Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Как вставить ручку переключения передач на классике. Десять самых эффектных рычагов коробки передач. Скрип рычага переключения передач и другие неполадки

Ваши ноги на педалях, руки на руле, однако самый красноречивый диалог с машиной происходит посредством рычага КП. Мы попытались отобрать десять самых красивых и необычных.

Aston Martin DBS. Вроде бы все сделано по классическим канонам, но некоторые изгибы и выпуклости заинтересовали бы любителей современного искусства.

Aston Martin DBS

Mercedes CLK GTR. Когда люди твердят о "короткоходных коробках", они совершенно не знают, о чем идет речь...


Mercedes CLK GTR

Cord Sportsman. Старомодная элегантная штуковина справа от руля, похожая на накидной ключ и экономящая пространство в салоне.


Cord Sportsman

Volvo S60 R. Знаменитый шведский "космобол". Выглядит как "автомат", коим он на самом деле не является. Чрезвычайно футуристичен и функционален.


Volvo S60 R

Chrysler Imperial. В 1950-60-х годах Америку накрыла мода на альтернативные кнопочные трансмиссии. Переключаешь режим, а ощущение, как будто звонишь по телефону.


Chrysler Imperial

Citroen SM. Ну а это утонченный подход из Франции. Как всегда, изящно, филигранно и нежно. Этому рычагу самое место рядом со скульптурами Пикассо.


Citroen SM

Abarth 695 Biposto. Это так называемая "собачья" коробка передач без синхронизаторов. Чертовски красивый открытый механизм, требующий грубой мужской силы.


Abarth 695 Biposto

Hurst. Компании Hurst Performance более 50 лет, и она всегда старается быть в авангарде. Наиболее яркие образцы - рычаги в стиле оружейных рукояток - неотъемлемая часть хот-родов и масл-каров.


Hurst


Hurst

Lenco. Очень крутая вещь из мира дрэг-рэйсинга. Каждый рычаг контролирует отдельную передачу. Особо суровые гонщики захотят также несколько педалей сцепления.


Lenco

Spyker C8. Многие неравнодушны к интерьеру этого Spyker. Он выглядит, как пиратский корабль в стиле стимпанк. Шедевральная вершина инженерной мысли.


Spyker C8


Рычаг переключения передач является важным элементом механической коробки передач, так как предназначен для ручного управления переключением скоростей в процессе управления транспортным средством. С неисправным рычагом начинать или продолжать дальнейшее движение невозможно. Основными причинами поломки рычага являются его механическое повреждение от неправильного использования. В любом случае если потребовался ремонт, то нужно знать, как это сделать правильно. Мы ремонтировали автомобиль ВАЗ 2110, на других моделях автоваза процедура похожая.

Перед началом разборки и ремонта необходимо для удобства его проведения - его нижнюю и верхнюю части.

Порядок выполнения действий по ремонту рычага переключения передач:


1. Сначала снимаем защитную пластину. Для этого в нижней части автомобиля открутить гайки её крепления (№1). После чего освобождаем обойму шарнира рычага, открутив болты его крепления к полу (№2).

2. В нижней части автомобиля отведите рычаг реактивной тяги в сторону и снимите рычаг переключения в сборе, уберите защитный чехол с основания рычага.

3. Теперь можно вынуть ось рычага вместе с пластмассовыми втулками (читайте статью - ). Если выясняется, что ось свободно двигается во втулках, которые установлены в рычаге, а это значит, что износ втулок на лицо и их необходимо заменить. Перед установкой новых втулок их нужно тщательно смазать специальной смазкой.


4. Далее следует снять стопорное кольцо, для этого аккуратно подденьте его плоской отверткой.

5. Затем надо вынуть из обоймы шаровой шарнир с рычагом.


6. После чего легко можно вытащить пружинку из обоймы.

7. Чтобы аккуратно снять шаровую опору с пальца рычага сферической формы, необходимо сначала раздвинуть сферическую шайбу.


8. Теперь можно снимать сферическую шайбу с пальца рычага.

9. Если возникла необходимость в замене шаровой опоры, то новую опору смазать и одеть в обратном порядке.

10. Если сломалась или потеряла свою упругость пружина, то её необходимо заменить.

11. Для того чтобы сменить кожаный чехол необходимо снять рукоятку и потянуть чехол на себя, надеть новый и установить рукоятку.

12. Для того, чтобы заменить испорченный механизм тяги привода переключения передач, нужно с нижней части автомобиля ослабить затяжку хомута, чтобы отсоединить её от наконечника шарнира. Затем отвернуть гайку крепления оси и вынуть тягу в салон транспортного средства.


13. После замены всех нуждающихся в ней деталей соберите рычаг переключения передач в обратном разборке порядке, не забывая при этом смазывать все трущиеся детали консистентной смазкой. И ещё, при сборке шаровой опоры, первым делом следует обратить внимание на выступы в ней – они при стыковке должны войти в пазы сферической шайбы и зафиксировать обойму в самой шайбе.

Это всё, что необходимо знать для того, чтобы иметь возможность самостоятельно, не привлекая к помощи специалистов, отремонтировать сломавшийся рычаг переключения передач в транспортном средстве, оснащенном механической коробкой.

Видео по разборке рычага КПП и устранению дребезга на ВАЗ 2110:

Видео про устранение дребезжания и зазора на кулисе ВАЗ 2109:

Позволит оснастить ручку переключения передач небольшим экранчиком, на котором в виде цифры будет обозначаться, какая на данный момент включена передача. Система также позволяет определять и нейтральную скорость. Особенно такое дополнение будет полезно для новичков, которые путают передачи. Впрочем, для профи такая самоделка тоже не будет лишней, ведь такая ручка делает автомобиль стильным.

Для того чтобы сделать такую самоделку понадобятся некоторые навыки в работе с микроконтроллером, конкретно здесь используется микроконтроллер AVR. Система включается при включении зажигания, при этом от замка на контроллер поступает питание. Данные с ручки переключения считываются через герконы. В куличе находится магнит и когда он подходит к одному из герконов, то активирует его (замыкает) и затем система на основе этих данных определяет, какая включена передача. Если не замкнут ни один из герконов, значит, ручка находится в нейтральном положении, при этом на экране индикатора бегает змейка. Рассмотрим более подробно процесс создания самоделки.

Материалы и инструменты для сборки:
- индикатор LED с общим анодом;
- микроконтроллер ATtiny2313;
- герконы, работающие на замыкание (6 штук);
- стабилизатор напряжения типа 7805;
- конденсаторы на 100 и 10 мкф;
- токоограничительные резисторы на 10 кОм (1 шт.) и 100 Ом (7 шт.);
- два магнита;
- комплект для рычага скоростей турецкого производства SAHLER (стоит около 300 р.).




Процесс изготовления самоделки:

Шаг первый. Создаем плату
Плату автор сделал из фольгированного текстолита, на ней же располагаются герконы. Что касается магнитов, то они крепятся на кулису.


Шаг второй. Устанавливаем в ручку индикатор и собираем электронную часть системы
Приобретенный комплект для ручки КПП, который рекомендуется использовать автор, весь полностью разборный и очень перспективный для различного рода самоделок. Цифровой индикатор нужно разместить в рукоятки, он отлично к ней подходит. Чтобы установить индикатор, из ручки нужно вытащить круглую пластмассовую крышку, на ее место ставится стеклышко из оргстекла, которое можно вырезать своими руками . Для тонирования стекла используется пленка, она наклеивается изнутри.

Чтобы индикатор сел как нужно, в ручке напильником нужно сделать для него посадочное место. Далее в ручке прокладываются восемь проводков, которые затем подключаются к контроллеру.






Теперь можно приступать к креплению платы с четырьмя герконами. Одна плата крепится к пластиковому тоннелю под пепельницей с помощью саморезов. С торца нужно сделать отверстие, чтобы плата пролезла. Вторая плата также крепится к пластмассе саморезами, вместе они соединяются с помощью черного провода. Герконы можно расположить и другим образом, например, посадить на клей. Самое главное, чтобы герконы четко реагировали на магнит.



Шаг третий. Приступаем к программированию контроллера

При включении системы без программирования она работать не будет, но этот процесс не такой сложный, для этих целей понадобится:

1. Программатор - это устройство, которое соединяет микроконтроллер с компьютером. С помощью программатора в контроллер закачивается прошивка. Программаторы бывают разнообразные, простые можно сделать даже своими руками. Автор использует программатор USB AVR910, его можно купить или собрать своими руками, схемы и прошивка есть в интернете.

2. Программное обеспечение, с помощью которого и будет происходить процесс программирования. Автор использует ПО CodeVision AVR.

3. Ну и еще понадобится прошивка, она прилагается.

Для связывания контроллера с программатором используется SPI-интерфейс. На фото слева можно увидеть отладочную плату, справа - это программатор.


Отладочная плата для ATtiny2313 очень простая, вот ее схема.


После того как программатор будет подключен к компьютеру через USB-порт, а микроконтроллер будет подключен к программатору через отладочную плату, можно запускать программное обеспечение CodeVision AVR. В ней нужно зайти в раздел Settings и выбрать Programmer. Какие настройки вводить, можно увидеть на фото.


Далее нужно открыть закладку Tools и выбрать в ней Chip Programmer.

Владельцев отечественных автомобилей интересует, что делать, если болтается рычаг КПП на ВАЗ 2109 и 2110. Проблема эта известна практически всем, кто был счастливым обладателем подобных машин. При этом причины, по которым возникает эта неисправность, у обеих моделей одинаковы. Ведь коробка передач у них идентична.

Проявляется она следующим образом. Сначала появляется люфт при переключении передач. Немного позже он усиливается, к нему добавляется дребезг при движении. Со временем люфт оказывается настолько большим, что попасть в нужную передачу становится практически невозможно. Поэтому устраняйте поломку заранее, пока люфт не стал огромным.

Основные причины

Что делать, если болтается рычаг КПП на ВАЗ 2109 и 2110? Для ответа на этот вопрос необходимо определить причину такого поведения рычага. Причин может быть несколько. Некоторые из них обусловлены конструкцией автомобиля и практически неустранимы. Проблема с болтающимся рычагом и дребезгом возникает по следующим причинам:

  • Ошибка конструкторов. Металлическая втулка цепляется за тягу при движении. В итоге получается дребезжащий звук. Устранить проблему невозможно;
  • Поломка втулки;
  • Рычаг от Лада Калина;
  • Неисправность карданчика кулисы;
  • Износ коробки или ее креплений.
Каждая из этих причин приводит к люфту рычага. Первая причина только действует на нервы дребезжащим звуком, но проблем с управлением коробкой при этом не возникает. Для установления причин придется внимательно осмотреть машину на яме. В некоторых случаях придется производить ремонт или доработку деталей.

Поломка втулки . Втулка удерживает рычаг в определенном положении. На нее попадает практически все усилие при переключении скоростей. Со временем она может лопнуть. В таком случае рычаг будет ходить намного свободнее, но при этом переключение передач будет происходить, как обычно, без особых проблем. Для устранения просто замените втулку.

Рычаг от Лада Калина . На Калине коробка немного доработана. При установке рычага от нее на обычную коробку водитель получает несколько положительных бонусов. Минусом такого тюнинга является появление люфта рычага и постоянный дребезг при движении. Проблема возникает из-за отсутствия на этом рычаге смягчающей пружины. Для устранения проблемы необходимо взять стандартную пружину от девятки и прикрепить ее на привычное место. Чтобы закрепить один из концов пружины на рычаге придется сделать крепление. Для этого вам понадобится сварка.

Неисправность карданчика кулисы

Это одна из наиболее часто встречающихся проблем. При этом устранить ее довольно мудрено. Возникает люфт как следствие износа деталей кардана. Происходит это регулярно. Поэтому в целях экономии времени лучше купить и поставить спортивный вариант или от Калины. Такие карданчики ходят намного дольше. При установке «родной» детали готовьтесь, что вскоре придется ее менять снова.


Менять деталь следует на смотровой яме или эстакаде. Для начала следует ослабить хомут на тяге привода. Придется воспользоваться рожковым ключом на 13. Далее снимается с тяги шарнир. Отворачивается пыльник, и мы получаем доступ к карданчику.

Крепится он болтом-фиксатором. Чтобы снять его вам понадобится ключ на 10. Желательно использовать зажимной, применяемый для тормозных трубок. Иначе есть риск смять грани. Дело в том, что отечественные инженеры придумали гениальный способ избежать откручивания болта при вибрации, они посадили его на клей. Помучившись с болтом и открутив его, снимают кардан. После чего устанавливается новая деталь и производится обратная сборка. О правильности сборки говорит положение фиксатора, его головка должна находиться полностью в специальном углублении.

Износ коробки и креплений

Часто люфт рычага происходит из-за неисправности коробки. Чаще всего это связано с креплением кулис. При износе механической части свободный ход кулисы, а соответственно и рычага увеличивается. Часто такая проблема сначала проявляется на некоторых передачах, со временем это распространяется на все скорости. Поэтому при появлении люфта убедитесь в исправности коробки передач. Если потребуется нужно провести ремонт.

Если рычаг не болтается, но при этом во время движения он вибрирует издавая довольно неприятный звук. То причина скорее всего в креплениях подушки. При их повреждении КПП начинает вибрировать. Что в свою очередь передается через кулисы на рычаг. Лечится это путем замены креплений коробки.

Заключение . Причин для люфта рычага не так уж и много. Некоторые из них создают сами водители. Например, заменяя родной рычаг, на деталь от другой модели. Ответов на вопрос, что делать, если болтается рычаг КПП на ВАЗ 2109 и 2110 несколько. Как устранить проблему в конкретном случае зависит напрямую от причин, ее вызвавших.

Иногда перед автомобилистом встает вопрос, почему болтается рычаг переключения передач, однако прежде чем на него ответить, следует четко представлять, что собой представляет данный элемент КПП, его устройство и какие функции он выполняет.

Рукоятка рычага переключения передач, или какова конструкция системы?

Особенностью всех механических коробок переключения передач является необходимость ручного воздействия на рычаг. Можно считать, что как раз он и выполняет важнейшую функцию в определении скоростного режима вашего перемещения. А значит, без него управление транспортным средством становится просто невозможным. Принцип работы рычага довольно прост: наклоняя в продольном и поперечном направлениях, вы устанавливаете его в положение, которому соответствует определенная скорость.

Рукоятка рычага переключения передач соединена с синхронизатором посредством вилки, положение которой передает информацию о номере выбранной скорости. коробки передач так, чтобы вырабатываемая мощность мотора позволила двигать авто с заданной скоростью. В случае, когда положение рычага соответствует нейтральной передаче, его удерживают пружины. Схема переключения скоростей часто изображена на головке рычага.

Как может располагаться рычаг переключения передач?

Расположение рычагов КПП может быть как напольным, так и подрулевым. И несмотря на то, что последнее считается более удобным в эксплуатации, тем не менее, в большинстве случаев производители авто отдают предпочтение первому варианту. Это обусловлено некоторыми недостатками подрулевого расположения, среди которых: низкая скорость и четкость, вероятность неполного включения передач, тяги изнашиваются намного быстрее, иногда возможно их заклинивание, а также и «выбивание» передачи.

А ведь при этом в обоих вариантах устройство рычага переключения передачи остается одинаковым. Различия могут быть только в длине, причем если раньше она могла достигать даже 30 см, то сегодня заводы-изготовители стремятся сделать ее как можно меньше, устраняя слишком большой ход рычага переключения передач. Поэтому с напольным расположением существенно ничего не изменится в конструкции, но поломок станет заметно меньше.

Скрип рычага переключения передач и другие неполадки

Из всего вышесказанного ясно, что данная деталь является одной из самых важных во всей , и если она вышла из строя, то управлять таким транспортным средством становится опасно для жизни. Наиболее распространенными причинами, по которым может произойти такое ЧП, являются либо механические повреждения, либо же последствия некорректной эксплуатации. Приведем несколько поломок, которые вы легко обнаружите самостоятельно.

Следует знать, что ручка рычага переключения передач должна перемещаться свободно, без заеданий . В случае же, когда возникают трудности в выполнении данного действия, скорее всего вышла из строя сферическая шайба или же шаровая опора. Их необходимо заменить в срочном порядке. Также о неисправности говорит и скрип рычага переключения передач. Если же происходит самопроизвольное выключение, значит, обязательно стоит проверить пружину, вполне возможно, что она попросту соскочила.

Как произвести ремонт рычага переключения передач?

В любом случае, что бы ни произошло, ремонт рычага переключения передач предполагает замену вышедших из строя деталей , а без его полного снятия сделать такое будет невозможно. С этой целью демонтируется пластиковая защитная пластина и освобождается обойма шарниров. После чего необходимо отвести в сторону реактивную тягу и снять целиком весь рычаг. Но для того, чтобы освободился доступ ко всем пластмассовым втулкам и оси, нужно обязательно снять чехол для рычага переключения передач.

Проверьте, как двигается ось. Если свободно, то необходимо поменять все втулки, при этом не забудьте перед их установкой смазать новые запчасти специальной смазкой.

Чтобы заменить пружину, ее необходимо вытащить, а для этого нужно демонтировать стопорное кольцо и шарнир с рычагом. В случае, когда не обойтись без замены шаровой опоры, следует аккуратно раздвинуть пальцами сферическую шайбу и вынуть износившуюся деталь. При этом, устанавливая новую, смажьте ее.

Тяги же меняются следующим образом. В нижней части авто находится хомут, следует ослабить его затяжку. Дальше нужно отсоединить его от шарниров и, раскрутив гайку крепления, можно свободно вытянуть тягу. Монтаж новой осуществляется в обратном порядке. Таким образом, заменив все испорченные элементы на новые, можно ездить спокойно. При этом не забывайте, что периодически необходима и регулировка рычага переключения передач.

Похожие публикации