Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Транзисторный усилитель своими руками 805. Ультралинейный усилитель а класса. Выходная мощность усилителя в зависимости от сопротивления головки

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Усилитель на кт805бм своими руками

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио - аппаратуры:


  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.

Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
  • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто - чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов - 0,1%.
  • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
  • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

Следует помнить: изготовление качественных усилителей - трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.

Классификация

Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный - своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.

Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.

  • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
  • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы - А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.

Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.

Применение

Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

  1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi - fi.
  2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  3. В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  4. В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот - от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.

Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.

Схема по которой я собирал.

вот еще одна


Почти все детали я вытащил из усилителя Радиотехника у 101. (он не работал) От туда я взял трансформатор, резисторы (10кОм и 47кОм) пленочный кондер на 100мкф и Электролит. на 2200мкф (50в), 4 транзистора кт805ам и радиатор.
*Мост взял из старого БП, короб тоже от туда ну и провода.
*Проволоку медную тонкую (для вторички) я нашел в счетчике.
*Прволоку для первички помог найти друг.
*Пластиковая трубка диаметром 50мм для вторички.

Вобщем прибор я собрал для научной работы и для себя, чтобы проводить различные опыты. Прибор меня очень заинтресовал тем что к качеру если поднести (энергосберегающие) люминесцентные лампы то начинают гореть БЕЗ проводов !!!

Вторичка которую я мотал целых 8 часов. 2000 витков с первого раза, без обрывов и нахлестов намотал на трубку. Через каждые 300 витков смазывал прозрачным лаком для ногтей чтоб витки не распутались.
Ушло проволоки 320 метров. Длина одного витка 16см.


__________________________________________________________________________________________________________

Первичка. Ее мне друг привез из Самары т.к. в нашем городе не где такой не найти. Длина проволоки 2,2м. 5 витков. 25мм^2 сечение провода. Намотал конечно криво, но главное работает!

Расстояние между обмотками 2,5мм


Делитель напряжения. Состоит из 2 резисторов (10 и 47 кОм) и пленочного кондера 100мкф.


Сделал удобный штекер для транзистора. (взял от кулера и заменил провода на потолще) Штекер удобен тем, что можно легко и быстро заменить транзистор. Не надо паять ничего!!!


Дальше Короб
обычный короб от БП старого который тоже не работал. вытщил от туда все и немного переделал. Отпилил радиатор от усилителя и прикрепил к корпусу. Радиатор не охлаждается ибо это нафиг не нужно потому, что радиатор уличный и большой. Сильно он не нагреется. Сверху поставил фанеру 6мм. В Середину фанеры врезал фитинг платиковый для того чтобы можно было устанавливать вторичную обмотку.





Трансформатор.
Обычный транс от радиотехники у 101. Использовал выводы 4 и 7 т.к. у них напряжение больще.


Мост. Нужен для того чтобы переменное нарпряжение превратить в постоянное. Мост сильно греется. его установил на радиатор

Высокое входное сопротивление и неглубокая ОС - основной секрет теплого лампового звучания. Ни для кого не секрет, что именно на лампах реализуются самые высококачественные и дорогие усилители, которые относятся к разряду HI-End. Давайте поймем, что такое качественный усилитель? Качественным имеет право называться тот усилитель мощности НЧ, который полностью повторяет форму входного сигнала на выходе, не искажая его, разумеется выходной сигнал уже усиленный. В сети можно встретить несколько схем действительно высококачественных усилителей, которые имеют право относится к разряду HI-End и совсем не обязательна ламповая схематика. Для получения максимального качества, нужен усилитель, выходной каскад которого работает в чистом классе А. Максимальная линейность схемы дает минимальное кол-во искажений на выходе, поэтому в строении высококачественных усилителей особое внимание уделяется именно этому фактору. Ламповые схемы хороши, но не всегда доступны даже для самостоятельной сборки, а промышленные ламповые УМЗЧ от брендовых производителей стоят от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч долларов США - такая цена уж точно не по карману многим.
Возникает вопрос - можно ли аналогичных результатов добиться от транзисторных схем? ответ будет в конце статьи.

Линейных и сверхлинейных схем усилителей мощности НЧ достаточно много, но схему, которая будет сегодня рассмотрена является ультралинейной схемой высокого качества, которая реализована всего на 4-х транзисторах. Схема была создана в далеком 1969 году, британским инженером-звуковиком Джоном Линсли-Худом (John Linsley-Hood). Автор является создателем еще нескольких высококачественных схем, в частности класса А. Некоторые знатоки называют этот усилитель самым качественным среди транзисторных УНЧ и я в этом убедился еще год назад.

Первая версия такого усилителя была представлена на . Удачная попытка реализации схемы заставила создать двухканальный УНЧ по этой же схеме, собрать все в корпусе и использовать для личных нужд.

Особенности схемы

Не смотря на простоту, схема имеет несколько особенностей. Правильный режим работы может нарушиться из-за неправильной разводки платы, неудачного расположения компонентов, неправильное питание и т.п..
Именно питание - особо важный фактор - крайне не советую питать данный усилитель от всевозможных блоков питания, оптимальный вариант аккумулятор или блок питания с параллельно включенным аккумулятором.
Мощность усилителя составляет 10 ватт с питанием 16 Вольт на нагрузку 4 Ом. Саму схему можно приспособить для головок 4, 8 и 16 Ом.
Мною была создана стереофоническая версия усилителя, оба канала расположены на одной плате.

Второй - предназначен для раскачки выходного каскада, поставил КТ801 (раздобыл достаточно трудно.
В самом выходном каскаде поставил мощные биполярные ключи обратной проводимости - КТ803 именно с ними получил несомненно высокое качество звучание, хотя экспериментировал со многими транзисторами - КТ805, 819 , 808, даже поставил мощные составные - КТ827, с ним мощность на много выше, но звук не сравниться с КТ803, хотя это лишь мое субъективное мнение.

Входной конденсатор с емкостью 0,1-0,33мкФ, нужно использовать пленочные конденсаторы с минимальной утечкой, желательно от известных производителей, тоже самое и с выходным электролитическим конденсатором.
Если схема рассчитана под нагрузку 4 Ом, то не стоит повышать напряжение питания выше 16-18 Вольт.
Звуковой регулятор решил не поставить, он в свою очередь тоже оказывает влияние на звук, но параллельно входу и минусу желательно поставить резистор 47к.
Сама плата - макетная. С платой пришлось долго повозиться, поскольку линии дорожек тоже оказывали некое влияние на качество звука в целом. Этот усилитель имеет очень широкий диапазон воспроизводимых частот, от 30 Гц до 1мГц.

Настройка - проще простого. Для этого нужно переменным резистором добиться половины питающего напряжения на выходе. Для более точной настройки стоит использовать многооборотный переменный резистор. Один шуп мультиметра присоединяем с минусом питания, другой ставим к линии выхода, т.е к плюсу электролита на выходе, таким образом, медленно вращая переменник добиваемся половины питания на выходе.

Предлагаю вашему суду еще одну схему гениального британского инженера Джона Линсли-Худа. Схема была опубликована в далеком 1996-ом году. Электрическая схема усилителя питается от двухполярного источника + /-22Вольт. Эта схема относится к ряду ультралинейных схем чистого А класса. Ток покоя усилителя составляет 1 Ампер, хотя в зависимости от используемых транзисторов может доходить до 3,5 Ампер.

Выходная мощность усилителя в зависимости от сопротивления головки:

  • При нагрузке 16ohm до 10 Вт
  • При нагрузке 8 Ом до 10 Вт
  • При нагрузке 4 Ом 14 Вт
  • При нагрузке 2 Ом до 15-16 ватт.
Как видно, выходная нагрузка не сильно влияет на мощность усилителя, по некоторым источникам выходная мощность схемы составляет 10 ватт и при 16 и при 2-х Омной нагрузке. Для наилучшего качества звучания, транзисторы выходного каскада подбираются из той же серии, для максимально идентичных параметров.


Как и первая ультралинейная схема, эта тоже собрана всего на 4-х транзисторах. Транзисторы выходного каскада могут сильно греться даже без подачи сигнала на вход УНЧ. Это вполне нормально для усилителей такого класса, где ток покоя переваливает за 2 Ампер. Следует учесть, что усилитель будет "кушать" в 4-5 раза больше, чем отдает, поэтому некоторые радиолюбители стараются держаться подальше от усилителей этого класса.


В статье представлена оригинальная схема с применением импортных компонентов, но они могут быть с успехом заменены на отечественные аналоги. В выходном каскаде возможно использование транзисторов КТ803, КТ805, КТ819 желательно использовать версии транзисторов с металлическими корпусами (например-КТ819ГМ). Транзистор 2N1711 предназначен для раскачки выходного каскада, его можно заменить транзистором КТ801 или же более доступными - КТ817/КТ815. BC212 - можно заменить буквально любым маломощным транзистором прямой проводимости. Можно использовать транзисторы типа КТ3107 или КТ361, но желательно использовать маломощные транзисторы из ряда МП, германий лучше!


Питать такой усилитель нужно от стабилизированного двухполярного источника напряжения, можно и от самодельного. Следует обратить внимание на фильтрующие емкости на каждом плече. Для нормальной работы ультралинейного усилителя, емкость конденсаторов на каждом плече должно быть выше 10.000мкФ.

Похожие публикации