Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Управление ДХО на микроконтроллере PIC12F629. Как подключить ходовые огни Схема светодиодных дневных ходовых на микроконтроллере

Устройство предназначено для автоматического включения и отключения дневных ходовых огней (ДХО) при начале движения и остановке. Собрано на простом и дешевом микроконтроллере PIC12F629. Имеет звуковую сигнализацю и другие полезные мелочи.



Краткая логика работы устройства

1. Питание 12в
2. При вкл зажигания после прохождения 6 импульсов с датчика скорости вкл ДХО
3. При вкл габаритов все переходит в штатный режим
4. При выкл габаритов переходим п.2
5. При остановке (например в пробке) ДХО выключится через 3 мин при начале движения п.2
6. При остановке и выключении зажигания, ДХО горит ещё 20 секунд и выключается (вежливая подсветка).

Режим работы устройства:

1. Когда выключено зажигание, светодиод HL1 моргает с частотой 1раз в секунду (1 Hz), сигнализируя о том,что устройство находится в дежурном режиме (режим ожидания).

2. При включении зажигания светодиод HL1 начинает светится постоянно,микроконтроллер ждёт прихода импульсов с датчика скорости,и при начале движения автомобиля, через 1 секунду автоматически зажигаются ДХО и горят всё время движения до остановки.

3. Во время остановки, включается режим выдержки времени выключения ДХО (3 минуты), об этом сигнализирует встроенный Бипер (2 коротких звуковых сигнала — это при включёном зажигание и остановки автомобиля), если в это время выключить замок зажигания (например при длительной стоянке), прозвучат 4 коротких звуковых сигнала, сигнализируя о том, что включился режим выдержки времени включения ДХО 20 секунд и затем они выключатся (режим вежливой подсветки), устройство переходит в дежурный режим.

4. При включении Габаритных огней, устройство автоматически переходит в режим ожидания, ДХО выключаются (правила ПДД), всё работает в штатном режиме.

5. Режим вежливой подсветки можно включить так: включить зажигание, при этом прозвучат 2 коротких сигнала и сразу его выключить, (прозвучат 4 звуковых сигнала) при этом устройство автоматически перейдёт в режим вежливой подсветки. Если требуется выключить ДХО не дожидаясь выдержки времени, следует включить и тут же выключить Габаритные огни.

6. Светодиод HL2 сигнализирует о состоянии ДХО (Светится — ДХО работают, выключен — ДХО не работают)


Применёное реле, на максимальный ток проходящий через контакты 10А, если Вы вдруг захотите применить это устройство для Автоматического включения БС, лучше установить дополнительное реле типа SLC — 12VDC — SL — C , максимальный ток контактов 30А, этого вполне достаточно для управления БС. Светодиоды HL1 и HL2 устанавиваются в удобном месте, например в приборной панели. Пишалка (BUZZER) так же устанавливается в удобном для водителя месте. На фотографии собраного устройства видно что светодиоды стоят на самой печатной плате, но это сделано было только для отладки схемы. Установка произвольная!






! Внимание. При прошивке микроконтроллера сохраните калибровочную константу…, без неё работа устройства не возможна.

Контроллер ДХО представляет собой устройство, использующееся для контроля работоспособности дневных ходовых огней. С помощью этого девайса обеспечивается более стабильная и оптимальная работа оптики, что позволяет оптимизировать функциональность электросети в целом. Подробнее о том, как соорудить такой девайс в домашних условиях, вы сможете узнать из этой статьи.

[ Скрыть ]

Варианты изготовления своими руками

Если вы решили соорудить контроллер дневных ходовых огней в свой автомобиль, то для начала предлагаем ознакомиться с несколькими вариантами изготовления устройства.

Фотогаларея «Схемы для изготовления»

  1. Контроллер ДХО на базе реле. На многих транспортных средствах установлены штатные противотуманки, но пользуются ими далеко не все автомобилисты. Причина может заключаться в отсутствии необходимости эксплуатации, большом потреблении напряжения оптикой либо ее неэффективностью. Как вариант, туманки при необходимости можно переделать в дневных ходовые огни, только источники освещения нужно будет заменить на диодные. Также нужно будет немного поменять стандартную схему подключения, вероятнее всего, в данном случае нужно будет демонтировать бампер и контрольный щиток.
    Когда вы сможете получить доступ к бортовой сети, процедура подключения осуществляется по схеме, приведенной выше. В данном случае вам необходимо обеспечить правильную работу оптики — то есть ходовые огни должны автоматически включаться при запуске двигателя и отключаться, когда вы включите габариты или дальний либо ближний свет. Чтобы обеспечить это, сигнал от габаритных огней можно взять с подсветки кнопки, благодаря этому вы не забудете о деактивации ДХО.
  2. С использованием платы ATmega8. Такой вариант более предпочтительный, если в машине затруднен доступ к проводке. Сами дневные ходовые огни покупаются отдельно, блок управления вам не нужен. ДХО своими руками нужно установить в бампер, для этого проделайте соответствующие отверстия и зафиксируйте оптику. Выполнив эти действия, вам останется поработать только с самим контроллером.
    Следует отметить, что данная плата также позволяет реализовать и другие, не менее полезные функции, например, индикацию работы подогревателя двигателя. В данном случае алгоритм функционирования будет таким — когда транспортное средство не заведено, на аккумуляторе напряжение будет составлять меньше 13.5 вольта. Соответственно, при запуске двигателя аккумулятор будет подзаряжаться, а это значит, что напряжение будет более 13.5 вольт. Сами ДХО будут активироваться автоматически. Чтобы произвести подключение, два провода необходимо подсоединить к аккумулятору, а два — на саму оптику.

Инструкция по изготовлению регулятора ДХО

Рассмотрим процесс изготовления регулятора для ДХО в домашних условиях в соответствии со схемой, приведенной выше.

Логика функционирования данного девайса следующая — блок активирует работу дневных ходовых огней только в таком случае:

  • если запущен силового агрегат автомобиля;
  • если габаритное освещение и дальний, а также ближний свет отключены.

Собственно, эти условия являются обязательными и соответствуют всем требованиями по работе дневных ходовых огней. Когда вы включите либо ближнее освещение в темное время, то регулятор автоматически отключит ходовые огни.

Для изготовления блока в соответствии со схемой вам понадобятся следующие элементы:

  • два биполярных транзистора, на схеме обозначены как VT1 и VT6;
  • три выпрямительных диодных элемента, маркируются как VD1, VD2, VD3;
  • два резисторных компонента на 1 кОм R1 и R2;
  • также потребуется два резистора на 5.1 кОм — маркированы как R3 и R4;
  • один резисторный элемент на 10 кОм — R5;
  • один предохранитель на 15 ампер и одно реле на 10 ампер, на схеме отмечено как К1.

Все эти запчасти можно приобрести на любом радиорынке, в соответствующем магазине или заказать в интернете. Проблем с поиском составляющих элементов схемы возникнуть не должно. Сам процесс изготовления устройства вызвать проблем не должен — вам нужно просто соединить на плате все элементы таким образом, как это показано на схеме. Процедура соединения осуществляется при помощи пайки. Если вы не умеете паять, то лучше обратитесь к квалифицированному электрику — любой специалист, имеющий опыт, сможет без проблем спаять такой регулятор.


При пайке будьте осторожны и не повредите составляющие элементы контроллера, поскольку это может привести к его дальнейшей неработоспособности. Все детали должны быть надежно припаяны, поскольку при движении автомобиля могут возникать вибрации, а они, в свою очередь, разрушительно действуют на любые движущиеся элементы. Особенно, если речь идет об электронике.

После того, как устройство будет сделано, его необходимо правильно подключить:

  • ДДМ — необходимо соединить с контроллером давления моторной жидкости или со стояночным тормозом;
  • выход на +12 вольт необходимо соединить с генераторным устройством либо замком зажигания, в частности, вам нужно соединить его с контактом, где появляется напряжение при запущенном моторе;
  • габариты — как можно догадаться, в данном случае речь идет о положительном контакте габаритных огней, конкретное место подключения не имеет значения;
  • GND — это масса или кузов транспортного средства;
  • ДХО — сами дневные ходовые огни с галогенными или диодными источниками освещения (автор видео о подключении — Виталий Новаков).

Что касается настройки изготовленного контроллера, то этот процесс заключается в диагностике алгоритма работы в результате подачи на него имитационных импульсов. Когда на вход габаритных огней поступит 12-вольтное напряжение, реле должно автоматически отключиться. Также оно отключится в том случае, если вход контроллера давления масла будет замкнут на землю.

Цена вопроса

Если по каким-то причинам вы не хотите делать контроллер в домашних условиях, то его всегда можно купить на рынке или заказать в интернете. Стоимость может отличаться в зависимости от магазина, причем разница в цене может составлять до 40%. В среднем стоимость контроллера DRL на сегодняшний день составляет от 650 до 1000 рублей.

Видео «Обзор контроллера ДХО, купленного в Китае»

На видео ниже продемонстрирован подробный обзор китайского контроллера дневных ходовых огней (автор ролика — Сергей Станевич).


Устройство предназначено для автоматического включения и отключения дневных ходовых огней (ДХО) при начале движения и остановке. Собрано на простом и дешевом микроконтроллере PIC12F629. Имеет звуковую сигнализацю и другие мелочи.

Краткая логика работы устройства

  • Подача питания 12в.
  • При вкл зажигания после прохождения 6 импульсов с датчика скорости вкл ДХО
  • При вкл габаритов все переходит в штатный режим
  • При выкл габаритов переходим п.2
  • При остановке (например в пробке) ДХО выключится через 3 мин при начале движения п.2
  • При остановке и выключении зажигания, ДХО горит ещё 20 секунд и выключается (вежливая подсветка).

Режим работы устройства:

1. Когда выключено зажигание, светодиод HL1 моргает с частотой 1раз в секунду (1 Hz), сигнализируя о том, что устройство находится в дежурном режиме (режим ожидания).

2. При включении зажигания светодиод HL1 начинает светится постоянно,микроконтроллер ждёт прихода импульсов с датчика скорости,и при начале движения автомобиля, через 1 секунду автоматически зажигаются ДХО и горят всё время движения до остановки.

3. Во время остановки, включается режим выдержки времени выключения ДХО (3 минуты), об этом сигнализирует встроенный Бипер (2 коротких звуковых сигнала - это при включёном зажигание и остановки автомобиля), если в это время выключить замок зажигания (например при длительной стоянке), прозвучат 4 коротких звуковых сигнала, сигнализируя о том, что включился режим выдержки времени включения ДХО 20 секунд и затем они выключатся (режим вежливой подсветки), устройство переходит в дежурный режим.

4. При включении Габаритных огней, устройство автоматически переходит в режим ожидания, ДХО выключаются (правила ПДД), всё работает в штатном режиме.

5. Режим вежливой подсветки можно включить так: включить зажигание, при этом прозвучат 2 коротких сигнала и сразу его выключить, (прозвучат 4 звуковых сигнала) при этом устройство автоматически перейдёт в режим вежливой подсветки. Если требуется выключить ДХО не дожидаясь выдержки времени, следует включить и тут же выключить Габаритные огни.

6. Светодиод HL2 сигнализирует о состоянии ДХО (Светится - ДХО работают, выключен - ДХО не работают).

Применёное реле, на максимальный ток проходящий через контакты 10А, если Вы вдруг захотите применить это устройство для Автоматического включения БС, лучше установить дополнительное реле типа SLC - 12VDC - SL - C , максимальный ток контактов 30А, этого вполне достаточно для управления БС. Светодиоды HL1 и HL2 устанавиваются в удобном месте, например в приборной панели. Пишалка (BUZZER) так же устанавливается в удобном для водителя месте. На фотографии собраного устройства видно, что светодиоды стоят на самой печатной плате, но это сделано было только для отладки схемы. Установка произвольная!

! Внимание. При прошивке микроконтроллера сохраните калибровочную константу..., без неё работа устройства не возможна. В архиве находится две прошивки, одна полная, другая без вежливой подсветки.



Скачать дополнения

Устройство предназначено для автоматического включения и отключения дневных ходовых огней (ДХО) при начале движения и остановке. Собрано на простом и дешевом микроконтроллере PIC12F629. Имеет звуковую сигнализацю и другие полезные мелочи.

Краткая логика работы устройства

1.Питание 12в
2.При вкл зажигания после прохождения 6 импульсов с датчика скорости вкл ДХО
3.При вкл габаритов все переходит в штатный режим
4.При выкл габаритов переходим п.2
5.При остановке (например в пробке) ДХО выключится через 3 мин при начале движения п.2
6.При остановке и выключении зажигания, ДХО горит ещё 20 секунд и выключается (вежливая подсветка).

Режим работы устройства:

1. Когда выключено зажигание, светодиод HL1 моргает с частотой 1раз в секунду (1Hz), сигнализируя о том,что устройство находится в дежурном режиме (режим ожидания).

2. При включении зажигания светодиод HL1 начинает светится постоянно,микроконтроллер ждёт прихода импульсов с датчика скорости,и при начале движения автомобиля, через 1 секунду автоматически зажигаются ДХО и горят всё время движения до остановки.

3. Во время остановки, включается режим выдержки времени выключения ДХО (3 минуты), об этом сигнализирует встроенный Бипер (2 коротких звуковых сигнала - это при включёном зажигание и остановки автомобиля), если в это время выключить замок зажигания (например при длительной стоянке), прозвучат 4 коротких звуковых сигнала, сигнализируя о том, что включился режим выдержки времени включения ДХО 20 секунд и затем они выключатся (режим вежливой подсветки), устройство переходит в дежурный режим.

4. При включении Габаритных огней, устройство автоматически переходит в режим ожидания, ДХО выключаются (правила ПДД), всё работает в штатном режиме.

5. Режим вежливой подсветки можно включить так: включить зажигание, при этом прозвучат 2 коротких сигнала и сразу его выключить, (прозвучат 4 звуковых сигнала) при этом устройство автоматически перейдёт в режим вежливой подсветки. Если требуется выключить ДХО не дожидаясь выдержки времени, следует включить и тут же выключить Габаритные огни.

6. Светодиод HL2 сигнализирует о состоянии ДХО (Светится - ДХО работают, выключен - ДХО не работают)


Применёное реле, на максимальный ток проходящий через контакты 10А, если Вы вдруг захотите применить это устройство для Автоматического включенияБС, лучше установить дополнительное реле типа SLC - 12VDC - SL - C , максимальный ток контактов 30А, этого вполне достаточно для управления БС. Светодиоды HL1 и HL2 устанавиваются в удобном месте, например в приборной панели. Пишалка (BUZZER) так же устанавливается в удобном для водителя месте. На фотографии собраного устройства видно что светодиоды стоят на самой печатной плате, но это сделано было только для отладки схемы. Установка произвольная!


Применёное реле, на максимальный ток проходящий через контакты 10А, если Вы вдруг захотите применить это устройство для Автоматического включенияБС, лучше установить дополнительное реле типа SLC - 12VDC - SL - C , максимальный ток контактов 30А, этого вполне достаточно для управления БС. Светодиоды HL1 и HL2 устанавиваются в удобном месте, например в приборной панели. Пишалка (BUZZER) так же устанавливается в удобном для водителя месте. На фотографии собраного устройства видно что светодиоды стоят на самой печатной плате, но это сделано было только для отладки схемы. Установка произвольная!

Ходовые огни дневного света присутствуют далеко не на всех автомобилях, а необходимость в их наличии заставляет автолюбителей устанавливать ДХО своими силами. Согласно ГОСТу, дневные ходовые огни должны автоматически включаться при включении двигателя, а также отключаться или снижать мощность на 50% при включении основных фар. Выполнение данного условия необходимо для безопасного вождения в темное время суток. Также это исключает возможность вождения автомобиля без включенных фар, что запрещено правилами дорожного движения. Данные функции в системе ДХО выполняет блок управления дневными ходовыми огнями.


Блока управления ДХО

Помимо всего сказанного, наличие блока управления ДХО позволяет сэкономить и вместо энергоемких фар ближнего света использовать более экономичные лампы или светодиодные ленты. В нашей статье мы рассмотрим несколько вариантов, как установить блок управления ДХО на ваш автомобиль, если это изначально не предусмотрено конструкцией. В частности мы поговорим об установке купленного блока управления и о сборке реле управления ходовыми огнями своими руками.

Важно: помните, что вы сами несете ответственность за выполнение всех нижеописанных процедур. Если вы не уверены в своих силах, мы настоятельно рекомендуем обратиться в специализированный сервисный центр для установки ДХО в соответствии с ГОСТ.

Покупка готового реле управления ДХО

Использование таких реле является самым удобным вариантом подключения ДХО в соответствии с ГОСТ. Реле обеспечивает включение ходовых огней при запуске движка, а также снижение их мощности на 30-50% при включении основных фар. Данные реле оснащены предохранителями, что делает их использование безопасным, и сохраняет ваши фары от выхода из строя при скачках напряжения. Устройство продается уже в собранном виде, ваша задача – лишь правильно подключить его.


Схема подключения ДХО через реле

Изготовление блока управления своими руками

Безусловно, второй вариант подойдет для тех, кто имеет опыт пайки и сборки микросхем. Сборка реле по обойдется вам намного дешевле, чем покупка готового. Для начала давайте рассмотрим алгоритм действия самодельного реле.

Алгоритм действия:

Схема блока управления получает питание от включенного зажигания и начинает определять работу двигателя по активности импульсов, присутствующих на катушке зажигания. Если импульсы присутствуют дольше 5 секунд (что соответствует заведенному двигателю), ДХО включатся автоматически. Если импульсов нет в течение 5 секунд, ДХО отключаются. Также ходовые огни автоматически отключаются при включении основного освещения.

Подключение блока дневных ходовых огней:

  • Питание можно брать с любой точки электросети, где оно присутствует после поворота ключа зажигания;
  • Импульсы, по которым схема определяет работу двигателя, как правило, берутся с катушки зажигания;
  • Сигнал включения основного освещения берем с любой точки, в которой появляется напряжение 12 вольт от включения фар;
  • На выходе подключаем любое автомобильное реле, соответствующее следующим условиям: ток, который потребляет реле, не должен быть выше 200mA при напряжении 12V и токе на выходе 30-40А;
  • Минус кидаем на корпус автомобиля.

Плюс данной схемы в том, что при отсутствии отдельно установленных ДХО, мы можем подключить их параллельно стандартному блоку управления ближним светом.


Реле ДХО своими руками

Оптимальным вариантом для сборки своего блока будет микропроцессор PIC12F629. Относительно недорогой и доступный, данный девайс станет основой нашего реле. Для программирования нашего контроллера используется специальный программатор, например PICkit-2. Схема самого блока не является очень сложной: используется обычный линейный стабилизатор, по входам которого устанавливаются делители по входящему сигналу, подстрахованные транзисторными ключами. На выходе устанавливается полевой транзистор, подключаемый к обычному автомобильному транзистору с током не более 200mA.

Визуально схема выглядит следующим образом:

Мы не будем подробно углубляться в процесс пайки самой микросхемы. Алгоритм действий логичен: моделируем плату в любой программе для проектирования схем, создаем схему разводки, при необходимости проектируем 3D-модель.

Подбираем корпус

В качестве корпуса идеально подойдет корпус от любого другого автомобильного реле: желательно, чтобы разъем был на 6 контактов.

Для безопасности плату необходимо залакировать. Идеально подойдет средство CRAMOLIN ISOTEMP, данное силиконовое покрытие предназначено специально для изоляции различных плат. Для любителей перестраховаться, плату можно облачить в термоусадочную трубку.

Когда процесс подготовки будет закончен, можно вставить готовое реле в подготовленный корпус. Большинство реле идут на защелках, так что у вас не возникнет проблем с плотной фиксацией всей конструкции.

Похожие публикации