Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Личный опыт: как прошли досрочные ЕГЭ по истории и обществознанию? Варианты досрочный егэ по истории кимы

Доброго времени суток, уважаемые абитуриенты. Многих из Вас интересует, что же было за кадром досрочного ЕГЭ 2016. Этому предшествовали десятки сообщений в мою личку ВКонтакте и я приоткрою Вам завесу таинственности, расскажу о своих впечатлениях по проверке второй части и мы разберем с Вами реальный вариант второй части и расскажу о том, как выглядит досрочный ЕГЭ по истории этого года

Впечатления от досрочного этапа

Начнем с моих впечатлений по первой части, которую, признаюсь, видел мельком. Но быстрой пробежкой по варианту могу сказать следующее: досрочный ЕГЭ был не сложным. Обосную это на реальных заданиях. Как Вы знаете, в нынешнем году в корне переделали структуру всей работы — убрали тестовую часть и перелопатили задания нынешней первой. По быстрому анализу варианта, первые пять заданий и №7-9, 11 дались без каких-либо сложностей тем, кто отрабатывал даты и работал с официальными документами, в том числе со списком дат от ФИПИ. Неожиданностей, как я считаю, для подготовленного человека, здесь бы не нашлось

Далее Вас встречает следующий тип заданий: работа с картой и иллюстративным материалом. Из карт я могу вспомнить карту расселения племенных союзов восточных славян, была карта по эпохе феодальной раздробленности, встретилась Курская битва, социально-экономическое развитие России в XIX веке... Что-то, конечно, могло вызвать сложности, но обошлось без сюрпризов от составителей, по типу имен купцов/названий заводов и фабрик, как в прошлом году

«Картинки» порадовали большинство абитуриентов. Единственное, сложности вызвал товарищ, известнейшая детская песенка которого прикреплена ниже. Кто узнал, пишем в комментариях 🙂 Нужно было к нему выбрать 2 положения и композитора, с которым он/она сотрудничал (-а-). Жду Ваших предположений. В остальном же: Высоцкий, Цой, основные памятники архитектуры XVIII века, плакаты времен 20-30 годов XX века

Ну а теперь перейдем к разбору заданий второй части:

Задания №20-22: досрочный ЕГЭ по истории 2016 года

№20. О каком периоде в истории СССР идёт речь в статье? Назовите, используя знания из курса истории, два основных оппозиционных И.В. Сталину направления среди партийной элиты описываемого времени. В чём заключались особенности их взглядов?

№21. Назовите цель репрессий, организованных И.В. Сталиным против авторитетных партийных и государственных деятелей. Приведите не менее двух фактов и явлений, связанных с этим процессом в армии.

№22. Укажите не менее пяти причин, которые, как считает С.А. Кислицын, привели к уничтожению внутрипартийной оппозиции Сталину

Решение тестов

Итак, как можно выполнить данное задание? Естественно, читая текст 🙂 Убийство Кирова, для знающих мальчишек и девчонок, уже говорит, что это 1930-е годы. Группы же скрытно выделены в тексте: С.Сырцова и Т.Рютина (сторонников либерализации Советского союза и умеренных преобразований). Ну и затронем «партийных бояр», расскажем кто это и получим 2 балла за двадцатое задание

Цель: установление централизованной системы государственной власти и управления народными массами

Факты и явления:
1) Были репрессированы многие представители РККА (пример: Тухачевский, Блюхер)
2) В годы советско-финской войны был нанесен серьезный удар по обороноспособности страны

  1. Фетишизация ВКП (б)
  2. Инфантилизм
  3. Отрыв от народа
  4. Амбициозность членов партии
  5. Отстранение от человеческих ценностей

Продолжим работу над вариантом в следующих статьях, уже совсем-совсем скоро, если данная статья получит отклик. Ставьте лайки, делитесь статей в социальных сетях, так Вы помогаете проекту и тогда досрочный ЕГЭ по истории 2016 мы разберем как можно скорее. До скорых встреч, с Вами был Иван Некрасов . Всем пока!

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

Экзаменационный вариант, о котором идет речь в данной публикации, был предложен выпускникам на досрочном этапе ЕГЭ по истории 20 марта 2017 г.

О содержании КИМа можно сказать следующее:

В заданиях 1-2 содержание обычное, без сюрпризов, если не считать упоминания об Ипатьевской летописи . Как правило, подобной конкретизации не бывает.

В задании 3, по-моему, очень часто стали появляться термины, связанные с XVIII веком. Может, это субъективный взгляд, но как-то создаётся впечатление, что другие периоды недооценены в этом отношении.

Термин в четвёртом, напротив, скорее небанален. Стоит повспоминать многочисленных закупов, рядовичей и прочих тиунов с огнищанами. Но недолго, а то ещё ночью приснятся вместе с каким-нибудь наместником, взимающим с вас виру:)

5-7 задания вполне нормальные, ничего особенного.

Вот в 8-м вопрос про разведчика, пожалуй, удивил. Необычный персонаж для заданий, хотя вроде и Р. Зорге уже где-то попадался.

В 9-м ничего сложного, а вот в 10-м я бы внимательно вчитался в текст. Нетрудный вопрос, но такое впечатление, что очень уж составитель старался при формулировке вопроса замаскировать название советского правительства. Уши, однако, всё равно торчат:)

11-е задание без сюрпризов, но 12-е заставляет уже второй раз подумать о том, что, возможно, составлял задания специалист по истории России до XIX века.

Задания 13-16 по Великой Отечественной войне - увы, это один из худших вариантов с картой, да простят меня все поклонники этого периода. Хуже могут быть только события Гражданской /«холодной» войн или экономика.

17-е по культуре нормальное, особенно если Вы смотрели, смотрите или будете смотреть копилки иллюстраций кота Степана:)

Скачать копилки иллюстраций можно по

18-е не будет сложным, как и любое изображение подобного популярного теперь формата (марки, монеты), если внимательно рассматривать и читать предлагаемые варианты. 19-е задание тоже нетрудное, все личности более чем известные.

Что касается заданий второй части, то 20-21 не вызовут затруднений, а вот 22 стоит внимательно изучить и не спешить с ответом, который, в то же время, буквально на поверхности.

Задание 23 лишний раз доказывает, что решения основных съездов партии большевиков нужно знать (см. )

24-е задание на аргументы создаёт устойчивое дежавю, что Александра III в заданиях стало просто до неприличия много. Так, например, в последней Статградовской тренировочной от апреля месяца (2017 г.) было задание про его внутреннюю политику.

Выбор периодов для сочинения разочаровал. Первый и последний, к тому же, кроссвременные, что само по себе делает их сложными. Часть периода правления Николая II во втором варианте тоже не улучшает картину.

В общем, хорошо здесь то, что этот вариант уже никому не попадётся.

Скачать досрочной вариант можно по

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

Общефедеральная экзаменация по истории относится к категории выборочных ЕГЭ. Её нужно сдавать, если ученик планирует продолжить обучение в , требующем наличия данного сертификата. История пригодится в том случае, если в качестве профессиональной деятельности вы выбрали юриспруденцию, социологию, историю искусств, культурологию, дизайн, архитектуру. Данный предмет традиционно относится выпускниками к разряду сложных.

Сдача истории требует не просто зубрежки дат или фамилий, но и умения оперировать фактами, делать обоснованные выводы и аргументировано выражать свое отношение к процессам и явлениям. Для успешной сдачи экзамена по истории стоит узнать о возможных изменениях в КИМах, иметь представление о том, что входит в ЕГЭ образца 2017 года, и знать, как подготовиться к написанию исторического сочинения. Поговорим об этом подробнее!

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2017

Даты ЕГЭ по истории

Специалисты из Рособрнадзора выделили для проведения ЕГЭ по истории следующие даты:

  • Досрочный период. Досрочный экзамен пройдет 16 марта 2017 года, в качестве резервного дня выделено 3 апреля 2017 года. Чтобы сдавать экзамен раньше основного срока, от вас потребуется написать заявление (до 1.03.2017), а также входить в одну из категорий участников досрочного ЕГЭ (перечень таких лиц приведен ниже);
  • Основной этап. Основной экзамен назначен на 2 июня 2017 года.
  • Резервная дата. Резервный день – 19 июня 2017 года (на случай форс-мажорных обстоятельств есть еще один резервный день для всех предметов – 30 июня 2017 года).

Как бы ни хотелось пораньше пройти испытание в виде ЕГЭ, сдать историю досрочно могут далеко не все. К числу тех, кто имеет право на досрочную сдачу ЕГЭ, относятся:

  • выпускники прошлых лет и те, кто оканчивал вечернюю школу;
  • участники всероссийских или международных спортивных состязаний, конкурсов, творческих смотров или олимпиад, которые будут проходить во время ЕГЭ;
  • одиннадцатиклассники, которые решили до ВУЗа пойти в ;
  • школьники, здоровье которых требует лечения или профилактики;
  • выпускники, покидающие территорию России по причине смены места жительства или для обучения в заграничном ВУЗе.

Статистическая информация

Статистика прошлых лет подтверждает, что история является одним из самых популярных предметов по выбору – в 2016 году заявление на сдачу данного ЕГЭ написало более 159 тысяч учеников (в 2015 году их было на 20 тысяч меньше). Однако это испытание дается одиннадцатиклассникам совсем не просто. Проверка данного экзамена выяснила, что преодолеть минимальную границу не смогли целых 15,9% выпускников.


Вскоре экзамен по истории может войти в тройку обязательных ЕГЭ

Тем не менее, данный показатель немного улучшился по сравнению с прошлым периодом, когда «двоечников» было зафиксировано около 16,5% (при меньшем количестве экзаменующихся). Ребят с наивысшим баллом оказалось совсем немного – только 96 человек смогли продемонстрировать идеальные знания и написать экзамен без единой ошибки. В среднем ученики сдают историю на 46,7 балла, что можно интерпретировать как оценку «удовлетворительно».

Все это свидетельствует о том, что вам придется уделить подготовке к истории немало сил и времени, чтобы показать достойный результат. К тому же, в последнее время все чаще муссируются слухи о том, что в состав экзаменов будет введен третий обязательный предмет. У истории весьма высоки шансы на то, чтобы попасть в тройку ЕГЭ, которые сдают в обязательном порядке.

Изменения в КИМах по истории

Согласно информации, предоставленной , в структурной и содержательной части билетов по данной дисциплине изменений не ожидается. Среди изменений стоит отметить:

  • повышение балла за правильное выполнение заданий №3 и №8, которые теперь оцениваются в 2 балла вместо 1;
  • уточнения в формулировке задания №25.

Структура и содержание ЕГЭ по истории

КИМ по истории состоит из 25 заданий, которые разделены на две части:

  • часть 1 включает 19 заданий, предусматривающих короткий ответ в виде цифры, последовательности цифр, слова или словосочетания;
  • часть 2 состоит из 6 заданий, в которых нужно дать развернутый ответ. В этой части экзамена также придется написать небольшое историческое сочинение по предложенным на выбор периодам.

Хотя данный ЕГЭ популярен, он все еще считается довольно сложным

Данный ЕГЭ потребует от учеников продемонстрировать навыки в поиске и систематизации исторической информации, а также опыт работы с картами и схемами, знания ключевых дат и периодов в истории России и зарубежных стран, понимание терминологии, основных исторических фактов, процессов и явлений, умение работать с историческими текстами.

Задания повышенной сложности направлены на проверку навыков проведения структурно-функционального, пространственного и временного анализа при работе с историческими источниками, фактическим материалом, явлениями и процессами, а также умение оперировать историческими сведениями при ведении дискуссии и написании сочинения.

Порядок проведения ЕГЭ по истории

Время, отведенное ФИПИ для экзаменации, составит 235 минут. ЕГЭ по истории не предполагает наличия у выпускника каких-то дополнительных материалов. На ЕГЭ вам пригодится только ручка, поэтому все лишние предметы придется оставить за дверью. Не стоит пытаться пронести с собой справочники, смартфоны или умные часы в надежде на то, что вы сможете списать ответы.

Любой из этих предметов станет однозначным поводом для удаления вас с экзамена и выставления неудовлетворительной оценки. Кроме того, в порядке проведения ЕГЭ заявлено, что ученикам строго запрещено покидать аудиторию без разрешения и сопровождения наблюдателей, вставать с места, поворачиваться к соседям и что-либо обсуждать с ними.


Для подготовки к ЕГЭ важно использовать учебники и демо-версии заданий

Как оценивается ЕГЭ по истории?

Напомним, что минимум, который должен набрать ученик по этому предмету, составляет 32 балла. Советуем также обратить внимание на информацию о том, что в 2017 году баллы за ЕГЭ могут быть учтены в школьном аттестате. Если переводить полученные баллы в обычную систему оценок, то распределение заключается в следующем:

  • выпускники, которые набрали от 0 до 31 балла, продемонстрировали неудовлетворительные знания, поэтому данные баллы приравниваются к отметке «2»;
  • ученики, которые набрали от 32 до 49 баллов, знают историю на удовлетворительном уровне, их оценка – «3»;
  • старшеклассники, получившие от 50 до 67 баллов, знают предмет хорошо, так что получают отметку «4»;
  • выпускники, которые набрали за экзамен от 68 баллов и выше, имеют отличные знания и получают «5».

Ознакомиться со своими баллами за экзамен вы сможете в объявленное время, зарегистрировавшись на портале ЕГЭ. Для идентификации вашей личности понадобится ввести паспортные данные.

Подготовка к ЕГЭ по истории

Общая сложность и большое количество заданий в КИМах по истории потребуют от вас грамотного распределения времени, отведенного для их решения. Настроиться на работу в условиях стресса, конечно, непросто, однако волнение можно минимизировать. Для этого пройдите дома демонстрационный вариант ЕГЭ, который предложен к скачиванию на нашем сайте (см. выше).

Так вы сможете сократить потери времени, связанные с пониманием инструкций, а также настроитесь на экзамен психологически. Предложенная демо-версия является разработкой сотрудников Федерального института педагогических измерений, поэтому задания, которые будут в реальном КИМе, аналогичны пробным по темам и формулировкам.


Сочинение - важная и неотъемлемая часть экзаменации по истории в 2017 году

Как писать сочинение?

На эту часть работы желательно отвести не более 45-60 минут. При подготовке вам стоит ознакомиться с тематикой прошлых лет и написать по каждой из тем пробное сочинение по заявленным ФИПИ требованиям. Для получения хорошей оценки за сочинение нужно соблюсти предложенную методистами план-схему, которая включает такие моменты:

  1. Написать введение из нескольких предложений, которые дают характеристику периоду в целом.
  2. Очертить два явления, события или процесса, которые стали знаковыми для указанного периода.
  3. Привести примеры двух исторических личностей, которые сыграли заметную роль в описываемых процессах и событиях; указать, каким именно образом они повлияли на данный исторический период.
  4. Проанализировать наличие причинно-следственных связей между событиями или процессами.
  5. Сделать вывод, который дает общую оценку анализируемого исторического периода.

Заострим внимание на том, что баллы за последние части работы выставляются лишь в том случае, если ученик сумел правильно охарактеризовать период времени в целом и назвать явления, которые в нем происходили. Если же первая часть сочинения не отвечает требованиям комиссии, то остальная работа не оценивается.


Разберём вкратце содержание КИМа:

С одной стороны, в заданиях 1-2 нет ничего особо примечательного, если только не отметить забавное совпадение: во 2-м задании рядом оказались сразу две денежные реформы - Е.Ф. Канкрина и Г.Я. Сокольникова.

С другой стороны, удивило нетрадиционное написание слова «крещение» во фразе «крещение Руси» со строчной буквы. Часто даже в учебниках пишут всё-таки с заглавной - «К рещение», подчёркивая тем самым судьбоносность произошедшего. Это особенно бросается в глаза в сравнении с «Н ациональными проектами» из 3-го задания. Когда это они успели стать настолько важным событием, что их появление необходимо подчёркивать прописной буквой, остаётся загадкой от составителей варианта.

Кстати, вообще довольно необычен и хорош выбор периода для терминов в том же 3-м задании - «перестройка». Честно говоря, уже немного надоели во многих вариантах однообразные термины из XVII века с бесконечным перечислением названий представителей разных сословий. За один «новоогарёвский процесс» нужно сказать большое спасибо авторам.

А вот за 4-е задание хотелось бы поругать. На мой взгляд, сразу две довольно грубые ошибки. Дается определение: «В Российском государстве в XVI - начале XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием ». Судя по всему, ответ должен быть - «стрельцы ». Но возникает два возражения.

Во-первых, насколько мне известно, стрелецкое войско было уничтожено Петром I ещё после последнего стрелецкого бунта 1698 г., поэтому как оно могло существовать в начале следующего столетия, решительно непонятно. Особенно учитывая, что уже в 1699 г. прошёл первый рекрутский набор в новую армию царя. Возможно, это и опечатка, но «в начале XVII в. » было бы ещё большей глупостью.

Во-вторых, считать стрельцов постоянным войском довольно трудно, учитывая, что для них военное дело не являлось единственным и основным занятием, поскольку львиную долю доходов они получали от торговли, промыслов, ремесла. Одной одинаковой формы, единообразного огнестрельного оружия и объединения в полки как-то маловато для приравнивания стрельцов к регулярной армии. Правильнее бы звучало, с моей точки зрения: «В Российском государстве в XVI - конце XVII вв. служилые люди составлявшие пехоту (пехотные подразделения), вооружённую(-ые) огнестрельным оружием ».

1 задание - два события (Чесменский бой и убийство Франца-Фердинанда);

4 задание - термин «стрельцы» (военнослужащие);

5 задание - исключительно военные события (процессы, явления) и факты;

В 6-м всё «тихо-мирно»: государственные органы - Госдума с Госсоветом;

В 7-м тоже спокойно как в Багдаде, здесь экономика 1-й половины XIX в. То ли ещё будет в заданиях 13-16 с картой по экономическому развитию XVII столетия:)

8 - традиционно «военное»;

В 9-м два события - военные конфликты;

10 - текст про вооружённый конфликт (какой - не буду говорить, чтобы было интересно решать);

11 - вполне нейтрально и незатейливо;

12 - снова про события, происходившие во время войны (на этот раз Первая Мировая война).

Про задания 13-16 с картой уже упоминалось. Один из самых неприятных вариантов, который мог попасться. Сочувствую тем, кто его решал.

В 17-м довольно однообразно, одни памятники архитектуры. Всё-таки интереснее, когда примеры из разных сфер культуры, больше знаний проверяется.

В 18-м примечательно использование не марки/монеты/медали, а целого почтового конверта! Вот это масштаб. Респект и уважуха. Правда, это осложняет задачу, ведь его рассмотреть труднее, особенно то, что написано мелкими буквочками и цифирками внизу. Это важно, если, как и в данном случае, нужно узнать время выпуска. Памятники в 19-м задании вполне узнаваемые и несложные, никаких необычных ракурсов.

И продолжая тему - №№ 20-22 с текстом также про военные действия (спойлерить по-прежнему не буду), но интересный текст, поскольку используется нестандартный источник - послание монарха.

№ 23 - опять про войну, на этот раз Гражданскую. Причём любопытное новшество - впервые вижу, чтобы как-то ограничивали формулировку объяснений: «Ошибки белого движения указывать не надо ». Звучит будто: «Ну, они всё равно победить бы не смогли, поэтому про их ошибки читать неинтересно. Давайте лучше ещё раз вспомним, почему большевики-то победили». Как-то всё-таки нехорошо решать за людей, какие объяснения им приводить, а какие нет.

№ 24 - аргументы про восстание декабристов. Одна из моих любимых тем, так что мне понравилось:) Как другим - не знаю, но могло быть намного хуже, это точно.

От № 25 (сочинение) тоже отдаёт «милитаризмом». Третий период - это начальный этап Великой Отечественной (с июня 1941 г. до начала коренного перелома в войне в ноябре 1942 г.).

Итог: 11 (!) заданий из 25, т.е. почти половина, так или иначе, связаны с военной историей. На мой вкус, многовато.

Досрочные варианты ЕГЭ 2018 г. по другим предметам можно посмотреть на сайте ФИПИ: главная страница - раздел «ЕГЭ и ГВЭ-11» - подраздел «Открытый банк заданий ЕГЭ» - пролистнуть вниз страницы. Или просто перейдите по ссылке . Там же можно скачать досрочные варианты 2015, 2016, 2017 гг.

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

Вариант № 1489759

ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) восстание под предводительством К. А. Булавина

2) первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи

3) разгром Англией Непобедимой армады

Ответ:

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Ниже при-ведён спи-сок тер-ми-нов (на-зва-ний). Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к со-бы-ти-ям (яв-ле-ни-ям) ис-то-рии Рос-сии XVIII в.

1) двор-цо-вый пе-ре-во-рот

2) сла-вя-но-фи-лы

3) по-сес-си-он-ные кре-стья-не

4) фа-во-ри-тизм

5) вы-куп-ные пла-те-жи

6) кол-ле-гии

Най-ди-те и за-пи-ши-те по-ряд-ко-вые но-ме-ра тер-ми-нов (на-зва-ний), от-но-ся-щих-ся к дру-го-му ис-то-ри-че-ско-му пе-ри-о-ду.

Ответ:

Укажите термин, о котором идёт речь.

Название территориальной общины в Древней Руси, члены которой несли коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в границах общины; упоминается в Русской Правде.

Ответ:

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

А) внешняя политика СССР в период руководства страной Н. С. Хрущёва

Б) внешняя политика первых русских князей

В) русско-турецкая война 1787–1791 гг.

Г) Смутное время в России

1) битва на реке Шелони

2) создание Организации Варшавского договора

3) ввод советских войск в Афганистан

4) сражение при Рымнике

5) поход Лжедмитрия II на Москву

6) поход киевского князя Олега на Византию

А Б В Г

Ответ:

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «На второй же год после возвращения с победой князя… вновь пришли [неприятели] из западной страны и построили город на земле князя. Князь же… вскоре пошёл и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увёл, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.

На третий год… пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их князь, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов…»

Б) «Во всех же городах Московского государства слышали таковое душевредство под Москвой и о том скорбели и плакали, и креста не целовали ни в котором городе, а помочь никто не мог. Ото всех же градов во едином граде, в Нижнем Новгороде, нижегородцы… начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один же из них, нижегородец, имеющий торговлю мясную, Козма Минин, рекомый Сухорук, возопи во все люди: "будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих" …Нижегородцам же всем его слово любо было, и задумали они послать бить челом к князю Дмитрию Михайловичу… Печерского монастыря архимандрита Феодосия, да изо всех чинов всяких лучших людей».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые события произошли в XVI в.

2) Князь, упомянутый в отрывке, был участником Земских соборов.

3) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Донской.

4) Описываемые события произошли в XIII в.

5) Описываемые события произошли в XVII в.

6) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Невский.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Какие из перечисленных событий произошли в период руководства СССР Н. С. Хрущёва? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) ввод советских войск в Афганистан

2) начало кампании против космополитизма в СССР

3) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

4) ликвидация машинно-тракторных станций

5) либерализация цен

6) Карибский кризис

Ответ:

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Советский разведчик, партизан, который, выдавая себя за немецкого офицера в Ровно и Львове, добывал ценную информацию, уничтожил нескольких видных гитлеровцев, - ____________.

Б) Операция Красной армии «Уран» началась в ____________ году.

В) В период Великой Отечественной войны фашистам не удалось захватить город _____________.

Пропущенные элементы:

2) Ю. Б. Левитан

6) Н. И. Кузнецов

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В

Ответ:

Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Прочтите отрывок из резолюции, принятой на международной конференции, и укажите фамилию Председателя Советского правительства в период, когда проходила эта конференция.

«Союзные государства-кредиторы… не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных Советским правительством.

Ввиду, однако, тяжёлого экономического положения России государства-кредиторы склоняются к тому, чтобы сократить военный долг России по отношению к ним в процентном отношении, размеры которого должны быть определены впоследствии. Нации, представленные в Генуе, склонны принять во внимание не только вопрос об отсрочке платежа текущих процентов, но и об отсрочке уплаты части истекших или просроченных процентов».

Ответ:

За-пол-ни-те пу-стые ячей-ки таб-ли-цы, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го про-пус-ка, обо-зна-чен-но-го бук-вой, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.

Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:

1) на-ча-ло прав-ле-ния в Киеве князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча

2) на-ча-ло Кре-сто-вых по-хо-дов

4) об-ра-зо-ва-ние Свя-щен-ной Рим-ской им-пе-рии

6) поход хана Тох-та-мы-ша на Моск-ву

7) «Слав-ная ре-во-лю-ция» в Ан-глии

9) при-со-еди-не-ние к Мос-ков-ско-му го-су-дар-ству Твери

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а ещё иные - готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший в Ладоге, а другой - Синеус - на Белом озере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю, и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.

3) В отрывке упомянуты финно-угорские племена.

4) В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.

6) В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г.

Ответ:

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот ____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Ответ:

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «4», в период, когда произошли события, отражённые на схеме.

Ответ:

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ:

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в настоящее время входит в состав России.

2) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», был освобождён от фашистов осенью.

3) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, Красная армия полностью освободила Чехословакию.

4) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе операции «Багратион».

5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе Восточно-Прусской операции.

6) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был освобождён от фашистов в октябре.

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между па-мят-ни-ка-ми куль-ту-ры и их крат-ки-ми ха-рак-те-ри-сти-ка-ми: к каж-дой по-зи-ции пер-во-го столб-ца под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по-ряд-ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук-вам:

А Б В Г

Ответ:

Какие суждения о данной памятной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Событие, которому посвящена данная монета, произошло менее чем за год до отмены крепостного права в России.

2) На монете упоминается государственный орган, учреждённый Петром I.

3) Изображённый на монете российский император получил прозвище Тишайший.

4) Данная монета выпущена в год, когда Президентом России был Д. А. Медведев.

5) Высокие государственные посты в период правления императора, изображённого на монете, занимали А. Х. Бенкендорф и С. С. Уваров.

Ответ:

Кто из деятелей культуры, представленных ниже, были современниками события, в память о котором была выпущена данная монета? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти деятели культуры.

Ответ:

Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.


Из челобитной царю

И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…»


На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из челобитной царю

«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.

Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из челобитной царю

«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.

1) 1054–1132 гг.;

В сочинении необходимо:

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.

Похожие публикации