Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Суры читаемые во время намаза. Как читать намаз? Пример чтения намаза для начинающих женщин (текст, фото, видео)

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1. Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и время всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!

Молитва - одно из обязательных для мусульманина деяний, которое обозначается, как «фард». Правильный намаз - залог успеха мусульманина. О том, как правильно читать намаз, вы сможете прочитать на нашем сайте. Читаем намаз правильно вместе с Namaz-time.

Итак, главное, с чего следует начать совершение намаза - ритуальное омовение - тахарат. После этого, определите, в какой стороне находится Кааба и расстелите молитвенный коврик по этому направлению. Следующее обязательное действие молящегося - произнесение намерения для совершения молитвы. Намерение формулируется следующим образом:

«Я намерился совершить 2 ракаата дополнительного (сунна) утреннего намаза, искренне ради Аллаха». Количество ракаатов и название намаза в этом предложении заменяется в зависимости от того, какой намаз вы собираетесь прочесть.

Читаем намаз правильно: порядок совершения поклонов

  1. Такбир. При такбире поднимаем руки и произносим слова такбира «Аллах акбар!» (Аллах велик!). При этом мужчины касаются большими пальцами рук мочек ушей с обратной стороны, а женщины поднимают руки до уровня плеч.
  2. Сана. После этого мужчины опускают руки ниже пупка и складывают их друг на друга так, чтобы правая осталась сверху. Женщины делают то же самое, но их руки остаются на уровне груди. При этом читается следующее: «Субханака-ллахумма ва-би-хамдика ва-табарака-смука ва-тагала җаддука ва-ла илаха гайрук» . (Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, да будет благословенным Имя Твое, и возвысится пребывание Твое, и нет божества, кроме Тебя. Агузу би-ллахи мина-ш-шайтани-р-раҗим. (Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями). Би-сми-ллахи-р-рахмани-р-рахим. (Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного.)
  3. Далее читается сура «Аль-Фатиха». «Би-сми-ллахи-р-рахмани-р-рахим Ал-хамду ли-ллахи рабби-л-галамин. Ар-рахмани-р-рахим. Малики йавми-д-дин. Иййака нагбуду ва иййака настагин. Ихдина-с-сирата-л-мустаким. Сирата-ллазина ’ан‘амта ‘алайхим гайри-л-магдуби ‘алайхим ва-ла-д-даллин» . (Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День суда. Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь, веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, — не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших).
  4. После «Аль-Фатиха» читается любая другая сура из Корана. Например, «Аль-Ихлас»: «Бисми-ллахи-р-рахмани-р-рахим. Кул хуа-ллаху ахад. Аллаху-с-самад. Лам йалид ва-лам йулад. Ва-лам йакул-лаху куфуван ’ахад» . (Скажи: «Он Аллах Вечный, не родил, и не был рожден, и не был Ему равным ни один».)
  5. Поясной поклон. Произнеся такбир «Аллах акбар», наклоняемся вперед и трижды произносим «Субхана раббийа-л-‘азыйм» (Слава моему Великому Господу).
  6. Произнеся такбир «Аллах акбар», выпрямляемся и произносим: «Сами‘а-ллаху лиман хамидах» (Аллах слышит того, кто Его восхваляет.) «Раббана лака-л-хамд». (Господи наш, Тебе лишь хвала.)
  7. Снова произносим такбир «Аллах акбар» и совершаем земной поклон. Сначала земли касаются колени, затем руки, а потом лоб и нос. В этом положении трижды произносим «Субхана раббийа-л-а‘ла!» (Слава моему Высочайшему Господу).
  8. Произносим такбир «Аллах акбар» и приходим в сидячее положение.
  9. Снова повторяем земной поклон.
  10. Произнеся такбир, возвращаемся в первоначальное положение, когда руки соединены на уровне пупка у мужчин и на уровне груди у женщин. (Так завершается 1-первый ракаат).
  11. Во втором ракаате повторяются все те же действия за исключением некоторых:
    • не следует читать сана и тасавух;
    • после суры «Аль-Фатиха» желательно прочитать другую суру из Корана;
    • после второго земного поклона необходимо прочитать «Ташахуд».
  12. Присаживаемся и читаем следующее: «Ат-тахиййату ли-ллахи ва-с-салавату ва-т-таййибат. Ас-саламу ‘алайка аййуха-н-наби, ва-рахмату-ллахи ва-баракатух. Ас-саламу ‘алайна ва-‘ала ‘ибади-ллахи-с-салихин. Ашхаду ’ал-ла ’илаха ’илла-ллаху ва-ашхаду ’анна Мухаммадан ‘абдуху ва-расулух» . (Прославления, мольбы, богоугодные деяния Аллâћу. О Пророк, мир тебе, милость Аллâћа и Его благословение. Мир и здравие нам и праведным слугам Аллâћа. Свидетельствую, что нет боже-ства, кроме Аллâћа, и что Муħаммад — раб и Посланник Его).
  13. Если намаз состоит из двух ракаатов, далее следует прочитать салават, аят-дуа и дать салям. Если намаз состоит из 4 ракаатов, после ташахуда следует вернуться к 1 ракаату и снова все повторить.
  14. Салават: «Аллахумма салли ‘ала Мухаммадив-ва-‘ала ’али Мухаммадин кама саллайта ‘ала ’Ибрахима ва-‘ала ’али ’Ибрахима, ’иннака хамидум-маҗид. Аллахумма барик ‘ала Мухаммадив-ва-‘ала ’али Мухаммадин кама баракта ‘ала ’Ибрахима ва-‘ала ’али ’Ибрахима, ’иннака хамидум-маҗид». (Аллах! Благослови Мухаммада и семью Myхаммада, как Ты благословил Ибрахима и семью Ибрахима. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик. Аллах! Окажи Мухаммаду и его семье щедрость Свою, как Ты одарил щедростью Своей Ибрахима и семью его. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик.)
  15. Аят-дуа: «Раббана ’атина фи-д-дунйа хасанатав-ва-фи-л-’ахирати хасанатав-ва- кина ‘азаба-н-нар». (Господи наш, даруй нам в ближней жизни добро и в последней — добро и защити нас от наказания огня).
  16. Салям. Повернув голову направо произносим: Ас-саламу ‘алайкум ва рахмату-ллах. (Мир вам и милость Аллаха). То же самое повторяем, повернув голову на левую сторону.
  17. В завершение намаза произносим дуа «Аллахумма ’анта-с-салам, ва-минка-с-салам! Табаракта йа за-л-җалали ва-л-’икрам!» . (О Аллах, Ты есть мир, и от Тебя исходит мир, умножилась Твоя благодать, о обладатель величия и почета). Вы узнали как правильно совершать намаз. Возможно, в начале этот порядок действий покажется вам сложным и не запоминающимся. Однако, ежедневные практики помогут вам в освоении нового для вас дела.

Намаз (Солят) - самое любимое поклонение для Аллаха. Намаз предписан человеку в определенное время. Всевышний Аллах Субхана ва Тааля в Коране говорит: "Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время" (Сура 4 Ан-Ниса, 103 аят).

В хадисе от ‘Абдуллаха ибн Мас"уда (радиаллаху ‘анху) говорится: "Однажды я спросил у Пророка ﷺ: «Какой поступок (человека) наиболее дорог Аллаху Та"аля». Расулюллах ﷺ ответил: «Намаз». Затем, я спросил, какой следующий поступок, и Расулюллах ﷺ ответил: «Доброта к родителям». И я снова спросил, что затем, и ответ был: «Джихад»" . Али Мулла ‘Кари (рахматуллахи алейхи‘) говорит, что данный хадис является подтверждением слов учѐных о том, что самое первое после имана(веры) - это намаз. Так же передают со слов Ибн Мас‘уда, что Посланник ﷺ сказал: «Самое лучшее деяние - это намаз, совершенный в начале отведенного для него времени» . Эти слова пророка Мухаммада ﷺ четко устанавливают приоритет чтения намаза над другими делами. По этому очень важно, что бы намаз совершался во время.

Время пяти обязательных намазов

1. Время утреннего намаза (солятуль-фаджр - صلاة الفجر)

Время утреннего намаза начинается от момента появления рассвета и длится до начала восхода солнца. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: "Время утреннего намаза начинается с рассвета и продолжается, пока не взойдет солнце" (Муслим) В другом хадисе говорится: "Пусть предрассветный свет не обманет вас, рассвет бывает на горизонте" (Тирмизи). Из этого хадиса мы понимаем, что время утреннего намаза начинается с рассвета, а не с предрассветного света. Предрассветный луч света поднимается вертикально, после него становится темно, а после появляется истинный рассвет, его белизна распространяется на горизонте. И как сказана в хадисе "продолжается пока не взойдет солнце" т.е как только начинается восход солнца время утреннего намаза прекращается и тот кто не успел выполнить намаз должен восполнить как пропущенный.

Мустахаб (лучшее) время утреннего намаза

Самое лучшее время для утреннего намаза – это когда становится светло, и чтобы оставалось столько времени до восхода солнца после совершения намаза, чтобы можно было повторить намаз, соответственно сунне, в случае ошибки. Рафи‘ ибн Хадидж (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Читайте фаджр намаз, когда хорошо рассветёт, потому что это имеет большие награды» а так же Ибн Маджа и Абу Дауде передали хадис: «Читайте утренний намаз, когда наступает утро, как следует, потому что из-за этого вы получаете большие награды»

2. Время полуденного намаза (солятуль-зухр - صلاة الظهر)

Время зухр намаза начинается после отклонения солнца от зенита и длится до начала времени `аср намаза. Время `аср намаза наступает, когда тень предмета становится два раза больше чем сам предмет, кроме основной тени предмета (так как тень начинает расти после зенита солнца, а тень во время зенита назвается основной тенью).

‘Абдуллах ибн ‘Амр (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Время зухр намаза – это после зенита солнца, когда тень человека по длине равняется его росту, до наступления времени ‘аср намаза» . Из этого хадиса следует, что время зухр намаза наступает после зенита, но читать его сразу после зенита не надо, а надо подождать. В другом хадисе передается: ‘Абдуллах ибн Рафи‘, раб жены Посланника Аллаха ﷺ Умми Салямы, спросил у Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху) о времени намаза. Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) ответил: «Слушай! Читай зухр намаз, когда твоя тень равняется твоему росту, и читай ‘аср намаз, когда твоя тень в два раза больше твоего роста» .

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если это жаркие дни, то откладывайте намаз, пока не будет прохладнее, ибо, поистине, сильная жара происходит от распространения дыхания ада» и в другом хадие говорится: Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах ﷺ сказал: «Пламя ада пожаловалось Господу своему, сказав: «О Господь, одна часть меня поглотила другую», и Он позволил пламени делать два вздоха зимой и летом, поэтому именно в это время вы ощущаете самую сильную жару и самый сильный холод» из этих хадисов становится ясно что в жаркие дни лучше подождать пока не станет прохладнее, но намаз зухр нужно совершить до наступления времени `аср.

Мустахаб (лучшее) время полуденного намаза

Зухр намаз летом лучше оттягивать, а зимой читать раньше. Как уже был приведён хадис про зухр намаз: «Если сильная жара, то читайте намаз в прохладное время" следующий хадис является подтверждением того, что зимой надо читать зухр намаз раньше. Анас (радиаллаху ‘анху) передаёт, что "Расулюллах ﷺ летом читал зухр намаз в прохладное время, а зимой раньше"

3. Время послеполуденного намаза (солятуль-`аср - صلاة العصر)

Время `аср намаза начинается после истечения времени зухр и продолжается до начала захода солнца. Во время захода солнца нельзя совершать намаз но однако если успел совершить хоть один ракаат намаза `аср то нужно завершить намаз до конца. В хадисе передается от Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху): что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Кто успел совершить хоть один рака‘ат ‘аср намаза до захода солнца, тот успел на ‘аср намаз"

Мустахаб (лучшее) время послеполуденного намаза

Откладывать ‘аср намаз является мустахабом но нельзя откладывать настолько, чтобы солнце стало близко к заходу. Анас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Это намаз мунафика (лицемера), если человек сидит и ждёт, когда солнце становится жёлтым и близко к заходу, тогда он встаёт и быстро четыре раза клюёт. И он не вспоминает Аллаха в своём намазе, или вспоминает очень мало" .

4. Время вечернего намаза (солятуль-магриб - صلاة المغرب)

Магриб намаз начинается сразу после захода солнца и длится до захода шафака абъяд. Шафака абъяд - это исчезновения красноты и остается белизна на небе (белый шафак). В хадисе от ибн Умара говорится: "Время магриб намаза длится, пока не исчезнет шафак" и в другом хадисе ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает что: "Расулюллах ﷺ читал магриб намаз, когда солнце садилось, а ‘иша (ночной) он читал, когда на горизонте распространялась темнота, а иногда откладывал, пока не соберутся люди" .

Мустахаб (лучшее) время вернего намаза

Магриб намаз надо читать сразу после захода солнца, не откладывая. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах, (или сказал: «будет в присущем им от рождения состоянии то (есть в исламе)») до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз до появления звёзд»

5. Время ночного намаза (солятуль-`иша - صلاة العشاء)

Время ‘иша намаза начинается после окончания времени магриба. И нет сомнения в том, что темнота на горизонте появляется только после того, как исчезает белизна. Так как после красной зари появляется шафак абъяд, т.е. белизна на горизонте, и после этого уже наступает темнота и длится до начала рассвета.

В хадисе про “имамат Джибраиля (‘алейхис салям)” сказано: «Я прочитал ‘иша с Джибраилем (‘алейхис салям), когда шафак исчез» .

Нафи‘ ибн Джубейр (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Умар (радиаллаху ‘анху) написал письмо Абу Мусе Аш‘ари (радиаллаху ‘анху): "Читай ‘иша в любой части ночи, в какой пожелаешь, и не пренебрегай им" .

‘Убейд ибн Джарих (радиаллаху ‘анху) спросил у Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху): "Какое последнее время ‘иша намаза?. Он ответил: "Наступление рассвета" .

Мустахаб (лучшее) время ночного намаза

Откладывать ‘иша намаз до полночи или до первой трети ночи лучше. Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Если бы это не было тягостным для моей общины, я бы обязательно приказал им откладывать ‘иша намаз до половины или до первой трети ночи» .

Но если из-за откладывания намаза существует опасность, что много людей не будет участвовать в джама‘ате, из-за чего джама‘ат станет маленьким, тогда не надо оттягивать до этого времени. Как наступит время ‘иша намаза, надо читать его тогда, когда в нём сможет участвовать больше людей.
Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает о привычке Посланника Аллаха ﷺ относительно ‘иша намаза: "А ‘иша намаз он начинал в разное время, ибо когда он видел, что люди уже собрались, то начинал его пораньше, а когда видел, что люди медлят, то задерживал его, (чтобы в намазе участвовало больше людей)" . Из этого следует, что надо учитывать количество людей. Намаз джама‘атом надо читать в такое время, в которое есть вероятность участия большего количества людей. И не надо назначать такое время для намаза, в котором есть опасение, что многие люди не будут в нём участвовать, потому что из-за количества людей в джама‘ате зависит награда за намаз.

Время витр ваджиб намаза (солятуль-уитр -صلاة الوتر)

Витр намаз читается сразу после ‘иша намаза. О витр намазе Хариджа ибн Хузайфа рассказывает: "Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) пришёл к нам и сказал: «Аллах Та‘аля приказал вам читать намаз, который лучше, чем красные верблюды, – это намаз витр, и сделал его для вас между ‘иша и рассветом"

Мустахаб (лучшее) время витр намаза

Человеку, который уверен, что проснётся раньше рассвета, то тогда лучше всего не читать витр намаз сразу после ‘иша, а ему следует проснуться перед рассветом и читать витр. В хадисе от Джабира (радиаллаху ‘анху) говорится, что Расулюллах ﷺ сказал: "Кто боится, что не проснётся в последней части ночи, тому надо читать витр намаз в начале ночи, а кто надеется, что в конце ночи встанет, тому надо читать витр в конце ночи, потому что в намазе, который читается в конце ночи, участвуют ангелы. И это лучше" .

Однако человеку, который боится, что не проснется раньше рассвета, необходимо читать витр намаз вместе с намазом ‘иша, как это становится известно из самого хадиса. И “начало ночи” не означает раньше намаза ‘иша. Это значит после ‘иша, так как время витр намаза начинается после ‘иша, как было приведено в хадисе о времени витр намаза.

Время пятничного намаза (солятуль-джума - صلاة الجمعة)

Пятничный намаз (джума намаз) совершается каждую пятницу во время полуденного намаза в мечетях (джума-намаз заменяет полуденный намаз "зухр" ). Пятничная молитва входит в число обязательных намазов (фард) наряду с пятикратной ежедневной и погребальной молитвами. Но в отличие от 5 фард-намазов, пятничная молитва является обязанностью не для всех мусульман.

Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины). Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные. Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.

С помощью этой инструкции вы можете быстро научиться читать намаз. Вообще, тому как читать намаз, посвящены отдельные книги, учитывая огромную значимость этого вида поклонений для мусульманина. Но здесь вы сможете получить предельно краткий ознакомительный курс по одиночному намазу из двух ракаатов. Выучив этот самоучитель намаза, вы сможете понять как читать все остальные намазы.

Методика чтения намаза приведена согласно ханафитской школе фикха (исламского права)

Инструкция как читать намаз

1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз: "Намереваюсь ради Аллаха совершить намаз в 2 ракагата".
2. Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей и произнесите "Аллаху акбар".
3. Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите суру "Фатиха":
"Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль галямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя нагбyдy ва ийякя настагыйн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ангамта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-даааллиин"
Аамин!.. ("Амин" произносится про себя)
Прочтите ещё одну суру Корана (любую)
4. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-"азыйм"
5. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах"
6. После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля".
7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.
8. Выдержав в этом положении паузу 2 секунды, со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.
9. Встаньте прямо.
10. Повторите шаги № 3, 4, 5, 6, 7, 8.
11. Прочитайте молитву (ду"а) "Аттахийят":
"Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх".
12. Произнесите приветствие: "Ассаляму галейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого.

На этом намаз завершен.

Условия совершения намаза (чтения намаза)

Для совершения намаза необходимо выполнение пяти условий (шартов):

  1. Первым условием намаза является очищение от нечистот (наджаса) . Иными словами, это удаление с места молитвы, с тела и одежды нечистот. Женщинам следует сделать истинджа (очищение соответствующих органов после отправления нужды), а мужчинам - истибра (полное очищение соответствующего органа после мочеиспускания. Для этого рекомендуется покашлять, немного потопать на месте и сделать наклоны в стороны). Для очищения ануса после справления нужды нужно сначала вытереть его досуха бумагой, затем промыть водой и опять насухо вытереть бумагой. При совершении намаза старайтесь быть одетыми в чистую одежду и следите за тем, чтобы Ваш молитвенный коврик (вместо коврика можно использовать полотенце, простыню и т.п.) был чистым. Быть чистым - это значит, что если бы Вам предложили поесть на этом месте, то Вы бы с удовольствием согласились.
  2. Малое омовение (тахарат, вуду) и полное омовение (гусль) . Малое омовение берется после того, как Вы справили Вашу нужду и выполнили указания пункта 1 по очищению половых органов. Полное омовение (гусль) берется: у мужчин - при выделении спермы во время сношения или сна (поллюция), у женщин - период послеродового очищения или менструального цикла.
  3. Третьим условием намаза является прикрытие определенных частей тела (сатруль-аурат) , открывать которые считается харамом (запрещенным). Для мужчин аурат - это часть тела от пупка до колена. У женщины аурат - почти все тело, кроме кистей рук (до запястья) и лица.
  4. К четвертому условию намаза относится обращение лицом в сторону Каабы (находится в г. Мекка, Саудовская Аравия) - истикбали-Кибла. Тем, кто находится в Мекке и видит Каабу необходимо встать лицом прямо к Каабе, а кто находится вдали от Мекки и не может видеть Каабы, тот должен обратиться как можно точнее в ее сторону, используя компас, если нет других ориентиров.
  5. Пятое условие намаза - это своевременное совершение каждого из пяти намазов. Намаз, совершенный до наступления установленного времени, не действителен. Расписание времени намазов для каждой местности устанавливается по календарю соответственно географическому положению. Ежедневное расписание намазов вы можете видеть на нашем сайте справа

Порядок выполнение полуденного намаза

Полуденный намаз состоит из четырех ракаатов (циклов). Он совершается следующим образом:

1. Предварительно выполнив все условия, необходимые для начала совершения намаза, становитесь лицом к почитаемой Каабе , отбросив все посторонние мысли. Обратите свое сердце и внимание к Аллаху, думая о Его Величии, милосердии и любви к Его созданиям, с осознанием того, что Он наблюдает за вами. При этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы на одной линии, руки опущены, взгляд направлен на место касания лба при земном поклоне.

Женщинам в течение всего намаза необходимо проявлять собранность тела: ноги у них должны быть вместе, руки прижаты к телу;

2. Намерение.

Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем о выполнении соответствующего намаза. Сделайте это одновременно с произнесением такбира , то есть слов «Аллаhу акбар» для вступления в намаз. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаха» . То есть, вы обязательно мысленно выражаете намерение совершить намаз, указываете в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз, и какой именно намаз (утренний, полуденный или послеполуденный и т.п.). Желательно указать в намерении, своевременный намаз это или возмещаемый, а также количество ракаатов. Следует помнить, что намаз совершается только ради Аллаха.

Однако перед такбиром произнести сначала намерение вслух является сунной, и это делается для того, чтобы легче было сосредоточиться на нем мысленно.

3. Произнесение такбира.

Обязательно стоя произнести вступительный такбир:

اَللهُ اَكْبَرُ

«Аллаhу акбар» (Аллах велик) . После его произнесения вы уже в намазе. Такбир и последующие словесные арканы и молитвы следует произносить так, чтобы вы сами могли слышать чтение, соблюдая, как положено, все правила чтения и произнося буквы без искажений, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Все молитвы необходимо читать только на выдохе.

При произнесении такбира рекомендуется поднять руки так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей, ладони направлены вперед, остальные пальцы чуть согнуты и тоже направлены вперед.
Женщины тоже поднимают руки подобным же образом.

4. Стояние.

Обязательно стоять при выполнении ритуального намаза, если человек может. При этом рекомендуется складывать руки ниже груди и выше пупка так, чтобы правая ладонь находилась на запястье левой руки и держала ее.

5. Чтение суры «Аль-Фатиха» (первой суры Корана).

Обязательно чтение суры «Аль-Фатиха» так, чтобы сами могли слышать чтение, соблюдая все правила чтения (таджвид) и последовательность аятов и произнося буквы без искажений. Правильному чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя и, сделать это следует не откладывая.

Если кто-либо не может правильно читать суру «Аль-Фатиха», то он должен читать любые аяты Священного Корана, количество букв в которых в сумме эквивалентно количеству букв в суре «Аль-Фатиха» (156 букв). Если человек знает один или несколько аятов из суры «Аль-Фатиха» («Басмала» также является аятом суры «Аль-Фатиха»), он может повторять их столько раз, чтобы получилось такое же количество букв, как в суре «Аль-Фатиха». Если же человек не может читать ничего из Корана, он должен читать слова поминания Аллаха (зикр) :

سُبْحانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ واَللهُ اَكْبَرُ

«Субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар»
(Аллах пречист от всех недостатков, хвала и слава Аллаху, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик) .

Молящийся произносит эти слова столько раз, чтобы по меньшей мере было столько же букв, как в суре «Аль-Фатиха». К примеру, достаточно произнести слова «Аллаhу акбар» двадцать раз. Если же человек не может читать ни суру «Аль-Фатиха», ни что-либо другое из Корана, не может читать зикр (к примеру, человек только что принявший веру), то он стоит молча столько времени, сколько занимает умеренное чтение суры «Аль-Фатиха».

آمينَ يا رَبَّ الْعالَمينَ

«Амин, я Раббаль-‘алямин»

(О Аллах – Господь миров, исполни мою просьбу!) .

Также желательно прочитать после суры «Аль-Фатиха» хотя бы один или три аята из Корана в первом и во втором ракаатах. До начала чтения суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате рекомендуется прочесть молитву «Ифтитах» (см. Приложение 5) и затем «Исти‘азу».

6. Поясной поклон (руку‘) .

После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). Такая задержка называется «тумаънина» . Следует отметить, что поклон, как и все другие последующие действия намаза, не должен быть совершен с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза. Рекомендуется при выполнении поясного поклона поднять руки до уровня ушей точно так же, как и при вступлении в намаз, и сказать: «Аллаhу акбар». Также во время поясного поклона желательно произнести три раза:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْعَظيمِ وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-‘азыми ва бихамдиhи»

(Мой Великий Господь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

7. Выпрямление (и‘тидаль) .

Обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение «стоя» и задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина) . Рекомендуется во время выпрямления поднять руки до уровня ушей, как и ранее, и сказать:

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Сами‘аллаhу лиман хамидаh»

(Аллах принимает восхваления того, кто славословит Его) , растягивая произнесение на весь период выпрямления. После того, как окончательно выпрямились, желательно сказать:

رَبَّنا لَكَ الْحَمْدُ

«Раббана лякаль-хамд»

(О наш Господь! Хвала Тебе!) .

8. Земной поклон (суджуд) .

Затем обязательно совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом. Пола должны касаться часть обеих колен, часть ладоней обеих рук, нижняя часть пальцев ног (при этом пальцы направлены в сторону Киблы) и часть лба (нос также касается пола). При этом, вес головы давит на лоб. Находитесь в этом положении некоторое время, в течение которого рекомендуется три раза произнести:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْأَعْلى وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-а‘ля ва бихамдиhи»

(Мой Великий Гос-подь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

Также рекомендуется перед выполнением земного поклона произнести «Аллаhу акбар». При земном поклоне желательно, чтобы руки были на уровне плеч, пальцы слегка прижаты друг к другу и направлены в сторону Каабы. Для мужчин рекомендуется, чтобы локти при земном поклоне были отведены в стороны и приподняты от пола, живот не касается бедер. Женщины же при земном и поясном поклонах держат локти прижатыми к телу, а при земном поклоне локти также приподняты от пола, но живот касается бедер.

Между лбом и местом, в которое он упирается, не должно быть преград, например, волос, шапки или платка, хотя бы часть лба должна касаться непосредственно пола.

9. Сидение между двумя земными поклонами.

Обязательно после земного поклона сесть, выпрямив при этом туловище, и находиться в этом положении некоторое время. Поднимаясь с земного поклона, желательно произнести «Аллаhу акбар». Находясь в положении «сидя», рекомендуется сказать:

رَبِّ اغْفِرْ لي وَارْحَمْني وَاجْبُرْني وَارْفَعْني وَارْزُقْني وَاهْدِني وَعافِني

«Раббигфир ли, вархамни, ваджбурни, варфа‘ни, варзукни, ваhдини, ва ‘афини».

(О мой Господь! Дай мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по истинному пути и защити меня от болезней) .

При сидении рекомендуется поджать под себя левую ногу, чтобы стопа находилась под ягодицами, в то время как правая стопа расположена вертикально на полу и опирается на направленные вперед, в сторону Киблы, пальцы, как при земном поклоне. Этот способ сидения называется «ифтираш» . Руки во время сидения рекомендуется положить на колени, пальцы направлены в сторону Каабы.

10. Обязательно выполнить второй земной поклон . Он выполняется так же, как и первый. При этом, наклоняясь и поднимаясь, произносите такбир. С выполнением второго земного поклона завершается первый ракаат (цикл) намаза .

11. После этого обязательно нужно встать в полный рост для выполнения второго ракаата . Для этого сначала принимаете положение «сидя на коленях», затем, опираясь руками о пол, ладонями вниз, встаете в полный рост и принимаете положение «стоя», как в начале предыдущего ракаата. Во время подъема рекомендуется произнести «Аллаhу акбар». Повторите после этого все пункты от 5 до 10. Этим заканчивается второй ракаат .

12. После второго земного поклона второго ракаата (в намазах, состоящих из 3-х или 4-х ракаатов) рекомендуется сесть и прочитать «Ташаhhуд» (другое его название «Ат-Тахийят», и после него «Салават» Пророку (мир ему и благословение). Желательно сидеть в позе «ифтираш» (см. пункт 9) . При необходимости можно сидеть и на обеих скрещенных ступнях.

Рекомендуется держать обе руки на коленях. Пальцы левой руки лежат на левом колене и направлены в сторону Каабы, пальцы правой руки лежат на правом колене, кроме указательного, который слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» (в «Ташаhhуде») и остается в таком положении до конца сидения. При этом взгляд с места касания лба отводится на поднимающийся указательный палец, даже если вы из-за темноты или по другой причине не видите его. Приподнятый палец слегка согнут, средний и безымянный пальцы и мизинец правой руки слегка сжаты в кулак, а большой палец слегка прижат к указательному пальцу.

13. Затем обязательно надо встать и выполнить два следующих ракаата таким же образом, как описано в пунктах 5 - 11. Вставая на третий ракаат, рекомендуется поднять руки на уровень ушей, одновременно произнеся «Аллаhу акбар». Однако перед четвертым ракаатом поднимать руки не следует.

14. После выполнения второго суджуда в последнем ракаате обязательно сесть, прочесть «Ташаhhуд» и «Салават» . Руки рекомендуется держать так, как указано в пункте 12 . Указательный палец слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» и остается в таком положении до окончания намаза. Сидеть рекомендуется на полу, подогнув левую ногу и просунув ее под правую ногу, которая остается в таком же положении, как и при земном поклоне (рис.9) . Этот способ сидения называется «таваррук» .
Однако после «Ташаhhуда» рекомендуется прочитать полностью «ас-Салят аль-Ибраhимийя», затем желательно произнести дуа. Можно прочитать и это известное дуа:

اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذابِ جَهَنَّمَ وَمِنْ عَذابِ الْقَبْرِ وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيا وَالْمَماتِ وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسيحِ الدَّجّالِ

«Аллаhумма инни а‘уз у бика мин ‘аз аби джаhаннама ва мин ‘аз абиль-кабри ва мин фитнатиль-махья валь-мамати ва мин шарри фитнатиль-масихи-ддаджжали».

(О Аллах! Я ищу помощи и спасения у Тебя от мучений Ада, и от могильных мук, от заблуждений жизни и смерти и от зла смуты ложной мессии даджала).

15. Заключительный «Салям» .

Завершая намаз, обязательно произнести «Ас-Саляму ‘аляйкум» , но рекомендуется сказать:

اَلسَّلامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ

«Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаh» , повернув голову сначала направо, затем налево. Произнесением этих слов заканчивается полуденный намаз .

Порядок выполнения послеполуденного и ночного намазов

Послеполуденный и ночной намазы выполняются так же, как и полуденный. В намерении следует указать, что выполняется обязательный послеполуденный (или ночной) намаз. В первых двух ракаатах ночного намаза мужчинам рекомендуется после суры «Аль-Фатиха» короткую суру читать вслух. Это разрешено и женщинам, если рядом нет посторонних мужчин.

Порядок выполнения вечернего намза

Три ракаата вечернего намаза выполняются так же, как и первые три ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный вечерний намаз. После второго суджуда третьего ракаата выполняются пункты 14 и 15 .

Порядок выполнения утреннего намаза

Два ракаата утреннего намаза выполняются так же, как и первые два ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный утренний намаз.

После второго суджуда второго ракаата выполните пункты 14 и 15 . Также после произнесения «Раббана лякаль-хамд» , выпрямившись после поясного поклона (в и‘тидале) второго ракаата, рекомендуется прочитать дуа «Кунут».

"Передано имамами ан-Навави и Ибн Хиббаном, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел некий человек и попросил: «О, Посланник Аллаха! Воистину, я не могу обучиться чтению Корана. Научи меня тому, что заменит чтение Корана». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Скажи: субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар, валя хавля валя куввата илля билляhиль-‘алиййиль-‘азым»."
"В другом изречении Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если можешь читать Коран, то читай его. Если же нет, то читай: аль-хамду лилляh, ля иляhа илляллаh, Аллаhу акбар»".

"При чтении «Салавата» в «Ташаhhуде» обязательных намазов слово «саллим» не произносится. «Ташаhhуд» читается без этого слова."

"Произнеся «Салям» и поворачивая голову вправо, желательно мысленно приветствовать всех верующих (людей, ангелов и джиннов), находящихся по правую сторону от вас. Затем точно так же поворачиваете голову влево и произносите «Салям», при этом мысленно делаете намерение приветствовать всех верующих, находящихся по левую сторону от вас."

Похожие публикации