Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Что такое 3 строфы. Строфа и ее разновидности. Какие существуют виды деления строф

Изучать стихотворную строфу стали еще во времена позднего Средневековья. Но появилась она, возможно, лишь чуть позже возникновения собственно человеческой речи.

В XX веке появилась даже специальная область знаний «строфика», изучающая редкие виды стихотворных первичных форм, их наличие, например, в «белых стихах» или в «стихотворениях в прозе». Сейчас издано огромное количество интересных научных исследований по этой тематике. Но что такое строфа, прекрасно знали еще древние греки: у них этим термином обозначались части трагедии, разделенные смыслом или паузой. На сцене это разделение подчеркивалось поворотом актеров, участников «хора» в другую сторону.

Вконтакте

Одноклассники

Умение разбивать речь для большей выразительности и более сильного воздействия на слушателей существует с древнейших времен.

Проще всего определить, что является строфой в стихотворении, при помощи ритмического рисунка, рифмы и смысловой законченности. Наиболее очевидным, при наличии в стихотворении рифмы, является деление, связанное с рифмовкой.

Таким образом, для простейших форм стихосложения очевидны строфы в виде:

  • двустишия (каждая нечетная строка зарифмована с четной, и получившееся двустишие создает законченный образ или формулирует определенную мысль);
  • четверостишия (комбинация двустиший с различным методом рифмовки);
  • шестистишия (комбинация четверостишия и заключительного, реже вводного, двустишия).

Таким образом, простейшие строфы состоят из двух, четырех или шести строк. Наиболее верным определением этого сочетания строк в стихотворении будет: «Строфа - это две или несколько стихотворных строчек, связанных ритмикой, смыслом и способом рифмовки».

Помимо простейших строф, существуют и более сложные их виды, связанные с развитием искусства стихосложения и разнообразием стихотворных форм. Но тут следует быть осторожным и помнить об определении этого сочетания строк, приведенного выше.

Так, четырнадцать строк в сонете не считаются отдельной специфической строфой из четырнадцати строк. Считается, что классический правильный сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов (трехстиший). Усложненные сонеты могут состоять из двух четверостиший и заключительного шестистишия, если первые три строчки заключительных шести строчек рифмуются с последними тремя (рисунок рифмы АbbА bААb AbCAbC, строчными символами обычно обозначают мужскую рифму, прописными - женскую).

А вот четырнадцать строк «Евгения Онегина» , скомпонованных по рифменной схеме AbAb CCdd EffE gg, принято считать одной «онегинской строфой», это устойчивое научное название. Хотя, на первый взгляд, трудно определить, сколько строк в «онегинской строфе». Ведь поначалу кажется, что каждый авторский фрагмент «Евгения Онегина» можно разделить на два четверостишия и три двустишия или на два катрена (четверостишия) с различной рифмовкой и заключительное шестистишие.

Не пропустите: в литературе, примеры использования.

Исторически сложившиеся и искусственно созданные

Выражаясь более научно: «Строфа есть единица поэтического текста, выраженная в группе стихов, исполняющая функцию абзаца в прозе, обладающая собственным ритмическим рисунком, чаще всего ограниченная рифмой и соответствующая другим единицам произведения».

Но поэтический мир настолько разнообразен, что в поэзии есть большое количество сочетаний строк или «стихов», обязанных своему появлению на свет или собственной уникальностью, или историческому развитию стихосложения в той или иной стране, или изощренному взлету поэтического гения какого-либо поэта или группы поэтов. А эти уникальные литературные формы, соответственно, рождают и специфические виды строф.

Обязательно нужно выделить:

Есть и более экзотические виды поэтических стихотворных форм, например, арабские и среднеазиатские «газели», латинские секвенции и итальянские мадригалы, в которых количество строчек в этой «единице поэтического текста» следует определять, ориентируясь не на рифмы, а на законченность смыслового фрагмента произведения.

В песнях, белом стихе и в «стихотворениях прозой»

В песенном и народном творчестве строфы определяются почти так же, как в рифмованных стихах, стоит только обращать внимание на музыкальную законченность фрагмента произведения.

В «белых стихах», сказаниях (былинах или тюркских «дастанах») или произведениях, подобных «стихотворениям в прозе» И. С. Тургенева , законченный первичный фрагмент произведения можно выделять:

  • или исследованием текста на паузы в ритмике («клаузулы»);
  • или принимать за строфы выделенные автором абзацы из нескольких предложений.

Например, в известнейшем «Буревестнике» Максим Горький лично работал над разбивкой текста, выделяя наиболее важные в смысловом отношении фрагменты. Из-за чего и получается, что довольно длинный абзац:​ «Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады», ─ это одна строфа, совершенно равноправная с самым коротким абзацем этого шедевра: «Буря! Скоро грянет буря!».

Более глубокий анализ текста ─ на паузы или клаузулы ─ ученикам школ делать не понадобится, но, если необходимо подготовиться к поступлению в гуманитарные вузы, стоит почитать специальную литературу.

Вот короткий список наиболее значимых книг и изданий:

  • «Теория стиха», Жирмунский М. В. , 1985 год;
  • «Русские стихи в комментариях», Гаспаров М. Л. , 1993 год;
  • «Литературная энциклопедия» (соответствующая статья).

Также необходимые уточнения по данному предмету можно получить на некоторых научно-литературных сайтах. Из их огромного количества, безусловно, стоит рекомендовать сайт «Академкнига» и сайт «Гуманитарная Россия» и посвященный строфике раздел: www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?course=4&raz=3&pod=1&view=c

СТРОФА (греч. strophe - поворот) - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.

Лишь тому, чей покой таим,

Сладко дышится...

Полотно над окном моим

Не колышется.

Ты придёшь коль верна мечтам,

Только та ли ты?

Знаю: сад там, сирени там

Солнцем залиты.

(И.Ф. Анненский) Я лугами иду - ветер свищет в лугах:

Холодно, странничек, холодно.

Я лесами иду - звери воют в лесах

Холодно, странничек, холодно.

Холодно, родименький, холодно!

(Н.А. Некрасов)

ВИДЫ СТРОФ:

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

(Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня?

(Расул Гамзатов)

ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

В беспечных радостях, в живом очарованье,

О дни весны моей, вы скоро утекли.

Теките медленней в моём воспоминанье.

(А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима глядит в глаза.

(И.А. Крылов)

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю. Лермонтов)

ШЕСТИСТИШИЕ - строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

(А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

Опять звучит в моей душе унылой

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.

СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Hедаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю. Лермонтов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне...

(М.В. Лермонтов)

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) - сложная строфа из 10 стихов.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать

(М.В. Ломоносов)

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб.

(Г. Державин)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

(А.С. Пушкин)

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливым твоим,

Не хочу и славы;

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье».

(В.А. Жуковский)

СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».

Итальянский сонет строится по схеме «4+4+3+3»

Когда, как солнца луч, внезапно озаряет

Любовь ее лица спокойные черты,

Вся красота других, бледнея, исчезает

В сиянье радостном небесной красоты.

Смирясь, моя душа тогда благословляет

И первый день скорбей, и первые мечты,

И каждый час любви, что тихо подымает

Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

Она того, кто вдаль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит,

По правому пути, где нет людских страстей

И, полон смелостью, любовью вдохновленный,

Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!

(Ф. Петрарка)

Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2».

Сравню ли я тебя с весенним днем?

Спокойней ты, нежнее и милее.

Но ветром майский цвет на смерть влеком

И лето наше мига не длиннее.

Небесный глаз то блещет без стыда.

То скромно укрывается за тучей;

Прекрасное уходит навсегда,

Как рассудил ему природы случай.

Но твой не завершится ясный день,

Ему не страшны никакие сроки;

Ты в смертную не удалишься тень,

В бессмертные мои отлитый строки.

Пока дышать и видеть нам дано,

Живёт мой стих - и ты с ним заодно.

(В. Шекспир)

ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC

(«Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про всё, что видел в этой чаще…

(А. Данте)

ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

Ты промелькнула, как виденье,

О, юность, быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,

И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье,-

О, юность быстрая моя!

(К. Бальмонт)

РОНДО - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,

Земля не ждёт весеннего привета,

Но бережёт погожих, тёплых дней,

Но расточительная, всё пышней

Она цветёт, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далёко где-то

Конец таится радостных лучей,

И что недаром плакал соловей

В начале лета.

Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

В начале лета.

(М.А.Кузмин)

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА - строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо

в 7-6 вв. до н. э. (подробней о Сапфо). Графическая схема строфы:

-È-È-ÈÈ-È-È

-È-È-ÈÈ-È-È

-È-È-ÈÈ-È-È

Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.

Ночь была прохладная, светло в небе

Звёзды блещут, тихо источник льётся,

Ветры нежно веют, шумят листами

Тополы белы.

(А.Н. Радищев)

АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

СПЕНСЕРОВА СТРОФА - девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).

НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.

СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(К. Чуковский)

22. РИФМА - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы:

Мой дядя самых честных пр|авил,

Когда не в шутку за|немог,

Он уважать себя заст|авил

И лучше выдумать | не мог» (Пушкин).

В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:

Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС);

Женскую рифму, где ударение на предпоследнемслоге. В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ;

Трёхсложную рифму, дактилическую, в которой ударение - на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА).

Также существует разделение:

Панторифма - все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например - рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек)

Сквозная рифма - проходит через всё произведение (например - одна рифма в каждой строке)

Эхо-рифма - вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Рифмы бывают точные и неточные.

В точной достаточной рифме совпадают:

а) последний ударный гласный,

б) звуки, начиная от последнего ударного гласного.

Точной рифмой считается и рифма типа "пишет – слышит – дышит" (Окуджава). Также к точным относятся т.н. йотированные рифмы: "Тани – заклинаний" (АСП), "опять – рукоять" (Фирнвен).

Пример строфы с точными рифмами(совпадают именно звуки, а не буквы):

Приятно, катану сжимая,

Врага превращать в винегрет.

Катана – мечта самурая,

Но лучше ее – пистолет. (Гарет)

В неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: "навстречу – сеча", или "книга – Кинга" у Медведева. Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут очень украшать и разнообразить стих.

Рифмы частей речи

Глагол - существительное:

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли. (М. Цветаева).

Глагол - наречие:

Ты всем была. Но, потому что ты

Теперь мертва, Бобо моя, ты стала

Ничем - точнее, сгустком пустоты.

Что тоже, как подумаешь, немало. (И. Бродский)

Существительное - прилагательное:

Как конквистадор в панцире железном,

Я вышел в путь и весело иду,

То отдыхая в радостном саду,

То наклоняясь к пропастям и безднам. (Н. Гумилёв)

Существительное - наречие:

О чём шумят друзья мои, поэты,

В неугомонном доме допоздна?

Я слышу спор. И вижу силуэты

На смутном фоне позднего окна. (Н. Рубцов)

Существительное - числительное:

Птиц не видать, но они слышны.

Снайпер, томясь от духовной жажды,

То ли приказ, то ль письмо жены,

Сидя на ветке, читает дважды… (И. Бродский)

Существительное - предлог:

Голубой саксонский лес.

Грёз базальтовых родня,

Мир без будущего, без -

Проще - завтрашнего дня. (И. Бродский)

Существительное - союз:

Нас других не будет! Ни

Здесь, ни там, где все равны.

Оттого-то наши дни

В этом месте сочтены.

Прилагательное - наречие:

Не возьмёшь мою душу живу,

Не дающуюся, как пух.

Жизнь, ты часто рифмуешь с: лживо, -

Безошибочен певчий слух!

Прилагательное - местоимение:

Вот вам розы, - протянитесь на них! -

Милый друг, унесший самое-самое

Дорогое из сокровищ земных! (М.Цветаева)

Прилагательное - числительное:

Он молчалив и нелюдим,

Всегда один, везде один…

Старшее поколение помнит веселый мультфильм и слова одного из героев: «Я поэт, зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик», а так же другого героя, Незнайку, который очень страдал, что не умеет писать стихи. Неужели можно научиться писать стихи? Опытные поэты настоятельно советуют как минимум, попробовать излагать свои чувства в рифмованном виде. И для начала полезно узнать, что такое строфа в стихотворении.

Что такое строфа?

Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.

Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.

Строфы имеют ряд признаков:

Основные:

  • Не меняющееся количество строк.
  • Графическая обособленность, то есть формат абзаца.
  • Завершенность мысли.
  • Интонационная и синтаксическая законченность.

Второстепенные:

  • Неизменный порядок стихов (строк) определенной длины.
  • Постоянный порядок рифм или стиховых окончаний.

В школе все читали и заучивали множество стихотворений и отрывков более крупных произведений: баллады, оды, романы в стихах, поэмы в стихах. Обращается внимание, что все произведения имеет разный ритм – это зависит от того, какая строфа присуща конкретному произведению. Наиболее известные такие виды строф:

Простые:

  • Двустишие – строфа из двух стихов (виршей). Иногда две строчки образуют абзац, иногда – разделяются только рифмовкой. Иногда двустишие используют как эпиграф к произведению. Иногда это афоризм какого-либо известного человека, высказывание мудреца.
  • Трех-, четырехстишие

Сложные:

  • пяти-, шести-, семи-, восьми-, девяти-, десятистишие – характеризуются четким количеством строф из указанного количества стихов (рифмованных строк).
  • Онегинская строфа – четырнадцатистишие, созданное А.С.Пушкиным: практически все строфы имеют размер в четырнадцать строк, но каждая может быть разделена на три четверостишия и замыкающее двустишие.
  • Балладная строфа характеризуется разной длиной строк: четные строки несколько короче нечётных.
  • Сонет – произошло от слова «песенка» и такое произведение твердой формы состоит из трех четверостиший и замыкающего двустишия. Очень популярна в поэзии романтиков, характерно для эпохи Возрождения, барокко.
  • Астрофизм характеризуется отсутствием симметричного деления на строфы. Классический пример – «Айболит» К.Чуковского.

Количество слогов в каждой строке строфы, а так же ударения на одинаковых слогах создает ритм всего произведения. Такой ритм обозначают латинскими буквами А, В, С,D. Например, классическое двустишие можно записать так: АА, ВВ, СС. Правильное чередование мужских и женских окончаний, превращает стихотворение в четверостишие:

  • Иксообразное АВАВ, СDСD.
  • Опоясывающая АВВА, СDDС.

Разные сочетания и объединения простых строф в результате дают сложные строфы. В любом случае строфа остается завершенным по смыслу отрывком. И если смысл не укладывается в одну строфу, то ее соединяют с другой.

Интернациональные строфы

До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.

В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.

СТРОФА (греч. strophe - поворот)- группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, количества стихов и пр.

Лишь тому, чей покой таим,

Сладко дышится...

Полотно над окном моим

Не колышется.

Ты придёшь коль верна мечтам,

Только та ли ты?

Знаю: сад там, сирени там

Солнцем залиты.(И.Ф. Анненский)

ВИДЫ СТРОФ:

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить? (Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня? (Расул Гамзатов)

ТРЁХСТИШИЕ (терцет)- простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

В беспечных радостях, в живом очарованье,

О дни весны моей, вы скоро утекли.

Теките медленней в моём воспоминанье.(А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться неуспела,

Как зима глядит в глаза. (И.А. Крылов)

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ. (М.Ю. Лермонтов)

ШЕСТИСТИШИЕ- строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись. (А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

Опять звучит в моей душе унылой

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый

Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень. (Л.А.Мей)

СЕМИСТИШИЕ (септима)- сложная строфа из семи стихов.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Hе даром помнит вся Россия

Про день Бородина! (М.Ю. Лермонтов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (А.С. Пушкин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне. (М.В. Лермонтов)

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима)- сложная строфа из 10 стихов.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать (М.В. Ломоносов)

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб. (Г. Державин)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданноеА. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

И часто целый день одна

Сидела молча у окна. (А.С. Пушкин)

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливым твоим,

Не хочу и славы;

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье». (В.А. Жуковский)

СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».

Итальянский сонет строится по схеме«4+4+3+3»

Когда, как солнца луч, внезапно озаряет

Любовь ее лица спокойные черты,

Вся красота других, бледнея, исчезает

В сиянье радостном небесной красоты.

Смирясь, моя душа тогда благословляет

И первый день скорбей, и первые мечты,

И каждый час любви, что тихо подымает

Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

Она того, кто вдаль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит,

По правому пути, где нет людских страстей

И, полон смелостью, любовью вдохновленный,

Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной! (Ф. Петрарка)

Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2».

Сравню ли я тебя с весенним днем?

Спокойней ты, нежнее и милее.

Но ветром майский цвет на смерть влеком

И лето наше мига не длиннее.

Небесный глаз то блещет без стыда.

То скромно укрывается за тучей;

Прекрасное уходит навсегда,

Как рассудил ему природы случай.

Но твой не завершится ясный день,

Ему не страшны никакие сроки;

Ты в смертную не удалишься тень,

В бессмертные мои отлитый строки.

Пока дышать и видеть нам дано,

Живёт мой стих - и ты с ним заодно. (В. Шекспир)

ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про всё, что видел в этой чаще… (А. Данте)

ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

Ты промелькнула, как виденье,

О, юность, быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,

И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье,-

О, юность быстрая моя! (К. Бальмонт)

РОНДО- стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,

Земля не ждёт весеннего привета,

Но бережёт погожих, тёплых дней,

Но расточительная, всё пышней

Она цветёт, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далёко где-то

Конец таится радостных лучей,

И что недаром плакал соловей

В начале лета.

Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

В начале лета. (М.А.Кузмин)

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА- строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфов 7-6 вв. до н. э. Графическая схема строфы:

Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.

Ночь была прохладная, светло в небе

Звёзды блещут, тихо источник льётся,

Ветры нежно веют, шумят листами

Тополы белы. (А.Н. Радищев)

АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.

КОРОЛЕВСКАЯСТРОФА- семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

СПЕНСЕРОВАСТРОФА- девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).

НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.

СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)

Приведем несколько вариантов строф.

Четверостишие , или как ее называют реже, катрен, - чаще всего встречающаяся разновидность строфы, состоящей из четырех стихотворных строк. Катрен обязан своей популярностью у авторов большому количеству вариантов рифмовки. Четверостишие, как правило, является законченной и по смыслу, и с точки зрения синтаксиса группой строк.

Октава , строфа, имеющая восемь строк, встречается реже, чем четверостишия, однако также считается довольно распространенной. В России написанием стихотворений октавами увлекались представители дворянской поэзии, в том числе и Кюхельбекер.

Этот способ группировки строк в предложении появился в Италии. Изначально к нему предъявлялись строгие требования относительно расположения рифмованных строк внутри строфы, а также к интонационной нагрузке. Октаву открывает женская рифма, которая на протяжении шести строк через одну чередуется с мужской. Окончания последних двух строк октавы имеют собственное, обычно женское, созвучие. Октава имеет сильное, напряженное звучание, однако в современной русской поэзии используется довольно редко.

Терцина - это строфа, имеющая три строки, две из которых рифмуются между собой, а третья - с двумя строками следующей терцины. Схематически терцину можно изобразить следующим образом: аба бвб вгв гдг и т.д., где каждая буква обозначает рифмованную строку стихотворения. Завершается терцина отдельной строкой, рифмующейся со второй строкой предыдущей стровы, так, что фактически получается уже не терцина, а четверостишие, довершая это сходство, многие авторы графически размещают замыкающий стих в одной группе с последней в стихотворении строфой.

Терцины пришли к нам из Италии, где впервые были употреблены Брунетто Латини, а повсеместное распространение получили после того, как Данте использовал их в «Божественной комедии». Классические итальянские терцины писались с использованием женских рифм, однако в настоящее время это требование соблюдается не всегда.

Онегинская строфа , по своей сути, является «стихом в стихе». Имея достаточно сложное строение, она дает автору широкие возможности для выражения смысла и настроения стихотворения. Условно онегинскую строфу можно разделить на четыре части - три четверостишия, последовательно написанные с использованием перекрестной, парной, а затем опоясывающей рифмовки, и одно двустишие, где строки рифмуются между собой.

Первые строки в этих группах, должны рифмоваться с использованием женского созвучия, завершающая пара строк объединяется мужской рифмой. Также можно довольно четко сформулировать и требования к композиционному построению строфы в этом случае. 1-я часть обозначает общую тему строфы, 2-я дает ее развитие, в 3-ей автор делает кульминацию, а 4-ая часть представляет собой логическое завершение, некий вывод, выраженный в ироничной либо афористической форме.

Использование онегинской строфы оправданно в длинных стихотворениях, насыщенных лирическими отступлениями и размышлениями автора. Впервые такой метод группировки строк в стихотворении был употреблен А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», что и дало строфе ее название.

Балладная строфа может иметь различное количество строк, число стоп в которых не должно быть одним и тем же. В строфе строки группируются следующим образом: четные имеют одно количество стоп, нечетные - другое. Чаще всего при написании балладных стоп используется анапест, при этом четные строки содержат четыре стопы, а нечетные - три.

Одическая строфа состоит из десяти строк, которые рифмуются в строго определенной последовательности. Условно ее можно разбить на два четверостишия, расположенные в начале и в конце строфы и двустишие, размещающееся между ними. Первое четверостишие пишется с использованием перекрестной рифмовки, замыкающее строфу - с использованием опоясывающей. Две строки, расположенные в центре строфы рифмуются между собой.

Термин «сонет », дословно переводящийся как «песенка», означает строфу, состоящую из 14 строк, сгруппированных в строго определенном порядке. Условно сонет можно разделить на два четверостишия и два трехстишия, где в общей сложности употребляется пять рифм, две в катренах и три в терцетах (трехстишиях).

По порядку расположения строк в строфе сонеты подразделяют на итальянские (в катренах используется опоясывающая или перекрестная рифмовка, причем одна и та же для обоих четверостиший, в терцетах рифмы могут чередоваться в любом порядке) и английские (строфа «разделяется на три катрена и одно рифмованное двустишие, для четверостиший используется такая же рифмовка, как и в итальянском сонете).

Для сонетов определены определенные композиционные требования, строфа должна строиться от завязки к развитию, затем кульминации и развязке. Сонеты часто используются при написании лирических стихотворений. Изначально появившись в Италии в конце 13 в., в русской поэзии такой способ группирования строк в строфу стал применяться только в 18 в.

Лимерики - строфы, состоящие из пяти строк, длина и способ рифмовки которых довольно четко определяются традициями. Содержание лимериков должно быть юмористическим, причем в самом стихотворении должна обыгрываться бессмыслица, а каждое пятистишие должно нести законченную мысль. Впрочем, часто лимерики состоят только из одной строфы.

Стихотворения-лимерики впервые появились в Британии, однако почему жанр носит именно такое название, доподлинно неизвестно. Довольно часто лимерики описывают действия главного героя и реакцию на них со стороны окружающих, однако такая узкая направленность значительно расширяется в виду того, что такое стихотворение должно иметь несколько толкований, в нем необходима игра слов, где смысл стиха меняется с каждой новой строчкой, а сам юмор должен быть то мягким и добрым, то ироничным и довольно острым.

Чаще всего лимерики пишутся анапестом, при этом форма рифмовки выглядит следующим образом: а а б б а. Интересно, что рифмованные строчки, расположенные в середине пятистишия часто составляются таким образом, чтобы в них «не хватало» трех слогов. В результате звучание стихотворение получается бойким, задорным. Широкое применение лимерики нашли в детской поэзии.

Похожие публикации