Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Исторические типы брачности. Исторические формы брака. Прорыв в образовании

Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Исторически брак прошел длительный многовековой путь развития и смены одних его форм другими. Эти исторические изменения описываются в специальной историко-этнографической и историко-социологической литературе, к которой и следует обращаться тем, кто интересуется этими вопросами.

Говоря о браке, необходимо прежде всего отметить неоднозначность трактовки этого понятия в праве и других общественных науках.

С точки зрения права, браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Для демографии брак интересен прежде всего как предусловие создания семьи и рождения детей, а также процессов рождаемости и смертности.

При этом демография традиционно интересуется не столько юридической формой брака как узаконенного союза мужчины и женщины, сколько наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет, т.е. фактическим браком.

В семейном праве под фактическим браком понимается официально не зарегистрированный брак, т. е. сожительство. Эту разницу в употреблении одного и того же термина в разных науках следует иметь в виду. Вместе с тем демографию интересует и юридическая форма брака, поскольку с этим понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.

Наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления, является чрезвычайно важным индикатором состояния семьи как социального института. Наблюдающийся в последние десятилетия рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств свидетельствуют (вместе с другими аналогичными явлениями) об углубляющемся кризисе семьи, о деградации ценностей фамилизма, ценой которых является обострение общественного неблагополучия, нарастание девиантных форм социального поведения. И дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли внебрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых «материнских» семей. Сама возможность жить в сожительствах, без легимизации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормативных форм совместной жизни.

В том, что касается брака и брачных отношений, существует терминологическая путаница, которая возникла из-за некритического переноса юридической терминологии в демографию и разобраться в которой не всегда просто. В частности, выражение фактический брак иногда употребляют как синоним сожительства, противопоставляя его зарегистрированному браку. В таком же контексте, с другой стороны, употребляют порой и выражение гражданский брак, понимая под ним брак незарегистрированный.

Удивительно, что не только разные энциклопедические справочники трактуют эти понятия по-разному, но даже в пределах одного и того же словаря в статьях разных авторов порой можно найти взаимоисключающие трактовки этих терминов. До 1917 г. под гражданским браком понимали брак, заключенный без совершения соответствующего религиозного обряда (венчания и т.п.).

Чтобы избежать этой путаницы, следует под гражданским браком понимать брак зарегистрированный, а о сожительстве говорить в тех случаях, когда брачные отношения существуют вне юридически признанной, легитимной формы. Что касается термина фактический брак, то независимо от его употребления в праве, за пределами чисто юридической терминологии он должен использоваться только для констатации наличия действительных и эффективных брачных отношений безотносительно, настойчиво повторю еще раз, к их юридической форме. Противопоставление фактического брака зарегистрированному основано на недоразумении: наличие юридической формы отнюдь не означает, что нет фактических брачных отношений и, наоборот, наличие фактических (т.е. реальных, действительных) брачных отношений отнюдь не означает, что последние никак юридически не оформлены.

Типы брака - зарегистрированный и фактический - не являются взаимоисключающими. Большинство зарегистрированных браков являются также и фактическими, а большая часть фактических - зарегистрированными. Однако среди зарегистрированных браков есть фиктивные браки, которые были юридически оформлены не для создания семьи, а ради приобретения жилищных, имущественных или других прав. Некоторые из зарегистрированных браков фактически уже распались, но де-юре продолжают существовать, поскольку развод еще не оформлен. Нередки случаи, когда кто-то состоит в зарегистрированном браке с одним человеком, а в фактическом - с другим. Поэтому как альтернативные типы можно рассматривать только зарегистрированный и незарегистрированный брак. Синельников А.Б. Брак // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.

Под видами или формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди видов брака прежде всего различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие.). Моногамия, или моногамное супружество, - это брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамия, или полигамное супружество, - это брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния, или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия, или многомужество). Вопреки широко распространенному мнению, специальные историко-этнографические исследования показали, что полигамия (полигиния) в истории имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия: по данным американского социолога Дж. Мэрдока, число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раз превышает число тех культур, где преобладала моногамия. При этом наиболее распространенной формой полигамии является полигиния, до сих пор широко практикующаяся в странах, население которых исповедует ислам.

Что касается полиандрии, или многомужества, то распространенность этой формы брака крайне незначительна. Она существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде т.н. фратернальной полиандрии, т.е. брака одной женщины с несколькими братьями.

Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. В настоящее время даже в многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и, более того, поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом.

В настоящее время все большее распространение получает т.н. серийная моногамия (некоторые авторы говорят о последовательной моногамии), т.е. повторные, главным образом послеразводные браки мужчин и женщин. Это явление достигло таких масштабов, что многие исследователи, а еще больше журналисты и политики, перестали считать брак пожизненным союзом мужчины и женщины (у них существует идиосинкразия на само слово пожизненный), рассматривая его как временный альянс, который может быть расторгнут в любое время по желанию любого из супругов. И серийная моногамия сама по себе, и примирительное отношение к ней как к нормативному явлению отражают нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.

Заключение брака является результатом, финальной стадией брачного отбора. Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных, потенциальных брачных партнеров(которую иногда называют брачным кругом) так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный, партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Брачный круг - совокупность возможных брачных партнеров.

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных брачных партнеров, так и степень свободы индивидуального выбора.

В первом отношении, т. е. в том, как определяется пространство возможных брачных партнеров, все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки.

Если повторные браки не допускаются, как это имеет место в культурах традиционной, жесткой моногамии, если, иначе говоря, человек, состоящий или состоявший в браке и выбывший из него, не может в силу действия социокультурных, моральных и правовых запретов вновь вступить в брак или хотя бы рассчитывать на это, то пространство возможных брачных партнеров образуют только те индивиды, которые не состоят в браке или даже (в более сильном варианте, существующем в некоторых культурах) никогда в нем не состояли. Человек вступает в это пространство по достижении установленной обычаем или законом зрелости и покидает его, вступив в брак.

Если же повторные браки допускаются, если допускается, иными словами, серийная моногамия, то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке.

Правилом здесь является то, что человек, мужчина или женщина, постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, «каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках».

Но в любом случае человек, как уже сказано, становится возможным брачным партнером для других людей только по достижении установленного законом или обычаем брачного возраста.

Брачный возраст в Российской Федерации, установленный законом, - 18 лет для мужчин и для женщин. Органы местного самоуправления при наличии уважительных причин вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак тем, кто достиг возраста 16 лет. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены порядок и условия, при которых вступление в брак может быть разрешено, в виде исключения, до 16 лет.

Брачный возраст - минимальный брачный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира Б. в. устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и др. условий данной страны. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 34.

В нашем обществе, т. е. в обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин) к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.

Например, в России с 1980 г. по 1996 г. доля вступивших в повторный брак увеличилась для мужчин с 18,9 до 28,4%, а для женщин - с 17,9 до 27,8%, затем, правда, несколько снизившись, соответственно до 28,0 и 26,9% в 1998 г. При этом подавляющее большинство повторных браков было заключено после развода (более 80% всех повторных браков как для мужчин, так и для женщин). В крупнейших городах доля вступающих в повторный брак еще выше: например, в Москве в 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% женщин, причем на долю послеразводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин.

Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 1980-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными по крайней мере для одного партнера.

Во втором отношении, т. е. в том, что касается степени свободы индивидуального выбора, между различными обществами также существуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом - практически повсюду, преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его «агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

Вступление в брак означает, с социологической точки зрения, смену одного из социальных статусов, которыми обладает каждый человек, в данном случае - смену брачного статуса, или брачного состояния. Демография как наука о воспроизводстве населения интересуется как самим массовым процессом формирования брачных союзов (и их распадом), т. е. массовым процессом смены брачных статусов - брачностью, разводимостью, овдовением, - так и распределением населения по брачным статусам, т. е. брачной структурой. Вопросы брачной структуры рассматривались в главе. В следующих параграфах этой главы мы рассмотрим основные характеристики главного компонента массового процесса смены брачных статусов - брачности, разводимости.

В результате освоения материала главы студент должен: знать

  • демографические понятия, связанные с брачностью;
  • основные причины повышения разводимости; уметь
  • выбирать необходимые методы оценки брачности и разводимости для реализации поставленных задач;
  • решать задачи, связанные с оценкой брачности и разводимости; владеть
  • системой показателей оценки брачности и разводимости;
  • навыками поиска информации, необходимой для оценки брачности и разводимости.

Основные понятия брачности

Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

Вступление в брак - индивидуальный акт образования брачного союза между мужчиной и женщиной.

Под формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди форм брака различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие).

Моногамия , или моногамное супружество , - брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамия , или полигамное супружество , - брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния , или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия , или многомужество). Специальные историко-этнографические исследования показали, что полигамия в истории имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия. По данным американского социолога Дж. Мердока, число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раза превышает число тех культур, где преобладала моногамия. Наиболее распространенная форма полигамии - полигиния, практикующаяся в странах, население которых исповедует ислам. Полиандрия существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде фратернальной полиандрии - брака одной женщины с несколькими братьями.

Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. Во многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом или ограничена.

В настоящее время все большее распространение получает серийная моногамия (последовательная моногамия), т.е. повторные, главным образом послеразводные, браки мужчин и женщин. Серийная моногамия отражает нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.

Брачность - это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки. В сочетании с процессами овдовения и разводимое™ брак определяет воспроизводство брачной структуры населения.

Демографическое значение брачности:

  • тесно связана с воспроизводством населения;
  • важнейший демографический фактор рождаемости, формирования семьи и изменения семейной структуры населения.

Основные количественные характеристики процесса брачности:

  • доля лиц в каждом поколении когда-либо вступавших в брак или доля не вступавших (безбрачие);
  • возраст вступления в первый брак;
  • доля лиц, вступавших в повторный брак после развода и после овдовения (степень компенсации разводимое™ и овдовения);
  • интервал между разводом (овдовением) и повторным браком.

На уровень брачности влияют:

  • господствующие ценности данного общества;
  • юридические факторы (особенно закрепление в правовых нормах установленного в данном обществе минимального брачного возраста, который в законодательстве различных стран колеблется от 12-14 до 21-22 лет);
  • допустимость разводов и их процессуальная сложность.
  • религиозные нормы, например целибат (обязательный обет безбрачия по религиозным соображениям), степень их распространенности.

Источниками информации о брачности служат: результаты статистической обработки записей актов гражданского состояния, данные переписей населения и специальных обследований .

Заключение брака - один из основных параметров брачности, а прекращение брака - разводимое™ и овдовения. В демографии каждый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении - как демографический процесс.

В российском законодательстве брак регламентируется Семейным кодексом РФ от 1995 г. № 223-ФЗ. Юридические последствия вызывает лишь брак, зарегистрированный в предусмотренном законом порядке

(в отличие от фактического брака, церковного брака). Большое значение при заключении брака имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов - общности или раздельности семейного имущества. Кроме того, предусматривается заключение специального брачного договора.

С точки зрения права браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи, с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Для демографии брак интересен как предусловие создания семьи и рождения детей.

Демография интересуется наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет, т.е. фактическим браком.

В семейном праве под фактическим браком понимается официально не зарегистрированный брак, сожительство , т.е. совместное проживание в одном домохозяйстве двух взрослых людей, не связанных браком или родственными отношениями, но имеющих эмоциональные и сексуальные отношения.

Мотивы, согласно которым люди юридически не оформляют свои отношения, могут быть различны. Можно выделить следующие типы сожи- гельств и сожительствующих :

  • «эмоционально захваченные», но еще не готовые к браку;
  • собирающиеся вступить в брак и живущие совместно в ожидании этого;
  • живущие вместе по экономическим причинам (бедняки);
  • рассматривающие сожительства как постоянную альтернативу браку.

Демографию интересует и юридическая форма брака, поскольку с этим

понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.

Наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления - важный индикатор состояния семьи как социального института. В последние десятилетия наблюдается рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств. Это свидетельствует об углубляющемся кризисе семьи, о деградации семейных ценностей, в результате чего обостряется общественное неблагополучие и распространяются девиантные формы социального поведения. Дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли внебрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых материнских семей. Возможность жить в сожительствах, без легализации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормативных форм совместной жизни .

Брачное состояние - это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны.

  • 1) лица, никогда не состоявшие в браке;
  • 2) лица, состоящие в браке и живущие в нем;
  • 3) вдовые и не вступившие в новый брак;
  • 4) разведенные и не вступившие в новый брак;
  • 5) лица, состоящие в браке, но не живущие вместе;
  • 6) лица, не состоящие в браке, но живущие вместе;
  • 7) случаи, которые невозможно классифицировать.

Данные основные категории брачного состояния выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов - процесс воспроизводства брачной структуры населения , которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения.

Распределение населения по категориям брачного состояния необходимо при изучении брачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения по принципу самоопределения (т.е. со слов опрашиваемых)

Брачность- процесс формирования брачных пар.

Показатели брачности и разводимости

Современная классификация миграционного движения

Миграция населения -- это один из видов мобильности, а именно -- пространственная мобильность или в более узком и специальном значении слова под миграцией населения понимается совокупность переселений людей, то есть таких их перемещений по территории, которые неразрывно связаны со сменой ими мест жительства на относительно продолжительный срок.

В миграционное движение населения обычно включают 4 основных вида: переселения (безвозвратная миграция), сезонная, маятниковая, эпизодическая.

Маятниковая (приграничная) миграция- ежедневный (реже еженедельный) переезд с места постоянного места жительства на место работы или учебы в другом межпоселенном пункте или гос-ве. Сюда не стоит включать понятие «эпизодические передвижения», т.е. деловые, туристические поездки, не имеющие регулярного характера.

Понятие «долгосрочная или постоянная миграция» часто ассоциируется с безвозвратной миграцией. Однако стоит различать эти понятия. В России категория постоянно проживающего дается после 6 месяцев проживания, по подходу ООН такой статус приобретается после одного года. Кроме того долгосрочная (постоянная) миграция имеет трудовой, коммерческий, учебный характер, являясь таким образом одной из разновидностей возвратной миграции.

Безвозвратная миграция связана не только с изменением постоянного места жительства, но и со сменой гражданства, если речь идет о международной миграции. В последнем случае говорят об эмиграции или иммиграции.

Вынужденная миграция м.б. международной и внутренней. Основные понятия здесь: беженцы, лица ищущие убежища, депортированные, эвакуированные, перемещенные лица (если это внутренние передвижения). Для этого типа миграции характерна внезапность, остутствие времени на принятие обдуманного решения. Так что сюда не включается понятие «экономических беженцев». Однако как исключение сюда можно отнести «лиц ищущих убежище».

  • 3 стадии миграции:
  • 1-принятие решения мигрировать,
  • 2-непостредственное территориальное перемещение,
  • 3-стадия адаптации

Международная миграция населения - территориальные передвижения людей через госграницы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства или с пребыванием в стране-въезда, имеющем долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, отдых, лечение и т.д.

Феномен «прозрачных границ» о необходимости подразделения двух понятий: международная и внешняя миграция. Можно сказать что внешняя миграция это промежуточный тип который при определенных условиях может принимать внутренний или международный характер а может выступать и самостоятельно отражая например этническую миграцию.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, туристические, рекреационные и т.п. поездки, не имеющие регулярного временного характера. Считается, что по своим масштабам этот вид миграции превосходит все остальные, хотя по своей значимости, особенно демографической, существенно им уступает.

Семью в исторической перспективе можно рассматривать и с точки зрения типологии отношений в ней. В семье есть три типа отношений: отношения порождения (родители – дети), отношения кровного родства (сиблинги – одно слово для обозначения сыновей и дочерей), отношения свойства (муж – жена).

Исходя из типов отношений С. И. Голод (1998) конструирует три идеальных исторических типа семьи:

патриархальный (или традиционный);

детоцентристский (или современный);

супружеский (или постсовременный).

Такая классификация подчеркивает изменение внимания к тем или иным отношениям на протяжении исторического периода. Отказ от сватовства (когда родители подбирали молодым пары) и появление избирательности в предбрачный период предопределило возникновение новой семейной стратегии – супружеской. В этом случае общение супругов не ограничивается ритуализированным набором безличных отношений, свойственных патриархальной семье. Кроме физической интимности есть потребность в душевной близости. При этом появляется ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей (но непременно в значимой) степени оказывает воздействие на стабильность индивидуальной семьи.

Одна из распространенных классификаций брачности – подразделение семьи на европейский и азиатский типы.

В XVI веке в европейских странах начинает проявляться тенденция к повышению брачного возраста. Исследователь этой тенденции английский демограф Дж. Хаджнал (1979) назвал новый тип брачности европейским . Его характерными чертами являются поздний возраст вступления в брак и высокий уровень безбрачия. Имеющиеся данные о населении Европы в XVI–XVII веках свидетельствуют о том, что средний возраст вступающих в брак женщин составлял 25 лет, а мужчин – 28 лет. Эта тенденция существовала до начала XX века, то есть практически 400 лет. Сопоставляя данные разных источников, Дж. Хаджнал установил, что европейский тип брачности был характерен для государств, расположенных западнее воображаемой линии Санкт-Петербург – Триест в Европе, и для стран Северной Америки, то есть для США и Канады.

Таким образом, данный тип брачности свойственен большинству европейских стран, за исключением Болгарии, России и Сербии. Промежуточное положение занимали Венгрия и Греция. Господствующий в Европе тип брачности был тесно связан с особенностями социально-экономического развития этих территорий, а также со спецификой протестантской этики. При европейском типе брачности с момента наступления зрелости до заключения брака проходит достаточно длительный период времени. Так, в возрасте от 20 до 30 лет человек может работать с максимальным напряжением. Он здоров и не обременен заботой о детях. Это наиболее благоприятный период, когда есть возможность делать денежные накопления и карьеру. Следовательно, поздний брак способствует росту материального благосостояния, и люди вступали в брак в более зрелом возрасте, поскольку необходимым условием бракосочетания было достижение определенного жизненного стандарта.

Вот характерные черты европейского типа брачности (Хаджнал, 1979. С. 16):

Относительно более поздний возраст вступления в брак – для мужчин 28–39 лет, для женщин – 21–29 лет, что объясняется потребностью создать материальную базу семьи;

Относительно большая доля лиц, никогда не вступавших в брак к 50 годам: для мужчин – 9–15 %, для женщин – 11–18 %;

Меньшее количество детей (в среднем пять-семь), рождаемых с большими интервалами (два-четыре года) за весь репродуктивный период, что объясняется существенным снижением детской и младенческой смертности у обеспеченных слоев населения.

Азиатский тип брачности, сохранившийся в России, обусловлен преобладанием крестьян среди населения и принадлежностью семьи общине. В этом случае отец мог при жизни не выделять наделы сыновьям. Это вело к тому, что браки заключались рано, но не нуклеарная семья решала свои проблемы, а глава патриархальной семьи или его жена.

В Советском Союзе при нерешенности жилищной проблемы новая семья также продолжала жить на территории родительской, но уже не из-за желания патриарха не давать наделы детям, а в силу отсутствия возможности для новой семьи обзавестись собственным жильем. В этом случае не родители, а бабушки и дедушки обеспечивали экономический уровень семьи и воспитывали детей.

Исторические иллюстрации семейных групп

Дохристианские отношения в браке

Практически невозможно составить последовательное историческое описание семьи из-за неравномерности ее описания в различные исторические эпохи в разных странах. Во многих случаях данных о быте людей в конкретный период времени недостаточно. Письменные источники с древности были предназначены не для описания повседневной жизни людей, а для фиксации важных государственных событий или для хозяйственных нужд. Именно поэтому многие доступные описания следует воспринимать как иллюстративные.

Как бы ни были разнообразны теоретические представления о происхождении семьи, реальные примеры не вписываются в них. Для изучения студентами предлагаются исторические свидетельства, характеризующие семью на разных этапах ее развития. Выбранные примеры не охватывают всю историю земного шара (для этого потребовалось бы многотомное издание). Они позволяют лишь проанализировать с психологической точки зрения отношение к семье в рамках европейской традиции. Это именно та семья, с которой с большой вероятностью будет работать психолог в нашей стране.

Первые сведения о семьях, создаваемых в ранних цивилизациях, мы получаем из сохранившихся документов. Важнейшим подобным источником являются законы шестого царя первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.). Эти законы были найдены в 1901 году французской археологической экспедицией под руководством Ж. де Моргана при раскопках в Сузах – столице Эламского царства, восточного соседа Вавилонии. Некогда эламский царь вывез в качестве трофея в Сузы стелу с начертанными на ней законами. Базальтовая стела оказалось разбитой на три части.

Законы Хаммурапи в древности много раз переписывались на глиняных табличках, что позволило ученым восстановить все тексты (Сборник, 1996).

Система законов Хаммурапи представлена в таком виде:

Суд (ст. 1–5);

Собственность (ст. 6–124);

Брак и семья (ст. 126–195);

Преступления против личности (ст. 196–214);

Договоры найма (ст. 215–282).

Вот некоторые пункты законов Хаммурапи, которые, судя по всему, существовали достаточно долго и были приняты не только в Вавилоне.

§ 128. Если человек возьмет жену и не заключит (письменного) договора, то эта женщина – не жена.

§ 129. Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, (то) должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба.

§ 130. Если человек изнасилует жену человека, не познавшую мужчину и жившую в доме своего отца, и возляжет на ее лоно, а его схватят, (то) этого человека должно убить; эта женщина останется свободной (от ответственности).

§ 131. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а лежащей с другим мужчиною она не была захвачена, (то) она должна произнести клятву богам и может вернуться в свой дом.

§ 137. Если человек вознамерится покинуть наложницу, родившую ему детей, или бесплодную (женщину), (то) должно вернуть этой женщине ее приданое, а также дать ей отрезок поля, сада и (движимого) имущества, чтобы она могла вырастить своих детей. Когда она вырастит детей, должно выдать ей из всего данного ее детям долю, подобную (доле) одного (сына) – наследника, и затем ее может взять замуж любимый ею муж.

Этот текст, как представляется, нужно понимать следующим образом. Если жена бесплодна, она должна найти мужу наложницу, чтобы у того остались наследники. Следует отметить, что эти законы противоречат представлению об инфантициде в древности. Дети представляли собой богатство. Они были хранителями имущества, которое нарабатывала семья. Многие законы регламентируют, каким образом жена предоставляет наложницу и как наложница должна вести себя.

Исторические типы брачности в Европе

Заметим, что не только разный исторический период времени был «стартом» для развития европейского типа брачности в разных частях Европы, но и распространение определенного типа брачности в той или иной части Европы менялось со временем, порой кардинально. Например, европейский тип брачности после Второй мировой войны сменился неевропейским, а затем вновь население Северо-Западной Европы вернулось к европейскому типу брачности. Как отмечает Ван де Каа , изменения в демографической ситуации с середины 1960-х годов стали началом второго демографического перехода: растет уровень безбрачия и средний возраст вступления в брак как следствие распространения индивидуалистически ориентированной системы ценностей и изменения норм поведения. Например, суммарный коэффициент первой брачности женщин и мужчин для большинства европейских стран в середине 1960-х гг. был близок к 1, а в середине 1980-х гг. - был около 0,5-0,6 для стран Северной и Западной Европы. Средний возраст вступления в первый брак в 1984 г. был равен 26,1 лет в Дании и 27,3 в Швеции. Позже такие изменения стали происходить в Южной и Восточной Европе.

В связи с развитием второго демографического перехода возникают новые критерии классификации типов брачности, и теперь развитые регионы можно классифицировать по возрасту вступления в первый брак и по доле состоящих в браке .

Таблица 1. Типы брачности в шести развитых регионах мира

Возраст вступления в первый брак

Брачность

Разводимость

Консенсуальная брачность

Низкая

Высокая

Восточная Европа

Западная и Северная Европа

Южная Европа, Восточная Азия

Согласно исследованиям М. Митерауэра и К. Казера , основой для единой европейской модели формирования домохозяйств во всей Западной и Центральной Европе, а также на незначительной территории Восточной Европы, стала система землевладения, основанная на неделимом наделе. Система подразумевает наличие одной супружеской пары в усадьбе, откладывание брака до получения наследства, частый переход надела из рук в руки вследствие повторных браков вдов, отход старшего поколения от дел и передача главенствования в семье молодым, наем работников в зависимости от нужд домохозяйства и т.п. По мнению М. Митерауэра и К. Казера, эта система землевладения распространилась на территориях к западу от Эльбы вследствие германской колонизации в Средние века. На этих территориях встречаются смешанные типы брака и домохозяйств, а также система родства и наследования.

Крестьянское сообщество было неоднородным и состояло из двух социально экономических групп: «полные» крестьяне владели большими фермами со средним размером участка примерно в 1,5 стандартного надела, мелкие владельцы были по социально-экономическому статусу ниже крестьян и владели участком в 0,5 стандартного надела.

С одной стороны, снижение репродуктивных установок населения может приводить к европейскому типу брачности, как к «способу» контроля рождаемости в условиях отсутствия эффективных и массовых средств контрацепции (так называемый «старый мальтузианский тип брачности» ).

С другой стороны формирование европейского типа брачности может быть обусловлено недемографическими мотивами, и снижение рождаемости могло быть лишь одним из последствий изменения в моделировании брачности.

На наш взгляд, социально-экономические и институциональные факторы оказывают более серьезное влияние на формирование типов брачности, чем демографические. Социально-экономические и институциональные факторы могут влиять на формирование типов брачности опосредованно через демографические факторы, изменяя половозрастной состав населения, структуру домохозяйств и прочее.

Влияние структуры домохозяйств на типы брачности

В Западной Европе в период раннего средневековья социальная стратифицикация была закреплена законодательно, и это влияло на брачность. Судя по материалам Сен-Жерменского и Реймского полиптиков, правовое деление зависимых крестьян оказывало существенное влияние на формирование супружеских пар. Юридические градации зависимого населения могли служить сдерживающим фактором при заключении брачных союзов, что в первую очередь сказывалось на женской части этого населения (несмотря на некоторое уменьшение действия этого фактора в середине IX в., судя по данным Реймского полиптика) .

Во владениях монастырей Северной Галлии определенное сдерживающее влияние на брачность могла оказывать и специфика половозрастного состава зависимого населения, связанная с численной нехваткой женщин брачного возраста.

Особенностью семейной структуры во владениях каролингских монастырей являлось значительное число неполных крестьянских семей (в частности, не вступивших в брак), что несколько отличает брачную ситуацию здесь от традиционного типа.

Таким образом, материалы каролингских описей дают основания говорить о существовании в зависимом населении церковных сеньорий элементов обоих типов брачности - традиционного и «европейского». Можно предположить, что постепенное изменение некоторых условий (в частности, уменьшение разницы в численности между полами, утверждение малой семьи и др.) еще на этапе развитого феодализма могло способствовать формированию именно «европейского» типа брачности. Иными словами, истоки такой брачной ситуации следует искать в особенностях социально-экономического и демографического развития феодальной эпохи. Условия же, сложившиеся здесь в период разложения феодальных отношений и генезиса капитализма, лишь ускорили этот процесс и довели его до логического завершения.

Теперь рассмотрим структуру домохозяйств в Центральной Европе в период позднего средневековья. Типы семей в Центральной Европе были традиционные или промежуточные. Интересные результаты в изучении семейных структур дало исследование М. Шолтычека, где он обращает внимание на соотношение числа нуклеарных и сложных семей в крестьянском сообществе Буяков, где была относительно высока доля ремесленников. В этой сельской местности, по классификации Хамела-Ласлетта, 2/3 семей были нуклеарными, а оставшаяся треть представляла собой сложные домохозяйства (расширенные и составные) . В отдельные годы в некоторых деревнях была зарегистрирована довольно высокая доля сложных домохозяйств, что могло «отражать потенциальную способность домохозяйств к расширению и переходу от простых форм к более сложным под влиянием демографических, социальных и институциональных факторов, специфических для каждой деревни» .

В Буякове наблюдались разные типы переходов в семейных структурах, а именно, переход от нуклеарного домохозяйства к расширенному и обратный переход - от расширенного к нуклеарному. Это могло быть продолжение совместного проживания двух и более брачных пар, но с передачей функций главы одному из детей; превращение домохозяйства в расширенное после смерти одного из родителей; прямой переход к нуклеарной семье при образовании младшим поколением отдельного домохозяйства .

Следует также отметить две другие особенности семейных структур в Буякове в позднем средневековье :

  1. Наличие института услужения. Неженатые и незамужние молодые слуги составляли 12,9% от общего населения.
  2. Наличие квартирантов , которые составляли 3% населения прихода.

В качестве основного вывода следует отметить, что исторические типы брачности и формирования семей в разных регионах Европы в разные периоды средневековья были весьма многообразны. Наличие признаков «европейского» типа брачности, по классификации Дж. Хаджнала, наблюдалось уже в ранние периоды средневековья в Западной Европе. Для Центральной Европы такая «переходность» была характерна в эпоху позднего средневековья.

Второй основной вывод: типы брачности во многом определяются социально-экономическими и институциональными факторами, действующими на данной территории в определенный момент времени.

Следующим этапом работы в направлении изучения исторических типов брачности в европейском населении может стать классификация и ранжирование по значимости социально-экономических и институциональных факторов, влияющих на преобладание того или иного типа брачности. Кроме того, интересно посмотреть на взаимосвязь динамики рождаемости и брачности в историческом европейском населении, чтобы, ответить на следующие вопросы:

  • что первично - изменения в рождаемости или изменения в брачности;
  • обеспечивал ли европейский тип брачности снижение рождаемости или рождаемость снижалась вследствие удлинения интервалов между рождениями и отказом от рождений в определенном возрасте или при достижении желаемого числа детей;
  • http://www..html
    Иванов С.Ф. Новое лицо брака в развитых странах.
    Шолтычек М., op.cit.
    Lesthaeghe, R. and J. Surkyn. 2004. "When history moves on: The foundations and diffusion of a second demographic transition" Paper presented at the seminar on "Ideational perspectives on international family change", Population Studies Center, Institute for Social Research (ISR), University of Michigan, Ann Arbor. C.I.
    Блонин В.А., op.cit.
    Там же. с. 25.
    Шолтычек М., op.cit., с.244-245.
    Там же, с.250.
    Шолтычек М., op.cit., с.252-253.
    Там же, стр. 253-254.

Похожие публикации