Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Средства связи между частями сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП. Бессоюзное сложное предложение

I. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы. Это подчинительные союзы, союзные слова и соотносительные слова (указательные слова, корреляты).

Подчинительные союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части, не являются её членами, а служат только для связи придаточной части и главной: Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил «На дне» (Фед.). Подчинительные союзы делятся на семантические и синтаксические. Семантические союзы (однозначные) точно указывают на тот или иной вид отношений (хотя, ибо, так как, так что ). Синтаксические (многозначные) союзы не указывают однозначно на определенный вид отношений, они выражают только зависимость одной части от другой (что, чтобы, как и др.). Они могут употребляться в различных по значению сложноподчиненных предложениях: Мы знали, что он вернется. Мы так просили его, чтобы он вернулся. Мне стыдно, что он вернулся. В 1-ом предложении выражаются объектные отношения, во 2-м - степени и следствия, в 3-м – причинные. По составу подчинительные союзы бывают простые (если, что, хотя, как ) и составные (потому что, после того как, для того чтобы) .

Кроме союзов в сложноподчиненном предложении могут быть союзные слова .

Союзные слова – это относительные местоимения и наречия, которые служат для присоединения придаточной части к главной, т.к. это части речи, то они являются членами предложения в придаточной части и обеспечивают более тесную связь частей, чем союзы. Среди союзных слов (кто, что, как, который, какой, чей, куда, где, откуда, когда, почему, отчего, зачем, сколько, настолько ) есть омонимичные союзам, их немного – что, как, когда ; но их нужно отличать от соответствующих союзов.

1. Союзные слова что, как отличаются от союзов тем, что на них падает логическое ударение. К ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

2. Их нельзя изъять из предложения без нарушения его смысла;

3. Их можно заменить синонимичным союзным словом.

4. При разграничении союзного слова когда и союза когда следует опираться на значение придаточных частей, которые они присоединяют: придаточные части времени, условия, уступки присоединяются союзом когда , а придаточные определительные и изъяснительные, как правило, союзным словом когда : Онвошел в хутор, когда дележ семенного хлеба был в полном разгаре – придаточная часть имеет значение времени, поэтому когда – союз. Его можно заменить синонимичным союзом в то время как . Он спросил, когда будетсобрание . – Изъяснительное придаточное.



5. Следует обратить особенное внимание на синтаксическую функцию союзного слова который , т.к. чаще всего допускается здесь ошибка.

6. Оно может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, несогласованным определением.

7.Чтобы легче определить его функцию, нужно выяснить, какое слово оно заменяет, и подставить вместо союзного слова это слово: Дом, в котором я живу. Союзное слово в котором употребляется вместо слова дом – в доме я живу, в котором – обстоятельство места.

· Я вспомнил, чтó вчера произошло . (На слово чтó падает логическое ударение и к нему можно поставить смысловой вопрос (произошло что?). Это слово выполняет функцию подлежащего. Если его изъять, то смысл предложения изменится: Я вспомнил: вчера произошло. Что же произошло? Неизвестно.

· Я знаю, кáк можно решить эту задачу. (На слово кáк падает логическое ударение, к нему можно поставит смысловой вопрос как? каким образом? Это слово выполняет функцию обстоятельство образа действия. Устранение его изменяет смысл предложения. Союзное слово как можно заменить сочетанием каким образом .

· И наконец наступает тот час , когда сказказаносится на бумагу. – Час какой? – придаточное определительное, поэтому когда является союзным словом. Его нельзя устранить, т.к. иначе изменится смысл предложения.

Союзные слова могут быть разными членами придаточного предложения в зависимости от их формы и семантики.

Соотносительные слова (указательные слова, корреляты) – это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия (там, туда, тот, такой, оттуда, тогда, так, настолько, сколько и т.д.). Эти слова находятся в главной части и сложноподчиненного предложения и завершают её, но, не являясь полнозначными словами, не выражают самого смысла, а лишь сигнализируют о том, что этот смысл выражен в идущей далее придаточной части. Эти соотносительные слова как бы предвестники и посредники между придаточной частью и главной. При этом уже само наличие этого слова в главной части лишает главную часть независимости, заставляют ждать продолжения предложения: Но я делал то, что считал необходимым .

В СПП расчлененной структуры соотносительные слова перемещаются в придаточную часть и сливаются с подчинительным союзом, при этом возникают сложные союзы более тонких значений:

– соотносительное слово так сливается с союзом как или что , образуя сложные союзы так как, так что ;

– в союзах потому что, оттого что, для того чтобы окончательного слияния соотносительного слова с союзами что, чтобы не произошло, поэтому возможно параллельное употребление слов потому, оттого, для того то в качестве соотносительных слов в главной части, то в составе сложных союзов: Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору . Петербург становился еще более неприятным оттого , что в нем жила Нехаева .

– соотносительные слова могут употребляться как в главной части, так и сливаться с союзами, образуя сложные союзы: с тех пор как, в то время как, по мере того как: Разошлись по домам после того , как отряд остановился в центре города. После того как взошло солнце, я снова задремал.

– в уступительном союзе несмотря на то что указательное слово обычно сливается с союзом.

II. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями СПП могут служить и другие средства: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.

Порядок следования частей сложноподчиненного предложения разных типов неодинаков: он может быть строго определенным или свободным. У одних СП части могут быть переставлены и даже одна часть может вставляться в другую. Это предложение гибкой структуры : К вечеру он узнал, что Долинник арестован петлюровцами (Н.Ост.). Что Долинник арестован петлюровцами, он узнал к вечеру. Он узнал, что Долинник арестован петлюровцами, к вечеру.

В других СПП части или не могут быть переставлены, или одна часть не может быть вставлена в другую. Это предложения негибкой структуры : Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета (Пан.).

1. Если придаточная часть стоит после главной, то она распространяет главную при помощи указания на причину, условие, время, цель и др. обстоятельственные значения: Я нанялся к нему в подмастерья, так как жить было нечем.

2. Если придаточная часть стоит перед главной, то сообщение, заключенное в ней, предваряет сообщение, заключенное в главной части, влияет на него, как бы вызывает его. Главная часть в этом случае не имеет самостоятельного характера. Обе части оказываются взаимообусловленными, имеющими более сложные отношения: Иван Петрович остановился в гостинице, так как не хотел беспокоить своих знакомых (причинные). Так как Иван Петрович, не хотел беспокоить своих знакомых , он остановился в гостинице (придаточная часть – причинные, главная – следствия).

3. Если придаточная часть находится в интерпозиции, то есть в середине главной части, разрывая её, то эта часть по значению приближается к вставной конструкции: Мужчина (если он настоящий мужчина) не способен здраво рассчитывать в любви.

Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является дополнительным средством их связи.

Видо-временные формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.) глаголам главной части оторвался и улетел в форме прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).

Временные и модальные планы предикативных частей в СП находятся в определенном соотношении. Например, для выражения отношений одновременности в сложносочиненных предложениях с союзом и глагол-сказуемое в предикативных частях должен быть несовершенного вида : Блестело море все в ярком свете, и грозно волны о берег бились .

При выражении значения ирреального условия и следствия в СП глагол-сказуемое должен быть в форме сослагательного наклонения: Приехал бы ты раньше, и мы успели бы в театр. Если бы ты приехал раньше, то мы успели бы в театр.

Есть ряд ограничений в употреблении временных и модальных форм в придаточных частях. Так, в придаточных цели глагол-сказуемое может быть только в форме прошедшего времени или инфинитива, т.к. наличие в союзе чтобы частицы бы препятствует употреблению в этих придаточных частях глаголов в форме других времен.

В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда выступают некоторые особые лексические элементы . Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как что касается... то; дело в том, что.. . Глагол касаться и существительное дело в таких конструкциях теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы: Дело в том, что нет на свете ничего практичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).

Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова , к которому относится придаточная часть (контактные слова ). Так, существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова – изъяснительную: После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.); Грину хотелось порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.).

Роль интонации как средства конструирования сложноподчиненного предложения заключается в том, что она объединяет его части в единое целое. Из скольких бы частей ни состояло сложноподчиненное предложение, интонация конца свойственна только последней его части.

Таким образом, структура сложноподчиненного предложения определяется как синтаксическими средствами связи, так и отчасти лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.

Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной

Вопрос

Средство связи

Пример

Определительные

Какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Изъяснительные

Падежные

Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Обстоятельственные

Когда? Как долго?

Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

Следствия

Что из этого следует?

К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

При каком условии?

Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

Меры и степени

До какой степени?

Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

Присоединительные

что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

СПП с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  2. Части неравноправны, вторая:
  • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
  • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
  • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

  • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
  • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

СП с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

СПП – сложное предложение, которое состоит из двух частей, причем одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

Группы подчинительных союзов – см. таблицу.

Союзные слова, служащие средством связи главной и придаточной части, являются относительными местоимениями (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько ) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др. ). В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

При определении типа СПП учитывается как формальный критерий (в частности, средства связи частей), так и смысловой – смысловые отношения, которые существуют между главной и придаточной частями. В большинстве случаев от главной к придаточной части должна быть задан вопрос, который помогает выявить смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

Придаточная часть может относиться ко всей главной части в целом (например, СПП с придаточным уступки˸ Запланированная на выходные экскурсия была отменена, потому что ударили сильные морозы. ) или к определенному слову в ней (такие придаточные называются присловными) (например, СПП с придаточными определительными˸ Экскурсию, которая была запланирована на выходные, отменили ). Придаточная часть может занимать различные позиции по отношению к главной˸ располагаться за ней (т.е. находиться в постпозиции), перед ней (в препозиции) или быть внутри нее (в интерпозиции).

В качестве опорного слова в главной части могут выступать как неместоименные слова (существительные, глаголы и т.д.; пример см. выше ), так и местоименные слова – местоимения и местоименные наречия (в данном случае их называют соотносительными)˸ то, тот, все, там, туда, везде, нигде, где-то, такой, тогда, столько и др. (Особенно страшно было то, что над огнем в дыму летали голуби. В предвечерней тишине ясно слышишь все, о чем поет земля ). Местоименные слова в главном предложении обычно образуют соотносительные пары с союзными словами в придаточном предложении˸ тот - кто (который, чей), то - что, такой - какой, там - где (куда, откуда), туда - куда (где, откуда), оттуда - откуда (где, куда), тогда - когда, так - как, столько - сколько и т.д. Местоименные слова могут находиться в соотношении также с союзами в придаточном предложении (что, как, будто, словно, чтобы, ли и др. Жар такой, что на песке горят следы. Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную работу.

Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП." 2015, 2017-2018.

1. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это подчинительные союзы , относительные (союзные) слова, соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия). В зависимости от вида формальных показателей связи различаются сложноподчиненные предложения :

1) союзного типа,

2) относительного типа,

3) местоименно-соотносительного типа,

4) местоименно-союзного соотносительного типа.

Союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части и служат показателем её подчинённости главной:

Война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи (Фад.);

Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил «На дне» (Фед.).

Союзы, закрепленные за определенными видами придаточных, т. е. с четко выраженной семантикой, называются семантическими (так как, потому что - причинные; хотя, несмотря на то что - уступительные и др.). Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называются функциональными (что , как и др.).

Например, союз «как» может служить для присоединения придаточных частей с разным значением: изъяснительным, сравнительным, вpeменным, условным:

Он не слыхал, как nодымался жадный вал (П.);

Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? (П.);

Его пустынный уголок отдал внаймы, как вышел срок (П.);

А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут (П.).

Союз «как» (в сочетании с «то» в главной части) может оформлять придаточную часть и со значением причины, в настоящее время воспринимаемым, правда, как устаревшее:

Я привез его здрава и невредима - и как река еще не стала, а мостов уже нет - то я и отправил его ко Льву Сергеевичу (П.).

Некоторые составные союзы (так как, потому что) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть предложения и приобретает функцию соотносительного слова.

Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним, потому что он, наверное, в спорах волнуется до бешенст ва (М. Г.).

- Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним потому, что он, наверное, в спорах волнуется до бешенства.

Подчинительные союзы причинные, вpeмeнныe, условные могут включать в свой состав так называемые слова-скрепы, которые располагаются в начале главной части предложения. Это двойные союзы (когда... то, если... то, если... так, как... то и др.):


Если перевести на вес, то сушеные белые грибы окажутся во много раз дороже и мяса, и рыбы, и самых редких фруктов, и меда... (Сол.).

Слова-скрепы возможны лишь при препозиции придаточной части, они подчеркивают результативный характер второй части предложения. В сложных предложениях с сопоставительными отношениями используются парные союзы (чем... тем, если... то и др.):

Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.).

Парные союзы, омонимичные союзам со словами-скрепами, отличаются от них тем, что обе части их структурно необходимы, тогда как слова-скрепы могут легко опускаться. Ср.:

Если в Александровском округе климат морской, то в Тымовском он континентальный (Ч.)

и ... Если уж его лучший друг Володя не может уехать, то он, Толя Орлов, останется с ним (Фад.).

Сложноподчиненные предложения с союзной связью образуют союзный тип.

Относительные (союзные) слова - это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной (который, чей, какой, что; где, куда, откуда, как , когда и др.). Относительные слова располагаются в придаточной части предложения. В отличие от союзов они являются знаменательными словами и потому выполняют функцию одного из членов предложения. Ср., например, функции слов-омонимов:

Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Кор.).

- Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Ч.).

В первом предложении слово «что» выполняет функцию союза, так как оно лишено знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения. Во втором предложении «что» является относительным (союзным) словом, так как оно не теряет синтаксической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточной части предложения. Еще пример:

Не сразу я сообразил, что мой сосед тоже стрелял (с. Бар.).

- Что будет в темноте, я не представлял (С. Бар.).

Относительные слова, имеющие в качестве омонимов союзы (что, как ), обычно сопровождаются логическим выделением (см. те же примеры). Сложноподчиненные предложения с относительными словами в придаточной части составляют относительный тип.

Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложноподчиненного предложения и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Местоименные слова обычно выступают в соотношении с союзными словами в придаточной части и составляют с ними соотносительные пары. Например: тот - кто, тот - который, тот - чей, там - где, там - куда, тогда - когда и т. д.

И все же я всегда завидовал тем, которые вставали по горну (С. Бар.);

Бабушка не поняла того, что он сказал (Фад.);

Все, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан (Баб.);

Ведет дорога длинная туда, где быть должна Муравия, старинная муравская страна (Твард.).

Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову в главной и при помощи союза:

Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые человеческие руки (Шол.);

Он удивлялся сестре: она не казалась настолько красивой, чтоб возбудить такую любовь в юноше (М. Г.).

Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, либо не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов. Ср.:

Я люблю и привык видеть тебя такой свято чистой, что даже пятно грязи на твоем платье бросает черную тень на мою душу (М. Г.) и

...Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку (Сим.).

В первом предложении соотносительное слово «такой» конструктивно необходимо, без него невозможна следующая придаточная часть (с данной структурой и данной семантикой); во втором - местоимение «то» легко опускается без ущерба для общего смысла предложения, причём основной структурный признак предложения - присловность - также сохраняется. Такое конструктивно необязательное местоимение становится обязательным, если включается в ряд однородных членов при перечислении:

«Может быть, это и моя последняя весна,- подумал Лермонтов, но тотчас начал торопливо думать о другом - о Щербатовой, о том , что уже починили, должно быть, паром и через несколько часов он расстанется с ней (Пауст.).

Конструктивная необязательность соотносительных слов в некоторых случаях подчеркивается возможностью слияния их с союзом придаточной части. Ср.:

Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь для того, чтобы все знали о её счастье (Пауст.).

- Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, для того чтобы все знали о её счастье.

Таким образом, сложноподчиненные предложения с соотносительными словами в главной части образуют две структурные разновидности: местоименно-соотносительный тип (при наличии соотношения местоименных слов в главной и придаточной частях) и местоименно-союзный соотносительный тип (при соотношении местоименного слова в главной части и союза - в придаточной).

2. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями сложноподчиненного предложения могут служить и другие структурные средства, выступающие обычно в качестве сопутствующих основному: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.

Порядок следования частей сложноподчиненных предложений разных типов неодинаков: он может быть строго определённым или свободным. Это зависит от структурно-семантической природы предложения в целом. Например, некоторые структурно-семантические типы сложноподчиненных предложений имеют строго закрепленный порядок следования частей. Так, придаточная часть всегда следует за главной в местоименно-союзных соотносительных предложениях. Другие - союзный, относительный, местоименно-соотносительный - более свободны в отношении порядка расположения частей. Определенность порядка частей объясняется разными причинами, как структурными, так и семантическими, а чаще совмещением и того и другого.

Например, некоторые подчинительные союзы способны присоединять придаточную часть, только следующую за главной. Так, придаточные с союзами ибо, благо, потому что, так что располагаются только после главной части:

Гм... этого холода я не ощущаю, ибо мне ясно мое место в великом механизме жизни (М. Г.);

Я не чувствовал себя среди них лишним, благо о моем возрасте u даже имени никто не спрашивал (С. Бар.).

Придаточные с другими союзами, например условными, временными, занимающие обычно свободное положение по отношению к главной части, теряют эту свободу, как только осложняются словами-скрепами. В таком случае обязательна препозиция придаточной части:

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего (Пауст.).

Некоторые типы придаточных, например присоединительные, закрепляются в положении после главной части, что объясняется их функцией добавочного сообщения. Расположение перед главной частью, крайне редкое, воспринимается как инверсия.

Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является синтаксическим средством их связи. Видо-временныe формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении

Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.)

глаголам главной части «оторвался» и «улетел» прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).

Особенно ярко выступает конструктивная роль глагольных форм в тех особых случаях, когда между частями сложного предложения имеются отношения взаимного подчинения:

Не прошло и десяти минут, как Сергей сидел в самолете (Баб.);

Стоило повернуть голову, как nричудливое ощущение исчезло бы без следа (Грин).

В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда (в довольно ограниченных случаях) выступают некоторые особые лексические элементы. Их чисто синтаксическое назначение приводит к лексической опустошенности. Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как «что касается... то»; «дело в том, что...». Глагол «касаться» и существительное «дело» в таких конструкциях явно теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы:

Что же касается до метафизических брожений чувства и ума, то ведь это, знаете, дело вкуса (М. Г.);

Дело в том, что нет на свете ничего nрактичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).

Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть. Так, имена существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова - изъяснительную:

Вскочив с постели, он начал одеваться с быстротой, которая смущала и смешила его (М. Г.);

После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.);

Неизвестно, кто будет страдающей стороной (М. Г.);

Ты рада, что ты дома? (Ч.);

Но только жалко, что вы так поздно дали мне этот чудесный урок (Пауст.).

Если в некоторых случаях имена существительные и присоединяют изъяснительную часть, то это существительные определённой семантической группы, а именно: со значением речи, мысли, сообщения, т. е. значением, свойственным глагольным словам. Придаточные при таких существительных осложняются определительным оттенком значения:

Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне (Л. Т.);

Грину хотелось порадовать старика, уже nримирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.).

Таким образом, совмещение «глагольной» семантики и формы имени существительного дало и совмещение функций придаточного.

Роль интонации как средства конструирования сложноподчиненного предложения заключается в том, что она объединяет его части в единое целое. Из скольких бы частей ни состояло сложноподчиненное предложение, интонация конца свойственна только последней его части.

Таким образом, структура сложноподчиненного предложения определяется как синтаксическими средствами связи, так и отчасти лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.

Цель:

  • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
  • определять средства связи придаточного с главным;
  • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Задачи:

  1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
  2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
  3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
  4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
  5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
  6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
  7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Оборудование:

  • презентация, карточки с текстом для анализа;
  • карточки с лингвистическим текстом;
  • оценочная карта для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

II. Мотивационный этап.

1) Письменный опрос.

На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

  1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
  2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
    И трещит, и пытает костер.
  3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
  4. Деревья быстро пожелтели.
  5. Покраснела рябина, посинела вода.

1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

  1. СПП, интонация, союз.
  2. ССП, интонация, союз.
  3. ССП, интонация, союз.
  4. БСП, интонация.

2) Фронтальный опрос.

В каком разделе языкознания изучается предложение?

На какие группы делятся все предложения?

В чем отличие простого предложения от сложного?

Какие виды предложений вы знаете?

В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

Какие средства связи между частями предложения?

Какой вид предложений мы уже изучили?

3) Целеполагание.

Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

III. Операционно-познавательный этап.

1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

Что обозначает главное предложение?

Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Чем интересны следующие предложения?

(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)

Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

Работать будем в группах.

Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

  1. […глагол], (что…).
  2. (Когда…), […].
  3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

  1. Без ошибок – «5».
  2. 1, 2 ошибки – «4».
  3. 3, 4 ошибки – «3».

V. Домашнее задание.

Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

Литература:

  1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
  2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
  3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

Похожие публикации