Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Вилки включения передач кпп 2109

ВАЗ 2109 для автолюбителей является не простой, но вполне осуществимой задачей, решение которой зависит от внимательного следования инструкции.

Диагностика проблем

Прежде чем приступать к ремонту какого-либо узла авто, необходимо провести тщательную диагностику. Вы должны научиться определять основные неисправности авто самостоятельно, чтобы не стать жертвой обмана со стороны слесарей СТО, которые любят сдирать деньги за ремонт несуществующих поломок.

Возможные проблемы КПП:

  • неисправность сальника;
  • ручка переключения "тормозит";
  • передача выбивается на ходу;
  • нагреваются элементы узла;
  • шум при работе мотора.

Неисправность сальника провоцирует потеки масла, что можно обнаружить визуальным путем. Плавный ход ручки переключения передач говорит о полной исправности механизма, в ином случае КПП требует ремонта.

Совет. Если вы будете регулярно проверять уровень масла, многие проблемы с узлом просто не возникнут.

Причины проблем КПП

Плохо переключается скорость. Причинами данной неисправности могут быть:

  • отсутствие смазочного масла;
  • заклинило механизм переключения скорости;
  • инородный предмет в механизме;
  • деформация вилки КПП;
  • вышел из строя ползун синхронизатора.

Во время движения передачу выбивает. Причинами могут быть:

  • производственный брак;
  • износ зубьев шестерен;
  • износ вала КПП.

Иными неполадками могут быть:

  • износ шестерен и подшипников (издают шумовой эффект);
  • повреждение корпуса коробки передач;
  • перегрев коробки из-за низкого уровня смазочного материала.

Перечисленные проблемы можно устранить самостоятельно либо в сервисе СТО. Однако не попадитесь на удочку механиков! Стук и шум в КПП ВАЗ 2109 говорят именно о том, что перечислено выше, а не о серьезных дорогостоящих проблемах.

Производство ремонта КПП

Перед ремонтом коробки убедитесь, что у вас имеется полный набор инструментов. В их число входит:

  • разные отвертки;
  • металлический и резиновый молоток;
  • отвертка ударная;
  • керно зубло;
  • накидные головки;
  • ключ удаления стопорных колец.

Проводим демонтаж узла

Теперь нужно подготовить узел к работе. Для этого, прежде всего, нужно слить масло и снять тягу привода. Далее следует демонтировать картер сцепления и трос, удалить клеммы аккумулятора и демонтировать стартер.

Убираем шаровые шарниры вместе с поворотными кулаками, отсоединяем валы для приводов на передние ведущие колеса (их следует заместить болванками).

Теперь нужно демонтировать саму коробку, отсоединив ее от мотора. Демонтированную коробку очищаем от загрязнений.

Теперь демонтируем муфту синхронизатора, сняв упорную пластину и кольцо.

Важно! После демонтажа 5-й передачи можно снимать другие. Последовательность снятия: от первой до четвертой по порядку.

Теперь удаляем главный вал и шток вилок переключения. Затем снимаем узел выбора передачи.

Проверяем исправность КПП

ремонт осуществляется последовательной заменой неисправных частей коробки. Поэтому осмотрите все составляющие узла на предмет поломки или износа. Последовательность осмотра:
  • подшипники;
  • синхронизатор;
  • уплотнитель шайб;
  • сцепление;
  • ступица муфты.

При осмотре роликовых подшипников обратите внимание на износ дорожек качения. Если видна малейшая деформация, нужно заменять новыми.

При износе синхронизаторов и колец тоже производится замена. Проверьте наличие люфта между кольцами и шестернями. Если зазор больше 0,6 мм, необходимо произвести замену.

Кольца стопорные заменяют в случае потери эластичности и упругости материала. При детальном осмотре и замене частей КПП следует обратить внимание на главный вал, который больше всего подвергается износу. Замените вал и сальники.

Сборка КПП

Узел собирается в обратном направлении после тщательного очищения всех деталей. Внимательно следите, чтобы в узел случайно не проник инородный предмет. Некоторые нюансы сборки:

  • прокладки смазываются литолом;
  • запрессовка сальников осуществляется рабочей поверхностью внутрь.

Итог

Проявив усердие и внимательность, можно справиться с заменой изношенных деталей КПП 2109 самостоятельно, не прибегая к услугам СТО. При этом вы сэкономите значительную сумму денег.

Многим автолюбителям будет интересно, как производится ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, и реально ли это. Ведь трансмиссия на этих моделях на самом деле не слишком надежная. Сейчас, также сказывается довольно почтенный возраст этих авто. Да и качество запчастей оставляет желать лучшего. В результате, поломки коробки на этих машинах не являются редкими. Благо особых проблем с восстановлением этого узла практически нет, все можно сделать в любом гараже. Справится с этим любой автолюбитель, умеющий хоть немного работать ключами. Обратите внимание на то, что узел это довольно сложный, желательно иметь возможность проконсультироваться в процессе работы с опытным слесарем.

Устройство

Ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, задача не такая уж и сложная. Перед ее выполнением рекомендуется ознакомиться с техническими характеристиками и особенностями коробки передач. Первостепенным считается первичный вал, на нем располагается блок с ведущими шестеренками. При движении вперед они постоянно находятся во взаимодействии с теми шестеренками, что ведутся.

Вторичный собран совместно с главной ведущей передачей. Также на нем установлены остальные ведомые шестеренки, а также 2 синхронизатора. К коробочному фланцу прикрепляется ведомая шестеренка главной передачи. Дифференциал имеет подшипники, они устанавливаются с натягом, и могут регулироваться с использованием различающихся в толщину колец.

Диагностика неполадок

Проблемы с коробкой передач могут быть самыми разными. Если КПП начинает шуметь в процессе работы, а также . Не стоит сразу ее разбирать. Возможно просто нужно . Проверьте его уровень. Если доливка не помогла, то вероятнее всего износились игольчатые подшипники или шестерни. При затрудненном переключении передач, в первую очередь . Если это не помогло, то придется разбирать коробку, и устранять неисправность.

Ремонт

Для работы вам потребуется снять КПП с автомобиля. Установите ее вертикально. Производятся ремонтные работы в следующем порядке:

  • Сначала откручиваются 6 гаек, крепящих заднюю коробочную крышку;
  • Демонтируется место крепления сцепления, путем выкручивания винта, его крепящего;
  • Несильно ударяя молотком, страгиваете с места крышку, снимаете ее;
  • Включаете 3 или 4 передачи;
  • Откручиваете винт, крепящий синхронизатор на 5 передачу. После включения 5 передачи убеждаетесь, что ни один вал не проворачивается;
  • Далее стоит расконтрить и открутить гайки первичного и вторичного валов;
  • Двумя отвертками поддевается синхронизатор на 5 передачу. Демонтируется совместно с вилкой. При снятии синхронизатора, убедитесь, что подпружинные шарики не выскочили из гнезд;
  • Поддев отверткой ведомую шестеренку 5 передачи, демонтируете ее с вала;
  • Снимается кольцо на упор подшипника;
  • Снимается игольчатый подшипник;
  • Демонтируется ведущая шестеренка 5 передачи;
  • Откручиваются 4 винта, которыми прикреплены пластины подшипников. Удобнее это делать ударными отвертками;
  • Снимается кольцо (стопор) подшипника (игольчатый);
  • Далее снимается кольцо (стопор) подшипника на первичный вал, поддев жалом отвертки, аналогично поступают и на другом валу;
    Выкручивается пробка с фиксатора, извлекается шарик и пружина. Процедуру повторяют с оставшимися двумя фиксаторами;
  • Снимают крепление опоры под двигатель;
  • Выкручивают пробку фиксатора на задний ход, извлечь шарик;
  • Демонтируют картер сцепления. Откручивают винт и 12 гаек, которые его крепят. Осторожно разделите картер и коробку;
  • Демонтируйте картер КПП;
  • Откручивается винт, крепящий вилку первой и второй передач;
  • Извлеките шток и вилку совместно;
  • Откручиваем винт, который крепит вилку 3 и 4 передач. Выводят головку штока (расцепите с рычагом переключения). Шток снимается с вилкой;
  • Шток 5 передачи поворачивается, освобождая его головку от рычага. Демонтируете шток;
  • Демонтируется вилка, включающая задний ход;
  • Снимается шестеренка заднего хода. Делают это совместно с осью;
  • Извлеките оба вала. Обязательно нужно их слегка покачать.
Стоит учесть, что при демонтаже валов все внутренние кольца на передние подшипники остаются на них.
  • Вытаскивается ведомая шестеренка главной передачи (дифференциал совместно);
  • Выкручиваются 3 винта крепления от механизма, переключающего передачи. После можно его демонтировать;
  • Снимается уплотнитель, если снимете ее аккуратно и не повредите, то сможете поставить на место при сборке;
  • Выпрессовываем подшипник впереди вторичного вала. Для этого возможно применять специальную выколотку, или трубку подходящего диаметра;
  • Если нужна смена , то требуется снять сальник;
  • Демонтируйте подшипники только в случаях замены. При смене подшипника на первичном валу, дополнительно придется купить и новый сальник;
  • Подшипник выпрессовывается внутрь картера;
  • Извлекаем магнит, находящийся в картере;
  • Откручиваем гайку, крепящую спидометр, поддеваем его жалом отвертки, снимаем с коробки;
  • Выкрутите из КПП включатель фонарей заднего хода;
  • Снимается чехол шарнира, переключающего рычаг на передачи. Для этого нужно его сдвинуть относительно фланца, и аккуратно снять;
  • Демонтируется винт, крепящий шарнир, после чего можно снять его со штока;
  • Откручиваем винт крепления рычага к штоку переключения передач. Извлеките шток с рычагом из картера;
  • Осмотрите шток, если имеют место течи масла, то следует сменить сальник;
  • Внимательно разглядите картеры, не допускаются никакие повреждения. На всех привалочных плоскостях должны отсутствовать вмятины и прочие изъяны. Когда повреждения невелики, стоит обработать их наждачкой. В остальных случаях деталь заменяют. Сборка производится в обратном порядке. При сборке проверяйте состояние всех деталей, при необходимости их следует заменить. Все трущиеся поверхности смазывают маслом. Под прокладки обязательно наносите герметик, это позволит избежать проблем с утечкой трансмиссионной жидкости.

Дополнительно . Описанный здесь процесс ремонта 5КПП, можно применить и для четырехступенчатого агрегата. Но, если у вас на повестке стоит ремонт кпп ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, имеющей 4 передачи, придется запастись старым ведомым диском, к которому приваривается стальная труба. Это позволит свободно заклинить валы, и проделать все необходимые работы. Это единственное отличие в ремонте такой КПП.

Для ремонта КПП Ваз 2109 ее необходимо снять с автомобиля и выполнить следующие действия:

Отверните шесть гаек крепления задней крышки


Отверните болт крепления и снимите кронштейн троса сцепления


Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку и снимите ее с картера коробки передач

Снимите уплотнительную прокладку задней крышки КПП Ваз 2109


Включите 3-ю или 4-ю передачу и отверните болт крепления вилки пятой передачи и включите пятую передачу


Убедитесь, что валы не проворачиваются расконтрите гайку на вторичном валу


Отверните гайку на вторичном валу и расконтрите гайку на первичном валу


Отверните гайку на первичном валу и подцепите отвертками за ступицу синхронизатор пятой передачи


Снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты и снимите блокирующее кольцо синхронизатора пятой передачи


Подцепите отверткой ведомую шестерню пятой передачи и снимите ее с вторичного вала


Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника и нимите игольчатый подшипник шестерни пятой передачи


Подцепите отверткой ведущую шестерню пятой передачи и снимите ее с первичного вала Ваз 2109


С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников и снимите ее


Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника пятой передачи со вторичного вала, затем снимите упорную шайбу со вторичного вала


Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала


Отверните пробку фиксатора и осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора


Отверните два болта крепления и снимите заднюю опору силового агрегата


Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления


С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач. Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся


Снимите картер коробки передач и отверните болт крепления вилки переключения первой и второй передач


Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения первой и второй передач и отверните болт крепления вилки переключения третьей и четвертой передач


Выведите головку штока из зацепления с рычагом и снимите его вместе с вилкой


Поверните шток вилки пятой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток и снимите стопорное кольцо


Снимите вилку включения заднего хода и шестерню заднего хода с осью


Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы. При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах


Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом и Отверните три болта крепления механизма переключения передач Ваз 2109


Снимите механизм переключения передач и аккуратно снимите уплотнительную прокладку


Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник


Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника и выньте магнит из картера сцепления


Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра


Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра и вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра


Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода и сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач


Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира и отверните болт крепления шарнира к штоку


Снимите шарнир со штока и защитный чехол


Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления и выньте рычаг и шток из картера сцепления

Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока. На этом полная разборка КПП выполнена. Сборка и ремонт КПП Ваз 2109 выполняется в последовательности, обратной разборке с учетом замены изношенных деталей КПП на новые.

52. Выньте магнит из картера сцепления.

53. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.

54. Подденьте отверткой корпус привода спидометра... 55. ...и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.

ПРИМЕЧАНИЕ
Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода спидометра.

56. Выньте из корпуса привода спидометра ведомую шестерню с валом.

57. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

58. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.

59. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.

60. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

61. Отверните болт крепления шарнира к штоку переключения передач... 62. ...и снимите шарнир со штока.

63. Снимите со штока защитный чехол.

64. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.

65. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.

66. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока переключения передач.
Перед осмотром и дефектовкой тщательно промойте и просушите детали коробки передач.

67. Осмотрите картеры сцепления и коробки передач, а также заднюю крышку коробки передач. На картере сцепления, коробке передач и задней крышки коробки передач не должно быть трещин и сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите шлифовальной шкуркой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.

68. Проверьте посадочные места под подшипники в обоих картерах. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждения. Если есть повреждения, замените картеры.

69. Проверьте состояние штоков включения передач. Если штоки включения передач погнуты или на штоках появились задиры, заусенцы или выработки лунок под фиксаторы - замените штоки. Проверьте состояние вилок переключения передач. Если вилки переключения передач погнуты, либо изношены лапки, замените вилки переключения передач.

70. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники и при износе рабочих кромок сальники необходимо заменить.

71. Проверьте состояние подшипников. При наличии питтинга (раковин) на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках или в случае повреждения сепараторов подшипники коробки передач необходимо заменить.

72. Замените поврежденные или сильно обжатые прокладки.
73. Очистите магнит от частиц износа деталей. Если на магните обнаружены трещины или его магнитные свойства ослабли, замените магнит.
74. Тщательно очистите от старого герметика привалочные поверхности картеров сцепления и коробки передач, задней крышки коробки передач.
Соберите коробку передач в порядке, обратном разборке, с учетом следующего.

75. Перед установкой первичного и вторичного валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите первичный и вторичный валы в картер сцепления.

76. Обратите внимание, как устанавливаются вилки на штоки переключения передач:
1 - шток с вилкой включения 5-ой передачи;
2 - шток с вилкой включения 3-ей и 4-ой передач;
3 - шток с вилкой включения 1-ой и 2-ой передач.
77. Обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.
78. Не забудьте установить на место магнит.
79. Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления и задней крышки на картер коробки передач нанесите герметик на их привалочные плоскости по всему периметру.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Все описанные приемы применимы и при ремонте четырехступенчатой коробки передач.
Отличие состоит в том, что застопорить валы одновременным включением двух передач невозможно, так как для этого используют пятую передачу. Для этой цели рекомендуем изготовить приспособление из отслужившего ведомого диска сцепления, к торцу ступицы которого под прямым углом нужно приварить подходящий отрезок стальной трубы. Надев ступицу на первичный вал, можно удержать его от вращения за конец трубы.

Практически каждый автовладелец относиться к своему транспортному средству с большим трепетом и вниманием, ведь все мы хотим, чтобы наши автомобили были исправными и ухоженными. Именно поэтому прилежные автовладельцы стараются вовремя проходят техосмотр и постоянно мониторят техническое состояние машины, а также поддерживают ее аккуратный внешний вид.

Устройство коробки передач ВАЗ 2109.

  1. задняя крышка картера коробки передач
  2. ведущая шестерня 5 передачи
  3. шариковый подшипник первичного вала
  4. ведущая шестерня 4 передачи первичного вала
  5. первичный вал
  6. ведущая шестерня 3 передачи первичного вала
  7. картер коробки передач
  8. ведущая шестерня 2 передачи первичного вала
  9. шестерня заднего хода
  10. промежуточная шестерня заднего хода
  11. ведущая шестерня 1 передачи первичного вала
  12. роликовый подшипник первичного вала
  13. сальник первичного вала
  14. сапун
  15. фланец муфты
  16. подшипник выключения сцепления
  17. направляющая втулка муфты
  18. роликовый подшипник вторичного вала
  19. вторичный вал
  20. ось сателлитов
  21. ведущая шестерня привода спидометра
  22. шестерня полуоси
  23. коробка дифференциала
  24. сателлит
  25. картер сцепления
  26. пробка для слива масла
  27. ведомая шестерня главной передачи
  28. регулировочное кольцо
  29. роликовый конический подшипник дифференциала
  30. сальник полуоси
  31. ведомая шестерня 1 передачи вторичного вала;
  32. синхронизатор 1 и 2передач;
  33. ведомая шестерня 2 передачи вторичного вала;
  34. стопорное кольцо
  35. упорное полукольцо
  36. ведомая шестерня 3 передачи вторичного вала
  37. синхронизатор 3 и 4 передач
  38. ведомая шестерня 4 передачи вторичного вала
  39. шариковый подшипник вторичного вала
  40. ведомая шестерня 5 передачи вторичного вала
  41. синхронизатор 5 передачи
  42. игольчатый подшипник
  43. вилка переключения передач

Основные поломки коробки передач ВАЗ 2109 и способы их устранения.

1. Не держится вторая передача.

Многие сталкиваются с проблемой, когда при переключении на вторую передачу, рычаг коробки не фиксируется. Этот факт говорит о наличии неисправности синхронизатора передачи, поэтому его нужно заменить. А для того, чтобы эту деталь заменить, вам нужно будет снять коробку передач и произвести необходимую замену, обратив свое внимание во время этого процесса на шестерни, которые тоже могут быть повреждены.

К слову, с проблемой вылета передач чаще всего сталкиваются любители погонять, такие водители резко переключают скорости, забывая при этом, что «девятка» — далеко не гоночный автомобиль. Именно поэтому, в целях профилактики данной поломки, рекомендую переключать скорости плавно.

2. Во время старта в КПП отмечается наличие посторонних звуков.

Такая ситуация возможно, как правило, в двух случаях: полетел подшипник первичного вала либо вышла из строя пятая передача. Исправить ее сможет замена вышедших из строя деталей.

3. Вылетают передачи.

Если вы столкнулись с проблемой вылета всех передач, то причину, скорее всего, нужно искать в шестерне проблемных передач, синхронизаторе или муфте. Все эти элементы должны быть заменены, причем, даже если некоторые из них исправны, ведь риск того, что в ближайшее время и они выйдут из строя, очень велик.

Таким образом, как уже говорилось выше, коробка передач ВАЗ 2109может быть успешно отремонтирована и самим автовладельцем, однако делать это рекомендуется лишь тем, кто не понаслышке знаком с данной работой (я поэтому специально и не вдавался в подробности данных работ, дабы не спровоцировать «новичков» на эксперименты). В любом случае, вы всегда сможете обратиться за помощью к мастерам, которые осуществят ремонт КПП.

Также, уточню, что для хорошей работы коробки передач, нужно использовать качественное масло. Конечно же, каждый автовледелец волен выбирать то масло, в качестве которого он не сомневается. Но есть достаточно простой способ не ошибиться с выбором: для этого щуп для проверки масла нужно окунуть в это самое масло и достать его. Если он покрылся пузырьками, значит масло некачественное, либо просто истек срок его годности, а значит заливать его в «девятку» будет себе дороже. Кстати, если вы задумались о тюнинге ВАЗ 2109, то вам .

Видео по ремонту коробки

Похожие публикации