Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Сигналы бедствия: Способы подачи сигнала о помощи. Международные сигналы бедствия Международные сигналы бедствия

Знаки международной аварийной сигнализации

(используются для подачи сигналов с земли воздушным судам)

Кодовая таблица. Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуман cпособ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица . Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

"Нужен врач"

"Нужны медикаменты" .

"Неспособны двигаться"

"Нужны пища и вода"

"Требуются оружие и боеприпасы"

"Требуются карта и компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь в этом направлении"

"Попытаемся взлететь"

"Судно серьезно повреждено"

"Здесь можно безопасно совершить посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или отрицательно"

"Да или положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли всех людей"

"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

1. Прошу взять на борт. 2. Требуется техническая помощь. 3. Здесь удобно произвести посадку. 4. Всё в порядке. 5. Вас понял, выполняю. 6. Располагаю радиостанцией. 7. Здесь приземляться опасно. 8. Не могу двигаться, необходима

медицинская помощь. 9. Готов принять вымпел, письменное

сообщение. 10. Да. 11. Нет.

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации. Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС. С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе: 1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека. 2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани. 3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы. 4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани. 5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани. 6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств. Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным. Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала -минута отдыха - и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах, выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор

ФИО: Мистрюкова Алёна Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп

Должность: Преподаватель -организатор ОБЖ

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Урок № 15

Тема: Сигналы бедствия

УМК: учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа. 2014

Цель: Познакомить учащихся с международными сигналами бедствия

Цели урока:

Образовательные :

Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия

Порядок и правила поведения в условиях автономного существования

Развивающие:

Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование мотивации изучения ОБЖ;
Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Предметные результаты

Ученики научатся:

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

Ученики получат возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Р аботать в паре, логически излагать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые технологии: технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием «толстых и тонких вопросов», метод «зигзага», прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), групповая работа.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Время

1.Организационный момент

приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения;

Организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Прежде чем приступить к уроку я предлагаю вам дать себе установку: «Я нахожусь на уроке ОБЖ, готов к восприятию, изучению, пониманию учебного материала, а все остальное я смогу сделать позже!»

Включаются в деловой ритм урока.

2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

А теперь давайте попробуем все вместе понять чем же мы будем с вами заниматься на уроке?

Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! НО ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ЭТОТ ОСТРОВ НЕОБИТАЕМ, А У ВАС С СОБОЙ НЕТ СОРЕДСТВ СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ. Вдруг вы увидели в небе над островом самолет.

Давайте попробуем выяснить вместе с вами, что поможет нам привлечь внимание летчиков (пассажиров самолета) к себе?

Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д)

отвечают на вопросы, делают выводы

Ученики воспроизводят имеющиеся знания; делают вывод, что знаний по данной теме недостаточно.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы .

Тема: Сигналы бедствия

Цель: умение подавать сигналы бедствия

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4.Открытие нового знания.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО!

Кто вспомнит чем мы можем подать сигналы
Костер, дым, башни рации, телефоны и т.д.

Таким образом - можно воспользоваться сигнальным костром.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения.
Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного.
И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - виден издалека.

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м.

Как правильно сложить сигнальный костёр? Основа любого сигнального костра - самый обыкновенный костёр «колодец». Но следует учесть,что ваш костёр должен иметь достаточно большой размер: не менее одного квадратного метра. В основании «колодца» разумнее положить толстые брёвна. Между брёвнами лучше всего сложить «шалаш»: он обеспечит высокую температуру пламени для разгорания «колодца».


А как поступить, если Вы находитесь в лесу?

Дым от костра – тоже хорошее средство для подачи сигнала. В пасмурную погоду хорошо заметен темный дым, который получается, если добавить в костер куски резины, покрышек, пластик, зеленые листья, ельник. А светлый дым хорошо различим в ясную погоду – для его получения нужно добавить мокрый мох, траву, ветки в разгоревшийся уже костер.

Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире. Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки).

Итак, давайте приступим. Попробуем прохлопать сигнал (слайд … --- …). - (2-3 раза). Как видим – ничего сложного он не представляет.

СИГНАЛ S0S МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ЛЮБЫМИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ Длина символа должна быть не менее 6м, ширина – не менее 0,5м.

Помимо сигнала бедствия SOS существуют еще и сигналы бедствия передаваемые жестами их 12 .

А также международные символы бедствия.

5.Первичное осмысление и закрепление знаний

Конечно для проверки как в ы усвоили новую тему предлагаю решить ситуационные задачи. печатный вариант выдается каждому учащемуся.

Выполняют задание в группе.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

7.Рефлексия

Ученикам предлагается подвести итог урока. Организует самооценку учебной деятельности.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Сегодня на уроке я узнал?

мне было трудно?

Наш урок подходит к концу. я думаю, что с поставленной целью мы с вами справились. ну и конечно главным итогом нашего с вами урока являются не оценки которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Размышляют, отвечают, слушают.

Групповая работа

Вариант № 1.

А) Б) В)

Г) Д)

А) Б) В) Г)

А)Нужны продукты и вода

Б) Идем в этом направлении

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Нужны медикоменты

Д) Не понял

Вариант № 2.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач

Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения

В) Вас не понял, повторите сигнал

Г) Требуется оружие и боеприпасы

Д) Пытаемся взлететь

Вариант № 3.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма

Б) Требуются карта и компас

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Судно серьёзно повреждено

Д) Требуется карта и компас

1.Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач- Лежащая фигура человека лицом к верху

2.Нужны продукты и вода- Сидящая на корточках фигура человека

3.Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения- Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч

4.Идем в этом направлении- Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения

5.Здесь можно совершить посадку- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны

6.Здесь садиться нельзя, опасно -Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N - «нет».

7.Вас не понял, повторите сигнал.- Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и сложены крестообразно

8.Вас понял, выполняю- Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища

9.Требуются карта и компас- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища

10.Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны

11.Нужны медикаменты- Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед

12.Нужна радиостанция, питание к ней- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены

Международная кодовая таблица сигналов

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

Сигнал делается из разложенных на земле запасной одежды, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря - из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей. Сигнал можно выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею (при этом сам дерн можно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину). На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона , на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

Для общения с пилотами есть специальная система - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация .

  1. Прошу взять на борт.
  2. Требуется техническая помощь.
  3. Здесь удобно произвести посадку.
  4. Всё в порядке.
  5. Вас понял, выполняю.
  6. Располагаю радиостанцией.
  7. Здесь приземляться опасно.
  8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
  9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
  10. Нет.
Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS , или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала - минута отдыха - и снова три сигнала.

Международный сигнал бедствия, принятый в горах , выглядит иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.

Сигналы бедствия

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры - самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров - гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало - гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица .

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации .

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

    «Вас вижу» - вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

    «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» - полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

    «Идите в указанном направлении» - полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

    «Вас понял» - покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

    «Вас не понял» - полет «змейкой» или две красные ракеты.

    «Обозначьте направление посадки и место приземления» - пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

а - «Место, где прошли»;

б - «Повернуть налево»;

в - «Повернуть направо»;

г - «Осторожно, опасно!»

Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария" придуман еще один способ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. Размер одного сигнала должен быть не меньше трех метров, в противном случае его будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в другую сторону нет, чем больше сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего: из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасательных жилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать - снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву, внутренней, темной стороной вверх. На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак "работает" два раза в сутки - утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

Каждый знак кодовой таблицы имеет одно единственное, известное пилоту поискового самолета, значение. Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.

В аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного или двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если так можно выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру. Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно -надеть яркую, лучше оранжевую, а в пустыне белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими кусками ткани, ночью - факелом или фонариком. Пилот, заметив людей, обязательно сделает над ними круг или несколько раз качнет крыльями самолета.

После того, как самолет улетит, пострадавшим необходимо приготовиться к эвакуации - "реставрировать" прогоревшие сигнальные костры, паковать вещи, по возможности подготовить посадочную площадку для спасательного вертолета. Единственное, что они не должны делать, это менять свой образ жизни - покидать убежища, "добивать" на радостях НЗ продуктов, беспрерывно торчать на "улице", наблюдая за небом. Помощь может прибыть не слишком быстро. Спасательные операции нередко растягиваются на часы, а при неблагоприятной погоде на сутки и даже недели. То, что потерпевших бедствие обнаружили, лично для них ничего не меняет и не может служить поводом для ломки налаженного внутри лагеря аварийного быта. Они, так же, как и раньше, должны нести вахты, заготовлять дрова, собирать съедобные растения, ловить рыбу, охотиться и делать другую необходимую для поддержания жизни работу. Только делать это они должны еще лучше, чем раньше, чтобы, выдержав многодневное единоборство со стихией, не погибнуть за час до спасения. А такие случаи, увы, бывали.

Посадочная площадка для вертолета должна быть размером не менее 35х35 метров и располагаться горизонтально или с малым уклоном над склоном или на вершине купола, откуда возможен так называемый самолетный взлет, то есть с разбегом. Под склонами нередки нисходящие потоки, затрудняющие или делающие невозможной посадку. Поверхность площадки должна быть достаточно твердой. Снег надо утоптать так, чтобы при ходьбе не проваливались ноги. В зоне посадки не должно быть препятствий - деревьев, камней, вертикально торчащих предметов. Все легкие вещи, а также палатки необходимо закрепить с помощью колышков, вбитых в грунт, и камней. Пилоту вертолета желательно указать направление ветра при помощи самодельного флажка, сигнального патрона, дыма костра, куска ткани. Сигнальщик должен всегда становиться спиной к ветру. Подходить к севшему вертолету можно только по команде пилота или после полной остановки несущего и рулевого винтов и только спереди в пределах видимости пилота.

Для общения с пилотами вертолета существует специальная международная сигнализация жестами.

  • 1. "Здесь сигнальщик!" - руки вверх, ладони внутрь.
  • 2. "Да" или "Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!" - руки вверх, ладони внутрь, ноги вместе.
  • 3. "Нет" или "Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!" - левая рука вверх, ноги вместе.
  • 4. "Прямо" - руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги

на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад.

  • 5. "Назад" - руки поднимать вперед до уровня плеч. Ладони вперед.
  • 6. "Стоп! Двигатель остановить" - быстрота скрещивания рук

соответствует степени необходимости остановки.

7. "Все ясно!" (Знак "O"K!") - правая рука вперед в кулаке,

большой палец вверх.

  • 8. "Зависнуть!" - руки в стороны, ладони вниз.
  • 9. "Ниже" - покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз.
  • 10. "Выше" - покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх.
  • 11. "Посадка" - руки скрестить перед собой внизу.

Если потерпевшие по тем или иным причинам решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то место, где произошла авария, необходимо пометить с помощью описанных выше способов, а в направлении движения в обязательном порядке выложить хорошо различимый с воздуха знак из международной кодовой таблицы.

Одновременно на земле, на видном месте, из камней, куска льда, бревен сооружается далеко видимый тур-башенка. На его вершине закрепляются несколько полутора - двухметровых палок, к которым привязываются яркие лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром или рядом с ним, в защищенной от непогоды емкости - в бутылке с залитым стеарином свечи горлышком, тройном полиэтиленовом мешке, резиновом воздушном шарике и пр. - оставляется записка, в которой указываются: полные данные потерпевших аварию (фамилии, имена, домашние и рабочие адреса), кратко описывается авария, перечисляется имеющееся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Обязательно указывается год, число и время, когда оставлена записка. У основания тура из камней или толстых веток выкладывается несколько стрелок-указателей, направленных острием в сторону предполагаемого направления движения.

Все ненужные вещи оставляются возле тура на видном месте. Груз в дорогу, кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования, оружия, полиэтилена (с помощью которого можно прекрасно защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду), следует брать, исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута, но не забывая мудрое правило - надеясь на лучшее, готовься к самому худшему!

В ходе движения необходимо как можно чаще метить свой маршрут - обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения - от одной метки должна быть видна другая. В местах изменения направления движения следует ставить две - три "больших" метки - крупный затес на стволе дерева, тур, полосы яркого материала, закрепленные на ветках дерева, рядом с меткой выкладывать стрелку, указывающую направление движения. Раз в сутки необходимо оставлять в хорошо заметных местах, защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой важной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните, часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы.

Аварийная сигнализация дело не такое простое, как может показаться по прочтении этого раздела. Всегда остается вероятность, что поданный вами сигнал, кроме вас самих, никто не заметит. Особенно это характерно для случаев, когда потерпевших специально не ищут.

Надежда на помощь "большой земли" - штука хорошая, но всегда надо быть готовым к самоспасению - к выходу к ближайшему населенному пункту.

Похожие публикации