Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Супрун степан павлович биография. Степан супрун: украинец, первый дважды герой ссср во второй мировой войне. Эхо боев в Испании

2017-07-07T22:27:50+00:00

Супрун Степан Павлович (1907-1941).

Лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (20.05.1940 г., 22.07.1941 г. — посмертно), подполковник.

Родился 2 августа 1907 года в селе Речки (ныне Белопольский район, Сумской области).
В 1913 году вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
В 1922 году по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
В 1925 году вместе с семьёй вернулся в СССР.
В 1929 году вступил в ряды РККА.
В 1930 году окончил школу младших авиационных специалистов.
Член ВКП(б) с 1930 года.
В 1931 году окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске).
С 1933 года — лётчик-испытатель НИИ ВВС РККА. Участвовал в испытаниях «Звена Вахмистрова» . Испытывал варианты И-16 , самолеты Северский 2PA-L (1938 г.), Ме-109 ЮМО-210 (1938 г.) и др.
В 1935-1939 годах он участвовал в первомайских воздушных парадах над Красной площадью, демонстрировал высший пилотаж на Тушинском аэродроме — как одиночный, так и в составе «красной пятерки» .
После гибели Чкалова , Супрун добился разрешения испытывать самолет И-180-2 , а 1 мая 1939 года продемонстрировал И-180 на воздушном параде над Москвой. Проверяя И-180 «на живучесть», летчик крутил на нем высший пилотаж. Полет — посадка, полет — посадка. И вот при очередной посадке подломилось шасси. Самолет на большой скорости скапотировал. Супруна извлекли из под обломков истребителя, он был без сознания.
Когда Супрун появился после госпиталя на аэродроме ему передали вызов из Кремля. Там ему предложили поехать с добровольцами в Китай, где разгорался конфликт с Японией.
В 1936 году награждён орденом Ленина за испытания и овладение новой техникой.
В 1937 году исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
В 1937 году избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
В 1937-1938 годах в составе делегации посетил США.
В июне 1939 года Степан Супрун отправился в Китай. Его группе было доверено защищать небо над городом Чунцин. Она состояла из двух подразделений. Одно летало на И-15 под командованием К.Коккинаки и предназначалось для борьбы с бомбардировщиками, а другое на И-16 для борьбы с истребителями противника. Успешные боевые действия раскрыли талант Супруна не только как боевого летчика, а также как и командира. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
В январе 1940 года, вызванный институтом, Супрун, единственный из группы, вылетел в Москву для проведения испытаний новых истребителей.
В 1940 году в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.

В мае 1940 года (до июня 1941 г.) он участвовал в испытаниях истребителя ИС-1 В.В.Шевченко и В.В.Никитина.
С 15 по 27 июня 1940 года Степан Павлович вместе со Стефановским провел в НИИ ВВС государственные испытания И-301 (ЛаГГ-1) .
25 мая 1940 года Супрун выполнил 2 полета на истребителе И-200 № 01 (МиГ-1) .
В июле 1940 проводил госиспытания И-153 с герметической кабиной конструкции инженера Щербакова.

С началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3 . Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.

Вылет 4 июля 1941 года оказался для Супруна последним. В паре ст. л-том Остаповым, Степан Павлович ушел на разведку. Остапов заметил в небе вражеский Фокке-Вульф-200 «Кондор», атаковал его, но был сбит огнем противника. Он вернулся в полк через двое суток. Подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, вскоре в облаках обнаружил второй «Кондор». Не заметив сопровождающих бомбардировщик истребителей, Степан Павлович бросился в атаку. Во время выхода из нее пуля немецкого стрелка попала Супруну в грудь. (По утверждениям экспертов, с истребителя он такого ранения получить не мог) Из облаков вывалилась четверка «мессеров». Будучи уже раненым Степан Павлович не вышел из боя и с первой же атаки сбил «мессершмитт». Уже теряя сознание от потери крови, Супрун пропустил атаку немецкого истребителя. Огонь последнего оказался точным. МиГ загорелся. Напрягая последние силы, пытаясь спасти себя и машину, Супрун сумел посадить самолет на поляне возле леса…

Местные жители видели как три «мессершмитта», окружив горящий МиГ, шли за ним как на параде. Наш самолет приземлился на опушке леса. Казалось, что советский летчик выскочит из кабины горящей машины, но самолет вдруг весь вспыхнул, в нем что-то взорвалось. Один из «мессеров» снизившись, еще раз обстрелял горящий МиГ. (Следы пулевых вмятин на бронеспинке, найденной на месте посадки Супруна, говорят, что этой очередью немцу не удалось поразить тело советского летчика). Местные жители успели захоронить летчика до подхода немцев. Выкопав неглубокую яму, застелив ее листами обшивки самолета, местные жители осторожно положили тело пилота на дно, покрыли его жестью, забросали землей и дерном.

22 июля 1941 года Степану Павловичу Супруну посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

Только в июле 1960 года его останки были найдены у деревни Монастыри в районе г. Толочин Витебской обл. С большими почестями они были перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды:
-орден Ленина (1936 г.);
-за отличный пилотаж премирован легковой автомашиной «М-1» (1936 г.);
-за мужество и героизм, проявленные в боях, майору Супруну присвоено звание Герой Советского Союза, с вручением «Золотой Звезды» и ордена Ленина (1940 г.);
-вторая медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (посмертно, 1941 г.).

С.П.Супрун. 1936 г.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950).
Сайт «Герои Страны». Супрун Степан Павлович.
Энциклопедия испытателей (http://www.testpilot.ru).

1907-1941

Дважды Герой Советского Союза (20.05.1940, 22.07.1941), лётчик-испытатель, подполковник.
Родился 2 августа (20 июля — ст.ст.) 1907 года в селе Речки близ города Белополья на Украине. В 1910-13 жил в США, c 1913 года в Канаде. В 1924 году окончил 8 классов школы в городе Виннипег.
В 1924 г. семья возвращается в СССР. Жил в селе Вострово (Алтайский край) и г.Алма-Ата (Казахстан). В 1925 работал учеником в каретной мастерской г.Белополье, в 1926-28 — столяром в комитете по борьбе с безработицей г.Сумы, в 1928-29 — токарем-фрезеровщиком на Сумском машиностроительном заводе.
В армии с октября 1929. В марте 1930 года окончил школу младших авиационных специалистов в г.Смоленске, а в июле 1931 года — школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске). Служил в частях ВВС командиром звена 7-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи в Бобруйске.
С июля 1933 г. на испытательной работе в истребительном отряде НИИ ВВС РККА. Непосредственный начальник — В.А.Степанчонок познакомил его с командиром бомбардировщика ТБ-3 П.М.Стефановским. После вывозного полета на истребителе, Стефановский принял его в группу «Звено-2А» В.С.Вахмистрова. В испытаниях вариантов «Звена» Супрун участвовал до 1938 г.
В 1935-39 гг он участвовал в первомайских воздушных парадах над Красной площадью, демонстрировал высший пилотаж на Тушинском аэродроме — как одиночный, так и в составе «красной пятерки».
В декабре 1937 г. избирается депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.
В 1937-38 в составе делегации посетил США, в 1939 — выставку в Париже.
Испытывал варианты И-16, самолеты Северский 2PA-L (1938), Ме-109 ЮМО 210 (1938) и др.
Уже в 1938 году в его аттестации было записано:«… Над повышением своих знаний работает с большим интересом, осваивает новую технику и в этой части НЕЗАМЕНИМ».
В характеристике за 1939 г. отмечается: «Участвовал в облете почти всех опытных самолетов и дал конструкторам целый ряд ценных замечаний, пользуется большим авторитетом в конструкторском мире, влияет на улучшение конструкции самолетов».
После перелета в Америку корреспондент газеты «Правда» спросил, как чувствует В.П.Чкалов себя в роли самого бесстрашного человека в мире (ведь ему покорился Северный полюс), он ответил: «Я — самый бесстрашный? Тогда вы не знаете Супруна!». После гибели Чкалова, Супрун добился разрешения испытывать самолет И-180-2, а 1 мая 1939 г. продемонстрировал И-180 на воздушном параде над Москвой. Проверяя И-180 «на живучесть», летчик крутил на нем высший пилотаж. Полет — посадка, полет — посадка. И вот при очередной посадке подломилось шасси. Самолет на большой скорости скапотировал. Супруна извлекли из под обломков истребителя, он был без сознания.
Участник боевых действий в Китае: с 3 июля 1939 по 20 января 1940 – командир истребительной группы. Его группа, защищавшая небо над г.Чунцин, состояла из двух подразделений. Одно летало на И-15 под командованием К.К.Коккинаки и предназначалось для борьбы с бомбардировщиками, а другое на И-16 для борьбы с истребителями противника.
В январе 1940 года, вызванный институтом, Супрун, единственный из группы, вылетел в Москву для проведения испытаний новых истребителей. В марте 1940 г. он в составе советской комиссии по закупке самолетов побывал в командировке в Германии. Здесь он выполнил ряд полетов на совершенно незнакомых ему германских самолетах, в т.ч. He-100, восхитив этим Хейнкеля. Затем производил облет уже закупленных самолетов. С мая по октябрь 1940 в НИИ ВВС Долгов, Дудкин, Кабанов, Ковальчук, Николаев, Супрун, Шапоров и др. испытали Не 100, Bf 109, Bf 110, Do 215B, Ju88A-1, Bu 131D, Bu 133, FW 58B, FW 58C.
20 мая 1940 г. Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза.
В мае 1940 (до июня 1941 г) он участвовал в испытаниях истребителя ИС-1 В.В.Шевченко и В.В.Никитина. 25 мая Супрун выполнил 2 полета на истребителе И-200 № 01 (МиГ-1). По результатам госиспытаний самолета И-200 АМ-35А он отметил, что И-200: «является самым доведенным самолетом при поступлении его на гос. испытания, которые опытный самолет прошел хорошо». С 15 по 27 июня Степан Павлович вместе со Стефановским провел в НИИ ВВС государственные испытания И-301 (ЛаГГ-1). В июле проводил госиспытания И-153 с герметической кабиной конструкции инженера Щербакова.
Во время заводских испытаний первого экземпляра истребители И-21 Стефановский и Супрун отметили, что истребитель недостаточно устойчив в воздухе, а посадка на нем опасна. Посадив самолет, Супрун подошел к ведущему инженеру испытания и сказал:
— На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия.
В январе-феврале 1941 г. участвовал в облете УТИ-26 (Як-7УТИ), с апреля — И-30 (Як-3-1). Отчет об испытании Як-1М с предложением о запуске самолета в серию был им подписан 26 июня 1941 г. К этому времени он облетал около 140 самолетов.
23 июня 1941 от имени командования НИИ ВВС вносит предложение по формированию полков из лётчиков-испытателей на базе новейшей техники. И.В.Сталин дает на формирование 6 полков (в т.ч. двух истребительных на МиГ-3) 3 суток. 29 июня С.П.Супрун, П.М.Стефановский, А.И.Кабанов были вызваны в Кремль, где доложили о ходе работ. А уже 30-го Супрун в качестве командира 401 иап особого назначения вылетел на фронт. В первый же день своего прибытия он лично уничтожил 2 вражеских самолета. Супрун лично водил своих летчиков в бой, летал на разведку, прикрывал бомбардировщики.
Утром 4 июля Степан Павлович слетал на разведку, затем дважды водил свой полк на сопровождение бомбардировщиков. Перед четвертым вылетом он подошел к инженерам эскадрилий Н.С.Павлову и А.А.Манучарову , пожал плечами и сокрушенно сказал:
— Ребята, я сегодня себя не узнаю. Вот уже вылетаю в четвертый раз, а пока не сбил ни одного самолета противника.
Шестой вылет 4 июля 1941 года оказался для Супруна последним. В паре ст. л-том Остаповым Степан Павлович ушел на разведку. Остапов заметил в небе вражеский Фокке-Вульф-200 «Кондор», атаковал его, но был сбит огнем противника. Он вернулся в полк через двое суток.
Оставшись один, Супрун вступил в бой с 6 истребителями противника. В этом бою сбил Me-109, но и сам был сбит. Посадил горящий самолёт на поляне у опушки леса возле посёлка Крупки, но из кабины выбраться не успел. Раздался взрыв и Супрун погиб.
22 июля 1941 года он посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда», став первым в Великой Отечественной войне дважды Героем Советского Союза.
Награждён 2 орденами Ленина (26.05.1936, 20.05.1940), китайским орденом.
Только в июле 1960 г. его останки были найдены у деревни Монастыри в районе г.Толочин Витебской обл. С большими почестями они были перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище.
Его именем названа улица в г.Сумы.

Источники информации:

  • Книга Памяти ГК НИИ ВВС. 1945-1945 / М., 2015 /
  • Летчики. Сборник / Сост. В.Митрошенков, М. «Молодая гвардия, 1978» /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • Супрун Степан Павлович / Герои Страны /

2. 8. 1907 - 4. 7. 1941

Супрун Степан Павлович лётчик-истребитель; первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Родился 20 июля (2 августа) 1907 года в селе Речки ныне Белопольского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1930 года. В 1913 году вместе с семьёй эмигрировал в Канаду. Окончил неполную среднюю школу в Виннипеге. В 1922 году вместе с братом Фёдором вступил в Лигу молодых коммунистов. В 1924 году семья Супруна вернулась в СССР. Жил на Алтае, затем в Алма-Ате. Осенью 1925 года семья вернулась на Украину в Белополье. Степан пошёл в ученики к кустарю-каретнику. Затем работал столяром в Сумах. В 1928 году устроился на Сумской машиностроительный завод. Будучи пионервожатым, едва не утонул в реке, спасая двух пионеров.

В РККА в 1929 года. В 1930 году окончил школу младших авиационных специалистов в Смоленске, в 1931 году - военную авиационную школу пилотов. Служил в Бобруйске и Брянске, был командиром звена. С 1933 года работал в НИИ ВВС. В ноябре 1937 года избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва от Севастопольского округа.

С мая 1939 года воевал в Китае. Командовал группой истребителей, которая прикрывала важные объекты от налётов японской авиации. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника.

20 мая 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях майору Супруну С.П. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 461).

После возвращения из Китая в январе 1940 года вновь работал в НИИ ВВС. Испытывал новые истребители И-21, И-26 (Як-1), МиГ-1, ЛаГГ-1. Всего освоил 140 типов самолётов. В марте 1940 года был членом советской комиссии под председательством И.Ф. Тевосяна, посетившей авиастроительные фирмы Германии. Встречался с Э. Хейнкелем и В. Мессершмиттом.

С началом Великой Отечественной войны подполковник Супрун сформировал из лётчиков-испытателей 401-й истребительный авиационный полк особого назначения. Вечером 30 июня полк вылетел на фронт и вошёл в состав 23-й смешанной авиационной дивизии (Западный фронт).

В первом же бою 1 июля в районе деревни Зубово Супрун сбил вражеский самолёт-разведчик. Вечером вылетел во второй раз и сбил ещё один разведчик. 2 и 3 июля лётчики полка под его командованием сбили 8 самолётов противника, нанесли штурмовой удар по переправе через Березину и по вражескому аэродрому, на котором сожгли 17 самолётов, склады с горючим и боеприпасами.

Утром 4 июля 1941 года Супрун летал на разведку. Затем дважды во главе группы сопровождал бомбардировщики. В 13.00 вылетел на МиГ-3 (бортовой №13) в паре с лейтенантом Остаповым на разведку (это был четвёртый за день боевой вылет). Остапов заметил вражеский бомбардировщик и погнался за ним, но сам был сбит. Оставшись один, Супрун в районе города Толочин Витебской области вступил в бой с 6 истребителями противника. В этом бою сбил Me-109, но и сам был сбит. Посадил горящий самолёт на поляне у опушки леса возле посёлка Крупки, но из кабины выбраться не успел. Раздался взрыв и Супрун погиб.

22 июля 1941 года он посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда», став первым в Великой Отечественной войне дважды Героем Советского Союза.

Награждён 2 орденами Ленина, китайским орденом.

В 1960 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Бронзовый бюст установлен в городе Сумы. В селе Речки установлена стела, в городе Белополье - барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска. В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в Москве, Сумах, городе Борисов (Витебская область, Белоруссия), посёлке Чкаловский (Московская область) и селе Речки. В городе Сумы, в начале улицы имени Героев Сталинграда, создана аллея Славы, где представлены портреты 39 Героев Советского Союза, чья судьба связана с городом Сумы и Сумским районом, среди которых и портрет дважды Героя Советского Союза С.П. Супруна.

Степан Павлович Супрун (20 июля (2 августа) 1907 - 4 июля 1941) - советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз - посмертно).

Биография

  • 1913 - вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 - по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 - вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 - вступил в ряды РККА.
  • 1930 - член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 - окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске).
  • 1933 - начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 - исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 - избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937-1938 - в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 - январь 1940 - участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 - в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 - с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 - записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:

История гибели

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.
Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы.
  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:
4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было.

Похожие публикации