Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Какие бывают причины дтп. Основные виды и причины дтп. Столкновения с велосипедистами

Владение и пользование механическим транспортным средством сопряжено с риском столкновения с другим участником дорожного движения, либо препятствием. Как бы ни был аккуратен водитель, не всегда правила дорожного движения соблюдаются проезжающими мимо.

Многие люди считают, что любое повреждение машины – это ДТП. Однако характеристика дорожно-транспортного происшествия имеет ряд особенностей, исходя из которых не все ситуации, случившиеся с автомобилем или мотоциклом, можно отнести к ДТП.

Данная статья поможет разобраться, что же все-таки входит в обозначенное понятие и как избежать ошибок при возникновении неприятной ситуации.

В этой статье:

Что такое ДТП и как расшифровывается данная аббревиатура

Аббревиатурой ДТП дословно обозначается словосочетание «дорожно-транспортное происшествие». Значение имеет каждое из слов, входящих в состав данного понятия. При понимании правового смысла этих терминов исключены ошибки в толковании его сущности.

Ключевым моментом здесь является именно территориальный признак – происшествие должно случиться именно на дороге. К дорогам ПДД относят часть земной поверхности (естественная или искусственная), предназначенная для движения транспортных средств. Важно понимать, что обочины и тротуары тоже входят в состав дороги.

Второй составной часть понятия является указание «транспортное». Это слово означает, что в событии участвует транспорт. При этом нет обязательного требования, что он должен быть механическим. Соответственно, лошадь с телегой под управлением ямщика также может стать транспортным средством, участвующим в ДТП.

Слово «происшествие» подразумевает случайный характер события, то есть его незапланированность.

Признаки дорожно-транспортного происшествия

Авария имеет ряд характеристик, позволяющих отнести ее с правовой точки зрения именно к дорожно-транспортному происшествию. Важно наличие всех атрибутов. Если хотя бы одного из признаков не будет, авария перейдет в регулирование иной правовой плоскости.

Специальных статей в законе, содержащих признаки дорожно-транспортного происшествия, нет. Все они вытекают из толкования самого определения данного понятия. Среди признаков ДТП следует выделить следующие.

Территориальный признак

Происходит авария на дороге, а не на других участках земли. К примеру, не будет являться ДТП столкновение самосвала, привезшего песок, с крыльцом дачного домика на садовом участке.

Любой участок дороги и любая ее часть может стать местом происшествия. Не имеет значение расположение транспортных средств после аварии. Важно именно место столкновения. Так, к примеру, если после удара обе машины вылетели с дороги, все равно будет иметь место дорожно-транспортное происшествие.

Субъектный признак

Хотя бы один участник аварии должен управлять транспортным средством. Без ТС не будет и ДТП.

Бегущий по «зебре» пешеход, сбивший бедром детскую коляску посреди пешеходного перехода на дороге не создаст этим дорожно-транспортного происшествия.

А вот если человек бегущий по дороге снесет рукой зеркало отъезжающей от обочины машины, это уже будет дело ГИБДД.

Признак последствий

Следствием аварии является причинение материального ущерба самому транспортному средству и/или иным материальным объектам, причинены физические повреждения людям.

Если машину занесет на дороге, развернет поперек полосы, но при этом никто не пострадает и ничего не поцарапается, то тоже будет ДТП.

Самым страшным последствием аварии является гибель человека. Данное последствие также специально прописано в Правилах дорожного движения применимо к понятию ДТП.

Следует отметить, что смерть водителя может быть не только следствием, но и причиной аварии. Так, внезапный сердечный приступ может сыграть роковую роль в жизни прочих участников дорожного движения, находящихся в этот момент рядом.

Признак динамики

Событие ДТП должно произойти именно в результате движения, совершаемого ТС.

Повреждение стоящего на дороге автомобиля открываемой дверью соседней машины будет рассмотрено как причинение имущественного ущерба, не относящееся к юрисдикции ГИБДД.

Данный признак непосредственно связан с территориальным признаком. То есть, во-первых, должно иметь место движение, во-вторых, оно должно быть на дороге.

Субъективная сторона

Отсутствие умысла на столкновение хотя бы одного из участников аварии влечет отнесение ее к рассматриваемой категории событий.

Если же авария запланирована, при этом правомерными методами, то она не относится к ДТП. К примеру, специально организованная авария машины на съемках фильма на дороге не будет являться дорожно-транспортным происшествием.

Участники ДТП

Все лица, имеющие отношение к происшествию являются его участниками. Исходя из категорий участников дорожного движения, можно определить и субъектный состав аварии.

  • водитель транспортного средства;
  • пешеход;
  • пассажир.

При этом, водитель и пассажир относятся к лицам, находящимся в автомобиле, на мотоцикле. Это обстоятельство объединяет их вместе с самим ТС в одну условную сторону правоотношений. Пассажир же является внешним участников, не связанным с ТС.

Можно применить также иную классификацию, опирающуюся на характер вовлеченности в аварию:

  • виновник;
  • пострадавший.

Если объединить обозначенные классификации, то получится наиболее полная и подробная:

  1. Водитель-виновник.
  2. Водитель-пострадавший.
  3. Пассажир (не получивший в аварии увечий).
  4. Пассажир, которому был причинен физический вред.
  5. Пешеход-виновник аварии.
  6. Пострадавший пешеход.

Все участники в результате дорожного происшествия «получают» определенные обязанности и/или права, связанные с конкретной аварией.

Сюда можно отнести право на получение компенсации имущественного ущерба и/или вреда здоровью, а также корреспондирующая данному праву обязанности их возместить; право обращения в страховую компанию за выплатой; право на возмещение морального вреда.

Страхование ДТП

Источники риска дорожной аварии – автомобиль или мотоцикл. Данные транспортные средства водитель вправе эксплуатировать только при страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Обязательное страхование именуется ОСАГО. Этот страховой продукт направлен на обеспечение финансовых гарантий получения компенсаций пострадавшими в результате аварии лицами.

В данных правоотношениях имеет существенное значение отнесение события к категории ДТП. Если такого ассоциирования не произойдет, то авария не будет признана страховым случаем.

Существует также страховка для обеспечения ремонта своего автомобиля, независимо от виновности его водителя. Этот вид страхования называется КАСКО.

Важным преимуществом данной страховки является то, что она покроет даже повреждения машины, не являющееся ДТП (если, например, хулиган оторвет боковое зеркало или разобьет стекло).

Причины ДТП

Аварии происходят из-за разных факторов, а чаще всего, при стечении сразу нескольких обстоятельств.

Причины дорожно-транспортных происшествий можно условно разделить на несколько блоков.

Существует поговорка, что в ДТП не бывает невиновных.

Действительно, даже при формальном соблюдении водителем ПДД, всегда есть элемент невнимательности, самоуверенности, без которых столкновения можно было бы избежать.

По этой причине не стоит рассчитывать на то, что собственная правота защитит от аварии. Лучше иногда уступить дорогу нарушителя, чем стать жертвой его нарушения.

Виды ДТП

Можно условно выделить несколько классификаций дорожно-транспортных происшествий. Все разделения не прописаны в нормах права, определены по смысловому принципу, имеют своей целью определение групп событий, регулируемых определенным специфическим образом.

По степени причиненного вреда:

  • незначительные;
  • крупные.

Обозначенная классификация очень обобщенная. С точки зрения размера убытков, крупность может быть разная, в зависимости от достатка пострадавшего. Кому-то 10000 руб. покажется крупной суммой, а иным и 100 тысяч «не деньги». По этой причине под «крупностью» подразумевается именно масштабы ДТП, степень ее последствий.

По количеству участников:

  • один участник (столкновение с препятствием – столб, дорожное ограждение, здание);
  • два участника (стандартное и самое распространенное ДТП);
  • три и более участников (множественность).

Данная классификация немного пересекается с предыдущей. Ее суть также может характеризовать масштабы происшествия, исходя из количества вовлеченных лиц и машин.

По характеру причиненного вреда:

  • с причинением повреждений ТС;
  • с повреждением иного имущества;
  • с причинением вреда здоровью;
  • со смертельным исходом.

Как правило, обозначенные классификации имеют перекрестное применение. Правовые последствия аварии зависят от сочетания тех или иных видов.

Основные действия участников ДТП

Самым главным правилом является «не покидать место аварии». Остановив машины после столкновения водители должны выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Очень важно убедиться в отсутствие пострадавших, а при наличии таковых – срочно вызвать неотложку.

При незначительных повреждения двух автомобилей и отсутствии пострадавших, можно обойтись «европротоколом» (если конечно нет спора между водителями).

При всех прочих случаях нужно вызвать ГИБДД (можно и аварийного комиссара) и терпеливо ждать их приезда. На это может уйти и полдня, но от этого не уйти. Если нервы сдадут, терпение лопнет и водитель уедет, не дождавшись ни ГАИ, ни комиссара, то он может и прав лишиться.

Не лишним будет сделать фотографии места аварии (потом может пригодиться). Не нужно поддаваться ни на какие провокации. Главное всегда сохранять спокойствие.

Заключение – коротко о главном

На первый взгляд, важность определения понятия «дорожно-транспортное происшествие» не так велика.

Однако четкое представление относимости того или иного события к ДТП позволит его участнику существенно сэкономить время и обратиться в нужные органы.

Так, если произошло дорожно-транспортное происшествия, то обращаться стоит в ГИБДД. Если же повреждения ТС причинены без наличия признаков ДТП, вызов Госавтоинспекции будет бессмысленным.

В такой ситуации необходимо либо решать вопрос с другим участником события в мирном или гражданско-правовом порядке. Если же причинитель вреда скрылся, то нужно обратиться с заявлением в полицию.

Дорожно-транспортное происшествие - авария с участием одного или нескольких автомототранспортных средств. Подобный ответ даст большинство людей независимо от того, являются ли они автовладельцами или обходятся общественным транспортом, и будут правы лишь отчасти. ДТП - юридическое понятие, имеющее конкретное содержание и ряд признаков.

Понятие дорожно-транспортного происшествия

ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

  • водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо (к водителю приравнивается обучающий вождению);
  • велосипедист - лицо, управляющее велосипедом;
  • пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
  • пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства).

Применительно к ДТП и в связи с ним используются и другие понятия:

  • владелец транспортного средства (автовладелец) - собственник или любое другое лицо, владеющее ТС на законных основаниях (аренда, хозяйственное ведение и т. д.);
  • виновный в ДТП (виновник ДТП) - лицо, по вине которого произошло ДТП;
  • виновный в причинении ущерба (виновник ущерба) - лицо, по вине которого в результате ДТП причинён вред жизни и здоровью или имущественный ущерб (обычно совпадает с виновником ДТП, но иногда виновным может быть признан, например, механик, выпустивший неисправный автомобиль в рейс, владелец домашних животных, допустивший их выход на дорогу и т. д.);
  • потерпевший - лицо, жизни и здоровью или имуществу которого причинён вред (потерпевшим часто называют лицо, которому причинён только имущественный вред, в отличие от пострадавшего);
  • пострадавший - лицо, жизни и здоровью которого причинён вред.

Основные причины ДТП

Абсолютное большинство ДТП происходит по субъективным причинам полностью или частично. В том или ином объёме почти всегда присутствует вина участника происшествия. Исключения могут составлять случаи, когда аварии происходят в результате каких-то объективных и полностью не зависящих от воли человека событий: проседание асфальта под проезжающей машиной, удар молнии в автомобиль и т. п. Выбежавшее на дорогу животное, ямы и выбоины, другие внешние факторы, которые человек мог предположить и избежать, не рассматриваются как единственные причины происшествий. В лучшем случае, помимо нарушений ПДД, допущенных водителем, устанавливается, например, нарушение дорожными службами норм и правил содержания дорог. Неисправность автомобиля также не является самодостаточной причиной ДТП, так как водитель перед выездом обязан проверить и обеспечить в пути исправность транспортного средства (п. 2.3.1 ПДД).

В ПДД есть несколько универсальных норм, позволяющих установить вину водителя практически в любом ДТП. Например, п. 10.1 ПДД - водитель должен выбирать скорость в таких пределах, чтобы обеспечить постоянный контроль за движением, п. 9.10 ПДД - водитель должен соблюдать интервал до впереди идущего транспорта и боковой интервал и др. Происшествия только по вине пешеходов происходят в редких случаях и возможны, пожалуй, только при неожиданном выходе на проезжую часть в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора.

По одному делу суд установил вину водителя в нарушении п. 10.1 ПДД, когда он, двигаясь по обледенелой дороге со скоростью 5–10 км/ч, не справился с управлением и допустил занос автомобиля с последующим столкновением. Вины дорожных служб в ненадлежащем содержании дороги при этом установлено не было. Суд посчитал, что в сложившейся ситуации водитель неправильно выбрал скорость движения. Доводы о том, что двигаться с меньшей скоростью автомобиль (ГАЗ 53) не мог по конструктивным особенностям, суд не счёл в качестве заслуживающего внимания - при возникновении опасной ситуации водитель должен применить все меры по снижению скорости вплоть до полной остановки ТС.

Таким образом, принципиальной и основной причиной ДТП является нарушение водителем Правил дорожного движения. Более детальная классификация возможна исходя из конкретных норм ПДД. К основным причинам относят:

  1. Нарушение скоростного режима (п. 10.1 ПДД). Нередко водители путают неправильный выбор скорости с превышением предельно допустимого значения для данной местности (п. п. 10.2 – 10.4 ПДД) или определённого соответствующими дорожными знаками. В действительности правильный выбор скоростного режима не зависит от предельных показателей и определяется исходя из сложившейся обстановки. Само по себе превышение предельно допустимой скорости не может повлечь ДТП, авария происходит в связи с невозможностью остановиться при выбранном режиме движения. Водитель автомобиля, двигающегося со скоростью 100 км/ч по городу, может успеть затормозить или сманеврировать при достаточной видимости и свободной дороге, в то время как при скорости в 30 км/ч на обледеневшем асфальте при торможении автомобиль потеряет управление и столкнётся с другим автомобилем. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается до полутора раз, а на покрытой коркой льда дороге - в 4–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
  2. Выезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика. Обстоятельства и последствия такого нарушения очевидны.
  3. Неправильный выбор интервала до впередиидущего транспорта или бокового интервала. Резкое торможение двигающегося впереди автомобиля обычно не является причиной происшествия. Водитель, едущий сзади, должен выбирать безопасное расстояние, позволяющее ему в критической ситуации остановиться. Нередко водители пытаются уйти от столкновения с передней машиной путём маневрирования и совершают столкновение с ТС, двигавшимся по другой полосе в том же направлении, или выезжают на встречную полосу. ПДД не предусматривают возможность маневрирования при возникновении опасности. Действия водителя должны быть направлены только на снижение скорости вплоть до остановки.
  4. Выезд на встречную полосу (п. 9.1 ПДД). Причинами выезда могут быть обгон с нарушением правил, попытка уйти от столкновения с возникшим впереди препятствием, неправильный выбор расположения автомобиля на дороге без разметки, умышленные действия и пр.
  5. Нарушение правил поворота (п. 8.6 ПДД). Значительная часть водителей нарушает правила поворота на перекрёстках. При завершении манёвра ТС должно оказаться на своей полосе движения, а фактически совершается частичный проезд по встречной полосе, в результате чего происходит столкновение со встречным автомобилем.
  6. Другие нарушения ПДД.

Прочие обстоятельства, которые часто указывают в качестве причин дорожных происшествий, в действительности являются повышающими вероятность события факторами либо дополнительными причинами. К ним можно отнести:

  1. Физическое состояние водителя. Усталость, плохое самочувствие снижают внимательность и затормаживают реакцию. Для водителей автобусов, в т. ч. городских, дальнобойщиков и некоторых других категорий предусматривается особый режим работы, предполагающий обязательный отдых между рейсами и во время пути. Нарушение предусмотренных норм является одним из факторов, влияющих на аварийность. Прямой запрет на управление автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии наряду с опьянением содержится в п. 2.7 ПДД.
  2. Отвлекающие факторы. Громкая музыка, особенно прослушиваемая через наушники, посторонний шум и разговоры в салоне, уделение внимания пассажирам (например, маленьким детям) или находящиеся внутри машины животные отвлекают водителя от контроля за движением. Это не позволяет своевременно среагировать на изменение обстановки.
  3. Погодные условия. Они оказывают разностороннее и многофакторное влияние на дорожное движение. Дождь и снег снижают как видимость, так и сцепляющие свойства асфальта, туман способен ограничить просматриваемость дороги до десятка метров по сравнению с несколькими километрами в ясную погоду, яркое солнце ослепляет водителя и т. д. Неблагоприятные погодные условия вызывают дополнительное напряжение водителя, что влечёт быструю утомляемость.
  4. Состояние дорожного покрытия - любимая тема водителей. Справедливости ради следует отметить, за последние годы отремонтирована и восстановлена значительная протяжённость как трасс, так и городских дорог, но проблема настолько существенна, что говорить о всеобщем удовлетворительном качестве пока не приходиться. Водителю полезно запомнить некоторые предельно допустимые показатели дорожных изъянов (ГОСТ Р 50597–93), при отклонении от которых возможно привлечение к ответственности за ДТП дорожных и иных соответствующих служб:
    • ширина отдельной выбоины - 60 см;
    • длина отдельной выбоины - 15 см;
    • глубина отдельной выбоины - 5 см;
    • отклонение решётки дождеприёмника от уровня лотка - 3 см;
    • отклонение крышки люка от уровня покрытия - 2 см;
    • отклонение головки рельса от покрытия - 2 см.
  5. Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Нарушение п. 2.7 ПДД само по себе не может повлечь ДТП, но нетрезвое состояние оказывает катастрофическое влияние на реакцию и координацию человека, препятствует адекватной оценке дорожной ситуации. В силу общей правовой и общественной установки пьяный водитель с большой степенью вероятности будет «притянут» к ответственности за ДТП и причинённый ущерб, даже если фактически он не совершит иных нарушений ПДД и происшествие произойдёт в результате действий другого участника.

К иным факторам, способствующим ДТП, можно отнести ненадлежащий надзор за домашними животными, действия диких животных, природные явления, ненадлежащее содержание прилегающих к дорогам объектов (например, при падении на дорогу деревьев, столбов, конструкций и т. п.) и другие обстоятельства, которые могут существенно повысить риск наступления ДТП. К способствующим факторам относят также недостаточно квалифицированную подготовку водителей в автошколах, недостатки конструкций автомобилей. Сторонники эзотерических учений в причине ДТП могут усмотреть карму, но это уже на любителя.

Виды дорожно-транспортных происшествий

В теории и практике существует несколько вариантов квалификации ДТП. По тяжести последствий подразделяют происшествия:

  • со смертельным исходом, с учётом приведённого ранее понятия погибшего в результате ДТП;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом.

По степени тяжести последствий различают ДТП, повлёкшие за собой:

  • материальный ущерб;
  • лёгкие телесные повреждения - кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (примечание 1 к ст. 12.24 КоАП РФ);
  • телесные повреждения средней степени вреда - неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (примечание 2 к ст. 12.24 КоАП РФ);
  • тяжкие телесные повреждения - опасный для жизни вред, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности (Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522);
  • смерть потерпевшего;
  • особо тяжкие последствия (гибель 4 и более, ранение 15 и более человек).

Степень тяжести телесных повреждений определяется медицинской экспертизой.

По характеру происшествия выделяют (Приложение Ж к ОДМ 218.6.015–2015):

Несколько условно можно подразделить ДТП на учётные и не подлежащие учёту. Условность заключается в том, что согласно п. 3 Правил учёта ДТП учёту подлежат все происшествия, причём обязанность возлагается не только на ОВД, но и непосредственно на владельцев транспортных средств - юридических лиц, органы управления дорогами и владельцев дорог. Но в государственную статотчётность включаются сведения только о ДТП, повлёкших гибель и/или ранение людей (п. 5 Правил) за некоторыми исключениями (если ДТП произошло в результате попытки суицида, посягательства на жизнь и здоровье, во время автосоревнований и некоторыми другими).

Непонятно, как данное требование сочетается с предусмотренным ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО» правом на оформление ДТП без участия ГИБДД. В обязанности страховщиков не входит передача в полицию информации о ставших им известными происшествиях, оформленных по так называемому европротоколу. Очевидно, что огромное количество ДТП остаётся неизвестным органам внутренних дел и не принимается во внимание при проводимых в обязательном порядке анализе причин и условий возникновения происшествий и разработке мер по их предотвращению. Такое положение является ещё одним существенным минусом европротокола наряду с тем, что самостоятельное оформление дорожных происшествий их участниками позволяет избежать виновнику ответственности за нарушение ПДД.

В литературе встречается понятие «бесконтактного ДТП», под которым подразумевается событие, отвечающее всем признакам ДТП, но при отсутствии взаимодействия между автомобилями участников, а последствия наступают в результате наезда на предмет или столкновения с другим автомобилем. Достаточно распространённое явление - водитель «подрезал» или резко затормозил, создав тем самым аварийную ситуацию. Если в результате происходит ДТП, встаёт вопрос о причастности такого водителя к происшествию. Случаи привлечения к ответственности и возложения обязанностей по возмещению ущерба, причинённого в результате спровоцированного подобными действиями события, единичны.

Распространённость явления повлекли введение в мае 2016 г. в п. 2.7 ПДД понятия опасного вождения и установление запрета для водителей на совершение ряда действий (неоднократные перестроения, нарушения дистанции и интервалов и др.). С нововведением возникло правовое обоснование для предъявления имущественных требований к «лихим» водителям, но сложность заключается в том, что подобные участники дорожного движения предпочитают не обращать внимания на произошедшее ДТП и спокойно продолжают движение. Доказать причастность к причинению вреда конкретного человека не всегда возможно, даже если удастся зафиксировать номер автомобиля и обстоятельства происшествия.

Другим специфическим видом происшествия является скрытое ДТП. Допустившее нарушение ПДД и совершившее дорожно-транспортное происшествие лицо скрывается с места происшествия. Доказать его причастность можно путём проведения трасологической экспертизы, если известен номер автомобиля. Здесь также возникает вопрос о причастности конкретного водителя, если к управлению автомобилем допущено несколько человек. Теоретически возможны ситуации, когда с места события скрывается потерпевший.

Действия после ДТП

Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 - 2.6.1 ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

  • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.

Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

  • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
  • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:

  • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
  • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.

При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.

Возмещение ущерба и морального вреда

ДТП неразрывно связано с вопросами возмещения вреда. Обязанность по возмещению ущерба и компенсации морального вреда лежит на виновнике ДТП. Исходя из обстоятельств, может быть установлена обоюдная вина участников события или вина нескольких водителей, если произошло массовое происшествие. При возмещении ущерба в рамках ОСАГО вина нескольких участников признаётся равной, пока не установлено иное, выплата производится пропорционально.

Следует понимать, что ГИБДД не устанавливает вину в причинении ущерба и даже вину в ДТП. Полиция выявляет и определяет нарушения Правил дорожного движения в действиях участников. В общем случае нарушитель ПДД является виновным в причинении ущерба, но в спорных ситуациях установление вины или степени вины возможно только в судебном порядке.

Штраф и другие наказания за ДТП

Нарушение ПДД не обязательно образует состав административного правонарушения. Нарушитель не может быть привлечён к административной ответственности, если за допущенное нарушение не предусмотрена соответствующая статья в КоАП. Характерным примером может служить распространённая причина аварий - неправильный выбор скоростного режима. За такие действия ответственность не установлена, если одновременно не была превышена предельно допустимая скорость, предусмотренная для данной территории или установленная дорожными знаками.

В сфере нарушения безопасности дорожного движения применяются следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафы (наиболее часто размеры штрафов оставляют от 500 до 500 000 руб.);
  • лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 24 месяцев;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы продолжительностью от 100 до 200 ч.

За вождение в нетрезвом состоянии лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок или за отказ от медосвидетельствования, возможна уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 24 месяцев.

Строгое соблюдение Правил дорожного движения снижает до минимума, а, возможно, и исключает вероятность попасть в дорожное происшествие. Среди высококвалифицированных профессиональных водителей бытует убеждение, что избежать ДТП по своей вине просто, но настоящий водитель должен уметь избегать происшествий по вине других участников движения. Внимательность и аккуратность за рулём избавляют от проблем не только самого водителя, но и окружающих.

Россия является одной из самых неблагоприятных стран. Способствуют такому положению вещей многие факторы. Органы ГИБДД регулярно публикуют статистические данные о наиболее распространенных причинах аварий, что позволяет вырабатывать более эффективные меры по избеганию дорожно-транспортных происшествий с трагическими последствиями. При этом основная причина ДТП меняется едва ли не каждый год. Так, если до недавнего времени специалисты называли главной бедой на наших дорогах пьянство за рулем, то сегодня за лидирующие позиции могут побороться и невнимательные пешеходы, и злостные нарушители ПДД в лице уже трезвых автомобилистов. Есть и другие значимые факторы, влекущие ДТП, но обо всем по порядку.

Категории причин ДТП

Если в простых понятиях подходить к рассмотрению самой природы будет ситуация на дороге, возникшая с участием как минимум одного автомобиля и повлекшая порчу имущества или вред здоровью. На основе этого можно заключить, что основные группы причин ДТП могут включать не только самих водителей и пешеходов, но и условия, в которых эксплуатируется дорожное покрытие. Сотрудники ГИБДД выделяют следующие категории причин ДТП:

  • Водители. В эту группу включаются все нарушения правил автолюбителями, в результате которых возникают аварии. Например, это может быть или та же езда в пьяном состоянии.
  • Пешеходы. Как ни странно, кроме знакомого многим обывателям эта категория предусматривает и порядка 9 других опасных действий пешеходов на дороге. В их числе быстрый выход из-за препятствия, движение вблизи транспорта и т.д.
  • Условия на дороге. В эту группу можно включить плохую видимость и недостаточное качество дорог.
  • Транспорт. Неполадки с самой техникой также становятся причинами ДТП. Например, если возникли с управлением, это повышает риск аварии.
  • Велосипедисты. Эта группа участников движения также представляет опасность. Райдеры могут не соблюдать очередность в потоке, внезапно выезжать на проезжую часть и т.д.

После того как определены главные категории, стоит подробнее рассмотреть основные причины ДТП в России в порядке их распространенности.

Превышение скорости

Несоблюдение скоростного режима регулярно оказывается главным фактором, который приводит к неприятным последствиям на дороге. В частности, такие ДТП происходят в результате наезда на пешеходов и препятствия, а также столкновения с другими транспортными средствами. Как правило, предвещает аварию потеря управляемости автомобиля, что может повлечь опрокидывание, занос, вылет с проезжей части и другие последствия с печальным исходом. К наиболее тяжелым ситуациям относятся ДТП в условиях плохой видимости, если участник движения превышает скорость и сталкивается на встречной полосе с другой машиной.

Вождение в пьяном состоянии

Разработка жестких мер по борьбе с пьянством позволила несколько сократить количество аварий, спровоцированных алкоголем. Тем не менее статистика по таким случаям все еще остается малоутешительной. К тому же в некоторых регионах именно пьянство за рулем - основная причина ДТП, которая приводит к другим нарушениям правил движения. К слову, уже упомянутое превышение скорости выделяется в отдельную причину, в то время как именно нетрезвое состояние водителя может выступать первоначальным фактором такого нарушения.

Неудовлетворительное качество дорог

Одна из старейших тем в обсуждении глобальных проблем России - дороги. Обычная ситуация, когда пресловутый ухаб становится опасным фактором, из-за которого автомобиль самопроизвольно совершает выезд на встречную полосу. Омрачается положение дел тем, что дорожные службы практически не привлекаются к ответственности за подобные изъяны покрытий. Впрочем, основная причина ДТП даже не столько в качестве дорог, сколько в их инфраструктурном обеспечении. Организация работы светофоров, нанесение дорожной разметки и установка знаков нередко выполняются с откровенными ошибками и нарушениями, что и приводит к авариям.

Неисправности автомобилей

Нельзя не затронуть и проблему технического состояния довольно внушительной части российских автомобилей. Даже несмотря на жесткую регуляцию законодательством РФ допуска машин к эксплуатации, без труда можно обнаружить в рядовом потоке транспортные средства с серьезными неисправностями. Как отмечают специалисты, в этой группе основная причина ДТП касается тормозов. Порядка 30 % эксплуатируемых автомобилей работают с неотрегулированными или вовсе неисправными тормозными механизмами. Другое дело, что некоторые проблемы с регулировкой могут допускать эксплуатацию транспорта. Также к распространенным неполадкам в технической части, которые влекут ДТП, можно отнести проблемы с оптикой, слабость конструкции из-за плохо выполненного ремонта и, конечно, неточности в рулевом управлении. Здесь же стоит отметить и сезонные «болезни». В основном такие аварии связаны с неправильной эксплуатацией шин - например, когда зимой используется летняя резина.

Желая сократить путь или время в дороге, многие пешеходы решают игнорировать правила дорожного движения и совершают переход проезжей части в неположенном месте. Но тут есть свои нюансы. Дело в том, что строгое разграничение вины водителей и пешеходов не всегда возможно. Например, если речь идет о ребенке или пенсионере. Конечно, формально может быть прав водитель, но очевидно, что требовать от детей или стариков повышенного внимания не приходится. Так или иначе, основные причины ДТП по вине пешеходов относятся к игнорированию ПДД. Переход в неустановленном месте или движение на красный свет - вот главные нарушения со стороны пешеходов. Усугубляется ситуация в темное время, когда и переход по «зебре» не гарантирует безопасность. В данном случае следует заранее подготовить светоотражающие элементы одежды.

Меры предупреждения ДТП

Казалось бы, в руках современных отделений ГИБДД сосредоточены эффективные инструменты, направленные на выявление и борьбу с виновниками дорожно-транспортных происшествий. Однако этого оказывается недостаточно. Дело в том, что основные причины ДТП и меры их предупреждения следует рассматривать с двух позиций - со стороны дорожных инспекций, служб безопасности и глазами непосредственных участников дорожного движения. Специальные уполномоченные организации по борьбе с нарушениями занимаются комплексной профилактической работой. В частности, разрабатываются эффективные меры контроля технического состояния автомобилей, совершенствуются подходы и методы к регулированию дорожного движения, вводятся более жесткие штрафы, а также проводится разъяснительная пропагандистская работа с населением. Что касается самих пешеходов и автолюбителей, то в их интересах не только соблюдать ПДД, но и страховать себя от возможных нарушений со стороны других лиц.

Заключение

В России действует современный и хорошо продуманный перечень правил дорожного движения, соблюдение которого позволяет минимизировать риски любых аварий. Проблема заключается в том, что, например, основная причина ДТП в виде пьянства является практически не уловимой для органов дорожного порядка без соответствующей проверки. Это же относится к водителям, чей стиль езды предполагает высокую скорость. Как правило, это опытные участники движения, которые уверены в своих силах и не всегда адекватно оценивают ситуацию. Обе группы представляют опасность для других автомобилистов, как и пешеходы, которые в целях экономии времени решаются на переходы в неустановленных местах. К сожалению, бороться с такими явлениями можно только с помощью общего повышения культуры вождения и в целом эксплуатации проезжих частей, а это вопрос многих лет.

Эта аббревиатура на слуху у всех. Даже большинство детей понимают смысл термина ДТП. Его используют, если речь идет об аварийной ситуации, возникшей на дороге. При этом понятие и определение транспортной аварии в ПДД более многогранно, поэтому нельзя все ситуации свести воедино. О том, какие происшествия относят к ДТП, кто по закону является участником аварии, и как действовать, оказавшись в подобной ситуации, расскажет этот обзорный материал.

Определение понятия

Аббревиатура ДТП расшифровывается, как дорожно-транспортное происшествие. Определение понятия закреплено в ст. 2 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года и в п. 1.2 ПДД РФ. Дорожно-транспортное происшествие - это событие, к возникновению которого привело движение автомобиля по проезжей части и с его участием. Результатом произошедшего может стать , нанесение вреда или причинение материального ущерба.

Из определения вытекают основные признаки ДТП:

  1. ДТП признается только ситуация, в которой принимал непосредственное участие автомобиль. Так, если из окна машины была выброшена бутылка, которая попала в пешехода, это не будет являться ДТП. Однако к транспортным авариям относятся ситуации, при которых, велосипед, находящийся в движении, упал на пешехода, - случившееся будет являться ДТП.
  2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором принимает участие движущееся ТС. Так, если , произошло ДТП. Если пешеход упал на автомобиль, случившееся дорожно-транспортным происшествием не признается.
  3. Ситуация является ДТП, если в ней был нанесен вред имуществу или жизни и здоровью человека. Так, если машины слегка задели друг друга, даже не поцарапав покрытие, дорожно-транспортное происшествие не произошло. ГИБДД вызывать не обязательно. Если в результате столкновения был нанесен вред автомобилям, иному имуществу или людям, считается, что произошло ДТП.

Если дословно трактовать определение, то получается, что в событии должно участвовать минимум 2 транспортных средства. Однако, если имеет место наезд на пешехода или причинение вреда имуществу, ДТП может возникнуть и при участии только одного автомобиля.

Кто признается участниками

Это положение позволяет начать поиск виновного. Поэтому, говоря об авариях, стоит выяснить, кто именно является участником ДТП по закону. В действующих нормативно-правовых актах не содержится определение понятия как таковое. Однако оно вытекает из самого термина.


Участником ДТП признается субъект, который в результате действия или бездействия принял участие в дорожно-транспортном происшествии. Это значит, что, помимо водителей, в ДТП могут участвовать:

  • пассажиры;
  • пешеходы;

Условно участников делят на 2 категории:

  • виновные;
  • потерпевшие.

ДТП всегда происходит по чьей-то вине. Обычно виновником произошедшего признается водитель одного из транспортных средств. Выявить потерпевшего сложнее. В первую очередь им признается водитель второго автомобиля. Однако пострадать во время случившегося могут пешеходы и пассажиры. Их также могут признать потерпевшими.

Основные причины возникновения ДТП

На основании статистических данных специалисты выявили причины, вызывающие дорожно-транспортные происшествия и их последствия. Около 85% ДТП происходит в результате нарушения положений ПДД РФ. При этом виновниками в 70-75% случаев являются водители. Причинами травматизма и аварий на автомобильном транспорте являются:

  • езда на неисправном автомобиле;
  • отвлекающие факторы;
  • нарушение ПДД;
  • вождение автомобиля ;
  • движение на автомобиле в неблагоприятную погоду;
  • плохая дорога;
  • усталость водителя;
  • превышение установленного режима скорости.

Условно причины ДТП разделяют на 2 категории - объективные и субъективные. В первую входят дорожные ситуации, возникшие по независящим от водителя причинам. Сюда относятся:

  • плохая освещенность улиц;
  • некачественное дорожное полотно;
  • техническое состояние ТС;
  • недостаток дорожных знаков.

К субъективным причинам, которые вызывают возникновение аварий и катастроф на дорогах, относятся ситуации, к которым привели непосредственно действия водителя. В категорию включают действия лица, управлявшего транспортным средством, стиль езды, нарушение ПДД и правил эксплуатации авто. Обычно возникновение аварий и катастроф на дорогах происходит в результате совокупности факторов. Поэтому важно четко выявить причины случившегося, чтобы понять, какую ответственность будет нести каждый участник происшествия.

Виды ДТП - классификация и характеристика

Виды дорожно-транспортных происшествий закреплены законодательно. Чтобы узнать, на сколько типов подразделяются аварии на транспорте, стоит обратиться к Приказу МВД РФ №328 от 18 июня 1996 года. В нем содержатся основные типы происшествий и их характеристика. Согласно приказа МВД РФ, существует 9 основных видов ДТП, в список которых входят:


Повреждения автомобиля в результате столкновения и травмы при ДТП могут сильно различаться в зависимости от вида произошедшей аварии. При этом на сколько бы типов ни подразделялись аварии на транспорте, последствия каждого из них могут быть очень серьезными.

Статистика ДТП в России и в мире

Статистические данные позволяют оценить существующую проблему. Чтобы оценить её масштаб, рекомендуется узнать, сколько людей гибнет в автокатастрофах в мире и в РФ в год. Согласно статистике, выложенной на официальном сайте ГИБДД , число смертности людей в результате ДТП по России за 2018 год составило 16412 человек, а 192959 участника аварий получили ранения. В общей сложности за этот период произошло 151291 ДТП.

Мировая статистика ДТП довольно неоднозначна. Согласно данным ВОЗ, каждый день в автокатастрофах погибает около 3000 человек. Около 100 000 участников аварий получают тяжелые травмы. За год жертвами ДТП становится около 1,25 млн человек. Значение показателя установилось еще в 2007 году и с тех пор остается примерно на 1 уровне. Статистика ДТП по странам имеет следующий вид:


Нередко причиной ДТП становится алкогольное опьянение. Статистика аварий на дорогах по вине пьяного водителя по разным странам показывает, что в 2020 году в России жертвами нетрезвых или отказавшихся проходить освидетельствование автолюбителей стали чуть больше 3800 человек. Еще 22900 человек получили ранения разной степени тяжести. В США и Австралии по вине пьяных водителей происходит около 33% всех ДТП со смертельным исходом, а Новой Зеландии - 31%. При этом Всемирная Организация Здравоохранения также не удовлетворена антиалкогольным законодательством в некоторых государствах ЕС - Франции, Финляндии и Испании. В среднем в экономически развитых странах на долю пьяных водителей приходится приблизительно 20% аварий со смертельным исходом.

Как действовать при ДТП

Оказавшись в ДТП, водители часто впадают в панику и не знают, как поступить. Порядок действий закреплен в п. 2.5 ПДД РФ. В нем говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.


Дальнейшие действия напрямую зависят от того, пострадали ли в результате аварии люди, или вред нанесен только имуществу. Порядок действий в первой ситуации фиксирует п. 2.6 ПДД РФ.

Норма содержит следующую информацию:

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Если вред причинен только имуществу, в соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ водитель обязан зафиксировать произошедшее при помощи фото- и видеосъемки, а затем убрать транспортное средство с проезжей части, если оно мешает движению других автомобилей. Закон обязывает заснять:

  • расположение машин по отношению друг к другу;
  • положение ТС к объектам инфраструктуры;
  • повреждения автомобиля;
  • следы на дороге, оставленные попавшими в аварию машинами;
  • предметы, имеющие отношение к ДТП.

Если участникам аварии не удается прийти к общему мнению в отношении определения виновников или иных нюансов произошедшего, необходимо записать имена и адреса проживания очевидцев произошедшего, а затем обратиться в полицию для получения дальнейших указаний.

Если обстоятельства разногласий не вызывают, необходимость в обращении в уполномоченный орган отсутствует. Схема действия в сложившейся ситуации может быть следующей:

  • оформить документы о происшествии, посетив ближайший пост ДПС или отделение полиции, предварительно зафиксировав случившееся при помощи фото- и видеосъемки;
  • оформить документы без привлечения уполномоченных лиц, заполнив бланк в соответствии с нормами Положений о правилах ОСАГО владельцев ТС;
  • не оформлять документацию, если повреждено только имущество участников ДТП, но такой вариант может обернуться проблемами при получении или договоренности.

При этом точный порядок действий после ДТП зависит от индивидуальных нюансов сложившейся ситуации.

Возможные последствия

Если водитель стал виновником ДТП, его могут привлечь к 1 из 3 видов ответственности. Гражданская ответственность наступает вне зависимости от того, был ли нанесен вред жизни и здоровью людей. В соответствии с нормами статьи 1079 ГК РФ, виновник происшествия должен компенсировать нанесенный ущерб. Обязанность в возмещении может быть наложена сразу на несколько лиц - на человека, находившегося за рулем, и на гражданина, предоставившего транспорт. Владелец машины может избежать гражданской ответственности только в том случае, если автомобиль был угнан.


Если действия гражданина стали причиной создания угрозы безопасности движения, а также жизни или здоровью человека, виновника происшествия могут привлечь к административной ответственности. В соответствии со статьей 12.24, за нанесение легкого вреда полагается штраф в размере 2500-5000 руб. или лишение прав на 1-1,5 года. Если был нанесен вред средней степени тяжести, размер взыскания возрастет до 10000-25000 руб. Альтернативой может стать . Гражданин не сможет управлять автомобилем 1,5-2 года. В п. 6 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, говорится:

Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом - .

Если пострадавший получил тяжелые телесные повреждения или погиб, виновника происшествия привлекут к уголовной ответственности. Наказание зафиксировано в статье 264 УК РФ. В ней говорится:

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


Нахождение в момент аварии в состоянии алкогольного опьянения повышает суровость наказания. В соответствии с п.2 статьи 264 УК РФ, водителя привлекут к принудительным работам на срок до 3 лет или лишат свободы на срок до 4 лет. Если действия гражданина повлекли за собой гибель человека, продолжительность отработки увеличится до 4-5 лет. Альтернативой станет лишение свободы на срок до 5-9 лет. Во всех ситуациях на управление авто на 3 года.

Профилактика транспортных аварий

Государство старается предупредить возникновение некоторых аварийных ситуаций. В уполномоченных органах неоднократно поднимался вопрос о том, как можно снизить влияние человеческого фактора на возникновения ДТП и уменьшить число аварий. В соответствии с положениями ФЗ №196 от 10.12.1995 года, ИП и юр. лица обязаны допускать к управлению транспортом только водителей, имеющих соответствующую квалификацию. Дополнительно организации должны принимать участие в обеспечении безопасности дорожного движения с целью предотвращения ДТП.

В приказе Минтранса №7 от 15.01.2014 закреплен перечень требований, предъявляемых к профессионализму водителей. Дополнительно утверждена Программа занятий с водителями транспортных компаний. План мероприятий по предупреждению и профилактике аварийности на автотранспорте в обязательном порядке должен включать проведение соответствующих уроков. Итогом обучения становится проведение зачета.

Содержание публикации:

  • ДТП. Определение понятия
  • Учет ДТП Росстатом
  • в ОДМ 218.6.015-2015
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ , утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Учет ДТП Росстатом

В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта" (данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

  • Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
  • Раненый - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди .

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

  • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
  • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
  • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
  • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
  • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
  • времени совершения (дням недели, времени суток).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП ". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие " (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения , в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога " понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что "поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения , то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая , предусмотренного договором добровольного страхования".

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? "Ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

"4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП , - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".

Похожие публикации