Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Явление имама махди в суннитской и шиитской традициях. Признаки, предшествующие появлению имама Махди

Этот период продолжается и до сегодняшнего дня. Аллах даст знать, когда наступит время имама Махди. Точно никто не знает о времени пришествия 12 имама Махди, и каждый, кто утверждает, что знает время его прихода является лжецом, так сказано в хадисах. Один из учеников имама Бакыра (ДБМ) спросил: «Будет ли обозначено кем-либо время пришествия имама Махди?» На что имам Бакыр ответил: « Всякий кто обозначит время пришествия имама Махди (ДПАП) является лжецом». Один из сторонников имама Махди, Исхабин Ибн Якуб как-то передал письмо с вопросами одному из четверых представителей имама Махди, Мохаммаду Ибн Амри. Он передал вопросы потому, что знал о большом сокрытии. И отвечая на эти вопросы, имам сказал, что один из этих вопросов был о том, когда будет большое сокрытие и имам Махди сказал, что касается моего пришествия после большого сокрытия, то об этом известно только Аллаху. И всякий кто обозначит это время, является лжецом. Наши непорочные имамы они не позволяли обозначить время пришествия. Однако сообщили некоторые приметы пришествия Махди. Эти приметы могут быть все вместе одновременно, и кто-то может эти приметы обозначить, распознать. Возможно, кто-то распознал одну из примет этого времени, возможно, несколько примет. Но все это предположения, а обозначить точное время пришествия никто не может. Среди этих всех примет не хватает самой главной приметы –священной воли Аллаха, который даст разрешение на выход Махди. Поэтому об этих приметах расскажем как-нибудь подробнее позже, а дата выхода имама Махди никому неизвестна, кроме Аллаха.

Вопрос: Что нужно делать мусульманам во время сокрытия 12 непорочного имама?

Во время сокрытия рекомендуется создавать условия для выхода Махди, работать над собой, совершенствоваться, потому что это одно из условий его выхода. Один из сторонников и учеников имама Садыка (ДБМ) Абдулла Ибн Фазл спрашивает у имама Садыка о Махди. Имам отвечает: » У Махди вынужденное сокрытие, и те, кто

неустойчивы начнут сомневаться в существовании Махди, одна из главных задач мусульман, быть готовыми к его выходу. Стать устойчивыми и не сомневаться, что Аллах отправит его к людям. Фазл спрашивает, в чем причина сокрытия? Имам ответил, что об этом запрещено говорить, а также запрещено говорить о философии сокрытия. И немного приоткрыв завесу тайны, имам Садык сказал, что нужно работать над собой во время отсутствия имама, чтоб, когда он пришел, мы могли стать в ряды его армии. Ожидание Махди во время его отсутствия, есть обязанность мусульман. Мусульмане обязаны ждать, и это ожидание является поклонением Аллаху. Многие задаются вопросом, вот мы ждем прихода имама Махди, какая же польза от наших усилий в этой жизни? Весь прогресс, наши попытки нравственно очиститься, усовершенствоваться, все это напрасно, когда он прийдет сам создаст этот совершенный мир, совершенное государство. Конечно, эти сомнения неправильны, неприемлемы. Хадисы учат нас, что мы обязаны ждать и серьезно относиться к этой жизни, более горячо поддерживать прогресс и совершенствоваться духовно, чтобы приблизить его выход. Его выход может, не является прямым следствием нашего совершенствования, старания, однако наше старание это условие его выхода, которое поставил Аллах. Аллах, видя наше усилие, ускорит выход имама Махди. Важно выложиться так, чтобы не оставалось и тени сомнения в наших сердцах. В предании об этом ожидании Пророк ислама (ДБАР), который говорил, что лучшее изъявление моей уммы это ожидание Махди и это ожидание нельзя воспринимать просто, как сидеть, сложа руки. При совершенствовании нужно дойти до уровня, чтоб удостоиться чести стать воином, соратником Махди. Естественно, что этой чести удостояться истинные рабы Аллаха. Ожидание, которое вверяется нам как обязательное, это и есть стремление стать истинным рабом Аллаха. 500 лет до ниспослания Пророка, в Медину прибыл Йеменский царь и все советники царя отказались возвращаться назад в йеменское царство, потому что они знали, что должен быть ниспослан Пророк, именно на эту священную землю. Йеменский царь спросил у советников, когда же он выйдет? Они сказали, что не знают. Только знают, что он выйдет на эту священнуцю землю. Царь спросил, что если вы его не дождетесь? Они ответили, что они создадут условия, и их дети, внуки будут ждать. И когда он выйдет подддержат его. Под этим впечатлением, увидев такое преданное отношение, Йеменский царь переселяет в Медину несколько племен. Через 500 лет, когда Пророк совершит хиджру, ему будет оказана честь, большое количество людей примет ислам.

Вопрос: Кто кроме мусульман и в частности шиитов, верят в существование последнего спасителя человечества?

Человечество, наверное, со времен Платона верит в справедливое, идеальное государство, что будет реформатор, институт верховной власти Иснаашария это существование веры Махди, Вера в Махди она более реально, более существенно отражена в школе Ахли-Бейта, но спаситель, который является сутью этой веры, имеет широкое общечеловеческое распространение. Мы знаем, что у индусов, в их священных книгах есть имя Мансур, в книге индусов, которая называется « Дид» говорится, что мир погрязнет в разврате и тогда в конце истории появится царь, который будет предводителем людей и его зовут Мансур, тот, кому оказана помощь Всевышним. Ученик зароастризма также приводит слова своего учителя о том, что один из основоположников земли арабов будет иметь крепкое телосложение и он с большим войском. И он с большим войском вступит в Иран и заполнит землю справедливостью, благополучием и наступит золотой век. Мы видим, что в различных религиях присутствовала вера в спасителя - реформатора. В религиозной книге зароастрийцев, Занд-Авеста также приводятся духи света и добра, что уничтожают дух тьмы, и будет это великая победа. Духи тьмы лишатся власти на земле и не смогут обратно вернуться на небо. После свержения ахриманова, как сказано в книге, мир достигнет истинного благополучия. Тогда сын людей займет трон счастья. До того как Иран распространил религию ислам в Иране, была вера в спасителя реставратора, реформатора. Присутствие этой мысли в других религиях объясняется исламом тем, что эта точка зрения, наличия элемента истинного истока всех традиционных форм религий, независимо от последующих изменений, искажений, упадка религии, но этот элемент истины присутствовал. Обещание реставратора общинам до коранических откровений оно присутствовало также. Оно подтверждено Кораном и Сунной Пророка Мухаммада (ДБАР) и печать посланника Мухаммада возобновила и подтвердила, что этот реформатор будет и также в Торе, в книге « Бытие» рассказано о 12 предводителях, которые произойдут из рода Пророка Исмаила, также сказано, что это будет 12 князей, которые родятся от Пророка Исмаила. Они произведут великий народ. В псалтыре, Давида, говорится: « Укрепляет праведников Господь, праведники наследуют эту землю и будут жить на ней века.» Наиболее честно говорит о спасителе школа Ахли-Бейта. Мы знаем, религия это точное отображение человеческих ценностей. Ислам это самое лучшее отражение религиозных человеческих ценностей. Ценности ислама хорошо отражены в религиозно-догматических школах Ахли-Бейта. Когда все религии выдвигают идею о спасителе мира о ее общечеловечности, тут до определенности далеко. Когда же школа говорит о Махди это уже определенно, но опять не конкретно, но если это религиозно-правовая школа Ахли-Бейта, раскрывает свою точку зрения о Махди (ДАПП), здесь уже речь идет о конкретном человеке с пришествием которого, восстановится справедливость на земле. Религиозно-догматическая школа Ахли-Бейта, называет конкретного человека, сына конкретного человека, который произойдет от конкретного рода, четко указывает условия и наиболее полно раскрывает его выход.

ЯВЛЕНИЕ МАХДИ

Согласно довольно широко распространенному мнению, характерному для исламистов, миссионеров и историков религий, фигура Махди и сама исламская эсхатология, с ней связанная, являются целиком результатом зороастрийского влияния. В качестве цитаты можно привести лишь эти строки классика ориенталистской литературы: "Верования в Махди порождены Персией. Это -- один из вариантов верований персов в пророка, сына Зароастра, который должен появиться в конце времен, чтобы добиться окончательной победы добра над злом, Ормузда над Ахриманом" . Следствием этой точки зрения является убеждение, что "махдизм" -- это форма "верования", развившаяся в шиитской среде на основании мифического вне-исламского сюжета. А значит, это не имеет никакого отношения ни к Корану, ни к Сунне Пророка Мухаммада .

Конечно же, на самом деле все обстоит совершенно иначе. Во-первых, тот факт, что еще до мусульманских завоеваний Ирана маздеисты и манихейцы верили в будущий приход Реставратора (Саошьянта) в конце времен, объясняется с исламской точки зрения наличием элементов истины в истоках всех традиционных форм, независимо от последующих вырождения и упадка этих форм. Обещание финального Реставратора традиционным общинам еще до коранического откровения и пророческой миссии Мухаммада подтверждено суратами Корана и устным учением, переданным последним посланником Бога. В соответствии со своей функцией "Печать Пророков и Посланников", Мухаммад, возобновил и подтвердил в четких терминах божественные обещания, переданные через других пророков и обращенные к различным общинам в предшествующие эпохи. Поэтому Ислам почерпнул доктрину Махди не из какого-то человеческого, но исключительно из самого единого божественного источника. Что же до утверждения относительно чисто шиитской принадлежности "махдизма", то оно опровергается тем фактом, что среди авторов текстов, толкующих явление Реставратора, фигурирует много имен знаменитых представителей суннитских улемов, из которых достаточно упомянуть лишь Мухьи-д-Дина ибн Араби (глава 366 "Пророчества в Мекке"). Можно также упомянть различные исторические явления в суннитских регионах отдельных персонажей, в которых многие распознавали Махди. Конечно, это не мешает тому, что тема пришествия Махди развивается в рамках "ши`а" значительно интенсивнее, нежели у мусульман-суннитов. Следует также заметить, что именно шиитские толкования считают многие места в Коране связанными с Махди , но при этом и шииты и сунниты считают подлинными и признают истинными некоторые хадисы Пророка, касающиеся Махди и его Прихода.

В отличие от коранических версетов, цитируемых шиитскими толкователями, традиционные высказывания Пророка в хадисах явно и недвусмысленно называют Махди по имени. Среди многочисленных хадисов такого рода мы перечислим лишь наиболее наглядные. Следует также заметить, что часть этого пророческого наследия дошло до нас через цитаты суннитских улемов, как, например, два первых хадиса, которые мы приводим ниже.

1. Пророк сказал: "Человек из моего потомства появится на земле и будет действовать в согласии с моей традицией. Аллах распространит на него свою милость и благословение небес и земли, и он переполнит мир справедливостью, как ранее он был переполнен угнетением и неравенством".

2. Пророк сказал: "После появления халифов, тиранических королей и принцев, родится человек моего рода, который переполнит мир справедливостью, как ранее он был переполнен угнетением и неравенством".

3. Пророк Аллаха указал на Али и его сыновей Хасана и Хусейна и сказал: "Мой брат, который вот здесь -- лучший исполнитель (моего завещания), и мои племянники, которые вот здесь -- самые совершенные люди. Скоро из дома Хусейна наш Всевышний Господь воздвигнет религиозных вождей, и Махди будет из нашей общины". Я (Гаффари) спросил: "О, Пророк Аллаха, каково будет число этих имамов?" Он ответил: "Такое же, как и число колен Израилевых".

4. Пророк сказал: "Будет местоблюститель, который во имя Аллаха появится на земле в то время, когда мир будет подавлен тиранией и угнетением, и он наполнит мир справедливостью и порядком. Он будет делить между людьми с совершенной беспристрастностью, он будет поступать со своими подданными справедливо и честно, и во всех спорах он отделит ложное от истинного. В его время на небе не останется ни единой капли воды, которая не упала бы, если бы могла упасть. Точно так же на лице земли не останется ни единого растения, которое не выросло бы, если бы могло вырасти. Таков Имам Махди, и он появится по приказу Аллаха: он прогонит с лица земли все религии и оставит только чистую Религию. Он будет девятым сыном (т.е. из девятого поколения) Имама Хусейна".

5. Пророк Аллаха сказал: "В конце времен придет местоблюститель, который сделает бессчетными и безграничными все богатства и всю субстанцию".

6. Пророк сказал: "Аллахом, который избрал меня для пророческой миссии, клянусь я, что люди получат выгоду от его (Махди) существования и воспримут свет его святости, как выгоду извлекают из солнечных лучей, когда само солнце скрывается за горизонтом".

7. Пророк сказал: "Тем, кто сделал меня носителем истины, я клянусь, что даже если миру останется жить только один день, Аллах сделает этот день достаточно длинным для того, чтобы осуществилось пришествие моего сына Махди. После того, как он родится, Иисус, лицо Аллаха, снизойдет и будет молиться позади него. Тогда земля осветится светом Творца, и империя Махди распространится и на Восток и на Запад".

8. Пророк сказал: "В конце времен родится человек из моего потомства: его имя будет моим именем и его второе имя будет моим вторым именем. Он наполнит землю справедливостью и гармонией, и его имя будет Махди".

9. Пророк сказал: "Имамов, которые придут за мной, будет 12. Первый -- Али ибн Талиб. Последний -- Ка`им ("Воскреситель"), Махди, рукой которого Аллах завоюет Восток и Запад земли".

10. Пророк сказал Али: "О, Али, Имамы -- ведущие и ведомые -- твои потомки, Пречистые, будут числом 11 (т.е. 12 вместе с тобой). Ты -- первый. Имя последнего будет моим собственным именем. Когда он появится, он наполнит землю справедливостью и равновесием и т.д.".

11. Пророк сказал: "Я дам вам дар: Махди, который родится во время, когда между людьми будут ссоры. Жители неба и земли будут им благословлены. Он разделит богатства с беспристрастностью." Один человек спросил, что значит "разделить богатства с беспристрастностью". Пророк ответил: "Всем поровну".

12. Пророк сказал: "Махди, разделяя богатства между людьми, будет действовать справедливо, так что никто не окажется более в нужде".

13. Пророк сказал: "Махди появится в моей общине в то время, когда выпадет обильный дождь и когда на земле не останется более растений".

14. Пророк сказал: "Ка`им Мухаммада будет одним из нас. Страх он вселит в сердца врагов его. С помощью Аллаха он утвердится. Под его руководством земля откроется, так что все скрытые в ней сокровища обнаружатся. Его империя объединит Восток и Запад. Аллах сделает свою религию в руках Махди всепобеждающей, вопреки сопротивлению многобожников. Итак, в его время на земле не будет никаких разрушений. Все будет возделано!"

15. Пророк сказал: "В это время никого не останется на земле, кроме тех, кто уверовали и кто повторяют, что нет бога кроме Аллаха".

16. Пророк сказал: "Лучшие труды моего народа -- суть те, которые он совершит в преддверии явления Махди".

17. Пророк сказал: "Бог мой, вот члены моей семьи. Мой брат (Али, двоюродный брат и зять Пророка) -- это Принц Наследников. Его сыновья -- цветы среди моих потомков. Моя дочь -- королева женщин. Махди родится от нас." Один из Товарищей (Джабир аль-Аскари) спросил его: "О, Пророк Аллаха, кто такой Махди?" Пророк ответил: "Будет девять Имамов, потомков Хусейна. Девятым будет Ка`им. Он наполнит землю гармонией и справедливостью так же, как сейчас она полна тиранией и насилием. Он будет биться за "та`виль" так же, как я бьюсь за "танзиль" ".

Итак, Махди ("Ведомый"), называемый также Ка`им ("Воскреситель"), будет человеком из потомков Мухаммада, двенадцатым и последним Имамом рода, начатого Али, Хасаном и Хусейном.Он будет носить имя пророка -- Мухаммад, и даже будет иметь такой же эпитет, "кличку", кунью, Аб-уль-Касим . Этот человек Аб-уль-Касим Мухаммад ибн Хасан родился 1127 лет назад, ночью 15 Ша`бана 255 года Хиджры в городе Самарра на реке Тигр к северу от Багдада. Его отцом был одиннадцатый Имам Хасан аль-Аскари, потомок Наследника Мухаммада. Его матерью была византийская принцесса Наргис Хатун, рожденная от сына Императора Восточной Римской империи и благородной дамы, ведущей свой род от Симона-Петра, наследника Иисуса. Ставшая мусульманкой в результате чудесного явления Фатимы и Марии Наргис вступила в брак, уготованный на небесах Мухаммадом и Иисусом. Сообщив схематически данные этой двойной генеалогии, имеющей важнейшее значение в подчеркивании универсальности Ислама и универсальности миссии Махди, важно уточнить совокупность символических и архетипических элементов, связанных с рождением Двенадцатого Имама, описанного Шейхом Саддуком по рассказам очевидца . В возрасте пяти лет, в день смерти своего отца Имама Хасана, Махди исчез. С 260 года Хиджры (873 год по Р.Х.) по 329 год Хиджры (940 по Р.Х.) Махди оставался в состоянии, называемом "малое сокрытие" (гайбат сугхра). В течение этого периода у него было 4 представителя (на`иба), которые могли его видеть и поддерживать связь между ним и остальными мусульманами. Последнему из этих на`ибов, Али Самарри, Махди приказал не выбирать себе больше преемников, так как пришло время "великого сокрытия" (гайбат кубра), которое длится до сих пор.

В настоящее время "Имам все еще жив, и он пребывает среди людей; но как Иосиф не был узнан своими братьями, так и его никто не узнает" . Еще точнее, в согласии с шиитской традицией он "невидим для чувств, но присутствует в сердце верующих". Иными словами, Махди "ведет по духовному пути всех тех, кто обращается к нему, и к его поддержке взывают верующие в своих ежедневных молитвах. Всякий, кто обладает для этого достаточными духовными способностями, находится во внутренней связи с Махди" . Махди -- это "господин времени" (сахиб аз -заман), и он отождествляется с "полюсом полюсов" (кутб аль-актаб), с высшим главой всех инициатических иерархий. Вот почему он -- это "ось мира", axis numdi, о которой Пророк сказал, что люди получают от нее много пользы, даже если и не будут ее видеть . Имам находится сейчас в небесном жилище Хуркалья над центром мира, т.е. Ка`абой. Другими словами, он пребывает в "мире воображения" (mundus imaginalis, `alam al-mithal), среднем между чувственным миром и сверхнебесным интеллектуальным миром существ чистого света. Его можно увидеть только с помощью органов, приспособленных к условиям того мира, в котором он пребывает: отсюда множество рассказов о явлениях Имама в личном опыте, через слуховые или визуальные манифестации, при том, что эти явления не прерывают периода гайбат, сокрытия . Согласно учителям школы шейхи, "от самих людей зависит -- посчитает ли Махди нужным им являться или нет. Его появление составляет основной смысл их обновления, и на этом основывается вся шиитская идея "сокрытия" и "обнаружения" ("явления", "парусии"). Сами люди сокрыли Имама, сделавшись неспособными его видеть, т.к. они утеряли или парализовали органы "богоявленческого (теофанического) восприятия, "сердечного знания", согласно выражению гносеологии Имамов. Поэтому бессмысленно говорить о Проявлении Имама, пока люди не способны признать его". . Гайбат Имама сопровождается таким сокрытием высших рангов эзотеризма (нуджаба, нукаба, автад, авдал): члены "цепи мудрости" (сильсилят аль-ирфан), которая восходит к Сифу, сыну Адамову (т.е. к Примордиальной Традиции), а также череда последующих за Мухаммадом Имамов, уходящая по ту сторону времени, остается неизвестной основной массе человечества. "Сущностная, эссенциальная реальность их бытия (их хакикат) не принадлежит видимому миру, где правят силы принуждения. Они составляют чистую Духовную Церковь, Ecclesia Spiritualis. А их знает только один Бог! Пока длится "гайбат", только эта невидимая иерархия хранит глубочайший секрет "доктрины Единства" (ат-тавхид). Этот секрет будет открыт, когда вернется ожидаемый Махди, который не придет до тех пор, пока мусульмане не будут полностью готовы к тому, чтобы принять его. Шейх Са`д-ед-Дин Хамуйех (VII век Хиджры) сказал по этому поводу: "Скрытый Имам не появится, пока вы не поймете вплоть до ремней ваших сандалий секреты тавхида" . В целом, будущее Пришествие Махди требует в качестве необходимого условия духовного преображения всех мусульман.

Когда будет иметь место новое явление Махди? Так как "час известен только Богу", мы можем сказать лишь, что это явление (парусия) должно соответствовать знакам, упомянутым в хадисах: "В конце времен", "после появления тиранических и несправедливых халифов, королей и принцев", "во время, когда между людьми будут ссоры", "в тот момент, когда мир будет подавлен тиранией и жестокостью", "во время, когда выпадет обильный дождь, и на земле не будет никаких растений".

Это последнее выражение имеет свой аналог и свое продолжение в другом хадисе: "Жители Неба и Земли признают его. Небо не удержит ни единой капли из своих вод, чтобы не излить их обильным дождем, и Земля не оставит в себе ни одного растения, чтобы оно не росло и не давало семян -- так что живущие тогда возжаждут воскресения мертвых". Здесь снова затрагивается тема, которую мы видели в длинном хадисе, приведенном выше под номером 4: ситуация стерильности и исчерпанности, отмечающая время " гайбат", преобразится и превратится в свою противоположность, повлекши за собой восстановление нормальных соотношений. Благодаря Имаму будут снова установлены связи между Небом и Землей, символизируемые в нисходящей фазе выпадением благотворного дождя (духовные влияния), а в восходящей фазе ростом растений (реализация потенций). В другой перспективе это значит, что явление (парусия) Махди полностью обнаружит "божественные секреты" (асрар-и илахи), сокрытые за буквой Откровения. Впрочем, об этом открыто говорится в хадисе, который мы привели под номером 17: "Он будет биться за "та`вил" так же, как я бился за "танзил"". Это означает, что подобно Мухаммаду Посланнику, который запечатал "цикл пророческой миссии" (да`рат-аль-нубувват), сосредоточив в своей личности все совершенные качества, проявленные пророками предыдущих циклов, Мухаммад Махди запечатает также "цикл инициации" (да`рат аль-валайят), выявляя эзотерический аспект предшествующих откровений. Если "Печать Пророков" (хатим аль-набийя`) представлял собой последний и итоговый предел божественныых Откровений, то "Печать Посвященных" (хатим аль-авлийя`) выразит сущностную реальность инициации. "Абсолютная инициация в тотальности ее совершенства проявится в его личности. Он -- это Все, тогда как все другие посвященные являют собой по одному из атрибутов совершенства инициации, и поэтому они суть части единой Печати Посвященных. Пребывая со всеми, (Махди) пребывает с каждым в отдельности" . Утверждение о том, что "Печать Посвященных" проявит эзотеризм Послания Мухаммада и явится ее "сущностной реальностью" (хакикат), подводит к идее о единстве или тождестве обоих личностей, с тем дополнением, что полный цикл (т.е. совокупность двух циклов -- цикла пророческой миссии и цикла посвятительной миссии) замкнется с пришествием Махди на своей отправной точке, которой является как раз вечная "сущностная реальность" Мухаммада. И сюда же вписывается тема начала нового космического цикла: "Воскресение Воскресений" (кийямат аль-кийямат), предворяемое царствованием Имама, положит конец нашему эону (чья длительность равна 360 000 раз по 360 000 лет) и "новое начало" великому циклу (давр а`зам). Чтобы завершить разбор функции Махди, укажем также, что после его явления "от него камни, растения и животные приобретут душу" . Это означает, что ожидаемый Имам совершит в самом себе как в "совершенном человеке" (инсан камиль) богоявленное открытие совокупности всех божественных "имен", скрытых в существах. Будучи сам совершенным богоявлением, "он проникнет в богоявленческие секреты существ. В нем актуализируется скрытое и подспудное совершенство всех существ, их секреты, их эзотерический смысл" . И это относится также к доктринам и религиям людей, которые будут разрушены как чисто человеческие конструкции, наложенные на изначальное зерно божественной истины. Именно это изначальное зерно, сущностная и уникальная "доктрина Единства" (тавхид), сохраненная в целостности и чистоте только в лоне Ислама, будут обнаружены и открыты для всех, будут освобождены от того мрака, которым их окутали изобретения неверных. "Он разоблачит неверных и многобожников, и победит весь мир" , говорил о Махди Имам Хусейн. Провозглашение этого финального поражения мира невежества и лжи, а также провозглашение решительной победы Мудрости и Справедливости мы находим в словах Имамов. "Они уничтожат всех многобожников, пока все не начнут почитать Единого Бога, пока политеизм не исчезнет. Таким будет время, когда поднимется наш Ка`им" (Мухаммад аль-Бакир). "Во время Махди мудрость и знание будут открыты всем вам, и даже женщины в своих жилищах будут действовать по священной Книге и по традициям Пророка" (Мухаммад аль-Бакир). "Когда придет Ка`им, все ложные правительства будут уничтожены" (Мухаммад аль-Бакир). "Когда Махди появится, не останется никакой обитаемой земли, кроме той, которая приняла мученичество за божественное Единство и миссию Пророка Ислама" (Джафар ас-Садик). "Наш последователь очистит землю от всего насилия и ото всякой несправедливости" (Джафар аль-Садик).

Эти эсхатологические описания находят свое развитие и дополнение в определенных пассажах Али ибн Аби Талиба. "Общество будет опустошено страшными войнами и будет изобиловать убийстваами и разрушениями. В какой-то момент победители будут гордиться своими успехами и собранными трофеями, но конец их будет трагическим. Я предостерегаю всех от будущих войн. У вас нет никакого представления об отвратительных последствиях, к которым они приведут. Имам, который создаст мировое государство, заставит заплатить власть имущих за их преступления против людей. Он придет на помощь человечеству. Он изымет из чрева земли скрытые сокровиша и поделит их справедливо между нуждающимися и обделенными. Он обучит вас трезвой жизни и высоким мыслям. Он даст вам память, что добродетель проистекает из характера, который постоянно находится между двумя крайностями, и что она покоится на справедливости и разумности. Он снова откроет учения святого Корана и традиции святого Пророка после того, как мир забудет о них, как о мертвой букве". И еще: "Он охранит себя и защитит, прибегая к высшей мудрости и высшему знанию. Он будет знать, как они высоки и с каким тщанием их надо использовать. Его душа будет свободна от желания вредить человечеству и оскорблять его. Для него такое знание будет собственностью, которая в руках другого просто не должна находиться, и он будет выжидать, прежде чем использовать это знание. Вначале он будет как бедный чужестранец, неизвестный и презираемый, и Ислам будет тогда в отчаянной и беспомощной ситуации усталого верблюда, который склоняет голову и вертит хвостом. С этой точки он восстановит в этом мире Империю Аллаха. Он покажет и докажет милосердную волю Бога к обучению человека справедливому образу жизни". И наконец, провозглашение тотального космического обновления (renovatio), которое уже содержится в хадисе Мухаммада: "Когда появится Ка`им, небеса пошлют на землю все свои дожди, и земля будет зеленой. Ненависть оставит сердца, и животные будут мирно сожительствовать друг с другом".

Махди будет сражаться с Антихристом, с Мессией-Обманщиком" (Аль-Масих аль-Дадджал), который в последние времена перед явлением Имама установит на земле свое царство. "Я предупреждаю вас -- говорится в хадисе Мухаммада -- от опасности его пришествия. Нет такого пророка, который не говорил бы о нем своим общинам. Даже Ной делал это для своих. Но я скажу вам о нем то, что никакой пророк не говорил своим ученикам. Знайте, что он крив на один глаз, а Аллах, Аллах не таков". Это физическое уродство будет признаком общего безобразия, характерного для ложного Мессии, который, однако, сможет скрыть, пользуясь силой внушения, свой истинный облик. Однако согласно убеждению, широко распространенному сегодня среди мусульман, Дадджал уже установил свою гегемонию на большей части земли. Велико число тех, кто на самом деле смог обнаружить дьявольские черты в современной западной цивилизации и кто увидел в традиционном образе дьявола символ современного мира. Частичная слепота Антихриста в таком случае может быть понята как указание на то, что и современная техническая цивилизация (...) видит только один аспект жизни, материальный прогресс, и совершенно игнорирует ее духовный аспект" .

Поразительная способность Антихриста видеть и слышать на расстоянии, летать с бешеной скоростью -- т.е. его традиционные характеристики -- могут быть выражены в следующих терминах: "С помощью своих механических чудес современная цивилизация позволяет человеку видеть и слышать далеко за пределами своих естественных возможностей и покрывать гигантские расстояния с немыслимой скоростью" . Пророчества о способности вызывать дождь и о власти над ростом растений, которые является общими и для Антихриста и для Махди, но которые в случае Антихриста представляют собой сатанинскую пародию, могут быть отождествлена в рамках таких сближений с современной наукой. Другой аспект деятельности Антихриста может быть интерпретирован аналогичным образом: открытие и эксплуатация залежей полезных ископаемых в недрах земли, которые он должен поощрять согласно предсказаниям; и этот тип действий является общим для Махди и Антихриста. Наконец, говорят, что ложный Мессия сможет убивать и возвращать к жизни, так что слабые в вере люди будут принимать его за Бога и поклоняться ему. И на самом деле, современная медицина "возвращает жизнь тем, кто, казалось бы, обречен на смерть", в то время, как войны современной цивилизации с их научными ужасами уничтожают жизнь. И материальное развитие этой цивилизации так "могущественно и так ослепительно, что те, чья вера слаба, полагают, что в ней есть нечто божественное" . Но те, чья вера крепка, прочтут на ее челе надпись огненными буквами --"Отрицающий Бога," и поймут, что речь идет об обмане, предназначенном для испытания веры. Отождествление Антихриста с современной западной цивилизацией, которая начала тесно наступать на Ислам с эпохи колониальной экспансии, имело место вначале в узких рамках африканских "махдистских" движений, противопоставивших гордое сопротивление проникновению неверных и их цивилизаторской деятельности. "Недавно, -- читаем мы в одном из британских колониальных рапортов, -- агитаторы приобрели привычку отождествлять европейских завоевателей мусульманских стран с Дадджалом" . И в конечном итоге, Дадджал будет побежден именно Махди. И Иисусу, Сэйдне Исе, надлежит окончательно уничтожить его: "Он разобьет крест и рассечет свинью", -- сказано об этом в хадисе.

Здесь в связи с упоминанием второго пришествия Христа следует развить тему Параклета ("Утешителя"), провозглашенную Иисусом в Евангелии от Иоанна, тему, на которой определенные западные течения, в частности, иоахимиты, основывали свое ожидание будущего Царства. В Иоанновом объявлении о приходе "Параклета" (прочитанного как "Периклитос", что является точным греческим переводом арабского слова "мухаммад", т.е. "прославленный") исламские толкователи видели явное пророческое указание на миссию "Печати Пророков и Посланников" . Но так как "Печать Пророков" и "Печать Посвященных" сущностно едины, многие шиитские авторы, среди которых Абд аль-Раззак аш-Кашани и Хайдар Амоли, распространяют это смысл провозглашения прихода "Утешителя", "Святого Духа", "Параклета" и на явление скрытого Имама.

Одна исламская молитва гласит: "Верно то божественное обещание, которое касается тебя; каким бы долгим ни было бы ожидание, нет у меня никаких сомнений. Я не разделяю безумие тех, кто, не зная тебя, говорит о тебе глупые вещи. Я остаюсь в ожидании твоего Дня".

-- C.-J.-F. Tomlinson and C.-J.Lethern, "History of islamic propaganda in Nigeria", London, 1927

-- C. Mutti "Muhammad nel Vangelo di Giovanni",in "Vie delle Tradizione" (Palermo), N 35, 1979.

(перевод с итальянского А.Д.)

Живя в очень непростое время, когда последний двенадцатый Имам из прямых потомков Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, вот уже более тысячи лет находится в сокрытии, верующие со всего мира неустанно ждут его прихода, точное время которого известно лишь одному Аллаху. Поистине, невозможность открытого общения с Имамом времени является для верующих большим испытанием. И чтобы поддержать веру в то, что восстание Каима и последующее за ним установление на земле царства справедливости близко, мы составили подборку грандиозных хадисов, описывающих признаки зухура (выхода из сокрытия) Повелителя времени.

Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Когда Имам времени удалится от глаз, обрадуются сердца некоторых людей, а некоторые опечалятся, отделятся верующие и останется малое количество верующих: чуть больше трёхсот» («Бихар аль-анвар», т. 52, с. 137).

Али ибн Махзйар передал: «Я спросил Имама Махди, да будет мир с ним: „О мой господин, когда произойдёт это дело (выход из сокрытия - прим. ред.)?“. Имам ответил: „Когда закроют перед вами дороги к Мекке“» («Нурус ас-cакалейн», т. 5, с. 461).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «До выхода Каима из сокрытия произойдут пять знамений: восстание Йамани, восстание Суфьяни, глас с неба, армия Суфьяни, которая провалится под землю в Байде (Йемен - прим. ред.) и убийство невинной души» («Камаль ад-дин», т. 2, с. 649).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Наш Каим выступит десятого числа месяца Мухаррам, в день, когда мученически был убит Хусейн ибн Али. Я словно вижу как в субботу десятого числа Мухаррама он встанет между рукном и макамом. Джабраил будет стоять перед ним и будет призывать к присяге к нему. Шииты с большой скоростью будут стремиться к своему господину для присяги ему» («Иршад», т. 2, с. 379).

Бадр ибн Халил аль-Язди передал: «Я был у Имама Бакира, да будет мир с ним, и Имам сказал: „До Каима произойдут два события, которых не было никогда на земле: в середине месяца Рамадан будет затмение солнца, а в конце месяца будет затмение луны“» («Гейбати Туси», с. 280).

Имам Таки, да будет мир с ним, сказал: «До этого дела (восстания Каима - прим. ред.) за пять дней будет затмение луны, а пятнадцатого числа месяца Рамадан будет затмение солнца. Это событие приведёт астрологов в тупик и перевернёт все их труды» («Аль-Гайба», с. 271).

Абу Басыр передал: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Перед выступлением Каима, да будет мир с ним, неизбежно будет год, в котором люди будут голодать, их постигнет сильный страх от убийств и недостаток имущества, душ и плодов. Воистину, это очевидно в Книге Аллаха“. Затем он прочёл этот аят: „Мы непременно испытаем вас чем-то из страха и голода и недостатка имущества, душ и плодов. Обрадуй же терпеливых“ (2:155)» («Аль-Гайба», с. 313).

Давуд Диджаджи передал: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: „Повелителя верующих Али спросили о словах Всевышнего: «И разногласят группы между собой» (19:37). Он сказал: „Ожидайте облегчения (фарадж) из трёх событий“. Его спросили: „О Повелитель верующих, каких?“. Он сказал: „Разногласия жителей Шама между собой, чёрные знамена из Хорасана и страх в месяце Рамадан“. Его спросили: „Что за страх в месяце Рамадан?“. Он сказал: „Разве вы не слышали слов Великого и Всемогущего Аллаха в Коране: „Если Мы пожелаем, то низведём на них знамение с неба, перед которым склонятся их шеи“ (26:4). Это знамение, которое выгонит девушку из её покоев, разбудит спящего и напугает бодрствующего“» («Аль-Гайба», с. 315).

Давуд ибн Сирхан передал: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Перед годом, в котором раздастся крик (небесный глас - прим. ред.), будет знамение в месяце раджаб“. Я сказал: „Что это?“. Он сказал: „Лик появится на луне и явная рука“» («Аль-Гайба», с. 317).

Абдулла ибн Синан сказал: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Небесный глас - из неминуемого. И Суфьяни - из неминуемого. И Йамани - из неминуемого. И убийство чистой души - из неминуемого. И ладонь, которая появится с неба, - из неминуемого“. И он сказал: „И страх в месяце Рамадан, который разбудит спящего, напугает бодрствующего и выгонит девушку из её покоев“» («Аль-Гайба», с. 318).

Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Наср сказал: «Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: „До этого повеления (выступления Имама Махди - прим. ред.) будут: Суфьяни, Йамани, Марвани и Шуайб ибн Салих“» («Аль-Гайба», с. 319).

Джабир ибн Язид Джуфи передал: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: „О Джабир, пребывай на земле и не двигай ни рукой, ни ногой, пока не увидишь признаки, о которых я упомяну для тебя, если ты застанешь их. Первый из них - разногласия потомков Аббаса. Я не думаю, что ты застанешь это, но передай об этом от меня тем, кто будет после меня. И возглашающий, который возгласит с неба. И явится к вам глас о победе со стороны Дамаска. И провалится поселение из поселений Шама, называемое Джабия . И обрушится правая часть мечети Дамаска. И группа отступников, проносящихся со стороны тюрков. И последует за этим волнение среди римлян. И турки двинутся вперёд, пока не остановятся в Джазире. И двинутся вперёд отступающие римляне, пока не остановятся в Рамле. И в тот год, о Джабир, будет много разногласий в каждой земле со стороны Запада. И первой разрушенной землёй станет территория Шама. И тогда они разделятся на три знамени: рыжее знамя, пятнистое знамя и знамя Суфьяни. Столкнётся Суфьяни с обладателем пятнистого знамени, и будут они сражаться, и Суфьяни убьёт его и тех, кто последовал за ним. Затем он убьёт обладателя рыжего знамени, и после этого не будет у него хлопот, кроме выступления в сторону Ирака. Его войско пройдёт через Киркисию, будет сражаться в ней, и будут убиты в ней сто тысяч беззаконников. Суфьяни отправит в Куфу войско численностью в семьдесят тысяч, которое поразит обитателей Куфы убийством, повешением и пленением. И когда они будут в этом состоянии, двинутся вперёд знамёна со стороны Хорасана, которые быстро преодолеют расстояния, и будут с ними несколько человек из числа сподвижников Каима. Затем мужчина из слуг обитателей Куфы выступит вместе со слабыми, и предводитель войска Суфьяни убьёт его между Хирой и Куфой. Затем Суфьяни отправит отряд в Медину, и Махди поспешит из неё в Мекку. Когда весть о том, что Махди ушёл в Мекку, дойдёт до предводителя войска Суфьяни, он отправит вслед за ним войско, но не настигнет его. И он (Имам Махди - прим. ред.) войдёт в Мекку в страхе словно Муса ибн Имран“.

Затем Имам Бакир сказал: „Предводитель войска Суфьяни остановится в Байде, и возглашающий с неба возгласит: «О Байда! Истреби это племя». Земля провалится вместе с ними, и не скроется из них никто, кроме троих, лица которых Аллах переместит на их затылки, и они из рода Кальб. Это аят ниспослан о них: «О вы, которым даровано писание. Уверуйте в то, что Мы ниспослали вам в подтверждение того, что есть у вас, прежде, чем Мы сотрём лица и обратим их назад» (4:47)“.

И он сказал: „В тот день Каим в Мекке прислонит свою спину к Запретному дому, прибегая к его защите, и возгласит: «О люди, мы просим помощи Аллаха. Кто же из людей ответит нам? Воистину, мы - семейство вашего Пророка Мухаммада, и мы - самые близкие из людей к Аллаху и к Мухаммаду. Кто будет спорить со мной об Адаме? Я - самый близкий из людей к Адаму. Кто будет спорить со мной о Нухе? Я - самый близкий из людей к Нуху. Кто будет спорить со мной об Ибрахиме? Я - самый близкий из людей к Ибрахиму. Кто будет спорить со мной о Мухаммаде? Я - самый близкий из людей к Мухаммаду. Кто будет спорить со мной о пророках? Я - самый близкий из людей к пророкам. Разве Аллах не сказал в Своей Книге: „Воистину, Аллах избрал над мирами Адама, Нуха, Ибрахима и род Имрана как потомство одних от других. И Аллах - Слышащий, Знающий“ (3:33). Я - продолжение от Адама, запас от Нуха, избранник от Ибрахима и лучшее от Мухаммада, да благословит их всех Аллах. Кто будет спорить со мной о Книге Аллаха? Я - самый близкий из людей к Книге Аллаха. Кто будет спорить со мной о сунне Посланника Аллаха? Я - самый близкий из людей к сунне Посланника Аллаха. Заклинаю Аллахом тех, кто слышал сегодня мою речь. Пусть присутствующий из вас доведёт до отсутствующего. Я прошу вас правом Аллаха, правом Его Посланника и моим правом, ибо у меня к вам право родственной близости к Посланнику Аллаха. Окажите нам помощь, защитите нас от тех, кто угнетает нас, ибо мы устрашены, угнетены, изгнаны из наших домов и от наших детей. На нас покушались, наше право было попрано и приверженцы лжи возвели на нас ложь. Ради Аллаха! Ради Аллаха не оставляйте нас без поддержки, помогите нам, и Всевышний Аллах поможет вам».

И соберёт Аллах для него его сподвижников - триста тринадцать мужчин. Аллах соберёт их возле него без договорённости, подобно осенним облакам. И это, о Джабир, - знамение, о котором Аллах упомянул в Своей Книге: «Где бы вы ни были, Аллах приведёт всех вас вместе. Воистину, Аллах над каждой вещью мощен» (2:148). И они присягнут ему между углом Каабы и макамом Ибрахима, и будет с ним завет от Посланника Аллаха, который дети наследовали от отцов. О Джабир, Каим - мужчина из потомства Хусейна. Аллах исправит его дело за одну ночь. О Джабир, что из этого будет неясно и трудно для людей? Не будет им неясно и трудно его рождение от Посланника Аллаха и наследие от знающих (Имамов Ахль аль-Бейт - прим. ред.), от знающего после знающего. А если всё это будет неясно и трудно для них, то глас с неба не останется для них неясным и трудным, когда будет возглашено его имя, имя его отца и матери“» («Аль-Гайба», с. 374).

Али ибн Мухаммад ибн Алям Азди передал от своего отца от его деда: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: „Перед выступлением Каима будет красная смерть, белая смерть, саранча в сезон и саранча вне сезона, красная как кровь. Что касается красной смерти, то через меч, и что касается белой смерти, то это - чума“» («Аль-Гайба», с. 368).

Асбаг ибн Нубата передал: «Я слышал как Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: „Перед выступлением Каима, будут годы, полные лжи: правдивый в них будет опровергаться, лжец считаться правдивым, а интриган - приближаться“». В другом хадисе сказано: «И будет говорить в них ничтожный». Я спросил: «Кто ничтожный и кто интриган?». Он сказал: «Разве вы не читаете Коран, где сказано: „И Он суров в наказании“ » (13:13), и сказал: «То есть хитрость». Я спросил: «А кто интриган?». Он сказал: «То есть хитрец» («Аль-Гайба», с. 369).

Хишам ибн Салим передал: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Это повеление не наступит, пока не останется даже одной группы людей, которые не правили бы людьми, чтобы говорящий не говорил: «Если бы мы правили, то мы непременно были бы справедливы». Затем Каим выступит с истиной и справедливостью“» («Аль-Гайба», с. 360).

Вопрос : В настоящее время бедствий, много людей, включая ученых, начинают говорить о возрождении Ислама и появлении Имама Махди. Я хочу спросить о двух вещах: во-первых, кто такой имам Махди, и есть ли какие-либо доказательства о его возможном появлении, в Коране и хадисах. Во-вторых, в каком порядке произойдут события перед Къияма (день Воскресения), в том числе появление имама Махди, Фитна Даджаля, Йа’джудж Ма’джудж и Хазрат Иса (Иисус). Просьба ответить подробно.

Ответ : Хвала Аллаху… Имам Махди будет праведным человеком из потомков Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, он появится в конце времен и посредством него Аллах наставит людей на прямой путь, наполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она была заполнена преступлениями и насилием. У него будет такое же имя, как у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и имя его отца будет таким же, как и имя отца Пророка.

Таким образом, его имя будет Мухаммад ибн Абд-Аллах аль-Махди, или Ахмад ибн Абд-Аллах аль-Махди. Он будет потомком Фатимы, дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, через Хасана ибн Али (да будет доволен ими Аллах). Признаком его появления будет широкое распространение коррупции, греха и насилия.



Есть целый ряд хадисов, которые указывают на его внешний вид и атрибуты, как описано выше. Все эти сообщения вместе взятые достигают уровня таваатур (то есть, переданный столь большим числом передатчиков, что невозможно, чтобы они объединились во лжи).

Что касается порядка, в котором знамения о Часе будут появляться, есть некоторое различие во мнениях ученых, причиной чего является то, что нету в Сунне указания на этот порядок. Однако ученые определили последовательность некоторых событий следующим образом:

1 - Появление малых признаков Судного часа, которых много, и они не будут происходить в определенном порядке. К ним относятся: послание Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его смерть; чума в ‘Амваас (небольшой город в Палестине - прим. пер. ); появление несчастий; потеря честности; исчезновение знания; распространение риба , музыкальных инструментов и алкоголя; отношение к этим вещам как к дозволенным; соревнование в возведении высоких зданий; большое количество убийств; ускорение времени; украшение мечетей; распространение ширка; распространение безнравственности; распространение алчности; учащение землетрясений; оползни, превращения в уродов и забросывание камнями с неба; исчезновение праведников; сбывающиеся сны праведников; пренебрежение Сунной; распространение лжи; распространение лжесвидетельства; учащение внезапных смертей, дождей и уменьшение растительности; учащение пожеланий собственной смерти; увеличение численности потомков Рума и сражение мусульман с ними; и другие признаки, которые рассказаны в достоверных хадисах от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

2 - Появление Махди, которое произойдет перед приходом Даджаля и нисхождения ‘Исы ибн Марьям , мир ему и благословение Аллаха. Об этом свидетельствует хадис от Джабира (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Посланник Аллаха сказал: «‘Иса ибн Марьям низойдет с небес; их правитель Махди скажет ему: ‘Возглавь нашу молитву (солят )!’. Иса ответит: ‘Нет, один из вас должен руководить молитвой других, как знак почета от Аллаха этой умме’.» В сообщении Муслима говорится: «… И Иса ибн Марьям низойдет, и их правитель скажет ему: ‘Возглавь наш намаз!’ Но он скажет: ‘Нет, один из вас должен руководить молитвой других, как знак почета от Аллаха этой умме’” Муслим, 225.

Так ‘Иса, мир ему, будет следовать за Махди в молитве, что указывает та то, что Махди появится прежде, чем ‘Иса, и ‘Иса убьет Даджаля, что в свою очередь указывает на то, что Даджаль появится во время Махди.

Появление Даджаля .

4 - Нисхождение ‘Исы ибн Марьям и убийство Даджаля.

Появление Йа’джудж и Ма’джудж (Гог и Магог ). Одним из указаний, что Йа’джудж и Ма’джудж появятся во время ‘Исы (мир ему) является является хадис от Наваса ибн Сам’аан, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о Даджале и сказал: «Пока он будет пребывать таким образом, Аллах ниспошлет откровение ‘Исе: «Я освободил Моих рабов (т.е. Йа’джудж и Ма’джудж — прим. пер. ), с которыми никто не будет в состоянии бороться. Возьми Моих рабов (т.е. верующих — прим. пер. ) в безопасное место, к горе Тур (Синай)”, и Аллах пошлет Йа’джудж и Ма’джудж, которые придут, кишащими вниз с каждой возвышенности. Первый из них минует Озеро Тибериас и выпьет воду из него, и последний из них пройдет там же и скажет: ‘Здесь когда-то была вода.’» Муслим, 2937.

Затем знамения произойдут быстро, один за другим. Согласно хадису от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Знамения будут происходить быстро, как бусинки, падающие с нитки”. Затем солнце поднимется с запада, появится Зверь , и будут оползни и другие большие признаки (Судного часа ). Мы просим, чтобы Аллах сделал нас стойкими до самой смерти. И Аллах знает лучше всего.

Фатва № 43840, Islam Q&A. Перевод: www.sawab.info

Станет пришествие Махди. В его явление верят как сунниты, так и шииты.

Мусульманские учёные, представляющие два ключевых течения в исламе, по-разному рассматривают Мессию.

Махди в суннизме

У мусульман-суннитов Махди - это человек, который должен явиться в конце времён и вместе с Пророком Исой (а.с.) уничтожить (Антихриста), а затем установить на планете процветание и порядок. Суннитские богословы, в отличие от шиитских, не указывают на конкретную личность, которая могла бы стать Мессией в будущем. Однако в хадисах содержится некоторая информация об этом человеке:

  • Он будет мусульманином. Подтверждением тому служат слова Посланника Аллаха (с.г.в.): «Махди - один из нас» (Ибн Маджа, Ахмад).
  • Он будет потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.) Об этом свидетельствует хадис, приводимый Тирмизи и Абу Даудом.
  • Он будет тёзкой Божьего Посланника (с.г.в.), а точнее -носить одно из его имён. «Если у этого мира остались всего лишь сутки, то Всевышний продлил бы их для того, чтобы отправить людям моего потомка, чьё имя будет таким же, как моё, а имя его отца будет таким же, как имя моего отца» (Тирмизи, Абу Дауд).
  • Он будет править на протяжении 7-8 лет. Именно такой период упоминается в Пречистой сунне (в хадисе, приводимом Хакимом и Альбани).
  • Примечательная внешность. Пророк Мухаммад (с.г.в.) также смог описать своего великого потомка: «У него будет нос как у орла, а лоб его будет выступать» (Тирмизи).
  • Он придёт со стороны Ирана. Также известно, что Махди явится со стороны провинции Хорасан, расположенной на территории современного Ирана. Пророк (с.г.в.) наставлял сахабов: «Когда вы увидите чёрные полотнища, идущие со стороны Хорасана, идите им на встречу, так как Махди будет среди них» (Ибн Маджа, Ахмад).
  • Он появится до пришествия пророка Исы (а.с.) и появления Даджаля, что ознаменует совсем скорое окончание времён. Такой вывод богословы сделали из хадиса, который приводит Муслим: «Явится Иса, сын , и подойдёт к нему их повелитель (Махди) и скажет: «Стань нашим предводителем».

Когда должен явиться Махди?

Некоторые мусульманские богословы попытались назвать конкретные сроки прихода Махди. Многие сошлись на том, что это произойдёт во втором тысячелетии после смерти Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Как известно, он перешёл в мир иной в 632 году по григорианскому летоисчислению. Это значит, что Махди, при пересчёте более короткого мусульманского лунного года на астрономический, должен появиться примерно в промежутке между 1605 и 2578 годами. А некоторые учёные, например, имам Суюти, говорил о том, что Махди может явиться и спустя 1500 лет после смерти Пророка (с.г.в.), то есть в 2091 году.

Махди в шиизме

Шиитская концепция относительно этого персонажа более конкретна, так как в ней называется конкретный человек, который и должен стать Мессией. Но у каждого течения шиизма собственное мнение на данный счёт. Согласно крупнейшему учению - , Мессией должен стать Мухаммад аль-Махди - потомок Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), почитаемый шиитами как двенадцатый праведный имам.

Мухаммад аль-Махди родился в 869 году (Милади) в семье Хасана аль-Аскари - одиннадцатого праведного имама. Согласно шиитской доктрине, Мухаммад с юных лет жил в изоляции от остального общества под покровительством своего отца. После того, как тот умер, он общался с верующими исключительно через своих посредников. Этот период его жизни именуется «малым сокрытием». Так продолжалось до 941 года, когда аль-Махди бесследно исчез. Джафариты убеждены, что именно тогда он ушёл в «большое сокрытие», в котором будет пребывать вплоть до своего второго пришествия. Уход в сокрытие, как считают шииты, необходим был для того, чтобы избежать гибели имама. Предыдущие одиннадцать праведных имамов были убиты различными способами. Для того чтобы не прервался род имама Али (р.а.), Всевышний удалил последнего имама в сокрытие.

При этом шииты уверены, что после второго пришествия пророк Иса (а.с.) будет находиться в подчинении у имама Махди. Согласно шиитской доктрине, все праведные имамы выше, чем пророки, за исключением Пророка Мухаммада (с.г.в.).

По мнению шиитов-исмаилитов , в качестве Махди должен явиться старший сын шестого праведного имама Джафара ас-Садыка - Исмаил. Дело в том, что Джафар ас-Садык по неизвестным причинам лишил того права на имамат и назвал своим преемником младшего сына - Мусу. Это решение вызвало раскол в шиитском сообществе, так как Исмаил был очень популярен среди бедных слоёв населения, которые верили в то, что с началом его правления наступят перемены в обществе. Количество сторонников Исмаила росло, но вскоре он скончался. В этой ситуации его последователи заявили о том, что он не умер, а удалился в сокрытие и явится в будущем в качестве Мессии. Однако некоторые исмаилиты спустя некоторое время начали утверждать, что Исмаил умер, а Мессией является его сын Мухаммад.

При этом, шиитские богословы выступают категорически против попыток высчитать сроки явления Махди. Верующие должны с покорностью ожидать его прихода, которое состоится в нужное время.

Как мы видим, в представлениях суннитов и шиитов имеются как схожие моменты, так и различия. Они едины в том, что Махди будет арабом и потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.). Кроме того, большинство мусульман уверены, что его имя - Мухаммад. А некоторые различия обусловлены особенностями во взглядах с позиции того или иного течения в исламе.

Похожие публикации