Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Арт терапия копытин. Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. Арт-терапевтическая работа с детьми

Александр Иванович Копытин (4 февраля 1959, Воронеж) — доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982.

С 1984 по 1999 работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальностям «медицинская психология» и «психиатрия» (тема диссертации: «Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний»).

С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда / Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии «Иматон», Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).

Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создает оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями ее эффектов.

С 2000 является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 — член научно-редакционного совета международного журнала «Тело, движение и танец в психотерапии» — «Body, Movement and Dance in Psychotherapy: International Journal for Theory, Research and Practice».

В 2010 при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук.

Книги (15)

Арт-терапия жертв насилия

Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к сложным случаям психотерапевтической практики, в частности при работе с людьми, пострадавшими от всевозможных форм насилия: от физических травм в детстве до сексуального насилия.

Арт-терапия наркоманий

Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к работе с наркозависимыми пациентами для их лечения, реабилитации и постреабилитации.

В качестве инструментов арт-терапевтической диагностики и коррекции авторы активно использовали такие рисуночные методики, как рисование мандал, гербов, талисманов, групповой рисунок и групповая фреска, изображение животного в комфортной для него среде обитания и «создание образа себя». Динамика некоторых клинических случаев проиллюстрирована рисунками, меняющимися по мере изменения представления пациентов о себе и о своем жизненном пути.

Арт-терапия. Хрестоматия

Хрестоматия является необходимым дополнением к ранее вышедшим книгам `Практикум по арт-терапии` (под ред. А.И.Копытина) и `Системная арт-терапия` (А.И.Копытин). Представлен широкий спектр теоретических и практических проблем арт-терапии, в частности тех,которые совершенно не освещены в отечественной литературе.

Авторы работ, включенных в сборник, являются специалистами из разных стран Европы, Америки и Израиля, что позволяет оценить как уровень современных достижений в данной области, так и своеобразие национальных арт-терапевтических традиций.

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала

Сборник посвящен диагностическому и психотерапевтическому использованию мандал — циркулярных изображений, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией.

Этот метод с успехом применяется в рамках различных направлений арт-терапии.

Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса

Одной из важных сфер работы психотерапевтов и практических психологов является оказание помощи лицам, пережившим травматический стресс.

В настоящем издании центральное место отводится описанию коррекционно-про-филактической программы, разработанной в соответствии с авторской моделью системной арт-терапии, представлены современные методы арт-терапии посттравматических расстройств, разнообразные методики, рекомендуемые для использования на разных этапах реализации программы, а также результаты ее применения.

Практикум по арт - терапии

В книге представлены различные формы современной арт - терапии, используемые в прикладной психологии, медицине, образовании и социальной сфере. Читатель найдет здесь лаконичные теоретические экскурсы и детальные описания хода индивидуальной и групповой арт - терапевтической работы с клиентами различных возрастов, при различных заболеваниях и социальных и психологических проблемах.

Для психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников, представителей творческих профессий, студентов психологических и других гуманитарных отделений вузов, а также тех, кто интересуется практиками самооздоровления, творческого раскрытия и личностного роста.

Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг

Книга отражает развитие арт-терапии в России за последнее десятилетие.

Включенные в нее статьи охватывают различные области применения арт-терапии и отражают многообразие ее форм и методов. Описываются процесс и приемы практической работы с детьми и подростками, с взрослыми пациентами, страдающими невротическими и личностными расстройствами, ПТСР, хроническими психическими заболеваниями, наркотической зависимостью, с беременными, а также с лицами, освободившимися из заключения и проходящими социально-психологическую реабилитацию.

Руководство по групповой арт-терапии

Книга посвящена методологии и технике групповой арт-терапии.

Представлены история и контекст ее развития. В деталях описываются требования к оборудованию кабинетов и студий для групповой арт-терапевтической работы, критерии и порядок комплектования групп, определения частоты и продолжительности занятий, а также выбора оптимальной продолжительности курса арт-терапии.

Обсуждаются вопросы групповой динамики. Излагаются основные принципы работы с различными клиентскими группами, включая группы детей разных возрастов, подростков и взрослых.

Теория и практика арт-терапии

В книге представлены основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения в разных областях психотерапевтической практике.

Описываются результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии в клинической сфере и проверке диагностических возможностей рисуночных методик.

Описание разнообразных мулътимодальных техник и процессов невербальной коммуникации в арт-тера-певтическом процессе.

Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия

В книге описаны принципы и приемы аналитической арт-терапии — перспективного терапевтического направления, позволяющего помогать клиентам с самыми разнообразными проблемами. Представлены техники с использованием различного материала — песка, глины, мелков, красок, природных объектов.

Техники телесно-ориентированной арт-терапии

Книга «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» обобщает опыт современной арт-терапии в решении задач психосоматической интеграции.

В ней собраны отечественные и зарубежные (в особенности, британские) разработки в данной области. Приведенные арт-терапевтические техники используют различные изобразительные средства (песок, глину, рисунок, фотографию и др.) и фокусируют клиента на телесных ощущениях, которые тесно связаны с сенсорными и эмоциональными процессами, проявляющимися во время изобразительной деятельности.

Арт-терапия женских проблем

Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и ряд форм арт-терапевтической работы.

Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения.

Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии».

Руководство по фототерапии

В книге отражены методические и практические аспекты фотографии как одного из инструментов современной психотерапии.

Представлены различные упражнения и формы работы с фотографией, используемые с целью лечения, реабилитации и развития человеческого потенциала. Впервые в отечественной психологической литературе дается развернутое обсуждение разных вариантов лечебно-коррекционного применения фотографии.

Излагаются результаты международного исследования использования фотографии в творческой и клинической практике российских и британских арт-терапевтов.

А. И. Копытин

Современная клиническая арт-терапия

Учебное пособие

* * *

Рецензенты:

С. М. Бабин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова

М. Е. Бурно, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии, сексологии РМАПО


© Когито-Центр, 2015

Введение

Развитие арт-терапии как научно-практической дисциплины в нашей стране и за рубежом ознаменовано укреплением ее позиций в качестве необходимого компонента деятельности различных медицинских, социальных, образовательных учреждений. Совершенствуется научно-методическая база арт-терапии. Регламентируются ее процедуры и программы лечебно-профилактической и реабилитационной направленности, предназначенные для разных категорий больных и здоровых людей. Возрастают требования к доказательной базе и эффективности арт-терапии, подготовке специалистов, способных оказывать профессиональные арт-терапевтические услуги.

Исторически формируясь как разновидность помогающей деятельности, объединяющей в себе художественную и психологическую (терапевтическую) практику, арт-терапия породила разнообразие форм и методов. Некоторые из них характеризуются превалированием художественной составляющей, отводят больше места изобразительной деятельности и нередко обозначаются как «лечебное изобразительное искусство» (therapeutic art, art as therapy ). Другие же придают значение не только процессу изобразительной деятельности, но и восприятию и обсуждению созданной продукции, работе с целостной личностью клиента/пациента на основе той или иной модели психологического консультирования, психотерапии. Для их обозначения в последние годы все чаще используется слово «арт-психотерапия».

Лечебное изобразительное искусство и арт-психотерапия дополняют друг друга, создают значительные возможности для проведения работы с разными людьми и решения разных задач лечения, реабилитации, гармонизации и развития человека. Они могут составлять репертуар форм и методов работы, которые выбираются и реализуются одним и тем же специалистом с учетом индивидуальных особенностей клиента или группы. Для этого специалист должен пройти относительно длинный путь дополнительной профессиональной подготовки (магистратуру или постмагистратуру) по арт-терапии, как это характерно для некоторых стран. В то же время лечебное изобразительное искусство и арт-психотерапия могут практиковаться разными специалистами – художником, освоившим основы психологии, в первом случае и психологом/психотерапевтом, овладевшим по крайней мере основами художественной деятельности, во втором. Их профессиональные функции, возможности и оплата труда при этом могут быть соответствующим образом регламентированы. Именно по такому пути на сегодняшний день развивается арт-терапия в нашей стране.

Настоящее издание посвящено арт-терапии как одному из активно формирующихся подходов к лечебно-профилактическому использованию изобразительной деятельности. Представлены ее история, теория и методология, инструменты практической работы в медицине и социальной сфере, планирование и осуществление вмешательств, изученные эффекты. Многолетний опыт преподавания, практической работы и исследования арт-терапии позволил автору книги обрисовать целостную картину ее развития и современного состояния, а также представить многочисленные практические примеры. Издание фактически выполняет функцию учебника, позволяющего овладеть данной предметной областью, начиная с азов и заканчивая принципиальными вопросами становления и позиционирования арт-терапии в системе научного знания, а также ее использования в разных областях практического применения.

Издание отражает специфику отечественной арт-терапии, особенности ее развития в постсоветский период. Всесторонне изучив и освоив достижения зарубежных арт-терапевтических школ, автор тем не менее выявляет сильные стороны и преимущества отечественной арт-терапии, предлагая целостную и всесторонне обоснованную концепцию арт-терапевтического вмешательства, успешно реализованную им и его учениками.

Глава 1. Арт-терапия в прошлом и настоящем

1.1. Арт-терапия: определение, история и современное состояние

1.1.1. Что такое арт-терапия?

Согласно общепринятому международному определению, арт-терапия является одним из направлений креативной терапии искусством (creative arts therapies ), наряду с такими направлениями, как музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия. Все они используют творческую активность клиентов/пациентов как фактор лечебно-профилактического воздействия, но с преимущественной опорой на одну из модальностей, с помощью которой клиенты творчески выражают себя, – изобразительное искусство, музыку, движение и танец или искусство театра. Соответственно, имеются специалисты, осуществляющие свою работу с использованием этих модальностей – арт-терапевты, музыкальные терапевты, танцевально-двигательные терапевты и драматерапевты.

В последние годы также развиваются иные узкоспециализированные направления креативной терапии искусством (например, терапия поэтическим творчеством) либо интегративные формы, сочетающие все возможные виды творческой экспрессии (терапия выразительными искусствами – expressive arts therapies ). Поскольку в зарубежной практике креативной терапии искусством и при подготовке специалистов мономодальный подход преобладает, сочетание разных модальностей в целях повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий обычно достигается путем реализации бригадного подхода, когда клиент, проходя, например, курс реабилитации, посещает занятия не только у арт-терапевта, но и у других узких специалистов.

В ряде стран (США, Великобритания и некоторые другие) разные формы креативной терапии искусством рассматриваются как самостоятельные парамедицинские специальности, требующие соответствующей длительной профессиональной (магистерской или постмагистерской) подготовки, рассчитанной не менее чем на два или три года. Прохождение таких программ позволяет лицам с разным базовым образованием (не ниже уровня бакалавра) в сфере искусства, педагогики, психологии, медицины (как правило, специалистам по сестринскому уходу – nursing ) или социальной работы овладеть достаточным объемом знаний и сформировать комплекс умений, необходимых для оказания психологической, психосоциальной помощи разным группам населения на основе использования искусства.

Существуют также страны, к которым относится и Россия, где креативные терапии искусством не имеют статуса самостоятельных специальностей. Они рассматриваются как узкоспециализированные методы психологической помощи, для овладения которыми и для последующего применения которых в одной из областей помогающей деятельности (лечебной, реабилитационной, консультативной и др.) необходимо иметь соответствующую профессиональную квалификацию психолога или врача-психотерапевта и пройти соответствующую программу дополнительного образования.

Как в тех, так и других странах возможно использование поддерживающего или развивающего потенциала искусства не профессиональными арт-терапевтами, психологами или врачами-психотерапевтами, а, например, педагогами, художниками или представителями иных творческих профессий, не прошедшими специальную магистерскую или постмагистерскую подготовку. Однако их деятельность не может рассматриваться как форма психологической или лечебной помощи, а относится к сфере искусства или образования (например, художественного образования, специальной или коррекционной педагогики или арт-педагогики).

Обращение к существующим определениям арт-терапии и иных направлений креативной терапии искусством позволяет лучше понять их основное содержание и предназначение. Согласно Резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала».

Согласно определению Американской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия рассматривается как вид «лечебного применения изобразительной деятельности в контексте профессиональных отношений арт-терапевта с людьми, имеющими те или иные заболевания, травмы или трудности психической адаптации, либо теми, кто стремится к личному развитию. Благодаря созданию изобразительной продукции и обсуждению образов и процесса их создания, они могут прийти к лучшему пониманию себя и других, справиться с симптомами болезни и стресса или последствиями травмы, развить познавательные навыки и прийти к позитивному, жизнеутверждающему мироощущению» (АATA, 2003, p. 3).

Доктор медицинских наук, доцент (психиатрия и медицинская психология).

Эксперт в области:

Арт-терапии, терапии искусством, психотерапии, медицинской психологии.

Членство в профессиональных сообществах:

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, Арт-терапевтическая ассоциация.

Сведения об образовании и образовательных учреждениях:

Кемеровский государственный медицинский институт, специальность «Лечебное дело», ординатура по психиатрии.

Ленинградский Государственный Университет им. Жданова, специальность «Психология».

Заочная аспирантура при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева.

Тема кандидатской диссертации «Методы клинико-психологической диагностики депрессивных состояний».

Тема докторской диссертации – «Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты».

Профессиональный опыт:

Стаж клинической работы психиатром – 12 лет.

Общий стаж работы психотерапевтом - 21 год.

Стаж научно-педагогической деятельности – 24 года.

Основные публикации, книги:

  • Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия (учебное пособие). - М.: Когито-Центр, 2015, 526 с.
  • Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса (учебное пособие). СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2015, 120 с.
  • Копытин А.И. Методы арт-терапи в инклюзивном образовании. - СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2016, 94 с.
  • Копытин А.И. Средовый и экологический подходы в арт-терапии и арт-педагогике (учебное пособие). - СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2017, 82 с.
  • Копытин А.И. Клиническая системная арт-терапия эндогенных и органических психических расстройств (шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, органические и аффективные психозы) (учебное пособие). - СПб.: Издательство СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017, 56 с.
  • Kopytin A. and M. Rugh (eds.). Green Studio: nature and the arts in therapy. - New York: Nova Science Publishers, 2016.
  • Kopytin A. and M. Rugh (eds.). Environmental expressive therapies: nature-based theory and practice. – New York: Routledge/Taylor & Francis Group, 2017.
  • Kopytin A. and M. Rugh (eds.). Environmental expressive therapies: nature-based theory and practice. – New York: Rlinical art psychotherapy with war veterans. - New York: Nova Science Publishers, 2018.

Область профессиональных интересов:

Арт-терапия, терапия искусством, визуальная антропология, постмодернистская психотерапия.

Преподаватель в курсах:

Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и ряд форм арт-терапевтической работы.

Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения. Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии».

Произведение относится к жанру Психология. Оно было опубликовано в 2010 году издательством Когито-Центр. На нашем сайте можно скачать книгу "Арт-терапия женских проблем" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.75 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Родился 4 февраля 1959 г. в Воронеже. Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982 г. В дальнейшем обучался в клинической ординатуре на кафедре психиатрии того же института. Ещё в период обучения в клинической ординатуре проявил интерес к изучению и использованию художественной экспрессии душевнобольных в целях диагностики и повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса. В 1983 г. разработал оригинальную проективную цветовую методику ("Мозаика"), которую начал активно использовать в работе с пациентами.

С 1984 г. по 1999 г. работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 г. поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 г. успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук по специальностям "медицинская психология" и "психиатрия" (тема диссертации: "Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний").

С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда/Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии "Иматон", Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).

Вместе с группой коллег в 1997 г. создаёт региональную общественную организацию "Арт-терапевтическая ассоциация" и в том же году учреждает "Международный журнал арт-терапии "Исцеляющее искусство"". С середины 1990-х годов развивает сотрудничество с ведущими зарубежными центрами и профессиональными организациями в области арт-терапии и организует многочисленные научно-практические форумы по проблемам изучения психопатологической экспрессии, использования творческого потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапи. Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создаёт оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями её эффектов.

С 2000 г. является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 г. избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 г. — член научно-редакционного совета международного журнала "Тело, движение и танец в психотерапии" — Body, Movement and Dance in Psychotherapy: International Journal for Theory, Research and Practice.

В 2010 г. при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук (по специальности "медицинская психология") на тему "Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты".

Список основных работ

Монографии и сборники научных трудов:

  1. Копытин А.И. Основы арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Лань, 1999. — 254 с.
  2. Практикум по арт-терапии (под ред. А.И. Копытина). — СПб.: Питер, 2000. — 285 с.
  3. Копытин А.И. Системная арт-терапия/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. — 216 с.
  4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — М.: Когито-Центр, 2006. — 197 с.
  7. Арт-терапия — новые горизонты (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
  8. Копытин А.И. Техники аналитической арт-терапии./А.И. Копытин, Б. Корт. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
  9. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. — М.: Когито-Центр, 2008. — 288 с.
  10. Копытин А.И. Руководство по фототерапии/А.И. Копытин, Д. Платтс. — М.: Когито-Центр, 2009. — 184 с.
  11. Копытин А.И. Техники фототерапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2010. — 128 с.
  12. Арт-терапия женских проблем (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2010. — 270 с.
  13. Копытин А.И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — СПб.: Речь, 2010. — 250 с.
  14. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств./А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2011. — 368 с.
  15. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2012. — 285 с.
  1. Копытин А.И. Применение некоторых клинико-психологических методик для дифференциальной диагностики депрессивных состояний/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1990. — №4. — С. 95-99.
  2. Копытин А.И. Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности/А.И. Копытин//Психологический журнал. — 2004. — №5. — С. 90-97.
  3. Копытин А.И. Некоторые проблемы использования арт-терапии в психиатрии/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2004. — №5. — С.77-82.
  4. Копытин А.И. Ранние аналоги и современные методы арт-терапевтической работы с психиатрическими пациентами/А.И. Копытин//Социальная и клиническая психиатрия. — 2005. — №2. — С. 90-102.
  5. Копытин А.И. "Диалог" с изобразительным искусством психически больных людей как инструмент дестигматизации/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2007. — №12. — С. 71-77.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия как составная часть системы психиатрического обслуживания/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №3.- С. 72-78.
  7. Копытин А.И. Изменение психического и социального статуса наркозависимых в ремиссии при групповой арт-терапии/А.И. Копытин, О.В. Богачёв//Психологический журнал. — 2009. — №1. — С. 86-95.
  8. Копытин А.И. Арт-терапия в клинике пограничных состояний/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №8.- С. 58-65.
  9. Копытин А.И. Арт-терапия в психиатрии и общей врачебной практике/А.И. Копытин//Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. — 2009. — №3 (30). — С. 142-148.
  1. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartisation in Russia/А. Kopytin//American Journal of Art Therapy. — 2002. — Vol. 40, May. — P. 223-258.
  2. Kopytin A. Photography and art therapy: an easy partnership/А. Kopytin//Inscape. The Journal of the British Art Therapy Association. — 2004. — №2. — P. 49-58.
  3. Kopytin A. Using silver drawing test for assessing normal and traumatised children and adolescents living in the areas affected by Chernobyl nuclear accident/А. Kopytin//Trauma und Kreativitat. Therapie mit kunstlerischen medien (eds R. Hampe, Ph. Martius, A. Reiter, G. Schottenloher, F. Von Spreti). — Bremen: Verlag Universitat Bremen. — 2004. — P. 407-416.
  4. Kopytin A. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7)/А. Kopytin, V. Sventsitskaya, E. Svistovskaya//Aggression and Depression assessed through art (ed. R. Silver). — New York: Brunner and Routledge. — 2004. — P. 141-160.
  5. Kopytino A. Meno terapija dirbant su priklausomybe turinciais paaugliais/А. Kopytino//Dailes terapija. Seminaru uzrasai (Rasa Kucinskiene). — Vilnius: Kronta. — 2006. — P. 65-84.
  6. Kopytin A. Promoting understanding and tolerance through art: antistigma experience by the means of interactive exhibitions/A. Kopytin//Collection of scientific papers. — Riga: Riga Stradins University. — 2008. — P. 124-128.
  7. Kopytin A. Antistigma experience by a means of interactive exhibitions/A. Kopytin//The person in art (eds. Hans-Otto Thomashoff and E. Suhanova). — Hauppauge, New York: Nova Science Publishers. — 2008. — P. 123-139.
  8. Копытин А.И. Арт-терапия в лечении и реабилитации пациентов с различными психическими расстройствами/А.И. Копытин//Menu terapija reabilitacijoje: situacija ir perspektivos. Respublikines mokslines-praktines konferencijos. — Klaipeda: Klaipedos universitetas. — Klaideda, November 2-4, 2009. — P. 80-95.
  9. Kopytin A. Photography and art therapy: possibilities for partnership/A. Kopytin//KunstReiz. Neurobiologische aspekte kunstlerischer therapien (eds. R. Hampe, P.Martius, D. Ritschl, F. von Spreti, P. Stalder). — Berlin: Frank & Timme. — 2009. — P. 479-492.
  10. Kopytins A. Terapeitiskie faktori makslas terapijas grupa/A. Kopytins/K. Marninsone//Makslas terapija: teorija un prakse (ed. K. Martinsone). — Riga: Drukatava. — 2009. — P. 422-431.
  11. Kopytin A. How to overcome psychiatric stigma through art/H.O. Thomashoff, E. Sukhanova, A. Kopytin //Advances in psychiatry (eds. G. Christodoulou, M. Jorge, J. Mezzich). — Athens: Beta Medical Publishers. — 2009. — P. 223-236.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Похожие публикации