Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Помогите пожалуйста философские представления о социальных качествах человека в средневековья. Философские представления о социальных качествах человека кратко

Человек - существо природное (биологическое);


2. Человек – существо социальное (общественное), или, по Аристотелю, «зоон политикон» (общественное животное). Человек становится человеком только в обществе, в процессе социализации.


Социализация - (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование.

Потребности и интересы человека.


Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо


необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности,


социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности


обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).


Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.


Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система


базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности


от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:


а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,


жилище, отдыхе и др.);


б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте,


уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)


Вторичные же потребности включают в себя:


а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с


другими людьми деятельности);


б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении


успеха, служебном росте и т. д.);


в) духовные (потребности в самовыражении).


Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда


удовлетворены предыдущие.


Интерес - осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.


Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется


благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.


Деятельность и мышление

Понятия деятельности и мышления


Деятельность – специфически человеческий способ отношения к внешнему миру, сущность которого - в изменении, преобразовании мира, создании того, чего нет в природе.


Мышление – специфически человеческая особенность, позволяющая получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

^ Специфика деятельности


Отличие активности животных от деятельности человека

^ Активность животных

Деятельность человека

Инстинктивная

Разумная, целеполагающая

^ Носит приспособительный характер

Активно изменяет окружающую среду

Используются только природные предметы в качестве орудия

Создаётся нечто новое, то, чего нет в природе

Структура деятельности


Деятельность включает в себя цель, средства,


Субъект (тот, кто осуществляет деятельность),


Объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.


Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.


Виды деятельности:

Труд – преобразование человеком окружающей среды;

Игра – имитация реальных действий;

Учение - приобретение ЗУН;

Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.

Понятие личности

Индивидуальность

Личность

Особь, каждый самостоятельно существующий организм

Неповторимое своеобразие отдельного индивида

Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

Личность – существо становящееся.


Какой смысл мы вкладываем в понятие «существо становящееся», говоря о личности?


Факторы формирования личности


1. Воспитание;


2. Деятельность;


3. Общество и его культура.

В этой части курса лекций будет рассмотрен один из самых захватывающих вопросов философии - философская антропология. Предметом её изучения являются три группы проблем:

  • система частных наук о человеке;
  • общая теория человека;
  • мировоззренческое учение о человеке.

Необходимо отметить, что эти группы проблем имеют различную степень разработанности и философское осмысление.

Частные науки о человеке - эта группа проблем не является прямой функцией философии, так как человека изучают разнообразные по своим предметам науки: анатомия и физиология, психология и социология, акмеология и геронтология, ювенология и иммортология, биомеханика и эргономика и ряд других. Здесь философский акцент может быть сделан на двух крупных комплексах: первый, науки о статике, о строении, о конституции человека; второй, науки о динамике, о функциях человека.

Общая теория человека - этот комплекс знания находится в стадии становления. Поэтому философии приходится брать на себя функции осмысления всей этой проблематики и дожидаться когда сложится антропономия как самостоятельная наука о человеке и её учебный предмет - общая теория человека.

Мировоззренческое учение о человеке - это прямая задача философии, целью которой является осмысление человека, его качеств, его места в мироздании, перспектив его развития и совершенствования.

Философские представления о человеке и его месте в мироздании

Кто такой Человек1) Как он появился в Универсуме1) Каково его место в Мире1) Эти и другие вопросы волновали и волнуют философов многих поколений.

Сегодня стало естественным, что человек предметно выделяется из общепланетарного биомира и его отличия не вызывают сомнений, являются de facto. Но так ли это на самом деле? Ответить на этот и другие антропологические вопросы в состоянии и должна дать философия. Задумывались об этом многие мыслители на планете.

Полтора века назад фундаментальную проблему человека ставили и пытались решать немецкие мыслители Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) и Карл Маркс (1818-1883 гг.). По мысли Фейербаха, которую позднее развивал Маркс, человек - это мир человека. Чтобы его познать, надо познать его мир. По философской глубине проблема человека, обозначенная этими мыслителями, просто неисчерпаема.

Русский писатель, мыслитель Фёдор Достоевский (1821- 1881 гг.) отмечал, что человека нельзя понять до конца, ведь человек - это тайна. "Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком", - отмечал он. И действительно занимался этой тайной всю жизнь, посвятив ей свои прекрасные произведения, но раскрыть её так и не смог, подтвердив тот факт, что даже великим мыслителям не всё подвластно.

Тайна в понимании и осмыслении человека волновала и других творческих личностей. Так, в книге французского писателя Жана Брюллера (1902-1991 гг.), печатался под псевдонимом Веркор, - "Люди и животные", был задан антропофилософский сюжет, который отражал означенную нами проблему: европейская экспедиция в горах Южной Америки обнаружила то ли стадо, то ли дикое племя, представлявших то ли животных, то ли людей, внешний облик которых походил на человека. В результате происшествия, одно из этих существ было убито. Возникла проблема: "Кого убили"? Если человека, то должна последовать ответственность, предусмотренная нормами закона. Если убито животное, то такой ответственности нет. Поэтому у членов экспедиции закономерно встал вопрос: как отличить людей от животных, если есть внешнее сходство? Они начинают выдвигать различные суждения по поводу признаков человека: нравственность, религиозность, речь, сознание и другие. Однако оказывается, что ни один из этих признаков критерием определения человека служить не может. Что же тогда? И кто есть человек? Веркор ответа на этот вопрос в своей книге дать не может, потому что ответ находится вне плоскости литературных построений.

Гораздо ранее суждений Веркора, критериальное отличие человека от животного представил Чарлз Дарвин (1809- 1882 гг.), отмечавший, что самое сильное отличие человека от животного составляет его совесть: её господство выражено в коротком и выразительном слове должен. Тоже интересный подход, но и он не даёт нам общего представления о человеке, а обозначает только отдельный модус индивида.

Однако одним из самых первых, дошедших до нас философских предположений по поводу различий человека и животного, является суждение последователя учения Конфуция - Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Он утверждал, что принципиальное отличие человека от животного заключается в том, что человек умеет соблюдать определённые нормы во взаимоотношениях с другими людьми.

Условным итогом рассуждений, приведённым выше, можно считать позицию немецкого философа Эрнста Кассирера (1874-1945 гг.), который отмечал, что человека нельзя описать только путём перечисления объективно присущих ему свойств и качеств, а требуется нечто большее.

Это нечто большее реально понимал русский философ Иван Фролов (1929-1999 гг.). Согласно его философско-антропологической концепции понять человека и познать его возможно только путём всесторонней, целостной оценки. Человек многогранен и изучение его отдельными науками даёт лишь частное представление о нём - физиологическое, биологическое, психологическое, историческое, политологическое и т.п., а целостное представление о человеке может дать только философия.

Поэтому ответ на вопрос о сущности человека приходится искать не в художественных образах и частнонаучных областях знания, в индивидуальных умозрениях и коллективных суждениях, а в области философии. В связи с этим представим философскую позицию по этой проблеме в её историческом развитии.

Фролов Иван Тимофеевич (1929-1999 гг.), мыслитель, философ, политический деятель позднесоветского периода. Родился в селе Доброе, ныне Липецкой области. Окончил философский факультет и аспирантуру ИГУ им. N.B. Ломоносова. С 1952 по 1965 гг. занимался редакционной деятельностью в Москве и в Праге. В 1968-1977 гг. являлся главным редактором журнала "Вопросы философии" и был первым, кто ввёл в советскую философию ряд нетрадиционных тем, связанных с осмыслением сути и роли научно-технического прогресса, глобальных проблем человечества, гуманизма, показом человека не как средства, а цели, с оценкой его смерти и бессмертия. Такие философские позиции Фролова вызывали осуждение со стороны официальных идеологов советской системы и он был вынужден оставить должность главного редактора журнала и работать в редакции журнала "Проблемы мира и социализма" в Праге, разряжая, таким образом, сложную обстановку вокруг себя и своих коллег. В 1980 г. назначается председателем Научного совета при Президиуме АН СССР по философским проблемам науки и техники. В 1986-1987 гг. главный редактор журнала "Коммунист". С 1989 г . главный редактор газеты "Правда". Секретарь ЦК КПСС в 1989-1990 гг., член Политбюро ЦК КПСС в 1990-1991 гг. С 1976 г. член-корреспондент АН СССР, академик РАН с 1987 г. Президент Философского общества России. Первый вице-президент международной федерации философских обществ, избран Генеральной ассамблеей ИФФО в Брайтоне (Великобритания) 24 августа 1988 г. Организатор XIX Всемирного международного философского конгресса в Москве в 1993 г. Создатель и руководитель "Института человека" РАН.

Иван Тимофеевич скончался, находясь в Китае, в городе Ханьчжоу в 1999 г. в возрасте семидесяти лет.

Становление философской антропологии (греч. anthropos - человек, logos - учение), как зарождавшейся в лоне биологии науки о происхождении и эволюции человека и его рас, связывают с именами Джамбаттисты Вико (1668-1744 гг.) - итальянского философа, ведшего философскую полемику с Р. Декартом; Христиана Вольфа (1679- 1754 гг.) - немецкого философа, сформировавшегося под влиянием рационализма Р. Декарта; французских материалистов XVIII в. - Клода Гельвеция, Дени Дидро, Поля Гольбаха. Они попытались на основе научного знания определить сущность человека, как природного существа, качества которого формируются в социальной среде.

Кроме них, Иммануил Кант (1724-1804 гг.) ставил вопрос о том, что за существо человек и кто он. Кант пытался дать ответ на него, проводя собственные антропологические исследования. По его мнению, выраженному в работе "Антропология с прагматической точки зрения", самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены познания - это человек, ибо он сам для себя есть последняя цель. Кант отстаивал мысль о том, что о человеке, как универсальном существе, можно философствовать отдельно и особо. Человек - предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его сущности нужны самостоятельные и нетривиальные средства. В этом значении философская антропология противостоит традиционным сферам философского знания - логике, теории познания, этике, эстетике, аксиологии, истории философии, которые по-своему оценивают человека.

Небезынтересна для философско-антропологического осмысления позиция русского мыслителя Петра Успенского (1878- 1947 гг.). Он представил концепцию четырёх путей развития человека, дал оценку половой энергии в процессе эволюции человека, показал эволюцию человека как космического существа, обосновал идею "сверхчеловека". Особенности философского мировосприятия П. Успенского нашли своё предметное выражение в его оценке человека как важнейшего земного начала, орудием отбора которого, человеческой эволюции в целом, является любовь (отсутствие её ведёт к вырождению человека и инволюции). Любовь - это творческая сила, созидательная сила в процессе эволюции. Саму эволюцию П. Успенский понимал как сознательное противостояние и преодоление деструктивных процессов. Поэтому оно (преодоление) связано, прежде всего, с эволюцией человека, для выражения сути которой он разработал идею трансформации человека в "сверхчеловека". По его мысли человек (просто человек) - всего лишь гость на Земле, поэтому необходимо его всестороннее развитие. Сверхчеловека П. Успенский не относил к историческому будущему, полагая, что он образуется непрерывно, сейчас, среди всех рас и народностей. Однако нельзя точно указать момент, когда образуется новый, более устойчивый тип человека, так как этот процесс выходит за пределы сферы наблюдений людей. Он полагал, что для движения к этой идее обществу нужно, прежде всего, создать в себе гармоничный образ "сверхчеловека", представив, каким он может быть, и в соответствии с этим перестроить всю свою жизнь так, чтобы она не противоречила этому образу. То есть в идее "сверхчеловека" у П. Успенского отражена современная теория всестороннего развития человека, формирование гармоничной личности. Данный подход развивается им в концепции четырёх путей развития человека: факира, монаха, йога и, собственном, четвёртом пути - пути расширения, духовного и социального развития человека. Путь факира - долгий и трудный путь работы с физическим телом, развитие воли. Это достигается в процессе страданий и истязаний, сложнейших упражнений. Путь монаха - путь совершенствования человека посредством веры. Монах тратит на борьбу с собой многие годы, усмиряя свой дух. Третий путь - путь йога, путь знания, путь ума. Каждый из трёх путей развивает какую-то одну сторону человека, требуя предельной самоотдачи и характерных условий. Четвёртый путь, определённый Успенским, это путь всестороннего, гармоничного развития человека без искусственного ограничения его свободы и нормальных условий жизни. Этот путь получил реальное распространение как в России, так и на Западе.

Успенский Пётр Демьянович (1878-1947 гг.), мыслитель, философ. Родился в интеллигентной семье в Москве. Окончил математический факультет Московского университета. Много путешествовал по России, Востоку, Египту. Предметно занимался эзотерикой. Первый роман "Странная жизнь Ивана Осокина" (1905 г ) построен на идее вечного возвращения. Успенский знакомится с теософской литературой, изучает оккультизм и йогу. В книге "Новая Модель Вселенной" (1911 г .) подвергает критике ограниченное чувственным восприятием понятие трёхмерного пространства, выдвигает теорию многомерной Вселенной, включающей измерение времени и вечности. В "Tertium Organum" (1912 г.) рассматривает феномены и закономерности мышления, памяти, сознания. В 1915 г . знакомится с ПИ. Гурджиевым - автором учения "четвёртого пути", восходящего к суфийской традиции накшбандийа. Восприняв идеи Гурджиева, Успенский дал им собственную интерпретацию. У него четвёртый путь - путь человеческого расширения, трансформации собственного сознания в условиях обыденной жизни, когда обычный человек, состоящий из сотен маленьких "я" (реакций, импульсов, страхов и т.п.), способен самостоятельно обрести внутреннюю целостность посредством системы методов и упражнений для ума и тела. П. Успенский распространяет своё учение, проводя встречи, читая лекции, создавая группы единомышленников. В течение 26 лет (1921-1847 гг.) он работает в Лондоне и Нью-Йорке.

Скончался Пётр Демьянович 2 октября 1947 г. в Англии в Лин Плейс, где и был похоронен.

В различные периоды времени XX столетия философскую антропологию представляли немецкие мыслители: Макс Шелер (1874-1928 гг.) - философ и социолог, один из основателей философской антропологии; Арнольд Гелен (1904-1976 гг.) - известный представитель школы философской антропологии, занимался её систематикой, видел источник философской антропологии в учении Иоганна Фихте о человеческой душе; Гельмут Плеснер (1892-1985 гг.), который стремился обосновать философскую антропологию как самостоятельную научно-философскую дисциплину. Он стремился смягчить дуалистический подход к человеку в концепциях М. Шелера и утверждал центральное, исключительное положение человека в мире; логически исключал теоцентрическую картину мира и ставил на место божественного порядка порядок, ориентированный на человека. Вместе с тем человек трактуется им как непостижимая тайна бытия. К заслугам этих учёных можно отнести: во-первых, непосредственное обращение к проблеме человека как природного существа; во-вторых, они попытались углубить философское знание о человеке в целом.

Стоит отметить точку зрения Фридриха Ницше (1844- 1900 гг.) относительно человека и направлений его развития, понимания сущности "сверхчеловека". В целом в творчестве Ф. Ницше не принято выделять философскую антропологию. Но этот факт вполне оспорим, так как для этого есть достаточно оснований. Проблема человека не могла не занимать в сознании Ницше определённого места, причём, места знакового. Будучи мыслителем своего времени Ф. Ницше не обошёл своим вниманием христианскую метафизику, особенности позитивизма, взгляды марксизма. Однако оценка сути происходящих социальных процессов давалась им самостоятельно. "Философия жизни" - так историки философии обозначают совокупность его взглядов. К человеку Ницше подходил диалектически, считая его продуктом исторического развития, так же как и его познавательные способности. В работе "Человеческое, слишком человеческое" он специально подчёркивал эту свою позицию. В отличие от крепкого от природы А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.), презиравшего телесное начало в человеке, болезненный Ницше воспевает великое свойство телесности - здоровье. Жизнь, её динамика самоценностны для него. Жизнь, по Ницше, не сводится только к биологическому существованию человека, она гораздо богаче по содержанию. "Жизнь внутри становления" - это процесс, который проходит "под знаком ценностей". Жизнь сохраняется благодаря ценностной установке, "воли к власти", без которой нет "роста". Можно даже утверждать, что Ницше скорее "антропоморфизирует" органические процессы, не говоря уже о процессах биологической эволюции. Не живёт лишь то, что остаётся равным самому себе. Поэтому центральное место в ницшевской картине мира и месте в ней человека занимает "воля к власти" как космическое, вселенское начало, как главный двигатель жизни внутри становления. Отсюда и трактовка переоценки ценностей как выражения воли к власти. Рассуждения о сверхчеловеке как "человеке перехода" - только разборка частного случая всеобъемлющего космического процесса. Сверхчеловек - не чудовище, а именно человек, человек мыслящий и действующий после смерти Бога, преодолевающий нигилизм во всех его видах, и, полагающийся только на себя, а не на волю Божью. Сверхчеловек - воплощённая воля к становлению, к творчеству, которая предполагает и факт собственной конечности: он сверхчеловек, потому и сверхчеловек, что пытается преодолеть в себе качества среднего человека, свою ограниченность во всех её аспектах - ограниченность силы, ограниченность знания, ограниченность жизни. Он говорит "да" собственному становлению, отсюда и демонические черты, проглядывающиеся в идеале сверхчеловека. "Сверхчеловек - это смысл земли".

Идея сверхчеловека Ф. Ницше во многом схожа с идеей сверхчеловека П. Успенского: суть - становление всесторонне развитого, совершенного человека.

Ницше Фридрих Карл Людвиг (1844-1900 гг.), немецкий мыслитель, философ, писатель, поэт. Родился 15(27) октября в религиозной семье весьма скромного достатка в деревушке Рёккен на границе Пруссии и Саксонии. Дед и прадед Фридриха преподавали богословие, мать была внучкою и дочерью пасторов. Когда ему было 4 года умирает отец, последний год жизни которого был омрачён безумием. Мать с детьми переезжает в Наумбург, где Фридрих получает первое образование. С 14 до 20 лет он учится в Пфортской школе, в которой в своё время учились Новалис, братья Шлегели, Фихте. Ницше проходит курс обучения богословию, еврейскому, греческому и латинскому языкам. По окончанию школы поступает в Боннский университет, где год занимается на теологическом факультете. Затем продолжает учёбу на философском факультете в Лейпцигском университете. На становления взглядов Ницше определённое влияние оказали идеи А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Обязательная служба в прусской армии для Фридриха закончилась досрочно в связи с ранением в результате несчастного случая, когда ему было 25 лет. С 1869 по 1879 г. Ницше - профессор филологии Базельского университета в Швейцарии, где проработал 10 лет и ушёл оттуда сам, так как по болезни не мог выполнять преподавательские обязанности. В 1883 г., надеясь на то, что в здоровье его наметилось улучшение, он запланировал прочесть курс лекций в Лейпцигском университете, однако представленный им проспект лекций руководству университета показался неприемлемым. С 1883 по 1888 г. Ницше по рекомендации врачей живёт в Италии. В 1888 г . возвращается в Наумбург, затем переезжает в Лейпциг. В начале января 1889 г. Ницше настигает безумие, которого он всегда страшился, помня о трагической судьбе отца. Последние 11 лет им были прожиты в состоянии помутнения рассудка. Именно в это время к нему приходит европейское признание, но поправить уже что-либо было поздно. Интересны работы Ницше в жанре философско-художественной прозы, где он выступает с критикой существующей культуры, выступает за переоценку всех "ценностей", в том числе христианства - "Антихристианин" (1888 г .). Автор музыкальных произведений, работ о Вагнере. Основные труды: "Гак говорил Заратустрап (1883-1884 гг.), "По ту сторону добра и зла" (1886 г.), "Воля к власти" (опубликована в 1901 г.).

Современная задача философской антропологии - представить её как самостоятельную область философского знания, как особый метод мышления. На этот путь направлена концепция философии человека Л. Зеленова, которую мы ниже проследим.

Занятие 1 Форма Ф-Б-05-01

Тема: Введение

Цель: актуализация знаний о дисциплине «Обществознание».

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, Учебники: Человек и общество. Обществознание. /Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. В 2-х ч.:.1 -10 кл., презентация «Обществознание»

Ход урока:

I . Орг. момент;

II . Изложение нового материала:

    Что такое обществознание?

    Что такое общество?

    Задачи дисциплины и роль обществознания в формировании личности.

презентация «Обществознание», компьютер, проектор, интерактивная доска.

1. Обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира

Вопрос: вспомните, что называют обществом?

2. Общество - это большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общие формы хозяйственной деятельности, культуру, мировоззрение, осознающая свое единство. Оно представляет собой исторически развивающуюся, упорядоченную, самоуправляемую и достаточно автономную систему отношений, организационную форму совместной жизнедеятельности людей, трансформируемую и воспроизводимую в процессе их деятельности. Так как общество состоит из множества групп, его можно назвать "коллективом коллективов", а так как оно развивается - историческим способом организации жизнедеятельности людей. Развитое общество представляет собой совокупность социальных институтов, в которых выражается сущность человека.

Вопрос: изучая общество, какие сферы жизни общества затрагиваются?

Обществознание затрагивает все четыре сферы жизни общества – социальную, экономическую, духовную и политическую.

Вопрос: почему при изучении общества особое внимание уделяется экономике? Почему экономику считают базисом государства? Какое значении имеет политическая сфера для общества? Что такое общественные отношения? Назовите типы объединения людей.

Общественные отношения представляют собой многообразные связи, возникающие между социальными группами, стратами (слоями, классами), нациями и индивидами в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности.

3 . Несмотря на то, что обществознание является «конструктором» из нескольких дисциплин, нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах. Обществознание вбирает в себя самое важное, касаемо жизни общества, из каждой дисциплины, поэтому его преподавание в школах, колледжах и вузах вполне обосновано. Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни.

В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Практическая направленность курса «Обществознание» воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).

III. Закрепление.

    Что такое обществознание?

    Что изучает обществознание?

    Что такое общество?

IV . Подведение итога.

V . Домашнее задание: конспект лекции, определить значение понятий: философия, социология, психология, право, история.

Занятие 2 Форма Ф-Б-05-01

Тема: Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.

Цель: формирование знаний о человеке, как о биосоциальном существе, раскрытие философских представлений о человеке и его предназначении, актуализация знаний о потребностях, способностях и интересах человека, раскрыть понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»;

Основные понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», антропосоциогенез.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник, презентация «Человек и его сущность», «Человек, индивид, личность», «Потребности, способности, интересы».

Ход урока:

I . Орг. момент;

II . Проверка домашнего задания:

Фронтально:

    Что такое обществознание?

    Что изучает обществознание?

    Какие науки входят в состав дисциплины обществознание?

    Что такое общество?

    Какие сферы общества вам известны? Приведите пример.

    Какова роль обществознания в жизни человека?

III . Изучение нового материала:

Условные вопросы темы и порядок их изложения (проблемные ситуации)

Использование наглядности, ТСО, прогрессивные формы обучения

    Человек и его сущность.

    Человек, индивид, личность;

    Потребности, способности, интерес

презентации «Человек и его сущность», «Человек, индивид, личность», «Потребности, способности, интересы». компьютер, проектор, интерактивная доска.

1. В ряду проблем, рассматриваемых в учениях о бытии (онтология), познании (гносеология), проблема человека, и в частности, его происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в общественной жизни является одной из фундаментальных философских тем.

С момента возникновения философии и до настоящего времени человек находился в центре ее внимания, а к сегодняшнему дню возникли и другие научные дисциплины (психология, физиология, медицина, педагогика), ставящие основной целью изучение различных сторон деятельности человека.

Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго, до того, как появилась философия. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас мифы и первобытные религиозные представления.

Мыслители античности – в Древней Индии, Китае, Греции рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как некий единый вневременной “строй”, “порядок” природы и включающий в себя все основные первоначала мира – воду, воздух, огонь, землю, эфир.

Традиционно считается, что первым создателем учения о человеке, речь идет о древнегреческой философии, что ни в коем случае не умаляет вклада древнеиндейских и древнекитайских мудрецов в эту проблему, является Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Сократ обращает основное внимание на внутреннюю жизнь человека, сосредоточившись на человеке познающем.

На более высоком уровне природа человека рассматривается в трудах таких античных мыслителей, как Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Высказанные ими идеи о сущности человека легли, с учетом, разумеется, времени, в основу последующих представлений о человеке.

Учение Платона о человеке базируется на двух постулатах. Первый исходит из его общефилософской концепции, в соответствии с которой человек должен не создавать, а только воплощать уже имеющиеся в мире идеи. Человек свободен только в выборе уже наличных идей.

Во-вторых, согласно Платону, сущностью человека является только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. В действительности, человек как бы разделяется на две неравноправные части, из которых высшей выступает идея, а низшей тело.

В противоположность Платону, Аристотель рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находится в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее они не могут существовать изолированно

В соответствии с современными достижениями науки имеются веские основания утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным

Homo sapiens (человек разумный) на определенном этапе эволюционного развития выделился из животного мира.

Вопрос: какие вы знаете теории возникновения человека? Что такое антропогенез? Какова сущность человека? Назовите основные отличия человека от животного? Что объединяет человека с животным миром? Почему человека считают биосоциальным существом? Что даёт человеку природа? общество?

Вопрос: Чем люди отличаются дуг от друга?

2. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность». Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя, формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

3. Потребность.

Вопрос: что такое потребность? Какие виды потребности вы знаете?

Самостоятельная работа: Прочтите текст на стр.

и определите какие виды потребностей существуют? Как вы можете объяснить положение потребностей: почему одни выше, другие ниже? Какие потребности для человека более значимы? Прослеживается ли зависимость потребностей друг от друга?

Кратко запишите их характеристику.

Потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Потребность - это объективное условие нормального существования человека. В процессе развития производства происходит удовлетворение базисных, простейших потребностей, что дает толчок появлению новых, более сложных потребностей.

Более детальную проработку эта идея получила в психологической концепции мотивации , разработанной американцем (сыном еврейских иммигрантов из России) Абрахамом Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию:

физиологические потребности (голод, жажда и т.п.);

потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность);

потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);

потребности самоуважения (значение, компетентность);

потребности самоактуализации, или потребности личного самоусовершенствования (реализация потенциала).

Все эти потребности выстроены в иерархию.

Это означает, что чем ниже потребность расположена, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности.

Способности и интерес человека.

Термин "способности" неоднозначен. Немов Р.С. представил их в компактной классификации:
1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.

IV . Закрепление.

    Какие теории возникновения человека вам известны?

    Как определяли сущность человека древние философы?

    Почему человека считают биосоциальным существом?

    Какое влияние оказывает на человека общество?

    Что такое социализация?

    Что такое потребности?

    Что такое способности и интерес человека?

V . Подведение итога.

VI . Дом. задание: § 2-3, зад. 4, стр. 50. Письменно выполнить задание: определить типы способностей и интересов человека.

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Ч. 1
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Документальные фильмы
Безумные учителя

Франция. 1955, 36 мин., цвет

Реж. Жан Руш

Снятый за один день, фильм показывает ритуалы одной религиозной секты. Последователи культа Hauka, идущие из Нигера в Аккру (столица Ганы) собираются на главную ежегодную церемонию.

А дольше всего продержалась душа... Памяти Мариса Лиепы

СССР, Центральная Студия Документальных Фильмов. 1990, 50 мин., цвет

Реж. С. Раздорский

Рассказ о трагической судьбе одного из выдающихся танцовщиков ХХ века Мариса Лиепы.

А что, если…

СССР, Центральная Студия Документальных Фильмов. 1988, 20 мин., цвет

Реж. Лебедев О.

Дом № 10 на Большой Садовой - уникальный памятник истории и культуры. В нем жили Шаляпин, А.Толстой, Есенин, Катаев, Паустовский, Булгаков. Этот дом стал местом паломничества юных поклонников творчества Булгакова - у ребят родилась идея создать музей Булгакова.


Апельсин

Россия. 2002, 23 мин., цвет

Реж. Беляускене Наталия

Один день из жизни девушки-актрисы, танцовщицы и постановщицы современных танцев.


Апостол любви

Россия, Независимая кино видео компания. 2004, цвет

Реж. Валентина Матвеева

О выдающемся православном проповеднике Митрополите Сурожском Антонии. Почти полвека он возглавлял Русскую Православную Церковь в Англии.


Батюшка

СССР, Украинская студия хронико-документальных фильмов. 1989, 30 мин., цвет

Портрет Н.Н. Гасицы - человека сложной судьбы, фронтовика, боевого офицера, инженера-строителя - в прошлом, а сегодня священнослужителя.

Без слез

Россия. цвет

Реж. Александр Акулов

Фильм рассказывает о протодиаконе Борисе Крамаренко, ветеране ВОВ.

Бис-15

ООО Студия Телемост при участии АНО Интерньюс. 2005, 15 мин., цвет

Реж. Александр Муругов

«Фильм рассказывает о шахтерах, которые поют в хоре. Нонсенс? Шахтеры должны рубить уголь, выдавать руду, а они поют, причем – трезвые, - говорит один из авторов фильма «15 БИС», режиссер Александр Муругов. Да, они были лишены понимания категории высокого искусства. Родительское воспитание, двор, школа им этого не открыли. И вот, став взрослыми, они пытаются открыть для себя этот мир... из своего подземелья».


Богом Данная

Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня. 2004, 60 мин., цвет

В скорбные времена Господь воздвигает людей с непогрешимой совестью, облекает их силой чудотворения и ставит на виду у всех, чтобы светили они нам всем.

Будешь драться

СССР, Центральная студия документальных фильмов. 1990, 70 мин., цвет

Реж. М. Войнов

Вадим Туманов - человек трудной и интересной судьбы. Невинно осужденный в сталинские годы, он испытал на себе все ужасы ГУЛАГа. Будучи председателем золотодобывающей артели "Печора", Туманов сумел вывести ее в передовые. Однако после "разоблачительной" не подтвержденной фактами статьи "О порочном методе работы" Туманова артель расформировали.


Был. Есть. Буду.

СССР, Белорусьфильм. 1990, 50 мин., цвет

Реж. Ю. Цветков

О жизни и творчестве белорусского писателя Владимира Короткевича, пик творчества которого пришелся на период "застоя".

В мир горний

СССР, Ленинградская студия документальных фильмов. 1990 , 30 мин., цвет

Реж. А. Павлович

Притча о поисках путей нравственного очищения человека в сегодняшней суетной и напряженной жизни. Сюжет строится вокруг процедуры пострижения в монахи молодого мужчины, нашего современника.

Вешки над водой

Россия, Центр-Студия национального фильма. 2005, 52 мин., цвет

Реж. Борис Лизнев

Тихую жизнь небольшого провинциального городка изредка взрывает музыка духового оркестра. Здесь, в российской глубинке, все еще живут люди, для которых честь, совесть, доброта - не пустые слова.

Вместе с Макаренко

СССР, Киевнаучфильм. 1987, 50 мин., цвет

Реж. Анатолий Борсюк

Монолог выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко про прекрасный мир человека.


Во все дни

Белоруссия. 2008, 31 мин., цвет

Реж. Михаил Ждановский

Вот уже много лет самодеятельный художник Анатолий Кузнецов несет добровольное служение в урочище Куропаты – месте гибели жертв политических репрессий 30-40 –годов 20 столетия.

Восхождение

Россия, "Отчий дом". 2003, 26 мин., цвет

Реж. Елена Шаталина

Героине 100 лет. С 28 лет она - тайная монахиня. По благословению духовного отца она всю жизнь проработала в институте туберкулеза, стала профессором, побывала во многих странах мира и свою профессию воспринимала, прежде всего, как служение Господу.


Горланова (режиссерский вариант)

Новый курс. 2001, 34 мин., цвет

Реж. Романов Алексей

Фильм-портрет Нины Горлановой, неприхотливой гражданки и самобытной писательницы из Перми.


Горланова или Дом со всеми неудобствами

Новый курс. 2001, 30 мин., цвет

Реж. Романов Алексей

Жизнь пермской писательницы Нины Горлановой столь же своеобразна, сколь и ее творчество.


Дом деда Володи

2003, 33 мин., цвет

Реж. Ротенберг Владимир

Пятидесятилетний Владимир Решин, потеряв свой дом в пожаре, перебрался жить под землю, в нору, с земляным полом и стенами, где нет окон, а дверь - это люк. Он пишет стихи и с чувством их читает!


Костя Цзю. Быть первым!

Россия. 2004, 52 мин., цвет

Реж. Наталия Гугуева, Аркадий Коган

Костя Цзю родился 19 сентября 1969 года в России на Урале в городе Серов - промышленном городе с населением в 100.000 человек. Костя был очень активным ребенком и внушал некоторые опасения. Отец Кости забеспокоился о том, что сын может вырасти в хулигана, и отправил Костю в боксерский зал. Костя оказался очень одаренным мальчиком и вскоре побеждал гораздо более старших своих противников. Он привлек к себе внимание и начал путь в большой бокс. Костя проводил по 250 дней в год в лагере и к 21 году он уже побывал в 30 разных странах. Благодаря усердию он попадает на Олимпиаду и становится чемпионом мира. У Кости был великолепный тренерский штаб и в 1995 году он выигрывает пояс IBF в США. В 1997 году он теряет свой пояс в поединке с Винсом Филлипсом и это в корне меняет его жизнь: после поражения он остался один – без контрактов, команды, веры в него как чемпиона. Но Цзю проявил невиданный характер - он смог вернуться снова на ринг и стать АБСОЛЮТНЫМ чемпионом мира.


Летние дожди

Россия. 2003, 31 мин.

Реж. Эйснер Владимир

О детстве, дружбе, становлении характеров.


Любви верна

Киевнаучфильм. 1984, 20 мин., цвет

Реж. Лосев С.

О трагической судьбе княгини Натальи Борисовны Шереметьевой, в замужестве Долгоруковой.

На войне маленьких не бывает. ф.1

СССР. 1988, 30 мин., цвет

Надежда

Реж. Валентина Матвеева

О тяжело больной женщине, которая нашла дорогу к Храму.


О любви

Россия. 2003, 26 мин., цвет

Реж. Шахвердиев Тофик

В школе, где дети с физическими недостатками учатся вместе со здоровыми детьми, есть девочка Женя без рук и мальчик Женя, который не может ходить. Но эти дети не чувствуют себя несчастными, у них такие же проблемы, как у их обычных сверстников. И главное, они окружены любовью и сами готовы дарить любовь.

Осенний свет

Россия. 1995, 30 мин., цвет

Реж. Шиллер Юрий

В далекой Сибирской деревушке живет семилетний мальчик. Он рассказывает нам о том, что он думает о мире и о жизни. Теплый, трогательный рассказ о маленьком школьнике, у которого есть очень много вопросов о мире, есть мама, которой он эти вопросы задает, есть друзья, с которыми так приятно поговорить о серьезных вопросах мироздания, есть проблемы, из-за которых бывает очень грустно, есть очень-очень много мыслей о жизни, природе и морали.


Папоротников цвет

Россия. 1995, 30 мин., цвет

Реж. Анчугов Андрей

Фильм о деревенском мужике, легендах, поверьях. Фильм о мужской дружбе, сроком в тридцать лет. Герой фильма Тимофей Николаевич Исыпов ищет папоротников цвет - мечту, чтобы сделать много добрых дел, отвести беду от людей, помочь им. И вот, Ильин день, надо вновь отправляться на поиски.


Полное погружение

Россия, Санкт-петербургская студия документальных фильмов. 2005 , 26 мин., цвет

Реж. Киселев Александр

Погружение плавательного аппарата маленькой подводной лодки неизвестной конструкции. Сооруженная гражданином Пучковым с целью выхода в открытое море была изъята до выяснения степени угрозы государственной безопасности. Бывший афганец Михаил пытается сбежать от современного общества. Он придумывает себе опасное хобби: строит подводную лодку и ищет уединения в мутных водах Финского залива. Но постепенно увлечение превращается в смысл жизни.

Полночь и вновь рассвет

Реж. М. Войнов

Фильм рассказывает о замечательной художнице-кукольнице Елене Владимировне Берданосовой, работавшей над развитием классического направления в кукольном театре. Смысл жизни художника и цели творчества.

Пора домой

Россия, АНО Киностудия «Гранат». Лавр 2008, 26 мин., цвет

Реж. Е.Демидова

Фильм о простой человеческой любви в многодетной семье. Глава семьи – Григорий Бабанин, прошел Чеченскую войну и сумел сохранить душевное тепло, которое он дарит своим детям, а их 16 человек, и все приемные.

Портфолио шамана

Россия. 2000, 10 мин., ч/б

Реж. Казанкина Марина

Авак Авакян отказался от внутреннего диалога, рефлексии и начал исполнять органную музыку "психоделического воздействия". Он воплощает собой миссию шамана - сохранять равновесие между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.

Последний шаг

СССР, Центральная Студия Документальных Фильмов. 1990, 30 мин., цвет

Реж. Г. Попов

О трагической судьбе студента Игоря, покончившего жизнь самоубийством. Внешне его жизнь складывалась благополучно. Однажды Игорь "просчитал" свое будущее, понял, что не состоялся как личность. Решив, что в его дельнейшем существовании отсутствует целесообразность, он решил оборвать ее.

Потоп

Россия. 2003, 27 мин., цвет

Реж. Халина Мария

Сергей Мосиенко - художник и журналист - пытается возродить идею, которой уже очень много лет: Дельфиниану Семена Кирсанова - рок-спектакль. По ходу фильма он рассказывает и свою историю, историю своей семьи. "Самое большое несчастье в жизни человека - его несбывшаяся мечта... или сбывшаяся".


Почему мы провославные

Россия. 1998, 78 мин., цвет

Реж. Александр Александров

На вопросы о духовной жизни отвечают: профессор Алексей Ильич Осипов, игумен Нектарий, митрофорный протоиерей Николай Гурьянов.


Прикосновение (с англ. субтитрами)

СССР. 1988, 30 мин., цвет

Реж. Арлаускас Альгис

Герой фильма потерял зрение в три года, а после и слух. Он показывает нам фотографии из своего семейного архива. Но вот мы видим мальчика - Алешу Живагина. Он тоже до болезни развивался нормально, но потом потерял и слух, и зрение. Душевные переживания героя, необходимость выбора, соблазн уступить слабости.


Продавец крови

Россия, ЗАО «телекомпания РЕН ТВ». Лавр 2008, 48 мин., цвет

Реж. Елена Погребижская

Фильм о смерти, точнее о том, какой выбор совершает человек на грани жизни и смерти. Писатель Игорь Алексеев живет в Саратове. Раз в неделю вывешивает статью в персональном блоге на сайте ВВС. « Меня зовут Игорь Алексеев. Родился в 1959 году. По профессии писатель. Писателем меня сделала болезнь».

Проживу до ста лет!

Россия. 2003, 23 мин., цвет

Реж. Елькина Юлия, Мазурова Юлия

Документальный фильм «Проживу до 100 лет!» - это калейдоскоп характеров, московская сага о мимолетности человеческой жизни, это современный документ о намерениях людей жить и быть счастливыми. Что не дает нам сделать то, чего мы по-настоящему хотим? Добредем ли до старости мудрыми или несчастными? Идеальная любовь и идеальная старость - не детская сказка, а наша внутренняя проекция будущего. Фильм, сделанный в технике spy cam (шпионская камера) – показывает реальную жизнь московских улиц. На визуальный план наложен рассказ, составленный из 23 интервью людей разного возраста, социального положения, мировоззрения.


Профессионал

Россия. 1999, 26 мин., цвет

Реж. Быченко Светлана

Герои фильма: Евгений Монах - бывший киллер, бывший заключенный, ныне писатель, автор популярных детективов и его мама Нина Васильевна - Заслуженный учитель РСФСР.


Прыжок

Россия, ВГИК. Лавр 2008, 10 мин., цвет

Реж. Таисия Решетникова

Фильм о выборе в жизни. Любое значительное решение может в корне изменить нашу судьбу. А что, если тебе всего 16, и от тебя зависит жизнь другого человека? Только стоя на краю пропасти, можно осознать, что тебе по-настоящему дорого.


Русская женщина Светлана Сидорова

Россия, Продюсерский центр неигрового кино и телевидения. 2007, 26 мин., цвет

Реж. Татьяна Соболева

Про нелегкую долю русской женщины и про одиночество. Наши мамы и бабушки, выстоявшие войну, вынесшие нужду и голод, работавшие на мужских тяжелых работах и сохранившие при этом оптимизм… Про них этот фильм.


Самый трудный барьер

СССР, Леннаучфильм. 1988, 50 мин., цвет 1

О роли человеческого фактора в преодолении стереотипов мышления.

Слово о человеке

СССР, Украинская студия кинохроники. 1990, 30 мин., цвет

Реж. П. Волошин

Фильм о Порфирии Иванове, при жизни ставшем легендой, 50 лет прожившем в слиянии с природой и призывавшем всему у нее учиться.

СССР-Россия-транзит

Снега. 2005, 52 мин., цвет

Реж. Андрей Титов

Трое провинциальных мужиков в поисках смысла жизни. Один видит свое призвание в коллекционировании раритетов рухнувшей империи, другой - в создании помещичьей усадьбы, третий - в оказании космической помощи землянам. Каждый блуждает по-своему.

Судьбе завистливой назло

СССР, Ростовская студия кинохроники. 1989, 30 мин., цвет

Фильм посвящен жизни и творчеству Николая Островского, имя которого овеяно мифами. Отстраняясь от сложившегося образа, авторы фильма пытаются создать правдивый портрет живого человека.
Сура о человеке

Северо-Кавказская студия кинохроники. 1989, 21 мин., ч/б

Реж. Магкеева Л.

Трагическая судьба дагестанца Г. Кебедгаджиева в годы сталинских репрессий

Счастливчик

Россия, Пермь. 2003, 26 мин., цвет

Реж. Погребной Алексей

Роман Щипан считает себя счастливчиком – ведь он мог и не родиться. Врачи спасли его, но остались последствия родовой травмы – детский церебральный паралич. Роман работает разносчиком газет, а в свободное время пишет стихи. Несмотря на все трудности жизни, он сохраняет оптимизм и верит, что счастье приходит к тому, кто его ждет.

Танцующие в оковах

АНО Киностудия "Гранат". 2005, 26 мин., цвет

Реж. О.Буряченко

Фильм о дублерах, точнее о людях и их мечтах.


Тёзка

Россия-Франция. 2002, 20 мин., цвет

Реж. Николай Хомерики

Притча об одиночестве и страхе смерти.

Феномены

СССР, Леннаучфильм. 1990, 50 мин., цвет

Реж. Э. Короленко

Это время породило огромное количество экстрасенсов, появилась своего рода мода на них. В фильме участвуют А. Кашпировский, Д. Давиташвили, Автандил Ломсадзе, Сергей Вронский, Владимир Райков и рассуждают о человеке, его жизни, предназначении, возможностях.

Флешбэк. Оглянись у порога (Flashback!)

Studija EFEF ("Frank-film"), KAUPO Filma (Рига). 2002, 105 мин., цвет

Реж. Герц Франк

Герц Франк: "Внутренняя жизнь человека, вечные вопросы – любовь, рождение, смерть, судьба – всегда меня привлекали. И меня всегда терзало сомнение: а имеем ли мы, режиссеры-документалисты, право выставлять напоказ жизнь других людей… А потом я сам оказался в подобной ситуации. Моя жена смертельно заболела, а мне пришлось перенести операцию на сердце. Я готов был послать все к чертям. Но страсть к документальному кино пересилила. Я направил на себя камеру и оглянулся в прошлое – Flashback! – на свои фильмы, на свою жизнь, на свой крошечный родной городок Лудза в Латвии, туда, где все началось… Это был свободный полет: Рига – Москва – Нью-Йорк – Иерусалим… И не важно было, что произошло прежде, что потом. Ведь все происходило внутри меня…"


Фундаменталист

Россия, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург. 2003, 39 мин., цвет

Реж. Евгений Григорьев

Никита Поздеев – молодой ученый. В своей питерской коммуналке он расшифровывает человеческий геном. По одной из версий, люди – не более чем живые контейнеры для хранения в себе определенного вида ДНК. Возможно, лишь с этой целью мы и существуем. Возможно, «кислота» и создала нас. И все остальное. А любовь, любовь - это просто так. Для того чтобы нам не было совсем скучно. Но разум когда-нибудь победит.

Человек апреля

Россия, Студия Телемост. 2007, 39 мин., цвет

Реж. Дмитрий Лавриненко

Антон родился в апреле 1985 года. Отца не знает. Мать хотела оставит его в роддоме. Воспитала Антона слепая бабушка. Сейчас Антон заканчивает Консерваторию и пишет музыку.

Человек после человека (Мать Мирра)

СССР, Леннаучфильм. 1991, 50 мин., цвет

Реж. Н. Хотулева

Фильм о философском учении, утверждающем, что человек не является последним звеном земной эволюции, основанном индийцем Шри Ауробиндо и француженке Мирре Алфассо.

Человек фантазирующий

СССР, Леннаучфильм. 1987, 20 мин., цвет

О месте фантастики в системе человеческих знаний и представлений о мире.

Человек, который запряг Идею

Новый курс. 1993, 30 мин., цвет

Реж. Павел Печенкин

Забавная история о странном человеке, живущем в избе без стекол и печи, но с двумя лошадьми, старухой-сестрой, собаками, кошками и прочей живностью. Его можно назвать Диогеном, тем более, что он любит больше пофилософствовать, чем поработать. Однако он добр и мудр. И вряд ли нужны ему какой-то другой комфорт и другое окружение. Например, оказывается, что в лошади, которую зовут Идея, живет душа его родной матери.


Четвёртое измерение

Россия. 1998, 28 мин., цвет

Реж. Владимир Эйснер

Он видит свои изобретения во сне. Андрей Шаронов живет в сибирской глубинке и убежден, что мир одновременно существует в прошлом, настоящем и будущем.

Чифир для гения

Россия. 2002, 28 мин., цвет

Реж. Насенкова Светлана

Как начать жизнь после тюрьмы главный герой фильма, музыкант, художник, изобретатель, ценитель прекрасного, знает на собственном опыте. Теперь он может помочь другим заключенным найти свою Идею и свой путь в жизни. Разговор с академиком РА естественных наук, доктором физико-математических наук Виктором Ивановичем Петриком.


Чтобы не было мучительно больно

СССР, Центральная Студия Документальных Фильмов. 1989, 50 мин., цвет

Рассказывая о том, как трудно сложилась судьба ученого-океанолога Н. Н Гаркалиной, авторы картины рассуждают о том, как порой нелегко бывает человеку, сказавшему новое слово в науке, преодолеть косность и ханжество своих коллег.

Этот непонятный Галимзянов

СССР, Казанская студия кинохроники. 1990, 30 мин., цвет

Азгат Галимзянов - казанский возчик. Оказывая себе даже в самом необходимом, он переводит заработанные деньги на счета детских домов, в Фонд Мира, в Фонд пострадавших при Чернобыльской аварии.

Художественные фильмы

Вертикаль

СССР, Одесская киностудия художественных фильмов. 1966, 77 мин., ч/б

Реж. Станислав Говорухин, Борис Дуров

Группе альпинистов, идущих на штурм непокоренной кавказской вершины, пика Ор - Тау, послан сигнал о немедленном возвращении: надвигается грозовой циклон. Связист скрывает от товарищей это предупреждение, и они оказываются в критической ситуации. Трагедии удается избежать только благодаря мужеству спасателей и опыту самих спортсменов.


Вундеркинд

Польша, Канада. 1990, 90 мин., цвет

Фильм, снятый в гротескно-фантастическом жанре, рассказывает удивительную историю тринадцатилетнего подростка, у которого неожиданно появились сверхъестественные способности.
Древо Желания

СССР, Грузия-фильм. 1977 , 110 мин., цвет

Реж. Тенгиз Абуладзе

Поэтическая драма по мотивам рассказов Георгия Леонидзе. Не выдержав разлуки с любимой Маритой, которую старейшины выдали замуж за богача, Гедиа возвращается в родное село. Их встреча пробуждает прежнюю любовь. Но старейшины вмешиваются в судьбу молодых героев и наказывают их. Мариту сажают на осла и везут по деревне. Не выдержав позора, девушка умирает. Погибает и Гедиа. Как будто в память о влюбленных распускаются красные цветы граната.


Живёт такой парень

СССР, Киностудия детских и юношеских фильмов им. Максима Горького. 1964, 100 мин., ч/б

Реж. Василий Шукшин

В общем-то он обыкновенный парень - шофер Пашка Колокольников. Живет себе, работает, мечтает, встречается и расстается с самыми разными людьми. Но есть у него особая черта: он чувствует себя счастливым, только если вокруг всем хорошо. Собственная жизнь волнует его меньше, чем судьбы других людей. Ради них он и дурачком прикинется, и подвиг совершит.


Комиссар

СССР, Киностудия детских и юношеских фильмов им. Максима Горького.

110 мин., ч/б, 1967

Реж. Александр Аскольдов

Фильм поставлен по мотивам рассказа Вас. Гроссмана «В городе Бердичеве». Главная героиня - комиссар Клавдия Вавилова - силою обстоятельств должна стать матерью в разгар боевых действий на Украине. В этой сложной ситуации она находит поддержку и приют в семье нищего ремесленника Ефима Магазанника, отца огромного семейства.
Легенды Риты

Германия, Bavaria Media. 2000, 98 мин., цвет

Реж. Фолькер Шлендорф

Западная Германия. 70 - е годы. Время, отмеченное духом анархии и бунта. Безумная волна новой свободной жизни выплеснула на поверхность левое движение - `красные бригады`. Рита Фогт - одна из активных участниц террористических операций новоявленных борцов за всеобщее счастье с длинными волосами и дикой мешаниной из Маркса, Хендрикса и Че Гевары в головах. Но, как и большинство ярких политических веяний, движение `красных бригад` вскоре потерпела крах. Спасаясь от преследования властей за совершенные террористические акты, в том числе и с человеческими жертвами, Рита с помощью агентов `Штази` находит убежище в Восточной Германии. Вкушая все прелести жизни в первом социалистическом государстве на немецкой земле, Рита получает от `Штази` различные легенды - фальшивые биографии - по мере того, как ей приходится переезжать с места на место, опасаясь разоблачения... Казалось бы, прошлое кануло в Лету и тайна Риты никогда не раскроется. Однако никому еще не удавалось убежать от судьбы, и однажды новый мир надежд должен обрушиться в бездну, увлекая за собой своих несчастных жертв.


Начало

СССР. 1970, 87 мин., ч/б

Реж. Глеб Панфилов

Это рассказ о Паше Строгановой, девушке с фабрики, живущей в заштатном Речинске. О ее любви, принесшей больше горечи, чем радости. О ее вере в свое актерское призвание и судьбе, даровавшей ей, исполнительнице роли Бабы-Яги в самодеятельном театре, возможность сыграть в "большом кино" героический, цельный и чистый образ "жаворонка Франции" - Жанны Д"Арк.


Опять надо жить

Россия, Донфильм. 2000, 80 мин., цвет

Реж. Василий Панин

Драма по мотивам рассказа А.Платонова "На заре туманной юности". Действие фильма происходит в конце гражданской войны. Юная Ольга в один день теряет родителей, умерших от тифа. Помня о словах, которые часто повторяла мать: "Опять надо жить", девчонка настойчиво и трудно ищет свой путь в жизни. Пойдя по стопам отца, работавшего машинистом на паровозе, она поступает на железнодорожные курсы. Ольга проявляет живой интерес ко всему, связанному с железной дорогой, и учится управлять паровозом. Развязка фильма драматична: рискуя собственной жизнью, Ольга предотвращает крушение поезда с красноармейцами.


Пробуждение

Россия, Ленфильм. 2006, 80 мин., цвет

Реж. Станислав Лебедев

История из жизни мальчика, который остался круглым сиротой после смерти деда, сбежал из дома, скитался с беспризорниками – и все это время мечтал стать танцором. Мечта удерживала его "на плаву" и вернула к нормальной жизни.

Садовник

СССР, Ленфильм. 1987, 101 мин., цвет

Реж. Виктор Бутурлин

История героя, вырастившего яблоневый сад - реальная судьба и обобщенный образ человека, живущего для людей.

Урод

Россия, Экран, Караван. 1993, 90 мин., цвет

Реж. Роман Качанов

В одном из московских роддомов роженица принесла необыкновенного младенца, заговорившего с первых минут своего появления. Тридцатилетний с виду парень научился писать и читать за два дня. Прочитав несколько классических детективов, герой начал жить по писанным правилам.


Человечки

СССР, Грузияфильм. 1978, 10 мин., цвет

Реж. Бондо Шошитаишвили

Мультипликационный фильм для взрослых. Два юмористических сюжета: о человеке, который рубит сук, на котором сидит и о том, что мир всегда лучше ссоры.
ч. 1

Похожие публикации