Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Бог грома и молнии в русской мифологии. Перун – бог грома и молнии. Внешность и атрибуты

Перун - бог грома, дождя и ветра в славянской мифологии. Издавна его считали одним из самых сильных обитателей языческого пантеона. Ему поклонялась практически вся Киевская Русь, за исключением лишь некоторых восточных регионов. В своей славе Перун превозмог даже Сварога, некогда считавшегося непоколебимым оплотом славянского государства.

дождя и грома

Перун является сыном великого бога Сварога и богини Лады. Легенды описывают его появление следующим образом. Однажды Матерь Сва (первоначальное имя Лады) съела огромную щуку, в которой был заключен дух самого бога Рода. И тут же час невероятная сила пронзила ее тело. Она почувствовала, что в ее чреве зародилась новая жизнь.

Ее муж Сварог понял - у них появится сын, чья сила превзойдет всех, кто живет на этом свете. И действительно, вскоре Лада родила мальчика. В день его рождения молнии и ветра взбесились. Они грохотали так, что казалось мир треснет на части. И когда, казалось бы, пришел конец всему, появился Перун. Мальчик приказал непогоде успокоиться, и тут же все затихло.

С тех пор бог дождя ежедневно практиковался в управлении стихией. Повзрослев, он смог обуздать не только ветер, но и молнию. С тех пор не было божества более могущественного, чем он, так как никто не мог выстоять против силы небесного света.

Облик Перуна

Сегодня довольно сложно сказать, каким был бог дождя. Мифология славян весьма размыта. По большей части из-за того, что древние сказания передавались из уст в уста. Это коверкало их. К тому же часть мифов и вовсе была утеряна во время крещения Руси, так как христиане заставили славян забыть о старых богах.

И тем не менее некоторые детали облика Перуна смогли сохраниться до наших дней. Например, изначально бога молнии изображали в виде взрослого, крепкого мужчины с седыми волосами. Позже мнение волхвов разделилось. Одни говорили, что у него золотая борода, а вместо усов сгустки молний, иные рассказывали о том, что он ничем не отличался от простых смертных, помимо хорошо сложенного тела.

Единственное, в чем соглашалась все - это воинственное обмундирование бога. Он всегда ходил в искусно выкованных доспехах и шлеме. К тому же небесный воин всегда держал в одной руке огромную дубину (иногда его изображают с мечом или копьем), а в другой - дубовый щит.

Сила небожителя

Перун управлял силами дождя, ветра и молнии. Однако, люди редко просили его послать с неба воду в засушливые времена. Это связано с тем, что для славян Перун был воплощением воинственного бога. Свои силы он использовал для сражения, а не для земледелия.

А с течением лет он и вовсе превратился в главного покровителя воинов. Поэтому отправляясь на войну, мужчины и женщины просили у Перуна благосклонности. Они верили, что если дух бога коснется их оружия, то ни один враг не сможет победить их в честном бою. А гроза в канун битвы свидетельствовала о том, что небожитель услышал молитвы верующих.

Помимо верили в то, что Перун оберегает матушку-природу. Изо дня в день он ходит по лесам и полям, наблюдая за тем, чтобы люди разумно использовали подаренное им богатство. Более того, бог дождя обладал чудесной силой. Он мог превращаться в любого зверя или птицу.

Атрибуты Перуна

Бог дождя у славян часто ассоциировался с дубом. В целом в этом нет ничего удивительного. Ведь русский народ всегда считал это дерево величественным. Поэтому именно с его ствола волхвы вырезали тотемы, олицетворяющие облик бога Перуна. Самый знаменитый из них находится на что на Украине.

Еще одним атрибутом бога является боевой топор. Он - символ воинственного начала громовержца. Поэтому все русские воины носили при себе амулет в виде секиры, который охранял их в бою.

Не менее значимым в культе Перуна был цветок ирис. Его рисовали на всех тотемах, посвященных богу. Более того, сами святыни выстраивали так, чтобы они напоминали шесть лепестков этого растения.

В более поздние века язычества волхвы добавили еще один символ в копилку небожителя - особую руну, которая называлась звезда Перуна. Славяне верили в то, что ее сила способна защитить от любой беды. Поэтому ее вырезали не только на тотемах и идолах, но и рисовали на одежде и боевых щитах.

Поклонение Перуну

Бог дождя быстро затмил других богов славянского пантеона. Это было связано с тем, что он помогал воинам в сражениях. Поэтому князья и воеводы стремились задобрить его всеми силами, возводя все новые и новые алтари в его честь. Более того, даже миролюбивый народ просил у Перуна благословения. Ведь по преданиям, оно могло принести успех и удачу в любом начинании.

Что касается обрядов, то большинство из них проводилось под чутким надзором жрецов и волхвов. Получить этот священный титул могли лишь избранные люди. Чаще всего это происходило еще в детстве, когда один из священнослужителей замечал в ребенке таинственную силу. На практике это говорило о том, что жрецы могли назвать волхвом любого, кто им приглянулся.

Священный праздник

Бог дождя, как и любое другое божество, имел собственный день в Праздновали его 20 июля. В этот день волхвы собирали людей вместе возле главного алтаря. Здесь они пели ритуальные песни, водили хороводы и подносили Перуну свои дары. В качестве ритуальной жертвы использовали быка или петуха.

После этого народ возвращался в город или деревню и продолжал праздновать. Примечательно то, что в этот день на Руси проходили первые парады войск. Воины дружным строем проходили по улицам города, демонстрируя окружающим свою силу и сплоченность.

В конце дня на окраине зажигали огромный костер. На нем сжигались те дары, что были принесены на алтарь днем. Полученный впоследствии пепел разбрасывали по полям в надежде на то, что Перун не оставит их без дождя.

Миф о Перуне

Существует множество древних сказаний о громовержце. Большинство из них прославляет силу Перуна. Например, самый известный из них рассказывает о том, как юного бога вместе с его сестрами украл Скипер-зверь (человек-скорпион). Страшным колдовством обладал он: мальчика чудище погрузил в вечный сон, а беззащитных девушек превратил в чудовищ.

Но с годами старшие братья нашли Перуна. Пробудив уже взрослого мужчину от сна, они вручили ему чудо-меч. Благодаря ему сразил небожитель чудище дикое, а после расколдовал сестер.

Перун – бог грома и молнии

После Сварога и Рода главное место среди языческих богов Древней Руси занял Перун – бог грома и молнии. По своим функциям Перун напоминает греческого бога Зевса, римского Юпитера, скандинавского Одина.

Из текстов договоров русов с греками известно, что княжеские дружины Олега, Игоря и Святослава неизменно присягали именем Перуна. Присяга постоянно присоединялась к традиционной клятве оружием. Так, повествуя о заключении мира греков с Олегом, летописец отмечает: «А Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом». Еще более эффектна клятва 945 года: «Если же кто-нибудь из князей или людей русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что написано в хартии этой, – да будет достоин умереть от своего оружия и да будет проклят от бога и от Перуна за то, что нарушил свою клятву».

Клятвопреступника ожидала грозная и страшная месть неумолимого бога, о чем сказано в договоре Святослава с греками в 971 году: «Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я (то есть князь Святослав. – Б. В.) и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, – от Перуна и Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие».

Из договоров русов с греками, записанных в «Повести временных лет», ясно, что Перун X века стал богом оружия, княжеской дружины, покровителем самого князя, то есть богом княжеско-дружинной Руси.

Идол Перуна стоял в Киеве на горе. Вот как об этом рассказывает под 945 годом «Повесть временные лет»: «На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото и присягали Игорь и люди его, – сколько было язычников между русскими». По мнению исследователей, в частности Е. В. Аничкова, упомянутый здесь идол Перуна стоял в самом княжеском дворе Игоревичей, то есть в древнейшем городище на Старокиевской горе.

Когда же князь Владимир стал властелином Руси, то есть князь и дружина стали политической властью, тогда, по летописи, Перун был поставлен «за теремным двором» на холме, окруженный сонмом других богов. Основание языческого пантеона в Киеве было осуществлено с целью объединения различных племен в единое государство с единой верой. Перун – бог князей и дружинников – был превращен Владимиром в главное божество всей Русской земли.

Среди новопоставленных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши) летописец на первое место ставит Перуна. Этот всемогущий бог имел человеческое подобие. Тело его было высечено из дерева, голова отлита из серебра, а усы – из золота. Густынская летопись дополняет образ Перуна: ноги у него были железные, глаза – из драгоценных камней. В руке он держал каменное подобие стрелы, осыпанной яхонтами. Перед Перуном всегда горел огонь, который жрецы под страхом смерти обязаны были поддерживать.

Культ Перуна был установлен также в Новгороде. Тем самым два главных пункта пути из «варяг в греки» объединялись единым культом. Новгородское святилище разместили на левом берегу Волхова, на высоком холме. В центре стоял кумир Перуна. Он держал тяжелый дубовый посох и смотрел на восток, а вокруг него постоянно горело восемь костров.

Введение христианства на Руси привело к уничтожению всех идолов того времени, в том числе и Перуна. Владимир приказал свергнуть кумиров: одних изрубить, других сжечь. По летописи, первым был низвергнут главный бог Киева и Руси. Его привязали к хвосту коня и волочили с горы по Боричеву взвозу к Днепру, а 12 сильных мужей колотили бога жезлами. И сбросили Перуна в Днепр, и поплыл он, а язычники бежали следом и кричали: «Выплывай, боже, выплывай». Прошел Перун пороги, и выбросило его ветром на берег. С той поры и называется то место Перуновой отмелью.

Не менее жалкой была участь и новгородского Перуна. Легенды рассказывают, что новокрещеные новгородцы сбросили идола в Волхов. Один из новгородцев бросил Перуну, что тот «досыта поел и попил», издеваясь над его позорным отплытием Волховом из Новгорода. Разгневанный Перун будто замахнулся на него дубовой палицей и забросил ее на мост, крикнув людям: «Вспоминайте меня и бейтесь на мосту сем». Так в старину объяснялась причина частых столкновений новгородцев на мосту через Волхов, причем палки их назывались Перуновыми палицами.

автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Бог грома забирает своих Осетинами почитался бог плодородия и громовик Уацилла (Илла – имя Ильи пророка). Считалось, что для убитых молнией людей уготован солнечный рай. Избранник бога должен быть похоронен там, где угодно будет богу. Тело погибшего клали на новую арбу и

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Сын грома и возлюбленный ученик Между портретом Иоанна в синоптических евангелиях и его автопортретом в собственном евангелии есть очевидные различия, как есть они и между четвертым евангелием и Апокалипсисом. Но при ближайшем рассмотрении эти различия оборачиваются

Из книги Древние боги славян автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

ПЕРУН Лунный ворог побежденный Еле светится внизу. Бог Перун на мир смущенный мечет светлую грозу. С. М. Городецкий. Перун, 1907 Кто он всё-таки, Перун: бог воинов, властителей или земледельцев? Вот в чём вопрос.По распространённому в отечественной науке мнению,

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Дзонги «Страны драконов грома» Королевство Бутан, зажатое высокогорными скалами величественных Гималаев, в течение многих веков было полностью изолировано от внешнего мира. «Страна утраченных горизонтов», «государство спрятанных сокровищ»! Загадочность этих образов

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

…И МОЛНИИ Наконец, помимо этих двух способов гадания, этруски владели практикой бросания жребия (клеромантией). Было найдено множество жетонов или небольших пластинок с указанием имени божества-оракула, например Сури, которое некоторые считают аналогом Аполлона и

Из книги Военные катастрофы на море автора Непомнящий Николай Николаевич

Боги грома Документальное повествование

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

«Молитвенный дом» сравним с «Ударом грома» С началом 1945 г. стратегическая авиация США приступила к наращиванию ударов по Японии с Марианских островов. Бомбардировщики Б-29 - «сверхкрепости», впервые получившие массовое применение на Тихоокеанском театре военных

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Перун Перун - начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень,

Из книги Политическая биография Сталина. Том 2 автора Капченко Николай Иванович

1. Первые раскаты грома Убийство Кирова большинство биографов Сталина считает событием, ставшим убедительным предлогом и своеобразным политическим оправданием грозного вала репрессий, вскоре обрушившихся на партию и страну. Для понимания и объяснения сталинской

Из книги Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева автора Зубок Владислав Мартинович

Удар молнии 6 августа 1945 г. американская атомная бомба уничтожила Хиросиму; через три дня другая бомба испепелила Нагасаки. Ведущий советский физик-ядерщик Юлий Харитон вспоминал, что в Москве эти шаги расценили как «атомный шантаж против СССР, угрозу новой, еще более

Из книги На острие проблем автора Рыжков Николай Иванович

Раскаты грома О том, как проходил пленум ЦК КПСС, на котором лидером партии был избран Михаил Горбачев, в эксклюзивном интервью газете «Культура» рассказал сенатор Николай Рыжков, в то время секретарь ЦК.Константин Черненко умер вечером 10 марта 1985 года. Так в стране

Раскаты грома, сильный дождь, молнии во все небо… Даже современному человеку эти внушают некоторый страх. Представьте же, каково было людям, жившим на десять-пятнадцать веков ранее!

Тогда человек еще только начал овладевать природными тайнами, многое было ему непонятно. И все то, что нельзя было объяснить с точки зрения логики либо науки, он объяснял существованием сверхъестественных сил и грома и молнии являлся в те времена самым главным среди прочих божеств. Именно ему поклонялись более всего, его боялись и почитали.

Перун - бог грома, молнии и войны у славянских народов. Считалось, что он поражает тех, кто провинился или как-то прогневил его. Для того чтобы задобрить Перуна, в жертву ему приносили животных, а также вырезали на каждом доме символ в Имя его встречается во многих исторических источниках. К примеру, в «Повести временных лет», написанной Нестором, Нептун упомянут более десяти раз. Бог грома и молнии у славян вызывал трепет и страх; говорили даже: "Схвати тебя Перуном!", что означало пожелание бед и несчастий.

Люди верили, что Перун карает за несоблюдение особых законов (которые являлись чем-то вроде Библии для христиан). Считалось, что на тех, кто ему не угодил, Перун ниспошлет камни, топоры, стрелы и, конечно, гром и молнию. Если какую-то семью или даже целую деревню одолевали неурожаи и, как следствие, голод и болезни, это означало вмешательство Перуна и служило «напоминанием» о том, что люди ведут разгульный образ жизни и недостаточно трудятся.

Бог грома и молнии был одним из первых объяснений неизведанных явлений природы. Культ Перуна зародился еще больше трех тысячелетий назад. Однако его не только боялись, но и просили о благополучии. Люди верили, что в случае регулярных жертвоприношений и безоговорочного почитания Перун ниспошлет им процветание, избавит от болезней, сделает так, чтобы урожаи были богатыми.

Перун считался прародителем всех славян. Помимо вырезанных из дерева идолов, у людей присутствовали и изображения бога: это был могущественный воин с иссиня-черными волосами с сединой и длинной огненной бородой.

В Киевской Руси бог грома и молнии стал предметом поклонения еще в VI веке. Позже развитию этого культа, как выяснилось по результатам многочисленных исследований язычества, способствовал сам князь Владимир. Даже после того как по его приказанию на Руси было принято христианство, деревянного идола, символизирующего Перуна, не сожгли, как многие другие фигуры богов, а пустили по Днепру. Владимир и не мог этого сделать, так как остатки прежней веры в языческие божества все еще крепко сидели в головах людей. Ему было страшно полностью уничтожать символ благополучной жизни и удачного ведения военных дел.

Бог грома и молнии был не только у славянских народов. У древних греков главным богом считался Зевс. В божеством, способным ниспослать кару в виде разрушительной молнии, является Тор, а в Индии - Индра.

Времена, когда люди массово верили в языческих богов, прошли. Однако и сейчас есть те, что называются староверами: они, продолжая традиции своих предков, поклоняются среди которых, конечно, есть и Перун.

– воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.

Велес – один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес – "скотий бог" – хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи.

Даждьбог – бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Его имя слышится в краткой, дожившей до наших дней, молитве – «Дай, Боже!»

Догода – бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду.

Карачун – бог скотьего падежа и гибели от мороза.
Карачун – это второе имя Чернобога.

Коляда – древний бог веселых застолий, считается что имя его образовано от слова «коло» (круг). Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.

Крышень – сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

Лель – в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле – этом веселом, легкомысленном боге страсти – до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.

Овсень – младший брат-близнец Коляды. Ему досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

Озем – бог подземного царства, хранитель земных недр.
Он оберегает золотые, серебряные и медные руды.

Перун – бог грозовых туч, грома и молнии, самый знаменитый из братьев Сварожичей. Перун – покровитель воинов и княжеской дружины, бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов, защитник Яви, податель мужской силы.

Род – бог-создатель видимого мира. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Род родил Сварога – великого бога, который довершил творение мира.

Сварог – бог-создатель земли и небес. Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Святобор – бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.

Святовит – божество, тождественное Сварогу у западных славян.

Семаргл – бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. Мог оборачиваться священным крылатым псом.

Стрибог – в восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Перун - славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода - непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего Громовержца (Тооа) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской семье народов. Надо ли говорить, что огненно-золотой цвет бороды Бога Грозы отнюдь не случаен!

Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Скандинавские сказания отмечают, что разгневанный Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у славянского Перуна они действительно как грозовая туча - чёрно-серебряные. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат».

Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну, именно из-за своей чёрно-белой окраски.

Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьет», «Разящий». Некоторые учёные усматривают связь имени Бога Грозы с такими словами, как «первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун действительно был главнейшим Богом в языческом пантеоне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла и сближение его имени с «правым». Перуна считали наши предки учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды

Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница - вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам. Впрочем, на сей счёт бытовали разные мнения. Еще говорили, что гром и молния - эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и людей - похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А в отдалённой древности полагали, что на самом деле гром - это «клич любви» на празднике свадьбы Неба с Землёй: известно же, как хорошо все растёт после грозы…

Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.

Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне-язычники и этому нашли объяснение. Всё дело в том, говорили они, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё не смеет высунуться наружу!

Перун, в большой степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чеиз по обычаю девать было нельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок, оставленный на меже, обмарал пелёнки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба) - беда разразилась: поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай. Часть его всё-таки удалось отмолить обратно, но «стоколосым» (по сотне колосьев на каждом стебле) хлеб никогда уже больше не родился…

С громом небесным связана и легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатлённой в глазах моллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створки раковины при виде грозы…

Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем - каменные топоры и наконец - золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору - оружию Громовержца - с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой

нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё. Поистине не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, - не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого Бога Грозы…

Другой символ Перуна - так называемый громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу - на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), где раньше всего появляется снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки — его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений - в качестве громоотвода…

Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут, будто Перун - исключительно «дружинно-княжеский» Бог, вовсе не популярный среди простого народа. Вряд ли это было действительно так! Ведь гроза - не только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь.

Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий лесной бык. Есть у Перуна свое дерево - дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и называется ирисом- по-гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета. Научное, латинское название перуники - Iris Germanica.

Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели форму цветка, в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению учёных, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горели неугасимые священные костры. Посередине ставилось скульптурное изображение Бога. Теперь слово «идол» имеет в нашей речи несколько презрительный оттенок (вспомнить хотя бы «идолище поганое»), приходится иногда даже слышать, будто древние славяне «верили в идолов». Но это всё равно что утверждать, будто христиане «верят в иконы».

Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно в виде каменного кольца Туда складывали приношения, проливали жертвенную кровь: чаще всего - животную, а если народу грозило серьёзное несчастье - то и человеческую. Жизнь во все времена считалась священным даром Богов человеческое жертвоприношение было чрезвычайным, исключительным актом. И надо ещё учитывать, что, по утверждению учёных, человек, назначенный в жертву, вовсе не обязательно заливался горькими слезами и пробовал убежать. Жертвы бывали и добровольными: человек уходил к Богам, чтобы поведать им о нуждах своего народа, попросить помощи, отвести беду.

Православная церковь запретила молиться прежним Богам, и святилища были разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустя почти тысячу лет воинствующими атеистами были разрушены церкви. И мы знаем мифы древней Греции намного лучше чем свои…

Похожие публикации