Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Погребальная молитва (джаназа-намаз). Погребальная молитва

Третья сунна – чтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).

Четвёртая – чтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение).

По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).

Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)

А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.

При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».

Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает.

Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.

Совершение джаназа-намаза (заупокойный намаз) относится к категории фард-кифайа (коллективная обязанность). Иначе говоря, если в ней примет участие часть мусульман или даже один человек, даже юноша мумайз выполнение такой обязанности снимается с остальных.

Основой обязательности его совершения служит хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh:

عن أبي هريرة رضي الله عنه : « أن رسول الله نعى النجاشي في اليوم الذي مات فيه، فخرج الى المصلى، فصفّ بهم، وكبر أربعا » رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Поистине, Пророк, мир ему и благословение, сделал соболезнование за Нажаши в день его смерти, встал на место намаза, выровнял ряды и произнес четыре такбира» .

И также хадис от Ибну Умара, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبي ﷺ قال: « صل ّ وا على صاحبكم » رواه البخاري

Смысл: «Совершите намаз за вашего товарища» .

Время совершения джаназа-намаза

Джаназа-намаз можно совершить в любое время суток. Не является нежелательным его совершать во время нежелательных для намаза промежутках времени.

Не является сунной откладывание джаназа-намаза для увеличения числа молящихся, кроме случаев, когда ждут вали, с условием, что усопший из-за этого не станет разлагаться.

Место

Разрешается совершить джаназа-намаз там, где дозволяется совершить намаз (обязательный или желательный). Желательно совершить в мечети, так как там собираются больше людей.

Основой этому хадис от Айши, да будет доволен ею Аллаh:

عن عائشة رضي الله عنها: « أن النبي صلى على سهيل بن بيضاء في المسجد» رواه مسلم والترمذي

«Поистине, Пророк совершил (джаназа-намаз) за Сухайл бин Байзаъа в мечети»

Если есть вероятность, что от этого мечеть испачкается, то тогда не разрешается совершать намаз там.

Если усопшего похоронили, не совершив джаназа-намаз, то тогда джаназа-намаз совершают над могилой, стоя рядом с ней.

Условия

Условия для джаназа-намаза те же, что и для обычных намазов (обязательных и желательных), такие как чистота, омовение, поворачивание в сторону Киблы и т.д.

Не является условием, чтобы джаназа-намаз совершался коллективно, достаточно и одним человеком. Если даже это будет юноша мумайз. Но является сунной, чтобы этот намаз совершался коллективно.

Не является достаточным совершение джаназа-намаза женщинами при присутствии мужчин или юноши мумайз, так как это является пренебрежением к усопшему. Если нет мужчин или юноши мумайз, то тогда обязанность переходит на женщин и будет достаточным, если они совершат этот намаз. Джаназа-намаз женщины совершают по отдельности, так как не является сунной для женщин совершать его коллективно. Имам Шафии сказал: «Если они совершат его коллективно, то в этом нет ничего предосудительного».

Является обязательным совершить джаназа-намаз до того, как усопшего похоронят, если же усопшего похоронят до совершения намаза, то все, кто обязан совершить джаназа-намаз, попадают в грех, и в таком случае намаз совершается над могилой (рядом) и могилу не раскапывают, чтобы совершить намаз. Но если они не совершили намаз по забывчивости или была какая-нибудь другая уважительная причина, то в том, что они его похоронили, не совершив намаз не будет греха.

Также условием является то, чтобы между усопшим и между совершающим джаназа-намаз не было больше трехсот локтей (примерно 150 метров), в том случае если усопший находится в одном городе или селе. Также нельзя, чтобы между ними была преграда, как стена и т.д., если даже на ней есть окно, т.е. если люди, например, совершат намаз в мечети, а усопший будет находится за стеной на улице, то такой намаз не засчитывается, только если там будет открытая дверь, то в этом случае намаз засчитывается.

Во время совершения джаназа-намаза является сунной встать в три ряда и больше.

В хадисе говорится:

عن مالك بن هبيرة رضي الله عنه: أن النبي ﷺ قال: « ما من مسلم يموت فيصلي عليه ثلاثة صفوف من المسلمين إلا أوجب » رواه أبو داود والترمذي والحاكم

«Нет усопшего, за упокой которого совершат намаз три ряда мусульман, кроме как попадет в Рай »

Также сунной является то, чтобы заупокойную молитву совершали как можно больше людей. Основой этому является хадис:

قال النبي ﷺ: « ما من مسلم يصلي عليه أمة من المسلمين، يبلغون مئة، كلهم يشفع فيه إلا شفعوا فيه» رواه مسلم

«Нет усопшего, за упокой которого помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, кроме как их молитва не останется непринятой» .

Во время совершения джаназа-намаза имам становится рядом с головой усопшего мужчины, таким образом, чтобы ноги были с правой стороны, и рядом с талией усопшей женщины, чтобы голова была с правой стороны, об этом пишет Бужайрами.

Условием является, чтобы усопший во время намаза находился впереди молящихся, также является условием, чтобы могила над которой совершается джаназа-намаз находилась впереди молящихся.

Также условием является то, чтобы усопший был омыт, намаз, совершенный до его омывания, не засчитывается.

Если собралось много усопших, то за всех можно совершить один джаназа-намаз.

Обязательные составные части

Намерение

Намерение обязательно делать сердцем во время произнесения такбират-уль ихрама (вступительного такбира): «Я намерился совершить обязательный джаназа-намаз за этого усопшего (или этих усопших, если их несколько)» . Является желательным произнести намерение вслух, чтобы было слышно самому себе. Упоминать в намерении что это «фард-уль кифая» не обязательно.

Является обязательным упомянуть в намерении, что он совершает намаз следуя за имамом, если он является таковым. Так же обязательны все остальные условия, которые обязательны в фард (обязательных) намазах.

Не обязательно упоминать усопшего по имени, достаточно сделать намерение, что он совершает обязательный намаз за усопшего, находящегося перед ним. Если маъмум сделает намерение совершить обязательный намаз за тех людей (усопших), за которых имам сделал намерение совершить намаз, то этого будет достаточно.

Обязательно имаму (или тому, кто совершает намаз индивидуально) упомянуть имя усопшего и имя его отца, если усопший находится не рядом, но маъмуму достаточно сделать намерение за тех людей, за которых имам совершает джаназа-намаз.

Если в намерении упомянули имя усопшего, а после оказалось наоборот, к примеру, назвали Ахмада, а оказалось, что он Мухаммад, то намаз не засчитывается.

Не обязательно также в намерении упоминать численность усопших, если их много, но если упомянули в намерении десять человек, а усопших оказалось одиннадцать, то тогда намаз не засчитывается, а если упомянули большее количество, а оказалось меньшее, к примеру, упомянули десять, а оказалось девять, то тогда намаз считается.

Если совершали джаназа-намаз за усопших находящихся не рядом, и во время намаза принесли одного из них, то для этого усопшего обязательно совершить джаназа-намаз повторно.

Стояние

Является обязательным стоять, если есть такая возможность. Если нет, то совершают намаз сидя, если и так невозможно, то тогда лежа на правом боку, если и так не получается – на левом, если и так не получается, тогда на спине, повернув ступни ног и лицо в сторону киблы, подложив под голову что-нибудь.

Четыре такбира

Так же обязательной основой является произношение четырех такбиров, с учетом вступительного такбира. Основой этому является вышеупомянутый хадис:

«Поистине, Пророк сделал соболезнование за Нажашия в день его смерти, встал на место намаза, выровнял ряды и произнес четыре такбира»

Если совершающий намаз не намеренно произнесет пятый такбир, то его намаз не нарушается. Если имам произнесет пятый такбир, то маъмуму разрешается дать салям и завершить намаз, но предпочтительнее подождать имама, чтобы вместе завершить намаз.

Является сунной при произнесении такбира поднимать руки и ставить руки ниже груди, как в остальных намазах.

Основой этому является то, что рассказал Абдуллах ибну Умар, да будет доволен ими Аллаh:

عن عبد الله بن عمر رضي الله عنهما: « أن عمر رضي الله عنه كان يرفع يديه على الجنازة في كل تكبيرة » هذا الأثر رواه البيهقي

Смысл: «Поистине Умар, да будет доволен им Алла h , поднимал руки во время джаназа-намаза в каждом такбире» . Подобное делали Ибну Умар и Хасан бин Али, да будет доволен ими Аллаh.

Является сунной имаму произносить такбиры громко, остальные – маъмум и тот, кто совершает намаз сам – произносят так, чтобы слышали они сами.

Если маъмум во время джаназа-намаза без уважительной причины отстанет от имама на один такбир, например, имам произнес третий такбир, а маъмум еще на первом, то его намаз нарушается. Но если имам произнес салям, а маъмум еще на третьем намаз не нарушается.

Уважительной причиной является, если маъмум не расслышал такбир имама, или же забыл или если маъмум читает медленно.

Масбук (опоздавший к началу джаназа-намаза) произносит такбир и читает «аль-Фатиху» и, если имам произнес такбир до того, как тот закончил чтение «аль-Фатихи», он следует за имамом, и «аль-Фатиха» будет считаться как прочитанная, и масбук после того, как имам произнесет салям, возмещает остальное. Например, человек присоединился к джаназа-намазу, а имам тем временем находится на втором такбире (читает салават), человек вступает в намаз, произнося такбир, и читает «аль-Фатиху». Затем, если имам до того, как тот дочитал «аль-Фатиху» произнес такбир (перешел на третий такбир и начал читать дуа), ты хоть и не дочитал «аль-Фатиху», следуешь за ним (произносишь второй такбир), и начинаешь читать салават, и так по порядку. Затем, после того, как имам произнес салам, ты просто продолжаешь, произносишь (четвертый) такбир, и читаешь дуа. То же самое, если ты пришел на третий такбир.

Чтение «аль-Фатихи»

В джаназа-намазе обязательно прочитать суру «аль-Фатиха». Предпочтительно прочитать суру «аль-Фатиха» после первого такбира, если прочитать после одного из четырех такбиров, то этого достаточно. Является сунной произносить «амин» после завершения чтения «аль-Фатихи». Не является сунной читать суры или аяты из Корана после «аль-Фатихи». Также не является сунной читать «дуа аль-Ифтитах».

Если есть опасность того, что задерживаясь на намазе, тело разлагается, то является обязательным ограничиться только на обязательных составных частях джаназа-намаза.

Чтение Салавата

Чтение салавата также является обязательной основой в джаназа-намазе. Условием является чтобы ее чтение было после второго такбира. Достаточный вариант: «Аллахумма Салли аля Мухаммад» . Не является обязательным произносить слово «Алихи», напротив является сунной.

الحمد لله رب العالمين

Транскрипция: «АлхамдулиЛляhи-р-Раббиль алямин»

Смысл: «Вся хвала Аллаху – Господу миров».

И в конце (по окончании чтения салавата) желательно сделать дуа за мусульман и мусульманок, например:

اللهم اغفر للمؤمنين والمؤمنات

Транскрипция: «Аллаhуммагъфир лиль муъминина валь муъминат»

Смысл: «О, Аллаh, прости грехи всех верующих мужчин и женщин»

اللهم صلى على سيدنا محمد وعلى آل سيدنا محمد كما صلّيت على سيدنا إبراهيم وعلى آل سيدنا إبراهيم وبارك على سيدنا محمد وعلى آل سيدنا محمد كما باركت على سيدنا إبراهيم وعلى أل سيدنا إبراهيم فى العالمين إنك حميد مجيد

Транскрипция: « Алла h умма салли г I аля Мухаммадин ва г I аля али Мух I аммад, кяма салляйта г I аля сайидина Ибра h има ва г I аля али сайидина Ибра h им, ва барик г I аля сайидина мух I аммадин ва г I аля али сайидина мух I аммад кяма баракта г I аля сайидина Ибра h има ва г I аля али сайидина Ибра h им, филь г I алямина иннакя Х I амидун Маджид»

Смысл: «О, Алла h ! Благослови Пророка Мухаммада и его семейство, так же, как ты благословил Пророка Ибрахима, мир ему и его семейству! О, Алла h ! Даруй благодати Пророку Мухаммаду и его семейству, как ты даровал ее Пророку Ибрахиму, мир ему и его семейству, во всех мирах. Воистину ты достойный похвалы, славный!»

Чтение дуа

Дуа для усопшего также является обязательной основой этого намаза, так как самой большой целью от джаназа-намаза является дуа для усопшего. Условием является чтобы дуа прочитали после третьего такбира. Недостаточно дуа, которое делается за всех мусульман и мусульманок.

Достаточный вариант:

اللهم اغفر له/ها/ وارحمه/ها/

Транскрипция: «Аллаhумма-гъфирляhу(hа) варх I амhу(hа)»

Смысл: «О Аллах, прости его и помилуй» .

Слова «ляhу», «анhу», «афиhи» оканчиваются слитным личным местоимением мужского рода единственного числа третьего лица «hу»/«hи», которое употребляется в тех случаях, когда речь идёт о мужчине.

Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «ha», например: «Аллаhумма-гъфирляhа ва-рхамhа» (О, Аллаh, прости ее и помилуй). Если же делается за несколько человек, то тогда в конце говорят «hум».

Является сунной побольше делать дуа, если нет опасности скорейшего разложения усопшего, и предпочтительным является говорить то, что в подобных случаях говорил Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует.

Сообщается, что Авф бин Малик, да будет доволен им Аллаh, сказал:

روى عوف بن مالك رضي الله عنه قال: «صلى رسول الله ﷺ على جنازة، فحفظت من دعائه وهو يقول: « اللهم اغفرله وارحمه، وعافه واعفه عنه، وأكرم نزله، ووسع مدخله، واغسله بالماء والثلج والبرد، ونقّه من الخطايا، كما نقّيت الثوب الأبيض من الدّنس، وأبدله داراً خيراً من داره، وأهلا خيرا من أهله، وزوجا خيرا من زوجه، وأدخله الجنة، وأعذه من عذاب القبر، ومن عذاب النار» قال: حتى تمنيت أن أكون أنا ذلك الميت لدعاء رسول الله ﷺ» رواه مسلم

Смысл: «(Однажды) Посланник Аллаhа совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаhу со словами мольбы за покойного, он сказал:

«Аллаhумма-гъфирляhу(ha), ва-рх I амhу(ha), ва гафиhи(ha), ваг I фу г I анhу(ha), ваакрим нузуляhу(ha), вавассиг I мадхаляhу(ha), ва-гъсильhу(ha) би-ль-маи, ва-с-сальджи ва-ль-барди, ванакъыhи(ha) мин-аль-хатайа кяма накъайта-с-са-вба-ль-абйада мина-д-данаси, ваабдильhу(ha) даран хайран мин дариhи(ha), ва аhлян хайран мин аhлиhи(ha), ва завджан хайран мин завджиhи(ha), ва адхильhу(ha)-ль-джанната ва аг I изhу(ha) мин г I азаби-ль-къабри ва г I азаби-н-нар» - и я даже сам захотел оказаться на месте покойного».

Смысл дуа: «О Алла h , прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай место его входа просторным, и омой его водой, снегом и льдом, и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня»

Также, передается от Абу Хурайры:

روى أبو هريرة رضي الله عنه قال: « صلى رسول الله على جنازة، فقال : « اللهم اغفر لحينا وميتنا، وشاهدنا وغائبنا، وصغيرنا وكبيرنا، وذكرنا وأنثانا، اللهم من أحييته منّا فأحيه على الإسلام، ومن أمتّه منا فتوفّه على الإيمان» رواه الترمذي والنسائي وابن ماجه واحمد والبيهقي

Смысл хадиса: «Пророк совершил заупокойный намаз и сказал:

«Аллаhумма-гъфир ли хайина, ва майитина, ва ша h иди-на, ва гъаибина, ва сагъырина, ва кабирина, ва закарина ва унсана! Аллаhумма, ман ахйайтаhу минна, фа ахйи-hи г I аляль-ислям, ва ман аматтаhу минна, фа таваффа-hу ‘аля-ль-имани»

Смысл дуа: «О, Алла h , прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и большим, мужчинам и женщинам! О, Алла h , сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере!»

А если усопший ребенок, то тогда читают второе дуа и добавляют к нему:

اللهم اجعله فرطا لأبويه وسلفًا وذخرا وعظة واعتبارا وشفيعا وثقّل به موازينهما وافرغ الصبر على القلوبهما ولا تفتنهما بعدهم

Транскрипция : «Аллаhумма, - дж г I альhу фарат I ан лиабавайhи васаляфан вазухран ва г I изатан ваг I тибаран ва шафиг I ан васаккыль би-hи мавазина-hума, ваафригъи — с- сабра г I аля къулюбиhима, валя тафтин h ума баг I да h ум ».

Смысл: «О, Алла h ! Пусть этот ребенок станет для его родителей тем, кто опередит их с целью для приготовления им пристанища в раю, сделай его кладезем для них, увещеванием, поучительным уроком и заступником, сделай чаши их весов тяжелыми благодаря их терпению, одари их сердца выдержкой и огради их после его смерти от заблуждений, ослушаний и бедствий»

Салям

Салям произносится после четвертого такбира.

Является сунной после четвертого такбира и до саляма прочитать такое дуа:

اللهم لا تحرمنا أجره، ولا تفتنّا بعده

«Аллаhумма ля тах I римна ажраhу, ва ля тафтинна баг I да h у (ha)»

Является сунной имаму произнести салям громко. Остальные – маъмум и тот, кто совершает намаз сам — произносят про себя так чтоб было слышно самим себе.

Хвала Алла h у – господу миров .

Ребенок не достигший половой зрелости, но способный различать хорошее от плохого, примерно 7 летнего возраста
Правитель Эфиопии
Бухари 420/1, Муслим 21/7
Бухари 800/2
Имеется ввиду суннат-мутлак намазы
Самый близкий наследник усопшего
Муслим 39/7, Тирмизи 121/4
Абу Дауд 180/2, Тирмизи 113/4, Хаким 362/1
Муслим 17/7
Обязательно и достаточно сказать что фард (обязательное)
Следующий за имамом
Вне города и села
Произнесение «Аллаху Акбар»
Байхаки 44/4
Совершающий намаз за имамом
Ваджахту
Слова восхваления
Муслим 30/9
Тирмизи 105/4, Насаи 61/4, ИбнуМажах 480/1, Ахмад 368/2
Абу Дауд 188/2
Статья составлена по материалам книг: «Тухфат-уль Мухтадж» 144-156/3, «Мугн-иль Мухтадж» 344-360/1, «Ианату-т-Талибин» 141-157/2, «Муътамад» 617-623/1, «Танвируль кулюб» с. 223 «Фатхуль муин» с. 221-225

Аллах сделал смерть истиной, и об этом многократно говорится в аятах священного Корана.

- «И, воистину, наступила смерть и это - истина, как бы ты ни стремился ее избежать» (Сура «Каф», Аят 19).

- «Каждая душа познает вкус смерти. В Судный День сполна воздастся вам: кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, - тот познает вкус успеха. А жизнь в этом мире - обманчивое наслаждение» (Сура «Аль ‘Имран», Аят 185).

- «Скажи: «Смерть, от которой вы бежите, настигнет вас. И, воистину, на Том Свете вы будете отвечать за ваши деяния» (Сура «Аль-Джуму‘а», Аят 8).

- «Когда душа, выходя из тела, подступит к горлу, кто тогда сможет спасти его, и кто сможет жизнь сохранить ему?! Но человек бессилен что-либо сделать. Смерть - истина, и каждый будет отвечать за свои поступки в День Суда» (Сура «Аль-Кыйяма», Аяты 26-30).

И это лишь малая часть из упоминаний о смерти в священном Коране. Во времена Пророка (салляЛлаhу алейhи васаллям) праведные мусульмане ни на миг не забывали разрушительницу удовольствий, как ее назвал Любимец Аллаhа (салляЛлаhу алейhи васаллям). Каждый миг был для них дорог, потому что помнили - в каком состоянии человек умрет, в таком состоянии и будет воскрешен. Рассказывают, что праведные в те времени, боясь даже на несколько секунд остаться без омовения, делали «таямум» сразу после того, как он был испорчен. Они боялись, что умрут до того, как доберутся до воды и будут воскрешены без омовения в мире вечном. Так давайте же будем благоразумными и не забудем ни на миг, что все мы от Аллаhа, и к Нему наше возвращение.

В этой статье будет раскрыта тема об одной из важнейших коллективных обязанностей (фард аль-кифая) - намаз по умершему (Джаназа-намаз).

Условия относительно покойного

  1. Покойный в момент смерти должен быть мусульманином. Это является обязательным условием, потому что за немусульман Аллаh не принимает заступничества, а ведь Джаназа-намаз - это и есть заступничество.
  2. Умершего необходимо омыть надлежащим образом, так как без этого намаз не получается. Есть исключение в том случае, если усопший уже был похоронен. Но если землю еще не засыпали, то покойного необходимо из могилы извлечь и омыть, а лишь после совершить намаз.
  3. Нахождение покойного должно быть перед теми, кто совершает за него намаз.
  4. Большая часть тела или половина тела вместе с головой должны находится перед молящимися.
  5. Покойный должен находиться в лежачем положении на земле.

Порядок выполнения Джаназа-намаза

    1. Имам должен стоять напротив груди покойного, независимо будь это мужчина или женщина.
    2. Всем надо стоять лицом к Каабе.
    3. Делаем намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный (фард) намаз-джаназа за этого умершего мусульманина ради Аллаhа». Намерение можно читать как про себя, так и в мыслях. Если мы знаем покойного, то желательно произнести его имя и имя отца.
    4. Произносим «Аллаhу акбар», подняв обе руки к голове, и опустив их на нижнюю часть груди, как в обычном намазе;
    5. В первом такбире читаем суру «Аль-Фатиха»;
    6. Во втором - читаем «Салават Пророку (салляЛлаhу алейhи васаллям):

«Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммадин васаллим»;

    1. В третьем - делаем дуа по усопшему:

- «Аллаhуммагфир ляhу вархамhу» - если покойный мужчина;

- «Аллаhуммагфир ляhа вархамhа» - если женщина;

- «Аллаhуммагфир ляhум вархамhум» - если усопших множество.

Перевод: «О Аллах! Прости его (ее, их) и смилуйся над ним (ней, ними)».

    1. В четвертом - дуа по молящимся;

«Аллаhумма ла тафтинна баъдаhу

вала тахримна ажраhу

вагфирлана валаhу (ha - если женщина, hум - если множество)»

Перевод: «О Аллаh избавь нас от бед после него (покойного), и не лиши нас вознаграждения. Прости нас и его (ее, их)».

  1. В завершении читаем Таслим (поворачиваем голову направо и налево, каждый раз произнося «Ассаляму ‘алейкум ва рахматуЛлаh - Мир вам и милость Аллаhа/»).

На этом Заупокойная молитва завершена.

Это самый простой и укороченный вариант выполнения молитвы по усопшему. Есть и другие версии, вы можете их найти в других статьях.

Совершение джаназа-намаза по покойному, подобно мытью и заворачиванию его в кафан, является фардом-кифая (коллективной обязанностью).

У джаназа-намаза есть рукны (фарзы) – это стояние и четыре такбира (слова «Аллаху акбар!»), которые становятся на место ракаатов обычного намаза, имеющего поясные и земные поклоны. А также существуют шесть шартов (условий) для того, чтобы заупокойный намаз был действительным.

Первое Ислам мёртвого , то есть чтобы умерший в момент смерти был мусульманином, так как этот намаз является шафаатом (заступничеством), а за немусульман заступничество не принимается.

Второе тахарат (чистота) тела и места умершего , то есть намаз не получается, если покойный не был омыт или если на нём была наджаса. Соблюдение этого условия необходимо в том случае, если есть возможность для его выполнения, – если же такой возможности нет, как, например, в случае, когда похоронили без купания и извлечь тело не получается, кроме как раскапыванием могилы, то купание отпадает, а намаз-джаназа совершается над могилой. В противоположность тому, когда над мёртвым землю ещё не насыпали, то в этом случае его необходимо извлечь из могилы и помыть, и только после этого совершить намаз. Если же по незнанию совершили джаназа-намаз без купания и после этого похоронили – то необходимо вернуться к могиле и заново совершить намаз, так как первый был испорчен.

Третье нахождение покойного перед совершающими намаз за него .

Четвёртое присутствие мёртвого или большей части его тела, или половины тела вместе с головой . Пятое чтобы молящиеся не были сидящими или верхом на животном без причины . Шестое чтобы мёртвый лежал на земле, так как если он будет лежать на животном (на транспорте) или его будут держать люди – то намаз не получается .

Сунн джаназа-намаза – четыре . Первая стояние имама напротив груди умершего, будь он мужчиной или женщиной, потому что это место сердца и света имана .

Вторая сунна чтение после первого такбира дуа истифтах (открывающая мольба), то есть «Субханака ллахумма уа бихамдика уа табаракасмука, уа тааляа джаддука, уа джалля санаука, уа ля иляха гъайрука» («О досточтимый и славный Аллах! Да будет благословенно имя Твоё, да будет высоким величие Твоё. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы.

Третья сунна чтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе : «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).

Четвёртая чтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение) . По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).

Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)

А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.

При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».

Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает. Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.

Если усопшего похоронили без совершения джаназа-намаза, то намаз совершают над его могилой, даже если умершего не помыли. Если умерших несколько, то лучше совершать джаназа-намаз за каждого по отдельности. Но если всё же решили совершить один намаз за всех одновременно, то их располагают одним рядом в сторону Киблы таким образом, чтобы грудь каждого умершего была напротив груди имама. При этом нельзя забывать о порядке очерёдности. Это означает, что ближе всех к имаму будут мужчины, после них – подростки-мальчики, после – гермафродиты, а после них – женщины, за которыми следуют подростки-девочки. Хоронить их также желательно по отдельности, но если такой возможности нет, то кладут их в могилу уже в обратной последовательности, то есть самыми близкими к Кибле будут мужчины, за ними – подростки-мальчики и так далее.

Тому, кто отсутствовал при вступительном такбире имама, не следует торопиться вступать в намаз. Он должен дождаться следующего такбира и последовать за имамом сразу же после произнесения им его, выполняя с имамом те ракааты, которые он совершает. А после выхода имама из намаза он восполняет те ракааты, которые пропустил. Но следует учесть, что он должен успеть завершить намаз до поднятия с земли усопшего, так как если его поднимут – то намаз нарушится. Тому же, кто присутствовал при вступительном такбире имама, не нужно ждать следующего такбира. Он произносит такбир и выходит из намаза вместе с имамом. Если опоздавший вступил за имамом только после четвёртого такбира перед «саламом», то, по мнению имама Мухаммада, его намаз будет также действительным, и в этом – фатва (указ, постановление муфтия).

Нежелательно заносить покойного внутрь мечети и совершать джаназа-намаз. И нежелательно, чтобы покойный был снаружи мечети, а часть людей, совершающих над ним джаназа-намаз, внутри неё. Также нежелательным является совершение джаназа-намаза на улице, так как это мешает прохожим, и на чужой земле без разрешения хозяина.

Если умер ребёнок, у которого при рождении были признаки жизни, то ему дают имя, купают, заворачивают в кафан и совершают по нему джаназа-намаз. Если же признаков жизни замечено не было, то есть ребёнок родился мёртвым, то его купают, оборачивают материалом и хоронят, и джаназа-намаз за него не читают.

Джаназа-намаз не читается немусульманину и убийце своих родителей, но убившего самого себя моют и совершают по нему намаз.

(Хашияту Ибну Абидин, Марокиль Фалях)

Выполнение погребальной молитвы (намаз-джаназа) за упокой умершего мусульманина является коллективной обязанностью, то есть хотя бы один человек в данном населенном пункте обязательно должен выполнить ее. И в таком случае все остальные освобождаются от этой обязанности и никто не впадает в грех. Если никто из джамаата не совершил его, то весь джамаат этого населенного пункта впадает в грех. Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего. Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется не принятой» . Он также говорил, что «…заступничество будет принято, если примут участие в заупокойном намазе сорок человек». «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай» .

Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т.п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.

Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.

Прежде чем совершить погребальный намаз за умершего, он предварительно должен быть омыт и желательно, чтобы был завернут в саван. Так же как и при обязательных намазах, молящиеся должны быть в состоянии омовения. Погребальный намаз можно совершить и в одиночку, и вместе с коллективом, но лучше совершить коллективно, ибо это является Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Если умерший еще не погребен, то заупокойный намаз за него можно совершить только около его тела. Если до вашего прибытия умерший уже погребен, то за упокой можно молиться и стоя у могилы так, чтобы могила находилась перед молящимся, то есть в стороне Киблы. Однако во время намаза по умершему, не делается ни поясной поклон, ни земной поклон, его совершают стоя за телом умершего. Рекомендуется, чтобы умерший лежал перед имамом. Для совершения погребального намаза тело мужчины укладывается головой к востоку, а тело женщины – головой к западу. При совершении намаза по умершему мужчине имам становится у головы умершего, при намазе за упокой женщины – около ее бедра. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее сорока человек, и им по возможности желательно стать в три ряда за имамом.

Порядок выполнения погребального намаза

1. Встаньте лицом к Каабе ;

2. Во время произнесения вступительного «Аллаhу акбар» сделайте намерение : «Я намереваюсь совершить обязательный намаз-джаназа (погребальный намаз) за этого умершего мусульманина ради Аллаhа» . Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца. Совершая погребальный намаз за имамом можно сделать намерение и так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. Опустив руки и сложив их на нижней части груди как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха» . Затем произнесите «Аллаhу акбар» , подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават» : «Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммад» .

Однако лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибраhимийя».

А затем скажите «Аллаhу акбар» , как и ранее подняв руки.

5. Опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите дуа умершему мусульманину:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

«Аллаhумма-гфир ляhу вархамhу».

Если умершей была женщина:

«Аллаhумма-гфир ляhа вархамhа» .

А если намаз совершают за многих умерших, то говорите:

«Аллаhумма-гфир ляhум вархамhум» .

То есть в зависимости от рода и числа меняется только окончание. Смысл этой молитвы следующий: «О Аллах! Прости его (ее, их) и смилуйся над ним (ней, ними)» .

Однако вместо вышеприведенного дуа можно прочитать и эту более длинную молитву, ибо желательно упомянуть в своей молитве и других мусульман:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنا وَمَيِّتِنا وَشاهِدِنا وَغائِبِنا وَصَغيرِنا وَ كَبيرِنا وَذَكَرِنا وَأُنْثانا. اَللّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَه مِنّا فَأَحْيِه عَلَى الْإِسْلامِ، وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإيمانِ

«Аллаhумма-гфир лихаййина, ва маййитина, ва шаhидина, ва гаибина, ва сагирина ва кабирина, ва з акарина ва унс ана. Аллаhумма ман ахяйтаhу минна фаахйиhи ‘аляль-ислям, ва ман таваффайтаhу минна фа-таваффаhу ‘аляль-иман» .

(О Аллах! Прости наших живых и мертвых, тех, которые присутствуют и отсутствуют, наших молодых и старых, наших мужчин и женщин. О Аллах! Даруй тому, кто остался в живых, исповедовать Ислам, а умирающему даруй умереть с верой) .

Затем в четвертый раз скажите: «Аллаhу акбар».

اَللّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلا تَفْتِنّا بَعْدَهُ وَاغْفِرْ لَنا وَلَهُ

«Аллаhумма ля тахримна аджраhу (hа, hум – соответственно) ва ля тафтинна ба‘даhу (hа, hум) вагфир ляна ва ляhу (hа, hум)».

(О Аллах! Даруй нам вознаграждение за молитву, совершенную за него (нее, них), и огради нас от заблуждений после него (нее, них), и прости нам и ему (ей, им) грехи) .

7. Скажите: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаhи ва баракатуh» , повернув голову направо, а затем и налево.

По завершении намаза еще раз читают дуа за умершего.

Соболезнование

Принося соболезнование мусульманину, у которого умер друг или родственник мусульманин, советуют делать дуа умершему и говорить слова утешения, например: «Пусть Аллах вознаградит тебя, даст тебе хорошего терпения и простит твоего близкого».

Однако, утешая мусульманина, у которого умер родственник немусульманин, говорите подобные слова: «Да вознаградит тебя Аллах и даст тебе терпение».

Похожие публикации