Chevroletavtoliga - Автомобильный портал

Пациент в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Акт об отстранении от работы в состоянии алкогольного опьянения Отказ в медицинской помощи пациенту, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Регистрационный N 23298

В целях реализации пункта 3 части 1 статьи 12, пункта 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 1 и организации необходимой помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке - приказываю:

1. Утвердить согласованную с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Инструкцию о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации.

2. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, начальникам управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, обеспечить изучение и выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственных за соответствующие направления деятельности.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

Приложение

Инструкция о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации

1. Настоящая Инструкция определяет порядок доставления сотрудниками полиции лиц, находящихся на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке 1 , в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения 2 .

2. В своей деятельности сотрудники полиции, осуществляющие доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации, руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и охраны здоровья лиц, изданными в пределах их компетенции, иными нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

3. Задачей полиции по доставлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, является оказание необходимой помощи, в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью.

4. Основными функциями полиции по доставлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, являются:

4.1. Выявление их на постах и маршрутах патрулирования.

4.2. Осуществление вызова выездной бригады скорой медицинской помощи на место их обнаружения.

4.3. Предупреждение совершения противоправных действий в отношении вышеуказанных лиц, а также оказание им первой помощи в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью.

4.4. Доставление указанных лиц в медицинские организации 3 при отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи.

5. Сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России и действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения.

6. Медицинская эвакуация лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации при наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи. При отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи сотрудники полиции доставляют лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации на служебном автотранспорте.

При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лицам, находящимся в состоянии опьянения, сотрудники полиции получают от медицинского работника следующую информацию: наименование станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи, фамилия, имя, отчество медицинского работника выездной бригады скорой помощи, номер карты вызова скорой медицинской помощи с указанием даты и времени обращения.

7. При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России.

8. Перед помещением лиц, находящихся в состоянии опьянения, в салон транспортного средства сотрудникам полиции необходимо убедиться в отсутствии у них оружия, а также иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.

9. При обнаружении у лиц, находящихся в состоянии опьянения, оружия и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, или указывающих на их возможную причастность к совершению преступления, а также при наличии информации об их участии в совершении преступлений, нахождении в розыске, сотрудники полиции докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России и действуют в соответствии с указаниями дежурного.

10. В случае доставления сотрудниками полиции в медицинские организации и во время осмотра медицинскими работниками лиц, находящихся в состоянии опьянения, сотрудниками полиции обеспечивается безопасность медицинских работников.

11. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях у лица, находящегося в состоянии опьянения, доставленного в медицинскую организацию сотрудником полиции, составляется документ о передаче указанного лица медицинской организации, который подписывается медицинским работником и сотрудником полиции.

12. При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, сотрудник полиции, доставивший лицо, находящееся в состоянии опьянения, получает от медицинского работника медицинской организации документ, составленный в произвольной форме медицинским работником медицинской организации с указанием: наименования медицинской организации, фамилии, имени, отчества лица, находящегося в состоянии опьянения, даты и времени его доставления в медицинскую организацию, заверяется личной подписью медицинского работника.

3 Справочно: медицинские организации, в которые осуществляется доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения, определяются территориальными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Согласовано

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Т. Голикова

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 N А33-11381/2008-03АП-3771/2008 по делу N А33-11381/2008 Исковое заявление о взыскании штрафных санкций по договору частично удовлетворено, поскольку истцом доказан факт нарушения ответчиком обязанности по недопущению к работе на объектах работников с признаками алкогольного опьянения и в материалы дела не представлены доказательства, что факты обнаружения нетрезвого сотрудника имели какие-либо серьезные последствия или повлекли убытки для заказчика.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Хасановой И.А.,

судей: Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,

при участии:

от ООО “Сибирская Интернет Компания“: Рязанова В.А. - представителя по доверенности от 8 декабря 2008 года N АЧ-08-10,

от ОАО “Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании“: Зобниной Н.А. - представителя по доверенности от 1 января 2009 года N 109/2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества “Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании“, Большеулуйский район Красноярского края НПЗ

на решение Арбитражного суда Красноярского края

установил:

открытое акционерное общество “Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Сибирская Интернет Компания“ (далее - ответчик) о взыскании 100 000 рублей штрафа по договору от 15 мая 2008 года N СИБ-66-08.

Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 ноября 2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

По мнению истца, решение суда первой инстанции необоснованно, незаконно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, на основании того, что закрепленная в договорах ответственность в виде штрафов за неисполнение обязательств, позволяет контрагентам по договорам значительно улучшить трудовую дисциплину и обеспечить исполнение требований правил промышленной безопасности. Поэтому, внесение в договоры подряда пункта об ответственности сторон в виде штрафных санкций за нахождение работников подрядных организаций в состоянии алкогольного опьянения на территории взрывоопасных предприятий, расценивается как неисполнение договорных обязательств и нарушение трудового законодательства.

Представитель ответчика представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, мотивируя следующим:

Положения договора, устанавливающие ответственность ответчика за нарушение его работниками правил внутриобъектного режима, являются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ничтожность положений договора не влечет обязанности их исполнения и ответственности за нарушение положений пункта 6.5 договора и пункта 4.5 приложения N 4 к договору;

Ответчик не совершал каких-либо действий (бездействий), которые могли бы повлечь за собой нарушение обязательств;

Истцом не представлены соответствующие документы, подтверждающие факт нахождения работника ответчика в состоянии алкогольного опьянения.

Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено рассмотрение жалобы.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

ОАО “Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании“ (заказчик) и ООО “Сибирская Интернет Компания“ (исполнитель) заключили договор от 15 мая 2008 года N СИБ-66/08 (л.д. 15 - 18, том N 1).

Согласно пункту 1.1 договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства собственными силами и средствами выполнить пуско-наладочные работы автоматизированной системы управления технологическими процессами в рамках реализации плана капитальных вложений на 2008 год “Строительство установки утилизации сероводородного газа и производства гранулированной серы“ в соответствии с проектно-сметной документацией и объемом работ (приложение N 1), согласованным с заказчиком. Объект: комплекс технических средств АСУ ТП.

Пунктом 2.1.11 договора предусмотрено, что исполнитель обязуется соблюдать требования в области промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды к организациям, привлекаемым к работам и оказанию услуг на объектах компании, изложенные в приложении N 4 к договору, которое является его неотъемлемой частью. Соблюдение данных требований стороны признают существенным условием исполнения договора.

Цена договора и условия платежа согласованы сторонами в разделе 5 договора, сроки выполнения и порядок сдачи работ - в разделе 6 договора.

Пунктом 6.5 договора предусмотрено, что при несоблюдении исполнителем требований в области промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды (приложение N 4) заказчик имеет право взыскать с исполнителя штраф в размере, предусмотренном соответствующими пунктами приложений N 4 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 8.2 договора, в случае, если стороны не смогут прийти к соглашению, то все споры и разногласия разрешаются в Арбитражном суде Красноярского края.

Пунктом 4.5.3 приложения N 4 к договору предусмотрено, что, в случае выявления заказчиком факта нахождения на объектах заказчика, в вахтовых поселках, городках и общежитиях работника подрядчика в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, проноса или нахождения на территории объекта заказчика веществ, вызывающих алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение, подрядчик уплачивает заказчику штраф в размере 100 тыс. руб. за каждый такой факт (л.д. 20 - 33, том N 1).

Согласно составленного 24 мая 2008 года представителями истца акта N 143 задержания нарушителей пропускного и внутриобъектного режима, работник ООО “Сибирская Интернет Компания“ Петренко С.А. допустил нарушение пропускного внутриобъектного режима, а именно: при входе через КПП-5 задержан с явным запахом алкоголя (алкотест - 1,98%), в связи с чем был составлен акт медицинского освидетельствования (л.д. 11, том N 1).

В соответствии с протоколом контроля трезвости N 42, составленным медицинской службы первичной профсоюзной организации истца, работник ООО “Сибирская Интернет Компания“ Петренко С.А. находится в состоянии алкогольного опьянения. Показания алкометра (выдыхаемый воздух) - 1,98% (л.д. 12, том N 1).

Истцом в адрес Ачинского филиала ООО “Сибирская Интернет Компания“ была направлена претензия от 3 июня 2008 года N 221/174-юр, в которой последнему, с учетом п. 4.5.3 договора N СИБ-66/08 от 15 мая 2008 года, на основании акта N 143 от 24 мая 2008 года и протокола контроля трезвости N 42, предлагалось перечислить на расчетный счет истца сумму штрафа в размере 100 000 руб. в течение трех банковских дней с момента получения претензии (л.д. 13, том N 1).

В ответе на указанную претензию ответчик письмом от 4 июня 2008 года N 08-Ф02-241 истцу сообщил о направлении претензии для рассмотрения в головной офис ответчика (л.д. 14, том N 1).

Истец, ссылаясь на неоплату ответчиком суммы штрафа в добровольном порядке, обратился в арбитражный суд первой инстанции с иском о взыскании штрафа в размере 100 000 рублей. При этом, истец сослался на положения статей 307, 329 - 330, 402, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Как предусмотрено статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются соглашением сторон. В силу части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические и физические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей. Они по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (часть 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что между сторонами возникли правоотношения из договора подряда, регулируемые главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Материально-правовым требованием указано требование о взыскании с ответчика штрафа в размере 100 000 рублей.

Основанием иска указано выявление заказчиком факта нахождения работника подрядчика в состоянии алкогольного опьянения на территории ОАО “АНПЗ ВНК“.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.

Указанная выше норма права содержит лишь общее определение понятия “обязательство“ и устанавливает основания его возникновения, но не содержит обязательных правил (императивных норм), которым должен соответствовать договор (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 308 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит указание на то, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем.

В данном же случае обязанность соблюдать определенные договором правила промышленной безопасности, а именно: ввести полный запрет на употребление спиртных напитков, а также не допускать пронос и нахождение на территории заказчика веществ, вызывающих алкогольное опьянение, - является добровольно принятым на себя подрядчиком (ответчиком) обязательством в соответствии со статьями 307, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Действия сотрудников должника по исполнению обязательства считаются действиями самого должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (статья 402 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, сотрудники должника всегда в силу закона являются участвующими в исполнении обязательства лицами. Это, очевидно, не имеет никакого отношения к возложению обязанностей на третьих лиц, не участвующих в обязательстве (статья 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом закон предусматривает, что должник при исполнении обязательства несет ответственность перед кредитором не только за действия своих сотрудников, но и за действия третьих лиц (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4.5.3 приложения N 4 к договору N СИБ-66/08 от 15 июня 2008 года предусмотрено, что в случае выявления заказчиком факта нахождения на объектах заказчика, в вахтовых поселках, городках и общежитиях работника подрядчика в состоянии алкогольного, наркологического или токсического опьянения, проноса или нахождения на территории объекта заказчика веществ, вызывающих алкогольное, наркологическое или токсическое опьянение, подрядчик уплачивает заказчику штраф в размере 100 тыс. руб. за каждый такой факт.

Таким образом, при установлении размера неустойки (штрафа) стороны договорились о том, что его размер будет исчисляться исходя из фиксированной суммы (100 000 руб.) за каждый случай обнаружения сотрудника подрядчика в состоянии алкогольного опьянения. Это условие (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации) не может рассматриваться как условие, противоречащее императивным правилам поведения сторон, установленных законом (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). В гражданском законодательстве отсутствуют императивные нормы, запрещающие такой способ расчета штрафа.

Основания освобождения от ответственности за неисполнение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности может служить лишь обстоятельство действия непреодолимой силы (часть 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установление в договоре обязанности подрядчика (ответчика) исключить пронос на территорию заказчика алкоголя и ввести запрет не его употребление не противоречит законодательству Российской Федерации. Обеспечение исполнения данного обязательства в виде договорного штрафа (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации) за каждый случай обнаружения сотрудника подрядчика (ответчика) на определенной договором территории в состоянии алкогольного опьянения (пункт 4.5.3 приложения N 4 к договору), также не противоречит законодательству Российской Федерации.

Согласно представленному в материалы дела акту от 24 мая 2008 года N 143, составленному представителями истца о задержании нарушителей пропускного и внутриобъектного режима, работник ООО “Сибирская Интернет Компания“ Петренко С.А. допустил нарушение пропускного внутриобъектного режима, а именно: при входе через КПП-5 задержан с явным запахом алкоголя (алкотест - 1,98%), в связи с чем был составлен акт медицинского освидетельствования.

В соответствии с пунктом 6.4 договора, стороны договорились, что документом, подтверждающим факт алкогольного опьянения, является протокол контроля трезвости медицинской службы профсоюзного комитета АНПЗ. Наличие данного документа является основанием для выставления претензии исполнителю.

В спорном договоре отсутствует условие о форме протокола медицинского освидетельствования, а также не указан перечень приборов используемых при освидетельствовании.

Согласно протоколу трезвости N 42, составленному медицинской службой первичной профсоюзной организации истца, работник ООО “Сибирская Интернет Компания“ Петренко С.А. находился в состоянии алкогольного опьянения. Показания алкометра (выдыхаемый воздух) - 1,98%.

Таким образом, истцом доказан факт нарушения ответчиком обязанности по недопущению к работе на объектах заказчика работников с признаками алкогольного опьянения, предусмотренной пунктом 4.5.1 приложения N 4 к договору N СИБ-66/08 от 15 июня 2008 года. Поэтому на основании статей 309, 310, 330, 401 - 403, 706 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о взыскании штрафа заявлено правомерно.

Однако, судом апелляционной инстанции учитываются следующие обстоятельства: работник был обнаружен в состоянии алкогольного опьянения не непосредственно при производстве работ, в материалы дела не представлены доказательства, что факты обнаружения нетрезвого сотрудника имели какие-либо серьезные последствия или повлекли убытки для заказчика. Поэтому, суд апелляционной инстанции снижает размер штрафа, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца до 30 000 рублей на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 5 ноября 2008 года по делу N А33-11381/2008 в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении исковых требований.

Платежным поручением от 13 августа 2008 года N 985 истец уплатил в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 3 500 рублей (л.д. 9, том N 1).

Обращаясь с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, истец уплатил в доход федерального бюджета по платежному поручению от 25 ноября 2008 года N 531 государственную пошлину в размере 1 000 рублей.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика - общество с ограниченной ответственностью “Сибирская Интернет Компания“.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 ноября 2008 года по делу N А33-11381/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Сибирская Интернет Компания“, г. Москва в пользу открытого акционерного общества “Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании“, г. Москва 30 000 рублей штрафа.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Сибирская Интернет Компания“ в пользу открытого акционерного общества “Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании“ 3 500 рублей государственной пошлины по иску и 1000 рублей по апелляционной жалобе.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий судья

И.А.ХАСАНОВА

А.Н.БАБЕНКО

Для того чтобы на законных основаниях отстранить сотрудника, пришедшего на работу в нетрезвом виде от выполнения должностных обязанностей, представители организации должны сформировать соответствующий акт.

ФАЙЛЫ

Чем чревато появление нетрезвого сотрудника на рабочем месте

Приход кого-либо из работников нетрезвым, может привести к самым разным неприятным и непредсказуемым последствиям. Во-первых, человек, плохо себя контролирующий, своим неадекватным поведением может нарушить всю работу предприятия, привести к сбоям в технологическом или производственном процессе. Он может мешать коллегам осуществлять их функции, кроме того, сам факт такого события ставит под срыв соблюдение общепринятой дисциплины в компании.

Что такое отстранение от работы

Нетрезвого работника следует отстранить от исполнения его должностных обязанностей в каком бы то ни было виде.

Как правило, эта временная мера не превышает периода в один-два дня. При этом в дальнейшем эти дни провинившемуся при начислении заработной платы, не засчитываются.

Для чего нужен акт, его значение

Акт об отстранении от работы в состоянии алкогольного опьянения имеет серьезное значение. На его основании к сотруднику, который допустил подобное нарушение трудовой дисциплины, могут быть применены административные санкции в виде замечания, выговора или даже увольнения (если такое происходит не в первый раз). К тому же акт может служить причиной для того, чтобы лишить работника премии или другого вида материально (нематериального) поощрения.

В случае возникновения каких-либо разногласий между руководством компании и подчиненным, если вдруг последний надумает обратиться в трудовую инспекцию или суд, именно это документ послужит доказательством правоты представителей организации.

Кто составляет акт

Акт может составить руководитель структурного подразделения, в котором трудится человек, заявившийся на работу нетрезвым, а также любой другой работник предприятия, уполномоченный следить за соблюдением трудовой дисциплины.

Но его показания, зафиксированные в акте, обязательно должны быть удостоверены подписями других лиц.

Привлечение свидетелей

Для того чтобы подтвердить тот факт, что кто-то из сотрудников предприятия пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения, а также обозначить его отстранение от исполнения должностных обязанностей, необходимо привлечь свидетелей. Их количество должно быть не менее двух человек, причем желательно, чтобы это были представители разных структурных подразделений.

Порядок составления акта об отстранении от работы в состоянии алкогольного опьянения

Первым делом, заметив нетрезвого сотрудника, необходимо убедиться в том, что он действительно пьян, а не находится, например, в плохом самочувствии. Для этого следует попросить его пройти процедуру проверки на специальном алкотестере или же медицинское освидетельствование. Затем, по результатам контрольных действий формируется акт, при этом если работник не захотел проходить тест на содержание алкоголя в крови, то это нужно в акте обязательно обозначить. При явных внешних признаках алкогольного опьянения или же исходя из положительных показаний прибора, следует отстранить сотрудника от работы, также занеся данную информацию в акт.

Как составить акт

  1. Акт формируется в произвольном виде, поскольку его стандартного образца нет. Однако если внутри компании есть разработанный и утвержденный руководством формат документа, то использовать следует именно его. При этом желательно, чтобы форма бланка была указана в нормативно-правовых бумагах предприятия.
  2. Акт можно писать от руки или печатать на компьютере, для него подойдет и обычный лист бумаги и бланк с фирменными реквизитами и логотипом. Если акт делается в электронном виде, то после окончательной подготовки его следует распечатать для простановки в нем необходимых подписей.
  3. Акт формируется как минимум в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику, который пришел на работу нетрезвым, второй остается внутри организации. Если нужно, то документ можно размножить (например для того, чтобы у каждого свидетеля также была своя копия документа).

Кто должен подписать акт

В первую очередь акт должен подписать сотрудник предприятия, который непосредственно занят в его составлении. Также в нем должны стоять подписи свидетелей, которые своими автографами удостоверяют тот факт, что документ оформлен по всем правилам и с соблюдением установленной процедуры.

И, наконец, последняя подпись, которая должна стоять в бланке – того работника, который стал главным «героем» документа. Если он отказывается расписаться, об этом следует сделать соответствующую пометку.

При необходимости сформировать акт об отстранении от работы в состоянии алкогольного опьянения, воспользуйтесь приведенным ниже примером и прочитайте комментарии к нему – с их учетом вы без труда составите нужный вам бланк.

  1. Первым делом внесите в документ информацию о том, кто именно пишет акт – его должность и ФИО, далее укажите присутствующих свидетелей, дату (число, месяц, год) и точное время (вплоть до минут), когда был установлен факт нахождения на работе сотрудника в нетрезвом виде, отметьте и его данные.
  2. Далее опишите, в чем именно выражалось опьянение (чем подробнее будет эта часть документа, тем лучше).
  3. Если работник прошел тест на алкотестере, внесите показания прибора в акт, как и сведения о его объяснениях (если он их предоставил).
  4. После этого удостоверьте то, что сотрудник до исполнения трудовых функций не допускается и обозначьте какие меры в отношении него приняты (например, он отправлен домой или просто выведен за территорию компании).
  5. Если считаете нужным, дополните документ и другой информацией, имеющей значение в вашем случае.
  6. Предложите провинившемуся работнику подписать бланк, если он откажется, обязательно сделайте соответствующую пометку.
  7. В заключение заверьте акт автографами всех присутствующих.

Вопрос: Медицинский вытрезвитель, выполняя обязательные функции по доставлению и размещению лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и оказанию в необходимых случаях медицинской помощи, получает деньги от граждан за их содержание. Будет ли данная деятельность считаться предпринимательской деятельностью по реализации услуг и доходы от нее включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2009)

Вопрос: Медицинский вытрезвитель, выполняя обязательные функции по доставлению и размещению лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и оказанию в необходимых случаях медицинской помощи, получает деньги от граждан за их содержание. Будет ли данная деятельность считаться предпринимательской деятельностью по реализации услуг и доходы от нее включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций?
Ответ: В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения для российских организаций считаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией услуг является возмездное (а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе) оказание услуг одним лицом другому лицу.
Статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Для оказания услуг должно быть волеизъявление обеих сторон, плата должна поступать исполнителю услуги.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" медицинские вытрезвители при органах внутренних дел отнесены к структуре милиции общественной безопасности (п. 7 раздела "Структура милиции общественной безопасности").
При этом на основании ст. 1 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) милиция отнесена к системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества от преступных и иных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
В соответствии с п. 11 ст. 11 Закона N 1026-1 милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей (ст. ст. 9, 10 данного Закона) предоставляется, в частности, право доставлять в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе.
Задачами милиции являются в том числе охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст. 2 Закона N 1026-1). В силу ст. 9 Закона создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МВД России.
Исходя из ст. 35 Закона N 1026-1 финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, Закон устанавливает четыре источника финансирования милиции: 1) федеральный бюджет; 2) бюджеты субъектов Российской Федерации; 3) местные бюджеты; 4) иные поступления.
Следовательно, в данном случае медицинские вытрезвители, взимая плату за предоставляемые услуги, получают финансирование от иных поступлений, что само по себе является правомерным.
Согласно Письму Минфина России от 26.04.2006 N 02-05-03/989 до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации суммы, взыскиваемые с граждан за содержание в медицинском вытрезвителе, администрируются МВД России и зачисляются на код бюджетной классификации "188 1 13 03020 02 0000 130. Прочие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от оказания платных услуг и компенсации затрат государства".
Медицинский вытрезвитель является бюджетной организацией, однако ввиду недостаточного бюджетного финансирования финансируется за счет средств, полученных от граждан за содержание в медицинском вытрезвителе.
Основными видами деятельности медицинского вытрезвителя являются доставление в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в пьяном виде, медосмотр и оказание помощи доставленным в медицинский вытрезвитель, размещение лиц, подлежащих вытрезвлению, в палаты, установление за ними наблюдения милиционерами и медперсоналом, содержание доставленных лиц до полного вытрезвления и т.п.
Следовательно, деятельность медицинского вытрезвителя нельзя отнести к коммерческой деятельности по оказанию услуг, а полученную плату с лиц, принудительно помещенных в медицинский вытрезвитель, - к выручке, являющейся объектом обложения налогом на прибыль организаций.
Арбитражные суды поддерживают данную позицию и приходят к выводу, что выполнение медицинским вытрезвителем возложенных на него обязательных функций по доставлению и размещению в учреждении лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и оказанию в необходимых случаях медицинской помощи не подпадает под понятие реализации услуг. Также суды указывают, что медицинский вытрезвитель предоставляет ночлег гражданам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, но "на ночлег" указанные граждане доставляются принудительно, в целях изоляции их от общества на время, необходимое для их отрезвления, следовательно, это свидетельствует о принудительном характере данных услуг, не связанном с предпринимательской деятельностью (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2007 N Ф08-1904/2007-817А).
Данную позицию также поддерживает ВАС РФ. Это следует из Определения от 05.07.2007 N 7738/07.
Таким образом, приходим к выводу, что данная деятельность медицинского вытрезвителя не считается предпринимательской деятельностью по реализации услуг и доходы от нее не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Ю.М.Лермонтов
Минфин России
22.04.2009

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Договор N ____
об организации оказания медицинских услуг по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения

г.__________

"__ " __________ ____ г.

"_(наименование)_ ", именуем__ в дальнейшем "Исполнитель", в лице __________ , действующ__ на основании _(данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа)_ , с одной стороны, и "_(наименование)_ ", именуем__ в дальнейшем "Заказчик", в лице __________ , действующ__ на основании _(данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию)_ , с другой стороны, вместе также именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель на основании обращения Заказчика обязуется оказать Пациенту медицинские услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического), а Заказчик уплачивает Исполнителю стоимость оказываемых услуг в размере, порядке и сроки, которые установлены настоящим Договором.

1.2. Пациентом в рамках настоящего Договора является лицо, которое направляется Заказчиком на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

1.3. Исполнитель оказывает услуги по месту своего нахождения по адресу: __________ .

1.4. Заказчик и Пациент ознакомлены, что медицинские услуги в рамках настоящего Договора предоставляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе предъявляемыми к качеству медицинских услуг.

1.5. Медицинские услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического) оказываются в соответствии с порядком , предусмотренным приказом Министерства здравоохранения от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического)" .

1.6. Медицинское освидетельствование Пациента проводится квалифицированным персоналом медицинской организации на основании соответствующей лицензии по направлению __________ (Заказчика) и с согласия Пациента.

1.7. Пациент для прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должен предоставить медицинской организации документ, удостоверяющий личность, а при его отсутствии освидетельствование пациента проводится на основании документов о направлении пациента на медицинское освидетельствование (протокола о направлении и т.д.).

1.8. В рамках договора Пациенту оказывается медицинская услуга в следующем объёме:

- осмотр врачом-специалистом (фельдшером);

- исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;

- определение наличия психоактивных веществ в моче;

- исследование уровня психоактивных веществ в моче;

- исследование уровня психоактивных веществ в крови.

1.9. Осмотр врача-специалиста проводит врач-психиатр-нарколог, либо врач-специалист другой специальности, прошедший специальную подготовку. При невозможности проведения осмотра врачом-специалистом, проведение осмотра осуществляется фельдшером, прошедшим специальную подготовку.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязуется:

2.1.1. Обеспечить Заказчика и Пациента бесплатной, доступной и достоверной информацией об оказываемых пациенту платных медицинских услугах, содержащей следующие сведения о:

а) медицинской лицензии (её предоставление пациенту), предусматривающей выполнение работ (оказание услуг), соответствующих выполнению обязательств в соответствии с предметом настоящего Договора;

б) порядке медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического) , утвержденном

Похожие публикации