Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Ламповый преамп. Самодельный ламповый усилитель Ламповый предварительный усилитель схема


Добрый день.

Хочу продолжить рассказ о ламповом предусилителе для гибридного усилителя.


Внимание: Я появляюсь тут редко, чаще всего когда хочется отлынить от работы)). А все новое и интересное, неизменно в свежем виде, сразу попадает в инстаграм. Там же я с радостью отвесу на вопросы, если они возникнут. Кликайте СЮДА, переходите на мой аккаунт и подписывайтесь:) Я всегда буду очень Вам рад! Приятного чтения:)


Полная схема предусилителя:


Схема очень простая. Ничего выдумывать мы не стали. В основе, выбранный в прошлый раз, резистивный каскад. В нем нет ничего необычного.

В схему добавили активные фильтры на транзисторах VT1 и VT2. Они обеспечивают дополнительную очистку питания. Так как основная фильтрация будет выполняться внешним источником, то схемы фильтров упростили - сделали их одноступенчатыми.

Питать накал планируем от внешнего стабилизированного источника. Использование мощной фильтрации всех напряжений обеспечит отсутствие фона.


Пора собирать

С платой прототипа все как обычно: рисуем, печатаем, переводим, травим, сверлим и мелкой шкуркой зачищаем... После этого респиратор на лицо, баллончик с черной термостойкой краской в руки... красим плату в черный цвет. Так ее не будет видно в корпусе собранного усилителя.


Откладываем плату в сторону: пусть сохнет. Пора перетрясти коробки и подобрать детали. Часть компонентов новые, другие - выпаиваем из ранних прототипов (ну не пропадать же хорошим, практически новым компонентам?!).


Все готово к сборке, пора включать паяльник.


Паяльник нагрелся - паяем:

Примечание: паять удобнее, начиная с самых низкопрофильных компонентов и переходить к более высоким. Т.е. первыми паяем диоды, стабилитроны, потом резисторы, панельку под лампу, конденсаторы и т.д... Мы, конечно, нарушили эту последовательность и паяли так как придется:)


Установили конденсаторы. В данном проекте использованы отечественные К73-16. Хорошие конденсаторы. Мы проводили для них серию измерений спектров их нелинейности в разных режимах. Результаты порадовали. Об этом мы обязательно когда-нибудь напишем.


Запаиваем резисторы и прочую мелочь


Ставим панельку и электролитические конденсаторы.

Примечание: При пайке ламповой панельки в нее обязательно надо вставить лампу. Если этого не сделать, то после сборки могут возникнуть проблемы с установкой лампы. В некоторых (самых "тяжелых" случаях) можно даже цоколь лампы повредить.




Все детали на своих местах. Предусилитель готов.


Проверяем

Схема простая, и вероятность ошибки минимальна. Но проверить надо. Подключаем усилитель к источнику питания и включаем:



10 секунд - полет нормальный... 20... 30... все нормально: ничего не взорвалось и не задымилось. Накал спокойно светится, защиты тестового источника питания не срабатывают. Можно облегченно выдохнуть и проверить режимы: все отклонения в допустимых пределах для непрогретой лампы.


После 10-минутного прогрева все параметры установились и вышли к расчетным значениям. Рабочая точка выставлена.

Раз все хорошо, то можно продолжить. На вход подключаем источник тестового сигнала. На выход - резистор имитирующий входное сопротивление усилителя мощности. Включаем и промеряем все основные параметры каскада.



Все в пределах нормы. Искажения и коэффициент усиления совпали с тем, что было получено в предыдущей статье. Фона нет.

Вот и готов наш ламповый предусилитель. Пора переходить к созданию для него мощного выходного буфера на транзисторах. С тем же успехом его можно использовать и в чисто ламповой конструкции. Для этого понадобится сделать для него мощный ламповый выход.

Возможно имеет смысл сделать универсальный ламповый предусилитель (может быть в виде конструктора), для использования в ламповых и гибридных конструкциях?


С уважением, Константин М. Попался мне недавно на глаза хороший английский предусилитель Leak Varislope 2 Stereo. Решил сделать фото его внешнего вида и внутренности - может кого заинтересует.

Уж очень приятным получается, мягкий и качественный без фонов и всяких искажений. Данный предусилитель не исключение.


Сейчас такая техника большая редкость, но купить все-таки можно, например моему знакомому он дастался за 25 000 рублей. И это не самая дорогая цена на ламповую технику.


Обратите внимание на грамотный и продуманный монтаж деталей внутри корпуса - на него и нужно ориентироваться, при изготовлении лампой звуковоспроизводящей техники.


Предварительный усилитель Leak Varislope собран на оригинальных лампах выпущенных в англии. Технические параметры показаны на фото.

Stereophonic preamplifier

Tubes: Mullard EF86 (x 4)

Это имеенно предусилитель, то есть на него поступает звук от источника, и подаеться на основной усилитель мощности. Подключаеться он соответственно к усилителям LEAK, например leak stereo 20, и выше. Задняя панель с разъёмами и гнёздами на фото:

Принципиальная схема лампового пред УНЧ показана на рисунке - клик для увеличения.


Есть люди, которые совершенно не видят разницы между плёночной и цифровой фотографией, а есть люди, которые совершенно не слышат разницы между цифровым и аналоговым звуком. Таким людям очень легко жить, другие же постоянно занимаются развитием и совершенствованием, стремясь к совершенству.

Сразу хочу отметить, что если вы не слышите разницы в звучании двух различных аудиосистем (или для вас она не является поводом что-то изменить) - смело пролистывайте дальше и ни в коем случае не заходите под кат. Просто потому, что вы всё равно ничего не поймёте. А всем остальным добро пожаловать под кат, где мы рассмотрим простейший способ ухудшить цифровой звук.

Итак, поехали!


Не буду пересказывать принципы работ радиоламп и объяснять почему они настолько широко применяются не только в дорогостоящем воспроизводящем оборудовании, но в первую очередь активно используются музыкантами и в студиях звукозаписи. Радиолампы любят за то, какие уникальные искажения они вносят в звуковой тракт.

Самый простой и доступный способ правильно ухудшить звук - использовать ламповый ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ мощности. Он повышает уровень сигнала и добавляет уникальные искажения, которые невозможно получить никаким иным способом. Схема ламповых усилителей достаточно проста и её без труда можно найти в интернете. Самое главное при самостоятельной сборке подобного усилителя - аккуратность и точность. Можно поступить проще и купить готовый двухканальный ламповый усилитель из Китая. Вообще китайцы молодцы, это устройство стоимостью менее 2000 рублей совершенно не стыдно подключать даже к аудиосистеме класса Hi-End.

Одна из моих акустических систем конечно попроще, но частично сделана своими руками. Колонки собраны из компонентов автомобильной акустики, в качестве основного усилителя мощности используется популярный в 90х годах транзисторный усилитель Pioneer A504r. А источником звука выступает самый обычный iPhone, подключенный с помощью переходника Lightning - Jack и обычного межблочного кабеля с RCA разъёмами. Как известно, предела совершенству нет, поэтому собранная комплектация постепенно изменяется в погоне за более худшим звуком.

В комплекте с ламповым предусилителем идут лампы 6J1 (на фото слева), аналог советских высочастотных пентодов 6Ж1. Звук с ними конечно становится хуже, но недостаточно. Это особенно заметно при прослушивании роковых и джазовых композиций. Для экспериментов я купил на Авито несколько модификаций советских радиоламп: 6Ж3П, 6Ж5П и 6Ж38П. Каждая лампа стоит от 100 до 250 рублей в зависимости от её состояния. Обычно это лампы 70-80х годов выпуска, совершенно новые и неиспользованные.

Наибольший эффект ухудшения звука удалось добиться с помощью лучевых тетродов высокой частоты - 6Ж5П. Во время работы лампы разогреваются до 65 градусов, а звук с ними получается интереснее всего. Но это справедливо только для определенных жанров. Например с электронной музыкой комплектные 6J1 звучат лучше (то есть хуже), чем советские радиолампы. В общем, всё дело в личном вкусе и нельзя утверждать, что эти лампы лучше, а другие хуже.

Чтобы вызвать баттхерт у тех, кому в детстве на ухо наступил медведь, китайцы добавили два небольших красных светодиода в основании портов с радиолампами. Это исключительно декоративная подсветка, т.к. не все типы ламп имеют собственное видимое свечение по время работы (например, 6Ж5П вообще не светятся, зато греются сильнее других). Зато любой диванный эксперт может заявить, что лампы в этом усилителе стоят просто для красоты:)

В качестве источника звука - самый быстрый на сегодняший день и в то время самый недорогой iPhone в версии SE, стоит такой аппарат сейчас менее 20 тысяч рублей. Мне повезло, что у меня аппарат из Гонконга с звуком. Чтобы чуть разнообразить этот звук я приобрёл гениальный ухудшатель звука в виде переходника Lightning - Jack MMX62AM/A. Его цена составляет всего 600 рублей и я уверенно могу сказать, что это лучшая возможность изменить звук любой аудиосистемы с минимумом вложений. Учитывая, что внутри этого переходника находится ЦАП, АЦП и усилитель мощности - вообще удивительно, почему он стоит так дёшево.

Китайские радиолампы 6J1 в работе.

Раз уж заговорили про всю аудиосистему целиком можно отметить и межблочные кабели. Здесь всё тоже достаточно просто и зависит исключительно от личных предпочтений. Критерий оценки очень прост: нравится или не нравится. В качестве межблочного кабеля между преусилителем и конечным усилителем лично мне больше нравится синий кабель неизвестного производителя с простыми разъемами Belsis. А вот кабель Vention (на фото справа) честно говоря не понравился.

Между источником звука и ламповым предусилителем обратная картина. Китайский брендовый кабель Vention стоимостью 350 рублей звучит как минимум не хуже, чем немецкий Schulz Kabel стоимостью 550 рублей. Вообще, можно использовать в качестве проводов даже алюминиевые вешалки, если конкретно вам нравится звучание (с помехами, ггг). А вот если вы действительно не слышите разницы между межблочником за 50 рублей с запредельным уровнем помех и нормальным акустическим кабелем - можно вам только позавидовать, что у вас в жизни такая легкая и простая жизнь.

А вот если вы замечаете разницу в звучании при замене тех или иных компонентов (начиная от проводов и заканчивая динамиками), то могу смело рекомендовать подобный ламповый усилитель, как самый доступный способ ухудшить звук с помощью уникальных искажений свойственных только радиолампам. Ну или можете попробовать собрать ламповый предусилитель своими руками, если, конечно, у вас есть на это время.

Пойду еще послушаю этот испорченный тёплый ламповый звук и выпью чаю.

Каждый гитарист стремиться найти свой неповторимый стиль, сделать звучание инструмента уникальным и неповторимым. Помогают ему в этом различные гитарные примочки - специальные устройства, особым образом преобразующие сигнал с датчика электрогитары. С их помощью можно как угодно менять звук, делая его мягким и нежным либо же, наоборот, грязным и рваным.

В этой статье рассмотрим создание примочки, известной как «Томато Преамп». Преамп (слово можно перевести как «предусилитель»), в отличие от обычных педалей эффектов, слегка усиливает входной сигнал и формирует его правильную АЧХ. Схема её проста, как валенок, содержит всего одну лампу, горстку резисторов с конденсаторами и пару переменных резисторов.

Принципиальная схема преампа

Конденсаторы С2, С3, С4, С6 рассчитаны на напряжение, не ниже анодного, лучше всего взять с запасом, вольт на 400. Переменный резистор Р1 регулирует уровень перегруза, а Р2 - громкость. Ёмкость конденсатора С2 определяет уровень низких частот, чем больше ёмкость - тем больше «низов». Поэтому, с этим конденсатором можно поэкспериментировать, ставя разные номиналы.

Выбор лампы - основной фактор, влияющий на звук примочки. В схеме используется импортный двойной триод 12АХ7, достать который далеко не всегда представляется возможным. Однако, можно использовать и советские лампы, например, 6Н1П, 6Н2П, 6Н4П, 6Н5П, 6Н6П, 6Н23П, которые, порой, продаются за копейки. Каждая лампа даёт свой уникальный звук, поэтому стоит попробовать поочерёдно ставить разные. Не понравился звук с одной - понравится с другой.

Несколько слов о питании. Питание накала - 6,3 вольта, ток зависит от лампы. Предпочтительнее для накала использовать постоянное напряжение, во избежание появления постороннего фона. Питание анодов ламп, по схеме, 120 вольт, однако, с ним можно поэкспериментировать, ведь от этого напряжение в немалой степени зависит звук. Для лампы 6Н1П, например, его смело можно увеличивать до 250, а вот для 6Н23П, наоборот, оно не должно превышать 100 вольт.

В качестве источника высокого напряжения можно взять анодный трансформатор, либо же два небольших низковольтных трансформатора и организовать «перевёртыш», когда один трансформатор работает в качестве понижающего, а второй подключается к нему своей вторичной обмоткой. Таким образом, на выходе второго трансформатора будет высокое напряжение, которое остаётся только выпрямить и сгладить. Другой вариант - использовать импульсный DC-DC преобразователь, тогда анодное напряжение можно будет легко регулировать. Те, у кого завалялось много диодов и конденсаторов, могут собрать умножитель и подключить его к низковольтному трансформатору, это ещё один способ получить высокое напряжение.

Готовую схему обязательно следует поместить в металлический корпус для удобства использования и защиты от внешних наводок. При этом очень важно соблюдать правильную разводку земли, минус самой схемы, минусы разъёмов jack, а также корпус должны подключаться к минусу питания в одной точке, иначе возможно самопроизвольное появление шумов, которые так не любят гитаристы. Файл с печатной платой . Удачной сборки! Автор - Дмитрий С.

Обсудить статью ЛАМПОВЫЙ ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ГИТАРЫ


Назначение устройства – усиление сигнала до такого уровня, который более приемлем для последующего усиления оконечными усилителями мощности. На предусилители возлагают функции коммутации, регулировки тона сигнала, использование как усилитель для наушников, различные эффекты и прочее. Тут простейший вариант - просто плата лампового преда. Лампы в комплекте.

Цена
Стоит этот аппарат примерно одинаково на али и ебее в районе 10-14$

Как прислали
Упаковали просто в поролон. Хорошо, что лампы не разбились.



Внешний осмотр пациента








Размер платы - 76 x 74 x 20mm. Три отверстия для установки в корпус на стойках - девайс стоит не очень устойчиво на ровной поверхности.

Включаем
Для включения предусилка нужно ПЕРЕМЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ 12 В 1 А . От постоянного напряжения аппарат не будет работать. См схему ниже. Я использовал трансформатор на 12 В и полтора ампера. Подключать прямо к плате или через разъем питания типа «папа» с диаметром штыря 5.5*2.5 мм.


Подсветка ламп светодиодами снизу для меня была загадкой всегда. Через некоторое время лампы нагреются до градусов 45-50. Сильно греется большой двухваттный резистор слева от регулятора громкости. Включение питания совмещено с регулятором громкости.

Схема аппарата
Сам хотел нарисовать, но кто-то сделал в инете это за меня. Проверил. совпадает.


Даташит на лампу - китайский пентод 6J1:


Часто китайские «ламповые» усилители работают так: стоит лампа (иногда даже неподключенная). После лампы установлены транзисторы, которые и усиливают звук. Тут все по честному, правда на лампы подают анодное напряжение 56 вольт.
Схема подключения такая:

Тесты
Проверил перед включением постоянку на выходе усилителя. Все ок.


Проверим усиливает ли пациент сигнал. Как нагрузку на выход подключаем УНЧ Hi-Fi класса.


Подадим 1 кГц-0.3 Вольта на вход пациента. Такие параметры обычно имеет выход на наушники сотового телефона или mp3 плеера.Посмотрим с помощью осциллографа, что на выходе у испытуемого.
. Входной сигнал - синий (0.32 В), выходной - желтый (1.96 В). Как видно по картинке - усилитель усиливает сигнал и функцию предусилителя выполняет. Правда синусоида перевернута относительно исходного сигнала.

Синусоида на выходе - без искажений, симметрия соблюдена. Все ок:

Прямоугольник и треугольник - все ок:



Выходное сопротивление этой платы - около 3 кОм. Соответственно использовать ее в качестве усилителя для наушников нельзя. По факту при работе с наушниками 16-50 Ом усилитель сигнал не усиливает, а уменьшает. Но басы звучат хорошо. Вывод: подключать этот пред только к УНЧ.

К регулятору громкости претензий нет. На слух искажений баланса, щелчков, звука на нулевой громкости не заметил.

Впечатление от прослушивания
Знаменитого «теплого» лампового звучания нет. Пациент скорее «смягчает» звук. Басы звучат «бархатно». Какие-то инструменты начинают звучать более выражено и интересно. Со стереоэффектом проблем нету. Каналы в кашу не смешиваются. Со сценой все ок. Интереснее всего звучат стили типа New Age, баллады всякие, джаз, классика. Понравилось как на аппарате играют Enigma, Blackmore’s Night, Yanni, Вангелис. Для музыки типа рока или металла аппарат не очень звучит из-за указанного выше «умягчения» звука.

У аппарата есть одна проблема. Если увеличивать усиление больше режима 0.3 В -> 2 В, тогда становиться слышен низкочастотный гул 50-100 гЦ. Пробовал поместить трансформатор в экран, экранировать провода питания. Фон не уменьшается. Возможно обусловлен схемой питания и разводкой платы. Высокий уровень фона хорошо виден на спектрограмме. Сигнал не подан на вход усилителя. Регулятор громкости в нулевом положении:


При подаче сигнала этот фон никуда не уходит:

Выводы
Интересный недорогой ламповый аппарат. Трансформатор (вилка, предохранитель) для этого аппарата стоят дороже платы. Если гонять на разумной громкости, то фонового гула не слышно. Получаем приятный «мягкий» звук, который вы не сделаете ни каким цифровым «улучшателем» или эквалайзером. И любимая музыка зазвучит приятнее и с новым оттенком.

Похожие публикации