 5 раз больше, чем расходы на детей в городах Китая. Также изменяются пропорции между расходованием и накоплением капитала.

В Китае в основном традиционная структура семьи. На сегодняшний день только 4% лиц в возрасте 60 лет и старше живут отдельно. Но со старением населения семейная структура измениться: увеличится количество отдельных семей пожилых людей и семей типа 4:2:1, где 4 — люди пожилых возрастов, 2 — трудоспособное население, 1 — несовершеннолетние. Так политика «одна семья — один ребенок; породила своего рода демографический капкан. Создалась ситуация, когда максимальное социальное бремя должно лечь на поколение, минимально для этого подготовленное. На «маленьких императоров», как окрестили китайцы эгоистичное племя своих единственных сыновей и единственных дочерей, которые выросли без братьев и сестер, не привыкли ни с кем делиться и еще меньше — чем-либо жертвовать.

Обострение кризиса, связанного с миграцией и урбанизацией

В последнее время в демографической области возникла еще одна сложная проблема, которая вызывает серьезное беспокойство. Это огромная масса мигрирующего населения. Как считают в Китае, ее возникновение связано с осуществлением в деревне аграрной реформы. Переход на систему семейной подрядной ответственности высвободил значительное количество крестьян. Большинство бывших земледельцев устроилось на местные волостные не поселковые предприятия, сеть которых быстро развивается в сельских районах, часть же двинулась в города в поисках работы на стройплощадках, промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв мигрантов оборачивается большими хлопотами для городских властей: усугубляется и без того напряженное положение на общественном транспорте, в здравоохранении.

Мобильное и поэтому трудно поддающееся контролю мигрирующее население затрудняет реализацию демографической установки «одна семья — семья, один ребенок». Обследование, проведенное в ряде городов, показало, что 70% женщин из числа приезжих «не следует государственной политике «планирования семьи», имея по двое и более детей. Местные власти принимают меры, чтобы контролировать положение. В ряде провинций муниципалитеты требуют, чтобы перебирающиеся в города местные крестьяне предъявляли специальные «сертификаты планирования семьи», удостоверяющие их семейное положение и наличие детей. Без таких документов их не принимают на работу.

Миграция значительно осложняет ускорившийся в последнее время процесс урбанизации в КНР. Проведение хозяйственной реформы привело резкому увеличению числа мигрантов, изменению характера процессов урбанизации в стране. Если за 27 лет, с 1949 по 1976 год, численность городского населения возросла на 106 млн. чел, то за десятилетие реформы (1976-1986 гг.) она увеличилась на 278 млн., с 163 до 441 млн. человек. В последнее время заметно растет число городов-миллионеров и других крупных городов, в которых проживает подавляющее большинство жителей, что характерно для процесса урбанизации в Китае. Почти 79% горожан проживает в городах с населением более 500 тыс. человек, 48% — с населением свыше 1 млн. человек. Доля малых и средних городов с числом жителей 50-100 тыс. человек невелика.

Крупные города все больше сталкиваются с проблемой чрезмерной скученности, нехватки источников энергии и сырья, транспорта, недостатками системы образования, вопросами занятости обеспечения жильем, обострения экологической ситуации. Именно поэтому одним из основных направлений политики в области урбанизации было жесткое ограничение чрезмерного роста крупных городов.

Плотность населения в крупнейших городах КНР достигает 2,1 тыс. человек на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс. — в Шанхае. Население неравномерно концентрируется и в границах городской территории. При общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2% его территории сосредоточено 45% жителей.

Такая скученность населения обостряет обеспеченность горожан жильем и коммунальными услугами. В 1989 году на одного городского жителя приходилось 6,6 кв. м жилья, на одного сельского жителя — 17,2 кв. м. В крупных городах обеспеченность жильем гораздо хуже, чем в малых. Качество жилых помещений в городах не отвечает современным требованиям. Зимой дома отапливаются очень плохо (в Пекине имеет центральное отопление 10% жилого фонда). Для обогрева квартир используются печи и небольшие котельные, что усиливает загрязнение воздушного бассейна городов.

Вода в городах плохого качества, ее недостаточно; более 150 городов страны остро страдают от постоянной нехватки воды, ее не хватает как городскому населению, так и промышленным предприятиям. Размеры потребления воды в Пекине в 1949 году составляли 6,5 млн. т, а в 1978 году — 18,9 млн. т.

Рост числа городских жителей на передний план выдвигает и проблему городского транспорта, который в течение многих лет почти не обновлялся; используются в основном старые, изношенные машины. Нагрузки на транспорт огромны — в Пекине перевозится в среднем 10 млн. пассажиров в день. Многие городские жители из-за ужасной скученности и давки в общественном транспорте предпочитают пользоваться велосипедом. В Пекине с 1969 года работает метро.

Слабо контролируемые темпы урбанизации способствуют росту преступности. Удельный вес уголовных правонарушений, совершаемых приезжими в крупных и средних городах КНР, составляет уже около 40%, что вызывает у властей закономерную тревогу. Центральные власти приняли ряд законодательных актов, предусматривающих жесткие ограничения «дальнейшего разбухания городов- гигантов», создание вокруг них населенных пунктов с надлежащей инфраструктурой.

Обострение экологической проблемы

Непрерывный рост населения оказывает огромное давление на окружающую среду. Уже заметны признаки, которые показывают, что сегодняшнее количество жителей КНР приближается к пределу. А в некоторых районах страны даже превышает предел «выносливости» экологической системы. Вместе с увеличением численности людей возрастают и их суммарные потребности. Чтобы уменьшить несоответствие между потребностями человека и их обеспечением окружающей средой требуется новое усиленное освоение природы. Результат предсказуем — широкомасштабное разрушение экологии и серьезное загрязнение окружающей среды.

Среди экологических бедствий эрозия почв является самым серьезным. На сегодняшний день площадь земель Китая, подверженных эрозией почв, составляет 1,6 млн. кв. км или 1/6 общей площади страны. Площадь земель, ежегодно превращающихся в пустыни, составляет около 2100 кв. км. Сокращение лесов, лугов, чрезмерная добыча полезных ископаемых вызвали разрушение экологической системы и стихийные бедствия, которые ежегодно наносят прямой экономический ущерб в размере 40-60 млрд, юаней. Это заметно влияет на экономическое развитие и социальную стабильность в стране.

Загрязненность окружающей среды усиливается с каждым днем. Ее подразделяют на жизненное и производственное загрязнение, а производственное еще разделяется на индустриальное и сельскохозяйственное. Возьмем, к примеру, индустриальное загрязнение. После создания КНР ежегодно рождалось 15-20 млн. человек, увеличивалась численность рабочей силы. Существующие тогда около 400 тыс. предприятий не могли обеспечить работой массы новых граждан, и поэтому в городах и деревнях появилось множество новых предприятий. Их общее количество достигло 1,5 млн. Эти предприятия, имеющие обычно отсталые технологии и оборудование, не в состоянии принять какие-либо меры по охране окружающей среды. В стране 85% промышленной сточной воды и 80% промышленных отходов, а также большинство отработанного газа прямо, без отчистки выпускается в окружающую среду, что создает очень серьезную ситуацию. В 1981 г. отработанные газы содержали 42 млн. тонн разных ядовитых и вредных веществ, сточные воды — 30,3 млрд, тонн подобных веществ. Ежегодное количество различных промышленных отходов составляет около 430 млн. тонн. В целом за все годы после создания КНР количество промышленных отходов составило более 5 млрд, тонн, которые занимают 400 км 2 . Сегодняшняя ситуация в Китае по загрязнению окружающей среды крупными и средними предприятиями еще не получила должной оценки, а загрязнение малыми предприятиями продолжает увеличиваться.

Заключение

По мнению китайский специалистов, быстрый бесконтрольный рост населения сводит и будет сводить практически на нет достижения в экономической области. Страна, по их мнению, должна «взяться за два вида производства» — экономику (в направлении ее неуклонного развития) и демографию (в направлении резкого сокращения темпов роста населения).

Чтобы решить существующие проблемы, китайским властям волей-неволей приходиться идти на жесткий демографический контроль. Это прежде всего совершенствование политики строго планирования рождаемости, поиск действенных путей реализации государственной установки «одна семья — один ребенок».

Вместе с тем государство намерено и впредь принимать строгие меры к нарушителям этой установки. Ряд экспертов предлагают даже увеличить размеры штрафов за «внеплановых» детей. Сторонники более разумного подхода призывают вести широкую, продуманную, комплексную, разъяснительную работу, пропагандировать важность и неотложность плановой рождаемости, воспитывать крестьян, объясняя им политику государства, что бы они, разделяя его озабоченность, ограничивали рост семьи.

Важным фактором, который может либо способствовать успеху в ограничении рождаемости, либо во многом обречь на провал все усилия в этой области, является, по мнению специалистов, улучшение положения женщин, в первую очередь повышение их общеобразовательного уровня.

Важные направления работы — ужесточение контроля над мигрирующим населением, которое представляет собой одну из главных групп «демографического риска», искоренение практики ранних браков и ранних деторождений, особенно распространенной в сельских районах.

Китайские специалисты отмечают необходимость комплексного подхода при решении сложнейшей демографической проблемы, взвешенного анализа и учета экономических, культурных, экологических и других факторов, сказывающихся на уровне рождаемости, настроениях людей. Успех программы в области народонаселения может быть обеспечен только в том случае, если она затрагивает все сферы жизни общества — образование, здравоохранение, обеспеченность жильем, занятость, положение женщин, а также если ее осуществлением занимается не только центральное правительство, но и местные власти, общественные организации, отдельные лица на всех уровнях. Основой для действенного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования.

В Китае разрешение иметь двоих детей привело к буму рождаемости в 2016 году. Об этом в понедельник, 23 января, заявил представитель Государственного комитета КНР по делам здравоохранения и планового деторождения Ян Вэньчжуан . В прошлом году в Поднебесной родились 17,86 млн. детей — на 7,9% больше (1,31 млн.), чем годом ранее. Причем, таких показателей удалось достичь несмотря на то, что число женщин детородного возраста снизилось на 5 млн. человек.

По сути, это следствие решения Пятого пленума Компартии Китая, который в октябре 2015 года подвел черту под политикой «одна семья — один ребенок», и позволил китайским семьям иметь по двое детей с 1 января 2016 года. В коммюнике по итогам пленума говорилось, что «изменения направлены на улучшение баланса населения и решение проблемы старения населения».

Правило, по которому одна китайская семья могла иметь только одного ребенка, было введено в 1979 году. Резкий рост населения КНР подрывал эффект экономических реформ, начатых Дэн Сяопином в 1978-м. Благодаря политике «одна семья — один ребенок» среднее число детей в китайской семье удалось снизить с 5,9 в 1970 году до 1,8 на сегодня.

Политика помогла остановить рост населения Поднебесной, но цена оказалась высока. Молодые родители часто принимали решение прервать беременность, если ребенком оказывалась девочка. В результате к 2014 году, по данным китайской статистики, молодых мужчин фертильного возраста в стране было на 25 млн. больше, чем женщин аналогичного возраста.

Одновременно численность людей старше 65-и в Китае увеличилось за 20 лет с 4% до 9%, а к 2050 должна достичь 30%. Это выше, чем показатель нынешней Японии, считающейся одним из самых старых обществ планеты. Быстрый рост численности пенсионеров грозит замедлением экономике КНР, традиционно опиравшейся на дешевую и молодую рабочую силу.

Словом, отказ от политики «одна семья — один ребенок» — назревшее решение. Но далеко не факт, что оно способно стабилизировать демографическую ситуацию. Как отмечают эксперты, большинство населения Китая не спешит воспользоваться новыми возможностями. О нежелании иметь второго ребенка заявили 53% участников опроса, проведенного Всекитайским объединением женщин среди 10 тысяч семей с одним ребенком до 15 лет.

Справится ли Китай с демографической проблемой, какие последствия будет иметь рост рождаемости для Поднебесной и мира?

— Рождаемость в Китае ощутимо не вырастет, — считает заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский . — Прежде всего потому, что семьи в Китае уже привыкли иметь только одного ребенка. Этому способствуют огромные затраты, которые несет семья на здравоохранение, образование, приобретение жилья и — как ни странно — на свадьбу. В результате, одного ребенка китайской семье предостаточно даже в деревне. И хотя в Китае традиционной считается именно большая семья, средняя семья в КНР сейчас составляет 2,6−2,7 человека.

Естественно, это следствие программы «одна семья — один ребенок», которая привела к дисбалансу на рынке труда. Китай преодолел так называемую «поворотную точку Льюиса» еще в 2010 году. Нобелевский лауреат, экономист Артур Льюис в 1950-е доказал, что страна, в которой большая часть населения живет в сельской местности, может долгие годы быстро развивать экономику за счет крестьян и низких зарплат. Но рано или поздно наступает момент — «точка Льюиса», — когда этот источник рабочей силы начинает иссякать, а зарплаты быстро расти.

Единственное спасение из такой ситуации — резко увеличить производительность труда оставшихся работающих. Для этого Китаю нужно развивать науку и технику, внедрять инновации в экономику.

«СП»: — Почему спасением не может стать простое повышение рождаемости?

— Потому что Китай движется по тому же пути, что Европа, Южная Корея или Япония. Высокая рождаемость сегодня осталась разве что в странах Африки и Южной Азии. Даже в Юго-Восточной Азии она снижается. А в Южной Корее, Гонконге, Тайване и Японии показатели рождаемости вполне европейские — другими словами, крайне низкие, — еще с 1980-х годов.

Ситуация, когда ежегодно в Китае на пенсию выходит больше людей, чем вступает в трудоспособный возраст, будет длиться еще как минимум 20 лет, какой бы высокой ни была нынешняя рождаемость. Просто потому, что новорожденного к станку не поставишь — требуется время, чтобы ребенок вырос и овладел профессией.

«СП»: — Насколько эта ситуация губительна для экономики Поднебесной?

— Если китайцы резко увеличат производительность труда на каждом рабочем месте — поставят новые станки, будут выпускать продукцию с учетом последних достижений науки и техники, — ничего страшного с экономикой не случится.

Да, конечно, если всю рабочую силу занимать неквалифицированным физическим трудом — ситуация может развиваться фатально. Но Китаю такой сценарий явно не грозит. Достаточно сказать, что средняя зарплата в КНР выше, чем в России, — более 40 тысяч рублей в месяц, в переводе на наши деньги. Если же брать среднюю зарплату в китайских городах, она еще выше — 60 тысяч в месяц.

«СП»: — Насколько обещание президента США Дональда Трампа развязать с Китаем торговую войну осложняет планы Пекина по повышению производительности труда?

— Китай — вполне самодостаточная страна. Кроме того, от таких действий США пострадают, прежде всего, сами американцы. Американо-китайская торговля — это $ 600 млрд. в год, причем на американский рынок поступает, в основном, китайский ширпотреб. Американцы привыкли его покупать, благо стоит он недорого, а сама Америка давно ничего подобного не производит. США, напомню, сегодня производят либо высокотехнологичные ноу-хау, либо нарезанную бумагу под названием «доллары». В такой ситуации затевать торговую войну с Пекином — себе дороже.

«СП»: — Население Китая в перспективе будет уменьшаться?

— Будет, но не скоро — примерно с 2030—2035 года. Причем, еще неясно, по какому из трех сценариев — нормальному, ускоренному или замедленному — пойдет этот процесс.

«СП»: — Что значит для КНР такое сокращение с точки зрения геополитических последствий?

— Ничего не значит. Китай давно подсчитал, что общая численность его населения не должна превышать 1,5 млрд. человек — в этом случае они не будут испытывать недостатка в природных ресурсах. Сейчас, замечу, численность населения Китая до этой планки не дотягивает — составляет 1,382 млрд.

При этом надо понимать: китайцы не планируют экспансии населения — они осуществляют экспансию экономическую. А экономическая экспансия на численность населения никак не замкнута.

Сейчас китайский капитал входит в Америку, и скупает предприятия в США. Трампу именно это, кстати, не нравится, и американцы в этом его поддерживают. Но американцы будут точно возражать, если Белый дом обложит китайские товары ввозными пошлинами. В этом случае на улицы Америки выйдет протестовать примерно такая же толпа, которая протестовала на инаугурации Трампа.

«СП»: — То есть, Китаю ничего не грозит?

— Почему же — грозит: проблемы народонаселения, экологии, нехватки энергоресурсов. Но это угрозы далеко не той серьезной степени, как часто представляют в России. Думаю, Китай с этими вызовами успешно справится.

1. Общая характеристика демографической ситуации в КНР. После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения и в 1953 г. была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения – 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения состоялась в 1964 г., численность населения – 698,6 млн. человек. Летом 1982 г. проводилась третья общенациональная перепись населения, в результате которой впервые численность населения превысила 1 млрд. человек и составила 1008,2 миллионов человек. Данные переписи 1990 г. показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд. человек. По данным Национального бюро статистики на 6 января 2005 г. численность населения страны достигла 1,3 млрд. человек.

Распределение населения страны по территории крайне неравномерно. В последнее десятилетие ХХ в. в восточной части Китая был зафиксирован более быстрый рост населения, чем в западных провинциях страны. Второя сводка об итогах 5 всеобщей переписи населения, опубликованная в 30 марта 2001 г. Государственным статистическим управлением Китая, показала, что население 12 западных провинций, автономных районов и округов составляет около 28,1 %численности населения страны, снизившись на 0,3 процентного пункта по сравнению с десятью годами назад.. Самой крупной по численности населения является пр. Хэнань, расположенная в Центральном Китае, численность проживающих на её территории составляет 92,56 млн. чел. За ней следует пр. Шаньдун Восточного Китая с населением90,79 млн. чел. Тибетский АР имеет наименьшее в стране население, численность которого по состоянию на 1 сентября 2000 г. составила 2,62 млн. чел. В список малонаселенных провинций и автономных районов материковой части страны входят пр. Цинхай (5,18 млн.), Нинся-Хуэйский Ра (5,62 млн) и пр. Хайнань (7,87 млн)..

Средняя плотность населения КНР – 134 чел./км2. Среди стран Азии даже крупных, это не такой уж высокий показатель Для Японии он составляет 341, КНДР – 195, Южной Кореи – 475, для Индии – 308, Пакистана – 195, Индонезии – 112, Филиппин – 252, Вьетнама – 242 чел. /км2.Однако фактическая плотность населения Китая, как и в других странах, в том числе в Южной и Юго-Восточной Азии, резко отличается от средних величин. Так, в пр. Цзянсу, где свыше 70 млн. жителей, средняя плотность населения около 700 чел./км2., в пр. Шаньдун – 600 чел. /км2, Таким образом, в восточной части страны население живет в условиях высокой и очень высокой плотности населения. В то же время в западной половине государства, представляющих гористую и пустынную зоны, редкая заселенность территории, плотность в десятки и сотни раз ниже.

Возрастная структура населения КНР характеризуется интенсивным процессом нарастания удельного веса группы лиц в трудоспособном возрасте. В первые годы существования КНР на молодые возраста приходилось 34% населения, в конце 60-х гг. – 43%. Особенностью структуры населения Китая является значительное превышение мужского населения над женским (соответственно 519,4 млн. чел, или 51,5% и 488,7 млн. чел, или 48,5%). В КНР количество мужчин превышает число женщин на 30,7 млн. чел. На каждые 100 женщин приходиться 106 мужчин. В целом возрастная структура населения КНР представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Возрастная структура населения КНР

Динамика рождаемости и смертности в КНР. В течении многих столетий для Китая была характерна исключительно высокая смертность. Только в конце 40-х – начале 5-х гг. ХХ в. удалось снизить эти показатели. Детская смертность уменьшилась в 3-4 раза и составила в городах 75 на 100 детей в возрасте до одного года. Значительно изменилась структура причин смертности. Средняя продолжительность жизни при рождении в 1981 г. составила 67,9 года (66,4 для мужчин и 69,3 года для женщин). Ввиду изменения возрастной структуры и повышения в ней доли пожилых возрастных групп происходило постепенное увеличение смертности – до 7,1% к 2000 г и 9,4 % в первой трети текущего столетия (Таблица 2).

Таблица 2. Динамика коэффициента смертности в КНР

годы коэффициент смертности, %
18,00
12,28
25,43
9,5
7,6
7,32
6,34
6,57
6,59
6,6
7,3

В начале 50-х гг. ХХ в. в КНр сохранялась и высокая рождаемость, что определялось сохранением целого комплекса факторов, обусловливающих традиционно высокий уровень рождаемости в старом Китае. Наличие мирных условий в этот период времени, благоприятная социально-экономическая ситуация в стране способствовали появлению новых семей. Результаты 16 исследований, проведенных в различных провинциях Китая в 1951-1954 гг. дали средний показатель рождаемости 41,6% В последующий период четко прослеживается тенденция к понижению коэффициента рождаемости к концу 70-х гг. показатель уменьшился по сравнению с периодом 50-х гг вдвое. (Таблица 3).

Таблица 3. Динамика коэффициента рождаемости в КНР.

годы коэффициент рождаемости, %
37,00
32,60
20,86
37,88
33,43
23,01
18,21
17,80
19,37
18,20
16,30

Уменьшение рождаемости происходило под влиянием изменения социально-экономических условий, действия целого ряда долговременных факторов, к которым следует отнести:

1.рост уровня общей и санитарной культуры населения, что привело к уменьшению детской смертности;

2. изменение функций семьи, трансформация традиционных семейных отношений, уменьшение экономической полезности детей;

3. ослабление религиозных норм традиционного китайского общества, утрата значения многих религиозных ритуалов;

4. вовлечение женщин в активную трудовую деятельность, как в городской, так и сельской местности, распространение образования.

2. Демографическая политика КНР. Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течении всего периода существования и, особенно, в последние десятилетия испытывала огромное воздействие на социально-экономическое развитие страны. Необходимость решение вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику, направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине 50-х гг. ХХ в.. С тех пор демографическая политика, её характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения, причем периоды «активности» и «спада» во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны.

3. Глобальные демографические проблемы КНР. Итак, в Китае, как и во многих других странах, все резче обозначаются проблемы, вызванные особенностями современных социально-демографических процессов. Одна из них проблема старения населения = иными словами, стабильное увеличение доли пожилых людей в составе населения. В КНР доля граждан старше 65 лет, согласно Всекитайской переписи населения 2000 г. составила от общей численности населения 6,96% (88,11 млн. чел.). Ежегодно численность пожилых людей увеличивается более чем на 3%..

Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, нежели в какой-либо другой стране, что объясняется успезами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшения социально-бытовых условий жизни китайского народа в последнее десятилетие. Регулирование рождаемости в целях ускорения экономического развития породило в стране проблему «наоборот» - в стране стремительно растет группа населения старше 60 лет. Согласно прогнозам демографов, к 2030 г. каждый пятый житель Поднебесной перешагнет эту возрастную группу. К середине XXI в. Китай стане самой ст старой по составу населения страной.

Закономерно, что вместе с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения увеличивается и коэффициент их иждивенческой нагрузки, что означает увеличение и иждивенческой нагрузки. В 1988 г. количество пенсионеров составляло 18 млн. чел. (14% от работающих), а расходы на пенсии составляли 18 млрд. юаней. В 2000 г. пенсионеры составили 17% от численности работающих и расходы на их содержание возросли до 50 млрд. юаней. В промышленно развитых городах проблема старения населения обозначилась ещё больше. В Шанхае, например, в конце 1986 г. количество пенсионеров составляло 1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих горожан, сумма пенсий составила 20% от общего фонда зарплаты.

Старение населения влияет на распределение и национального дохода, на экономическую систему и накопление капитала. В 1984 г. китайские пенсионеры в среднем получали пенсию в размере 769 юаней. Эти расходы в 5 раз больше, чем расходы на детей в городах Китая

В этой связи перед государством и обществом остро встают проблемы не только материального, но и морально-этического характера. Гуманное отношение к старости – это не только пенсионное обеспечение, достойные человека социальные услуги и гарантированное медицинское обслуживание, это повседневная практическая работа по разрешению медико-социальных, семейно-бытовых, эмоционально-психологических и многих других проблем граждан стареющего возраста, которая должна осуществляться на местах различными структурами системы социальной защиты населения совместно с общественными и благотворительными заведениями.

ситуация, сложившаяся в народонаселении КНР. В 1850 г. численность населения Китая составляла 430 млн. человек, а в 1949 г. население страны исчислялось 540 млн. человек. Со времени образования КНР в 1949 г. в стране были проведены пять всекитайских переписей населения. Первая из них (1953 г.) показала, что оно уже выросло до 583 млн. человек, вторая (1964 г.), что оно увеличилось до 695 млн. человек. Согласно третьей переписи, проведенной в 1982 г., население Китая составило 1008 млн. человек. Четвертая перепись в июле 1990 г. дала уже результат 1134 млн. человек, а пятая перепись населения в ноябре 2000 г. – 1261 млн. человек. Это означает, что за полвека существования КНР население страны увеличилось почти в 2,4 раза. Ныне на Китай приходится 21,2% всех жителей нашей планеты. Или иначе: из каждых 4,4 «статистических человека» на Земле один – китаец. Население Китая возрастало бы еще быстрее, если бы не государственная демографическая политика, направленная на «погашение» высокой рождаемости. В первые годы после образования КНР такая политика еще отсутствовала, поскольку увеличение численности населения тогда рассматривалось как один из источников роста благосостояния страны. Однако уже во второй половине 1950-х гг. в результате заметного снижения показателя смертности при сохранении высокой рождаемости стали возникать все большие трудности в обеспечении быстро растущего населения жизненными ресурсами, основными видами продовольствия и предметами народного потребления. Меры демографической политики, которая была законодательно утверждена конституцией 1978 г. и законом о планировании семьи 1980 г., сначала заключались в ведении массовой пропаганды, распространении средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации и др. Затем они были дополнены гораздо более жесткими административными, экономическими и правовыми уложениями. Так, был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного рода поощрительные льготы и, наоборот, меры «наказания». Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайней мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: «Один ребенок в семье», «Одна супружеская пара – один ребенок», «Народ без братьев и сестер». Имеет место стимулирование более поздних браков, промежутков между двумя деторождениями не менее трех-четырех лет – с тем, чтобы каждая супружеская пара имела не более двух детей. По мере осуществления демографической политики была разработана сложная система как поощрительных, так и запретительных мер, направленных на снижение уровней рождаемости и естественного прироста населения. Те супружеские пары, которые принимают обязательство ограничиться одним ребенком, получают специальное удостоверение членов однодетной семьи. Оно дает право на очень многие льготы – надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в ясли и детский сад, при поступлении в вуз и даже на работу и при начислении пенсии. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но обязана также заплатить довольно большой штраф; помимо этого, родителей могут понизить в должности. А для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из зарплаты. В целом демографическая политика в Китае оказалась весьма эффективной. Достаточно сказать, что за время с 1950 по 2000 г. коэффициент рождаемости в стране снизился более чем в два раза, а коэффициент естественного прироста – в два раза. В результате Китай фактически перешел от второго типа воспроизводства населения к первому, вступив в третью фазу демографического перехода. Эта фаза характеризуется сравнительно низкой рождаемостью и низкой смертностью, что приводит к относительно небольшому приросту населения. В Китае он составлял: в 1950-х гг. – 2,18%, в 1960-х – 1,84%, в 1990-х – 1,1% (или 11%, т. е. 11 человек на 1000 жителей). В начале ХХ1 в. он снизился до 1% и менее. Соответственно снижался и показатель количества детей, рожденных в среднем одной женщиной – с 6,2 ребенка в 1950 г. до 1,8 ребенка в 2000 г. Средний размер семьи также уменьшился до 3,5 человека. Нельзя не учитывать и того, что даже при относительном приросте в 1% ежегодный абсолютный прирост населения в Китае до недавнего времени составлял 13 млн. человек. Это означает, что он превосходил все население таких стран, как Белоруссия, Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия или Чехия. Демографическая проблема в Китае неизбежно порождает сложные социально-экономические проблемы. Во-первых, это проблема половой структуры населения. На протяжении всей истории Китая численность мужчин в этой стране была намного больше численности женщин, что являлось следствием укоренившихся предрассудков и традиционно неравноправного положения женщин в семье и обществе по сравнению с мужчинами. Хотя за годы народной власти доля женщин в населении страны немного выросла. Их по-прежнему примерно на 35 – 37 млн. меньше, чем мужчин. В результате на 100 женщин в среднем приходится 105,9 мужчины. В результате такого нарушения нормальной пропорции между полами в стране отмечается своего рода «дефицит невест», а численность неженатых мужчин измеряется десятками миллионов. Таким образом, фактическое социальное неравенство мужчин и женщин, несмотря на провозглашение их юридического равноправия, еще сохраняется. Во-вторых, это проблема возрастной структуры населения. Раньше для Китая, как и для других развивающихся стран, была характерна большая доля лиц детских возрастов (в 1950 г. 34%) и незначительная – старших возрастов (6l%). Но вследствие резкого сокращения рождаемости, да еще при заметном увеличении средней продолжительности жизни, эта пропорция претерпела большие изменения. К 2000 г. доля лиц детских возрастов сократилась до 25%, а лиц старше 60 лет увеличилась до 10%, т. е. примерно до 130 млн. человек. Постарение населения усложняет задачи организации социального обеспечения и медицинского обслуживания пенсионеров. И еще больше усложнит их в будущем – ведь, согласно китайским прогнозам, в 2025 г. численность пожилых граждан в стране может достигнуть 300 млн. Это значит, что в одном Китае их будет столько же, сколько во всех развитых странах мира. В-третьих, это проблема занятости. Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами. Лишь в 80 – 90-е гг. ХХ в. на производство пришло почти 300 млн. человек. Доля занятого населения в общей численности людей старше 16 лет теперь составляет 77%. Даже при очень больших успехах в экономике обеспечить работой такое огромное количество трудоспособных людей очень не просто. Поэтому безработица в последние годы, по официальным данным, держится на уровне 5-6 млн. человек, а в действительности она значительно больше. В-четвертых, это проблема обеспечения продовольствием и предметами длительного пользования. Долгое время в Китае существовала система распределения их по карточкам, которые отоваривались по месту жительства. Постепенно она была отменена, а продовольственное и материальное снабжение; значительно улучшилось. Однако показатели душевого потребления остаются еще намного более низкими, чем в экономически развитых странах. В-пятых, это проблема образования. В 50 – 80-х гг. ХХ в. доля неграмотных в Китае уменьшилась в пять раз. Особенно заметно удалось повысить уровень образования среди городского населения. В результате на смену неграмотным и малограмотным работникам на предприятия стали приходить люди, имеющие уровень образования как минимум в средней школы первой ступени. Тем не менее и на рубеже ХХ и ХХI вв. в стране насчитывалось более 200 млн. неграмотных. Среди работающих их доля составляла 11%, а получивших образование лишь в объеме школы – 33%. В целом в КНР пока только 25% населения имеют среднее образование и лишь 1% – высшее. Недостаточный уровень грамотности отрицательно сказывается на общем развитии страны. Он затрудняет и осуществление демографической политики, в особенности в сельской местности. В-шестых, это проблема увеличения нагрузки на окружающую среду, что в первую очередь относится к невозобновляемым и частично возобновляемым природным ресурсам. Например, за годы народной власти пахотных земель в КНР не только не возросла, но в силу некоторых причин даже сократилась на 15 млн. га. В результате уменьшилась обеспеченность пашней из расчета на душу населения: с 0,18 га в 1953 г. до 0,075 га в 2000 г. - один из самых низких показателей.

Похожие публикации